Чистоговорки по теме игрушки
Обновлено: 17.05.2024
В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:
- проговаривание по очереди, коллективно;
- с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;
- с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба" и т. д.
Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.
Звук /а/
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-всех детей зову.
А-а-а-у меня болит нога.
Звук /и/
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
Звук /о/
О-о-о-я надел пальто.
Звуки /м,мь/
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Ом- ом- ом - мы гулять идем.
Ом- ом-ом - это снежный ком.
Ом- ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы- мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.
Звук /д/
Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды- на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду.
Ду - ду - ду - я по ягоды иду.
Ду - ду - ду - я по лугу иду.
Ду - ду - ду - в зоопарк иду.
До-до-до- там на дереве гнездо.
Звуки /т,ть/
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Звук /б/
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.
Звуки /п,пь/
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Звуки /в,вь/
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.
Звуки /н,нь/
На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.
Звуки /к,кь/
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.
Звуки /г,гь/
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога,
пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Звуки /х,хь/
Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Звуки /с,сь/
Са-са-са – вот летит оса.
Са-са-са - на траве роса.
Са-са-са - у меня коса.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Са-са-са - будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су - заплету косу.
Су-су-су - наточу косу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы - у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Звуки /з,зь/
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Звук /ц/
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.
Звук /ш/
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Звук /ж/
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Звук /ч/
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.
Звук /щ/
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Звук /й/
Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.
Звуки /л,ль/
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Звуки /р,рь/
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Литература:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 160с. + цв. вкл. 48с.
2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. - М. : Астрель; СПб. : Сова,2009. - 96с. :ил.
Подготовила: учитель-логопед Шерстнева Т. Ю.
Литературный конкурс. Авторские чистоговорки по ОБЖ ЧИСТОГОВОРКИ - чисто говорю Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка -это зарифмованная фраза:.
Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в логопедической работе довольно интересно. Рисунки-символы или иллистрации, расположенные согласно.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.
Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:
- Методические рекомендации для педагогов и родителей.
- Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.
Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
- развивать восприятие темпа,
- развивать восприятие ритма,
- развивать речевое дыхание,
- развивать навыки управления силой голоса,
- отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
- отрабатывать модуляцию голоса,
- отрабатывать правильный темп речи,
- отрабатывать интонационную выразительность речи,
- отрабатывать четкость дикции,
- обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения
- выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
- меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а та же обогатит новыми интересными знаниями.
«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады
ША – ША – ША – наша осень хороша
АТА – АТА – АТА - осень дарами богата
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай
ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
РУ – РУ – РУ - я колосья соберу
ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
КА – КА – КА - белая мука
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду
ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты
АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
АД – АД – АД - вот фруктовый сад
ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем
ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти
УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши
УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст
ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду
АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой
АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай
РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород
АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки
УК – УК – УК - собираем лук
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы
ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры
ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка
ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец
АН – АН – АН - спелый баклажан
СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам
ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
АТ – АТ – АТ - из овощей салат
ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»
Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи.
Всем детям нравится заниматься словотворчеством: рифмовать слоги, подбирать слова, придумывать нелепицы. Это очень увлекательное и полезное занятие. Дети с удовольствием сами придумывают чистоговорки, можно предложить нарисовать к ним иллюстрации.
Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.
№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»
Ад-ад-ад – осенний листопад
Жат-жат-жат –листья желтые кружат
Ая – ая – ая – красота какая!
Ру-ру-ру – я листочки соберу
Рю-рю-рю – листья маме подарю
Су-су-су – ищем мы грибы в лесу
Ов-ов-ов – много мы нашли грибов
Ину-ину-ину - мы нашли калину
Сем-сем-сем – ягоды домой несем
Жай-жай-жай – созрел в поле урожай
Ист-ист-ист – пашет поле тракторист
Оле-оле-оле – вспаханное поле
Ено-ено-ено – запасаем сено
Овь-овь-овь – убираем мы морковь
Ай-ай-ай – славный урожай
Щей-щей-щей – много разных овощей
№2 «Огород. Овощи»
Од-од-од – идем мы в огород
Ай-ай-ай – в огороде урожай
Офель-офель-офель – копаем мы картофель
Ай – ай – ай - собираем урожай
Адки – адки – адки - пропололи грядки
Оры – оры – оры – зреют помидоры
Овка – овка – овка – яркая морковка
Цы – цы – цы – мы полили огурцы
Ук – ук – ук – там растет зеленый лук
Чок – чок – чок - полезный чесночок
Ец-ец-ец - свежий огурец
Уста-уста-уста – хрустящая капуста
Ох-ох-ох – посадили мы горох
Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ
Ис-ис-ис – у нас созрел редис
Щи-щи-щи – очень любим овощи
№3 «Фрукты. Ягоды»
Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад
Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай
Ду-ду-ду - мы работали в саду
Укты – укты – укты - собираем фрукты
Ину-ину-ину – соберем малину
Енье-енье-енье – сварим мы варенье
От-от-от – варим мы компот
Ог-ог-ог – яблочный пирог
Уши-уши-уши – вот поспели груши
Иву-иву-иву – мы посадим сливу
Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне
Укты-укты-укты – полезные фрукты
Чки-чки-чки – очень любим яблочки
Ос-ос-ос – сладкий абрикос
Син-син-син – сочный апельсин
Ок-ок-ок – из яблок будет сок
Уст-уст-уст – там растет вишневый куст
Ника-ника-ника – вкусная черника
Уз-уз-уз – ели мы арбуз
Ра-ра-ра – рада фруктам детвора
№4 «Лес»
Ес-ес-ес-какой красивый лес
Су – су – су - погуляем мы в лесу
Су – су – су – как легко дышать в лесу
Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки
Еза-еза-еза – белая береза
Ать-ать-ать – лес нужно охранять
Етки-етки-етки – не ломайте ветки
Сна-сна-сна – высокая сосна
Сны-сны-сны – есть шишки у сосны
Олки-олки-олки – колючие иголки
Ина-ина-ина – дрожащая осина
Уб-уб-уб – стоит могучий дуб
Ём-ём-ём – есть желуди на нем
Ён-ён-ён – растет огромный клен
Ина-ина-ина – в лесу растет малина
Ику-ику-ику – мы ищем землянику
Ята – ята – ята - на пеньке опята
Ов-ов-ов – насобирали мы грибов
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор
Ички-ички-ички – рыжие лисички
Бы-бы-бы – белые грибы
Ва-ва-ва – зеленая трава
Гу-гу-гу – я природу берегу
№5 «Дикие животные»
Су-су-су – дикие животные живут в лесу
Олк-олк-олк – в лесу бродит волк
Олки-олки-олки – воют злые волки
Су-су-су – и лиса живет в лесу
Ре-ре-ре – лиса сидит в норе
Ов-ов-ов – не боимся мы волков
Сы-сы-сы – не боимся мы лисы
Айка-айка-айка – скачет серый зайка
Айка-айка-айка – лисы боится зайка
Веди-веди-веди – спят зимой медведи
Ину ину-ину – медвежонок ест малину
Пле-пле-пле – белока живет в дупле
Ех-ех-ех – белочка грызет орех
Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта
Ож-ож-ож – в траве колючий еж
Ось – ось – ось – стоит огромный лось
Оль-оль-оль – лоси любят соль
Нот –нот-нот- быстро бегает енот
Бан-бан-бан - ищет желуди кабан
Ени-ени-ени – гордые олени
Га-га-га – у оленя ветвитсые рога
№6 «Домашние животные»
От-от-от – у меня сиамский кот
Шей-шей-шей – ловят котики мышей
Ко-ко-ко – любят кошки молоко
Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок
Ака-ака-ака – во дворе собака
От-от-от – дом собака стережет
Нок-нок-нок – маленький щенок
Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку
Чата – чата – чата - забавные крольчата
Ца-ца-ца – белая овца
Ята-ята-ята – веселые ягнята
За-за-за – на лугу стоит коза
Га-га-га – у козы рога
Лята-лята-лята – прыгают козлята
Зу-зу-зу – уведем домой козу
Ова – ова – ова - рогатая корова
Ко – ко – ко - корова дает молоко
Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята
Чки-чки-чки – у свинок пятачки
№7 «Перелетные птицы»
Ли-ли-ли – летят в небе журавли
Ны-ны-ны – не вернутся до весны
Ды-ды-ды – не хватает им еды
Сей-сей-сей – летит стая гусей
Ицы – ицы – ицы - улетают птицы
Уг-уг-уг – птицы все летят на юг
Чи-чи-чи – улетели грачи
Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы
Да-да-да – оставляют гнезда
Ей-ей-ей – стая белых лебедей
Тят-тят-тят – лебеди на юг летят
Ду-ду-ду – уточки в пруду
Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки
Ой-ой-ой- вернутся лишь весной
Цы-цы-цы – учатся летать птенцы
Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы
Чата-чата-чата – черные грачата
Ата-ата-ата – шустрые стрижата
Вей-вей-вей – звонкий соловей
Шата-шата-шата- смешные кукушата
Вя-вя-вя – скворец нашел червя
№8 «Зимующие птицы»
Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи
Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи
Ицы – ицы – ицы - красивые синицы
Она – она – она - хитрая ворона
Оны – оны – оны – на ветке три вороны
Ока – ока – ока - крикливая сорока
Ой – ой – ой - птицам голодно зимой
Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка
Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки
Ют – ют – ют - птицы ягоды клюют
Алка– алка – алка – прилетела галка
Ока – ока – ока - белобокая сорока
Ри – ри – ри - прилетели снегири
Тели – тели – тели - прилетели свиристели
Ва – ва – ва – мудрая сова
Ка – ка – ка – дятел ищет червяка
Аем-аем-аем – мы птицам помогаем
№9 «Новогодний праздник»
Од – од – од - скоро праздник «Новый год»
Олку – олку – олку – мы нарядим елку
Ша – ша – ша - будет елка хороша
От-от-от – скоро Дед Мороз придет
Арки – арки – арки - принесет подарки
Да – да – да - на елочке горит звезда
Ры-ры-ры – на елочке шары
Усы-усы-усы – висят цветные бусы
Хи-хи-хи – приготовим мы стихи
Од-од-од – дружно водим хоровод
Ём-ём-ём – вместе песенки поем
Од-од-од – все любят Новый год
№10 «Игрушки»
Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки
Гу-гу-гу – я игрушки берегу
Аем-аем-аем – игрушки собираем
Аю-аю-аю – игрушками играю
Идка-идка-идка – цветная пирамидка
Идку – идку – идку - собираю пирамидку
Ать – ать – ать – будем вместе мы играть
Вик-вик-вик –новый грузовик
Яч-яч-яч – мы играем в мяч
Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки
Лю – лю – лю - игрушки я люблю
Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы
Или – или – или - мне куклу подарили
Ат – ат – ат – хочу новый самокат
Оз – оз – оз - железный паровоз
Чи – чи – чи – яркие мячи
Ами-ами-ами – играем мы с друзьями
№11 «Одежда. Обувь»
Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф
Апка – апка – апка - меховая шапка
Уба – уба – уба - меховая шуба
То-то-то – новое пальто
Атки-атки-атки – на руках перчатки
Ки-ки-ки – потеряли варежки
Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки
Ко-ко-ко – зеленое трико
Ки-ки-ки – мама вяжет варежки
Олка-олка-олка – белая футболка
Рюки-рюки-рюки – я надену брюки
Фан-фан-фан- летний сарафан
Ама-ама-ама – желтая панама
Ат-ат-ат – новенький халат
№12 «Транспорт»
Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога
Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль
Итель-итель-итель – буду я водитель
Обус – обус – обус – сяду я в автобус
Вик – вик – вик – груз привозит грузовик
Ай – ай – ай – мы увидели трамвай
Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»
Ор – ор – ор – у дороги светофор
Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно
Ога-ога-ога – железная дорого
Оны-оны-оны – у поезда вагоны
Тор-тор-тор – поле пашет трактор
№13 «Зима»
Ма - ма – ма – вот пришла опять зима
Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать
Ме-ме-ме – очень рады мы зиме
Ма – ма – ма – очень снежная зима
Ра – ра – ра – снежная гора
Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы
Вик-вик-вик – возле дома снеговик
Да – да – да - наступили холода
Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу
Анки-анки-анки – мы достали санки
Ки-ки-ки –приготовили коньки
Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи
Ой – ой – ой – птицам холодно зимой
Од-од-од – скоро Новый год
№14 «Космос»
Ля-ля-ля – наша планета Земля
Мос-мос-мос – бескрайний космос
Ник-ник-ник – на орбите спутник
Зда-зда-зда – полярная звезда
Уть-уть-уть – далекий млечный путь
Ета-ета-ета – вверх летит ракета
Авт-авт-авт – в ракете космонавт
Ну-ну-ну – вижу я луну
Онце-онце-онце – греет Землю Солнце
Арс-арс-арс – полетим на Марс
Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане
Ит-ит-ит – летит метеорит
Оид-оид-оид – огромный астероид
Ета-ета-ета – хвостатая комета
№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»
Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле
Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб
Ука-ука-ука – белая мука
Ница-ница-ница – на полях пшеница
Ож-ож-ож – в поле зреет рожь
Ок-ок-ок – спелый колосок
Есто-есто-есто – замесили тесто
Тон-тон-тон – нарезной батон
Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу
Ку-ку-ку – мелем мы муку
Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки
Ги-ги-ги – с капустой пироги
Ны-ны-ны – я люблю блины
№16 «Профессии»
Ач-ач-ач – моя мама врач
Чей-чей-чей – не боимся мы врачей
Авт-авт-авт – мой дядя космонавт
Итель-итель-итель – буду я строитель
Ар-ар-ар – я ветеринар
Ля-ля-ля – учат нас учителя
Итель-итель-итель – я будущий учитель
Ец-ец-ец – в магазине продавец
Цом-цом-цом – хочу быть продавцом
Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар
Ры-ры-ры – все пожарные храбры
Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов
Атель-атель-атель – поможет нам спасатель
Ны-ны-ны – все спасатели сильны
Атель-атель-атель – добрый воспитатель
Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу
Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.
Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам Артикуляционная гимнастика по лексическим темам. Осень «Язычок в лесу» - язычок «шагает» по зубкам. «Листики качаются на ветру» - «Часики».
Конспект занятия по лексическим темам «День Защитника Отечества» (старшая логопедическая группа) ТЕМА : «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Систематизировать, обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике,.
Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей младшего дошкольного возраста ___, ---я неделя. (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки" День недели Содержание Понедельник 1. Развитие навыков фразовой.
Логопедические пятиминутки по недельным лексическим темам для детей среднего дошкольного возраста ___, ---я неделя. (месяц) Тема: «Детский сад. Игрушки». День недели Содержание Понедельник 1. Развитие навыков фразовой.
Развивающие игры для систематизации знаний по основным лексическим темам Игра№1 тема :«Овощи» Правила игры: Для игры потребуется кубик, фишки для 2-4 человек. Фишки расставляются на старте, игроки бросают кубик.
Словарь минимум по лексическим темам (старшая и подготовительная группа) Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, заморозок, изморозь,.
Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет по теме: «Дары леса: грибы, ягоды». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о грибах и лесных.
Викторина «Умники и умницы» по лексическим темам за 1-е полугодие для старших дошкольников Цель: создание эмоционально – комфортного настроя у детей к речевым играм, формирование успешной личности. Задачи: 1. Выявить победителей.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Картотека "Волшебные чистоговорки"
Автор: воспитатель
Мешакова Екатерина Петровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.
Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.
Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:
Методические рекомендации для педагогов и родителей.
Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.
Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
развивать восприятие темпа,
развивать восприятие ритма,
развивать речевое дыхание,
развивать навыки управления силой голоса,
отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
отрабатывать модуляцию голоса,
отрабатывать правильный темп речи,
отрабатывать интонационную выразительность речи,
отрабатывать четкость дикции,
обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
постепенно ускорять или замедлять темп произношения
выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,
арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады
ША – ША – ША - наша осень хороша
АТА – АТА – АТА - осень дарами богата
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай
ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
РУ – РУ – РУ - я колосья соберу
ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
КА – КА – КА - белая мука
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду
ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты
АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
АД – АД – АД - вот фруктовый сад
ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем
ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти
УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши
УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст
ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду
АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой
АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай
РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород
АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки
УК – УК – УК - собираем лук
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы
ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры
ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка
ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец
АН – АН – АН - спелый баклажан
СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам
ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
АТ – АТ – АТ - из овощей салат
ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»
Просмотр содержимого документа
«Картотека "Волшебных чистоговорок" по лексическим темам для старшего дошкольного возраста в помощь родителям и педагогам.»
Картотека "Волшебные чистоговорки"
Подготовила: Яковлева Ирина Николаевна
воспитатель МОУ Леснополянской НШ
им. К.Д.Ушинского ЯМР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.
Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки «Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:
Методические рекомендации для педагогов и родителей.
Подборку чистоговорок по пятидесяти трём лексическим темам.
Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
развивать восприятие темпа,
развивать восприятие ритма,
развивать речевое дыхание,
развивать навыки управления силой голоса,
отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
отрабатывать модуляцию голоса,
отрабатывать правильный темп речи,
отрабатывать интонационную выразительность речи,
отрабатывать четкость дикции,
обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
постепенно ускорять или замедлять темп произношения
выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а та же обогатит новыми интересными знаниями.
«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады
ША – ША – ША - наша осень хороша
АТА – АТА – АТА - осень дарами богата
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай
ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай
ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
РУ – РУ – РУ - я колосья соберу
ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
КА – КА – КА - белая мука
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду
ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты
АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
АД – АД – АД - вот фруктовый сад
ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем
ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти
УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши
УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст
ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду
АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой
АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай
РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород
АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки
УК – УК – УК - собираем лук
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы
ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры
ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка
ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец
АН – АН – АН - спелый баклажан
СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам
ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
АТ – АТ – АТ - из овощей салат
ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ОХРАНА ЖИЗНИ В ЛЕСУ»
Читайте также: