Что делать если ребенок отбирает игрушки у других детей

Обновлено: 07.05.2024

Почти все дети проходят через фазу, когда они не хотят ничего, кроме того, что принадлежит другому ребенку, — и один из скверных маленьких секретов воспитания заключается в том, что подавляющее большинство детей не против того, чтобы толкаться, щипаться, драться и/или кусаться. Большинство из нас обеспокоено таким «антисоциальным» поведением и желали бы знать, какие ошибки мы совершили в воспитании, в результате которых у нас вырос маленький варвар вместо воспитанного ребенка, прекрасно понимающего значение слов «пожалуйста» и «спасибо».

Если с вашим ребенком в данный момент творится нечто подобное, не волнуйтесь. Другие матери могут быть шокированы тем, что ваш ребенок пихается и дерется, чтобы получить то, что он хочет, однако они сами либо уже пережили подобный период в жизни своего ребенка, либо нечто подобное их еще ждет. Нет ничего более естественного, чем приступы жадности у маленького ребенка в возрасте до трех лет.

У детей навыки общения находятся на очень и очень несовершенном уровне. Они не знают, как пригласить другого ребенка поиграть с ними или как вовлечь его в игру. Более того, когда они видят нечто, что они хотят, им сразу очень хочется завладеть этим предметом, и немедленно!

От параллельной игры дети обычно переходят к выхватанию, толканию и отниманию игрушек. Взрослые думают, что это проявления злобного характера, однако для детей в этом возрасте это всего лишь способ сказать: «Привет! Обратите внимание на меня!»

И на них обращают внимание. Если ваш ребенок нападает на ребенка младше себя, он хочет, чтобы об этом стало известно в виде криков и слез, являющихся реакцией на агрессию. Если он вторгается на территорию ребенка, близкого к нему по уровню развития, он может практически сразу получить в ответ такую же грубость.

Реакции родителей на подобное поведение детей довольно разнообразны. Одни быстро принимают решение о необходимости изолировать своего ребенка от других детей до того момента, пока ребенок не поймет, что вести себя агрессивно — это неправильно. Другие родители подавляют свои негативные эмоции и делают все возможное, чтобы ребенок почувствовал стыд. Но это также не срабатывает, поскольку ребенок будет чувствовать себя несчастным из-за того, что хотел сделать что-то, не намереваясь причинять кому- либо зло.

Вместо того чтобы дойти до крайности в своей реакции на проявления агрессивности со стороны своего ребенка, посмотрите на него и строгим голосом скажите: «Мы не деремся (не толкаемся, не пихаемся)». Затем объясните своему ребенку, чего хотят его новые друзья. «Объясняя своему ребенку, что другой малыш тоже хочет эту игрушку и расстроен из-за невозможности получить ее, вы поможете своему ребенку понять, что у других людей тоже есть чувства. Скажите что-нибудь вроде: «Посмотри, твой друг очень расстроен. Он тоже хочет поиграть с мишкой». Исследования показали,что, начиная с 6-месячного возраста, дети способны реагировать на эмоции других людей. И ваш ребенок, без сомнения, сможет и способен на это. Помогая ему испытывать сочувствие по отношение к другим людям, вы поможете ему приобрести новых друзей, а так же приобрести навык делиться игрушками с другими детками.

Советы психолога примерным родителям.

Игра детей вдвоем, но не в группе. Игра в группе может привести к катастрофическим результатам. Скопление слишком большого числа детей без навыков общения в одном месте может привести к хаосу и слезам. Вместо того чтобы собирать на одной площадке пять или шесть детей, попробуйте организовать встречу только для двух малышей.

Выведите малышей на свежий воздух. Игры на свежем воздухе обычно имеют правила, которые можно с легкостью изменять, в этих играх не делается большого акцента на игрушках, и детям гораздо легче играть мирно. Преимущество состоит в том, что дети стремятся провести отведенное на прогулку время в игре, а не в выяснении, у кого какие моторные навыки развиты лучше.

Играя на свежем воздухе, дети могут бегать, прятаться, прыгать по игровой площадке, без каких-либо игрушек.

Уберите любимые игрушки. Если вы собираетесь устроить у себя дома игровую встречу двух малышей, предусмотрительно уберите или спрячьте любимые игрушки вашего ребенка. Если он увидит, что его любимый, бесценный медвежонок находится в руках другого ребенка, это может привести к нежелательному конфликту, и встреча, во время которой ваш ребенок мог бы приобрести начальные навыки общения с другим ребенком, будет сорвана.

Что такое «очередь»? Не ждите, что ваш ребенок поймет смысл выражения «жди своей очереди». Он еще не может осмыслить этого понятия. Понятие «очереди» лучше вводить достаточно конкретным образом, например при помощи часов или кухонного таймера. Если дети смогут видеть конкретный ход времени и слышать сигнал, возвещающий о наступлении их очереди, они смогут начать формировать представление об «очереди» как о феномене, который переходит от одного ребенка к другому.

Возьмите две, они маленькие. Если у вас есть похожие или совершенно одинаковые игрушки, начинайте «свидание в песочнице» именно с них. Исследования показывают, что дети играют более мирно, если в их распоряжении несколько одинаковых игрушек. Конечно, неизбежны случаи, когда красный мяч, которым играет другой ребенок, покажется вашему малышу лучше и привлекательнее его собственного, однако это происходит редко, увеличение вдвое количества игрушек поможет облегчить процесс установления дружеских отношений между детьми, которые прикладывают все усилия, чтобы подружиться.

Время на вашей стороне. «Задиристая стадия» детских игр у большинства детей довольно быстро проходит. Примерно к трем годам, словно по волшебству, начинают проявляться первые навыки общей игры. Так, даже если ваши убеждения о недопустимости драк и толкания других детей не были услышаны, ваш ребенок в достаточно скором времени, и скорее всего сам, поймет, какой способ общения предпочтительнее.

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Родители переживают не только когда у их ребенка отнимают игрушки в песочнице, но и когда он сам жадничает. Как научить ребенка делиться, почему это важно? Разбираемся вместе с детским психологом Натальей Дорохиной.

Вопрос. Трехлетний ребенок на прогулках и в детском саду постоянно жадничает и отказывается делится игрушками с другими детьми. Что делать?

Ответ. Умение делиться — это навык, которому ребенка необходимо обучать. В определенном возрасте дети совершенно не хотят делиться: в 2 года, например, они могут говорить «моё» даже про те вещи, которые только похожи на принадлежащие им — и это нормальный этап развития. В 3 года дети учатся играть вместе, их речь уже лучше развита — и родители могут рассказать им, почему делиться с другими нужно и как это делать.

Объяснения с мотивацией «другим будет приятно» могут быть не очень продуктивны, потому что эмпатия у детей развивается чуть позже, ближе к восьми годам. Трехлетним лучше объяснить, что умение делиться — это полезный навык взаимодействия с другими людьми, который поможет выстраивать отношения в будущем, например, сказать, что с теми, кто делится, другие дружат и играют охотнее.

С человеком, который не научился в раннем детстве делиться с другими, может быть сложно общаться, дружить, строить семью. Люди, у которых нет этого навыка, могут даже не понимать, почему другие их избегают. Любовь к другому человеку и забота о нем обязательно включают желание сделать приятно — в том числе поделиться тем, что у тебя есть.

Расстраиваться, что маленький ребенок жадничает, не стоит (навык делиться — не врожденный), но учить его этому — одна из задач родителей.

Как научить ребенка делиться

  • Признайте тот факт, что ребенок может не хотеть делиться чем-то. Не отрицайте его эмоции.
  • Объясните плюсы ситуаций, когда дети делятся друг с другом вещами. Например, если каждый перестанет жадничать, то все в итоге поиграют с бОльшим количеством игрушек.
  • Начинайте издалека и постепенно приучайте ребенка делиться тем, что у него есть. Начать можно с простого: кормите вместе животных и птиц хлебом, семечками, орехами.
  • Станьте для ребенка примером: покажите, как родители сами делятся вещами друг с другом и с другими людьми.
  • Прочитайте ему сказки про жадность и обсудите поведение персонажей.
  • Придумайте сюжет с игрушками про жадность. Поинтересуйтесь у ребенка, как он видит эмоции участников процесса: «Как ты думаешь, что испытывает эта игрушка? А эта? А как бы ты поступил в такой ситуации?»


В первую очередь важно понимать, что ребенок не станет намеренно так себя вести, это неосознанное поведение, защитный механизм, причиной которого являются тревога и неуверенность. Если учителю удастся увидеть в ребенке заложника ситуации и собственных эмоций, а не агрессора, то пути решения проблемы станут очевиднее.

Если ребенок перестанет испытывать тревогу и сможет в безопасной обстановке почувствовать те эмоции, которые сейчас заблокированы (и которых так не хватает для уравновешенного, терпимого отношения к сверстникам), то его поведение скорректируется без дополнительного активного вмешательства.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Что делать, если ребёнок специально всё ломает?


Ни в коем случае не нужно отчитывать его при других, стыдить и ругать — от этого он начнет замыкаться, почувствует себя непонятым и беспомощным, а решения проблемы все равно не найдет.

Когда он начинает ломать предметы, ребенка, конечно, надо остановить, но не давая никаких оценок, и сказать, например: «Я не хочу, чтобы ты бил этого мальчика (или ломал игрушку). Что тебя так разозлило?» Если чужая игрушка сломана, можно пойти вместе в магазин и купить ей замену, а потом подарить ее на детской площадке пострадавшему. Важно, чтобы ребенок сделал это сам, пережив при этом опыт: если я ломаю, я должен возместить ущерб, чтобы потом играть вместе.

В любом случае оставайтесь на стороне ребенка. Это то, в чем он нуждается больше всего, потому что чувствует себя одиноко в своей беспомощности. И если вы измените свою тактику, то и он сможет измениться. И, вероятнее всего, потребность выплескивать гнев в такой форме исчезнет сама собой.

Прочитать подробный ответ директора можно тут.

Что делать, если ребёнок бьёт и обижает других детей?


Первое, что нужно сделать, — спокойно остановить ребенка и объяснить, что сейчас он делает другому больно и оскорбляет его. Такие фразы, как «прекрати себя так вести» здесь не подойдут.

После этого надо показать свою готовность выслушать его ответ, но предварительно нужно отвести ребенка в сторону. Посторонних слушателей у этого разговора быть не должно. Постарайтесь разобраться, что именно произошло.

Дальше можно задать ребенку вопросы о том, каким он видит положительный исход этой ситуации. Вопросы нужно начинать с речевой конструкции «а что, если».

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Как защитить целый класс от агрессивного ребёнка?


Когда у кого-то из учеников возникают трудности в поведении, это всегда отражается на всем классе. На происходящее влияют уход и появление новых одноклассников, яркие и запоминающиеся события, установленные негласные правила поведения, реакции взрослых. Если учитель каким-то образом выделяет ученика, например публично ругает его за поведение и плохие результаты, он формирует негативное отношение к нему всего класса.

Если окружающие взрослые позволяет себе саркастические, унизительные комментарии в адрес других людей, то и дети могут делать так же. Травля учит детей беспомощности, жестокости, притворству и страху, если она остается без внимания.

Прочитать подробный ответ юриста и психолога можно тут.

Что делать, если ребёнок постоянно дерётся и наносит себе мелкие травмы?


Первым делом стоит взглянуть на обстановку и отношения в его семье. Как взрослые или старшие братья и сестры обращаются с агрессией? Позволяют ли себе злиться, отстаивать свое мнение? Умеют ли выражать злость так, чтобы это не вредило ни им самим, ни окружающим?

Чаще всего проблемы с агрессивными детьми возникают в семьях, где родители слишком строги и жестоко их наказывают. При этом у ребенка нет возможности выразить свои чувства: покричать, поплакать. Такое поведение пресекается. Тогда единственным местом, где они могут проявить накопившую злость, будет школа. Также в классе они повторяют то, что видят дома: ссоры, конфликты. Словно не умеют общаться по-другому — мирно и дружелюбно.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Внучка хорошо ведёт себя в саду, а дома хамит. Что делать?


Во-первых, нужно поговорить с внучкой, когда окажетесь наедине — то есть в хороший период ваших отношений. Расскажите о том, как любите ее, как вам приятно и интересно проводить с ней время.

Во-вторых, необходимо отразить ее чувства — сообщите девочке, что понимаете, что ей сложно оставаться такой же доброй и нежной, когда приходят остальные, предъявляют свои требования, балуют, но вы любите её всегда, что бы ни происходило.

Прочитать подробный ответ психолога можно тут.

Фото на обложке: Shutterstock / Lyakhova Evgeniya


Агрессия — это не только «бить» и «оскорблять». А ещё сарказм, молчание, игнорирование. Что такое пассивная агрессия и почему хуже неё ничего не бывает


«Идиота кусок» и «Ах ты дрянь». Почему родители рутинно унижают детей


«Уступи ему, он младше!». Почему нельзя подавлять естественную агрессию ребёнка

Почему ребенок отнимает игрушки у других детей

Детям младшего возраста свойственно «антисоциальное» поведение. У них появляется стремление любой ценой получить то, что принадлежит другому ребенку. Они отнимают у сверстников игрушки, дерутся и толкаются.

Почему ребенок отнимает игрушки у других

Желая получить чужую вещь, ребенок может проявлять агрессию – пинаться, кусаться. Некоторых родителей шокирует такое поведение. Многие начинают задаваться вопросом, какие ошибки допустили в воспитании и почему у них вырос маленький варвар.

У маленьких детей навык общения развит не полностью. Они не понимают, как пригласить другого малыша поиграть с ними. Малыши не замечают ничего, кроме того, что желают получить, в результате появляется стремление завладеть этим предметом без промедления. Приступы жадности у деток младше трех лет – нормальное явление.

Девочка отнимает игрушку у мальчика

Параллельная игра, как правило, заканчивается, выхватыванием и толканием. Взрослые считают, что это проявление плохого характера. Но дети в таком возрасте просто пытаются таким способом обратить на себя внимание. И это у них получается.

Если малыш нападает на кого-то помладше, он желает, чтобы все об этом узнали, провоцируя другого на крики и слезы. Это и есть реакция на агрессию. При вторжении на территорию сверстника, близкого к нему по развитию, он может тут же получить ответную грубость.

Родители реагируют на такое поведение по-разному. Одни стараются изолировать чадо, пока сын или дочка не поймут, что агрессивные поступки неправильные. Другие стараются подавить свои отрицательные эмоции и пытаются вызывать у ребенка чувство стыда. Но это также ничего не дает. Малыш будут чувствовать себя несчастным, ведь делая что-то, он не пытался причинить кому-то зло.

Дети не поделили игрушку

Как отучить малыша брать чужое

Если ребенок проявляет агрессию по отношению к сверстникам, родители должны сохранять спокойствие. Нужно строго сказать малышу: «Мы не деремся». Объяснить, чего хотят от него другие дети. Скажите сыну или дочке, что его друг также хочет эту вещь и расстраивается из-за того, что не может ее получить. Дети в раннем возрасте уже могут реагировать на эмоции окружающих. Помогите малышу испытать сочувствие к другим, так он сможет обрести новых друзей и навык делиться тем, что имеет.

Возьмите на заметку несколько рекомендаций психолога:

  1. Устраивайте игры детей вдвоем, а не в группах. Скопление множества детей без должных навыков общения в одном месте чревато хаосом и слезами. Ограничитесь встречей двух детей на площадке вместо пяти или шести, чтобы избежать катастрофических последствий в виде драк и ссор.
  2. Выводите малышей на улицу. У уличных игр обычно свои правила, но их можно менять. Когда нет акцента на игрушках, малышам проще проводить время в компании другу друга и не ругаться при этом. Плюс заключается в том, что дети стараются на прогулке играть, а не выяснять отношения. Гуляя на улице, малыши могут бегать и прыгать, не цепляясь за куклы и машинки.
  3. Оставляйте дома любимые игрушки, когда идете на детскую площадку. Если в гости должен прийти другой малыш, уберите мишку, куклу или другую игрушку, с которой маленький хозяин проводит большую часть времени. Ребенок, заметивший, что его игрушечный друг находится в руках другого крохи, может затеять конфликт. Создайте условия для приобретения малышом навыков общения со сверстником.
  4. Дайте детям в песочнице похожие или полностью одинаковые игрушки. В этом случае будет больше шансов, что они станут играть мирно и смогут наладить дружеские отношения.

Дети играют в паровоз

«Задиристые игры» у подавляющей части детей – явление быстро проходящее. Родителям следует набраться терпения и в скором времени малыш поймет, что драки в обществе сверстников недопустимы.

Детям младшего возраста свойственно «антисоциальное» поведение. У них появляется стремление любой ценой получить то, что принадлежит другому ребенку. Они отнимают у сверстников игрушки, дерутся и толкаются.

Почему ребенок отнимает игрушки у других

Желая получить чужую вещь, ребенок может проявлять агрессию – пинаться, кусаться. Некоторых родителей шокирует такое поведение. Многие начинают задаваться вопросом, какие ошибки допустили в воспитании и почему у них вырос маленький варвар.

У маленьких детей навык общения развит не полностью. Они не понимают, как пригласить другого малыша поиграть с ними. Малыши не замечают ничего, кроме того, что желают получить, в результате появляется стремление завладеть этим предметом без промедления. Приступы жадности у деток младше трех лет – нормальное явление.

Параллельная игра, как правило, заканчивается, выхватыванием и толканием. Взрослые считают, что это проявление плохого характера. Но дети в таком возрасте просто пытаются таким способом обратить на себя внимание. И это у них получается.

Если малыш нападает на кого-то помладше, он желает, чтобы все об этом узнали, провоцируя другого на крики и слезы. Это и есть реакция на агрессию. При вторжении на территорию сверстника, близкого к нему по развитию, он может тут же получить ответную грубость.

Родители реагируют на такое поведение по-разному. Одни стараются изолировать чадо, пока сын или дочка не поймут, что агрессивные поступки неправильные. Другие стараются подавить свои отрицательные эмоции и пытаются вызывать у ребенка чувство стыда. Но это также ничего не дает. Малыш будут чувствовать себя несчастным, ведь делая что-то, он не пытался причинить кому-то зло.

Как отучить малыша брать чужое

Если ребенок проявляет агрессию по отношению к сверстникам, родители должны сохранять спокойствие. Нужно строго сказать малышу: «Мы не деремся». Объяснить, чего хотят от него другие дети. Скажите сыну или дочке, что его друг также хочет эту вещь и расстраивается из-за того, что не может ее получить. Дети в раннем возрасте уже могут реагировать на эмоции окружающих. Помогите малышу испытать сочувствие к другим, так он сможет обрести новых друзей и навык делиться тем, что имеет.

Возьмите на заметку несколько рекомендаций психолога:

  • Устраивайте игры детей вдвоем, а не в группах . Скопление множества детей без должных навыков общения в одном месте чревато хаосом и слезами. Ограничитесь встречей двух детей на площадке вместо пяти или шести, чтобы избежать катастрофических последствий в виде драк и ссор.
  • Выводите малышей на улицу . У уличных игр обычно свои правила, но их можно менять. Когда нет акцента на игрушках, малышам проще проводить время в компании другу друга и не ругаться при этом. Плюс заключается в том, что дети стараются на прогулке играть, а не выяснять отношения. Гуляя на улице, малыши могут бегать и прыгать, не цепляясь за куклы и машинки.
  • Оставляйте дома любимые игрушки , когда идете на детскую площадку. Если в гости должен прийти другой малыш, уберите мишку, куклу или другую игрушку, с которой маленький хозяин проводит большую часть времени. Ребенок, заметивший, что его игрушечный друг находится в руках другого крохи, может затеять конфликт. Создайте условия для приобретения малышом навыков общения со сверстником.
  • Дайте детям в песочнице похожие или полностью одинаковые игрушки . В этом случае будет больше шансов, что они станут играть мирно и смогут наладить дружеские отношения.

«Задиристые игры» у подавляющей части детей – явление быстро проходящее. Родителям следует набраться терпения и в скором времени малыш поймет, что драки в обществе сверстников недопустимы.

Читайте также: