Чем склеить глиняную игрушку

Обновлено: 24.04.2024

Сегодня немного о приклеивании, самом важном моменте в изготовлении кружек.

Сразу скажу, я не истина в первой инстанции. Это просто мой опыт.

Я попробовала много видов клея. Очень разочаровали все смеси Момент. Вообще не прошли тест-драйв. Клей,который продаётся в больших баночках и смешивается в разных пропорциях, клеит очень хорошо. Но не каждый из них термо- и влагостойкий и поэтому со временем декор может отойти. В этом случае новый клей тестируйте. Провереные марки - клей в шприце Секунда и Контакт, а так же всеми любимый Poxipol.

2. Приготовление смеси.

Не готовьте много смест. Очень много клея выкидывается. Лучше всего отмерять количество компонентов на ювелирных весах, но если у вас нет такой роскоши, то тренируйте глазомер. Чем точнее количество компонентов, тем прочнее смесь. Если вы немного ошиблись в количестве, это не так страшно. Клей все равно отвердее, просто это займёт чуть больше времени. Поэтому я всегда стараюсь подержать приклеенное изделие большое суток у себя. Если такой возможности нет, прошу заказчика не использовать изделие еще день. Лучше перестраховаться.

3. Подготовка поверхности.
Обезжирить - это закон! Никакой влаги - это закон.

Если декор отходит от кружечки, то в 99,9 % случаев отходит именно глина. Поэтому поверхность глины обязательно шлифуем. Гравером, наждачной бумагой или просто острием лезвия скребём до того, как поверхность перестанет блестеть. Обычно кружка не нуждается в шлифовке, только некоторые матовые поверхности капризначают. Тут нужно только проверять.

4. Нанесение и приклеивание.

Не наносите много клея. Тонкого слоя вполне достаточно, а вот перебор клея приводит к некрасивым поддтекам и хрупкости клейкого слоя. Поэтому я тщательно смазываю тонким слоем, в середине декора делаю слой чуть толще и быстро клею.

Не весь декор может позволить примотать его молярным скотчем к кружке, как делают многие.

В этом случае я сижу с кружкой, пока клей не засохнет. Причем очень важно через 3 -5 минут очень сильно прижать декор к кружке. Избегайте воздуха под декором.

Глиняные игрушки хрупкие, хотя именно в лепке филимоновских игрушек это учитывается и они, как правило, имеют обтекаемую форму без лишних налепных деталей. Обратите внимание, что самые традиционные филимоновские свистульки — свистульки-столбики, свистульки-подвесы, курочки и даже «барыни» и «солдаты» — вылеплены таким образом, чтобы их тулово можно было охватить детской рукой и удобно держать. А свистульки-подвесы имеют еще и веревочку, чтобы можно было повесить на шею и маленький ребенок не уронит ее в игре. Покупая игрушку для ребенка, сделайте правильный выбор по возрасту, но не бойтесь, если игрушка разобьется. Займитесь починкой игрушки вместе с детьми, научите их «лечить» свои игрушки и они снова вернуться в игру.

Как правило, бьются глиняные игрушки при падении на твердую поверхность (стол, пол) или при ударе обо что-нибудь. Вдребезги они не бьются, а у них, обычно, откалываются ножки, рожки, ушки, головы, носики или они раскалываются пополам. Надо бережно и аккуратно собрать все части и мелкие отколовшиеся кусочки, разложить все это на листе бумаги, чтобы оценить размер «ущерба»

Обожженная глина хорошо поддается склеиванию любым пригодным для этого материала клеем, но желательно бесцветным. Хорошо подходит клей «Момент», но работать им надо быстро. Намазываете склеиваемые части клеем (можно довольно обильно) и аккуратно, совмещая части по сколу, прижимаете друг к другу. Выступивший клей после его подсыхания обязательно надо удалить, чтобы он не остался на игрушке в виде темных полос («Момент» хорошо скатывается как резина). Старайтесь, чтобы клей не попал на другие части игрушки, иначе он даст темные пятна. Маленькие сколы также надо приклеить, совмещать их с игрушкой нужно по рисунку. Если работу выполнить аккуратно, то место склеивания будет почти незаметно за ярким рисунком, особенно если вы приклеивали рожки, ушки и носики.

Если мелкие сколы не удалось собрать и приклеить, то место скола можно затонировать краской, подходящей по рисунку. Возьмите для этого акриловую краску, они имеет более кроющий эффект, и дополните рисунок на месте скола.

Загрязнившуюся глиняную филимоновскую игрушку можно мыть небольшим количеством вода или протирать влажной тряпкой, основное условие, не использовать много воды и сильные моющие средства. Не стоит протирать игрушку спиртовыми растворами, они растворят краски. Даже если краски игрушки немного смажутся после протирания водой, их можно подновить акриловыми красками. Свисток, который дети берут в рот, никогда не покрывается краской, поэтому его можно протирать спиртовыми растворами, но очень аккуратно, и все-таки лучше его помыть с мылом, если это нужно.

Полимерная глина (холодный фарфор) сейчас весьма популярна в творчестве, изделия из нее пользуются большим спросом. Вещество было придумано для лепки голов куклам ручной работы, но потом стало применяться и для иных целей. Пластификаторы в составе этого материала придают эластичность, зато после запекания глина намертво застывает и больше не меняет форму.

Для создания оригинальных изделий нужно приобрести качественный клей для полимерной глины, с его помощью получится накрепко соединять отдельные элементы.

Цветок Сакуры из полимерной глины

Что лучше применять

Крепко склеить полимерную глину обычными клеями типа ПВА, домашними средствами из крахмала, конечно, не получится. Нередко вместо клея рукодельницы используют саму жидкую полимерную глину-гель. Обычно она применяется для присоединения мелких деталей к скульптурам, которые уже подверглись обжигу. Работать с таким средством не совсем удобно, ведь его застывание произойдет только после повторного обжига. Также можно использовать в работе с глиной профессиональные гели с пластификатором в составе:

  1. FIMO Liquid. Термоотвердевающий гель или жидкий пластик, который нужно запекать в обычной духовке. Позволяет склеивать готовые и сырые глиняные изделия, реализуется в цветном и прозрачном виде. Цена – около 700 рублей.
  2. Гель Sculpey Translucent Liquid. Также является термоотвердевающим, обладает аналогичными свойствами. Стоимость средства несколько выше – около 800 рублей.
  3. Клей латексный Fleur. Производится в России, имеет невысокую стоимость (150 рублей). После высыхания становится бесцветным. Надежно скрепляет глину, может служить для усиления каркаса изделия. Особенно часто используется рукодельницами в керамической флористике. Кроме глины, идеально подходит для картона, бумаги, пластика.

Гель FIMO Liquid

Несмотря на дороговизну, для соединения глиняных деталей часто применяется эпоксидный клей. По качеству, силе сцепления он превосходит все прочие средства. Более дешевые клеи с эпоксидкой имеют существенный недостаток – желтоватый цвет. Прозрачные составы стоят от 1000 рублей за тюбик 50-100 мл. Эпоксидным клеем можно прикрепить ручку к кружке, склеить бижутерию, статуэтки, магнитики, сувениры. Перед нанесением любой клей нужно готовить: соединить эпоксидную смолу с отвердителем в определенной пропорции.

Наиболее качественными из эпоксидных считаются клеи-компаунды. Они кристально прозрачные, дают высочайшую прочность шва. Примерами можно назвать Love 2Art, ПЭО-510 КЭ. После застывания средства будут напоминать стекло.

Некоторые мастера для склеивания полимерной глины применяют суперклеи (на основе цианакрилата). Такие средства идеально подходят для соединения небольших деталей, поскольку имеют мгновенную хватку, и времени на корректировку не остается. С их помощью присоединяют детали на магниты для холодильника, склеивают бижутерию. Расход средств минимальный, цена невысокая. Самым популярным суперклеем остается «Момент», имеющий среднюю вязкость и удобный удлиненный носик. Он схватывается буквально за 5 секунд. Также качественным суперклеем считается Loctite 406, его клеевой шов получается абсолютно прозрачным и не разрушается в течение нескольких лет.

Средство Loctite 406

Приклеивание частей изделий из глины – пример работы

Технология работы с глиной может меняться в зависимости от ее типа, но принципы склеивания деталей остаются одинаковыми. Клей рекомендуется применять, если есть риск потери скульптурой формы, отсоединения крупных и тяжелых деталей. Такие элементы следует обжигать отдельно, а затем намертво приклеивать к основному изделию. Аналогичным образом поступают со слишком тонкими деталями – например, с хвостиком у мышки.

Порядок работы с изделиями из глины:

  • приготовить все детали, которые уже прошли обжиг, проверить точную подгонку их в местах будущего склеивания;
  • лишнюю глину удалить при помощи наждачки;
  • поверхности протереть спиртом, водкой;
  • двухкомпонентные клеи смешать в нужной пропорции, однокомпонентные применять в готовом виде;
  • капнуть немного клея на каждый склеиваемый кусочек (полосками наносить нельзя, допускаются только капли);
  • выждать время, указанное в инструкции, до некоторого подсыхания состава (с суперклеями этот пункт неактуален);
  • соединить элементы, плотно прижать, удерживать 2-3 минуты;
  • оставить изделие сушиться до полного высыхания.

Работу с клеями нужно проводить в перчатках, респираторе, при хорошем проветривании. При попадании средства на кожу надо тщательно промыть ее с мылом. Если любой клей попал в глаза, важно хорошо промыть их и обратиться к врачу. Работать с полимерной глиной несложно, главное, приобрести качественный клей и действовать аккуратно, и тогда красивый результат обеспечен!

Клей для полимерной глины: популярные марки и порядок выполнения работ Клей для полимерной глины: популярные марки и порядок выполнения работ

Изделия из фарфора и керамики есть в большинстве домов. Из этих материалов делают посуду, статуэтки и прочие украшения интерьера, раковины и другую сантехнику. Часто такие вещи дорогие, при этом достаточно хрупкие, на них легко появляются трещины и сколы. Обсудим, каким средством склеить керамику дома, как сделать следы дефекта незаметными.


Керамика и ее разновидности

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос» – глина. К керамике относятся изделия, сделанные из различных видов глин и их смесей с минеральными добавками. Изначально из обожженной глины делали посуду, сегодня существуют различные виды материала, он используется в быту, искусстве, промышленности, строительстве, медицине.

Тип керамики зависит от ее состава. Он определяет физико-химические свойства изделий и особенности ухода за ними.

Фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика

Керамика имеет несколько разновидностей, каждая из которых обладает своими характеристиками. Пожалуй, самый известный вид материала – фарфор. Он создается при смешивании белой глины, полевого шпата и кварца. Смесь обжигают, в результате получается белое, тонкое, водонепроницаемое и звонкое изделие, из него создают посуду (кружки, блюдца, тарелки) и элементы декора.


Фарфоровый сервиз

Существует три типа фарфора:

  • Твердый. Его запекают при температуре 1500°С. Такой фарфор считается эталонным, он твердый, непрозрачный и довольно тяжелый.
  • Костяной. Создается так же, как твердый, но в его состав добавляют пережженную кость. Ингредиент придает изделию прочности, при этом оно остается белым и прозрачным.
  • Полуфарфор (мягкий). Этот тип материала был изобретен в начале XIX века, когда появилась необходимость удешевить производство фарфоровых изделий, сделать его массовым. В отличие от эталонного материала, полуфарфор обжигается при низких температурах, сохраняется его пористость, уменьшается прочность.

Полуфарфор также называют твердым фаянсом. Внешне материалы схожи, но различные технологии изготовления, составы наделяют типы керамики своими особенностями. Фаянс в отличие от фарфора:

  • пористый, впитывает влагу, из-за чего небольшие трещины на покрытии приводят к постепенному разрушению всего изделия;
  • тяжелее и толще (из-за толщины стенок звучит фаянс глухо и коротко), при этом уступает в прочности;
  • хуже проводит тепло;
  • не пропускает свет.

Фаянс стоит дешевле, чем фарфор. Он чаще используется для изготовления бытовых вещей, в том числе раковин, унитазов, плитки для облицовки, архитектурных элементов.

Еще одна популярная разновидность керамики – майолика. Раньше так называли все глиняные обожженные изделия, которые покрывались краской или глазурью. Основа майолики – красная глина, ее обжигают при высоких температурах, покрывают белой эмалью (основа) и глазурью (рисунок и роспись), затем снова обжигают. Сегодня в домах чаще всего используют плитку, сделанную в технике майолики, или изразцы для украшения интерьера. Они отличаются разнообразными цветовыми решениями и рельефностью. Материал прочный, обладает высокой теплопроводностью.

Глиняная керамика


Глиняная керамика

Изделия из фарфора, фаянса и майолики – дорогое удовольствие, глиняная же керамика доступна большинству людей. Из нее создается посуда, кухонная утварь и другие вещи. В качестве сырья для такой керамики чаще используется красная глина, в состав могут добавлять различные минералы. Материал недорогой, прочный и эластичный. При необходимости регулярного использования изделие покрывают эмалью или глазурью.

В чем трудность реставрации керамических изделий?

Реставрация керамических изделий требует внимательности и индивидуального подхода. При склеивании керамики важно учитывать ее тип: с тонким фарфором работают аккуратно, велик риск, что трещины пойдут дальше. К грубой глиняной керамике нужно приложить силу. Плитки из майолики нуждаются в специальном клее.

Покрытие на посуде после ремонта восстанавливается, иначе влага, попадающая внутрь, будет разрушать изделие. На декоративных элементах швы маскируются.

Как склеить тонкую керамику?


Работа с тонкой керамикой требует терпения и осторожности. Чтобы склеить изделие, нужно:

  1. Вымыть и просушить все осколки, при необходимости обезжирить их спиртом или специальным средством.
  2. Собрать элементы, сопоставить мелкие детали.
  3. Нанести клей на одну из поверхностей. Удобно использовать зубочистку или спичку.
  4. Соединить части между собой (не передавить, чтобы трещины не пошли дальше).
  5. Промокнуть излишки клея салфеткой. После высыхания следы средства удалить с помощью ацетона.
  6. Клеить дальше по аналогии.
  7. Оставить вещь сохнуть на 12 часов в прохладном влажном месте.


Чашки или небольшие статуэтки без позолоты после склеивания полезно «проварить», это усиливает сцепление. Собранную вещь нужно поместить в кастрюлю с теплой водой, оставить ее на медленном огне на 2–3 часа. Достают фарфор только после полного остывания.

Если части плохо или неровно соединились, клей можно удалить. Для этого изделие ставят в разогретую духовку на несколько минут. Когда состав нагреется, элементы разъединяют, чистят, сушат и склеивают заново.

Перед ремонтом дорогих, ценных вещей полезно посмотреть мастер-класс по реставрации фарфора (см. видео). Если мелких осколков много, удобно использовать пинцет. Резиновые перчатки позволят не поранить руки об острые края.

Обзор готовых средств и инструкция по их применению

Клей для холодного фарфора должен быть надежным, так как повторно склеить изделие незаметно практически невозможно. Рекомендуется использовать проверенные средства:

  • «UHU Porzellan Keramik» – разработан для ремонта изделий из фарфора и керамики. Состав прозрачный, поэтому шов остается незаметным. Наносится тонким слоем, выдерживает незначительное воздействие воды. Продается в готовом виде.
  • «ABRO EC-510» – средство на основе эпоксидной смолы, сохраняет прозрачность. Устойчиво к влаге и моющим средствам, поэтому подходит для реставрации посуды. Перед использованием клей нужно приготовить: смешать два компонента, входящие в набор. Средство наносится на одну сторону, время его полного схватывания – 5 минут.
  • «Супер Момент» – универсальный клей с сильной фиксацией. После нанесения мгновенно схватывается, обладает устойчивостью к воздействию влаги и тепла. Продается в небольших тубах в готовом виде.
  • «Рапид», «АГО», «Киттификс» – это пищевые клеи, предназначенные для ремонта фарфоровых изделий. Наносятся они по аналогии с другими готовыми составами.


Можно использовать готовый клей ПВА, он наименее токсичен. Однако прочность такого соединения будет меньше, чем у казеиновых и эпоксидных составов. Шов, склеенный ПВА, дополнительно покрывают лаком.

Подручные средства и правила их использования

Для ремонта тонкой керамики используются органические растворы. Их легко сделать в домашних условиях. Можно воспользоваться любым из проверенных рецептов:

  • Взять гипсовый порошок, добавить к нему белок одного яйца, тщательно перемешать. Использовать состав нужно быстро, так как гипс моментально затвердевает.
  • Взбить один белок до состояния пены, оставить его на 24 часа. Вмешать в него пищевую соду, должна получиться консистенция густой сметаны. Состав подходит для реставрации небольших статуэток.
  • Взять литр воды, добавить в него 100 г сахара и 100 г гашеной извести. Томить на медленном огне 3,5 часа (не кипятить). Состав нужно остудить, слить лишнюю жидкость и добавить 0,5 кг размельченного плиточного клея. Смесь настаивают 12 часов, после чего используют в холодном виде.
  • Холодный фарфор реставрируется простым молоком. Этот способ подходит для небольших изделий (чашек, статуэток). В емкость наливают теплое (не кипяченое) молоко, кладут в него сломанную вещь, предварительно скрепив осколки резинкой или жгутом. Оставляют конструкцию на три дня – за это время молоко свернется и прочно скрепит детали. Если шов был свежим, место разлома будет незаметным.

Как склеить глиняную керамику?

Каким клеем лучше воспользоваться и как действовать?


Чем склеить керамику? Для ремонта керамики используются универсальные или специализированные клеи. В первом случае это растворы на основе цианокриалата, к ним относятся «Супер Момент», «Секунда», «Цианопан», «Монолит». Хорошими показателями водостойкости обладает клей «МАРС». Для всех типов керамических изделий выбирают эпоксидные составы Ф-2 и БФ-4. Они подходят для глиняной керамики, фарфора и фаянса, отлично восстанавливают раковины, маскируют сколы на унитазах, декоративных элементах.

Также для всех видов керамики подходят казеиновые составы, самый популярный из них – «Porcelan Potch». Хорошие отзывы получили универсальные средства: «Титан», «Тезис», «Эксперт». Все перечисленные растворы продаются в готовом виде, их нужно только нанести на осколки изделия.


Если ремонтировать нужно керамическую плитку, лучше воспользоваться составами для ее приклеивания на основе цемента и песка известных фирм «Ceresit», «Bergauf», «Unis».

Чтобы восстановить разбитое изделие, нужно:

  1. собрать осколки, промыть их в теплой воде (можно использовать средства для мытья посуды);
  2. высушить, обезжирить стыки частей;
  3. нанести клей на одну из сторон, дать ему подсохнуть;
  4. нанести второй слой клеевого раствора;
  5. прижать части, дать им схватиться;
  6. убрать остатки клея салфеткой или ватной палочкой.

Приклеить остальные детали по аналогии. Готовое изделие перематывают жгутом или веревкой, оставляют на 2–3 дня.

Какими домашними средствами можно склеить грубую керамику?


Если готового клея под рукой нет, можно сделать его в домашних условиях. Для грубой керамики подойдут следующие рецепты:

  • В эмалированной или металлической емкости нужно соединить скипидар и шеллак, поставить смесь на медленный огонь. Состав нагревают до тех пор, пока шеллак не растает, консистенция должна стать однородной. Необходимое количество смеси используют для склеивания частей, она хорошо подходит для обработки сколов на сантехнике. Оставшееся средство делят на порции, остужают, оставляют на хранение. Перед применением его нужно будет только растопить.
  • Для реставрации толстой керамики, фаянса подходит состав на основе извести. Для его приготовления нужна негашеная известь, мел, жидкое мыло. Все компоненты смешивают до состояния сметаны. Такой клей используется сразу после приготовления, так как он быстро схватывается.

Как замаскировать место склейки?


Если действовать аккуратно, следы ремонта будут практически незаметны. Если же работа получилось грубой или скол был слишком большим, можно:

  • затереть остатки раствора ацетоном или растворителем;
  • покрыть изделие небольшим количеством водоэмульсионной краски или глазурью под цвет вещи;
  • швы фарфоровых статуэток или ваз обработать акриловыми красками;
  • неровный шов надо переделать, схватившийся раствор легко размягчить, нагрев вещь.

Посуду после реставрации не рекомендуется использовать для приготовления пищи, регулярного контакта с продуктами. Клеевой состав под воздействием высокой температуры или кислот выделяет вредные вещества. Также шов лучше не подвергать воздействию агрессивных моющих средств и горячей воды, он может разойтись. Антикварные изделия, вещи с уникальным рисунком или позолотой лучше доверить профессиональным реставраторам.

Изделия из фарфора и керамики есть в большинстве домов. Из этих материалов делают посуду, статуэтки и прочие украшения интерьера, раковины и другую сантехнику. Часто такие вещи дорогие, при этом достаточно хрупкие, на них легко появляются трещины и сколы. Обсудим, каким средством склеить керамику дома, как сделать следы дефекта незаметными.


Керамика и ее разновидности

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос» – глина. К керамике относятся изделия, сделанные из различных видов глин и их смесей с минеральными добавками. Изначально из обожженной глины делали посуду, сегодня существуют различные виды материала, он используется в быту, искусстве, промышленности, строительстве, медицине.

Тип керамики зависит от ее состава. Он определяет физико-химические свойства изделий и особенности ухода за ними.

Фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика

Керамика имеет несколько разновидностей, каждая из которых обладает своими характеристиками. Пожалуй, самый известный вид материала – фарфор. Он создается при смешивании белой глины, полевого шпата и кварца. Смесь обжигают, в результате получается белое, тонкое, водонепроницаемое и звонкое изделие, из него создают посуду (кружки, блюдца, тарелки) и элементы декора.


Фарфоровый сервиз

Существует три типа фарфора:

  • Твердый. Его запекают при температуре 1500°С. Такой фарфор считается эталонным, он твердый, непрозрачный и довольно тяжелый.
  • Костяной. Создается так же, как твердый, но в его состав добавляют пережженную кость. Ингредиент придает изделию прочности, при этом оно остается белым и прозрачным.
  • Полуфарфор (мягкий). Этот тип материала был изобретен в начале XIX века, когда появилась необходимость удешевить производство фарфоровых изделий, сделать его массовым. В отличие от эталонного материала, полуфарфор обжигается при низких температурах, сохраняется его пористость, уменьшается прочность.

Полуфарфор также называют твердым фаянсом. Внешне материалы схожи, но различные технологии изготовления, составы наделяют типы керамики своими особенностями. Фаянс в отличие от фарфора:

  • пористый, впитывает влагу, из-за чего небольшие трещины на покрытии приводят к постепенному разрушению всего изделия;
  • тяжелее и толще (из-за толщины стенок звучит фаянс глухо и коротко), при этом уступает в прочности;
  • хуже проводит тепло;
  • не пропускает свет.

Фаянс стоит дешевле, чем фарфор. Он чаще используется для изготовления бытовых вещей, в том числе раковин, унитазов, плитки для облицовки, архитектурных элементов.

Еще одна популярная разновидность керамики – майолика. Раньше так называли все глиняные обожженные изделия, которые покрывались краской или глазурью. Основа майолики – красная глина, ее обжигают при высоких температурах, покрывают белой эмалью (основа) и глазурью (рисунок и роспись), затем снова обжигают. Сегодня в домах чаще всего используют плитку, сделанную в технике майолики, или изразцы для украшения интерьера. Они отличаются разнообразными цветовыми решениями и рельефностью. Материал прочный, обладает высокой теплопроводностью.

Глиняная керамика


Глиняная керамика

Изделия из фарфора, фаянса и майолики – дорогое удовольствие, глиняная же керамика доступна большинству людей. Из нее создается посуда, кухонная утварь и другие вещи. В качестве сырья для такой керамики чаще используется красная глина, в состав могут добавлять различные минералы. Материал недорогой, прочный и эластичный. При необходимости регулярного использования изделие покрывают эмалью или глазурью.

В чем трудность реставрации керамических изделий?

Реставрация керамических изделий требует внимательности и индивидуального подхода. При склеивании керамики важно учитывать ее тип: с тонким фарфором работают аккуратно, велик риск, что трещины пойдут дальше. К грубой глиняной керамике нужно приложить силу. Плитки из майолики нуждаются в специальном клее.

Покрытие на посуде после ремонта восстанавливается, иначе влага, попадающая внутрь, будет разрушать изделие. На декоративных элементах швы маскируются.

Как склеить тонкую керамику?


Работа с тонкой керамикой требует терпения и осторожности. Чтобы склеить изделие, нужно:

  1. Вымыть и просушить все осколки, при необходимости обезжирить их спиртом или специальным средством.
  2. Собрать элементы, сопоставить мелкие детали.
  3. Нанести клей на одну из поверхностей. Удобно использовать зубочистку или спичку.
  4. Соединить части между собой (не передавить, чтобы трещины не пошли дальше).
  5. Промокнуть излишки клея салфеткой. После высыхания следы средства удалить с помощью ацетона.
  6. Клеить дальше по аналогии.
  7. Оставить вещь сохнуть на 12 часов в прохладном влажном месте.


Чашки или небольшие статуэтки без позолоты после склеивания полезно «проварить», это усиливает сцепление. Собранную вещь нужно поместить в кастрюлю с теплой водой, оставить ее на медленном огне на 2–3 часа. Достают фарфор только после полного остывания.

Если части плохо или неровно соединились, клей можно удалить. Для этого изделие ставят в разогретую духовку на несколько минут. Когда состав нагреется, элементы разъединяют, чистят, сушат и склеивают заново.

Перед ремонтом дорогих, ценных вещей полезно посмотреть мастер-класс по реставрации фарфора (см. видео). Если мелких осколков много, удобно использовать пинцет. Резиновые перчатки позволят не поранить руки об острые края.

Обзор готовых средств и инструкция по их применению

Клей для холодного фарфора должен быть надежным, так как повторно склеить изделие незаметно практически невозможно. Рекомендуется использовать проверенные средства:

  • «UHU Porzellan Keramik» – разработан для ремонта изделий из фарфора и керамики. Состав прозрачный, поэтому шов остается незаметным. Наносится тонким слоем, выдерживает незначительное воздействие воды. Продается в готовом виде.
  • «ABRO EC-510» – средство на основе эпоксидной смолы, сохраняет прозрачность. Устойчиво к влаге и моющим средствам, поэтому подходит для реставрации посуды. Перед использованием клей нужно приготовить: смешать два компонента, входящие в набор. Средство наносится на одну сторону, время его полного схватывания – 5 минут.
  • «Супер Момент» – универсальный клей с сильной фиксацией. После нанесения мгновенно схватывается, обладает устойчивостью к воздействию влаги и тепла. Продается в небольших тубах в готовом виде.
  • «Рапид», «АГО», «Киттификс» – это пищевые клеи, предназначенные для ремонта фарфоровых изделий. Наносятся они по аналогии с другими готовыми составами.


Можно использовать готовый клей ПВА, он наименее токсичен. Однако прочность такого соединения будет меньше, чем у казеиновых и эпоксидных составов. Шов, склеенный ПВА, дополнительно покрывают лаком.

Подручные средства и правила их использования

Для ремонта тонкой керамики используются органические растворы. Их легко сделать в домашних условиях. Можно воспользоваться любым из проверенных рецептов:

  • Взять гипсовый порошок, добавить к нему белок одного яйца, тщательно перемешать. Использовать состав нужно быстро, так как гипс моментально затвердевает.
  • Взбить один белок до состояния пены, оставить его на 24 часа. Вмешать в него пищевую соду, должна получиться консистенция густой сметаны. Состав подходит для реставрации небольших статуэток.
  • Взять литр воды, добавить в него 100 г сахара и 100 г гашеной извести. Томить на медленном огне 3,5 часа (не кипятить). Состав нужно остудить, слить лишнюю жидкость и добавить 0,5 кг размельченного плиточного клея. Смесь настаивают 12 часов, после чего используют в холодном виде.
  • Холодный фарфор реставрируется простым молоком. Этот способ подходит для небольших изделий (чашек, статуэток). В емкость наливают теплое (не кипяченое) молоко, кладут в него сломанную вещь, предварительно скрепив осколки резинкой или жгутом. Оставляют конструкцию на три дня – за это время молоко свернется и прочно скрепит детали. Если шов был свежим, место разлома будет незаметным.

Как склеить глиняную керамику?

Каким клеем лучше воспользоваться и как действовать?


Чем склеить керамику? Для ремонта керамики используются универсальные или специализированные клеи. В первом случае это растворы на основе цианокриалата, к ним относятся «Супер Момент», «Секунда», «Цианопан», «Монолит». Хорошими показателями водостойкости обладает клей «МАРС». Для всех типов керамических изделий выбирают эпоксидные составы Ф-2 и БФ-4. Они подходят для глиняной керамики, фарфора и фаянса, отлично восстанавливают раковины, маскируют сколы на унитазах, декоративных элементах.

Также для всех видов керамики подходят казеиновые составы, самый популярный из них – «Porcelan Potch». Хорошие отзывы получили универсальные средства: «Титан», «Тезис», «Эксперт». Все перечисленные растворы продаются в готовом виде, их нужно только нанести на осколки изделия.


Если ремонтировать нужно керамическую плитку, лучше воспользоваться составами для ее приклеивания на основе цемента и песка известных фирм «Ceresit», «Bergauf», «Unis».

Чтобы восстановить разбитое изделие, нужно:

  1. собрать осколки, промыть их в теплой воде (можно использовать средства для мытья посуды);
  2. высушить, обезжирить стыки частей;
  3. нанести клей на одну из сторон, дать ему подсохнуть;
  4. нанести второй слой клеевого раствора;
  5. прижать части, дать им схватиться;
  6. убрать остатки клея салфеткой или ватной палочкой.

Приклеить остальные детали по аналогии. Готовое изделие перематывают жгутом или веревкой, оставляют на 2–3 дня.

Какими домашними средствами можно склеить грубую керамику?


Если готового клея под рукой нет, можно сделать его в домашних условиях. Для грубой керамики подойдут следующие рецепты:

  • В эмалированной или металлической емкости нужно соединить скипидар и шеллак, поставить смесь на медленный огонь. Состав нагревают до тех пор, пока шеллак не растает, консистенция должна стать однородной. Необходимое количество смеси используют для склеивания частей, она хорошо подходит для обработки сколов на сантехнике. Оставшееся средство делят на порции, остужают, оставляют на хранение. Перед применением его нужно будет только растопить.
  • Для реставрации толстой керамики, фаянса подходит состав на основе извести. Для его приготовления нужна негашеная известь, мел, жидкое мыло. Все компоненты смешивают до состояния сметаны. Такой клей используется сразу после приготовления, так как он быстро схватывается.

Как замаскировать место склейки?


Если действовать аккуратно, следы ремонта будут практически незаметны. Если же работа получилось грубой или скол был слишком большим, можно:

  • затереть остатки раствора ацетоном или растворителем;
  • покрыть изделие небольшим количеством водоэмульсионной краски или глазурью под цвет вещи;
  • швы фарфоровых статуэток или ваз обработать акриловыми красками;
  • неровный шов надо переделать, схватившийся раствор легко размягчить, нагрев вещь.

Посуду после реставрации не рекомендуется использовать для приготовления пищи, регулярного контакта с продуктами. Клеевой состав под воздействием высокой температуры или кислот выделяет вредные вещества. Также шов лучше не подвергать воздействию агрессивных моющих средств и горячей воды, он может разойтись. Антикварные изделия, вещи с уникальным рисунком или позолотой лучше доверить профессиональным реставраторам.

Читайте также: