Что такое плясун игрушка

Обновлено: 02.05.2024

Уверена, согласитесь со мной, что магазины детских игрушек излюбленное место нашей детворы. Чего тут только нет: конструкторы, машинки, куклы, настольные игры и многое другое. От огромного разнообразия у нас самих разбегаются глаза, что тут говорить про детей. Много игрушек, действительно, очень полезных и привлекательных, а некоторые вызывают удивление и даже настороженность. Например, куклы с не пропорциональным телосложением и неестественным лицом.

Думаю, что роль игрушки для ребенка не только развлечь его, но и чему-то конкретному научить. С игрушкой наши дети познают мир, формируют свои идеалы, которые они потом пронесут через всю свою жизнь.

Поэтому, решила подготовить рассказ своим внукам о том, какие игрушки были в древности, какой смысл они несли в себе. Может эта информация будет полезна и вам. И так вот что я узнала.

Как давно появились первые игрушки

Детские игрушки существуют столько же, сколько существует человечество. Ребёнок тянется постигать мир глазами, на слух и, конечно, руками. Любой родитель постарается не допустить, чтобы ребёнок взял в руки опасный предмет, найдёт ему замену. Скорее всего, так и появились первые игрушки.

Из чего изготавливали игрушки в древности

В древности игрушки изготавливали из самых простых природных материалов: дерева, глины, ткани, травы и т.п. В этом плане весьма интересно утверждение древнего мыслителя Аристотеля. Он был уверен, что детям обязательно нужно делать природные игрушки, иначе они будут ломать вещи в доме.

Археологи нашли подтверждения изготовления игрушек в славянских поселениях ещё в IX веке. Их называли потешками. Такие игрушки пользовались большой популярностью на ярмарках и базарах того времени, конкурировали с иностранными, расписными сундуками и ложками.

Деревянные игрушки

Самые простые игрушки вырезали из дерева.

«Панки». Что это?

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» - самый древний вид деревянной славянской игрушки. Материалом для них служил кусок ствола дерева, который называли «панг». Оказывается, что северные умельцы изготавливали их до начала XX века. Такие игрушки были похожи на древних идолов языческих славян и представляли собой фигурки зверей, птиц, человека.

«Разводы»

Были и более сложные деревянные игрушки, например, «разводы». На раздвижных планках закрепляли фигурки людей или животных.

«Тарахтушки»

«Тарахтушки» - погремушки. Делали шарики или коробочки из дерева или берёзовой коры, рога коровы или козы, пузырей домашних животных. В такие коробочки клали горошины или камушки.

«Ревуны»

«Ревуны» - производили звук пищания. Их делали из плодов акации или соломинок. Удивительно, читаю о ревунах и вспоминаю, что у нас в детстве были такие забавы. Мы с подругами использовали стручки желтой акации. Надо же, как долго жила старинная традиция, а мы даже не подозревали о ней.

«Кубарь»

«Кубарь» - деревянный шар или цилиндр на короткой ножке, прообраз современного волчка, юлы. Кстати, юла это наше славянское изобретение.

«Дзык» — похож на волчёк. В дырочки пуговицы вставляют тонкую палочку и заставляют крутиться. При этом образуется жужжание. Где-то я тоже это видела.

Другие деревянные игрушки

Еще были фурчалки, трещётки, пильщик, солдат с саблей, плясуны, кузнецы, козюлька, меленки, цыкалка и другие.

Разъёмная деревянная кукла

Отдельно хочу сказать об одной знаменитой кукле, ставшей символом всего русского. Это деревянная кукла Матрёшка. Форма такой разъемной куклы существовала очень давно, а вот Матрёшкой её окрестили значительно позже, возродив тем самым старинные традиции. У исследователей есть несколько мнений об этой удивительной кукле. Одни считали, что кукла, которая много раз открывается и имеет в своем составе семь тел, соответствует земле, имеющей семь сфер. Наши предки умели видеть эти тонкие тела и передали информацию в кукле. По-другому утверждение, семь тел куклы говорит о том, что семь поколений рода зависят друг от друга, сохраняют генетическую память и передают свой уникальный код. Поэтому очень важно хранить традиции предков и память своего рода. Ещё есть мнение, что эта кукла женского рода с большим потомством - символ Богини Жизни, продолжения славянского рода.

Почему деревянные игрушки полезны для ребёнка

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Деревянные игрушки считаются самыми безопасными и экологически чистыми. Они гладкие и тёплые, что положительно влияет на восприятие ребёнка. Дерево имеет свойство успокаивать. Не зря советуют обнять дерево, чтобы получить успокоение и наполнить себя силой природы. (Один нюанс, надо знать, какое дерево выбрать!) Ребёнок, играя такими игрушками, «подзаряжается» энергией дерева. Простота игрушки способствует развитию воображения, даёт простор для творчества. Такие игрушки сложно сломать, поэтому они долговечнее современных пластиковых.

Глиняные игрушки

Среди глиняных игрушек известны: соловей, игрушки в виде хлебцов и др.

Соловей

Соловей — формой и размером игрушка соответствует яблоку. У неё носик, через который игрушку наполняют водой. Через дырочки при вдувании выходит воздух и начинает звучать мелодия.

Есть предположение, что глиняные свистульки сопровождали древние обряды. Их свистом отпугивали злых духов.

Игрушки в виде глиняных хлебцов

Такие игрушки были найдены в Рязани. Они наглядно и очень реалистично демонстрируют нам, как выглядел хлебный каравай в то время.

Чем полезны глиняные игрушки

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Работа с глиной очень полезна для массажа активных точек на ладошках детей, развитии мелкой моторики. Сейчас много современных материалов для лепки: различные виды пластилина и глин.

Куклы

Куклы в древности делали из разных материалов: дерева, воска, глины, фарфора. Образ куклы стремились приблизить к реальному женскому облику.

Но кукла у славян была не только игрушкой ребёнка, она имела глубокий сакральный смысл. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье: « Куклы это не игрушки? Сакральный смысл народных кукол. Кукла как формула мироустройства ».

Это, скорее всего, был идол и оберег. Такова, например, кукла Берегиня. Её располагали над крыльцом и окнами дома.

Позже появились куклы-лихорадки. Таких кукол шили набором 12 штук. На каждый из 12 месяцев от 12 болезней.

Самой популярной была кукла закрутка или мотанка. Её делали, свернув тряпицу в рулон и перетянув ниткой в местах головы и талии. Сверху из лоскутка делали для куклы платье.

Каждую девочку учили делать такую куклу из ткани, травы или соломы. Если семья была бедна, куклу делали из чурочки, обмотав её подручным материалом.

Играя с куклами, девочки познавали важные нравственные понятия, семейные и общественные правила поведения. Большую роль тут играл наряд куклы, как прообраз девочки, девушки, женщины. Ведь в нём была заложена информация о том, как вести себя и как одеваться соответственно возрасту, социальному статусу и семейному положению. В символике наряда была заложена информация даже о том, в какой местности проживает человек. Об этом у меня есть публикация: « Кокошник — визитная карточка женщины ».

На Руси существовала примета: если дети много времени проводят с куклами и игрушками, то в семье будет прибыль. Небрежное отношение к игрушке приводило в дом беду.

Предки верили в обережные свойства куклы и всячески поощряли детей играть ими. Куклы надёжно охраняли сон ребенка, поэтому любимая игрушка была с ним и днём и ночью.

Особенно прививали любовь к играм с куклами девочкам, потому что она символ продолжения жизни рода.

Чаще всего делали тряпичные куклы. В славянском доме таких кукол насчитывалось около сотни на все праздники и случаи жизни. Я уже несколько лет занимаюсь народными куклами, на моем счету пока только 34 вида кукол. Чем больше изучаю их, тем больше нахожу новые виды кукол и интересную полезную информацию.

Оказывается, уже с пяти лет дети учились делать самые простые куклы-мотанки и вместе с ними познавать мир. Потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе маленькой мастерицы.

Еще один интересный факт. По специальной обрядовой кукле Девка-Баба судили о готовности девушки к замужеству. О том, какая сторона куклы выглядела более привлекательно, делали вывод, о чем больше думает девушка — о семье или нарядах и развлечениях. Об этом обряде и кукле Девка-Баба у меня есть публикация: « Два состояния женщины или как наладить отношения с супругом и детьми. Кукла Девка-Баба ».

Хочу обратить ваше внимание на то, что лицо этим куклам не прорисовывали. Существовало такое поверье, что кукла с лицом приобретает свою душу. Это могло повредить ребенку. Безликая кукла могла быть одновременно игрушкой для развлечения и безопасным оберегом.

Куклы сопровождали всю жизнь девочки-девушки-женщины. По древнему обычаю, если женщины почувствовала в себе зарождение новой жизни, то приступала к изготовлению специальной куколки-оберега для будущего малыша. Для каждого этапа жизни была своя особенная кукла со своим сакральным смыслом. Например, для детей по старше была кукла Каша. По ней девочек учили кашеварить.

Что несут современные игрушки нашим детям?

Теперь подведем итог. Как видите, для наших предков было очень важно не только развлекать ребёнка игрушкой, но и обучать с её помощью законам жизни, мироустройства, поддерживать связь с родом. Могут ли это обеспечить современные игрушки, чему они учат наших детей? Да, среди огромного разнообразия есть интересные экземпляры развивающих гаджетов. И они с большим успехом развивают ум ребёнка. Но, мы, же прекрасно понимаем, что для полноценной жизни этого не достаточно, необходимо развивать и разум. Могут ли это сделать сегодняшние магазинные игрушки?

Детство - самое лучшее время в жизни каждого человека. Оно навсегда остаётся в нашей памяти. И, конечно же, одним из ярких воспоминаний являются детские игрушки, сделанные своими руками, именно эти игрушки будут помниться ребёнку дольше всего, потому что вложена частичка его души.

Все дети, без исключения, обожают подвижные игрушки.

Представляю вашему вниманию- «Игрушка-плясун».

Поделка «Игрушка-плясун»

С плясунами можно играть, использовать их в период адаптации детей раннего возраста для снятия эмоционального напряжения, сделать их актёрами театра, использовать как сюрпризный момент в процессе образовательной и воспитательной деятельности.

Данная методическая разработка направлена на гармоничное формирование личности ребёнка.

«Игрушка – плясун» обладает – доступностью, бюджетностью в изготовление, применением во всех возрастных группах, презентабельностью.

В магазинах есть самые разные куклы – простые и сложные, добрые и злые. Некоторыми может управлять даже ребенок, другие предназначены для опытных кукловодов. Но ничто не сравнится с куклой, изготовленной самостоятельно.

Во-первых, такая кукла будет существовать в единственном экземпляре.

Во-вторых, ее можно будет наделить любыми чертами внешности и, соответственно, характера.

В-третьих, процесс изготовления такой куклы обязательно будет интересным как ребенку, так и взрослым.

Способствовать формированию интереса к творческой деятельности, развивать художественно – творческие и конструкторские способности познавательный интерес и практические умения детей через изготовление игрушки - плясуна.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с игрушкой - плясуном;

- формировать представления об изготовлении конструкции;

- закреплять навыки анализа конструкции изделия, чтения эскиза, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

- совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки деталей, вырезание, скрепление.

Развивающие:

- развивать логическое, конструкторское, технологическое, образное, художественное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, пространственное воображение;

Воспитательные:

- воспитывать ответственность за выполнение работы,

- способствовать воспитанию культуры труда: соблюдение правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической культуры (грамотного выполнения последовательности конструкции, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Планируемые результаты:

Ребенок оперирует игрушкой - плясуном;

имеет представление об изготовлении конструкции;

использует навыки анализа конструкции изделия, чтения эскиза, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

использует навыки выполнения технологических операций: разметки деталей, вырезание, скрепление.

ответственное выполнение работы,

Развитие художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Инновационная составляющая:

использование технических возможностей:

-распечатка на цветном принтере, придает эстетичный вид игрушке

-ламинация качественной пленкой, которая способствует длительному использованию

Методы и приемы

Наглядный метод:

-показ способа действий

-демонстрация выполненной игрушки

Игровые методы:

-создание игровой ситуации

Словесные методы:

-загадывание и отгадывание загадок

-чтение художественной литературы

Технология изготовления:

Материалы и оборудование:


-шаблоны будущей поделки;

1) Разложить детали игрушки-плясуна, вдеваем проволоку или толстую нить в бусины (пуговицы);


2) Проволоку (нить) с бусиной продеваем в заранее подготовленные отверстия, проделанные в деталях игрушки. Соединяем детали между собой, проволокой (нитью) с обратной стороны связывая их узлом.


3) К горизонтально натянутым нитям привязываем длинную нить вертикально и приклеиваем палку-держатель.




Результативность

Дети познакомились c изготовлением игрушки - плясуна;

У детей сформировалось представления об изготовлении конструкции;

Дети научились анализировать конструкцию изделия, планировать работу, организовывать рабочее место, выполнять работу по плану;

У детей продолжает развиваться логическое, конструкторское, технологическое, образное, художественное мышление, зрительная память, мелкая моторика рук, пространственное воображение;

Сформировалась ответственность за выполнение работы, навыки соблюдения правил безопасной работы инструментами;

Повысилась творческая активность, трудолюбие.

Игрушка-говорушка

Игрушка-говорушка Хочу показать вам одну вещицу, которая помогает мне при проведении артикуляционной гимнастики, особенно на этапе знакомства детей с.

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка Для данной работы, нам понадобились: пластиковая бутылка,пластилин; Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Самодельная игрушка

Самодельная игрушка Самодельные детские игрушки всегда были самые любимые. Недаром дети очень бережно относятся к самой.

Стенгазета «Моя любимая игрушка»

Стенгазета «Моя любимая игрушка» Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию нашу стенгазету "Моя любимая игрушка" "Детство-пора золотая, В детстве играй и резвись, Детства.

Мастер-класс «Дергунчик — забавная игрушка»

Все дети, без исключения, обожают подвижные игрушки. Конечно, проще купить их в магазине, но гораздо интереснее и полезнее сделать своими руками. С дергунчиками можно играть, можно сделать их актёрами домашнего театра, можно просто подарить детям, но лучше – делать эти игрушки вместе с ними!

Дети будут в восторге от такого занятия.

Дергунчик – вариант механической игрушки, части которой слабо соединены и приводятся в движение с помощью нитей, закреплённых на задней стороне игрушки.

Игрушки-дергунчики известны ещё со времён античного мира. В XIX веке они были популярны во всех странах Европы. В Германии их называли «Хампельман», во Франции – «Пантин», а в англоязычных странах – «Прыгающий Джек». Мастерили такие игрушки и в России, назывались они «плясуны».

Класический дергунчик – это человечек или человекообразное существо с туловищем, двумя подвижными руками и двумя ногами. Изначально дергунчиков делали из дерева, с появлением цветной печати заготовки для них стали появляться в журналах. Над созданием эскизов таких игрушек работали настоящие художники. Картонные дергунчики – это что-то среднее между марионеткой и бумажной куклой.

Значение поделки и её роль

Игрушка-дергунчик способствует развитию у ребенка образного и логического мышления, творческих и игровых способностей, координации движений, внимания, усидчивости, мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений.

- фломастеры;

- канцелярский нож или ножницы.

- шаблоны будущей поделки






1. Разложить детали дергунчика : туловище, две руки, две ноги, четыре проволоки, палочка для накручивания проволоки, две короткие нити для горизонтального связывания, одна длинная нить для приведения дергунчика в движение, большая палка – держатель дергунчика.

2. Просовывем проволоки в проделанные шилом дырки на туловище на руках и ногах.

3. Накручиваем проволоку на счётную палочку и сплющиваем её.

4. Вставляем горизонтально нитки, соединяем руки и ноги, связывая их. Отрезаем лишние концы ниток.

5. К горизонтально натянутым нитям привязываем длинную нить вертикально и приклеиваем большую палку-держатель.

Вот какие забавные игрушки - дергунчики получились.

«Ёлочка-топотушка, забавная игрушка». Мастер-класс

«Ёлочка-топотушка, забавная игрушка». Мастер-класс "Ёлочка-ёлка лесной аромат, Мы приглашаем на праздник ребят. Пусть эта ёлочка в праздничный час Каждой иголочкой радует нас, Радует нас. ".

Мастер-класс поделки из картона «Забавная обезьянка — символ наступающего года»

Мастер-класс поделки из картона «Забавная обезьянка — символ наступающего года» Для изготовления понадобятся такие материалы: картон двух цветов,цветная бумага,клей, двусторонний скотч,нитка с иглой, элементы для декора (листья.

«Забавная обезьянка» мастер-класс изготовления шапочки для новогоднего карнавала

«Забавная обезьянка» мастер-класс изготовления шапочки для новогоднего карнавала На пороге Новый год. Чтобы встречать его было веселее, мы с сыном решили смастерить шапочку обезьянки из подручных материалов. Представляю.

Мастер-класс «Забавная гусеница»

Мастер-класс «Забавная гусеница» Хочу вам предложить свой мастер- класс по изготовлению картонной коробочки "Забавная гусеница. " В ней можно сделать подставку для карандашей.

Мастер-класс «Забавная медуза»

Мастер-класс «Забавная медуза» Здравствуйте коллеги! Хочу поделиться изготовлением игрушки, которую мы сделали вместе с детьми. Проводили опыты с водой, закрепляли свойства.

Мастер-класс «Забавная обезьянка» (игрушка на уличную елку)

Мастер-класс «Забавная обезьянка» (игрушка на уличную елку) К нам идет Новый год, Что он нам принесет? Озорная обезьянка, Принесет нам счастья воз! Предлагаю Вашему вниманию игрушку "Обезьянку".

Мастер-класс: елочная игрушка из цветной бумаги «Забавная обезьянка — символ 2016 года»

Мастер-класс: елочная игрушка из цветной бумаги «Забавная обезьянка — символ 2016 года» Вашему вниманию предлагаю пошаговое выполнение забавной обезьянки для детей дошкольного возраста. Дети подготовительного возраста вполне.

Мастер-класс «Забавная обезьянка» (старшая группа)

Мастер-класс «Забавная обезьянка» (старшая группа) Для создания этой поделки вам понадобиться светло-зелёный картон, на котором надо нарисовать два круга: внешний диаметром 17 см и внутренний.

«Новогодняя игрушка». Мастер-класс

«Новогодняя игрушка». Мастер-класс .

Игрушки старины. История игрушки.

Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.

Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)

Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева. Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.

Дымковская игрушка

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи

Филимоновская игрушка

В Древней Руси игрушки делали в основном из двух материалов: глины и дерева. Самая знаменитая на то время игрушка – это была Филимоновская игрушка. ,названная так в честь деревни Одоевского района Тульской области, где были обнаружены залежи глины высочайшего качества. Это были различные фигурки и свистульки в форме медведей, коней, петушков, коров и др. животных, которые расписывали в малиновые, желтые, голубые и зеленые цвета. От этого они были достаточно яркими и забавными для игр маленьких детей.

Наносят узоры на игрушку

Богородска игрушка

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородске игрушки чаще бывают не крашенные и редко расписные.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

Ёлочные игрушки из стекла.

Лошадки из дерева

«Не укладывайте спать

Неваляшку на кровать!»

«Мой веселый, звонкий мяч…»

«Чуть-чуть тряхнешь - совсем иные краски,

Иной узор, иное настроенье.»

«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»

Советские игрушки. Юла.

Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.

«Попалась в руки мне «змея»,

Не аспид злой, головоломка»

Советские игрушки. «Змея».

Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.

Пятнашки - отличная игра, чтобы «убить время»

Советские игрушки. Пятнашки.

Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.

Серьезные баталии в настольный хоккей

Советские игрушки. Настольный хоккей.

Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть, игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.

У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.

Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки».

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка - краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки Дети группы №7 "Красная Шапочка" МБ ДОУ Д/С №2 "Крепыш" г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.

Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 "Мальчиши" «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.

Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».

Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».

Занятие «Игрушки» Упражнение на развитие восприятия. Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки. Задача детей - собрать.

Занятие «Игрушки»

Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Интересно… Забытые народные игрушки

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом…

ТАРАХТУШКИ , то есть погремушки, делали из дерева в виде точеного шарика, а внутрь помещали горох или мелкие камушки; из березовый коры; из рога от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

iucatal3000002e

СОЛОВЕЙ . Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук писка.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу или земле. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

065_02

ДЗЫК . Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА . Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

2-z2-cd655927-659b-4413-bbcd-597c4f038c91

ПИЛЬЩИК . Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ . Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

decor_bogor

МЕЛЕНКИ . Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

КУКЛЫ. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

1307083284_18

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола — Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя- Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка . Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

zakrutka

73d0caa293de9cb003e448c55ff7bea5

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы . Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

1149632-2bcbe35a12c48755

59895870_1275672753_20090818185342

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

0006-009-Kukly-SVJORTKI-iz-svjornutoj-tkani

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейные правила.

59bd16c8b00b026e267af239208334ef

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

ЗЕРНУШКА. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу.

130212020758

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русская игрушка — матрешка, «родилась» в подмосковном Сергиевом Посаде. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского.

4a82aaac28c14bd74b36486cc0e15adb

А вы знаете, что несмотря на свою популярность, появилась матрёшка недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин. Мастер вырезал куклу, её в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное — Матрена. Матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.

Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. В каждой местности изготавливали разные игрушки: свистульки, погремушки, фигурки людей и животных. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке.

4229411_58478127_duym20

Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках.

Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.

thumbsadakova_l_p800x600x1x16777215_sadakova__1_

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.

filimonovskaya_igrushka

5004

Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками — это хлудневские игрушки . Их лепили в виде животных, птиц и людей. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей.

Читайте также: