Чернышевская игрушка орловская область

Обновлено: 16.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Плешковская игрушка неприметна на первый взгляд, неяркая, но сколько в ней теплоты и обаяния! Я давно очарована этим промыслом. Но с каким трудом удается собрать хоть какую-то информацию! А та, что есть, часто вызывает сомнения в своей достоверности. Вот даже в дате рождения выдающейся мастерицы, "классика" промысла, расхождение.

На форму игрушки, пластику влияет прежде всего материал и его местные особенности. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями. Такой глине не нужен дополнительный декор - украшены игрушки мало: редкая гравировка, нет налепов, только грудки у птиц с защипами. Да и раскраска очень деликатная, небольшие пятнышки сдержанных цветов. (Фроловы применяют и другие узоры, но моего доверия к ним нет. По-моему, это просто набор различных русских языческих символов без разбора.)
Форма игрушки цельная, без лишних деталей. Размером небольшие - ребенку по руке.

Сюжеты традиционны, хоть и с некоторыми особенностями. Преобладает так называемая крестьянская тема - все домашняя скотина и птица. О связи с древними языческими символами и мотивами напоминает разве что медведь, да и конник условностью отличается от других изображений людей. Но о них во второй части.

Фигурки людей такие же, как в других областях - бабы, кормилки, солдаты. Местная сюжетная особенность - мужчина одет в форму солдата русско-японской войны. Но, как отмечают и Фроловы, это довольно поздний сюжет.
Детали одежды женщин, по-видимому, характерны для этой области - островерхий капор, косынка на шее. Орловский костюм знаю плохо, не могу сейчас проверить. Встречается также убор в виде кокошника - то ли местный, то ли символический.
Тема костюма в игрушке очень интересна, и у нее еще не было своего исследователя.

Интересно и место свистка - не в птице, зажатой подмышкой - прямо в руке.

Сюжеты:
Барыня без ребенка
Барыня с ребенком
Солдат в форме русско-японской войны.

Медведь
Олень
Конник, всадник
Конь
Коза
Корова
Баран
Курица
Петух
Утица
Собака – более поздний сюжет (с сайта Фроловых, но вероятный мотив)

Сюжеты с сайта Фроловых, в подлинности которых я сомневаюсь.
Ни в одном издании и ни в одной коллекции я таких плешковских игрушек не видела. Не вижу и логики их возникновения в контексте промысла:
Поросенок
Белка
Зайчик
Русалка (птица-дева) (с хвостом и \ или со свистком)
Русская троица с оленями
Русская троица с конями "Ладья"
Русская троица с птицами (курами)
Русская троица с птицами (петухами)

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).
Жители здешних мест утверждают, что в мае месяце в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Мастера Фроловы предполагают, что роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха — это знаки колоса и травы, символическое обозначение месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях), и некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.
Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. ”
Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
«Русская троица» — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.
Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.
.
Барыня - хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце).

Богата земля орловская. Издревле славилась она мастерами искусными. Особо почитались гончары-кудесники. В конце прошлого века в губернии существовало около четырехсот гончарных центров. Один из давних - плешковский промысел в Ливенском районе.
Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, макидры; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Вместо шумной деревни Плешково в 40 дворов - пустырь. Лишь стоят кое-где заброшенные дома с пустыми глазницами - окон.
Но мне посчастливилось встретиться с самобытной мастерицей Александрой Михайловной Иваниловой. Это она дала мне уроки "игрушечного" искусства, помогла проникнуть в какой-то особый, неповторимый мир плешковской игрушки.
Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой. Но недаром говорят: "Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - нет ни одного".
Жители здешних мест утверждают, что в мае, на Николу, праздновали их предки "Свистунью". Звонким свистом выгоняли из домов и сердец все злое да черное, что за зиму накопилось; верили, что солнце от этого жарче греет.
Возможно, с этим связана и роспись плешковских игрушек, традиционно выполненная тертым кирпичом и соком лопуха. Пятна, произвольно покрывающие игрушки, напоминают знаки колоса и травы - символическое обозначение мая.
Только у плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем.
Сюжеты плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью крестьян, но и несут в себе образы древнерусского сознания и уходят в глубину народной памяти. То, что сейчас современный человек воспринимает как игрушку, забаву, когда-то участвовало в магических обрядах и несло в себе знаки тотемов и богов. Глиняные изображения наполнялись понятием солнца и неба, звери-тотемы были наделены космическим и божественным смыслом.
С того времени многое изменилось, игрушки давно перешли в детские руки, но тем не менее они до сих пор несут в себе все знаки русского пантеона и порой свое магическое значение.
Интерес к древней культуре велик, поэтому я позволю себе напомнить некоторое символическое значение игрушечных изображений.
Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще всего делают без свистка.
Олень - знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень был знаком славянских богинь Рожаниц - матери и дочери.
Конь, конник - знак неба и солнца, совершающего свой путь по небу на колеснице.
Баран - знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Корова и коза - знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля.
Птица (петух, курица, утица) - олицетворяла весну, тепло, солнце, являлась знаком воскрешения природы, пробуждения земли, рассвета. Птица - знак хорошего урожая.
Птица-русалка - загадочная птица с женским лицом, дух растительности, охраняющая урожай, она летала над полями и жила на деревьях. Вспомним у А. С. Пушкина: ". Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. "
.
29.10.2005

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мастера:
В тридцатые годы:
Чумичева Прасковья Павловна (1869 — 1955),
ее дочери — Фомина М.Л., Клинина Пелагея Павловна, Аленкина Т.П.
После войны также:
Афанасова Анна Харитоновна (1924 г. р.) и Шеляева Елена Алексеевна (1911 - 1994).

На сайте, с которого взяты тексты, есть также перечень всех сюжетов чернышенской игрушки с комментариями.
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k1.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k2.htm
http://oreltoys.narod.ru/cherhishin_k3.htm
Сомнения не оставляют меня по поводу сюжета "монашка". Это очень нехарактерный образ для деревенской, крестьянской игрушки. Присутствует обычно в городских промыслах.

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли "кукушками", за что в народе их прозвали "тетерошниками".

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка - "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Сохранились в этих местах удивительный весенний обряд "Крещение и похороны кукушки". Девицы—молодицы в "кукушечье время" с Вознесения до Духова дня (Троицы) объединялись в тайный союз между собой и высшей силой в образе кукушки.

В начале мая месяца древние славяне—язычники поклонялись Великой Богине, испрашивали "долговременного и благополучного здравия".

Особенно приносились ей жертвы теми, которые слышали первое пение кукушки Думали, что величайший владыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Поэтому убиение кукушки считалось преступлением". (А. Афансьев)

Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: "кукушка, прокукуй мою скотину!". Пчеловоды несли в жертву водяному первый рой, за что тот в награду давал им кукушку, которую надо было тайно посадить в отдельный улей. чтобы водились пчелы.

Трава "кукушкины слезы" участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: "кукушка роди мне сынушечку—дочушечку".

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не лепят, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков—свистунъков, коровок, барашков, всадников, кукол — все они также обильно украшены чередующимися полосками.

Форма коньков—свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши Чернышенские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия — четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышенской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышенских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина М.Л., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева Е.А. до50—х годов.

В настоящее время возрождением чернышенского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.р.) и ее дочь Аня (1983 г.р.) вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна.

Работы Фроловых были представлены на выставках и фестивалях у нас в стране, а также в Германии, Франции, Италии, Норвегии и США.

В трудные времена для Отечества все чаще мы оглядываемся назад, ищем опору и поддержку в прошлом своего народа, возвращаемся к истокам, к своим глубинными корням. Интерес к национальной культуре на Орловщине велик. Все чаще можно услышать орловскую песню, увидеть традиционный крестьянский костюм, возвращаются к жизни забытые промыслы и ремесла.

Принято было считать, что Чернышенский игрушечный промысел угас в 30-х годах. На самом же деле мастера в этой деревне продолжали работать и после войны. Эту игрушку мы встретили случайно в Загорском музее игрушки, изучая там другой орловский промысел — плешковский.

Но самое удивительное нас ожидало в деревне Чернышино Новосельского района, где мы познакомились с живущими и ныне мастерицами П. П. Клениной, А. X. Афанасовой и Е. А. Шеляевой.

Развитие гончарного ремесла в этом крае идет от казаков, поселившихся для охраны рубежей на Орловщине во времена Ивана Грозного. Фамилии у них в основном были украинские, поэтому место, где глину брали, так в народе и прозвали "Хохлов Верх". Жители д, Чернышино были крепостные - "барские". К своему основному доходу добавляли заработки от какого-либо промысла.

Интересные воспоминания об этом промысле оставил В. Н. Глаголев - учитель рисования в Новосиле, большой любитель этой игрушки. Благодаря его энтузиазму чернышинские игрушки начала века есть в собраниях многих музеев нашей страны.

Глаголев пишет в 1933 г.: "Производством игрушки в этих местах занимались только женщины. По давно сложившемуся обычаю ни от семьи, ни от мужа на свой расход крестьянка ничего не получала, а пользовалась приходом от продажи молочных скопов и изделий женского производствам холста, пряжи, вязания и остатков растительного сырья. В начале XX века было занято значительное количество женщин, но как только на рынке появилась фабричная и кустарная игрушка, часто штампованная, местное производство стало снижаться.

Доступность по цене и традиционный обычай покупать именно глиняную игрушку делали ее популярной. Несмотря на повышенную цену, игрушки быстро раскупались населением.

В период ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались заунывными звуками свистулек. Поднятие этого промысла весьма желательно, но на него не обращено еще внимание местных деятелей".

Еще в начале века В. Н. Глаголев пытался обратить внимание на угасающий уникальный промысел.

О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева (1911 - 1994), к сожалению, в марте месяце ушедшая из жизни.

"Собираемся и холь. Ни то сено косить, ни то за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь и вот бабки собираются, нары сделают и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может; три - когда успеет.

А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь.

День прожгут, ночь простоят и они как раз звонкие выходят.

Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Лад накладали, лад - свистки делали, одну дырочку наспрось, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Препловены. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.

Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то бывало и на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо было".

Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или "ляпушками".

Анна Харитоновна Афанасова (1924 г. р.) рассказывает: "После войны недостаток был, вот мы и промышляли "ляпушками". "Захочешь папки — протянешь лапки", так бывало моя бабушка говорила, знатная была мастерица Прасковья Павловна Чумичева (1869 — 1955). А папками у нас хлеб называли. А за то, что кукушек делали, называли нас в народе "тетерошниками".

И действительно, в чернышинской пластике не встретишь домашнюю птицу, как в плешковской Игрушке. Лепили они в основном только кукушек. А связано это было с преобладанием в местной обрядовой структуре своеобразного культа кукушки. Кукушка отождествлялась с весной, это "божья" птица - вещая. Предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу не только человека, но по существу всех природных явлений. Кукушка заключала в себе птичий образ женского божества, наделенного тайной высшей силой пророчества, что изначально приводит к древнейшему культу бога Рода и рожениц,

В кукушку превращали женщину с несчастной судьбой (нарушившую нормы поведения). С этим превращением связаны большинство мифологических легенд славянского населения о происхождении кукушки. Кукушка носитель сакральной силы, которая проявляется в народных представлениях о ней как о защитнике скота. "Кукушка, прокукуй мою скотинку", - просили крестьяне. Трава "кукушкины слезки" участвовала в обрядах, связанных с браком.

В этих местах с Вознесенья по Духов день проходил Обряд "Похороны и крещение кукушки". Что интересно, чернышинскую игрушку продавали только на двух ярмарках, именно в "кукушечье" время года.

Чернышинские мастерицы расписывали свои игрушки полосками, напоминающими живое оперение птицы. Даже у кукол-кормилок на шее элементы кукушечьей росписи - чередующиеся полоски - своеобразное напоминание о магической связи женщины и кукушки.

Н. ФРОЛОВА, народный мастер, член Союза художников России.
29.10.2005.
---------------------------------------- ---------------------------------------- ---
Обе статьи взяты с сайта семьи Фроловых, мастеров-игрушечников.
Больше 10 лет назад Фроловы решили возродить чернышинский и плешковский промысел своими силами. Я очень радуюсь, если промыслы возобновляются, повышается интерес к народному творчеству и т.д. Тем не менее, к деятельности Фроловых отношусь с осторожностью и некоторым недоверием.

Сразу должна сказать, что это сугубо мое мнение, с которым не обязательно соглашаться.
1. Есть мастера, игрушку которых я признаЮ, считаю хорошей, несмотря на то, что эти мастера не потомственные, приезжие или живут в промысловой деревне. Однако проблема изменения формы из-за смены места жительства существует, ее отмечают многие исследователи и сами мастера. Вне среды, пейзажа, быть может, "родной" глины,
меняется характер игрушки, форма, часто появляются новые сомнительные сюжеты, "уходит" качество.

2. Фроловы взялись сразу за 2 промысла, очень разные. Еще один минус в моих глазах. Чаще всего, в такой ситуации страдают оба промысла. Хотя из этого правила у меня есть собственное исключение: мастер, делающий романовскую и добровскую игрушку. Но романовская и добровская родственные игрушки, и сама мастерица очень правильно относится к ситуации, считая себя не совсем народным, а скорее профессиональным мастером.

3. Люди, пришедшие в промысел, а не "выросшие" в нем, часто стремятся "окультурить" традиционную игрушку, Она получается рафинированной, "заглаженной", красивенькой, сувенирной. Такая вещь ориентирована на массовый вкус. Я не за дремучую архаику во что бы то ни стало, но такие вещи - не народная игрушка, а ее изображение, воспроизведение.

Примечательно, что все примеры из цитаты говорят как раз об упадке ремесла, доказывают деградацию игрушки вдали от своих истоков.

4. Не строго соблюдая традицию, мастера рискуют оказаться в совсем другой области - авторская игрушка по мотивам народной. Сама по себе тема интересная, у нее есть свои поклонники, плохо, если интерпретацию выдают за традицию, за исконную форму.

5. Появляются новые сюжеты и формы. Это происходит и при нормальном развитии промысла Каждый мастер привносит свои стилевые черты, работая по канону. Но в данном случае стоит говорить не о развитии традиции, а о ее нарушении. Фроловы изобрели множество несуществовавших сюжетов, взяли их из из русской мифологии "вообще", а не из верований конкретной области. Подозреваю, что есть нарушение росписи. До меня доходили сведения, что раньше Фроловы, вопреки местной традиции, покрывали игрушки лаком.
Я считаю это признаком "работы на публику", желанием понравиться, быстро получить признание и известность.
В моей коллекции работ Фроловых нет. Если у меня появятся основания, чтобы изменить представление о творчестве этих мастеров, сообщу отдельно.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

1 часть
Игрушка д.Чернышено бывшего Новосильского уезда (ныне - Новосильский район) Орловской области.
Фото: И. Константинов. К сожалению, приходится использовать чужие фотографии. В моем собрании этой игрушки нет, она редкая. Как я понимаю, промысел считается умершим.







Под катом статья З.Коротковой "ГЛИНЯНЫЕ "ПОТЕШКИ" ИЗ ЧЕРНЫШЕНО" из журнала "Наука и жизнь" (№1, 2006). . Небольшой живо написанный текст, к сожалению, без особых подробностей.
Имен мастериц нет; не сказано, существовал ли игрушечный промысел внутри гончарного, как чаще всего бывает. Нет упоминания и о "русалке", представленной на одной из фотографий.
Эта информация появится во 2 части (будет другая статья на эту тему).
В начале статьи говорится об игрушках д.Плешково той же Орловской области, которые мне гораздо более известны, имеются в наличии, и о которых я обязательно напишу позже.

В тексте публикации позволила себе дать некоторые комментарии для дальнейшей работы (выделены цветом).


ГЛИНЯНЫЕ "ПОТЕШКИ" ИЗ ЧЕРНЫШЕНО
"Наука и жизнь" №1, 2006
З. КОРОТКОВА. Фото И. Константинова.

В майском номере журнала за прошлый год в разделе "Переписка с читателями" рассказывалось о плешковской глиняной игрушке, родина которой Ливенский район Орловской области. На Орловщине известен и другой промысел - чернышенская глиняная игрушка, названная по деревне Чернышено бывшего Новосильского уезда (ныне - Новосильский район).

Глина в этом краю очень вязкая, лепить из нее легко и приятно, изделия получаются красивые и звонкие. Вот и существуют игрушечные промыслы уже не одно столетие, исчезая и вновь возрождаясь.

Запасали глину ранней весной, хранили в погребе или другом прохладном месте. Старые мастерицы вспоминают, что лепили игрушки с наступлением погожих дней, чтобы можно было их на солнышке "обветрить". Затем в овраге, в специально вырытой ямке, сушили игрушки над дымом тлеющих гнилушек. "День пожгут, ночь постоят, и они как раз выходят звонкие. А как остынут, вытаскивают их, ставят на лужочек и начинают красить", - рассказывает одна из мастериц. Этот способ пришел из далекого прошлого. Со временем игрушки стали обжигать в горне, а сушить на печи. Раскрашивали минеральными и анилиновыми красками, вместо кисточки - перо из хвоста петуха.

Чернышенские мужчины в изготовлении игрушек участия не принимали, а женщины лепили мужские фигурки очень редко, только как дополнение к коню.


У каждого промысла свои отличия. Чернышенские мастерицы никогда не лепили птиц. Исключение составляет кукушка.

Любопытная особенность, ведь птицы как сюжет типичны практически для всех игрушечных промыслов, в том числе, для д.Плешково.


Жители села Чернышено Орловской области считали кукушку божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли. Чернышенскую роспись называют "кукушечьей" - полоски, украшающие скульптуры, напоминают оперение кукушки.

Плешковская роспись совсем друшая - пятнышками, а полоски характерны для промыслов Калужской, Тульской, Рязанской и др. областей.

Своеобразные глиняные игрушки делали на Орловщине. Здесь, в деревне Чернышино, расположенной в 3 км от города Новосиль, благодаря наличию природных залежей различных сортов глины был широко развит гончарный промысел. Местные мастера изготовляли черепицу, дымовые трубы, посуду, а женщины занимались производством игрушки.

Чернышинская игрушка отличается особой грациозной пластичностью и росписью. Техника ее изготовления также имеет свои характерные особенности. Глину для работы добывали из близлежащих оврагов весной и хранили в погребе. Высококачественная белая глина не требовала дополнительных приготовлений и сразу шла в дело.

Чернышинская баба в музее игрушки ( Сергиев Посад).

Чернышинская баба в музее игрушки ( Сергиев Посад).

Инструментами у мастериц служили заостренный колышек-болванка, на которой формовали колокол юбки у кукол, палочка для обозначения глаз, рта, отверстий свистка, и нож — им обрезали основание игрушки. Каждую вещь делали сразу от начала и до конца.


» Кукушка» ( автор Н. Фролова).

Готовые игрушки сушили в земляных горнах. Раскрашивали фигурки минеральными красками, разведенными на яичном белке. Наиболее распространенными были следующие цвета:

Сближенность цветов и их непринужденное чередование на светлом фоне глины создавали неспешный ритм и привлекающий благородством природной гармонии колорит. Для росписи использовали птичьи перья — они оставляли на игрушке неровные следы — полоски.

Барашек, чернышинская игрушка ( автор Н. Фролова).

Барашек, чернышинская игрушка ( автор Н. Фролова).

Темы и сюжеты игрушек традиционны: птицы, кони, бараны. Самая ходовая игрушка — » кормилка» (кормилица). В чернышинской кукле органично переплетаются древнейшие родовые черты и современные веяния. Младенец, полосы, ромбы, точки — эти древние знаки женщины-прародительницы, магические символы плодоносящей земли совмещаются с элементами местного костюма: сарафаном, повойником, фартуком, капором и прической начала XIX века.

Чернышинские куклы - расписанная и без росписи.

Чернышинские куклы — расписанная и без росписи.

В чернышинской игрушке мы не увидим изысканности и пластической отточенности, присущей филимоновской или дымковской керамике . Ее красота в том, с какой естественной непосредственностью воплощены в материале образы, хранимые веками в народной памяти.

Чернышинская кукла ( автор - Н. Фролова).

Чернышинская кукла ( автор — Н. Фролова).


Мне часто задают вопрос: «Почему именно народная игрушка стала главной в вашей жизни? Вы же современный художник, а это такая древность, такой примитив. Неужели это интереснее, чем живопись, графика или хотя бы скульптура малых форм, где можно действительно творить! А в народной игрушке надо следовать традиции, повторять давно придуманные формы за бабушками-крестьянками, хранительницами старины. Зачем?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить чуть ли не всю мою жизнь. Но это невозможно, да и не к чему. Со временем память начинает подводить, события давних лет тускнеют, но главное остаётся. Вдруг яркой звёздочкой вспыхнет воспоминание о былом, но когда, в каком году - уже и не припомнить, остаётся только ощущение того времени, красочный, но зыбкий образ.

Родилась я в городе Ливны Орловской области. Самые тёплые и яркие воспоминания - о детстве. Жили мы большой семьёй, весёлые, шумные, певучие. А какие праздники устраивали! Пели песни на несколько голосов, плясали под гармошку. Ох, и умели тогда отдыхать! Летом я ездила в деревню Винницы, что под Русским Бродом. Помню избу с русской печкой, угол с образами, вышитые полотенца, земляной пол, деревянные лавки у окон. За столом сидит мой прадед, белый, как лунь с длинной бородой. Он делал и чинил гармошки для всей округи. До сих пор остались яркие воспоминания, как под эти гармошки на краю деревни танцевали парами красивые взрослые люди среди огромных белых берёз. Помню трогательные, щемящие, такие родные мелодии.

После окончания школы приехала в Орёл и поступила в Педагогический институт на художественно-графический факультет. Я очень любила учиться, особенно меня интересовала история искусства.

После окончания института вышла замуж и вернулась в свой город Ливны. Здесь родились мои дети: сын Александр и дочь Анна. Три года преподавала в школе. Потом работала на автоагрегатном заводе художником-оформителем, а по вечерам читала лекции от общества «Знание» по истории искусства в рабочих общежитиях. Организовала при заводе для детей изостудию.

Между делом краеведением занималась, статьи об истории города Ливны писала, иллюстрировала в местной газете материалы краеведа Ю. Беляева. Меня пригласили в художественную школу преподавать историю искусств.

В художественной школе я впервые услышала о плешковской игрушке и о мастерице Александре Михайловне Иваниловой (1911-1990) из д. Плешково, которая в ту пору уже жила в Ливнах у своих детей.

Пошли мы к ней с детьми и преподавателями, чтобы познакомиться, посмотреть, как она свистульки делает, да и самим попробовать. Любопытно, что в ту первую встречу с мастерицей все пробовали вслед за ней игрушку-свистульку лепить, а вот засвистела она только у меня. Я этого моего первого петушка, вернее, то, что от него осталось, до сих пор храню как талисман, как знак моей судьбы.

Но тогда это был скорее интерес краеведа. Я писала в местную газету, призывала Введенскую школу, которая рядом с исчезнувшей деревней Плешково, заняться возрождением промысла.

Однажды заглянули к нам столичные журналисты и спрашивают: «Пройдёт время, чем ваш город будет известен? Не заводами, а ливенской гармошкой, да плешковской игрушкой». Тут я задумалась, что толку статьи писать, да призывы сочинять, и взялась за это дело сама.

В 1987 году узнала о Геннадии Михайловиче Блинове - коллекционере и авторе популярных книг о плешковской игрушке. Совместно с городским отделом культуры мы организовали в краеведческом музее выставку народной игрушки из его коллекции, даже буклет издали. Для того времени это было грандиозным событием. Пригласили Иванилову A.M., последнюю плешковскую мастерицу, хранительницу традиций уникальной игрушки, прилюдно почествовали.

После этой выставки об игрушке заговорили, стали лепить и в художественной школе и мы с детьми в студии.

Но как можно учить детей, когда сами преподаватели не умеют лепить и промысла не знают? Вот и стали мы ходить к Иваниловой с детьми и перенимать приёмы у мастера.

В Орле искусствовед Ирма Ивановна Борисова дала мне телефон известного коллекционера и специалиста по народной игрушке Александра Наумовича Фрумкина. Я поехала в Москву, повезла свои первые «блины». Искусствоведы меня поправили, объяснили, что надо традицию изучить досконально. Жестко правили, но справедливо.

Главное - понять, почувствовать, максимально приблизиться к образам, оставленным нам мастерами. А для этого надо перенять у мастера характерные приемы лепки, технологию. Надо, чтобы игрушка вошла в тебя, стала частью тебя, чтобы даже с закрытыми глазами пальцы лепили именно такие игрушки, а не другие. «Память на кончиках пальцев», - как кто-то очень точно выразился.

Но техника - это ещё не всё. Необходимо было собрать всё, что сохранилось о промысле, все сюжеты. Мне пришлось посетить музеи, в которых хранятся игрушки и другие предметы ушедшего времени. Ведь народная игрушка - это органичная часть ушедшей культуры.

Сколько находок и открытий ждало меня в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург)! В музеях я изучала всё, что касалось истории Орловщины, и это удивительным образом помогло мне понять, разобраться в истинных истоках многих сюжетов игрушек.

В музее этнографии (Санкт-Петербург), когда я просматривала карточки каталога, обнаружила интереснейшие коллекции тряпичных кукол Волховского уезда начала прошлого века. Принесли из запасников узелок из ситцевого платочка, развязали, а там красота такая: куколки в одежде, повторяющей местный костюм, украшенный бисером, некоторые ветхие от времени, без лица, с обозначенными тряпичными шариками грудками.

В музее этнографии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая (Санкт-Петербург) в архиве познакомилась с работами Т.А.Бернштрам об обрядах нашего края, в музее сохранились гробики с кукушками - корень травы «кукушкины слёзки», одетый как невеста (1914 г.), для обряда «Похороны кукушки». Это всё удивительным образом связалось воедино и помогло понять сюжеты и роспись наших глиняных игрушек.

Очень помогали экспедиции. Мы со студийцами не раз бывали в деревне Плешково, записывали рассказы местных жителей и заодно глину доставали. Глина там особенная, с большим вкраплением слюды, после обжига становится розовой, залегает она небольшими пластами. В настоящее время она практически на исходе. Пообщались с одним из последних гончаров - Егором Егоровичем Красовым. Он нам свои работы подарил. В мае 2005 года, после моей юбилейной выставки, я передала их областному краеведческому музею. Егор Егорович даже свою игрушку сделал -бычка. В беседах с жителями соседних сёл выяснилось, что плешковские свистульки продавали на ярмарке, которая проводилась в д. Сосновке 22 мая. Чернышинские игрушки продавали на праздник Преполовенья, престольный в Новосиле, он проходил тоже 22 мая. Непростое совпадение. Этот день приходится на 9 мая по старому календарю - именины Матушки-Сырой-Земли.

Только после такого углублённого изучения плешковского промысла стали получаться плешковские игрушки.

В 1991 году мне присвоили звание народного мастера, первого на Орловщине. Следующим народным мастером стал мой муж, Александр Викторович Фролов. В начале 90-х годов начали появляться современные мастера-исследователи. Они поставили задачу пока ещё живы родовые мастера, собрать всю информацию о промыслах, перенять технологию, научиться делать игрушку и передать это следующим поколениям.

Сегодня время профессионалов, и со многими мастерами из других регионов нам посчастливилось познакомиться на фольклорных фестивалях.

С особой теплотой вспоминаю фестиваль в новосибирском академгородке, какие там интересные люди собирались, воистину поборники традиционной культуры. Посчастливилось нам также побывать на фестивалях «Жемчужина Севера» в Архангельске, «Великий Новгород с "братчиной"» в музее деревянного зодчества «Витославлицы». Были мы и в Нижнем Новгороде на Прологе, ездили всей семьёй, нас там очень хорошо приняли, а на ярмарке священослужитель высокого сана благословил нас на дальнейшую работу по возрождению народной игрушки. Тула, Воронеж, Белгород, Калининград, Курчатов Курской области, Коренная пустынь Курской области (в 2005 году я была удостоена медали на проводившейся там ярмарке), Оленегорск Мурманской области, Железногорск Курской области - вот далеко не полный перечень мест, где мы побывали со своими свистульками. Интересная поездка была в г. Каргополь, где проходила конференция и, конечно же, ярмарка. Там я впервые рассказала об образе, который по воле своей или чьей-то я начала лепить, о русалке.


Тогда о мистике мастера старались не рассказывать, хотя многие сталкивались с необъяснимыми явлениями.

А дело было так. Ехали мы поездом всей семьёй на фестиваль в Новосибирск. Дорога длинная, и вдруг в полудрёме вижу я новую игрушку, которую никогда мастера до нас не делали. Видение было настолько чётким и ясным, что я открыла глаза и говорю: «Запомните: туловище плешковского петушка, а голова плешковской барыни, а то забуду». По возвращении домой, сын говорит: «Помнишь, ты в поезде говорила про игрушку?»

Начала я её делать и сама не пойму, что получается. Может, легендарная птица Сирин? Неожиданно на меня буквально повалилась информация из разных источников о том, что это такое. Сын урок по истории учит, подхожу, а в учебнике истории медальон Киевской Руси изображён, на нём мой образ, а под ним подпись «Вила-русалка». Дальше - больше. Читаю статью Леонида Александровича Латынина в журнале «Народное творчество». Он пишет, что, по легенде, жила в давние времена птица-женщина. Это дух растительности, и её тоже называли русалкой, как и женщину-рыбу. Она жила на деревьях, летала над полями, охраняла урожай и отвечала за росу и дождь.

И, действительно, замечать мы стали, как во время дождя посвистишь в эту русалку, так он прекращается, и солнышко появляется. И заметили это не только мы. Ни на одном фестивале, где мы с игрушками побывали, дождя не было. Звоним как-то в одну фирму в Москве, а нам в ответ: «А, это те Фроловы, что в Архангельске на фестивале погоду держали». Звонит мне как-то знакомый, а на улице уже неделю идёт дождь. Он вполне серьёзно говорит: «У меня через пол-часа презентация на улице, сделай, чтобы дождя не было». Я отшучиваться стала, но русалку взяла, вышла на балкон и минут десять насвистывала. Через пять минут дождь закончился, а ещё через десять - засветило солнце, и до вечера дождя не было. И таких случаев, когда русалки свистом разгоняли дождь, было много.


И главное, говорят, что русалку-птицу с женской головой у нас на Орловщине видели.

Выступала я как-то в краеведческом музее, об игрушке воспитателям детских садов рассказы-вала. Встаёт одна воспитательница и говорит:

- А что вы о русалке, как о легенде рассказываете? Мой муж её видел! Поехал он как-то по-рыбачить, а ему местные жители говорят: «Ты той тропинкой не ходи, там русалки живут!» Он, конечно, той тропинкой и пошёл, интересно же, и существо это увидел: «Большая птица, с жен-ской головой, на голове птичий хохолок, зависла над полем и поёт, красиво, завораживающе».

А ещё случай был. Парнишка в лесу под Мценском заблудился, думал, уже ночевать в лесу придётся. Вдруг видит, метрах в двадцати развилка на две стороны, а на берёзе в рост человека птица сидит с женским лицом. Крылом показала дорогу, так парень и вышел по ней из леса.

Были мы в гостях у архангельских мастеров и, пролистывая книгу Галины Львовны Дайн о на-родной игрушке, я увидела фотографию чернышинских игрушек Новосильского района Орловской области из Загорского музея игрушки. По дороге домой сделали крюк и заехали в этот музей. Люди там работают замечательные, дали нам возможность в запасниках посмотреть плешковскую и чернышинскую игрушки, показали рукопись В.Н. Глаголева и его альбом с акварельными изображениями игрушек. Вот чудо дивное! Прикасаешься к этому свидетельству истории, и дух захватывает. А сами игрушки - красота неописуемая! Женские фигурки статные, нарядные, с особым изгибом спины, кони с седоками, тройка - конь с тремя головами и одним туловищем. Мы сделали рисунки этих игрушек. Позже я ещё туда приезжала, уже с глиной, образцы полепить.

В Ливнах, взяв на заводе автобус, даже не успев посмотреть по карте, сохранилась ли эта деревня, мы вместе с детьми (тогда это уже был подростковый клуб «Творчество») поехали искать деревню Чернышино. Приехали в Новосиль, и первым встретившимся нам человеком была Анна Харитоновна Афанасова. Спросили её о деревне, а она и говорит:

- А я родом оттуда. Мы обрадовались:

- А об игрушке что-нибудь слышали?

- Конечно, моя бабушка лепила, и я с ней после войны.

Это было настоящее чудо! До этого существовало мнение, что промысел угас ещё в 30-х годах. В самой деревне из мастериц осталась одна Пелагея Павловна Кленина (1911-2000), такая удача, опять мне повезло! Игрушки этих мастериц отличаются от тех, которые сохранились в музеях, но главное - Анна Харитоновна прекрасно помнила технологию лепки. Теперь я поняла, какую сделать юбку у куклы. После нашей встречи Анна Харитоновна у себя во дворе сделала печь для обжига и вновь стала лепить свистульки и радовать ими коллекционеров и любителей.


В Новосиль и Чернышино мне пришлось ездить несколько раз, пока не расспросила всех, кто помнил об игрушке. Интересная встреча состоялась у меня с Е.А. Шеляевой (1911-1994). Это было зимой. Я привезла примитивный, здоровый такой магнитофон, чтобы поподробнее всё записать. И теперь сохранился рассказ в её исполнении, а просто записать на бумаге её речь было бы сложно. Я долго расспрашивала Елену Алексеевну об игрушке, о костюмах, обрядах, песнях. Заслушаешься, какая речь, степенная, со своими местными оборотами. Вот часть её рассказа:

Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесёшь, и вот бабки собираются, нары сделают, и кто какую сумеет, такую и сляпая. Настановить их, посушут. Тут пойдут солнушные дни, они обветривают. Ну два дня, а может, три - когда успеить. А тут ямочки выроють, а в ямочки эти поставють и зажигают под них там гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь простоять и они как раз выходят звонкаи, да звонкаи. Потом остынуть, вытаскивають, опять их становят у рядок на лужочке, начинають красить перушком, кистечки не знали. Разукрашивали, как пондравиться, и полосочками, как хочешь так и делали. Лад накладали, лад - свистки, наскрось одну дырячьку, а то на боках, на боках, и тут и тут слаживали. Делали в наш праздник - Препловены. Ярманка была в Новосиле. К этому празднику выносили каждый свою, что изделая. Мы делали кукол. Куклу изделаешь, два дитя ей тахта посадишь, тут и всё это нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Песни пели, песни то только что не назову, а усе мои песни были, у весь мой голос, как колокол был. Сямик - Троица называлась, и вот кумились, ходили по лясам, карагодами, карагодами. Кричали: «Ку-ма-а-а! Что ты, кумушка?» Вот и кумились.

А через три месяца, в марте, она умерла. Успела-таки я сохранить её воспоминания!


Известная орловская певица Александра Васильевна Семёнова так вспоминает свое детство:

- Мы часто с другими детьми у пруда из глины лепили кукол, а мимо проходящие женщины с коромыслами поправляли: «Титьки-то повыше, повыше. »

Для чернышинской куклы характерна высоко поставленная обнаженная грудь. Связано это с культом плодородия. Как земля рождает всё живое, так и женщина кормит своих детей. В чернышинской игрушке ярко выражен культ кукушки, распространённый у наших предков. Во-первых, лепили особенно много кукушек, во-вторых, кони, конники,тройки и барашки расписаны полосками, похожими на оперение кукушки, да и у кормилок и других кукол обязательно элементы «кукушечьей» росписи. В этих местах проводились удивительные весенние обряды «Крещение и похороны кукушки». Девушки в «кукушечье время», с Вознесения до Троицы, объединялись в тайный союз между собой и с высшей силой в образе кукушки.

Ещё неясно, откуда среди чернышинских игрушек появился сюжет «монашка» - кукла со сложенными на животе руками, вся в чёрном. В.Н.Глаголев так пишет о её необычном применении: «Именно эту игрушку покупали крестьяне и, перевернув вниз головой, использовали как шкалик для водки. «Монашка» стоила на копейку дешевле, а потому и применялась для утилитарных целей в бивуачной обстановке ярмарки». Интересно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке». Пожалуй, без рукописи Глаголева это теперь и не объяснишь.


H.H. ФРОЛОВА,
народный мастер, член Союза художников России, лауреат национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея XXI век»

Читайте также: