Что такое автодидактические игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Автодидакт (греч. autos и греч. didaktos ) — человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.

Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же, как правило, стремится найти профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное и научное признание.

В общем и целом автодидактов можно разделить на две группы. К первой относятся люди, овладевшие своими знаниями и образованием совершенно самостоятельно, например философ Жан-Жак Руссо и президент США Авраам Линкольн. Ко второй группе относятся личности, самостоятельно получающие образование, отличное от изучаемого ими ранее, например братья Гримм, сказочники и лингвисты, получившие юридическое образование.

Изобретение понятия «автодидакт» приписывается немецкому философу Готфриду Лейбницу, который будучи юристом, являлся в числе прочего и библиотекарем герцога Эрнста Августа Брауншвейг-Люнебургского в Вольфенбюттеле и описал самого себя в одном из своих произведений как «практически абсолютного автодидакта». Лейбница, овладевшего большинством своих знаний самостоятельно, часто называют последним из учёных-универсалов.

До введения в XIX веке всеобщего обязательного образования и разграничения по областям высшего образования, автодидактов можно было встретить чаще. В профессиональных кругах можно было встретить серьезных специалистов-автодидактов из числа тех, кому был закрыт доступ в гимназии и университеты. Чаще всего это были любознательные выходцы из бедных семей и женщины. В качестве примера можно привести англичанку Мэри Эннинг, ставшую из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей одной из величайших палеонтологов XIX века.

Не редки случаи, когда исследования автодидактов в определённой области знания становились учебной дисциплиной в вузе.

В наши дни автодидактов можно найти прежде всего в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук. Необычным автодидактом можно назвать афроамериканского художника Билла Трейлора, начавшего рисовать в возрасте восьмидесяти лет и ставшего всемирно известным.

В областях, где получение профессионального образования не является безусловной необходимостью: шахматисты, спортсмены, эстрадные исполнители и музыканты, журналисты, актёры или писатели, об автодидактах не говорят. Также люди с высшим образованием, прервавшие своё обучение, но ставшие профессионалами в данной области благодаря самостоятельному изучению предмета, не являются автодидактами в полном смысле этого слова, также как и люди, получившие образование у частных преподавателей или дистанционно.

Известные автодидакты

    — французский математик и физик — английский художник — итальянский писатель — русский поэт, эссеист — английский математик и философ — юрист, поэт, министр и естествоиспытатель — голландский художник — русский писатель — американский правозащитник — американский писатель и художник — немецкий изобретатель — французский экономист и социолог — индийский математик — французский кинорежиссёр — британский физик и химик — немецкий писатель и кинорежиссёр — израильский физик и нейрофизиолог — американский архитектор и изобретатель — русский певец — английский конструктор — австрийско-американский композитор — немецкий археолог — немецкий художник и другие.

Появившийся в 1997 году американский фильм «Умница Уилл Хантинг» описывает историю автодидакта Уилла Хантинга.

Е.В. Григоренко, Е.А. Крапивец, О.О. Шаляпина Секреты создания автодидактических материалов для самостоятельной работы (2)

Важной составляющей тьюторского сопровождения ребенка является образовательная среда, обеспечивающая индивидуализацию. Такая среда должна иметь условия для самостоятельного выбора и возможность самостоятельного движения в ней. В данной статье мы открываем секреты создания материалов для самостоятельной работы.

авторы: Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина

Тьюторы МБОУ СОШ Эврика-развитие г. Томск

Преимущества автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого. Он является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка, т.к. сориентирован на возраст ребенка и его психологические нужды. Он сам учит (является учителем) и знания «рождаются» в ребенке под воздействием данного материала.

Большой вклад в изучение технологии автодидактических материалов внесён итальянским профессором М. Монтессори, которая не требовала от детей заучивания материала, но предлагала помощь через короткий урок, который сегодня принято называть презентацией. Предполагается, что интерес, возникший у ребенка, побуждает его возвращаться к изучаемому, возможно, на новом уровне.

Автодидактические материалы — огромный ресурс для работы с детьми. Чтобы каждый педагог мог пользоваться ими активно, а также создавать свои материалы, пополняя образовательное пространство класса, познакомимся с секретами их создания.

Пользуясь описанными принципами, каждый педагог может создавать автодидактические материалы по любой теме любого предмета для детей любого возраста. Также наш опыт может быть интересен педагогам, которые вводят элементы самостоятельной работы на групповом уроке, практикуют индивидуальный подход, экспериментируют с применением творческих заданий и нестандартных решений.

Данный материал является частью сборника «Секреты материалов для самостоятельной работы: методические рекомендации по разработке авторских материалов в начальной школе (авторы: Е. В. Григоренко, Е. А. Крапивец, О. О. Шаляпина). Данный методический комплект является финалистом областного конкурса УМК, направленных на реализацию современных образовательных технологий и достижение учащимися ключевых компетенций (ОГБУ «РЦРО» 2013 г.)

В нем раскрываются не только секреты автодидактических материалов, но и описаны способы работы с материалами по фразеологии, а также модели их разработки.

Материалы, описанные в сборнике активно применялись педагогами разных образовательных площадок России («Школа Монтессори Валентины Михайловой», г. Санкт-Петербург, Монтессори-клуб «Выше радуги», г. Челябинск, Начальная школа «Вершина», г. Владивосток и др…

Секреты создания материалов для самостоятельной работы

Секрет первый

реб

Самостоятельная работа — ключ к успеху использования автодидактического материала .

Сегодня для нас с вами особенно актуально развивать в наших учениках умение

самостоятельно работать. Только в ходе самостоятельной работы ребенок может развить свой интерес, экспериментировать, размышлять. Если самостоятельные занятия с автодидактическими материалами будут вестись без перебоя в течение всего учебного года, результаты обязательно повлияют и на фронтальные уроки, улучшая их качество.

Почему же формы самостоятельной работы так эффективны?

1. В самостоятельной работе по-настоящему могут проявиться интересы ребенка. Мы, взрослые испытываем чувство гордости, когда наш ребенок, часто еще дошкольник, уже глубоко разбирается в любимой теме, поражая нас своим интересом и знаниями. Динозавры, космос, машины, древние царицы, или герои мультсериалов. Ребенок старательно работает, собирая коллекции, делая модели и макеты. В начальной школе интересы дети гаснут не сами, это мы их тушим: «этой темы нет в программе, лучше выучи правило, открой учебник, делай задание» И ребенок, с такой охотой посвящавший себя «Делу» начинает отворачиваться от знаний.

2. В самостоятельной работе гораздо яснее вскрываются разные недочеты в навыках и знаниях, которые гораздо легче ликвидируются в обстановке классной самостоятельной работы, чем дополнительными занятиями с отдельными детьми. В первом случае ребенок не только сам изживает, но и учитывает свои недостатки.

4. Дети научаются располагать свою работу в определенном порядке и доводить ее до конца. Одновременно у них развивается строгая точность и четкость в выполнении работы, а с ними и концентрация внимания, и углубленность в тот предмет, с которым они работают.

5. Дети научаются ориентироваться в материале – необходимы качества для всякой работы и у взрослого.

6. Самостоятельная работа – школа развития внимания. Внимание — точка опоры в развитии интеллекта. Без него невозможно никакое познание, никакая творческая работа. «Развивая внимание самостоятельными упражнениями с материалами, дети самостоятельно упражняют интеллект, приобретая умственные привычки, характерные для индивидуальностей». (Ю. И. Фаусек «Самостоятельные занятия учащихся 1–4 классов).

7. Продуктивность работы в часы самостоятельных занятий выше, чем на фронтальных уроках. За 45 минут отдельный ребенок выполняют гораздо больше, чем в течение урока весь класс.

Секрет второй

Особенностям возраста — особенный материал

Давайте вспомним самые важные из возрастных характеристик:

Ребенка 6–12 лет отличают ненасытность в приобретении знаний о внешнем мире,

желание исследовать, экспериментировать и жажда творчества. Следовательно, содержание материалов должно быть шире рамок школьной программы, в него необходимо включать и спорные, исключительные случаи. Это стимулирует ребенка начать исследование, обратиться к словарю, заметить противоречие, выдвинуть собственную гипотезу. Например, так может выглядеть задание к автодидактическому материалу «Родственные слова».

Задание

1. Прочитай группу слов одного цвета. Чем они похожи и чем отличаю

2. Объедини родственные слова в группы.

3. Спиши их в тетрадь, выдели корни. Отдельно выпиши слово, которое ни к одной группе не относится.

4. Допиши в каждую группу по три родственных слова.

5. Пользуясь словарем, найди группы слов с похожими по написанию корнями*.

Игры направлены на развитие самоконтроля, умения анализировать.

ВложениеРазмер
igry_i_annotatsii_k_nim.docx 1.62 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"

Развивающие дидактические игры.


Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопр.


Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе работы с автодидактическим мотериалом Марии Монтессори

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается словарь.


Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».

Задания для развития мыслительных способностей дошкольников.


Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.


Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр.


Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз.

Согласно определению А.И. Сорокиной, «дидактический материал – систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение и т.д».

По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, строительных или природных материалов и т.д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким- либо определенным признакам. Оперируя материалами данной группы, ребенок может получить удовлетворение от любого результата, поэтому особое значение здесь приобретает педагогическое руководство, направляющее детскую деятельность в нужное русло (взрослый предлагает построить поезд именно из синих кубиков, оставляя предметы другого цвета в коробке).

Дидактические материалы второй группы строятся на принципе автодидактизма, в них «заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий». К этой группе относятся различные пирамидки, матрешки, стаканчики- вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определенной степени направляет действия ребенка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят название автодидактических (самообучающих).

Автодидактические игрушки широко используется в обучении детей первых лет жизни. При этом упражнения малышей с данными предметами нередко обозначаются авторами как дидактические игры (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н.Павлова, Г.В. Пантюхина и др.).

Однако в дошкольной дидактике ( В.Н.Аванесова, З.М.Богуславская и др.) дидактическая игра не сводится к организации действий детей с дидактическими игрушками. Как отмечает, к примеру, А.И.Сорокина, «дидактическая игра имеет четкую структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу ( цель игры для детей), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры- ее итог».

Действия же малышей второго- третьего года жизни с дидактическими игрушками следует рассматривать в качестве разновидности предметных. Их целью выступает само действие, а мотивом – особые качества объектов действия. Как замечает Л.Н.Павлова, при выполнении подобных действий детей привлекают « видоизменения, происходящие с предметами», вызывающие «цепь ориентировочных реакций, которые возбуждают активность и закрепляют устойчивый интерес к свойствам окружающих предметов». В дошкольном возрасте, в отличие от раннего, действия с дидактическими игрушками, по мнению В.Н. Аванесовой, «приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собери матрешек, например, дети… не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка…. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными».

Для предметного действия характерно использование предмета в соответствии с социально установленным способом его употребления. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, ребенок сам, самостоятельно не может открыть общественной сущности, функции и способа применения предмета. Это и объясняет подмеченный Е.И.Радиной факт, что без специального обучающего воздействия взрослого ребенок раннего возраста сам не улавливает дидактической задачи и правильного способа действия с игрушкой». «Дети охотно играли игрушками, но, как правило, сбивались на действия, не имеющие никакого отношения к дидактическому содержанию той или иной игрушки(катали кольца башенки, использовали матрешку как обычную куколку, бросали шарики и т.п.)».

В большинстве работ, посвященных методике использования дидактического материала, отмечается необходимость целенаправленной демонстрации детям способов его употребления. При применении автодидактических игрушек педагог в ряде случаев «не дает показ конечного действия и его результата, а поэтапно подводит ребенка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи», открытию заложенного в конструкции предмета способа действия с ним.

Благодаря автодидактическому характеру игрушки малыши достаточно быстро усваивают, что нужно делать с ней. Так, согласно данным Е.И.Радиной, детям второго года жизни было достаточно 1-2 показов, чтобы понять, «что все кольца надо надеть на стержень, а башенку закрыть». И только самые младшие ребята ( в возрасте 1 года 1-3 мес.) продолжали действовать с игрушкой неспецифично (раскатывать кольца, постукивать ими, громоздить их одно на другое).

— универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем.

— новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "Автодидактика" в других словарях:

АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам, и didasko учу). Самообучение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОДИДАКТИКА от греч. autos, сам, и didasko, учу. Самообучение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

автодидактика — сущ., кол во синонимов: 1 • самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

автодидактика — автодид актика, и … Русский орфографический словарь

АВТОДИДАКТИКА — (от греч. autos сам и didaktikos поучительный) совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования … Профессиональное образование. Словарь

Автодидактика — – совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Куринский — Куринский, Валерий Александрович Валерий Александрович Куринский Дата рождения: 13 июля 1939(19390713) Направление: постпсихология, автодидактика Основные интересы: Скрипка, фортепьяно, исполнительство. Живопись, графика, рисунок. Литература … Википедия

Куринский, Валерий Александрович — Валерий Александрович Куринский (род. 13 июля 1939(19390713), Красноармейск (Донецкая область)) украинский поэт песенник. Биография В раннем детстве во время Второй мировой войны попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены, в… … Википедия

Валерий Александрович Куринский — родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 году, его родители и старший… … Википедия

Валерий Куринский — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия

Куринский, Валерий — Валерий Александрович Куринский родился 13 июля 1939 года в г. Киев, Украина, где и проживает по настоящее время. В раннем детстве по время Второй мировой войны он попал вместе с семьей в концлагерь недалеко от Вены. После окончания войны, в 1945 … Википедия

Читайте также: