Что развивают интерактивные игрушки

Обновлено: 17.05.2024

Почти у каждого ребенка в 90-х был тамагочи – виртуальный питомец в карманном компьютерном модуле. А еще раньше у каждой девочки наверняка была большая кукла, говорящая при наклоне «Ма-ма!» и закрывающая глаза. И то и другое – самые что ни на есть интерактивные игрушки.

Современные куклы не только говорят слова. Они плачут, ходят на горшок и реагируют на настроение их владельцев. Появились интерактивные животные – не пиксельные изображения на маленьком экране, а вполне осязаемые, которых можно гладить или носить на руках. Плюшевые мишки учат малышей буквам и цифрам, а игрушечные телефоны и планшеты рассказывают об устройстве окружающего мира.

Но насколько безопасно такое общение и есть ли в этом какая-то польза? Ответить на эти вопросы мы попробуем вместе с нашим экспертом – детским психологом Анастасией Глебовой.

Развивают и обучают. Какая ещё польза от интерактивных игрушек?

Если смотреть правде в глаза, современные интерактивные игрушки созданы не только для детей, но и для родителей, поэтому плюсы правильнее будет разделить.

Польза для детей

В зависимости от групповой и возрастной принадлежности, интерактивные игрушки:

  • развивают мелкую моторику, могут способствовать запуску речи у неговорящих детей;
  • обучают – от развития цветовосприятия и расширения словарного запаса до обучения иностранным языкам и правилам движения;
  • развивают память и внимание;
  • развивают логическое мышление, формируют причинно-следственные связи;
  • выступают в роли своеобразных тренажеров – с ними можно научиться не только выполнять мелкие точные действия, но и ухаживать за питомцем, проявлять заботу и т. д.;
  • развивают самостоятельность;
  • восполняют дефицит внимания, снимают стресс, разгружают мозг ребенка, когда малыш устал и у него нет сил включаться в полноценную игру.

04.jpg

Польза для родителей

  • Отвлекают ребенка, когда мама не в ресурсе. Интерактивная игрушка справится с кратковременной ролью «няни», станет альтернативой телевизору и мультфильмам.
  • Помогают в обучении. В связи с занятостью и повышенной нагрузкой на работе у родителей не всегда есть время обучать ребенка или закреплять полученные знания. В этом случае интерактивная игрушка может стать неплохим помощником.

Анастасия Глебова: «Чувствуете, что вот-вот сорветесь и закричите? Дайте себе передохнуть и успокоиться, оставив ребенка в компании развивающей игрушки на 20–30 минут. Если запоминание английского алфавита с помощью планшета, а не с помощью мамы вернет вашей семье мир и спокойствие – пусть будет так. Важно не делегировать игрушке самое главное, что вы можете дать ребенку, – внимание, любовь и ласку».

03.jpg

Чем могут быть опасны интерактивные игрушки

Главным побочным эффектом милых мурлыкающих кошечек и хныкающих пупсов является то, что они лишают ребенка возможности фантазировать и проявлять инициативу. Стандартные реакции игрушки мешают создавать воображаемые ситуации. По сути, игра сводится к изучению функций предмета.

– С 3 до 7 лет у ребенка развивается навык сюжетно-ролевой игры, который формирует мышление, эмпатию и многие другие психологические составляющие. Увлечение шаблонными интерактивными игрушками будет только ограничивать детские возможности.

06.jpg

Интерактивные игрушки показывают облегченную модель жизни, сравнимую, например, с компьютерной игрой. У ребенка может создаться впечатление, что ухаживать за животными или маленькими детьми очень просто. Игрушка хоть и имитирует поведение живого существа, но не может отреагировать нестандартной эмоцией. Получается, что ребенок обучается азам взаимодействия, но не учится таким важным вещам, как компромисс или адаптация поведения к разным ситуациям.

Кроме того, яркие лампочки, громкие звуки обладают магнетическим эффектом, привыкнув к которому сложно начать играть с простой беззвучной игрушкой. В этом кроется вред интерактивных забав и для родителей, точнее, для их кошелька. После освоения функционала ребенок забросит интерактивную игрушку и будет требовать следующую.

07.jpg

Покупать или не покупать – вот в чём вопрос

Однако не стоит демонизировать интерактивные игрушки и отказываться от них вовсе в век прогресса и высоких технологий. Невозможно недооценить их развивающую составляющую и помощь уставшей маме в развлечении ребенка.

– Важно, чтобы такие игрушки не преобладали в арсенале ребенка. Например, если из десяти игрушек две – интерактивные, то это абсолютно нормально. Давайте не будем отрицать, что большинство интерактивных игрушек очень милые и завораживающие, а иногда даже больше нравятся взрослым, чем детям. Не нужно отказывать ребенку в покупке такой игрушки, особенно если она есть у всех его друзей. Но всегда рассказывайте ему и показывайте, что живое общение – намного лучше.

08.jpg

Сочетайте интерактивные книги с чтением бумажных аналогов, а познавательную информацию подкрепляйте знакомством с окружающим миром на прогулках. И, самое главное, уделяйте ребенку как можно больше персонального внимания, не отвлекаясь на телефон и прочие дела. Тогда игрушечный мир никогда не сможет конкурировать с настоящим, полным тепла и родительской любви.

10.jpg

Как понять, что ребёнка нужно отучать от интерактивной игрушки, и как это сделать

И интерактивная игрушка, и гаджет могут служить во благо. Однако не забывайте, что развитие эмоционального интеллекта, понимание ребенком собственных чувств и эмоций важнее, чем развитие мышления. Если игрушки помогают это делать – замечательно. А вот если они провоцируют истерики и только усложняют общение с родителями или сверстниками, то их участие в жизни малыша нужно ограничить.

Когда ребенок не выпускает из рук говорящего котенка, которого вы только что купили, – это абсолютно нормально, ведь он хочет провести свободное время вместе с еще не наскучившей игрушкой. Но если он предпочитает игрушечную интерактивность всему остальному (и простым игрушкам, и прогулкам, и живому общению), то нужно менять подход.

11.jpg

Только ни в коем случае не накладывайте жестких запретов. Просто сократите время пребывания малыша в компании интерактивного друга. Для введения режима игры важно четко обозначить границы. Но выстраивать их можно разными способами, в зависимости от характера ребенка.

– Для некоторых детей, особенно для юных манипуляторов, лучше жестко обозначить правила, без дополнительных объяснений. Другим можно сказать, мол, с сегодняшнего дня в нашей семье после 18:00 никто не пользуется гаджетами и их игрушечными аналогами. И подробно объяснить, почему так произошло.

Устанавливая подобные правила или графики, вы должны помнить, что вам тоже придется их соблюдать. Ну что, готовы провести вечер без телефона в руках?

Поющие животные-роботы, обучающие счёту паровозы, книжки, которые сами читают сказки, — производители игрушек сегодня предлагают множество интерактивных вариантов. Существует также огромное количество обучающих и развивающих игр для планшета и телефона. Превратить детскую в выставку гаджетов или из принципа не покупать ребёнку современные игрушки? Узнали, что об этом думают эксперты:

Ирина Хангельдиева, профессор кафедры истории и философии образования ФПО МГУ имени М.В. Ломоносова

София Королева, педагог-психолог, арт-терапевт

Юлия Ларионова, монтессори-педагог

Хочется, чтобы игрушки были не только красивыми, но интересными и полезными. Что должны учитывать родители, выбирая электронные игрушки?

Мне трудно говорить о конкретных игрушках , но могу высказать несколько общих суждений. Они касаются всего, что связано с беспрецедентным развитием информационных технологий. Важно помнить, что любые технологии являются нейтральными по своей сути. Плюсами и минусами их наделяет только человек. Всё зависит от целеполагания, которое закладывается в использование той или иной технологии. В основу любой электронной игрушки закладывается функция (помочь ребёнку освоить какой-то конкретный навык) и цель (ради чего это нужно).

Приведу один пример, оценку каждый человек может дать свою. Сегодня маленькие дети, например, 3-х лет, могут успешно пользоваться смартфонами, в частности, увеличивать и уменьшать изображения, листать их. И когда сегодня малышу дают красочную обычную, а не интерактивную книжку, он разочаровывается, что картинки в этой книжке нельзя изменить по величине.

Один из практиков современной креативной педагогики Колмановский замечает, что для школьников часто бывает важным показать объект изучения либо предельно малым, либо большим, используя эффект микроскопа и телескопа. В интерактивных игрушках это сделать очень просто. Значит, современный малыш будет воспринимать мир ещё более разнообразным.

Наши дети растут в цифровом мире, поэтому бессмысленно избегать и отрицать то, что эта новая эпоха с новыми возможностями. Важно научить ребёнка правильно пользоваться ресурсами современной цифровой среды. Конечно, выбор игрушек сильно зависит от возраста. И главное, чтобы электронная игрушка не заменяла полностью родителей и ту полезную и важную игру, которую может поддержать взрослый, в которой развивается воображение.

Выбирая игрушку для ребёнка, обратите внимание на содержание, которое в неё зашито, насколько оно качественное. Например, есть микрофоны-караоке с детскими песенками. Важно, чтобы песни были исполнены правильно, чисто и соответствовали вашим музыкальным предпочтениям. Если это мультики или игрушки в планшете, то лучше выбирать то, что красиво нарисовано, что прививает вкус. Многие игрушки для малышей оснащены динамиками со звуками и сигналами. Но эти звуки порой бывают очень громким и пугают детей. Важно, чтобы громкость можно было регулировать, а лучше вообще отключать при необходимости.

Если рассматривать этот вопрос в рамках монтессори-среды, то в группе 0-3 нет никаких электронных материалов и гаджетов. Монтессори-среда — это тщательно продуманное пространство, которое отвечает возрастным особенностям и интересам детей. Все материальны проходят тщательную проверку, каждый имеет свою цель и задачу.

В группе 3-6 есть магнитофон с наушниками и компакт-дисками. Дети знакомятся с классическими произведениями известных композиторов, звуками природы, пением птиц и звучанием различных животных. Дети сами выбирают, что им слушать. Если брать конкретный пример с магнитофоном, то здесь цель — это развитие слухового восприятия.

Я сама стараюсь не покупать электронные игрушки. Но, если бы мне пришлось задаться такой целью, я бы постаралась найти максимально реалистичный вариант. Как на внешний вид, так и по звучанию. Например, для совсем маленького ребёнка я бы купила что-то со звуками животного мира.

Если верить экспертам (например, доценту кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Екатерине Трифоновой и писательнице и педагогу Евгении Кац ) современные развивающие игрушки нельзя назвать однозначно полезными, поскольку они не дают ребёнку возможности подключить фантазию и развивать образное мышление, приучают мыслить шаблонно. А как считаете вы? Чем полезны игрушки-гаджеты и в чем они уступают старым добрым матрёшкам и неваляшкам?

Игрушки-гаджеты приучают ребёнка ориентироваться в современной среде, в цифровой реальности. И они, безусловно, берут на себя большую часть внутренней работы мозга. Они за ребёнка думают, говорят, звучат. В некоторых случаях малышу вообще не приходится думать самому. Игрушка подскажет правильный ответ. Будь то буквы, цифры, цвета, предметы.

В то же время игрушки-гаджеты забирают часть работы родителей на себя. Например, игрушка разговаривает с ребёнком, даёт ему задания, вовлекая в познавательный процесс. У родителей не всегда есть на это время. Если взрослые заняты, а ребёнок читает книгу с помощью «Волшебной ручки» , то это неплохо в том случае, если это не единственное для него развивающее занятие, а дополнительное. Лучше всего развивает ребёнка диалог со взрослым и игра. Но ресурсы взрослых ограничены. Если разумно использовать электронные гаджеты в развитии ребёнка, то они не навредят.

В монтессори-среде очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики, координации рук и подготовки руки к письму. Планшеты и прочие гаджеты не отвечают этим задачам. Сейчас часто можно встретить детей, которые хорошо ориентируются в гаджетах, но почти не говорят, плохо ладят с другими ребятами, не социализированы. Они просто не умеют и не знают, как это всё правильно делать. Мамам бывает удобно дать планшет и другие интерактивные игрушки, чтобы занять малыша. Но очень быстро это перерастает в зависимость. В итоге страдают все, получается замкнутый круг. Надо понимать, какую цель мы преследуем и что хотим развить, приобретая ту или иную игрушку.

Игрушки-симуляторы наполнили витрины и стеллажи детских магазинов. Они милые и красивые, но нужны ли они ребёнку?

Дорогие мамы, помните ли вы кукол из своего детства? Трудно сказать, что они обладали какими-то определёнными функциями, так как максимум, что они умели, это закрывать глаза, если их положить, и говорить какое-то одно слово.

Наших деток этим уже не удивишь. Но хорошо это или плохо?

Аргументы «против»:

1. «Прощай фантазия»

В нашем детстве, играя малофункциональными игрушками, мы развивали нашу фантазию, переносились в сказочный мир, отрываясь от реальности. И это — основной аргумент психологов, выступающих против современных интерактивных игрушек.

Но так ли всё однозначно?

Аргументы «За»:

1. «Ни одно животное не пострадало»

Давайте представим, что ваш ребёнок хочет завести котёнка. Как узнать, готов ли он заботиться о ком-то? Насколько сильное его желание или оно совершенно спонтанно и пройдёт через пару дней? Вот тут-то на помощь вам и придёт интерактивный, например, котёнок. Вы сможете научить ребёнка заботиться о живом существе, при этом само живое существо на время обучения будет в безопасности.

2. «Ответ мегаполису»

Интерактивные игрушки могут не только послужить обучающим пособием, но и … заменить питомца. Ведь нас почти не бывает дома – сумасшедшие будни, редкие и очень короткие выходные, плюс к этому отпуск в жарких странах – с кем оставлять щенка, о котором так просит ребёнок? Живя в мегаполисе, начинаешь ценить время, потому что его катастрофически не хватает. И интерактивный питомец как раз сможет увлечь ребёнка, пока вы заняты делами.

3. «Научная фантастика»

Невозможно научиться ездить на велосипеде, даже не зная о его существовании. Очевидно и то, что в детстве наше сознание как никогда открыто для всего нового. И как знать, может мальчик, играющий в детстве интерактивным роботом, вырастет и добьётся успеха в кибернетике. А может девочка, у которой в детстве был интерактивный малыш, во взрослой жизни станет самой заботливой и внимательной мамой.

В любом случае никто не знает своего ребёнка лучше, чем его родители, и только они могут принять решение, что для ребёнка полезно, а что нет.

А у нас получился существенный перевес в пользу аргумента «За» интерактивные игрушки. Вы с этим согласны?

Ольга Иванова
Интерактивные игрушки: вредят или приносят пользу?

Интерактивные игрушки — это развивающие игрушки, которыми легко управлять и каждому малышу они безумно нравятся.

У ребенка такие игрушки формируют навыки общения, навыки заботы и любви, например интерактивная собачка или кошка, которая в ответ на действия ребенка радостно виляет хвостиком, лает, сообщая о радостной встрече или мурлыкать когда ее гладишь. Если спросите такого плюшевого мишку или песика «Как твои дела?», он веселым голосом ответит «Хорошо!» или «Плохо» в зависимости от ситуации. Кроме того, интерактивные игрушки могут смеяться, когда их щекочут, или плакать, если ударяются. Когда малыш покормит свою любимую игрушку из бутылочки, она сладко засопит от удовольствия. Перечень действий, которые могут выполнять интерактивные игрушки, достаточно обширен

Все это у ребенка вызывает неописуемый восторг, более того ребенок начинает нести ответственность за игрушку как за живое существо, гладит, играет ласкает, берет с собой на прогулку и всячески заботиться о своем питомце

Некоторые интерактивные игрушки развивают мелкую моторику,благодаря всяческим кнопкам,расширяют словарный запас ребенка,побуждают к речи,развивают цветовое восприятие,форму,величину,развивают память,внимание. Это такие "умные" игрушки как интерактивные музыкальные книжки,говорящий пылесос,обучающий телефон и т. д.

В наше время практически с пеленок ребенок остается без маминой ласки,нежности. Конечно же родители любят своего ребенка,но речь идет еще и о телесном контакте. Практически сразу после рождения ребенок находится отдельно от мамочки,лежит и спит в своей кроватке,а мама прижимает его к груди только во время кормления или плача,так как постоянно занята домашними делами,а некоторые мамочки вообще уже через несколько месяцев выходят на работу. Однако телесный контакт и объятия очень важны для гармоничного развития. Некоторые "умные" игрушки способны обнимать,давая ребенку ту эмоциональную защиту и покой которая так необходима малышу. А если ребенок еще и аутичный или "особенный",то такая игрушка может помочь вступить в общение с ребенком.

С другой стороны такие игрушки могут и навредить. Например самые простые куклы и солдатики ребёнок сам «оживляет», наделяет их какими-то качествами и функциями, иными словами, фантазирует во время игры, воображает, проявляет творческие способности, строит образы, рассматривает и пробует различные варианты игр с одной и той же куклой. В то же время интерактивные игрушки всё делают за кроху сами, не развивая никаких вышеперечисленных качеств и способностей. Кроме того, говорящие и даже иногда общающиеся игрушки порой заменяют малышу живое общение, которое очень необходимо для развития ребёнка.

Как же быть родителям? Прежде всего нужно помнить главное:никакие "умные" игрушки не способны заменить родительскую заботу и ласку,живое общение;игрушки нужны прежде всего чтоб играть, а не смотреть на них;нужно во всем знать меру!

Интерактивные игрушки.

Интерактивные игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую.

Мои валялки — очень интересное занятие

Мои валялки — очень интересное занятие год назад - перед Новым годом, я увлеклась новым, для меня, занятием - сухое валяние из натуральной шерсти. Это занятие так меня увлекло,.

Строительные и тематические наборы детского развивающего конструктора широко используются для конструктивно - модельной деятельности. В настоящее время детский развивающий конструктор, кроме обычного блочного конструктора, постоянно обновляется и производится с различными видами креплений, а именно, строительные наборы с болтовым, ребристым, магнитным, пазловым креплением, креплением в форме присосок, с пазами для креплений на основных строительных деталях в форме бревен, плоских кружков и т. д., а также сборные модели. Строительные наборы детского конструктора развивают навыки конструирования, мелкую моторику, логическое и творческое мышление детей дошкольного возраста. Тематические наборы, типа конструктора «Лего», помимо строительных деталей и строительных блоков содержат тематические детали, например, фигурки животных или человека. («Лего» - зоопарк, «Лего» - ферма и т. д.). Тематические наборы конструктора идеально подходят для детских ролевых игр дошкольников, развивая не только сенсорное восприятие, мелкую моторику, а также мышление и речь ребенка.

Игры на сенсомоторное развитие дошкольников в настоящее время разнообразны, представляют собой различные виды мозаик, шнуровок, игр с пазлами, прищепками, бусинками и т. д. Наиболее современными являются бизиборды или доски Монтессори. Бизиборды – детские развивающие игрушки, с элементами, где можно открывать, щелкать, дергать, нажимать, застегивать и т. д. Данные игры способствуют развитию сенсорного восприятия, мелкой моторики, логического мышления дошкольников. Для укрепления мышц кистей рук можно использовать детские кистевые эспандеры и массажные мячики Су-Джок с эластичными колечками. Для развития тактильных ощущений актуально использование самостоятельно изготовленных пособий, представляющих собой воздушные шарики с различными на ощупь семенами, а для развития обоняния – мешочки с ароматными семенами или другие варианты данных игр.

Современные книги, настольно-печатные игры, игровые наборы, современные материалы и оборудование.

Книжки с мягкими пазлами позволяют заинтересовать детей, расширяя их кругозор по разным лексическим темам и развивая мелкую моторику. Игровые наборы на объёмных магнитах, на которых изображены различные предметы, с помощью которых ребенок в игровой форме учит новые слова, т. о. пополняется его лексический словарь и расширяются представления об окружающем.

Индустрия настольно-печатных игр не стоит на месте, тематика игр постоянно расширяется и обновляется. Среди обыденных для нас разных видов лото, домино, игр на классификацию предмет

Использование современных игрушек в ДОУ

в в ДОУ появляются настольно-печатные игры для изучения правил дорожного движения, развития финансовой грамотности и другие, использование которых позволяет развивать логическое мышление дошкольников, навыки коллективизма, формировать умение подчиняться игровым правилам.

Развитие детского творчества в свободной изобразительной деятельности можно разнообразить использованием декоративных пайеток, декоративных камушек, пушистой проволоки, наборов для плетения и многое другое.

Оборудование по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ следует постоянно обновлять в соответствии с возрастом детей, использовать в данной работе вертушки, лупы, компасы, снегомеры, дождемеры и многое другое.





Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Фотоотчет «Золушка глазами современных детей»

Фотоотчет «Золушка глазами современных детей» Фото отчет «Золушка» глазами современных детей. Лариса Гацко. Блог. Наша жизнь – это сказка, просто мы перестали удивляться чудесам, радоваться.

Игра современных дошкольников «Балансирующие стулья»

Игра современных дошкольников «Балансирующие стулья» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Использование дидактического материала и игрушек на занятии «К нам в гости пришли маленькие гномики»

Использование дидактического материала и игрушек на занятии «К нам в гости пришли маленькие гномики» Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ребенку.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Работа с родителями в современных условиях

Работа с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Читайте также: