Чем отличается каргопольская игрушка от дымковской и филимоновской

Обновлено: 28.04.2024

В изделиях филимоновских мастериц изображения людей — монолитные, скупые на детали. Они близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них… Читать ещё >

Общие различия Дымковской, Филимоновской и Каргапольской игрушек ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
    • 1. 1. Русская художественная керамика
    • 1. 2. Общие черты русских народных глиняных игрушек
    • 2. 1. Характерные отличия дымковской игрушки
    • 2. 2. Особенности филимоновской игрушки
    • 2. 3. Особенности каргопольской игрушки

    Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют, таким образом, традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.

    В изделиях филимоновских мастериц изображения людей — монолитные, скупые на детали. Они близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги (илл. 3). Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

    Все персонажи животного мира филимоновских игрушек имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову (илл. 4 и 5). Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

    Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие. Дети любят филимоновские игрушки за то, что они узнаваемы и сказочны одновременно! Лошадка узнаваема, а большой конь с длинной шеей такой необычный и красивый, как в сказке! В игрушках много фантазии близкой детской. Детям нравится всадник на лошадке, но они с большим удовольствием играют всадником на курице или на свинке (илл. 5).

    Еще дети любят народные игрушки за то, что все филимоновские игрушки — свистульки! Веселый мелодичный свист неотделим от игрушки. Так было испокон веков и даже назывались игрушки просто свистки или свистульки, а мастерицы были свистулечницами. И бывало, что игрушка оставалась просто белая некрашеная, но всегда со свистком. Посвистеть в свистульку — любимое развлечение детей, но настоящая свистулька должны быть звонкой и удобной. У филимоновцев — что птичка, что барашек или курочка — бери любую и она ляжет в детскую ручку удобно и надежно, а свисток всегда порадует чистым, звонким звуком. В настоящее время в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

    Выводы. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Роспись проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

    3. Особенности каргопольской игрушки.

    Каргопольская игрушка получила название от города Каргополя Архангельской области.

    Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился гончарный промысел на местных красных глинах. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка [5].

    Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как иописанная ранее: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная и имеет меньше песка. Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Другой мастер, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще.

    Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук [5]. Мастер при лепке почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто Мастер лепил каргопольскую игрушку, например, барыню, по частям. Сначала торс с головой, отдельно колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком.

    В последнюю очередь оформляли голову: головной убор — шляпа или кокошник — делается очень условно, без подробностей, — шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких полей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей. Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

    Далее игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.

    Первоначально игрушки были «обварными»: после обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие игрушки, покрытые глазурью.

    Игрушку расписывают неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков. Обычно используются краски в тройном соседстве — чёрная, красная, серебряная.

    Своеобразен и орнамент каргопольских глиняных фигурок. На игрушку наносится простой узор: точки, чёрточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Это древняя символика, связанная с культом плодородия.

    Современная каргопольская игрушка, сохраняя традиционные формы, стала более изящной, чётче акцентируют детали, расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Много женских фигурок с ребенком на руках или с корзиной, птицей. На них широкие юбки, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами.

    Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми подробностями и стали предметами игры [5].

    Не лишены бытовых черт и другие фигуры. Каждый персонаж показан в действии: одни несут сосуды, другие играют на гармошке или на рожке, мужчина курит, развалившись в кресле. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10−15 см) [5].

    Помимо фигурок людей мастерицы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой (илл. 6.). Каргопольские кони — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями.

    Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах (илл.

    7). Полкан — родственник древнеславянского Ярилы, божества весеннего солнца.

    Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Птицы считались предшественницами тепла и весны. Их щебет прогонял силы тьмы. Поэтому глиняные каргопольские игрушки часто изображали птиц, причём делались они со свистком. Такие свистульки лепили и в виде вещей птицы счастья Сирин.

    Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки (илл. 8), охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

    Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях желтого, розового, серого, сиреневого, бирюзового, коричневого, черного цветов. Геометрический белый и черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки. Пятнами, полосами, штрихами намечены формы одежды, черты лица. Все образы полны жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными [5].

    Выводы. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры. Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях желтого, розового, серого, сиреневого, бирюзового, коричневого, черного цветов. Геометрический белый и черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе выполнены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.

    Глиняная игрушка имела с давних времен самое широкое распространение. Русские народные игрушки оригинальны, выразительны и запоминаются яркими образами. Эти игрушки индивидуальны и неповторимы. Они созданы добрыми и умелыми руками народных мастеров. Каждая игрушка — это уникальное изделие. Народный мастер создает единственную в своем роде игрушку.

    Эти игрушки отличают особая традиционность, известное однообразие и устойчивость форм и образов. Одна из основных особенностей глиняной игрушки — обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями. В пластике глиняной игрушки нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе игрушки. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое. В целом в глиняной игрушке сравнительно не много сюжетов. Это — женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Эти сюжеты стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально.

    Общим является то, что дымковские, каргопольские или филимоновские — все это русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Все игрушки отображают образы людей, животных. Все фигурки объединяет: обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись — все это делает их монументальными, несмотря на небольшие размеры. Встречаются одиночные фигурки, но есть и многофигурные композиции.

    Особый интерес вызывает дымковская игрушка. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

    В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Роспись проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие ["https://referat.bookap.info", 8].

    Каргопольские игрушки отличает красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры. Цветовое решение каргопольских игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях желтого, розового, серого, сиреневого, бирюзового, коричневого, черного цветов.

    Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

    ЛИТЕРАТУРА

    Белов В. И. Очерки о народной эстетике. — М., 1992.

    Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.

    Дайн Г. Игрушечных дел мастера. — М.: «Просвещение», 1994.

    Дайн Г. Русская народная игрушка. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

    Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — СПб., 2003.

    Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. — Киров, 2010.

    Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой . — М.: Педагогическое общество России, 2000. -256 с.

    Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. — М., 1998.

    Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство — детям: Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. — М.: «Просвещение», 1991.

    Попова В. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — М., 2004.

    Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве — М.: Современник, 1978.

    Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972. — 78 с.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Автор: Чеберя Дмитрий

    МБОУ «Лянторская СОШ №1»

    Руководитель: Торопова Г.Я.

    МБОУ «Лянторская СОШ №1»

    учитель начальных классов

    Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

    Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:

    - систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

    - выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

    Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.

    Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

    по символике

    по инструментам для росписи

    На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

    глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

    по инструментам для росписи

    Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.

    Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

    Актуальность:

    Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.

    Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

    Объект исследования :

    сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.

    Предмет исследования:

    русские народные глиняные игрушки.

    Цель исследования:

    найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

    Задачи исследования:

    систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

    выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

    сравнение и анализ.

    глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.

    Новизна исследования:

    Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.

    Теоретическая значимость.

    Систематизация имеющихся сведений об игрушках.

    Практическая значимость.

    Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.

    Теоретический обзор.

    С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.

    В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.

    Из истории глиняной игрушки.

    История дымковской игрушки.

    Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.

    Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

    В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

    Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

    Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

    Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

    Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

    История филимоновской игрушки.

    Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
    По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
    Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

    История каргопольской игрушки.

    Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.

    Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.

    Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.

    Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.

    Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

    Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.

    Практическая часть.

    Исследовательская работа.

    Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



    Курс повышения квалификации

    Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


    Курс повышения квалификации

    Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


    Курс повышения квалификации

    Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


    «Почему подростки хотят работать. Как семье и школе помочь ребенку принять правильное решение»

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:



    игрушки

    Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки.5 класс

    Дымковская, Каргопольская,
    Филимоновская игрушки.
    5 класс

    Дымковские игрушкиВ большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дым.

    Дымковские игрушки
    В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками. Изделия дымковских мастеров украшены красными, жёлтыми, синими, зелёными кругами, точками, полосками и волнистыми линиями. Это – дымковский орнамент, или узор.

    Дымковские игрушки

    Дымковские узоры

    Каргопольские игрушкиИгрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края до.

    Каргопольские игрушки
    Игрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края долгих зим и короткого лета, поэтому цвета её не очень яркие, как и природа Севера.
    Тематика разнообразна: барыни, охотники, бородатый гармонист, танцующая пара, волк и многое другое.

    Каргопольские игрушкиВесёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – си.

    Каргопольские игрушки
    Весёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки.
    Полкан – это полуконь-получеловек, поэтому он наделён большой силой.

    Каргопольские игрушки

    Каргопольские узоры

    Филимоновские игрушкиЭти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульско.

    Филимоновские игрушки
    Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из неё лепят, вытягивая форму.
    Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких красок.

    Филимоновские игрушкиСреди персонажей больше домашних животных: коней, собак.

    Филимоновские игрушки
    Среди персонажей больше домашних животных: коней, собак, баранов, кур и петухов.

    Филимоновские игрушки

    Филимоновские узоры


    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    «Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Дистанционные курсы для педагогов

    Видеолекции для
    профессионалов

    • Свидетельства для портфолио
    • Вечный доступ за 120 рублей
    • 311 видеолекции для каждого

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 918 279 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

    «Интеграция современного искусства в детское творчество»

    Свидетельство и скидка на обучение
    каждому участнику

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Другие материалы

    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Рисование по памяти и по представлению
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Особенности акварельной живописи
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Особенности акварельной живописи
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Народные художественные промыслы
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Натюрморт
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Рисование по памяти и по представлению
    • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
    • Тема: Цвет предмета

    «Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
    • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
    • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
    • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
    • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
    • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
    • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
    • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
    • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
    • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
    • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
    • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

    Оставьте свой комментарий

    • 28.05.2018 4582
    • PPTX 3.4 мбайт
    • 182 скачивания
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Шарипова Зульфия Рафисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    60 минут

    «Роль эффективного общения и коммуникативной культуры педагогов во взаимодействии с учащимися и их родителями»

    46 минут

    «Софрология. Упражнения для релаксации»

    90 минут

    «Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение»

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Тема: "Дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки"

    Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с каргопольской, филимоновской и дымковской игрушкой.

    закрепить знания о народных промыслах;

    познакомить с каргопольской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства;

    формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров (филимоновская, дымковская и каргополькая игрушка);

    развивать творческие способности и эстетический вкус;

    воспитывать уважениеф и интерес к народным промыслам.

    Оборудование: дымковский, филимоновские и каргопольские игрушки, образцы элементов дымковской и филимоновской росписи.

    Ход занятия:

    Воспитатель: В нашей группе сегодня работает мини-музей и я вас приглашаю его посетить.

    Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства, называют их.

    Воспитатель: Весёлая белая глина,
    Кружочки, полоски на ней,
    Козлы и барашки смешные,
    Табун разноцветных коней.
    Кормилицы и водоноски,
    И всадники, и ребятня,
    Собаки, гусары и рыбки,
    О каких игрушках говорится в этом стихотворении? (Дымковские игрушки)

    Дети рассматривают дымковские игрушки.

    Воспитатель: Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек? Ответы детей. Прежде всего, снежной белизной фона, по которому написан геометрический узор: кружки, точки, полоски.

    Краски каких цветов используют мастера для росписи игрушек? (яркие, праздничные, малиновые, красные, синие, желтые, зеленые)

    Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, что недалеко от города Вятка. Здесь издавна селились печники и гончары. Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием – Свистунья. Существует такая легенда. К городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
    Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали.
    С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

    Филимоновская деревушка, синий лес, холмы, косогор,

    Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор

    да, из самой обычной глины. появляются вдруг на свет

    Зайцы, коники, павлины и солдатиков войска цвет.

    Воспитатель: В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

    Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

    Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

    Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

    С давних времен известна деревня Филимоново. Все знают филимоновские игрушки-свистульки, делают их из глины, а глину добывают в оврагах. Игрушки эти забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются. Украшают их цветными полосками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые.

    Дети рассматривают и сравнивают дымковские и филимоновские игрушки.

    Воспитатель предлагает оживить игрушки, повторяя на силуэтах знакомые узоры.

    Физминутка: Раз, два, раз, два,

    Стали дети мастера,

    Сели, встали, сели, встали,

    Мы работать не устали.

    Раз, два, раз, два,

    Наши дети – мастера.

    А еще ребята есть каргопольские игрушки. «Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

    Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом. Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»

    В конце занятия воспитатель задает вопросы:

    Какая игрушка тебе понравилась, почему?

    Что особенного в этой работе?

    Чем отличаются друг от друга дымковская, каргопольская и филимоновская игрушки?

    Комплексное тематическое занятие по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе.

    Тема «Глиняная лошадка»

    Сравнительный анализ глиняной игрушки - лошадка народных промыслов Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка.

    Задачи:
    Образовательные задачи:

    • Формировать умение составлять описательный рассказ на основе сравнительного анализа.
    • Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
    • Уточнить и расширить представление детей о народных промыслах Дымковская и Филимоновская игрушка
    • Познакомить с Каргопольской игрушкой.
    • Способствовать умению выделять основные элементы и соотносить ярко выраженные характеристики игрушки с особенностями народного промысла (строение, цвет, узор.).
    • Побуждать детей к активному участию.
    • Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
    • Развивать зрительное восприятие;
    • Формировать навыки связной речи.
    • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.
    • Воспитывать эстетические качества.
    • Воспитывать интерес к рассматриванию и рассказыванию о предметах народного промысла.

    Материалы и оборудование:

    • Интерактивная доска для показа презентации
    • Игрушки глиняных лошадок Дымковская, Филимоновская и Каргопольская.
    • Плакаты с элементами росписи народных промыслов Дымковская, Филимоновская и Каргопольская.
    • Игрушка Лошадка
    • Три конверта со стихами

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    • Знакомство с Дымковским и Филимоновским народным промыслом.
    • Рассматривание картин с элементами росписи Дымковского и Филимоновского народного промысла.
    • Дидактические игры «Собери барышню» «Подбери узор»
    • Роспись игрушек (силуэты на бумаге) узором Дымковского и Филимоновского народного промысла.
    • Лепка игрушек Дымковского и Филимоновского народного промысла.

    Ход образовательной деятельности:

    (Дети играют, вдруг стук в дверь, входит воспитатель с лошадкой)

    Ребята, ребята скорее сюда. Посмотрите кто к нам пришел.

    -помогите мне пожалуйста, я получила три загадочных письма, с приглашением в гости, но ничего не могу разобрать. Вот посмотрите:

    Достает три конверта в конверте стихотворение-загадка и элементы росписи.

    Вы знаете о чем идет речь?

    -Поможете мне отыскать того кто прислал мне эти конверты?

    2. Ознакомительная часть.

    Ели спят у большака

    Спят деревья, спит река,

    Мягкий падает снежок,

    Вьется голубой дымок.

    Дым идет из труб столбом,

    Точно в дыме все кругом,

    Там любили песни, пляски,

    В селе рождались чудо-сказки.

    Вечера зимою длинны,

    И лепили там из глины.

    Все игрушки – не простые,

    Белоснежны, как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски –

    Простой, казалось бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.

    -Как вы думаете о чем это?

    -правильно это про дымковскую игрушку, Слайд2 отправимся туда ?

    давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Дымково очутись!»

    Давайте вспомним. Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю.

    Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

    Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр.

    Двух одинаковых игрушек быть не может. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой - солнце и другие светила.

    - ой ребята, посмотрите какой красивый конек.

    -Привет, я рад что ты меня нашел. Я твой двоюродный брат.

    -это очень хорошо что мы встретились, а у меня есть еще 2 конверта. Посмотрим что там?

    Есть под Тулой деревенька,

    И живут там мастерицы,

    Что добро в дома несут.

    И добро там не простое,

    И не злато, серебро.

    Сильно вытянуты шеи

    И корова, как жираф,

    И медведь, что Змей Горыныч,

    Только это просто так.

    Чтобы звери, птицы, кони,

    И коровы, и медведи

    Чтоб добром и красотою сердце согревало

    И чтоб сказка никогда нас не покидала.

    -догадались о чем речь?

    -правильно это про Филимоновскую игрушку Слайд 8

    давайте отправимся туда. Чтобы попасть на родину Филимоновской игрушки вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в деревне Филимоново очутись!»

    Известным нам с вами народным промыслом является деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей глины.

    Своеобразие филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины «синики». При просушке она быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Таким образом, появилась удлиненность пропорций.

    Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить ее по частям, примазывая их друг к другу. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

    Особенность глины «синика» заключается также и в том, что после обжига она приобретает ярко-белый цвет и не требует побелки. Сочетание белой глины и ярких красок росписи придает игрушке праздничный вид.

    Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

    • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
    • потом их обводят красным;
    • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

    Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

    А вот и второй наш братец.

    -привет, пошли с нами братца искать

    Мороз суров. Широко поле.

    Январь идет по Каргополью.

    И утопая в море снега,

    Где льдами скована Онега,

    Где спит медведь в своей берлоге,

    И замело пути-дороги,

    Подсмотрим в светлое окошко:

    Там на скамейке дремлет кошка,

    И необычная картина –

    Печная сажа, мел да глина,

    И что-то лепит мастерица,

    Вот тройка удалая* мчится,

    Стоит Полкан*, снуют зайчата*,

    Здесь хоровод*, там медвежата*,

    Герои старых русских сказок

    На землях чуди белоглазой**.

    -ребята посмотрите, вы знаете такую игрушку?

    - давайте отправимся на север и познакомимся с Каргопольской игрушкой?

    -Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

    В деревнях, которые находились на территории Архангельской области, с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки для забавы. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно.

    «Каргопольская игрушка — это крестьянская игрушка. Тематика игрушек отражала жизнь людей. В разное время лепили разные игрушки. Мальчикам всегда лепили коня. Конь служил оберегом. Считалось, если есть конь в семье, значит семья живёт в достатке. А девочкам лепили кукол, олицетворявших Мать Сыру-Землю. Круглая шапочка у фигурок означала Солнце, птички являлись символом неба. Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Иногда мастера доходят до такого обобщения, что сани, например, сливаются с головой коня, а тройка составляет единое целое. Однако именно в «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки.

    Несмотря на кажущуюся примитивность каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью и самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Простота изделий — кажущаяся, за этой простотой кроется опыт многих поколений мастеров, их чуткость к глине, форме, цвету игрушки.

    При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

    В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

    А вот и третий братец. Каргопольский конек

    Спасибо ребята что помогли отыскать мне трех братьев. Теперь у меня есть три брата, три расписных коня. Сделаем их фото.

    Все ребята дружно встали

    Все ребята дружно встали Выпрямиться.

    И на месте зашагали. Ходьба на месте.

    На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

    А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

    Как пружинки мы присели Присесть.

    И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.

    4. Составление описательного рассказа на основе сравнения

    -ребята посмотрите какая замечательная фотография у нас получилась.

    А давайте посмотрим и сравним глиняных лошадок разных народных промыслов. Найдем в чем сходство и в чем различие.

    -форма-цвета используемые для раскрашивания

    -Смотрите какая замечательная таблица получилась для сравнения.

    5. Заключительная часть. рефлексивный этап

    - Наша встреча подходит к концу.

    - Скажите, вам понравилась сегодня в путешествии?

    О чём мы с вами сегодня говорили?

    Что интересного вы узнали?

    Кто был у нас в гостях?

    А я вам предлагаю изготовить или нарисовать понравившуюся глиняную лошадку.

    Читайте также: