Что делать если ребенок берет чужие игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Помочь разобраться, привычка это или неосознаное действие. Выявить причины такого поведения.

ВложениеРазмер
rebenok_beret_chuzhie_veshchi.docx 18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок берет чужие вещи.

Почему он так делает?

Рано или поздно мы, родители, сталкиваемся с

ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую

игрушку или вещь. И мы начинаем испытывать бурю

негативных чувств и эмоций. "Как он мог? У меня

растет воришка! Какой кошмар!" думаем мы. И нам стыдно

за ребенка, мы злимся на него, обвиняем себя в том, что

недостаточно хорошо его воспитали, боимся огласки факта кражи. Но давайте не будем торопиться с выводами и обсудим эту ситуацию подробно, выясним причины и как нам вести себя в такой ситуации, а чего делать нельзя.

Каковы же причины?

1. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие-чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы ваш малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).

2. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, вы дома обсуждаете других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом вы высказываете свою зависть или говорите, что с таких людей нужно брать пример. Не допускайте, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

3. Попытка завоевать авторитет среди друзей.

Если вашему ребенку не хватает

родительского внимания, ему не

хватает признания, ощущения

чувства значимости в своей семье,

он может пытаться искать

это в группах сверстников.

Поэтому искать глобально решение

проблемы следует в ваших

отношениях с ребенком.

4. Ребенку может настолько нравится какая-либо

игрушка, и он настолько хочет владеть ей, что даже

не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка

часто родителями игнорируются. В таком случае вам,

родителям, нужно обратить внимание на те

потребности, которые у ребенка не удовлетворяются.

Конечно, не следует сразу бежать детский магазин за

покупкой (так ребенок поймет, что за кражей будет следовать покупка игрушки). Постарайтесь дать ему понять, что игрушка будет куплена ему или подарена в какое-то определенное время (ко дню рождения, после получения заработной платы, дедушка или бабушка подарят и т.д.)

5. Ребенок может украсть игрушку которой перед ним долго хвастались, его обижают (чтобы отомстить обидчику).

Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи.

6. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

В этом случае родителям необходимо

побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть

даже небольшой повод). Необходимо

у ребенка выработать чувство

собственной значимости, признания,

принятия в семье и понимания,

что лучше делать одобряемые

родителями и обществом

Что делать нельзя, если

выяснилось что ваш ребенок

присвоил чужую вещь:

- устраивать истерик и скандалов;

- считать, что с малышом произошло непоправимое;

- лишать ребенка специально того, в чем он нуждается и из-за чего взял чужую вещь;

- одобрять или проявлять безразличия на факт воровства;

- обвинять ребенка, если вина его не доказана;

- требовать от ребенка публичного признания и раскаяния в содеянном;

- называть ребенка вором и подобными эпитетами, т.е. вешать "ярлыки";

- сравнивать с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?";

- не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;

- не обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

Если вы будете так поступать, то это

не только не решит проблемы,

но усугубит ее, ваш ребенок

может замкнуться в себе,

перестанет вам доверять

и будет продолжать

Что же еще нужно сделать в конкретной

ситуации, когда вы обнаружили чужую вещь?

- поговорить доброжелательно и без посторонних с

ребенком: выяснить откуда игрушка или вещь, как он

далее с этой вещью будет распоряжается. Какие

отношения у вашего ребенка с владельцем вещи.

Так вы поймете, зачем он это делает.

- если ребенок испытывает чувство вины перед содеянным,

то следует акцентировать внимание ребенка на чувствах владельца вещи, если ребенок не испытывает чувства вины, факт воровства необходимо осудить. Но осудить поступок, а не ребенка.

- вернуть вещь, принадлежащую владельцу. Сделать это нужно так, как будто ваш ребенок нашел эту вещь. Пойдите и отдайте вещь вместе с ребенком. Если понадобится, защитите его. Займите позицию защиты от нападок со стороны владельца вещи, его родителей. Дайте своему ребенку понять, что вы всегда поможете в трудной ситуации.

- можно постараться делать так, чтобы ваш ребенок вернул вещь самому владельцу без лишних свидетелей, объяснить ребенку, что свою вещь можно брать без проса, а чужую - нельзя. Можно только тогда, когда хозяин разрешит ее взять.

- ведите себя порядочно, чтобы ребенок мог достойно вам подражать, если вы стали свидетелем воровства, скажите об этом своему ребенку открыто, дайте ребенку понять, что вы не одобряете никакого воровства.

- отдавать хозяевам вещей не только дорогие, но и дешевые вещи

, исключить ситуации, провоцирующие воровство (не держать деньги в доступном месте).

- поощрять ребенка признавать свои ошибки, сознаваться в них.

- почитать и обсудить литературу о нравственном воспитании (для малышей-в более игровой форме).


Почти в каждой семье наступает день, когда малыш гордо демонстрирует неизвестно откуда принесенную игрушку или школьник прячет что-то и убеждает, мол, нашел или выменял. Исчезают из дома деньги, мамина косметика, папины сигареты, конфеты… И взрослые в шоке: ребенок же знает, что чужое брать нельзя, как еще его остановить? Советует детский психолог Елена Шамрай.


Почему ребенок, который все может попросить у родителей и у которого вовсе не «тяжелое детство, игрушки, прибитые к полу», все же берет чужое?

Типичная проблема: неумение уважать свою и чужую собственность, личные границы. И разговоры здесь ни к чему. Лучшая профилактика: личный пример и помощь на каждом шагу разграничения «свое-чужое».

1. Не берите сами чужого

Вы не вор, поэтому даете хороший пример? Если бы все было так просто… Если найдете потерянный кем-то смартфон или кошелек — будете искать хозяина или порадуетесь удаче и будете хвалиться родным находкой? Знаю девочку, бабушка которой рассказывала при ней, что найденное в троллейбусе золотое кольцо — это подарок судьбы за ее порядочность и молитвы. Девочка стала забирать в раздевалке интересные игрушки и телефоны с уверенностью, что это посылает ей фея за ее старательность.

2. Не обращайте внимания на стоимость

Предположим, чужую ценную вещь вы никогда не возьмете. Но если в песочнице валяются чужие лопатки, ведерка, грабельки, все это позволите забрать малышу. Мол, они же копейки стоят. Вероятно, их выбросили, а если нет — никто не пожалеет. Но ребенок не понимает стоимости. Для него это настоящее сокровище. И приятные воспоминания будут связаны не с магазином, а с улицей, с чужим имуществом, которое «само идет в руки». В школе желания сына или дочери будут уже не копеечные, а все правильные слова заслонит опыт.

3. Уважайте собственность ребенка

Дети учатся, глядя на взрослых, на их отношение к себе. Да-да, выбросить рисунок, поломать без разрешения домик из LEGO или кубиков, потому что время собирать игрушки, заставить надеть ненавистное платье или съесть суп — все это о неуважении. Одно дело — наказать запретом смотреть мультики, другое — отобрать игрушку, «арестовать» гаджет. Воздержитесь от соблазна посмотреть, что за секретики в коробке ребенка.


Дайте ребенку свободу говорить «нет», если он не хочет, чтобы прикасались к его телу, вещам, заходили в комнату. Можно поощрять на детской площадке играть вместе, потому что так веселее, но никакого принуждения: «Быстро дай поиграть своей куклой другому ребенку, не будь жадиной!» Если другому можно брать мое, когда я не хочу, то почему мне нельзя?

4. Потренируйте уважать отказы

Расскажите ребенку уже в 4-6 лет, что является, а что не является воровством. Какие бывают последствия: потеря друзей, доверия, репутации (это понятие тоже стоит вводить еще в дошкольном возрасте), для взрослых — тюрьма. Как можно пользоваться чужими вещами: спросить разрешения и поблагодарить, обменяться. Учите просить, а не требовать, то есть спокойно воспринимать отказ, а не ожидать, что вежливая просьба гарантирует желаемое. Это сложно, поэтому тренируйте ребенка. К примеру, возьмите много коробок и в две-три положите конфету. А теперь вместе обращайтесь: «Коробка, можно взять конфету?» Открываем — пусто, значит коробка «отказала». Есть сладости — «согласилась». Теперь так же поиграем с мягкими игрушками. Пусть большинство отказывает голосом мамы, а за одной-двумя будет прятаться маленький сюрприз. Все это приучит воспринимать отказ не как оскорбление, а как норму, а разрешение — как сюрприз, исключение.

5. Определитесь, где чьи вещи

Если малыш научится уважать чужие личные границы, проблем с воровством не будет. Но обычно в семьях с этим путаница. Если ребенок съел все конфеты — пусть наслаждается. Если играл с родительскими вещами — пусть, он же дома. А вот в первом классе у учительницы забрал часы со стола — это уже катастрофа, растет вор. Где же свое и чужое? У каждого ребенка должны быть личные полочки в шкафу, игрушки, книги и альбомы. Если берете одинаковое, важно подписывать. Даже пищу стоит порционировать: например, каши можно брать, когда и сколько угодно, если проголодался, а вот конфеты — только из своего пакетика. Мама и папа тоже должны получить долю сладостей, а не отказывать себе совершенно во всем. Так и личные вещи есть у родителей. И брать чужое без разрешения нельзя.


Но есть и общие: мебель, например, настольные игры. Или игрушки в детском саду. Ими можно пользоваться, но не распоряжаться.

6. Консультируйте в случае конфликта

«Я первый взял! Но это же мое!» — если дети спорят, не пропускайте мимо ушей. Это не мелочи, а противоречие двух правил: «кто первый, тот и играет» и «я решаю судьбу своей вещи». Решить это просто: принцип «кто первый» действует только когда речь идет об общих вещах. Но помогите детям, будьте с ними, подскажите, а не давайте готовый ответ.

Людмила Стахова
Если ребёнок берёт чужое?

МДОУ ЦРР д/с «Классика»

Разработала: педагог – психолог Людмила Евгеньевна Стахова

Если ребёнок берёт чужое? Маленькие подсказки

Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого, рода сложностях в поведении благополучных детей.

Психологи отмечают, что через мелкое воровство проходят почти все дети. И рано или поздно родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Обычно это вызывает бурю негативных эмоций, обвинений в адрес ребенка. Но не будем торопиться с выводами, выясним причины и решим, чего делать нельзя.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

• устраивать истерик и скандалов, считать, что с малышом произошло непоправимое;

• одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;

• обвинять ребенка, если вина его не доказана;

• называть ребенка вором и подобными эпитетами, т. е. вешать «ярлыки»;

сравнивать с другими детьми или с собой: «Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?»;

• допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях;

• обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

Каковы же причины детского воровства?

1. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие - чужие. До 3-4 лет (в зависимости от темпов развития) ребенок вообще не делит мир на «свое» и «чужое». Все вокруг - не просто «свое», но практически является продолжением его личности. Игрушка, которую берет ребенок, становится своеобразным продолжением его руки. В принципе, к моменту кризиса трех лет процесс разъединения «я» малыша и окружающего мира должен быть завершен. И лишь после этого он сможет действительно понять, что такое «чужая» вещь. До 7 лет у ребенка еще не развиты волевые процессы, поэтому в этом возрасте дети часто берут вещи, потому что очень хочется, при этом понимая, что совершают плохой поступок. После 7-8 лет уже можно говорить о воровстве как сознательном поступке. В этом случае, конечно, прежде всего, надо разобраться в причинах, толкнувших ваше чадо на «преступление».

2. Ребенку может настолько нравиться какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее. Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются.

3. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то дома обсуждает других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывая свою зависть, или говорит, что с таких людей нужно брать пример.

4. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали (чтобы отомстить обидчику). Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи.

5. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье.

6. Попытка завоевать авторитет среди друзей. Этот пункт является прямым последствием предыдущего пункта. Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, он может пытаться искать это в группах сверстников. Поэтому искать глобально решение проблемы следует отношениях с ребенком. Нужно объяснить, что завоевать авторитет можно другими, более достойными способами.

В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердиться в группе.

Прежде всего давайте разберемся, почему наши дети совершают «кражи».

Условно можно выделить три причины детского воровства:

Недостаток развития воли и нравственных представлений.

Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Полное взаимное доверие является лучшей профилактикой детского воровства.

Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать.

Если вместо поддержки и помощи проявлять агрессию и непонимание, это негативно сказывается на дальнейшем развитии личности ребенка.

И воспитатели, и учителя, и родители должны быть очень осторожны, столкнувшись с детским воровством. Сделав этот проступок достоянием общественности, они закрепят за ребенком репутацию вора. Это, естественно, скажется не только на его самооценке, но и на его взаимоотношениях с окружающими.

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ребёнок. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если, кроме него, больше некому. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности. Исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения. Дайте ему понять, как вас огорчает то, что произошло, но не навешивайте на него ярлыков. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше выяснения отношений, «называния вещей своими именами».

Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно подложить на место.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Не забывайте об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Советы родителям «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» (Советы родителям) В первую очередь, необходимо вести.

Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.


Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?

Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.

Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.

Причин у детского воровства может быть несколько:

1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.

2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.

3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.

4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.


5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину

Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.

Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.

Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»

Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.

Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.

После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.

Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.

Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.


Что делать, если ваш первоклассник взял чужую вещь, не спросив хозяина? Ругать, не обратить внимания, ещё десяток вариантов. А если он сделал это ещё раз и ещё раз? Считать вором? Психолог Ирина Кузьмина разбирает случаи «детского воровства».

Зачастую, когда родители узнают, что их ребёнок берёт чужие вещи, приходят в недоумение и ярость, но в данном случае, прежде всего, необходимо выявить причины. У подобного поведения может быть масса различных причин.

Вот самые распространённые:

  • психологическая травма у ребёнка — конфликты в семье, трагедии, тяжёлые заболевания. Даже переезд в определённой ситуации может отложить негативный отпечаток на развитие личност;
  • неудовлетворённость собственной жизнью.
  • желание иметь чужую вещь, несмотря на принципы;
  • слаборазвитое чувство воли, а также отсутствие сформированных нравственных представлений;
  • желание навредить (отомстить) другому человеку;
  • зависимость от авторитетной личности.

«Воровство» ребёнка может быть ситуативным — «было просто интересно», «не было сил удержаться». В этой ситуации главное поговорить с ним, оценив сам поступок, но не задев его самого: «Это плохой поступок, но мы по-прежнему любим тебя».

Для выявления причины понаблюдайте за ребёнком, его поведением, общением со сверстниками, родными, поговорите с ним. Выявив причину, вам легче будет выбрать стратегию своего поведения.

Помните, если вы не поймали «за руку» ребёнка, не стоит его обвинять. Надо вместе разобраться в случившемся, дать ребёнку возможность самому всё объяснить. Помните, что если родитель давит, то ребёнок в ответ закрывается, ему сложно что-либо ответить. Если он действительно взял чужую вещь, вместе с ним определите стратегию возврата чужих вещей. В этот момент вы ему нужны — будьте вместе с ребёнком, пусть он чувствует вашу поддержку.


«Мой ребёнок матерится как сапожник»

Детям необходимо объяснять базовые моральные принципы и нормы социума. Например, пришли вы к бабушке, ребёнок тут же берёт любые вещи без спроса. Родители должны помочь ему примером — спросить вместе с ним разрешение, а потом вернуть вещь на место. Вообще, всё, что взял ребёнок в гостях, мы возвращаем вместе с ним. Если ему разрешили что-то забрать, мы предлагаем взамен оставить что-то своё. То же касается и садика, все вещи оставляем в саду, а если берём — возвращаем назад.

Ребёнок смотрит на поведение родителей, поэтому будьте внимательны, относитесь сами с уважением к чужим вещам. Да, вещи ваших родителей — тоже чужие, не стоит и вам всё брать без разрешения.

Разговаривайте с ребёнком, слушайте, что ему нравится, на что он обращает внимание, чтобы понимать его желания и потребности. Узнайте, для чего ему та или иная вещь, пусть подробно расскажет вам о её необходимости.

Вот несколько простых правил, как уберечь вашего ребёнка от желания брать чужое:

1. Разговаривайте с ребёнком всегда везде обо всём.

2. Слушайте его, узнавайте о его желаниях и мечтах.

3. Уделяйте достаточно внимания детям, знайте их интересы и потребности.

4. Следите за своим поведением, принципами и высказываниями.

5. Будьте авторитетом для детей (в основе этого должно быть уважение, а не страх!).

6. В семье должны быть сформированы «запреты», что можно, а чего нет.

7. Ребёнок должен задавать любые вопросы, стимулируйте его на это.

8. Ребёнок должен общаться с другими детьми, но было б здорово, если при этом родители знали, кто эти дети. Не забывайте звать к себе в гости его друзей.

Читайте также: