Что развивает игрушка матрешка

Обновлено: 17.05.2024

Принято считать, что в куклы должны играть исключительно девочки. Мальчика же нужно воспитывать мужественным, без всяких кукол, колясок и тому подобной «ерунды». Но специалисты придерживаются другого мнения. О том, почему каждому ребенку раннего возраста — независимо от пола — необходимо играть и «наиграться» в куклы, какой должна быть первая кукла и как правильно с ней знакомить, рассказывают в своей книге заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.

«Кукла для всех детей раннего возраста — не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в „дочки-матери“. Кукла — это образ самого ребенка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней», — полагают авторы книги «Я играю в куклы» (Карапуз, 2012). Свою точку зрения они подкрепляют научными фактами и советуют родителям не пренебрегать всем известными игрушками, в которые играли дети в прошлом: матрешкой, неваляшкой и куклой. В первой из нашей серии статей о важности игры в куклы мы расскажем о неваляшке.

Первая важнейшая игрушка: милашка-неваляшка

Ребенка раннего возраста привлекают совсем простые игрушки — погремушка, мобиль, пирамидка, неваляшка. Неваляшка для малыша до года — предтеча настоящей куклы. В ней удачно объединились дидактические достоинства (эффект «ваньки-встаньки») и потенциальные возможности для формирования слухового и зрительного восприятия совсем маленького человека.

Именно в первое полугодие жизни наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации.

В результате каждодневного зрительного опыта улучшаются функции (светоощущение, цветоощущение, острота, контрастная чувствительность, поле), которые и лежат в основе всего зрительного восприятия. Ученые рассматривают этот возрастной период как критический для процесса формирования физиологии зрительной системы. А важность зрения и слуха для дальнейшего развития ребенка переоценить трудно.

Рассмотрим же неваляшку с позиции оптимального объекта для внешней стимуляции глаз. Что конкретно привлекает внимание малыша и максимально обогащает его сенсорный опыт?

  • Размер (20–45 см, минимальная деталь 4–5 см): удобен для презентации и примерно соответствует размеру материнского лица. Необходимо знать, что младенец различает только объекты, находящиеся в непосредственной близости от него (20–25 см). Изображения всех предметов, находящихся на другом расстоянии (удаленном или, наоборот, более близком) ребенок еще не способен ясно увидеть, поскольку они проецируются на сетчатку нерезкими, как бывает у сильно близорукого взрослого человека. Кроме того, даже минимальный размер деталей (ручки неваляшки) не дает возможности попробовать их «на зуб».
  • Форма: важна не сама форма, а то, что она волнообразная (несколько шаров). Ученые ограничены в выборе методов изучения восприятия новорожденных и младенцев, в том числе и восприятия формы. Поэтому в исследованиях используется в основном метод предпочтений. Ребенку предъявляют предмет или игрушку, и чем длительнее фиксация взгляда на этой игрушке, тем она интереснее младенцу. В первые месяцы живой отклик наблюдается на три визуальных момента: угол, волну и решетку. Психофизиологи считают, что форму как таковую ребенок начинает различать только к 4–5 месяцам.
  • Расцветка: яркие, чистые цвета ее «одежки» немногочисленны — классическое двуцветие: красно-белая или сине-белая. Контрастность резкая. Сочетание любого цвета с белым идеально для создания подчеркнутой границы между светлым и темным. Уже с трехмесячного возраста цветовое восприятие младенцев практически не отличается от восприятия взрослых.
  • Утрированное крупное приветливое лицо с большими глазами — совершенно особый эмоциональный стимул, который удлиняет зрительное сосредоточение младенца на игрушке. Мы еще обсудим этот феномен подробнее.
  • Приятное, мелодичное звучание неваляшки развивает слух малыша и опять же удлиняет время сосредоточения на объекте. И дотянуться до нее рукой — позвенеть — хочется, и ногой попинать.

Подведем итоги: неваляшка максимально соответствует сенсорным потребностям первых 6 месяцев.

Развивающие игры с неваляшкой

Для детей от 3 до 6 месяцев

Игры с показом куклы и ее называнием (Ляля) можно организовывать уже с 3 месяцев жизни малыша. Вначале кроха учится ненадолго останавливать взгляд на кукле, потом прослеживать за ней вправо-влево, вверх-вниз. Для игры такого рода с трехмесячным малышом используйте неваляшку. Именно эта яркая, звучащая, довольно крупная игрушка с открытым, утрированным лицом скорее привлечет к себе внимание ребенка.

Знакомство

Для игры вам понадобится яркая неваляшка средних размеров. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка спинкой у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Между собой и малышом поставьте игрушку. Привлеките внимание ребенка к ней: покачивайте, потряхивайте ее так, чтобы неваляшка начала издавать характерный для нее звук. Погладьте ручки крохи и положите их на неваляшку, дайте малышу возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произнесите: «Это Ляля. Красивая Ляля. Ляля поет, танцует».

Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу. Каждый раз, когда малыш сосредоточится и сумеет проследить за тем или иным движением, передвигайте игрушку по-другому, изменяя направление движений.

Ляля танцует

Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куклой, попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к детке так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»

Посмотри, кто там!

Положите ребенка на животик на пеленальный столик или диван так, чтобы его головка была за краем столика или дивана. При необходимости другой взрослый страхует кроху таким образом, чтобы малыш не заваливался набок или не упал.

Возьмите в руки неваляшку и аккуратно поднимайте ее снизу вверх перед лицом крохи, плавно покачивая ее, издавая тем самым мелодичный звук. При появлении неваляшки в поле зрения малыша произносите: «Ку-ку, вот куколка Ляля. Ля-ля-ля!» Затем опустите неваляшку вниз, чтобы ребенок ее не видел, и с растерянностью в голосе произнесите: «А где же Ляля?» Опять плавно поднимайте куклу вверх, чтобы она вновь оказалась перед лицом крохи, и произнесите радостно: «Вот она, Ляля! Вот наша Ляля!» Перемещайте неваляшку вправо, влево, покачивайте, вызывая звук, добиваясь поворота головы малыша в сторону яркой звучащей игрушки.

Дотронься ножкой

Во время активного бодрствования малыша, лежащего на спине в кровати, на диване или в коляске, поставьте неваляшку в ноги ребенку. Задевая куклу ножками, он будет извлекать тем самым характерный мелодичный звук.

В этот момент вы произносите: «Ой, кто это?» После того как ребенок несколько раз «наткнется» ножками на куклу, поднимите неваляшку над его грудью и, покачивая ее, скажите: «Да ведь это наша куколка Ляля! Молодец, ты ее нашел!»

Для детей с 6 до 9 месяцев

В 6–9 месяцев возможности малыша увеличиваются. Развиваются и совершенствуются его двигательные навыки: он уже свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими. Ребенок в этом возрасте — активный исследователь, испытатель всего нового и неизведанного. Поэтому на данном этапе развития важно демонстрировать малышу как можно больше неизученных предметов и игрушек, а также способы взаимодействия и игры с ними.

В 6–9 месяцев важно научить малыша находить стоящую на постоянном месте куклу (неваляшку), которую вы ему неоднократно показывали. После усвоения этого навыка кроха начнет искать куклу, спрятанную на его глазах в коробку, под платок или пеленку.

Этот психологический феномен принято называть началом развития понимания речи.

Где Ляля?

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Игрушка всегда должна находиться на одном и том же месте и быть хорошо видна крохе.

Поднесите ребенка к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Это кукла Ляля! У Ляли есть глазки, носик, ротик. А вот у Ляли ручки и ножки. Вот какая у нас Ляля!» Спросите кроху: «Где наша Ляля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и потяните ее к игрушке, сказав: «Вот наша Ляля!»

Посадите или положите ребенка в манеж или кроватку и теперь игрушку поднесите к нему, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры верните куклу на ее постоянное место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где наша Ляля?»

Куклы веселятся

Возьмите уже знакомую малышу неваляшку и куклу Лялю. Покажите, как куклы играют: пляшут, топают, кружатся и падают. Во время танца кукол можете напевать какую-нибудь песенку или мелодию.

Дайте куклу малышу и поиграйте еще раз вместе. Спросите: «Как Ляля пляшет? Вот так! Ля-ля-ля!» В это время вы можете выполнять действие своей куклой за ребенка. Уроните куклу и огорченно скажите: «Ой, Ляля упала! Вот так! Бах!» Пожалейте куклу на глазах у малыша, покачайте ее, погладьте.

Таким образом вы будете побуждать кроху к подражанию.

Найдем Лялю

Возьмите платок или пеленку. На глазах ребенка спрячьте куклу под платок и спрашивайте: «Где кукла Ляля? Найди куклу!» Потом сдерните платок с куклы и радостно произнесите: «Вот же наша куколка Ляля!» Повторите те же самые действия, но не торопитесь убирать платок. Дождитесь, когда инициатива поиска куклы будет исходить от малыша. Если вы увидите, что ребенок внимательно наблюдает за вашими манипуляциями с куклой и платком, но самостоятельно не пытается искать куклу так, как это делали вы, не расстраивайтесь. Он обязательно научится это делать, видя ваш интерес к этой игре и ваши положительные эмоции.

Повторите игру несколько раз, и малыш через некоторое время обязательно станет подражать вашим действиям.

Где вы, глазки, где ты, носик?

Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребенку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

После этого посадите куклу перед малышом. Показывайте ему части лица, но теперь уже на кукле, читая тот же стишок.

Где у Ляли ручки, где у Ляли ножки?

Если вы уверены, что ваш малыш знает части своего тела, то есть может показать свои ручки и ножки, попросите показать руки, ноги, но не на себе, а на кукле. Свои вопросы можете задавать, напевая:

Где же, где же, где у Ляли ручки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ручки!

Последней фразой вы либо сопровождаете правильные действия малыша, либо сами показываете у куклы руки, можно — ручками ребенка. Далее продолжайте:

Где же, где же, где у Ляли ножки?

Вот они, вот они, вот у Ляли ножки!

Для детей с 9 до 12 месяцев

В 9–12 месяцев у малыша интенсивно развивается понимание речи. Он может находить по просьбе взрослого одну игрушку среди двух-трех знакомых. Одной из самых интересных игр с куклами для детей этого возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить и т. д.


Кукла в коробке

Вам понадобится коробка со знакомыми малышу игрушками, среди которых и любимая. Положите в коробку новую куклу, которая будет отличаться от старой, уже изученной. Попросите ребенка найти ее в коробке. Когда малыш найдет знакомую куклу, порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши. Но потом с удивлением заметьте: «Ой, да ведь там есть еще одна кукла! Поищи ее! Найди подружку для своей Ляли». Если кроха сам, без вашей помощи или подсказки найдет новую куклу, обязательно похвалите его, обнимите, поцелуйте. Изобразите, как кукла радуется, что теперь у нее появился друг. В том случае, если ребенок не смог найти и показать вам новую куклу среди нескольких знакомых игрушек, не расстраивайтесь. Достаньте куклу из коробки и познакомьтесь с малышом от ее имени.

Топ-топ

Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идет,

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

При последних словах уроните куклу, пожалейте ее. Затем продолжайте водить куклу:

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Вот какая куколка!

Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть.

Когда малыш научится действовать с одной куклой, научите его переносить эти же действия на других кукол, а потом и на другие игрушки, например, на мишку, зайку, собачку и т. д.

Уложили куклу спать

Сядьте вместе с малышом на пол. Вам будут нужны расческа и куклы (или другие сюжетные игрушки, после того как вы освоите данную игру с одной куклой). Укачивайте куклу, напевая песенку:

Уложила куклу спать,

Стала песню напевать,

Глазки, кукла, закрывай.

Попросите малыша покачать куклу, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите куклу, приговаривая:

Вот проснулась кукла-крошка,

Причешу ее немножко.

Тихо, тихо, не шали

И тихонечко сиди.

Попросите малыша повторить эти действия.

Самое главное в таких играх — не скупиться на эмоции. Не стесняйтесь того, что вам приходится разговаривать или напевать за куклу тоненьким голоском, плакать и смеяться, причмокивая, пить чай. Помните, что такие игры не только занимательны и интересны для ребенка, но и очень полезны.

Аннотация: в данной статье раскрывается понятие и сущность сенсорного развития детей, виды сенсорных эталонов, описывается значение матрешки в развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное развитие детей, сенсорный эталон, матрешка, дидактическая игра, восприятие.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного развития у детей занимала одно из центральных мест.

Сенсорное развитие ребенка (от лат. sensus – чувство, ощущение) - развитие у ребенка восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, объектах и различных явлениях окружающего мира.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. [3]

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. [4]

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. [3]

Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя остановиться на понятии «сенсорный эталон». Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. [4] Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [1]

Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Для проведения дидактических игр и упражнений с целью сенсорного развития у детей дошкольного возраста используют дидактические игрушки. [3]Одной из таких игрушек является матрешка, имея конструктивные особенности, т. е. сама конструкция подсказывает ребенку способ действия с ней. К этому классу игрушек относятся также : пирамидки, мисочки-вкладыши, стаканчики-вкладыши, яйца-вкладыши и т. п. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Яркая очеловеченная внешность матрешки, сюрпризный момент – все это привлекает внимание детей и поддерживает интерес к ней. Раскрыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, дети будут удивлены этой замечательной развивающей детской игрушкой. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно дать ее ребенку в руки. Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша играть с ней. [2]

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же способствуют координации руки и глаза, развивают зрительное восприятие, осязание и мышление.

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка как дидактическая игрушка способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать - собрать, учатся делать действия в определенной последовательности. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность. Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. – 2006. - №12.

4. Янушко, Е. А. / Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) : Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Развивающая игрушка из фетра для детей дошкольного возраста

Развивающая игрушка из фетра для детей дошкольного возраста Игрушки из фетра — настоящее спасение для творческих родителей и педагогов, которые не хотят тратить средства на детские изделия из пластика.

Русская матрешка, известная во всем мире и является популярным сувениром с русским характером. Её изготавливают и расписывают вручную, поэтому цена довольно высока. Из-за её дороговизны, некоторые проходят мимо прилавков с этими куклами. Но на этом мастер-классе я покажу, как обычной эмалевой краской из недорогой фанерной заготовки может получиться отличная развивающая игрушка.

Матрёшку можно расписать разными видами росписи: дымковской, хохлома, и даже на мотив русских народных сказок, я же свою матрёшку буду расписывать народной росписью – гжель.

Последовательность выполнения.

Берём заготовку матрёшки, вырезанную из фанеры, и наносим на неё пропитывающее средство, которое образует на деревянной поверхности специальную плёнку, которая не позволяет фанере впитывать краску.

После высыхания пропитывающего средства, прокрашиваем фигуру матрёшки эмалевой краской белого цвета, придав ей основной тон. Вообще, матрёшки можно расписывать чем угодно и акварелью, и темперой, и гуашью, и карандашами, в общем - всем, что найдёте. Тут я не советчик, кому, чем удобнее.

Наносим на окрашенную заготовку условный карандашный набросок, который соответствует основному гжельскому орнаменту – это природная тематика: цветочки, листочки и другое.

Основной орнамент задан, приступаем к покраске деталей. На фоновом белом цвете прорисовываем краской крупные и мелкие детали в традиционно гжельской синей гамме, плавно и равномерно переходя от светлого центра рисунка до тёмного края. Такая комбинация достигается благодаря смешению двух цветов: белого и синего, такая комбинация становится уникальной и неповторимой.

Далее прорисовываем мелкие детали тонкой кистью. Просушиваем и рисуем лицо, покрываем готовое изделие бесцветным лаком и обязательно радуемся результату.

Где использовать готовую матрёшку.

Плоскостную матрёшку при всей её простоте я широко использую в своей работе как наглядный материал при знакомстве с русским народным творчеством, пополнения мини – музея народного промысла, для оформления центра патриотического воспитания, оформления центра по изобразительному искусству.

Польза развивающей игрушки «матрёшка»

Деревянная плоскостная матрешка при всей её простоте является самой удачной в развитии ребенка, экологически чистой и интересной игрушкой. С её помощью решаются следующие задачи:

- развивается математическое и логическое мышление;

- расширяются представления о размере, высоте, последовательности;

-формируются представления о прямых и обратных действиях;

-формируются умения выполнять действия в определённой последовательности;

-расширяются представления о величине предмета (большая, маленькая.);

-развивается ручная умелость;

-развивается память и речь;

-развивается умение пользоваться прилагательными: «большая», «средняя», «маленькая»:

-развивается умение распределять предметы на группы в зависимости от их размера

Как играть с развивающей игрушкой «Матрёшка»

1. Расположить матрёшки в ряд от большей к меньшей

2. Расположить матрёшки в ряд от меньшей к большей

3. Найти в окружающей обстановке одну и много матрёшек

4. Заселить матрёшек каждую в свой домик, (нарисовать домик в соответствии с размером матрёшки)

5. Счёт до 3-х и обратно

6. Составить словосочетания, используя следующие предлоги: «на», «у», «под», «за», «по».

-Сидит на стульчике;

-Лежит под одеялом;

-Сидит за столом;

7. Определить какая матрёшка высокая, а какая низкая

8. Провести игру «Матрёшки танцуют»

Воспитатель раздаёт плоскостные матрёшки двух цветов: красные (хохлома) и синие (гжель). Предлагает детям поднять фигурки вверх и потанцевать с ними (покружиться) Затем по сигналу воспитателя необходимо поднимать вверх только красные фигурки или только синие.

Воспитатель: Какие матрёшки танцуют?

9. Поиграть в сюжетно – ролевую игру «Семья»

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть

Автор: Н. Горчакова

Надеюсь, мой опыт будет востребован.

Спасибо за внимание!

«Мягкая игрушка своими руками»

«Мягкая игрушка своими руками» Проект «Мягкая игрушки своими руками» реализуется в рамках образовательной области «Художественное творчество». Реализация проекта предполагает.

Народная игрушка своими руками из пластилина

Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Развивающая игрушка для детей своими руками «Большая черепаха»

Развивающая игрушка для детей своими руками «Большая черепаха» Игрушка – подушка «Большая черепаха» - самодельная интересная и яркая игрушка, в которую дети группы очень полюбили играть, появилась.

Игрушки своими руками

Игрушки своими руками Игрушки своими руками Современные родители знают, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является – игра. Действительно,.

Развивающая игрушка «Бильбоке — «Ловкие лягушки» своими руками из подручных материалов

Развивающая игрушка «Бильбоке — «Ловкие лягушки» своими руками из подручных материалов Изготовление данного пособия будет полезно и интересно для педагогов дошкольного, младшего школьного, дополнительного образования, родителей.

Развивающая игрушка «Бильбоке — «Мышонок» своими руками из подручных материалов

Развивающая игрушка «Бильбоке — «Мышонок» своими руками из подручных материалов Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов дошкольного образования, родителям дошкольников. Бильбоке - старинная игра.

Развивающая книжка своими руками

Развивающая книжка своими руками Дорогие коллеги! Продолжая тему"Развивая пальчики-развиваем речь", хочу представить вашему вниманию развивающую книжку, которую сшила мама.

Развивающая среда своими руками

Развивающая среда своими руками Здравствуйте дорогие гости нашей группы. Сегодня мы хотим вам показать, как можно организовать развивающее пространство в разновозрастной.

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активности с детьми проводилась работа:

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.

Создали в группе мини-музей.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста

Изготовили дидактические игры : «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».









Игры с элементами- экспериментирования:

Игры с тестом «Вылепили матрешку»,



Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,



Игры с крупой «Соберем матрешку».




Соберем для матрешки бусы



Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.



Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.

Проводили игры на развитие мелкой моторики : «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».




Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение, и заботу о ней провели:

С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».




Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»



Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».



На руку одели куколку - матрешку


Заплясали быстро детские ладошки


Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.


Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки


Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.


Физическое развитие

Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,

«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»




Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследование материалов для строительства дома (солома, кирпич, прутики) на основе сказки «Три поросенка» воспитатель Садилова Валентина.

Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.

Многим знакома ситуация, когда игрушек в доме полно, а ребенок ни во что не играет. Что же делать? Как заинтересовать его игрой? И нужно ли детям на самом деле такое огромное количество машинок, кубиков, конструкторов и пирамидок? Об одной из уникальных и универсальных игрушек для малыша расскажут заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.

О первой в жизни малыша кукле — неваляшке — мы написали в нашей предыдущей статье. Не менее важное место, с точки зрения пользы для развития маленького ребенка, принадлежит еще одной классической игрушке — матрешке.

Кукла со скрытым смыслом

Матрешка — универсальный развивающий материал для ребенка. Что именно она развивает?

  • Восприятие/мышление. C помощью матрешки достаточно просто научить детей выделять разные качества и величины: сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему.
  • Речь. Каждое свое действие надо проговаривать, «озвучивать», предметы и явления называть, факты констатировать и фиксировать: упала — «Бух!», засмеялась — «Ха-ха-ха!» и т. д. Это не только расширит объем понимаемой речи, но и обогатит активную речь ребенка.
  • Координацию руки и глаза. От хватательных движений в первые месяцы до ловкого манипулирования с раскрыванием/закрыванием, сборкой комплекта матрешек одну в другую в 1–2 года.
  • Эмоции. Матрешка несет в себе идею продолжения рода, материнства, семьи. Она как бы олицетворяет лучшие качества женщины — тепло, доброту, любовь. У нее приветливое, открытое, симпатичное личико.

Совсем маленький ребенок, внимание которого прежде всего привлекает человеческое лицо, смотрит в большие глаза игрушки, и они не разочаровывают его, они подтверждают: «Да, ты самый лучший, ты хороший, я тебя люблю и очень тебе рада». Это необычайно важно для эмоционального развития.

  • Художественный вкус. Матрешка — это не обезличенная штамповка, она впитала тепло рук людей, которые ее делали. Она всегда эксклюзивна, потому что каждый художник, используя одни и те же технику и схему росписи, непременно добавит что-то свое — в силу собственной индивидуальности.

Многие родители заблуждаются, думая, что малыша имеет смысл знакомить с этой игрушкой в 2–3 года. Это не так. И хотя основные ее достоинства вы, конечно, оцените к 1,5 годам, полезной она будет и младенцам, и годовалым малышам. Чтобы матрешка понравилась малышу и имела реально развивающий эффект, недостаточно только дать ее в руки крохе. Необходимо открыть ее замечательные свойства, то есть научить малыша играть с ней.

Какая нужна матрешка

Важно помнить, что в игре с матрешкой мы проходим (в соответствии с возрастом ребенка) как бы три этапа: мы на матрешку смотрим, мы ее хватаем и мы ее открываем/закрываем. В зависимости от этого есть особенности в подборе матрешки.

Для знакомства (уже около 2 месяцев) понадобится матрешка 15–20 см высотой, с 2–4 вкладышами (самая маленькая фигурка не менее 3–5 см). На этом этапе матрешка не должна самопроизвольно открываться (в момент знакомства это лишнее).

Для хватания (так мы играем с 3–4 месяцев) нужна матрешка, удобная для захвата детской ручкой, то есть не больше 3–5 см в диаметре.

Для открывания/закрывания (эти игры для годовалых детей и старше) матрешка должна легко открываться.

Чем ярче внешность куклы, тем больше она привлечет внимание ребенка. Красный платок с синим фартуком (чистых тонов), украшенный контрастными цветами, приветствуется. Лучше не отходить от классики. А классическими образцами считаются сергиево-посадские, полхов-майданские, семеновские матрешки. Желательно, чтобы все части одежды были обведены черным контуром: так малышу будет легче разобраться, где у матрешки платок, где фартучек.

Развивающие игры с матрешкой

С 3 месяцев до полугода

С 3–4 месяцев малыш может достаточное время фиксировать взгляд на привлекающем его предмете, пытается схватить его.

Теперь при помощи матрешки можно развивать двигательную координацию ребенка, когда малыш начинает постепенно приспосабливать движения руки к величине схватываемого предмета. Для этого рекомендуется использовать матрешки, диаметр которых составляет 3–5 см (он удобен для захвата).

Учимся хватать

Положите ребенка на живот и поставьте перед ним одну матрешку на расстоянии его вытянутой руки. Не торопитесь, позвольте рассмотреть игрушку. Понаблюдайте, что кроха будет делать. Скорее всего, схватит ее и потащит в рот, а потом выпустит из рук. Первое знакомство таким и должно быть. Вновь поставьте игрушку на прежнее место. Но если ребенок опять попытается «попробовать ее на вкус», мягким движением высвободите игрушку и верните «на исходную позицию», чтобы малыш еще раз схватил матрешку. Одну игрушку предлагают не более 2–3 раз. Так же поступают и с другой, меньшей по диаметру куклой. И с ней знакомят 2–3 раза.

Продолжаем разговор

Поставьте перед малышом большие и маленькие матрешки, пусть он берет их по собственному усмотрению в любом порядке. Захватывая по очереди больших и маленьких кукол, малыш тренирует руку, пальцы. Приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами. Округлая форма матрешек вынуждает малыша использовать и большой палец руки. Развитие моторики руки и использование ребенком большого пальца необходимо для формирования мышления и речи ребенка. Играйте не более 5 минут, ласково разговаривайте с крохой, не отвлекая его от действий с предметами. В конце игры похвалите малыша, погладьте по голове, возьмите на руки.

Разнообразим игру

Игра долгое время будет интересной, если ее разнообразить — матрешек сравнивать с игрушками другой геометрической формы, например, с разноцветными кубиками. При первом знакомстве с новым предметом следите, чтобы он лежал в ряду знакомых предметов посередине, потом можете класть его и справа, и слева.

Оставляйте промежутки между игрушками примерно в 5 см (при большем расстоянии малышу труднее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой). Это позволит ребенку активно обследовать игрушки руками.

Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки. Вначале малыш будет брать их довольно неуклюже, но постепенно начнет раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.

Важно учитывать общий принцип подбора: размер маленького предмета должен быть не меньше 3 см в диаметре, а разница между большими и маленькими предметами — 1,5–2 см.

Играйте три-четыре дня. После некоторого перерыва игра снова станет привлекательной для ребенка. Но если малышу она не интересна, не заставляйте его, предложите что-то другое. Попробуйте вернуться к ней позже.


От 6 месяцев до 1 года

На рубеже первого и второго полугодия в жизни ребенка происходит важное событие — малыш осваивает самостоятельное взаимодействие с предметами, то есть без участия взрослого может осуществить свое намерение — достать, потрогать, взять в руки заинтересовавшую его игрушку, помахать ею или постучать, попробовать на вкус, бросить.

В этом возрасте у ребенка бурно проявляется интерес к окружающему миру, все находящиеся поблизости предметы вызывают его любопытство, он стремится манипулировать ими. К 6 месяцам движение руки по направлению к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит ее, рассматривает, подносит ко рту.

С 7-го по 10-й месяц формируются действия другого характера — «соотносящиеся». В этом возрасте ребенок больше всего любит играть с коробочками, у которых открывается и закрывается крышечка, вкладывать маленький шарик в полый кубик. Малыш с удовольствием перемещает игрушки, энергично просовывает их между прутьями кроватки. А к 10 месяцам способен достать один интересный предмет с помощью другого. Тогда и начнется время активных игр с матрешками.

К 8–9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от ее свойств. Эти действия подсказываются самими предметами, являются результатом накопленного личного опыта ребенка и носят вначале случайный характер. Затем, под влиянием вашего специального направленного обучения, он начинает повторять то, что вы ему показываете. И, наконец, к 9 месяцам подражает взрослому. Но выполняет сначала знакомые действия, а затем и новые: закрывает крышку, вкладывает в коробку игрушку и т. д.

Ребенок уже реагирует на слова, закрепленные за определенными предметами. Так, если взрослый спрашивает: «Где Мотя (матрешка)?» — малыш ищет ее глазами. Потому что он уже играл в нее со взрослым и помнит, что игра была веселая и его много хвалили.

Важно показывать возможности взаимодействия с матрешкой последовательно — от простого к сложному. Не освоив простых игр, не играйте в более сложные, это может вызвать отказ от игры.

Когда ребенок начинает ползать

По мере взросления малыша меняется качество его бодрствования. Оно требует все большего разнообразия. И в этом случае матрешка станет поистине незаменимым даром как детям, так и заботливым взрослым. Ведь не только яркая внешность важна в этой игрушке. Матрешка — игрушка-сюрприз: откроешь ее, а там… еще куколка. Для крохи это настоящее чудо, которое вызывает эмоциональный подъем.

Используйте этот интерес с начала ползания малыша. Покажите ребенку, как открывается матрешка, что там у нее внутри. Поиграв так, расположите малыша на твердой поверхности. На расстоянии 40–50 см от него поставьте матрешку.

У любознательного карапуза много объектов интереса, и чтобы он полностью сконцентрировался на игрушке, встряхните ее, вкладыш издаст звук, который привлечет дополнительное внимание малыша. Позвольте ему дотянуться до деревянной куклы. Если ребенок самостоятельно не делает попыток подползти к игрушке, подтолкните его по направлению к кукле.

Рассматриваем матрешку

Возьмите матрешку, предложите малышу внимательно рассмотреть ее. Пока ребенок рассматривает игрушку, комментируйте: «Где у Моти глазки? Посмотри, какой платочек у Моти. А что Мотя держит в руках? Ой, это же петушок! Какая она красивая!»

Цель таких занятий — помочь формированию у ребенка ориентировочных реакций на игрушки, различающиеся своим внешним видом, а также продлить зрительное сосредоточение на игрушке.

Лучше меньше, да лучше

В первые полтора года можно ограничиться вполне скромным списком игрушек. Например, таким: погремушка, мяч, пирамидка, кубики, кукла, неваляшка, матрешка. Этого будет более чем достаточно. Вместо книжек — отдельные карточки. Все на своих местах. Поиграли — убрали!

А главное: умелая активность родителей, их грамотная психологическая подготовка — осознание целей воспитания и развития, понимание путей их достижения.

Если вы просто купите игрушку и отдадите ребенку — это может оказаться бесполезным. Без взрослого у маленького ребенка игры не будет. Так что играйте на здоровье!

Читайте также: