Что такое игрушка таратушка

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Тарарушки-тарарушки — очень славные игрушки.

Вид занятия: декоративная работа.

Тип урока: комбинированный.

Творческая работа: Повтор за мастером из Полховского Майдана элементов народной росписи.

Основные цели и задачи:

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.

Для учителя – учебные таблицы и пособия - образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана, готовые изделия, мультимедийная презентация; г у ашь, лист бумаги.

Для учеников – акварель или гуашь, кисти (разные номера), баночки для воды, палитра, тряпочка или салфетка.

Примерный ход урока:

1. « Если не лениться, то можно многого добиться».

Игра-путешествие по местам художественных народных промыслов. - Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов, вспомним народные росписи, с которыми мы с вами знакомы и попробуем побывать мастерами в росписи бытовых предметов.

-А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как вы думаете, ребята, может ли человек называть себя культурным, не зная культуры своего народа?

- Верно, ребята. « Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Народная культура многообразна, она включает в себя и народно – прикладное искусство. Все виды искусства связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Многие виды народно-прикладного искусства, впитав в себя всё лучшее созданное народом на протяжении веков, сложились в промыслы. Ни одна страна мира не может похвастаться таким разнообразием, как Россия.

- А какие промыслы знаете вы, ребята? Давайте вспомним, с какими народными росписями вы знакомы? (Просмотр слайдов).

А сейчас мы внимательно рассмотрим элементы изделий, созданные умельцами и постараемся точно определить, к какой росписи они относятся. (Работа по карточкам)

2. Показ презентации на мультимедийном проекторе.

Путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки. Знакомство учащихся с цветовым контрастом Полхов -Майданской росписи.

3. Показ последовательности изображения любимых полховцами элементов на классной доске: большой розы, бутона с листиками.

4. Самостоятельная работа. Украшение учащимися игрушки в подарок по мотивам народных узоров «тарарушек».

5. Итоги: отмечаем в детских работах чистоту и яркость цветов (синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый, противопоставление друг другу по цветовому кругу). Слушаем суждения второклассников о том, кому они хотят подарить игрушки, что особенно их поразило в майданских «тарарушках».

Справочный материал : ПОЛХОВ-МАИДАНСКАЯ РОСПИСЬ

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов – Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны 1812 года, когда настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились яркие, пестрые краски. Как правило, мужчины делали заготовки из липы – так называемое «белье», а женщины и дети расписывали готовые изделия.

В селах Полхов-Майдан и Крутец и сегодня делают яркие распис­ ные деревянные игрушки - тарарушки — это матрешки, птички-свистульки, кони- тройки, грибочки, копилки, вазочки, солон­ ки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

После сушки точеные изделия «крахмалят» — два-три раза обтирают их руками крахмальным клейстером. Затем металлическим пером наводят орнамент. Растительный орнамент устойчив, это так называемая роза, которая то упрощается до звездчатой розетки, то становится пышной, мно­ голепестковой с подчеркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками.

Матрешки полхов-майданские тоньше и выше семеновских и сергиево-посадских (загорских). Ли­ цо разрисовано только черной краской, тулови­ ще — огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наносится тушью, а потом заливается цветом. Роспись кис­ тевая без прорисовки, рисуют сразу мазками, от­ водками, точками.

Краски яркие, анилиновые. Сначала светлый тон — желтый, которым окрашивают те места, где потом будут красный и зеленый цвета. Перекры вая желтый цвет красным, алым, получают цвет более яркий; если по желтому провести синим, то получают зеленый цвет. Роспись нарядная, весе­лая. Такой необычной яркости позволяют добить­ ся четыре-пять основных цветов: желтый, алый, голубой, фиолетовый и черный. Ритмично череду­ ются темные и светлые тона. Фон изделия как светлый, так и цветной (черный, красный, синий).

Узор ложится на изделие, подчеркивает его форму. Ветка, опоясывая бочонок, солонку, под­ черкивает округлость. Композиция изменяется при вращении изделия. Стебелек растет, закручивает­ ся, из него вырастают цветы и бутоны.

Кроме растительного узора, мастерицы любят и сюжетные композиции, пейзажи. Рисунок услов­ ный, цветы фантастические, каких нет ни в саду, ни в поле, ягоды больше дома, а яблони в пол­ неба. Цветы придумывают сами: какие придума­ ют, такие и рисуют. На всех предметах цветы вро­ де бы одинаковые, но все же разные и располо­ жены по-разному, но, несмотря на это, игрушки- тарарушки из села Полхов-Майдан (или, по-мест­ ному, Полх-Майдан) всегда узнаешь. Делаются и продаются игрушки с прибаутками, приговорками: «Не бьется, не ломается, а кто купит — удивля­ ется» , «Деревянный чурбачок завертелся как вол­ чок. Из-под рук струятся стружки, получаются иг­ рушки».

Народный промысел; народная деревянная игрушка; матрёшка; токарный промысел; тарарушки; роспись; мотив росписи; элемент росписи; узор; орнамент; палитра; цветовой контраст.

Термины и понятия

Игрушки-тарарушки - деревянные игрушки из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Примеры игрушек - тарарушек: матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки.

Контраст по цвету (цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.

Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчёркивают яркость друг друга, усиливают.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Народный промысел - форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Полховский Майдан. “Майдан” - очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках. Затем эту посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Ремесло развивалось и вскоре посуду начали раскрашивать яркими масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешёвой и простой в исполнении наводкой тушью.

Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки, а женщины их расписывали.

До сих пор делают в Полховском Майдане яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и т.д. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

Матрёшки, которые здесь производят, отличаются от всех известных яркостью красок и оригинальностью. Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая. Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками.

Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:

Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

Нанесение контура - тонкой кисточкой или пёрышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Роспись происходит постепенно, начиная с жёлтого и с помощью метода лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Излюбленный мотив Полхов-Майданской росписи - большой цветок на ветке: роза, тюльпан, шиповник, мак, ромашка, который дополнительно украшается веточками, небольшими цветами, листочками и ягодками.

Основной приём в Полховской росписи так называемые «цветы с наводкой» - цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром.

Все изделия расписаны необычайно ярко и празднично.
Огромное значение придаётся цветовому контрасту. Синий кладётся рядом с оранжевым, красный с зелёным, жёлтый с фиолетовым. Ощущение, что красное как бы переливается в жёлтое; зелёное переливается синим. Поэтому рядом кладутся почти всегда два листа: один зелёный, другой синий.

Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, праздничность изделий.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:


Разбор типового контрольного задания:

Восстановите последовательность этапов работы мастеров Полховского Майдана над украшением изделий.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Авторские программы по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ФИО учителя: Устьянцева Д.А класс: 2

конспект урока изоискусства

Тема урока: Тарарушки из села Полховский Майдан

Цели деятельности учителя:

- ознакомить с изделиями Полховского Майдана;

- освоить этапы выполнения изделия Матрешка;

- развивать воображение, творческое мышление, внимание.

Планируемые результаты:

- понимание важности изучения народного прикладного творчества;

- стремление к использованию художественных умений в жизни.

- использование практических приёмов изображения элементов арнамента;

- применение знаний о Полховском Майдане на практике;

- включение в творческую деятельность.

Тип урока: открытие нового знание

Оборудование урока: для учителя: шаблон, образец, гуашь, кисти, желтый лист А4.

для учащихся: шаблон, желтый лист А4, гуашь, кисти.

Словарная работа: Полховский Майдан, старинная утварь.

Методы, приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

Актуализация знания и опыта

- Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства?

-Что мы с вами проходили на прошлом уроке?

-Что такое колорит? Назовите его художественные особенности.

отвечать на вопросы, оценивать свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

Подведение к определению темы урока.

- Сейчас я загадаю вам загадку, ваша задача предположить, какую тему мы будем изучать:

- Она на вид одна, большая,

Но в ней сестрица сидит вторая,

А третью-во второй найдешь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри из всех – малютка, крошка,

Все вместе –сувенир-(Матрешка)

- Предположите какова тема нашего урока? (Тарарушки из села Полховский Майдан)

- Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с тарарушками из села Полховский Майдан.

- Как вы думаете, какое задание мы сегодня выполним? (матрёшку)

Тема на слайде.

-познакомиться с понятием Полховский Майдан и его историей;

-познакомиться со старинною утварью (грибки-копилки, птички-свестульки, матрешки);

- рассмотреть элементы орнамента (цветок-мальва, листья, ягоды, оживки-усики и завитки);

-рассмотреть основные цвета в композиции.

Познакомимся с историей Полховского Майдана и изделиями

Выполним работу - матрёшку

самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

наглядный, словесное пояснение

1). Знакомство с новым материалом-3-4мин

- Ребята, как вы думаете, кто такие тарарушки?

- Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

- Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

- Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. В 1928–1930 выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи. В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

2). Анализ изделий (образов, композиций) -2-3 мин.

- Давайте с вами посмотрим какие еще бывают изделия Полховского Майдана. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки. Все они щедро украшены сочными орнаментами и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.

-Ребята, давайте с вами рассмотрим матрешку. Из чего состоит матрешка?

(Лицо, платок, фартук, платье)

-Какие элементы характерны, что вы видите? И как расположены элементы?

(Цветок, листья, ягоды, оживки. Цветок в центре, листья вокруг)

- А в каких цветах выполнено изделие?

(синий, малиновый, зеленый, черный –контур)

Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин.

По этапам описать действия при показе

(Цвет фона –желтый)

1этап- нанести черным фломастером контуры лица, платка, и фартука.

2-ой этап – окрасить фон платка (красным или зеленым)

3-ий этап- нанесение крупных элементов узора на фартук гуашью ( Цветок в центре, листья вокруг)

4-ый этап – украшение фартука мелким деталями (мелкие листья, ягоды, гуашью или черным фломастером)

5-ый этап – изображение лица черным фломастером.

6-ой этап-окраска красным(зеленым) цветом гуашью платья внизу на подставке.

- вначале изображаем контуры лица, платка, фартука.

- размещаем в центре крупно цветок

- далее дополним мелкими элементами

продолжим работу над образом фартука

4). Постановка творческой задачи- 15 сек.

-Выполняем эскиз росписи матрешки по шаблону

- Желаю вам успешной, творческой работы

5). Самостоятельная практическая работа учащихся -20мин.

- Поощрение всех учащихся.

- Демонстрация лучших работ классу с анализом достоинств

наблюдать за объектами;

высказываться по теме;

аргументировать свое мнение;

анализировать особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

пейзаж 19:28 10.02.2021 Фотографий: 121 19:24 10.02.2021 Фотографий: 17 природа 19:48 29.10.2020 Фотографий: 45

-Цитатник

Рамочки новогодние текстовые. Текст Текст Текст Текст

Супер полезный сервис. 1. Не умеете ставить картинки в ряд? 2. Не получается запихнуть изображ.

Новое Оформление дневника для Лирушников. Это более полный вариант УРОКОВ с новыми добавлениями.

-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (86127 место)
За все время набрано баллов: 15 (30506 место)

-Приложения

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика


Что за «тарарушки»? Что за удивительное и забавное слово?
Заметим: оно ещё и особенное — понятное даже тому, кто его впервые слышит. Ведь сразу ясно, что это небольшие, весёлые безделушки, верно?
Раньше, когда хлеб не покупали, а пекли дома, хозяйки поглубже в печь сажали большие хлеба, а с краю на радость детворе — всякую разную мелкоту: лепёшки, крендельки, хлебцы. Их называли тарарушками.
Теперь это слово забылось. Но в селе Полхов-Майдан Нижегородской области его знают все. Правда, полховские «тарарушки» совсем другие. Их съесть нельзя — они деревянные! Но тоже весёлые и тоже доставляют много радости.
Это расписанные яркими красками куколки-матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки-копилки, вазочки, круглые шкатулки и пеналы, грибы для штопки, солонки. Уже полвека славится Полхов-Майдан своим ремеслом. В селе семьсот домов, и в каждом точат и красят «тарарушки».
Любо-дорого посмотреть, как это делается - занятие находится и для мужчин, и для женщин, и для старого, и для малого.
Мужчины летом заготовляют в лесу липовые и осиновые чурки, следят, чтобы они хорошо просушились. Это важный момент. Сырая древесина в дело не годится. Она лохматится, ворсится, плохо шлифуется и полируется.
С осени дома начинает петь токарный станок. От токаря зависит половина дела! Если у токаря руки не крюки и сам не ленив, то к зиме все полки в доме уставлены выточенными, но ещё не покрашенными, «не одетыми» поделками.
Самая ответственная часть семейного труда — покраска. Самую опытную в семье красильщицу (обыкновенно она и старшая по возрасту) безоговорочно слушаются и с ней сверяются все остальные.
На подхвате у женщин отряд рьяных помощников — дети. Им поручается грунтовка — натирка заготовок разведённым крахмалом, необходимая для того, чтобы ровно легла краска. Смышлёным доверяют самостоятельно расписать пасхальное яичко, свистульку. Те, что повзрослее, набивают руку на более сложных предметах.


Полховскую матрёшку сразу отличишь от сестрёнок из других мест. У куколки тонкий стан, строгий вид, большие красные цветы на переднике и чёрные завитушки вокруг лба. Завитушки напоминают об интересной детали старинной местной одежды. Волосы в те времена женщины наглухо прятали под кокошником или лентой. А украшали себя завитыми в тугие кудряшки пёрышками селезня.
Свой нынешний облик полховские «тарарушки» обрели не сразу. Когда в селе появился первый токарный станок, выточенные на нём миски и солонки шли в продажу в том виде, в каком снимались со станка. Выглядели они безликими, но в хозяйстве-то годились!
Потом их стали украшать. Однако и тогда ещё не красили, а раскалённой иглой выжигали на дереве контуры цветов и плодов.
«Тарарушки» хранят след того времени-на них все рисунки очерчены чёрной линией. Красильщицы начинают покраску с того, что, как раньше, наносят на каждую поделку контурный рисунок. Только не жжёной дорожкой, а чёрной краской. Ведь теперь это подготовительная часть работы.
Раскрашивают рисунки в самые яркие цвета, какие только есть. Можно даже удивиться — откуда такие берутся? Всё дело в анилиновых красках. Они химического происхождения, то есть неприродные, ненатуральные. И цвет лают неестественно яркий. За что их не очень-то жалуют многие художники.
Но вот для «тарарушек» анилиновые краски подходят как нельзя лучше, делают их нарядными и весёлыми.


Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки - тарарушки.

Но сначала давайте узнаем, что это за изделия такие – тарарушки. Интересное название!

  • А кто из вас сможет догадаться, что означает слово «тарарушки»?
  • «Тарарушки» - игрушки, от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить).


Чтобы увидеть, как рождаются тарарушки, наш путь лежит на юг Горьковской области, в большое село Полховский Майдан.

Удивительное село! Не зря его называют селом игрушек. Почти все население этого села занято производством игрушек. Многое надо уметь делать майданцам. Они и работают в колхозе, имеют свое хозяйство. Сажают картофель, косят траву, заготавливают на зиму дрова - всех дел не перечесть.

Но в более свободное от крестьянских трудов время вся деревня точит и красит игрушки.


Затем игрушки отправляются в красильное царство. В этом царстве все делают только женщины.


Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, потом сушат, и они становятся белее снега. Затем перышками или кисточками начинают их разрисовывать. После наводки контура игрушки раскрашивают особыми красками - анилиновыми. Палитра Полхов Майдана такая: желтая, бледно-розовая, алая, красная, голубая, зеленая, фиолетовая. Чаще всего в росписи встречается крупный цветок шиповника.


Среди множества вариантов мотивов часто варьируются - большая роза и яблоко.


В росписи с наводкой черный контур утверждает и держит плоскость цветной росписи.


В красильном царстве мы знакомимся и с мотивами майданской росписи. Для каждого вида изделий майданцы находят определенный мотив росписи. Так, грибки и птицы утопают в травах и цветах; матрешки украшены ветками пышных цветов; на яблоках – копилках и шкатулках вспыхивают пейзажи с яркой зарей; на яйцах - расписные клейма с птицами, цветами и даже кремлевскими башнями.


По всей стране продаются полоховмайданские изделия. По яркости и веселой пестроте никакие другие игрушки сравниться с ними не могут.


Домашнее задание: устно ответить на вопросы по изученной теме.

Оценки за прошлые уроки выставила в электронный журнал. Рисунки на тему "космические фантазии" были очень интересные! Кто не успел прислать работы жду на почту или в сетевой город.

Читайте также: