Чем расписывают свои игрушки филимоновские мастерицы

Обновлено: 26.04.2024

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.

Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение. Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и красоты.

Желтый - цвет солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет – символ возрождения жизни.


Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами - не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.


Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой») и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.


Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот.

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.



Журов Е.П.
«Филимоновские мастерицы», 1996 год

Слева направо: Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова


Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год


Скворцова Ольга Александровна

Панно по мотивам Филимоновской игрушки

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

Денисова Римма Васильевна

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Живописные работы


художник Ковтунова Надежда Исакиевна.

Народная мастерица филимоновской игрушки Зайцева А.Г. - заслуженный художник РСФСР

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

filimonovskaya-rospis

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

filimonovskaya-igrushka-raskraska

Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий. И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать. Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.

Филимоновская роспись

Одоевские мастерицы подарили художественной культуре страны вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами. Во время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными. Но такой нюанс стал брендом, и сегодня описание росписи филимоновской игрушки невозможно без акцента на непривычной форме изделия.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

svistulka

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

ehlementy-rozpisi

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Филимоновский промысел в наше время

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Читайте также: