Чем отличается народная игрушка от современной

Обновлено: 03.05.2024

Во что играют наши дети, когда/если не сидят за компьютером или не уткнулись в смартфон? Некоторые современные игрушки приводят меня в ужас. Я решил вспомнить свое детство и сравнить, во что же играли мы и чем наши игрушки отличались от тех, что предлагают сегодня. Вот какие отличия я обнаружил.

Начнем с кукол. В моем детстве все они были пухлые и розовощекие, т.е. такие, какими, в принципе, и должны быть нормальные дети. В них не было и намека на развращающую детское сознание сексуальность или дистрофическую худобу. В детей не закладывалось с раннего возраста стремление к стройности и внешней привлекательности. У них были другие цели и интересы в жизни.

Во-вторых, игрушки всегда были красивыми. Причем это была не какая-то элитная красота с голливудской улыбкой и идеальными пропорциями тела, а красота естественная и природная. Никто в СССР и представить не смог бы, что в качестве детских игрушек могут выступать, извините за выражение, уроды с синим лицом или торчащими ушами.

Было очень много игрушек, призывающих и приучающих к труду и взаимопомощи - самосвалы, экскаваторы, пожарные машины, наборы доктора/парикмахера и т.п. И совсем не было игр, основанных на деньгах и воспитывающих алчность. Сейчас в любом магазине игрушек можно заметить явный перекос в сторону тщеславия и жадности. Среди все еще имеющихся самосвалов и наборов врача гораздо привлекательнее смотрятся модели элитных авто, крутых гаджетов, а вариаций "Монополии" просто не счесть.

В моем детстве детские игрушки были действительно "детскими" - мишки, зайчики, неваляшки, уточки. Сейчас они тоже есть, но неискушенное детское внимание чаще привлекают своим жутким видом разные чудища - двухголовые, двухвостые, в стиле "а-ля кентавр", т.е. те, которых на самом деле нет и никогда не было. Реальный мир неинтересен, он такой скучный; мир фантазий и грез (пусть даже чужих и извращенных) - куда как привлекательней. Эти улыбающиеся монстры такие милые и пушистые. Интересно, что думают о подобных игрушках детские психологи.

Старые игрушки отличались патриотизмом. Они ненавязчиво воспитывали любовь к Родине, гордость за нее, уважение к национальным традициям. Если это танк, то всегда отечественный и со звездой (а не с американским флагом или, еще хуже, со свастикой). Если Дед Мороз - то настоящий в длинной шубе и, желательно, со Снегурочкой, а не Санта Клаус в ночном колпаке с чулком на оленях. Помню, найти солдатиков вражеской армии для меня было непросто - все чаще продавались только "свои".

The current situation in the world marked by a particularly keen interest in the problem of values. Considering the popular toy as a product of creativity, it is necessary to identify two fundamental properties – novelty and value. If a novelty – the difference is the product of all the well-known, the value should be understood by its ability to meet the cultural needs of the universal human (child). Noting that the toy – the great invention of mankind, we can say that it accumulated experience of many generations, embodies the basic values of life of a people, a particular historical epoch. As a means of transmission of cultural values, ethical and aesthetic standards, the toy reflects not only the achievement of production and technology, but above all – the changes of socio-cultural context. Over the past few decades, when there was destruction of property and the replacement of traditional Russian culture, a good buy, a toy is one that is like an adult. Despite its beauty and ingenuity of the modern toy mostly good only for the windows and did not give a child. If the toy is used to promoted the formation of moral and stable personality, developing the national identity of the child, the toy at this stage itself often is the embodiment of aggression and violence. The process of replacing the values of child consciousness should not go unnoticed for education. As before, and now some of the toys used for the development of the child's motor and motor responses, contributing to its normal physical and spiritual development.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулика М. В.

Текст научной работы на тему «Народная и современная игрушка: аксиологический аспект»

5. Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. А.В. Денежкина; послесл. Л.А. Чухиной. - М.: Гнозис, 1994.

6. Frith S. The Sociology of Youth. - London: Open University Press, 1984.

НАРОДНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Белгородский государственный институт искусств и культуры,

The current situation in the world marked by a particularly keen interest in the problem of values. Considering the popular toy as a product of creativity, it is necessary to identify two fundamental properties - novelty and value. If a novelty - the difference is the product of all the well-known, the value should be understood by its ability to meet the cultural needs of the universal human (child).

Noting that the toy - the great invention of mankind, we can say that it accumulated experience of many generations, embodies the basic values of life of a people, a particular historical epoch. As a means of transmission of cultural values, ethical and aesthetic standards, the toy reflects not only the achievement of production and technology, but above all - the changes of socio-cultural context. Over the past few decades, when there was destruction of property and the replacement of traditional Russian culture, a good buy, a toy is one that is like an adult. Despite its beauty and ingenuity of the modern toy mostly good only for the windows and did not give a child.

If the toy is used to promoted the formation of moral and stable personality, developing the national identity of the child, the toy at this stage itself often is the embodiment of aggression and violence. The process of replacing the values of child consciousness should not go unnoticed for education. As before, and now some of the toys used for the development of the child's motor and motor responses, contributing to its normal physical and spiritual development.

Современная духовная ситуация в мире отмечена особо обостренным интересом к проблеме ценностей. Указанный интерес вызван к жизни, прежде всего вставшей перед человечеством совокупностью глобальных проблем (таких как близость, к исчерпанию ресурсов производства, высокой степенью загрязнения среды обитания, способным уничтожить все живое на Земле).

Считая, народную игрушку творческим продуктом, необходимо рассмотреть пути формирования данного процесса. Так, ценностное рассмот-

* Ассистент кафедры Теории и истории культуры.

рение феномена творчества должно осуществляться главным образом под тремя углами зрения. Во-первых, в плане раскрытия сущностных особенностей тех принципов, которые, существуя в структуре духовной человеческой культуры, выполняют роль своеобразных регулятивов поведения людей, включая и их собственно творческую деятельность; обычные наименования этих принципов - «ценностные ориентации и установки», или просто «ценности». Во-вторых, точки зрения универсально-культурной ценности производимых в творчестве продуктов, т.е. в отношении их способности удовлетворять потребности каждого индивида в усовершенствовании, гармонизации им своих внутренних и внешних связей и отношений. В-третьих, в целях обсуждения вопроса о «механизмах», посредством которых ценностные установки и ориентации автора регулируют деятельность его продуктивного воображения [2, с. 6].

Рассматривая народную игрушку как продукт творчества, необходимо выявить два фундаментальных свойства - новизну и ценность. Если новизна - это отличие данного продукта от всего общеизвестного, то под ценностью следует понимать его способность удовлетворять универсально-культурные потребности человека (ребенка) [2, с. 39]. Как справедливо отмечает В.А. Коноваленко, в современной методологии творчества ценности различают - объективные и субъективные. Первые призваны удовлетворять любые культурные потребности индивида (материальные, духовные или комбинированные - духовно-материальные). Вторые же представляют то, какими должны быть и какими не должны быть объективны ценности [2].

Отмечая, что игрушка - великое изобретение человечества, мы можем заявить, что в ней аккумулирован опыт многих поколений, воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной исторической эпохи [1].

Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего - изменения социокультурного контекста [3].

Необходимо рассмотреть тот факт, что в настоящее время, социокультурная ситуация в России, характеризуется целым рядом негативных процессов, которые наметились в сфере духовной жизни общества. В первую очередь, это утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи. Именно поэтому, возврат к народным корням является, необходим элементом современного образования и воспитания.

За последние несколько десятилетий, когда происходило разрушение и подмена ценностей традиционной русской культуры, хорошо покупаемой, игрушкой становится та, которая нравится взрослым. Несмотря на свою красоту и изобретательность современная игрушка чаще всего хороша

только для витрины и ничего не дает ребенку. Не многие родители задумываются о том, какими игрушками играет их малыш. Чем должна быть современная игрушка для ребенка - забавой или дидактическим материалом, который должен быть использован в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения?

Необходимо заметить, что под современной игрушкой понимается, то, уродливое подобие, которое чаще покупается в магазинах, а под народной -игрушки, сохранившие в себе отголоски архаического периода традиционной культуры русского народа.

Если раньше игрушка способствовала формированию морально-устойчивой личности, развивая национальное самосознание ребенка, то на современном этапе игрушка сама по себе зачастую, является воплощением агрессии и насилия. В связи с этим необходимо кратко рассмотреть те процессы, которые произошли в обществе в последние десятилетия и повлияли на такое отношение к игрушке.

Чаще всего современные игрушки произведены по западным образцам и не оставляют места для самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.

Окруженный такими игрушками ребенок, скорее всего, утратит многие духовно-нравственные ценности, а став взрослым, он будет «запрограммирован» на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал предпочтение в первые годы жизни, с помощью которых происходило формирование его ценностно-мировоззренческого уровня.

Сегодня «империя Барби» становится передовым отрядом «культурной агрессии», разрушающей у русских детей унаследованные от предков архтепические модели восприятия реальности [1, с. 103].

Возьмите любую куклу до «эпохи Барби»: малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, - и вы сразу заметите разницу. Даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не будет тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби.

Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначению женщины - материнству.

Таким образом, современная игрушка не отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребенка, его интеллектуального развития, ценностного восприятия действительности и духовного здоровья. Ориентируемая на инокультуру и скрытую агрессию такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, не приучает к терпению, не тренирует мелкую моторику руки, не может сформиро-

вать и в дальнейшем развивать ценности русской культуры, а наоборот разрушает еще несформированное детское миропонимание и нравственность.

Являлась традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса игрушка служит для ребенка социализирующим фактором. В некоторых случаях игрушка выступает элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков. К таким игрушкам следует отнести уменьшенные модели всевозможных орудий труда. Эти игрушки давали ребенку возможность войти во взрослый мир, уже овладев определенными навыками. В других случаях игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Ктакими игрушками следует отнести кукол, одетых в национальные костюмы, солдатиков в военной форме, модели всевозможных исторических и культурных объектов и предметов.

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствуя его нормальному физическому и духовному развитию.

1. Абраменкова В., Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с.: ил.

2. Коваленко В.А. Творчество как ценность. Философия природы / В.А. Коваленко. - М.: Наука, 2005. - 278 с.

3. Романова А.П., Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол / А.П. Романова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 3.- С. 23-26.

МОЛОДЕЖЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

В статье излагается интерпретация результатов социологического исследования «Город молодых», целью которого являлось получение релевантной информации о молодежи г.о. Тольятти как социальной общности, объекте и субъекте молодежной политики, проводимой в городе.

Интерес к проблеме молодежи объясняется тем, что молодежь в своей природе содержит код преемственности поколений обеспечивающий само-

* Доцент кафедры «Социальные технологии», кандидат социологических наук, доцент.

народное творчество / керамические изделия / гончарные промыслы / глина / гончарный круг / традиционная игрушка / народная культура. / folk art / pottery / clay / potter’s wheel / traditional toy / folk culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулешов Андрей Геннадьевич

Статья посвящена основным направлениям современной глиняной игрушки: традиционному, которое представляют произведения самих народных художественных промыслов; авторскому, — его представляют художники-профессионалы, использующие образы традиционной игрушки в своих работах в качестве основы, и самодеятельному, которое не связано с профессиональной подготовкой и дает свободное толкование образов народной игрушки (они могут быть сделаны и взрослыми и детьми, интересующимися данным видом народного искусства). Главное место в наши дни занимает традиционное направление — произведения, созданные мастерами на народных промыслах. Однако важную роль играет и авторская глиняная игрушка, которая позволяет реконструировать то, что не сохранилось с утратой некоторых промыслов, или создать новый образ, по духу близкий традиционным народным игрушкам. Интересными могут быть и игрушки самодеятельные, если они оригинально используют народные образы.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кулешов Андрей Геннадьевич

The modern traditional authors’ and amateur’s clay toy as artistic phenomena

The article treats the main directions of modern clay toys evolution: the traditional one, which is the product of the folk art crafts themselves; the authors’ one, — it is represented by professional artists who use images of traditional toys in their works as a basis, — and amateur one which includes the artists, who are not associated with professional training and give free interpretation of images of folk toys (they can be made by adults and children interested in this type of folk art ). The main place today is occupied by the traditional direction, i. e. by works created by craftsmen within folk crafts. However, an important role is played by the authors’ clay toy, which allows to reconstruct what has not survived with the loss of some trades, or to create a new image, in a spirit close to traditional folk toys. Amateur toys can also be interesting if they use folk images in original way.

Текст научной работы на тему «Современная традиционная, авторская и самодеятельная глиняная игрушка как художественное явление»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10210 УДК 745 ББК 85.12

А. Г. Кулешов (Москва)

Современная традиционная, авторская и самодеятельная

глиняная игрушка как художественное явление

О том, что русская глиняная игрушка является интереснейшим и поистине уникальным видом народного искусства — очень древним по своему происхождению, многогранным по образному содержанию и значению, разнообразным, самобытным и ярким в своих художественных решениях, — хорошо знают все. Это известно и специалистам, занимающимся народным творчеством, и просто ценителям этого искусства, и, конечно, художникам. Многих восхищает в игрушке ее первозданность и органичность, оригинальность творческого подхода. Художников же поражает природная красота, выверенность в скульптурных, живописных и декоративных формах. Произведения лучших старых мастеров, представляющих не только знаменитые крупные игрушечные промыслы России, но и менее известные, так называемые малые промыслы (а они тоже важны и заслуживают внимания), — всё это действительно является нашим огромным богатством, национальным достоянием. Игрушка дает представление о высочайшем уровне мастерства, характерных особенностях и широком художественном спектре наших народных ремесел, тем более что с большинством из них она образно тесно связана.

Игрушка как вид народного творчества ярко демонстрирует особенности современного художественного процесса и тех задач, которые стоят перед нашим обществом. Если мы действительно хотим сохранить нашу народную игрушку, мы прежде всего должны заботиться о ее промыслах, проявлять особое внимание к мастерам старшего поколения, которые могут быть важным примером для творческой молодежи. Ведь художественный промысел — это традиция: опыт, сложившийся многими десятилетиями, опыт целых поколений народных мастеров, которые выработали наиболее удачные и удобные в конкретных условиях художественные решения — образные, типологические, изобразительные, — соотносившиеся с народными вкусами, мировоззрением и чувством природного материала. Сложившиеся общие правила: приемы работы с материалом, определенные изобразительные принципы, использующиеся применительно к утвердившейся в данном центре типологии, — всё это и есть традиция.

Еще совсем недавно, в 1950-е гг. (не говоря уже о 1930-х), эта заданность, определенная нормативность народного искусства представлялась фактором консервативным. На самом же деле, как это стало понятным теперь и подтверждено творческими достижениями многих мастеров на промыслах, эта нормативность не только не тормозит развитие игрушечного производства и творческую деятельность каждого из мастеров, но, наоборот, скорее организует, дисципли-

нирует и активизирует творческий процесс. Традиция сама очищает от лишнего, но не мешает при этом проявлению индивидуального начала. Каждый мастер имеет свой почерк и особенности в трактовке образа. Кого бы из очень известных мастеров-игрушечников мы ни взяли, никак нельзя сказать, что они хоть в какой-то мере нарушают традицию. В том-то и дело, что личностное не выходит у них за рамки нормы. Традиция для них остается стержнем, основой в творческом процессе. Будь то абашевские быки и олени у Тимофея Зоткина, дымковские барыни и кони у Е. З. Кошкиной и З. В. Пенкиной, каргопольские кони, медведи и Полканы у Ульяны Бабкиной или фигурки крестьян, горожанок, медведей у И.В. и Е. В. Дружининых — все эти образы при всей своей индивидуальности всегда остаются в русле традиционного, в той изобразительности, которая характерна для стилистики данного игрушечного промысла. Даже если мастер не связан напрямую с промыслом, но следует его правилам, он может быть определен как мастер традиционный.

Вполне понятно, что именно традиционное направление всегда было и до сих пор остается главным в глиняной игрушке. Оно без всяких оговорок связано с настоящей народной культурой, ее образностью и стилистикой, даже если учитывать, что этот вид искусства последовательно развивался и глиняная игрушка середины и второй половины XIX в. заметно отличается от игрушки на рубеже Х1Х-ХХ вв. и в XX в. Понятие «народное» используется в данном случае не в расширительном значении, к которому мы привыкли, а в историческом. «Народная» — значит связанная с основной средой, в которой родилось и использовалось данное искусство, т. е. с крестьянским сельским и посадским городским населением России.

Положение изменилось к концу XX в. и в XXI в., когда определилось и стало иметь большое значение в художественном процессе совсем новое направление, получившее название «авторская игрушка». В наши дни оно уже является довольно масштабным и имеет свою перспективу в развитии.

Что в современном художественном творчестве понимается под определением «авторская игрушка»? В чем ее отличие? Авторская игрушка — это глиняная игрушка, создаваемая профессионалами, художниками, скульпторами, имеющими специальную подготовку и использующими традиционную игрушку как ориентир, но при этом следующими определенным самобытным путем. Личностное, индивидуальное в подходе к образному решению начинает у них превалировать над общепринятыми правилами изготовления традиционной игрушки. Границы между традиционным и индивидуальным часто оказываются очень размытыми, градаций довольно много. Однако важно то, что все-таки в конечном итоге направляет в их работе, что является доминантой. Авторскую игрушку создают в основном художники, непосредственно с промыслом не связанные. С той или иной мерой приближенности они иногда используют стилистику какого-то промысла, известного своей глиняной игрушкой, но в ее историю и специфику производства, как правило, не вникают. Ими руководят собственные идеи и художественные представления. В результате рождается новый образ, на народную игрушку одновременно похожий и непохожий, в котором четко определяется индивидуальное начало. Провести границу в этом случае бывает непросто, но говорить о размытости ее всё же не приходится.

Сложнее ситуация, когда авторская игрушка появляется на базе самого промысла и создающий ее мастер считает для себя возможным выход за пределы дозволенного общими правилами. Личностное и здесь явно выходит за рамки

нормы, хотя связь с традиционным не разрывается полностью. Интересным примером такого искусства, как нам кажется, могут быть поздние работы Людмилы Николаевны Докиной, известной дымковской мастерицы. Ее «Пушкинская серия» — в большей степени все-таки авторская работа, мало похожая на характерные игрушки Дымкова. Выполненные ею композиции на сюжеты из жизни самого поэта в целом остаются в традициях этого промысла, но содержательно образы намного сложнее. Группа, представляющая Пушкина, сидящего с Натальей Николаевной на скамье под цветущими деревьями, действительно очень похожа на типичную дымковскую «парочку», но персонажи выглядят необычно: они и гротескные, и сказочные одновременно. Пушкин у Докиной сам как будто неожиданно попадает в мир любимых им сказок и сказочных образов. Это, конечно, очень индивидуальный, личностный подход, а тема для промысла несвойственная.

Молодые люди, недавно занимающиеся на промыслах и стремящиеся проявить себя, тоже порой начинают склоняться к авторскому направлению. Они отходят от традиции, но кончается это чаще всего эклектичными и малоинтересными решениями. Такие молодые мастера есть и будут. Они встречаются и в дымковском, и в каргопольском промысле, в той его части, которая относится к объединению «Беломорские узоры».

Примерно в таком же пограничном положении между авторской и традиционной народной глиняной игрушками находятся и произведения художников, которые работают над возрождением уже угасших, но когда-то активно действовавших народных промыслов. Опираясь на археологические находки, свидетельства местных жителей и работы еще оставшихся в живых художников-энтузиастов, когда-то работавших на промысле, они стараются наладить прежнее производство. Создаваемые ими образцы реанимированного промысла, кажется, документально точны, но едва ли эти художники полностью добиваются желаемого. Хотя художественную ценность можно проверить только временем. Конечно, такую игрушку нельзя безоговорочно назвать народной и традиционной, скорее, она также должна быть определена как авторская, близкая народной и повторяющая ее. Граница и в самом деле здесь размыта. Таких возрожденных игрушечных промыслов в наши дни довольно много — не один и не два. Это воронежская и старооскольская глиняные игрушки, орловская игрушка в Плешко-ве и Чернышине, суджанская и кожлинская в Курской области, солецкая в Новгородской области.

В качестве примера можно рассмотреть образцы вновь появившейся воронежской глиняной игрушки. Галина Ивановна Арефьева, многие годы занимавшаяся воссозданием этого утраченного промысла, добилась немалых результатов. Нарядные, с большим вкусом орнаментально оформленные, органичные в пластическом решении, новые воронежские игрушки могут быть и очень близки к оригиналам. Красивы фигурки зверей и птиц, женские изображения. Правда, иногда они очень напоминают липецкие (известные игрушки из романовского промысла), но связь между двумя этими старыми игрушечными центрами подтверждается разными документальными материалами. Очень хочется назвать воронежскую возрожденную игрушку народной традиционной, но справедливости ради следует все-таки остановиться на определении «авторская» в традициях старого воронежского промысла.

К разряду авторской игрушки принадлежит и современная московская игрушка-скульптура, получившая название «Перовская мурава», потому что родилась

в Центре детского и юношеского творчества в московском районе Перово. В художественном отношении это явление очень интересное. Создаваемая здесь под руководством Галины Алексеевны Алёшиной и Ольги Николаевны Шемягиной игрушка-скульптура выполняется с использованием тех образов, которые запечатлены на подлинных московских поливных (муравленых) изразцах XVII в. Эти всадники, львы, грифоны, китоврасы, олени и другие фигурки с максимальной точностью, но в творческой интерпретации (поскольку переведены из рельефного изображения в объемное) повторяют замечательные образы XVII в., делая их произведениями современного искусства декоративной пластики. Образы этой скульптуры-игрушки удивляют выразительностью своих решений и красотой цветной (в основном зеленой) поливы, использующей в сочетании и старые, и новые технологии. Вопроса, авторские это изделия или традиционные, в данном случае обычно не возникает, хотя сходство удивительное.

Авторскими работами являются и реконструкции, точно повторяющие уже не изображения на изразцах XVII в., а настоящую московскую глиняную игрушку этого времени. Она может быть ангобированной расписной или нерасписной, сохраняющей тон природной глины. Эти образы, реконструированные с большим мастерством Сергеем Александровичем Сидоровым, тоже поражают своей подлинностью и вкусом, изобретательностью в технике исполнения, но и они только предельно приближены к подлинникам московского гончарства. Это тоже авторская игрушка.

Завершающим примером современной авторской глиняной игрушки может быть еще одно художественное явление наших дней — тверская расписная ново-торжская игрушка. Она появилась в конце 1970-х гг., и природа ее особая: ее трудно с чем-либо сравнивать. В Торжке издавна занимались гончарством, но промысла, сосредоточенного только на изготовлении глиняной игрушки, не было. Авторские разработки Галины Алексеевны Климовской возникли в связи с созданием специализированного цеха на местном заводе керамических изделий. Согласно рекомендациям сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности, начались работы по внедрению в производство экспериментальной глиняной игрушки. Она была создана творческими усилиями целого ряда людей. Аналогий ей ни в формах, ни в технологии и приемах росписи не было. Свой оригинальный стиль здесь сконструировали, стараясь быть ближе к фольклорным образам и формам, никого при этом не повторяя.

Идеи, которые в этот период проводились в жизнь, были связаны с переходом к совсем другой, промышленной ориентации производственного процесса. То, что было создано в Торжке, отражало эту направленность. Игрушка, которую изобрели здесь в конце 1970-х гг., и современная новоторжская игрушка очень отличаются друг от друга. Трудности были большие: нужно было преодолевать опасность серийности и механического тиражирования, которые чужды народной игрушке. Современная новоторжская игрушка теперь во многом усовершенствована и действительно более приближена к образцам народной игрушки. Вложен большой труд и старания по корректировке некоторых ее особенностей в прошлом. В настоящее время она уже имеет определенный художественный стиль, хотя и искусственно возникший. Наверное, это самый сложный пример современной авторской глиняной игрушки, но она существует и продолжает развиваться трудами работающих на этом производстве.

Еще одно направление в современной глиняной игрушке — самодеятельная игрушка. Из названия понятно, что эти изделия связаны с самодеятельным, не-

профессиональным творческим процессом. Ее изготавливают в разных местах, в основном дети, однако и многих взрослых, обратившихся к творчеству, также увлекает этот процесс.

Трудность заключается в том, чтобы разграничить то, что можно назвать игрушкой, и то, что может служить в игре, но использоваться и как произведение мелкой декоративной пластики. Дети и взрослые с удовольствием делают из глины свои произвольные, не подчиненные никаким правилам и стилю небольшие фигурки. Какая-то часть из них ориентирована на конкретные образцы народной игрушки, другая в общем отражает разные впечатления от увиденного (на природе, дома, в цирке, зоопарке, на выставке). Это тоже будут звери, птицы, небольшие композиции с человеческими фигурками. Бывает так, что созданные детьми или взрослыми глиняные фигурки-игрушки сильно приближаются по своим формам и даже по восприятию к формам и образам, фольклорным по происхождению. И такой случай — большая удача. Главное — это чувство материала и острота видения, а этим многие дети наделены. Эти качества можно развивать и на специальных занятиях в студиях и кружках, а теперь еще и в школе, где введен в программу урок, знакомящий с народной культурой и разными видами художественных ремесел.

К сожалению, в наше время слишком большое влияние имеет массовая культура и образы, ею насаждаемые. Однако этому можно противостоять педагогическими средствами: с помощью образовательных и воспитательных программ внешкольных занятий. Знакомство с произведениями народной традиционной игрушки иногда заканчивается копированием конкретных образцов любимой всеми дымковской, каргопольской, абашевской игрушки, но этот путь представляется малопродуктивным, если к нему ничего не добавляется. Интересны, например, опыты издания небольших альбомов для раскрашивания и орнаментирования образцов народной игрушки, которые выпускались на некоторых промыслах (например, в Каргополе). В них представлены основные типы изделий промысла или конкретного мастера (в Каргополе это игрушки У. И. Бабкиной), а от ребенка требуется самостоятельно довести работу до конца, применяя свои знания.

Можно сделать вывод, что самодеятельная игрушка — направление интересное, несмотря на свои сложности, и, конечно, имеющее право на существование. Здесь много работы и вместе с тем много возможностей. Однако и авторская, и самодеятельная игрушки в той или иной степени опираются на художественную традицию, без которой не существовало бы народного промысла.

Определение : Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Функции игрушки Функции игрушки : развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии - социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта .

Русские Народные игрушки Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас древнейшие изображения (Богини Матери - «неолитической Венеры») не имеют лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку «день - ночь». Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.

Современная игрушка По мнению известного педагога В.М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, современные дети играть стали не меньше, а хуже: «…качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т.п.… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

К сожалению, совсем исчезли групповые игры - воздух детской жизни старших поколений. Зато появились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические, однако сама суть, «тайна» игры оказалась так и не раскрыта. Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30-40 лет назад.

Все мы и наши дети живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и … недолговечными предметами . У всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Посредством этой по сути сенсорной агрессии окружающей ребенка среды нарушена стабильность и устойчивость оснований мира, дающие психологическую уверенность маленькому человеку в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Детская игрушка сегодня как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Она предназначена для организации прежде всего имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр.

Влияния игрушки на развитие личности ребёнка У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Вывод: На сегодняшний день мы имеем большой выбор игрушек. Если оглянуться, то увидим яркие обложки ,цветные фломастеры, карандаши, компьютеры, телевизоры, различные музыкальные игрушки, трансформеры , роботы…Современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере. Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью. Родителям нужно присматриваться к своему чаду и покупать хорошие добрые игрушки, а еще лучше вместе с ними создавать самодельные игрушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Знакомство с жанровыми особенностями сказок. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» .

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные .


Консультация для родителей: "Роль русских народных игрушек в развитии ребёнка"

Использование русских матрёшек на занятиях игрового типа в детском саду способствует развитию творческих способностей; проиобщает детей к народно-прикладному искусству, к национально-культурным традиц.


Выставка русских народных игрушек своими руками 2019 г.

Выставка русских народных игрушек.

Консультация для родителей Особенности современных игрушек.

Консультация для родителей о правилах выбора игрушек, и их педагогических ценностях.


Статья "Неделя русских народных игрушек."


Изготовление русских народных игрушек из пластиковых бутылок. Вторая жизнь пластика.

Презентация к мастер-классу по изготовлению игрушек из пластиковых бутылок.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Читайте также: