Что как правило делает девочка трех лет с новой игрушкой

Обновлено: 17.05.2024

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Зачем нужен кризис 3 лет?

Примерно в этом возрасте заканчивается период полного слияния малыша с мамой. Ребенку нужно отделиться от нее и установить границы, внутри которых можно безопасно действовать. Малыш открывает для себя понятия «хочется» и «надо» и должен научиться соотносить с ними свои поступки. Трехлетнему ребенку требуется новая степень самостоятельности, которую родители непременно должны ему дать. То, каким малыш выйдет из кризиса, в значительной степени зависит от вас: без вашей помощи и поддержки ребенок не сможет занять нужное место в большом мире.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность. Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.

Чем ярче у ребенка был кризис 3 лет, тем легче пройдет его подростковый возраст.

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступил творческий коллектив – ансамбль русской песни «Ярило». Сегодняшний выпуск телеигры Поле чудес посвящен почте.

Как обычно, ведущий передачи Поле чудес берет темы о нашем прошлом, о Руси-матушке, о традициях русского народа. Игроки приносят Леониду Якубовичу гостинцы и подарки, часто сделанные своими руками. И конечно же, выступают с творческими музыкальными номерами.

Победитель игры 17 июня 2022 года (sprintotvet.ru). Фото: Первый канал

Какая мера безопасности требовалась в 1710 году в случае эпидемии принимая письма?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на первый тур. В 1710 году в России было сделано распоряжение: в случае эпидемии принимать на заставах письма только издали. Какая мера безопасности требовалась еще? (Слово из 10 букв)

Ежели болезнь не престанет, то на заставах почтовые письма принимать издали, и распечатав, держать на ветре, а потом окуривать можжевельником, и присылать с застав к Москве запечатав со своими посланными, которых для таких посылок нарочно учредить по нескольку и с почтарями оных отнюдь не спускать. В 1710 году в России было сделано распоряжение: в случае эпидемии принимать на заставах письма только издали, а потом окуривать можжевельником.

Как называлась почтовая служба с 13 по 19 века, перевозившая казенную корреспонденцию?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на второй тур. Как называлась почтовая служба в России, которая существовала с 13 по 19 века и перевозила казенную корреспонденцию? (Слово из 6 букв)

Ямская гоньба, Почтовая гоньба – историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

Как называли служивых людей (гонцов), которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить»?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на третий тур. Как в старину называли служивых людей, которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить»? (Слово из 7 букв)

Для скорейшей доставки важных вестей царь распорядился расставить между Москвой и Путивлем трубников, которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить от стану до стану наскоро».

Как называлась игра с пасхальными яйцами, которую изобразил художник Федот Сычков на почтовой открытке?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на финальный тур. Как в России называлась игра с пасхальными яйцами, которую изобразил художник Федот Сычков на почтовой открытке? (Слово из 5 букв)

Федор Сычков – Пасхальная игра в Кучки. Дореволюционная открытка // Fedot Sychkov – Playing kuchki (sand hills), 1904-1914.

Ответы в Суперигре Поле чудес 17.06.2022

Победитель набрал всего 600 очков, поэтому согласился на участие в Суперигре. Тем не менее Леонид Якубович подарил победителю музыкальный синтезатор.

Как называется коллекционирование почтовых открыток?

Слово по горизонтали (10 букв). Как называется коллекционирование почтовых открыток?

Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления.

Как называлась обязанность по предоставлению лошадей в Киевской Руси в 10 веке?

Слово слева по вертикали (5 букв). В Киевской Руси в 10 веке население было обязано предоставлять лошадей для княжеских гонцов «от стана к стану». Как такая обязанность называлась?

Повоз – повинность в Древнерусском государстве, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход.

Что присутствовало на ранних открытках в России кроме виньетки?

Слово справа по вертикали (6 букв). На ранних открытках в России в основных рисунках часто присутствовали виньетки. Что ещё?

Картуш – это овальная или продолговатая конструкция со слегка выпуклой поверхностью, обычно окаймленная орнаментальной завитушкой.

Победитель отгадал главное слово по горизонтали и получил еще домашний кинотеатр.

Если ребенок не расстается с мишкой или куклой, а потеряв игрушку, долго и горько плачет, значит, она имеет для него особую ценность. Как родителям относиться к такой привязанности малыша? Почему она возникает и когда проходит? На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы помочь ребенку в нужный момент безболезненно расстаться с предметом обожания?

Многие дети настолько сильно привязываются к какой-нибудь вещи или игрушке, что не могут оставить ее ни на минуту. При этом любимым и ценным может стать любой предмет: плюшевый мишка, детское одеяло или просто кусочек ткани. Малыш очень любит обнимать свое «сокровище», прижимать к себе и даже посасывать.

О чем говорит наличие любимой игрушки

В 1940-х годах исследователи считали такие объекты признаком расстройства привязанности между ребенком и матерью, но позднее педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт доказал обратное. Любимая игрушка у ребенка появляется не из-за отсутствия заботы и любви, а как раз, наоборот, является его воспоминанием о любви и безопасности.

Более поздние исследования подтвердили точку зрения Винникотта: дети, которые очень сильно привязаны к какому-либо предмету, счастливее остальных и имеют более крепкие связи со своими родителями.

Но такой эффект от наличия объекта привязанности меняется по мере взросления детей. То же исследование показывает, что если, уже будучи подростком, ребенок так и не смог расстаться со своим любимым предметом из детства, это говорит о хрупкости и уязвимости его психического здоровья.

Когда и как появляется любимая игрушка

Привязанность к какому-то определенному предмету часто возникает в возрасте около 8 месяцев. В это время у ребенка появляются первые попытки осознания, что он — отдельная от родителей личность. Так начинается следующий этап психического развития, и малыш впервые ощущает тревогу, связанную с отделением от близких взрослых.

Однако такая особо любимая игрушка появляются не у всех детей. По статистике, только один ребенок из двух проявляет явную привязанность к какому-нибудь предмету.


Важно понимать, что на возникновение подобной любви повлиять невозможно. Она развивается естественным образом. Родители могут просто предложить ребенку какую-нибудь вещь, например, игрушку, и если он почувствует в ней необходимость, то этот предмет станет любимым.

Для чего она нужна

  1. думает о близких в моменты их отсутствия и ждет возвращения взрослого, чувствуя себя в безопасности;
  2. привыкает находиться в одиночестве, например, в своей кроватке;
  3. учится самостоятельности и воспитывает уверенность в себе, находясь в новых обстоятельствах (детский сад, прогулка с няней, визит к врачу).

Поскольку любимая игрушка для ребенка — источник комфорта и безопасности, никогда не лишайте ее малыша в качестве наказания за плохое поведение.

Психологи называют любимую игрушку «переходным объектом». Она помогает ребенку перейти от тесной связи с родителями к этапу осознания собственной индивидуальности, который происходит обычно в возрасте от 12 до 18 месяцев. В этот период ребенок приобретает уверенность в себе, достаточную для исследования окружающего мира под чутким присмотром близких и любимых им взрослых.

Каждая любимая игрушка уникальна

Такая игрушка, как правило, одна, и если с ней что-то происходит, ребенок очень тяжело переживает эти изменения и не принимает их. Успокаивает и утешает малыша именно тот запах, вид и состояние игрушки, которые она приобрела с течением времени. Ведь маленькие дети очень чувствительны к запахам: для успокоения малышу бывает достаточно вдохнуть аромат грудного молока или маминой кожи. Поэтому даже если предложить ребенку точно такого же плюшевого мишку, как тот, что у него был, только нового, то замена малыша не удовлетворит.


Каждый ребенок выстраивает свои собственные отношения с любимой игрушкой. Некоторые не расстаются со своим сокровищем целый день, другие требуют мишку или зайку только на время сна, третьим игрушка нужна в моменты грусти или знакомства с новым окружением.

Как избежать «драм» при потере игрушки

Потеря любимой игрушки может стать настоящей трагедией для малыша. Родители будут в состоянии предотвратить или смягчить последствия утраты, если подготовятся к ним заранее.

  1. С самого начала регулярно стирайте любимую вещь малыша. Так он привыкнет к тому, что она не всегда пахнет одинаково.
  2. Запаситесь «двойником» игрушки: приобретите второй такой же предмет. Давайте их ребенку попеременно, чтобы оба экземпляра пахли и выглядели одинаково.

Отказ от игрушки

Однажды ребенок перестанет думать о предмете обожания и сможет отказаться от него. Но такое решение он должен принять самостоятельно. Это произойдет, когда малыш перестанет испытывать в нем необходимость.

  1. Когда ребенок освоит речь, он сможет выражать свои чувства иным способом — при помощи слов.
  2. С возрастом малыш начнет чувствовать большую уверенность в себе.
  3. По мере развития социальных связей с внешним миром (друзья и взрослые в детском саду, ровесники на детской площадке и т. д.) ребенку будет требоваться все меньше утешения при помощи любимой игрушки.

Как правило, малыш отказывается от «переходного объекта» в возрасте от 3 до 5 лет. Он может потребоваться ребенку в стрессовой ситуации: во время адаптации к детскому саду, при смене воспитательницы или группы детского сада, при посещении врача или в случае долгого отсутствия родителей. Обычно к 6 годам для успокоения и ощущения чувства безопасности любимая игрушка ребенку уже не требуется.

Тем не менее бывают случаи, когда ребенку может временно вновь понадобиться его любимец. Если серьезно заболел кто-то из близких, пришлось поменять место жительства или в семье появился еще один ребенок, малыш может вспомнить о своем прежнем «утешителе». В этот момент важно уважать его потребность. Когда ребенок справится с новой ситуацией, игрушка ему больше не понадобится.

Как помочь ребенку расстаться с любимой игрушкой

Не следует настаивать на отказе ребенка от игрушки, но можно помочь ему обходиться без нее.

1. Не лишайте малыша любимой игрушки внезапно и резко, думая, что так он быстрее о ней забудет. Поддержите ребенка, успокойте, скажите, что он сам принимает решение. Чем больше понимания и сочувствия ребенок будет получать с вашей стороны, тем быстрее он откажется от привычки повсюду носить с собой свою игрушку.

2. Позвольте ребенку прибегать к помощи игрушки-утешителя во время важных изменений в жизни: поступления в детский сад или перехода из одной группы в другую. Вы можете попросить воспитательницу понаблюдать, в какие моменты малыш требует игрушку, чтобы узнать, что его беспокоит больше всего. С 3–4-летним малышом можно договориться о некоторых правилах, например, о том, что он может взять игрушку в кроватку или в машину, но не в продуктовый магазин.

3. Обустройте дома специальное место для любимой игрушки. Ребенок сможет оставлять ее там, пока ест или играет. Постепенно он все реже будет обращаться к ней за утешением.

4. Если ваш ребенок оставил игрушку дома, лучше не возвращаться за ней. Объясните малышу, что раз он забыл о ней, значит, она ему уже не так сильно нужна. Успокойте его, сказав, что игрушка будет ждать его дома и он обязательно найдет ее там, где оставил. Если ребенок младше 2 лет и он испытывает сильное беспокойство без своей любимой игрушки, тогда лучше все-таки за ней вернуться.

5. Для воспитания самостоятельности вы можете попросить малыша, чтобы о своей игрушке он заботился сам. Вы заботитесь обо всем, что касается прогулок и занятий, а его обязанность — помнить о своем любимце. Записка-напоминание у двери — например, с изображением любимой игрушки — может ему в этом помочь.

Принято считать, что в куклы должны играть исключительно девочки. Мальчика же нужно воспитывать мужественным, без всяких кукол, колясок и тому подобной «ерунды». Но специалисты придерживаются другого мнения. О том, почему каждому ребенку раннего возраста — независимо от пола — необходимо играть и «наиграться» в куклы, какой должна быть первая кукла и как правильно с ней знакомить, рассказывают в своей книге заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.

«Кукла для всех детей раннего возраста — не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в „дочки-матери“. Кукла — это образ самого ребенка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней», — полагают авторы книги «Я играю в куклы» (Карапуз, 2012). Свою точку зрения они подкрепляют научными фактами и советуют родителям не пренебрегать всем известными игрушками, в которые играли дети в прошлом: матрешкой, неваляшкой и куклой. В первой из нашей серии статей о важности игры в куклы мы расскажем о неваляшке.

Первая важнейшая игрушка: милашка-неваляшка

Ребенка раннего возраста привлекают совсем простые игрушки — погремушка, мобиль, пирамидка, неваляшка. Неваляшка для малыша до года — предтеча настоящей куклы. В ней удачно объединились дидактические достоинства (эффект «ваньки-встаньки») и потенциальные возможности для формирования слухового и зрительного восприятия совсем маленького человека.

Именно в первое полугодие жизни наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации.

В результате каждодневного зрительного опыта улучшаются функции (светоощущение, цветоощущение, острота, контрастная чувствительность, поле), которые и лежат в основе всего зрительного восприятия. Ученые рассматривают этот возрастной период как критический для процесса формирования физиологии зрительной системы. А важность зрения и слуха для дальнейшего развития ребенка переоценить трудно.

Рассмотрим же неваляшку с позиции оптимального объекта для внешней стимуляции глаз. Что конкретно привлекает внимание малыша и максимально обогащает его сенсорный опыт?

  • Размер (20–45 см, минимальная деталь 4–5 см): удобен для презентации и примерно соответствует размеру материнского лица. Необходимо знать, что младенец различает только объекты, находящиеся в непосредственной близости от него (20–25 см). Изображения всех предметов, находящихся на другом расстоянии (удаленном или, наоборот, более близком) ребенок еще не способен ясно увидеть, поскольку они проецируются на сетчатку нерезкими, как бывает у сильно близорукого взрослого человека. Кроме того, даже минимальный размер деталей (ручки неваляшки) не дает возможности попробовать их «на зуб».
  • Форма: важна не сама форма, а то, что она волнообразная (несколько шаров). Ученые ограничены в выборе методов изучения восприятия новорожденных и младенцев, в том числе и восприятия формы. Поэтому в исследованиях используется в основном метод предпочтений. Ребенку предъявляют предмет или игрушку, и чем длительнее фиксация взгляда на этой игрушке, тем она интереснее младенцу. В первые месяцы живой отклик наблюдается на три визуальных момента: угол, волну и решетку. Психофизиологи считают, что форму как таковую ребенок начинает различать только к 4–5 месяцам.
  • Расцветка: яркие, чистые цвета ее «одежки» немногочисленны — классическое двуцветие: красно-белая или сине-белая. Контрастность резкая. Сочетание любого цвета с белым идеально для создания подчеркнутой границы между светлым и темным. Уже с трехмесячного возраста цветовое восприятие младенцев практически не отличается от восприятия взрослых.
  • Утрированное крупное приветливое лицо с большими глазами — совершенно особый эмоциональный стимул, который удлиняет зрительное сосредоточение младенца на игрушке. Мы еще обсудим этот феномен подробнее.
  • Приятное, мелодичное звучание неваляшки развивает слух малыша и опять же удлиняет время сосредоточения на объекте. И дотянуться до нее рукой — позвенеть — хочется, и ногой попинать.

Подведем итоги: неваляшка максимально соответствует сенсорным потребностям первых 6 месяцев.

Развивающие игры с неваляшкой

Для детей от 3 до 6 месяцев

Игры с показом куклы и ее называнием (Ляля) можно организовывать уже с 3 месяцев жизни малыша. Вначале кроха учится ненадолго останавливать взгляд на кукле, потом прослеживать за ней вправо-влево, вверх-вниз. Для игры такого рода с трехмесячным малышом используйте неваляшку. Именно эта яркая, звучащая, довольно крупная игрушка с открытым, утрированным лицом скорее привлечет к себе внимание ребенка.

Знакомство

Для игры вам понадобится яркая неваляшка средних размеров. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка спинкой у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Между собой и малышом поставьте игрушку. Привлеките внимание ребенка к ней: покачивайте, потряхивайте ее так, чтобы неваляшка начала издавать характерный для нее звук. Погладьте ручки крохи и положите их на неваляшку, дайте малышу возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произнесите: «Это Ляля. Красивая Ляля. Ляля поет, танцует».

Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу. Каждый раз, когда малыш сосредоточится и сумеет проследить за тем или иным движением, передвигайте игрушку по-другому, изменяя направление движений.

Ляля танцует

Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куклой, попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к детке так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»

Посмотри, кто там!

Положите ребенка на животик на пеленальный столик или диван так, чтобы его головка была за краем столика или дивана. При необходимости другой взрослый страхует кроху таким образом, чтобы малыш не заваливался набок или не упал.

Возьмите в руки неваляшку и аккуратно поднимайте ее снизу вверх перед лицом крохи, плавно покачивая ее, издавая тем самым мелодичный звук. При появлении неваляшки в поле зрения малыша произносите: «Ку-ку, вот куколка Ляля. Ля-ля-ля!» Затем опустите неваляшку вниз, чтобы ребенок ее не видел, и с растерянностью в голосе произнесите: «А где же Ляля?» Опять плавно поднимайте куклу вверх, чтобы она вновь оказалась перед лицом крохи, и произнесите радостно: «Вот она, Ляля! Вот наша Ляля!» Перемещайте неваляшку вправо, влево, покачивайте, вызывая звук, добиваясь поворота головы малыша в сторону яркой звучащей игрушки.

Дотронься ножкой

Во время активного бодрствования малыша, лежащего на спине в кровати, на диване или в коляске, поставьте неваляшку в ноги ребенку. Задевая куклу ножками, он будет извлекать тем самым характерный мелодичный звук.

В этот момент вы произносите: «Ой, кто это?» После того как ребенок несколько раз «наткнется» ножками на куклу, поднимите неваляшку над его грудью и, покачивая ее, скажите: «Да ведь это наша куколка Ляля! Молодец, ты ее нашел!»

Для детей с 6 до 9 месяцев

В 6–9 месяцев возможности малыша увеличиваются. Развиваются и совершенствуются его двигательные навыки: он уже свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими. Ребенок в этом возрасте — активный исследователь, испытатель всего нового и неизведанного. Поэтому на данном этапе развития важно демонстрировать малышу как можно больше неизученных предметов и игрушек, а также способы взаимодействия и игры с ними.

В 6–9 месяцев важно научить малыша находить стоящую на постоянном месте куклу (неваляшку), которую вы ему неоднократно показывали. После усвоения этого навыка кроха начнет искать куклу, спрятанную на его глазах в коробку, под платок или пеленку.

Этот психологический феномен принято называть началом развития понимания речи.

Где Ляля?

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Игрушка всегда должна находиться на одном и том же месте и быть хорошо видна крохе.

Поднесите ребенка к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Это кукла Ляля! У Ляли есть глазки, носик, ротик. А вот у Ляли ручки и ножки. Вот какая у нас Ляля!» Спросите кроху: «Где наша Ляля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и потяните ее к игрушке, сказав: «Вот наша Ляля!»

Посадите или положите ребенка в манеж или кроватку и теперь игрушку поднесите к нему, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры верните куклу на ее постоянное место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где наша Ляля?»

Куклы веселятся

Возьмите уже знакомую малышу неваляшку и куклу Лялю. Покажите, как куклы играют: пляшут, топают, кружатся и падают. Во время танца кукол можете напевать какую-нибудь песенку или мелодию.

Дайте куклу малышу и поиграйте еще раз вместе. Спросите: «Как Ляля пляшет? Вот так! Ля-ля-ля!» В это время вы можете выполнять действие своей куклой за ребенка. Уроните куклу и огорченно скажите: «Ой, Ляля упала! Вот так! Бах!» Пожалейте куклу на глазах у малыша, покачайте ее, погладьте.

Таким образом вы будете побуждать кроху к подражанию.

Найдем Лялю

Возьмите платок или пеленку. На глазах ребенка спрячьте куклу под платок и спрашивайте: «Где кукла Ляля? Найди куклу!» Потом сдерните платок с куклы и радостно произнесите: «Вот же наша куколка Ляля!» Повторите те же самые действия, но не торопитесь убирать платок. Дождитесь, когда инициатива поиска куклы будет исходить от малыша. Если вы увидите, что ребенок внимательно наблюдает за вашими манипуляциями с куклой и платком, но самостоятельно не пытается искать куклу так, как это делали вы, не расстраивайтесь. Он обязательно научится это делать, видя ваш интерес к этой игре и ваши положительные эмоции.

Повторите игру несколько раз, и малыш через некоторое время обязательно станет подражать вашим действиям.

Где вы, глазки, где ты, носик?

Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребенку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

После этого посадите куклу перед малышом. Показывайте ему части лица, но теперь уже на кукле, читая тот же стишок.

Где у Ляли ручки, где у Ляли ножки?

Если вы уверены, что ваш малыш знает части своего тела, то есть может показать свои ручки и ножки, попросите показать руки, ноги, но не на себе, а на кукле. Свои вопросы можете задавать, напевая:

Где же, где же, где у Ляли ручки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ручки!

Последней фразой вы либо сопровождаете правильные действия малыша, либо сами показываете у куклы руки, можно — ручками ребенка. Далее продолжайте:

Где же, где же, где у Ляли ножки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ножки!

Для детей с 9 до 12 месяцев

В 9–12 месяцев у малыша интенсивно развивается понимание речи. Он может находить по просьбе взрослого одну игрушку среди двух-трех знакомых. Одной из самых интересных игр с куклами для детей этого возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить и т. д.


Кукла в коробке

Вам понадобится коробка со знакомыми малышу игрушками, среди которых и любимая. Положите в коробку новую куклу, которая будет отличаться от старой, уже изученной. Попросите ребенка найти ее в коробке. Когда малыш найдет знакомую куклу, порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши. Но потом с удивлением заметьте: «Ой, да ведь там есть еще одна кукла! Поищи ее! Найди подружку для своей Ляли». Если кроха сам, без вашей помощи или подсказки найдет новую куклу, обязательно похвалите его, обнимите, поцелуйте. Изобразите, как кукла радуется, что теперь у нее появился друг. В том случае, если ребенок не смог найти и показать вам новую куклу среди нескольких знакомых игрушек, не расстраивайтесь. Достаньте куклу из коробки и познакомьтесь с малышом от ее имени.

Топ-топ

Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идет,

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

При последних словах уроните куклу, пожалейте ее. Затем продолжайте водить куклу:

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Вот какая куколка!

Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть.

Когда малыш научится действовать с одной куклой, научите его переносить эти же действия на других кукол, а потом и на другие игрушки, например, на мишку, зайку, собачку и т. д.

Уложили куклу спать

Сядьте вместе с малышом на пол. Вам будут нужны расческа и куклы (или другие сюжетные игрушки, после того как вы освоите данную игру с одной куклой). Укачивайте куклу, напевая песенку:

Уложила куклу спать,

Стала песню напевать,

Глазки, кукла, закрывай.

Попросите малыша покачать куклу, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите куклу, приговаривая:

Вот проснулась кукла-крошка,

Причешу ее немножко.

Тихо, тихо, не шали

И тихонечко сиди.

Попросите малыша повторить эти действия.

Самое главное в таких играх — не скупиться на эмоции. Не стесняйтесь того, что вам приходится разговаривать или напевать за куклу тоненьким голоском, плакать и смеяться, причмокивая, пить чай. Помните, что такие игры не только занимательны и интересны для ребенка, но и очень полезны.

Моей дочери 3,5 года. Пошла в детский сад она после 3 лет, с первого дня стала брать туда игрушку, к которой привязалась так, что стала ходить с ней везде - и дома, и гулять, и в гости. Не выпускает ее из рук всегда. Если где-то ее теряет, начинается истерика. Воспитатели уже не довольны этой зависимостью, говорят - убирайте игрушку, а дочь без нее не может. Она по натуре очень боязливая, игрушками в садике не играет, с детьми там тоже не играет, ходит со своей кошкой, да рисует. Что же нам делать с этой игрушкой, не хочется дополнительного стресса для ребенка, но и мне уже истерики из-за нее порядком надоели.

Получено 4 совета от психологов

Шендерова Елена Сергеевна


Шендерова Елена Сергеевна

Здравствуйте, Марина! Вам стоит очно обратиться к психологу - исследовать эмоциональную сферу ребёнка - сейчас её поведение говорит о повышенном уровне тревожности, что она не комфортно чувствует себя среди сверстников, стремится защитить себя, уйти от контактов. С ней нужно проработать её чувства, помочь осознать её страхи, поработать со страхами, помочь адаптироваться в общении. Психолог поможет и Вам освоить приемы, которые и Вы сможете применять в игре с дочкой - например, прорисовывать сиутации общения, показывать её в рисунках разные варианты построения отношений; сможете поработать и с её страхами -также прорисовывать их. Можете посмотреть с дочкой книгу "что делать, если. " - там есть раздел про страхи и про то, что с ними можно делать. Как прорисовать, сделать их безопасными для ребёнка. Также важно, чтобы Вы со своей стороны поощряли её самостоятельность, мотивировали на деятельность, чтобы она обретала уверенность в себе, своих силах. Если начать с ней работать, то симптомы в поведении уйдут.

Если решитесь - можете обращаться (я работаю с детьми и смогу Вам объяснить конкретные техники, которые помогут Вам с ней также прорабатывать её чувства) - по скайпу или на почут - буду рада Вам помочь!

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Алёхина Елена Васильевна


Алёхина Елена Васильевна

Если Ваша дочь по натуре "боязливая", без сомнения, акцент в ее воспитании нужно делать на развитие у нее смелости, вопрос лишь в том, как это делать.

1. Начните с того, чтобы безуслоно признавать право ребенка бояться. Не стыдить, не укорять, не насмехаться над ее чувствами. Относиться к ним с уважением. Не раздражаться проявлением ее чувств.

Ваше отношение является для дочки главной опорой. И эта опора должна быть надежной, а надежность это полное принятие чувств ребенка. Если она боится, значит на то есть основание.

2. На этой базе можно браться за то, чтобы учить ребенка смелости.

2.1. Для этого очень хорошим средством является рассказывание сказок про маленьких существ (зайчиков, мышек и т.д), или деток, которые всего (чего-то) боялись, а потом набрались храбрости и совершили какой-то значимый смелый поступок. Вам нужно специально отбирать сказки, книжки, мультики подходящие.

2.3. Если почувствуете, что какой-то мультик, книжка, герой ее затронул. Особенно понравился, чаще их показывайте, рассказывайте. Вы можете приводить его в пример, в трудной для ее ситуации. Говорить: "А помнишь, как тот мышонок боялся, а потом перестал? Вот давай и мы с тобой сейчас будем смелыми как мышонок. Т.е Вы ее поощряете к смелым поступкам.

При этом важно ставить ребенку задачи выполнимые! Потому что успех будет прибавлять ей силы и смелости. Обязательно ее хвалите. Говорите, какая она молодец, как смело себя вела.

Если же она снова испугалась. Не делайте на этом акцента. Просто для себя отметьте, что вот эта задача на смелость ей пока не по плечу. Отложите ее на будущее.

3. В свете всего сказанного выше попробуйте оценить ситуацию с игрушкой.

Очевидно, что эта кошка сейчас для нее выполняет очень важную функцию опоры и поэтому "убирать" ее можно тоже очень бережно, мягко, и маленькими шажками. Адаптация в группе детского сада такого ребенка требует особого внимания воспитателя.

1) Договориться с воспитателями, что будете убирать игрушку постепенно. Сказать, что консультировались с психологами и Вам сказали, что резко делать - будет травматичено для ребенка.

2) Теперь о том, как "убирать" игрушку. Во-первых, надо понять, какое место занимает она в жизни ребенка. Какая история связывает ее с кошкой. Вам необходимо присоединиться к этой истории (сказке) чтобы для того, чтобы "убирание кошки не было для ребенком насилием. Вам необходимо общаться с кошкой также как она с ней общается. Здороваться, разговаривать с кошкой. Побуждайте дочку разговаривать с Вам от имени кошки.

Следующим шагом Вы можете поменяться ролями и уже сама говорить от имени кошки. Не спешите и дайте время дочке и себе вжиться в эту игру.

Вот с этого места вы можете начинать от имени кошки просить отпустить ее по гулять (или на кошачье собрание. или . ). Важно, чтобы "уход кошки" даже на время был понятен дочке и принимался ею, как уважительная причина, по которой она будет готова расстаться на время с кошкой, и Вам предстоит ее придумать. Вначале делайте это дома. А дальше поговорите с дочкой о том, что, когда она в детском саду, кошка будет ждать ее в шкафчике. Потому что кошка, например, устает от шумного общества деток. Ей больше нравится поспать в теплом темном шкафчике. Если Вы скажете кошачьим голосом, от имени кошки для дочке это прозвучит более убедительно, чем, если Вы будете от своего лица убеждать ее не брать с собой в группу игрушку.

Марина, я набросала Вам только общую идею. Она состоит в том, чтобы вместо того, чтобы игрушку отбирать, в игровой форме вывести ее из ситуации, использовав ситуацию по максимум для укрепления Вашего собственного взаимопонимания с дочкой и обучения ее смелости.

Всего доброго. Если будут вопросы, пожалуйста, можете обратиться на скайп- консультацию.

Читайте также: