Чему учит игрушка ребенка

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ статья игрушки.doc

«Роль игрушек в развитии ребенка».

Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное общение , его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

"Какие игрушки нужны детям"

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле . Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу , разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра­ли — жили в образе.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы , лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Какие игрушки нужны ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше". Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых.

· Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

· Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

· Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

· Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

· Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

· Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

· При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Значение игрушек в развитии ребенка.

Игрушка – это спутник малыша с самого его рождения. Конструктор, пирамидка, каталки и плюшевые мишки – любимая игрушка малыша приносит в его жизнь новые впечатления, делает ее радостней и интересней. Какое же влияние на ребенка оказывают игрушки, и как могут помочь родителям в воспитании и развитии детей.

Игрушки для развития детей : формирование психики.

Во время игровой деятельности происходит несколько важных механизмов в психики:

• Чувства и эмоции;

• Восприятие и ощущение.

История развития начинается с погремушки. Она издает звуки, мелькает перед глазами, чем именно и привлекает малыша. Рассматривая самую первую в своей жизни интересную вещь, малыш начинает учиться концентрировать свое внимание, у него возникает желание потрясти взять в руки, потрогать. Это начинает стимулировать малыша работать ручками, узнавать предмет, поворачиваться на звук и улыбаться при его приближении

Конструктор, пирамидка, с их помощью малыш учиться распознавать формы, цвета, размер. Это хорошие тренажеры для развития мелкой моторики, воображения и мышления. Так же они очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: мебель, кукольная посуда, врачебные принадлежности. Ребенок начинает запоминать название каждого предмета, и учиться с ними обращаться.

Для эмоционального развития детям нужно иметь в качестве друга мягкую игрушку или куклу. В глазах ребенка она становиться живой, ее нужно уложить спать, накормить, вылечить. И так в процессе игры у дошкольника проявляются первые признаки эмпатии: любовь, забота, в это время он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в нравственном, так и эмоциональном плане.

Большое влияние на развитие воображения и мышления оказывают функциональные игрушки. Обратите внимание, как годовалый малыш долгое время возится с баночкой, выключателем или замком. Таких вещиц может быть огромное количество, для удобства их закрепляют на одной доске – бизиборде. Он вызывает интерес к неизведанному, и побуждает к размышлению. Взрослые же должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой лучше определиться, какую пользу игрушка принесет малышу. Ведь на самом деле среди разнообразия очень приобрести вещь, которая за место помощи и развития может привести к моральной дезориентации и разрушению психики. К примеру, куклы с искаженными лицами, страшные киборги, уродливые монстры с ярко прорисованными бородавками и шрамами, плюшевые фекалии, куклы – трупы.

Помимо психического развития, обязательно позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случает так же, игрушки станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму.

Наверное цель всех мам, а в особенности пап - вырастить своих малышей ловкими, сильными и крепкими. Крошечные гантели, скакалки и хула – хуп - все это вам обязательно пригодится. На самом деле физическое развитие начинается намного раньше, когда малыш старается перевернуться на животик, поползти, сесть или старается сделать первый шаг. Его движения неточны и хаотичны, чувство равновесия еще дремлет, координация нарушена. Для того что бы ваш малыш развивался в физическом плане, вам помогут:

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от всего процесса ходьбы, что позволяет вам добиться автоматизма в этом деле, и развить координацию движения.

Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день, вы сможете помочь ему освоить простейшие движения и тогда вы не успеете оглянуться, как малыш станет прыгать, бегать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Для того что бы малыш развивался гармонично, желательно чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи советуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек.

Обучающие игрушки самую ключевую роль в раннем развитии ребенка. С их помощью ребенок сможет легко освоить буквы, счет научиться разбираться во временах года, начнет определять время на часах и возможно воспроизводить первые музыкальные ноты. Для этого вам нужно:

Детские музыкальные инструменты.

Используя пособия и придумывая интересные сюжеты, ребенка легко научить важным вещам и подготовить его к школе. При этом не стоит забывать о том что, игрушка – это отличный инструмент для воспитания малыша.

Какое значение имеют игрушки в воспитании ребенка.

Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.

С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда папа или мама просят свое дитя угомониться, другое – когда к всему процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравиться», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к более послушной девочке и заберет с собой любимого зайку, может стать очень весомым аргументом. Таким образом в воспитании нужно применять оценку поведения и конечно его регулирование через игрушки, чтобы сформировать:

Бережливость, организованность, аккуратность;

Умение побороть капризы и страхи;

Эмпатию, доброжелательность, сопереживание;

Первоначальное представление о зле и добре.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают вырастить ребенка и сформировать личность.

Выбор игрушек в зависимости от возраста.

В развитии способностей малыша большую роль играют конечно погремушки, черно – белые картинки, размещенные на бортиках кроватки, подвески. Но при покупке игрушек нужно учитывать, стремительный рост и взросление ребенка.

o В три месяца малыш не просто лежит в кроватке, он учиться переворачиваться, хватает различные предметы и конечно же пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек нужно учитывать обязательно возрастные особенности малыша. Для малышей в 3 месяца подойду: развивающий коврик, музыкальная карусель (мобиль, звуковые браслеты, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками.

o В 9 месяцев и до года когда малыш уже уверенно ползает, сидит и даже ходит, приходит время более сложных развивающих игрушек. Это могут быть различные конструкторы – каталки, сортеры, крупные пазлы. В этом возрасте рекомендуется стараться приобщать малыша к рисованию, пальчиковыми красками, а так же игре на музыкальных инструментах. Но конечно основное внимание желательно уделить развитию опорно – двигательной системе, стараясь предлагать ему каталки, прыгунки, лошадки – качалки.

o В 2-3 года ребенок начинает понимать предназначение окружающих предметов, так что скорее всего ему наверняка понравиться набор мебели, чемоданчик с врачебными инструментами, кукольная посуда.

o В 5 лет – это уже личность со своими предпочтениями и интересами. Теперь ему доступны многие виды игрушек, с которыми он сможет разыгрывать различные сюжеты. В этом возрасте девочки предпочитают играть - с куклами и их принадлежностями, ну а мальчики - с машинками и солдатами. Однако есть настольные игры которые будут интересны для обоих полов: домино, пазлы, лото.

Советы и рекомендации.

Часто перед родителями встает вопрос, как же выбрать игрушку для своего малыша, чтобы она понравилась и в тоже время увлекла, и оказалась полезной? Тут приходят на помощь советы детских психологов.

Старайтесь приобретать игрушки, соответствующие уровню развития и возрасту малыша.

Чем младше ребенок, тем крупнее должна быть игрушка или детали конструктора.

Временами убирайте разные предметы из зоны видимости. По прошествии какого – то времени они будут восприниматься как новые.

Предлагайте ребенку игровые пособия разной направленности. У каждого малыша должны быть скакалки, мячи, прыгалки, так же и игрушки, требующие внимания и сосредоточенности: конструктор, пазлы, мозаика.

Помогите малышу организовать игру. Подскажите, а лучше поучаствуйте в строительстве дома, или побудьте клиентом в детской парикмахерской, а может быть даже больным на приеме у доктора.

Игрушек не должно быть много. Из большого разнообразия ребенку сложно выбирать, в результате чего он перестает их замечать.

Обращайте свое внимание, какие пособия вызывают больший интерес у ребенка. Еще в раннем детстве возможно выявить таланты или даже наклонности будущих стилистов, скульпторов или художников.

Игра помогает детям получать навыки и развивать способности, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни малыша очень велико, но важнее для него любовь близких, внимание и забота. Только находясь рядом с ребенком, обучая и направляя, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека, личность с большой буквы.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Данная статья содержит в себе, на мой взгляд, полезную и актуальную информацию о том, как некоторые виды игрушек влияют на наших детей.

ВложениеРазмер
chemu_uchat_igrushki.docx 22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Чему учат игрушки?

Психологи утверждают, что «обычных» игрушек не существует. Абсолютно любая игрушка является для детей обучающей, влияет на их развитие и формирование многих качеств. Все игрушки обучающие, вопрос только в том, ЧЕМУ они учат.

Игрушка должна нести пользу. Она должна быть либо развивающей, либо сюжетно-образной, либо обучающей. Также очень полезны настольные игры для всей семьи, спортивные игрушки.

Наверное, самыми спорными среди всех являются игрушки, представляющие оружие. Ребенок обычно не знает насколько серьезно и по-настоящему грустно то, чему он с таким увлечением подражает. Мы можем как угодно относиться к проблеме выбора игрушек, считать их невинным развлечением. Факт остается фактом – игрушки, имитирующие оружие, созданы для игр, имитирующих убийство.

Для ребенка игра – не просто развлечение «понарошку», когда дети играют, они переживают реальные события, которые создает их воображение. Детям весело играть с пистолетами. Но какая наука кроется за этим весельем? Оружие показывает (ребенку), что агрессия и причинение вреда другим – это весело.

Прежде всего, родитель должен отдавать себе отчет в том, что именно за предмет держит в руках его ребенок. Можно говорить, что оружие – средство защиты, борьбы со злом и т.д. Однако суть от этого не изменится. Единственная истинная цель оружия, то для чего оно существует – убивать и наносить физический вред.

Впрочем, речь не идет о запрете военных игрушек как таковых. Психологи даже считают это бесполезной мерой, которая только подогреет интерес ребенка к «запретном плоду». Важно лишь понимать, что оружие – игрушка, которая может быть опасной, а это значит, что ребенок нуждается в объяснении и контроле .

Необходимо без травмирующих подробностей, но все-таки объяснить, что убийство, война, человеческая боль – это плохо. Рассказать, что именно поэтому нельзя целиться в живых людей, даже из игрушечного пистолета. И наблюдать за тем, как именно ребенок играет со своим «оружием». Проявляет ли он больше агрессии, чем в других играх, как видит свою роль в такой игре, каких «противников» себе выбирает.

Кроме того, психологи считают, что чем менее реалистичной будет игрушка, тем лучше. Дети часто сами мастерят себе оружие из подручного материала. И это прекрасный вариант. Пистолет из палочек влияет на ребенка иначе, чем идеально выполненная реплика Калашникова.

Детские игры не возникают из воздуха. Чаще всего ребенок черпает сюжеты для игр из окружающего его мира, и конечно же из того, что видит по телевизору. Так что сама по себе игрушка-оружие не представляет угрозы. Скорее все зависит от того, как ребенка научат с ней играть. Старинная мудрость гласит: «Дети быстрее всего учатся на примере. Что они увидят, то вы и получите». Поэтому главное следить за тем, какие примеры окружают ребенка. Кто его любимые герои.

Игрушки формируют сексуальные стереотипы

Сегодня на полке любого магазина игрушек красуются десятки пластиковых красавиц с длинными ногами, грудью, в чулочках, на каблуках и в мини юбках. О том, есть ли вред от куклы «Барби» и ее многочисленных «родственниц», споры идут уже много лет. Многие считают, что такие игрушки формируют у детей ложное представление о красоте и о том, как должна выглядеть женщина и женском поведении. Организация по защите прав человека Object в одном из своих отчетов опубликовала данные исследований, согласно которым «сексуализация» детских игрушек напрямую влияет на формирование сексуальной самоидентификации ребенка.

Чем больше игрушка «умеет», тем меньше она развивает

Не обманывайтесь яркими цветами, множеством лампочек и звуковых сигналов в игрушке. Несмотря на то, что производители обычно именуют эти «агрегаты» развивающими, исследователи считают, что полезного в них мало. Все довольно просто – чем больше функций у игрушки, тем меньше придется делать ребенку.
«Умная» игрушка – это еще не значит, что она хорошо учит. Вариантов того, что можно делать с такой игрушкой у ребенка на самом деле не много. Более простые предметы позволяют детям проявить фантазию, придумывать самим, вместо того, чтобы следовать тому, что за них уже придумали другие.

Главное – расставить приоритеты

Самый важный родительский ориентир в мире игрушек – это приоритеты и ценности. Чему вы хотите, чтобы ваш ребенок учился во время игры? Какие способности и склонности вы хотели бы в нем развить? Многие полезные навыки дети развивают именно благодаря игрушкам. Ученые также считают , что игрушки отчасти влияют на их дальнейший выбор профессии. Это не значит, что если мальчик все детство играет с самолетами, он обязательно станет пилотом, но вполне может случиться, что он будет, например, авиаконструктором. Внимательно выбирайте каждую игрушку и наблюдайте за тем, как дети играют. В конце концов, игрушки – всего лишь форма, и мы можем наполнить ее любым содержанием.


Как Бэтмен может довести вашего сынишку до энуреза? Почему игра с куклой «Bratz» привьет вашей дочке поведение оторвы, а забота о говорящем пупсе — приятие абортов? Об этом читайте в нашем интервью в стиле «контрольная закупка».

— Евгений, мы будем ходить по магазину, выбирать игрушку и оценивать ее. И вы, Людмила, не стесняйтесь высказывать свое мнение.

Евгений Храновский: При выборе игрушки, нужно озадачиться вопросом: для чего ее покупать? Если родитель выбирает игрушку, чтобы ребенок был занят и не мешал ему, то цель изначально неверна. Прежде всего, игрушка должна развивать ребенка (не только мелкую моторику, как сейчас модно), учила взрослой жизни в детском ее варианте. Хорошая игрушка учит любить людей, зверей, заботиться о детях, если мы говорим о куклах для девочек. Сейчас куклы учат в основном тому, как праздно проводить время: вот Барби, вот ее автомобиль, вот ее коттедж, здесь ее ванна, здесь ее прически…

—А вот и прилавок с куклами. Начнем с барбиподобных.

Е.Х.: Что такое кукла для ребенка? Это модель идеального человека (показывает куклу Жади от «Bratz» в восточном костюме). Если вы такую девушку увидите на улице, что вы про нее подумаете? Что она проститутка.


Людмила Курангина: Это брендовые куклы.

Е.Х.: Неважно. Если девочке купить вот такую куклу, она постарается быть похожей на нее. Что из такой девочки вырастает? О целомудрии здесь уже не приходится говорить, а о жертвенной материнской любви — тем более. Кстати «Bratz» переводиться с английского жаргона как «оторва».

Л.К.: Дело не в целомудрии. Дети видят мультики и хотят быть на них похожими.

Е.Х.: Да, кукла — продолжение мультфильма. Это бизнес.

Л.К.: Может, запретить детям смотреть телевизор?

Е.Х.: Мои дети по телевизору смотрят только два-три канала, остальные — запрещено. Они смотрят «Спас», «Союз» и какой-нибудь мультипликационный канал, но под присмотром взрослого, чтоб если что начнут показывать нехорошее, то можно было бы переключить.

Л.К.: Многие дети смотрят «Jetix», там много рекламы игрушек.

Е.Х.: «Jetix» — это очень опасный канал. С детских площадок я слышу реплики из мультиков телеканала «Jetix». Дети кричат ненормальными голосами. Когда ребенок приходит домой, он начинает также общаться с родными. В семье портится настроение, мы получаем неадекватную реакцию со стороны родителей, наказания. А все началось с мультика.

—Ненормальны не только голоса таких кукол, но и их пропорции. Вот экземпляр «Moxie» с большой головой.

Е.Х.: Модель идеального человека в этой кукле кощунственна по отношению к сознанию ребенка. Давайте посмотрим и обратим внимание, что у современных кукол, в том числе и у «Moxie», есть формы, присущие не девочкам, а женщинам. Когда девочка начинает рассматривать свое тело и не находит у себя кое-чего, у нее сегодня возникает комплекс.

—А что происходит с мальчиками, когда они видят у сестер или у других девочек таких кукол?

Е.Х.: Когда вырастают, они начинают искать себе такую невесту. У них получается найти себе такую? Нет. В результате — комплекс. Они долго не могут жениться. Они ищут себе куклу, модель, красивую девчонку. У них нет ориентации на душу, ну ум девушки.

Л.К.: Это нормально, это мужская сущность.

Е.Х.: Это не мужская сущность. Ваш папа выбирал себе маму по этим критериям? Счастливые семьи строятся, на самом деле, не на длинных ногах.

Л.К.: Счастливые семьи строятся на доверительных отношениях.

Е.Х.: Совершенно верно.


—Мы заговорили о семейственности — давайте посмотрим на пупсов.

Е.Х.: Казалось бы, мы нашли кукол, которых дети могут нянчить, воспитывать.

— Пупс удовлетворяет нас по сформулированной цели: воспитании в девочке материнского инстинкта…

Е.Х.: Но ничего подобного эта кукла не дает. У пупса есть кнопочка, а у ребенка нет выбора, когда он хочет закончить с этой куклой играть. «Я хочу кушать» — покормили. «Я описалась» — поменяли подгузник. «Я хочу гулять», «Я хочу есть» и далее по кругу… В итоге девочка говорит: «Ты меня достала». И выключает куклу. А это маленькая смерть. Уже сегодня девочек начинают готовить к абортам.

—А девочка не может чувствовать комплекс неполноценности от того, что она просто нянчит куклу и не может родить настоящего ребеночка?

Е.Х.: Это абсолютно нормально. Дочки-матери — древняя русская игра, она вполне естественная. Другое дело, что у девочки совсем нет необходимости, чтобы эта кукла издавала какие-то звуки. Вспомним детство советского времени: если кукла прикрывала глазки, когда ее кладут спать, это уже верх счастья, больше ничего не надо было. С ней можно говорить, ее можно нянчить, ее можно положить в коляску, ее можно положить спать на три дня. Сейчас родители считают такие куклы нефункциональными. Они считают, что у них в детстве этого не было, значит, надо купить это ребенку. Ребенку это дали, естественно, ему уже неинтересно что-то менее функциональное.

Л.К.: Но дочка просит купить, потому что у ее подружек есть такие…

Е.Х.: Наша ассоциация будет менять позицию родителей. Постепенно они перестанут покупать плохие игрушки, и у подружек их не будет.

—А каким образом вы будете менять позицию?


Е.Х.: Одна из возможностей — это интервью JustMedia. А также родительские собрания в школах, детских садах, разговоры с предпринимателями об изменении ассортиментного перечня на игрушки, которые полезны. Через три года вступает в силу закон об информационной безопасности детей, по нему будет запрещен ввоз в Россию игрушек, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. А мы сегодня уже предложим предпринимателям начать менять ассортиментный перечень и раскручивать новый. Те, кто будут сотрудничать с нами, будут готовы к вступлению в силу нового закона.
Л.К.: Посмотрите, плавающий пупсик…

Е.Х.: Очень интересная игрушка. У пупса выражение лица такое замечательное. Можно сказать, хорошая игрушка, если у нее нет включателя-выключателя.

—Не утопит ли девочка своего ребенка в будущем?

Е.Х.: Не беспокойтесь. Игры с водой для ребенка очень важны, они расслабляют и они нормализуют многие процессы.

—Давайте о выражениях лица игрушек поговорим.


Л.К.: У нас есть куклы, которые полностью воспроизводят мимику ребенка. Они плачут, смеются — их лица меняются.

Е.Х.: Важно, чтобы лицо не выражало болезни, усталости или придурковатости. Ребенок, видя куклу, должен испытывать радость. Тогда закрепляется мысль, что нянчить ребенка — это счастье.

—Людмила, какие куклы сегодня покупают родители?

Л.К.: То, что они в мультиках видят, то и хотят. «Винкс» сейчас самые популярные. До этого были «Мокси» и «Братц». А «Бэби Анадель», вот эти пупсы, уже отходят, потому что есть аналоги на порядок дешевле.

Е.Х.: Главное, чтобы кукла была моделью идеального человека.

Л.К.: (показывает на упаковку с куклой на лошади и набор косметики для нее) У этой куколки доброе лицо, нет признаков взрослой женщины. Такая подойдет?

Е.Х.: На первый взгляд, да. Но косичка лошадки неестественного — синего — цвета. Здесь же девочек настраивают исключительно на наведение красоты. Девушка будет уделять своему внешнему виду много времени. Мужу важно, чтобы с ней можно было поговорить по душам, и чтобы она детей ему родила, а выглядеть она должна просто хорошо. А вот если она будет три часа перед зеркалом сидеть, он будет говорить: «Любимая, сколько можно я позавтракать хочу, а ты все у зеркала!». Кроме того, если в девичестве особо заниматься внешним видом и показывать это как самое главное, то какой мужчина обратит на внимание такую девушку? Такой, какому только это и важно! И когда такой мужчина увидит в своей жизни еще более красивую девушку, он бросит эту.


Л.К.: Зачем все утрировать? Не надо три часа сидеть…

Е.Х.: Если мы девочку с детства приучаем к этому, у нее получается гипертрофированная, неестественная тяга, она начинает искать признания своей красоты у окружающих и со временем для нее это может стать самым важным.

Л.К.: Моя племянница, когда была маленькая, очень любила косметику, а теперь ей это неинтересно. Сейчас ей 11 лет.

Е.Х.: Неизвестно еще, что будет в 16.

—Давайте, Евгений найдет хорошую куклу.

Е.Х.: (достает небольшую хорошенькую куклу) Вот это классика, замечательная кукла. У нее аккуратная прическа, ей можно плести косички. Одежда замечательная. И это девочка, это видно. И имя у нее есть — Алина.

—Ничего, что она маленькая такая?

Е.Х.: Ничего. Она же не гигантская. С гигантской невозможно играть. Эта кукла из серии: «Держи, мы пойдем телевизор смотреть». А ведь детей надо учить играть, они сами не знают, как это делать.

Л.К.: Фарфоровые куклы вам нравятся?

Е.Х.: Это коллекционные куклы, они не для игры. Они больше интересны взрослому, а не ребенку… Давайте посмотрим мягкие игрушки. Вот, например, Пес Барбос, смотрите, какой у него замечательный, здоровый вид!

Л.К.: Есть игрушки, которые повторяют реальные голоса животных.

Е.Х.: В мягкой игрушке главное, чтобы она была естественных цветов и естественного происхождения. Исключения бывают, это Чебурашка. Лунтик — вопрос спорный. Но я бы ее своим детям не купил, потому что не сложил еще мнение о ней. Я смотрел «Лунтика» много раз, часто с детьми. Мне не нравятся два героя, Вупсень и Пупсень. У них ненормальные голоса, они учат детей разговаривать так же.

Л.К.: Там обычно добро всегда побеждает.

Е.Х.: Вы никогда не найдете зло, которое было бы без добра.

—Вы сначала мультики просматриваете сами?

Е.Х.: Да, а потом приобретаю те, которые мне понравились.

—А что будет с ребенком, если у него будет много «больных» игрушек?

Е.Х.: Вы увидите, что он начнет болеть. Потому что для него это модель идеального поведения. У ребенка очень тонкая психика. Для него все игрушки — живые.


Игрушки для мальчиков

Обратите внимание, если у мальчика появилась такая игрушка (останавливается у коробки с мускулистым мужчиной в бандане и с бородой, мотоцикл его увенчан черепом). Саша, кто это?

Саша: Бандит. Разбойник.

Е.Х.: А теперь — внимание на этикетку. Написано: «Полиция». Чувствуете, какой когнитивный диссонанс?

Л.К.: Думаю, другие дети выбрали бы такую игрушку.

Е.Х.: Если ребенок смотрит Jetix или другой подобный канал, он захочет такую игрушку, он захочет быть похожим на того героя. И с ближними он начнет общаться точно так же (переводит взгляд на панораму «Взятие крепости»). «Взятие Крепости» — это хорошая игрушка, потому что она учит мальчика защищать Родину. Мальчику обязательно надо иметь игрушечное оружие. Эта игра хороша еще тем, что она групповая. Сколько мы ходили — видели только индивидуальные. Я ставлю этой игрушке твердую пятерку… Пиратские игрушки я оцениваю резко негативно. Потому что пираты — это воры. А ребенок говорит, что он хороший, потому что спас того-то. Но ведь до спасения он убил и ограбил еще десятерых.

—А вот игрушки по сказкам «Нарния», «Гарри Поттер»…

Е.Х.: Что касается героев кино с элементами магии, то такие игрушки часто вызывают энурез у детей. Они писаются, потому что их обуревают страхи. Неизвестно, что будет делать игрушка, когда он спит. Что касается Человека-Паука, Бэтмена и Гарри Поттера, то это все бесовщина, по-русски сказать. Нам говорят, что Бэтмен — это хороший персонаж, он спасает людей. Но он и убивает других людей. И вообще, он — летучая мышь. Трансформеры — крайне негативная игрушка. Ребенок, играя с ним, говорит: «Я машина, я робот, я ничего не чувствую». Это убивает в ребенке чувственность, доброту.

—А как объяснить ребенку, что это плохая игрушка?

Е.Х.: Я объяснил своему, что Человек-паук — это, по сути, бес. Саша, где у тебя Человек-паук?

Саша: Не знаю, в корзине, наверное.

Е.Х.: У него и в садике все выбросили эти игрушки. У меня ребенок православный, он понимает, что такое бесовщина.

Л.К.: А как относитесь к «Магнитной рыбалке»?

Е.Х.: Это очень хорошо. Это учит концентрации, труду… Конструкторы — это очень важно, особенно для мальчиков 4-6 лет. Они делятся на резко позитивные и резко негативные. Конструктором «Лего-автосервис» ребенок будет с упоением заниматься, развивать логическое мышление, усердие, терпение, потому что собрать такую игрушку — надо порядка шести часов. Она учит его трудиться. Эта игра надолго. Я очень бы рекомендовал родителям покупать такие игрушки, хотя они очень дорогие. Есть и другие конструкторы, которые от Человека-паука мало отличаются (смотрит на сборный скелет динозавра). Какие-то скелеты… Что ты чувствуешь, холод-тепло, страх-радость, Саша, когда видишь такую игрушку?

Саша: Холод и страх.

—Смотрите, конструктор «Звездные войны».

Е.Х.: Игры в войну — это не плохо. Но если эта война имеет посыл нападать, а не защищать Родину, то ничего хорошего в такой игре нет. Если у человечков лица выражают агрессию, это нехорошо. Очень важно ребенку собирать конструктор вместе с отцом. Для ребенка интересна не какая-то конкретная игрушка, а то, можно ли поиграть с мамой или папой этой игрушкой.

—Как вам космические бластеры?

Е.Х.: Если ребенок использует это оружие в «Великой Отечественной войне», это одно, а если он борется с инопланетными захватчиками — это плохо. Если родитель вложит в эту игрушку хороший, позитивный сценарий, эта игрушка будет хорошая. Обыкновенный пистолет может быть игрушкой и антиигрушкой одновременно.

—Давайте поговорим о ценах и качестве. Не факт, что дорогая игрушка — качественная…

Е.Х.: Я выбираю игрушку не по цене, а по принципу, чему она может научить моего ребенка, чего не хватает ему сейчас, что в нем надо развить.

—А что делать, если у ребенка сломалась игрушка? Купить ему такую же новую?

Е.Х.: Я купил Саше змейку, он даже сделал для этого семь добрых дел. Она у него сломалась. Он говорит: «Папа, купи мне еще такую!». Я отвечаю: «Сынок, нет, надо аккуратнее!». И он решил сделать еще несколько добрых дел, чтобы заработать эту игрушку. Он заработал эту змейку — радости было очень много, больше чем от «Лего» за три тысячи.

—Я вот увидел шкатулку для секретов. Как вы к таким штукам относитесь?

Е.Х.: У детей всегда есть тяга к секретам. Мы тоже в детстве играли в секреты: зарывали фантики в землю под стеклышко. Это интересно. Игра «Менеджер» учит меркантильности. Я замечал, когда дети поиграют в «Монополию», у них резко негативное отношение к тем, кто выиграл, и домашнюю работу они хотят делать за деньги.

Л.К.: Я считаю, что экономические игры — это полезная вещь.

Е.Х.: Многие так считают и покупают. Придет время, и ребенок будет понимать ценность денег, потому что без них прожить нельзя.

—Можно просто поменять сценарий игры, как мы это делали с бластером. Есть добрые варианты игры «Монополия». Если заменить сюжет и вместо денег ввести фрукты или те же самые добрые дела…

Е.Х.: Совершенно верно (разглядывает книжки и раскраски) Людмила, очень хорошие у вас книжки. Ассортимент меня радует, потому что картинки везде замечательные… (Дочь Евгения Храновского, Марина, выбирает себе книжку про Золушку). Девочек очень тянет к принцессам во дворец.

Л.К.: А что плохого в том, что девочка тянется во дворец?


Е.Х.: Лучше пусть она играет в посудку и готовит обед, чем она будет строить дворец и мечтать о том, как она будет в нем жить.
Лучше пусть у нее дом может быть придуманный. Ребенку на самом деле для игры нужен минимум. Ребенок может принести с улицы камешек, и это может для него быть бесценной игрушкой. И если мама его выбросит, у него горе. А это целая жизнь для ребенка. Ребенку для игры нужен сценарий больше, чем сама игрушка. И это важно. Если выбирать между дворцом и «ужином» для папы с мамой, я сторонник второго варианта.

Л.К.: А как сделать так, чтобы ребенок выбирал придуманное, а не действительное? Придуманный дворец, а не настоящий?

Е.Х.: В готовом дворце девочкам интересно только в первый день. Потому что им интересно создавать, придумывать.

Л.К.: Как им объяснишь? Сегодня хочется дворец, завтра — машину…

Е.Х.: В обеспеченных семьях, где у детей много игрушек, они поиграют пару раз и бросают.

Л.К.: Как возбудить интерес к заброшенным игрушкам?

Е.Х.: Есть разные способы воздействия. Можно убрать игрушку, достать через два месяца, она как новая. Способов — масса, вы и ваши родители наверняка их знают.

—В советское время было больше добрых, положительных игрушек?

Е.Х.: Да, потому что в советское время был комитет, который занимался игрушками. Потом расформировался в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования, но сейчас он создается вновь в нашей общественной организации.

—Вот и последняя наша остановка, пазлы.

Е.Х.: Пазлы, мозаика — это хорошо: развивает мелкую моторику. Тут надо смотреть на картинку. Вот 3D-пазлы. Великолепная игра, причем для людей любого возраста. Я сейчас, кстати, такую и куплю (показывает детишкам коробки, Марина выбирает сказку о Золушке). Это сказка, в которую можно играть.

—Людмила, какие у вас впечатления от нашего рейда?

Л.К.: Мне жалко детей Евгения.

Л.К.: Он не покупает, он навязывает.

—Вы считаете, нужно все-таки выбирать то, что ребенку нравится?

Л.К.: Нет, но не так категорично подходить к выбору игрушки.

Е.Х.: Я думаю, что либеральничать с детьми в столь серьезном вопросе как игрушки нельзя. Через игру ребенок постигает жизнь. Говорят, для птиц — небо, для рыб — вода, для ребенка — игра. Для него это вся жизнь. И от того, чем она наполнена, зависит, каким он вырастет. Это наиважнейший момент, и взрослые должны уделять этому очень большое внимание. Например, в Челябинске девочке купили куколку с девичьим лицом, кудрями и мужскими гениталиями. Эту девочку потом лечил психиатр. А в Великобритании изъяли из продажи набор для детского стриптиза с одеждой и аксессуарами. Если ваш ребенок попросит такую «игрушку», вы тоже не будете сопротивляться и купите? Магазин большой — это хорошо, игрушек очень много. Больше половины игрушек в этом магазине положительные, развивающие, но выбирать игрушки нужно со знанием дела. Не откупайтесь от своих детей дорогими подарками. Уделите время, разберитесь в игрушках дома, в детском саду. Соотнесите поведение ребенка с наличием у него тех или иных игрушек, особенно компьютерных игр.

Читайте также: