Чистоговорки по теме игрушки

Обновлено: 17.05.2024

В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:

- проговаривание по очереди, коллективно;

- с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;

- с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба" и т. д.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.

Звук /а/

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

Звуки /м,мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Ом- ом-ом - это снежный ком.

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да - буду строить города.

Да-да-да - горяча вода.

Ды-ды-ды - нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду.

Ду - ду - ду - я по ягоды иду.

Ду - ду - ду - я по лугу иду.

Ду - ду - ду - в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

Звуки /т,ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /п,пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /в,вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /н,нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Ан-ан-ан - мне купили барабан.

Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /к,кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак - расцветает мак.

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ки-ки-ки - это кубики.

Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /г,гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу - хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги - за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звуки /х,хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ух-ух-ух - развалился домик - бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звуки /с,сь/

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са - на траве роса.

Са-са-са - у меня коса.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Са-са-са - в норе живет лиса.

Са-са-са - будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су - заплету косу.

Су-су-су - наточу косу.

Су-су-су - я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы - у сома усы.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы - у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /з,зь/

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца - дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу - я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши - зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш - это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу - в самолете я лечу.

Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу - быстро всех домчу.

Чу-чу-чу - я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч - в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу - я сома тащу.

Щу-щу-щу - васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой - скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /л,ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - не забьете мне гола.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /р,рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра - во дворе гора.

Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ра-ра-ра - сад полить пора.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры - любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар - рядом синий шар.

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 160с. + цв. вкл. 48с.

2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. - М. : Астрель; СПб. : Сова,2009. - 96с. :ил.

Подготовила: учитель-логопед Шерстнева Т. Ю.

Литературный конкурс. Авторские чистоговорки по ОБЖ ЧИСТОГОВОРКИ - чисто говорю Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка -это зарифмованная фраза:.

Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ

Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в логопедической работе довольно интересно. Рисунки-символы или иллистрации, расположенные согласно.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:

  1. Методические рекомендации для педагогов и родителей.
  2. Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.

Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

  • развивать восприятие темпа,
  • развивать восприятие ритма,
  • развивать речевое дыхание,
  • развивать навыки управления силой голоса,
  • отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
  • отрабатывать модуляцию голоса,
  • отрабатывать правильный темп речи,
  • отрабатывать интонационную выразительность речи,
  • отрабатывать четкость дикции,
  • обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

  • постепенно ускорять или замедлять темп произношения
  • выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
  • выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

  • меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
  • в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а та же обогатит новыми интересными знаниями.

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША – наша осень хороша

АТА – АТА – АТА - осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА - белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»

Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи.

Всем детям нравится заниматься словотворчеством: рифмовать слоги, подбирать слова, придумывать нелепицы. Это очень увлекательное и полезное занятие. Дети с удовольствием сами придумывают чистоговорки, можно предложить нарисовать к ним иллюстрации.

Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.

№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Рю-рю-рю – листья маме подарю

Су-су-су – ищем мы грибы в лесу

Ов-ов-ов – много мы нашли грибов

Ину-ину-ину - мы нашли калину

Сем-сем-сем – ягоды домой несем

Жай-жай-жай – созрел в поле урожай

Ист-ист-ист – пашет поле тракторист

Оле-оле-оле – вспаханное поле

Ено-ено-ено – запасаем сено

Овь-овь-овь – убираем мы морковь

Ай-ай-ай – славный урожай

Щей-щей-щей – много разных овощей

№2 «Огород. Овощи»

Од-од-од – идем мы в огород

Ай-ай-ай – в огороде урожай

Офель-офель-офель – копаем мы картофель

Ай – ай – ай - собираем урожай

Адки – адки – адки - пропололи грядки

Оры – оры – оры – зреют помидоры

Овка – овка – овка – яркая морковка

Цы – цы – цы – мы полили огурцы

Ук – ук – ук – там растет зеленый лук

Чок – чок – чок - полезный чесночок

Ец-ец-ец - свежий огурец

Уста-уста-уста – хрустящая капуста

Ох-ох-ох – посадили мы горох

Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ

Ис-ис-ис – у нас созрел редис

Щи-щи-щи – очень любим овощи

№3 «Фрукты. Ягоды»

Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад

Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай

Ду-ду-ду - мы работали в саду

Укты – укты – укты - собираем фрукты

Ину-ину-ину – соберем малину

Енье-енье-енье – сварим мы варенье

От-от-от – варим мы компот

Ог-ог-ог – яблочный пирог

Уши-уши-уши – вот поспели груши

Иву-иву-иву – мы посадим сливу

Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне

Укты-укты-укты – полезные фрукты

Чки-чки-чки – очень любим яблочки

Ос-ос-ос – сладкий абрикос

Син-син-син – сочный апельсин

Ок-ок-ок – из яблок будет сок

Уст-уст-уст – там растет вишневый куст

Ника-ника-ника – вкусная черника

Уз-уз-уз – ели мы арбуз

Ра-ра-ра – рада фруктам детвора

№4 «Лес»

Ес-ес-ес-какой красивый лес

Су – су – су - погуляем мы в лесу

Су – су – су – как легко дышать в лесу

Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки

Еза-еза-еза – белая береза

Ать-ать-ать – лес нужно охранять

Етки-етки-етки – не ломайте ветки

Сна-сна-сна – высокая сосна

Сны-сны-сны – есть шишки у сосны

Олки-олки-олки – колючие иголки

Ина-ина-ина – дрожащая осина

Уб-уб-уб – стоит могучий дуб

Ём-ём-ём – есть желуди на нем

Ён-ён-ён – растет огромный клен

Ина-ина-ина – в лесу растет малина

Ику-ику-ику – мы ищем землянику

Ята – ята – ята - на пеньке опята

Ов-ов-ов – насобирали мы грибов

Ор-ор-ор – ядовитый мухомор

Ички-ички-ички – рыжие лисички

Бы-бы-бы – белые грибы

Ва-ва-ва – зеленая трава

Гу-гу-гу – я природу берегу

№5 «Дикие животные»

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Ов-ов-ов – не боимся мы волков

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Веди-веди-веди – спят зимой медведи

Ину ину-ину – медвежонок ест малину

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Ож-ож-ож – в траве колючий еж

Ось – ось – ось – стоит огромный лось

Оль-оль-оль – лоси любят соль

Нот –нот-нот- быстро бегает енот

Бан-бан-бан - ищет желуди кабан

Ени-ени-ени – гордые олени

Га-га-га – у оленя ветвитсые рога

№6 «Домашние животные»

От-от-от – у меня сиамский кот

Шей-шей-шей – ловят котики мышей

Ко-ко-ко – любят кошки молоко

Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок

Ака-ака-ака – во дворе собака

От-от-от – дом собака стережет

Нок-нок-нок – маленький щенок

Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку

Чата – чата – чата - забавные крольчата

Ца-ца-ца – белая овца

Ята-ята-ята – веселые ягнята

За-за-за – на лугу стоит коза

Га-га-га – у козы рога

Лята-лята-лята – прыгают козлята

Зу-зу-зу – уведем домой козу

Ова – ова – ова - рогатая корова

Ко – ко – ко - корова дает молоко

Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята

Чки-чки-чки – у свинок пятачки

№7 «Перелетные птицы»

Ли-ли-ли – летят в небе журавли

Ны-ны-ны – не вернутся до весны

Ды-ды-ды – не хватает им еды

Сей-сей-сей – летит стая гусей

Ицы – ицы – ицы - улетают птицы

Уг-уг-уг – птицы все летят на юг

Чи-чи-чи – улетели грачи

Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы

Да-да-да – оставляют гнезда

Ей-ей-ей – стая белых лебедей

Тят-тят-тят – лебеди на юг летят

Ду-ду-ду – уточки в пруду

Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки

Ой-ой-ой- вернутся лишь весной

Цы-цы-цы – учатся летать птенцы

Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы

Чата-чата-чата – черные грачата

Ата-ата-ата – шустрые стрижата

Вей-вей-вей – звонкий соловей

Шата-шата-шата- смешные кукушата

Вя-вя-вя – скворец нашел червя

№8 «Зимующие птицы»

Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи

Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи

Ицы – ицы – ицы - красивые синицы

Она – она – она - хитрая ворона

Оны – оны – оны – на ветке три вороны

Ока – ока – ока - крикливая сорока

Ой – ой – ой - птицам голодно зимой

Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка

Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки

Ют – ют – ют - птицы ягоды клюют

Алка– алка – алка – прилетела галка

Ока – ока – ока - белобокая сорока

Ри – ри – ри - прилетели снегири

Тели – тели – тели - прилетели свиристели

Ва – ва – ва – мудрая сова

Ка – ка – ка – дятел ищет червяка

Аем-аем-аем – мы птицам помогаем

№9 «Новогодний праздник»

Од – од – од - скоро праздник «Новый год»

Олку – олку – олку – мы нарядим елку

Ша – ша – ша - будет елка хороша

От-от-от – скоро Дед Мороз придет

Арки – арки – арки - принесет подарки

Да – да – да - на елочке горит звезда

Ры-ры-ры – на елочке шары

Усы-усы-усы – висят цветные бусы

Хи-хи-хи – приготовим мы стихи

Од-од-од – дружно водим хоровод

Ём-ём-ём – вместе песенки поем

Од-од-од – все любят Новый год

№10 «Игрушки»

Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки

Гу-гу-гу – я игрушки берегу

Аем-аем-аем – игрушки собираем

Аю-аю-аю – игрушками играю

Идка-идка-идка – цветная пирамидка

Идку – идку – идку - собираю пирамидку

Ать – ать – ать – будем вместе мы играть

Вик-вик-вик –новый грузовик

Яч-яч-яч – мы играем в мяч

Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки

Лю – лю – лю - игрушки я люблю

Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы

Или – или – или - мне куклу подарили

Ат – ат – ат – хочу новый самокат

Оз – оз – оз - железный паровоз

Чи – чи – чи – яркие мячи

Ами-ами-ами – играем мы с друзьями

№11 «Одежда. Обувь»

Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф

Апка – апка – апка - меховая шапка

Уба – уба – уба - меховая шуба

То-то-то – новое пальто

Атки-атки-атки – на руках перчатки

Ки-ки-ки – потеряли варежки

Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки

Ко-ко-ко – зеленое трико

Ки-ки-ки – мама вяжет варежки

Олка-олка-олка – белая футболка

Рюки-рюки-рюки – я надену брюки

Фан-фан-фан- летний сарафан

Ама-ама-ама – желтая панама

Ат-ат-ат – новенький халат

№12 «Транспорт»

Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога

Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль

Итель-итель-итель – буду я водитель

Обус – обус – обус – сяду я в автобус

Вик – вик – вик – груз привозит грузовик

Ай – ай – ай – мы увидели трамвай

Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»

Ор – ор – ор – у дороги светофор

Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно

Ога-ога-ога – железная дорого

Оны-оны-оны – у поезда вагоны

Тор-тор-тор – поле пашет трактор

№13 «Зима»

Ма - ма – ма – вот пришла опять зима

Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме

Ма – ма – ма – очень снежная зима

Ра – ра – ра – снежная гора

Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы

Вик-вик-вик – возле дома снеговик

Да – да – да - наступили холода

Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу

Анки-анки-анки – мы достали санки

Ки-ки-ки –приготовили коньки

Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи

Ой – ой – ой – птицам холодно зимой

Од-од-од – скоро Новый год

№14 «Космос»

Ля-ля-ля – наша планета Земля

Мос-мос-мос – бескрайний космос

Ник-ник-ник – на орбите спутник

Зда-зда-зда – полярная звезда

Уть-уть-уть – далекий млечный путь

Ета-ета-ета – вверх летит ракета

Авт-авт-авт – в ракете космонавт

Ну-ну-ну – вижу я луну

Онце-онце-онце – греет Землю Солнце

Арс-арс-арс – полетим на Марс

Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане

Ит-ит-ит – летит метеорит

Оид-оид-оид – огромный астероид

Ета-ета-ета – хвостатая комета

№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»

Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле

Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб

Ука-ука-ука – белая мука

Ница-ница-ница – на полях пшеница

Ож-ож-ож – в поле зреет рожь

Ок-ок-ок – спелый колосок

Есто-есто-есто – замесили тесто

Тон-тон-тон – нарезной батон

Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу

Ку-ку-ку – мелем мы муку

Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки

Ги-ги-ги – с капустой пироги

Ны-ны-ны – я люблю блины

№16 «Профессии»

Ач-ач-ач – моя мама врач

Чей-чей-чей – не боимся мы врачей

Авт-авт-авт – мой дядя космонавт

Итель-итель-итель – буду я строитель

Ар-ар-ар – я ветеринар

Ля-ля-ля – учат нас учителя

Итель-итель-итель – я будущий учитель

Ец-ец-ец – в магазине продавец

Цом-цом-цом – хочу быть продавцом

Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар

Ры-ры-ры – все пожарные храбры

Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов

Атель-атель-атель – поможет нам спасатель

Ны-ны-ны – все спасатели сильны

Атель-атель-атель – добрый воспитатель

Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу

Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.

Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам Артикуляционная гимнастика по лексическим темам. Осень «Язычок в лесу» - язычок «шагает» по зубкам. «Листики качаются на ветру» - «Часики».

Конспект занятия по лексическим темам «День Защитника Отечества» (старшая логопедическая группа) ТЕМА : «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Систематизировать, обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике,.

Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей младшего дошкольного возраста ___, ---я неделя. (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки" День недели Содержание Понедельник 1. Развитие навыков фразовой.

Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста ___, ---я неделя. (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки». День недели Содержание Понедельник 1. Развитие навыков фразовой.

Развивающие игры для систематизации знаний по основным лексическим темам

Развивающие игры для систематизации знаний по основным лексическим темам Игра№1 тема :«Овощи» Правила игры: Для игры потребуется кубик, фишки для 2-4 человек. Фишки расставляются на старте, игроки бросают кубик.

Словарь минимум по лексическим темам (старшая и подготовительная группа) Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, заморозок, изморозь,.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет по теме: «Дары леса: грибы, ягоды». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о грибах и лесных.

Викторина «Умники и умницы» по лексическим темам за 1-е полугодие для старших дошкольников Цель: создание эмоционально – комфортного настроя у детей к речевым играм, формирование успешной личности. Задачи: 1. Выявить победителей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Картотека "Волшебные чистоговорки"

Автор: воспитатель
Мешакова Екатерина Петровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:

Методические рекомендации для педагогов и родителей.

Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.

Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

развивать восприятие темпа,

развивать восприятие ритма,

развивать речевое дыхание,

развивать навыки управления силой голоса,

отрабатывать силу и координацию воздушной струи,

отрабатывать модуляцию голоса,

отрабатывать правильный темп речи,

отрабатывать интонационную выразительность речи,

отрабатывать четкость дикции,

обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

постепенно ускорять или замедлять темп произношения

выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса

выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,

в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША - наша осень хороша

АТА – АТА – АТА - осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА - белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека "Волшебных чистоговорок" по лексическим темам для старшего дошкольного возраста в помощь родителям и педагогам.»

Картотека "Волшебные чистоговорки"

Подготовила: Яковлева Ирина Николаевна

воспитатель МОУ Леснополянской НШ

им. К.Д.Ушинского ЯМР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:

Методические рекомендации для педагогов и родителей.

Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.

Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

развивать восприятие темпа,

развивать восприятие ритма,

развивать речевое дыхание,

развивать навыки управления силой голоса,

отрабатывать силу и координацию воздушной струи,

отрабатывать модуляцию голоса,

отрабатывать правильный темп речи,

отрабатывать интонационную выразительность речи,

отрабатывать четкость дикции,

обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

постепенно ускорять или замедлять темп произношения

выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса

выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,

в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а та же обогатит новыми интересными знаниями.

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША - наша осень хороша

АТА – АТА – АТА - осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА - белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»

Читайте также: