Чернышенская игрушка в орловской области

Обновлено: 28.04.2024

Они имеют внешнее сходство, просты и незатейливы, поэтому я собрал их в одной публикации. Именно эти игрушки, на мой взгляд, сохранили большую часть первобытного, элементов, приемов ранней человеческой истории.

4. Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.

Гончары работали в районе Каргополя еще в XI–XIII веках. Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. Это обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины и покрытого ангобом - раствором жидкой глины с примесью извести. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей.

В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Так возникло изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе - юбке , обтекаемая компактная форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника.

Изменялась со временем и техника обработки поверхности ( ангоб, обварка, полива ), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды.

Обварка - технология, когда вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными фантастическими разводами.

Полива - технология создания глазури. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали . В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой . Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами . Сохраняя традиционные формы, современные мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали , щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин . Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах (Тянитолкай). Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый , а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.

В 30-е гг. 20 века гончарный промысел в районе Каргополя сошел на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) из деревни Гринево.

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

И.В. и Е. И. Дружинины. Удод с птенцом. Удод – свистулька. 1936 - 1937 гг. Архангельская обл., г. Каргополь

Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977 гг.), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.

В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» . Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево.

Очень подробно о Каргопольской игрушке здесь.

5. Кожлянская (Курская) игрушка

Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля. Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия.

Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов и стал быстро исчезать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство. Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».

Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым.

Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры: «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.

Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки. Он был заимствован русской игрушкой из украинской пластики, появился в начале 1900-х годов.

В окрестностях деревни Чернышино много хорошей глины различных сортов. Издавна там сформировался гончарный промысел, и этому подтверждение — найденные в деревне многочисленные обломки домашней глиняной посуды, куски черепичных крыш и дымовые трубы, а в 1928 году был найден и старый горн для гончарного производства.

Со времен крепостного права так повелось, что женщинам не давали денег на собственные нужды, и они старались подрабатывать: продавали молоко, яйца, холсты, а некоторые лепили из глины игрушки. Занятие игрушками переросло в самостоятельный игрушечный промысел.

Любимым чисто женским праздником в этих краях был обряд «Похороны кукушки», который проводили в мае-июне. Кукушечье пёстрое оперение стало основой в раскраске игрушек: пёстрые полосочки по светлому фону. Говорят, мастериц так и звали «кукушками» или «тетерошницами».

Кукушка — «божья» птица, вещая, она предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природные явления. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что изначально привело к культу бога Рода.

Особенности чернышинской игрушки

Игрушки лепят из светлой чернышинской глины, обжигают и раскрашивают двумя-тремя цветами из небольшой палитры: фиолетовый, жёлтый, красный, серовато-синий. Роспись наносится полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.

Любимый сюжет — кукла-баба в переднике и юбке-колоколе, с детьми или без, в народном костюме и в характерном головном уборе орловской женщины.

Остальные сюжеты — коньки, птички, барашки, всадники и всадницы. Эти игрушки имеют свистульку, которую местные называются «свистуньки». Форма таких игрушек достаточно условна: ножки короткие, приземлённые, если есть всадник, то он чуть возвышается над спиной коня, у него даже нет ног. Интересно, что домашних птиц вообще не лепили, возможно, из суеверия.

Как и другие типы народной игрушки, чернышинская видоизменялась в соответствии с переменами в окружающей жизни мастериц. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам.

Игрушку продолжали лепить до середины ХХ века, и одежда кукол, головные уборы, роспись, постепенно приобрели вид более современный. И всё равно основа образа Матери-Земли, Кормилицы, общества сохранилась в народной памяти.

В наше время, когда народные мастера свободны от политизированности, вновь возвращаются древние языческие образы дев-русалок, берегинь, поляниц и других.

Мастера

В деревне Чернышино в самом начале нашего столетия этим промыслом было занято значительное количество женщин, но, как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сокращаться.

В 1930-е годы игрушку лепили женщины: П.П. Чумичева, её дочери — М.Л. Фомина, П.П. Клинина, Т.П. Алёнкина.

После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Е.Д. Шеляева до 1950-х годов.

В настоящее время возрождением чернышинского промысла занимается народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна. Она много общалась с Анной Харитоновной Афанасовой (1929-2017г.г.), училась у неё. В коллекции Натальи Николаевны есть образцы работ Анны Харитоновны.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

1 часть
Игрушка д.Чернышено бывшего Новосильского уезда (ныне - Новосильский район) Орловской области.
Фото: И. Константинов. К сожалению, приходится использовать чужие фотографии. В моем собрании этой игрушки нет, она редкая. Как я понимаю, промысел считается умершим.







Под катом статья З.Коротковой "ГЛИНЯНЫЕ "ПОТЕШКИ" ИЗ ЧЕРНЫШЕНО" из журнала "Наука и жизнь" (№1, 2006). . Небольшой живо написанный текст, к сожалению, без особых подробностей.
Имен мастериц нет; не сказано, существовал ли игрушечный промысел внутри гончарного, как чаще всего бывает. Нет упоминания и о "русалке", представленной на одной из фотографий.
Эта информация появится во 2 части (будет другая статья на эту тему).
В начале статьи говорится об игрушках д.Плешково той же Орловской области, которые мне гораздо более известны, имеются в наличии, и о которых я обязательно напишу позже.

В тексте публикации позволила себе дать некоторые комментарии для дальнейшей работы (выделены цветом).


ГЛИНЯНЫЕ "ПОТЕШКИ" ИЗ ЧЕРНЫШЕНО
"Наука и жизнь" №1, 2006
З. КОРОТКОВА. Фото И. Константинова.

В майском номере журнала за прошлый год в разделе "Переписка с читателями" рассказывалось о плешковской глиняной игрушке, родина которой Ливенский район Орловской области. На Орловщине известен и другой промысел - чернышенская глиняная игрушка, названная по деревне Чернышено бывшего Новосильского уезда (ныне - Новосильский район).

Глина в этом краю очень вязкая, лепить из нее легко и приятно, изделия получаются красивые и звонкие. Вот и существуют игрушечные промыслы уже не одно столетие, исчезая и вновь возрождаясь.

Запасали глину ранней весной, хранили в погребе или другом прохладном месте. Старые мастерицы вспоминают, что лепили игрушки с наступлением погожих дней, чтобы можно было их на солнышке "обветрить". Затем в овраге, в специально вырытой ямке, сушили игрушки над дымом тлеющих гнилушек. "День пожгут, ночь постоят, и они как раз выходят звонкие. А как остынут, вытаскивают их, ставят на лужочек и начинают красить", - рассказывает одна из мастериц. Этот способ пришел из далекого прошлого. Со временем игрушки стали обжигать в горне, а сушить на печи. Раскрашивали минеральными и анилиновыми красками, вместо кисточки - перо из хвоста петуха.

Чернышенские мужчины в изготовлении игрушек участия не принимали, а женщины лепили мужские фигурки очень редко, только как дополнение к коню.


У каждого промысла свои отличия. Чернышенские мастерицы никогда не лепили птиц. Исключение составляет кукушка.

Любопытная особенность, ведь птицы как сюжет типичны практически для всех игрушечных промыслов, в том числе, для д.Плешково.


Жители села Чернышено Орловской области считали кукушку божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли. Чернышенскую роспись называют "кукушечьей" - полоски, украшающие скульптуры, напоминают оперение кукушки.

Плешковская роспись совсем друшая - пятнышками, а полоски характерны для промыслов Калужской, Тульской, Рязанской и др. областей.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мастера:
В тридцатые годы:
Чумичева Прасковья Павловна (1869 — 1955),
ее дочери — Фомина М.Л., Клинина Пелагея Павловна, Аленкина Т.П.
После войны также:
Афанасова Анна Харитоновна (1924 г. р.) и Шеляева Елена Алексеевна (1911 - 1994).

На сайте, с которого взяты тексты, есть также перечень всех сюжетов чернышенской игрушки с комментариями.
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k1.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k2.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k3.htm
Сомнения не оставляют меня по поводу сюжета "монашка". Это очень нехарактерный образ для деревенской, крестьянской игрушки. Присутствует обычно в городских промыслах.

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли "кукушками", за что в народе их прозвали "тетерошниками".

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка - "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Девицы—молодицы в "кукушечье время" с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне—язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали "долговременного и благополучного здравия".

Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки Думали, что величайший владыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Поэтому убиение кукушки считалось преступлением". (А. Афансьев)

Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: "кукушка, прокукуй мою скотину!". Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей. чтобы водились пчелы.

Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: "кукушка роди мне сынушечку—дочушечку".

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не лепят, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков—свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками.

Форма коньков—свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши Чернышенские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия — четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышенской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышенских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина М.Л., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева Е.А. до50—х годов.

В настоящее время возрождением чернышенского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.р.) и ее дочь Аня (1983 г.р.) вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна.

Работы Фроловых были представлены на выставках и фестивалях у нас в стране, а также в Германии, Франции, Италии, Норвегии и США.

В трудные времена для Отечества все чаще мы оглядываемся назад, ищем опору и поддержку в прошлом своего народа, возвращаемся к истокам, к своим глубинными корням. Интерес к национальной культуре на Орловщине велик. Все чаще можно услышать орловскую песню, увидеть традиционный крестьянский костюм, возвращаются к жизни забытые промыслы и ремесла.

Принято было считать, что Чернышенский игрушечный промысел угас в 30-х годах. На самом же деле мастера в этой деревне продолжали работать и после войны. Эту игрушку мы встретили случайно в Загорском музее игрушки, изучая там другой орловский промысел — плешковский.

Но самое удивительное нас ожидало в деревне Чернышино Новосельского района, где мы познакомились с живущими и ныне мастерицами П. П. Клениной, А. X. Афанасовой и Е. А. Шеляевой.

Развитие гончарного ремесла в этом крае идет от казаков, поселившихся для охраны рубежей на Орловщине во времена Ивана Грозного. Фамилии у них в основном были украинские, поэтому место, где глину брали, так в народе и прозвали "Хохлов Верх". Жители д, Чернышино были крепостные - "барские". К своему основному доходу добавляли заработки от какого-либо промысла.

Интересные воспоминания об этом промысле оставил В. Н. Глаголев - учитель рисования в Новосиле, большой любитель этой игрушки. Благодаря его энтузиазму чернышинские игрушки начала века есть в собраниях многих музеев нашей страны.

Глаголев пишет в 1933 г.: "Производством игрушки в этих местах занимались только женщины. По давно сложившемуся обычаю ни от семьи, ни от мужа на свой расход крестьянка ничего не получала, а пользовалась приходом от продажи молочных скопов и изделий женского производствам холста, пряжи, вязания и остатков растительного сырья. В начале XX века было занято значительное количество женщин, но как только на рынке появилась фабричная и кустарная игрушка, часто штампованная, местное производство стало снижаться.

Доступность по цене и традиционный обычай покупать именно глиняную игрушку делали ее популярной. Несмотря на повышенную цену, игрушки быстро раскупались населением.

В период ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались заунывными звуками свистулек. Поднятие этого промысла весьма желательно, но на него не обращено еще внимание местных деятелей".

Еще в начале века В. Н. Глаголев пытался обратить внимание на угасающий уникальный промысел.

О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева (1911 - 1994), к сожалению, в марте месяце ушедшая из жизни.

"Собираемся и холь. Ни то сено косить, ни то за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может; три - когда успеет.

А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь.

День прожгут, ночь простоят и они как раз звонкие выходят.

Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Лад накладали, лад - свистки делали, одну дырочку наспрось, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Препловены. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.

Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то бывало и на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо было".

Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или "ляпушками".

Анна Харитоновна Афанасова (1924 г. р.) рассказывает: "После войны недостаток был, вот мы и промышляли "ляпушками". "Захочешь папки — протянешь лапки", так бывало моя бабушка говорила, знатная была мастерица Прасковья Павловна Чумичева (1869 — 1955). А папками у нас хлеб называли. А за то, что кукушек делали, называли нас в народе "тетерошниками".

И действительно, в чернышинской пластике не встретишь домашнюю птицу, как в плешковской Игрушке. Лепили они в основном только кукушек. А связано это было с преобладанием в местной обрядовой структуре своеобразного культа кукушки. Кукушка отождествлялась с весной, это "божья" птица - вещая. Предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу не только человека, но по существу всех природных явлений. Кукушка заключала в себе птичий образ женского божества, наделенного тайной высшей силой пророчества, что изначально приводит к древнейшему культу бога Рода и рожениц,

В кукушку превращали женщину с несчастной судьбой (нарушившую нормы поведения). С этим превращением связаны большинство мифологических легенд славянского населения о происхождении кукушки. Кукушка носитель сакральной силы, которая проявляется в народных представлениях о ней как о защитнике скота. "Кукушка, прокукуй мою скотинку", - просили крестьяне. Трава "кукушкины слезки" участвовала в обрядах, связанных с браком.

В этих местах с Вознесенья по Духов день проходил Обряд "Похороны и крещение кукушки". Что интересно, чернышинскую игрушку продавали только на двух ярмарках, именно в "кукушечье" время года.

Чернышинские мастерицы расписывали свои игрушки полосками, напоминающими живое оперение птицы. Даже у кукол-кормилок на шее элементы кукушечьей росписи - чередующиеся полоски - своеобразное напоминание о магической связи женщины и кукушки.

Н. ФРОЛОВА, народный мастер, член Союза художников России.
29.10.2005.
---------------------------------------- ---------------------------------------- ---
Обе статьи взяты с сайта семьи Фроловых, мастеров-игрушечников.
Больше 10 лет назад Фроловы решили возродить чернышинский и плешковский промысел своими силами. Я очень радуюсь, если промыслы возобновляются, повышается интерес к народному творчеству и т.д. Тем не менее, к деятельности Фроловых отношусь с осторожностью и некоторым недоверием.

Сразу должна сказать, что это сугубо мое мнение, с которым не обязательно соглашаться.
1. Есть мастера, игрушку которых я признаЮ, считаю хорошей, несмотря на то, что эти мастера не потомственные, приезжие или живут в промысловой деревне. Однако проблема изменения формы из-за смены места жительства существует, ее отмечают многие исследователи и сами мастера. Вне среды, пейзажа, быть может, "родной" глины,
меняется характер игрушки, форма, часто появляются новые сомнительные сюжеты, "уходит" качество.

2. Фроловы взялись сразу за 2 промысла, очень разные. Еще один минус в моих глазах. Чаще всего, в такой ситуации страдают оба промысла. Хотя из этого правила у меня есть собственное исключение: мастер, делающий романовскую и добровскую игрушку. Но романовская и добровская родственные игрушки, и сама мастерица очень правильно относится к ситуации, считая себя не совсем народным, а скорее профессиональным мастером.

3. Люди, пришедшие в промысел, а не "выросшие" в нем, часто стремятся "окультурить" традиционную игрушку, Она получается рафинированной, "заглаженной", красивенькой, сувенирной. Такая вещь ориентирована на массовый вкус. Я не за дремучую архаику во что бы то ни стало, но такие вещи - не народная игрушка, а ее изображение, воспроизведение.

Примечательно, что все примеры из цитаты говорят как раз об упадке ремесла, доказывают деградацию игрушки вдали от своих истоков.

4. Не строго соблюдая традицию, мастера рискуют оказаться в совсем другой области - авторская игрушка по мотивам народной. Сама по себе тема интересная, у нее есть свои поклонники, плохо, если интерпретацию выдают за традицию, за исконную форму.

5. Появляются новые сюжеты и формы. Это происходит и при нормальном развитии промысла Каждый мастер привносит свои стилевые черты, работая по канону. Но в данном случае стоит говорить не о развитии традиции, а о ее нарушении. Фроловы изобрели множество несуществовавших сюжетов, взяли их из из русской мифологии "вообще", а не из верований конкретной области. Подозреваю, что есть нарушение росписи. До меня доходили сведения, что раньше Фроловы, вопреки местной традиции, покрывали игрушки лаком.
Я считаю это признаком "работы на публику", желанием понравиться, быстро получить признание и известность.
В моей коллекции работ Фроловых нет. Если у меня появятся основания, чтобы изменить представление о творчестве этих мастеров, сообщу отдельно.

Своеобразные глиняные игрушки делали на Орловщине. Здесь, в деревне Чернышино, расположенной в 3 км от города Новосиль, благодаря наличию природных залежей различных сортов глины был широко развит гончарный промысел. Местные мастера изготовляли черепицу, дымовые трубы, посуду, а женщины занимались производством игрушки.

Чернышинская игрушка отличается особой грациозной пластичностью и росписью. Техника ее изготовления также имеет свои характерные особенности. Глину для работы добывали из близлежащих оврагов весной и хранили в погребе. Высококачественная белая глина не требовала дополнительных приготовлений и сразу шла в дело.

Чернышинская баба в музее игрушки ( Сергиев Посад).

Чернышинская баба в музее игрушки ( Сергиев Посад).

Инструментами у мастериц служили заостренный колышек-болванка, на которой формовали колокол юбки у кукол, палочка для обозначения глаз, рта, отверстий свистка, и нож — им обрезали основание игрушки. Каждую вещь делали сразу от начала и до конца.


» Кукушка» ( автор Н. Фролова).

Готовые игрушки сушили в земляных горнах. Раскрашивали фигурки минеральными красками, разведенными на яичном белке. Наиболее распространенными были следующие цвета:

Сближенность цветов и их непринужденное чередование на светлом фоне глины создавали неспешный ритм и привлекающий благородством природной гармонии колорит. Для росписи использовали птичьи перья — они оставляли на игрушке неровные следы — полоски.

Барашек, чернышинская игрушка ( автор Н. Фролова).

Барашек, чернышинская игрушка ( автор Н. Фролова).

Темы и сюжеты игрушек традиционны: птицы, кони, бараны. Самая ходовая игрушка — » кормилка» (кормилица). В чернышинской кукле органично переплетаются древнейшие родовые черты и современные веяния. Младенец, полосы, ромбы, точки — эти древние знаки женщины-прародительницы, магические символы плодоносящей земли совмещаются с элементами местного костюма: сарафаном, повойником, фартуком, капором и прической начала XIX века.

Чернышинские куклы - расписанная и без росписи.

Чернышинские куклы — расписанная и без росписи.

В чернышинской игрушке мы не увидим изысканности и пластической отточенности, присущей филимоновской или дымковской керамике . Ее красота в том, с какой естественной непосредственностью воплощены в материале образы, хранимые веками в народной памяти.

Чернышинская кукла ( автор - Н. Фролова).

Чернышинская кукла ( автор — Н. Фролова).

Читайте также: