Что такое прототипические игрушки

Обновлено: 17.05.2024

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.

Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации: 1) персонажи (роли), 2) действия персонажей, 3) пространство (место) действия. Воображаемая ситуация в детской игре в той или иной степени поддерживается предметными опорами. При этом игрушки (игровой материал) могут выполнять функцию актуализации и обслуживания, поддержки каждого из компонентов воображаемой ситуации (сюжета). Так, персонажам (ролям) соответствуют предметы, изображающие этих персонажей или специфические ролевые атрибуты этих персонажей; игровым действиям – предметы, непосредственно поддерживающие это действие; месту или пространству действия персонажа – предметы, обозначающие это пространство. Такое различение игрушек по их функциям в игре было предложено Н.Я. Михайленко [9] и мы воспользуемся им для типизации игрового материала.

Итак, в соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

· «Игрушки-персонажи» – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

· «Игрушки-предметы оперирования» – это игрушки, имитирующие реальные предметы, – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

· «игрушки-маркеры (знаки) пространства» – это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра. Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, – ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль – модель, в крайнем выражении – действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы «выпячивающие» самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.

Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может достигать крайней степени, и тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом «автомобильном» ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства – машины, автобуса, трактора, кареты и пр.). Со стороны этого параметра можно выстроить непрерывный ряд, начиная с минимально условных – реалистических игрушек (копий), к прототипическим игрушкам и далее к условным, на противоположном полюсе.

Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, – ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Например, принято выделять готовые игрушки и сборные [12]. Готовую сюжетную игрушку мы можем отнести к полюсу минимальной условности, сборную (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) – к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.). В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру – так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Меру условности игрушки по всем трем параметрам можно представить в виде следующей матрицы:

Мера условности: Параметры: Минимум условности Промежуточные формы Максимум условности
Внешний облик Реалистическая игрушка (копия) Прототипическая игрушка Условная игрушка
Размер Крупная Средняя Мелкая
Готовность Готовая к использованию Трансформер Сборная

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.

Первая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» – игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.

Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи в игре детей 2-3 лет занимают очень важное место, особенно куклы. Как и рассмотренные выше типы игрушек, игрушечный персонаж для ребенка 2-3 лет должен представлять собой прототипическую по облику игрушку, крупную и среднюю по размерам (далее, говоря о размерах игрушек-персонажей, мы будем иметь в виду примерно такие градации: крупная – 35-50см, средняя – от 10-15см до 20-30см, мелкая – от 5-7см до 10см). Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Кукла для ребенка до трех лет – это, в известном смысле, подобие его самого: голыш с обобщенными «детскими» чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков до трех лет). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка (а не замещает активного партнера по игре). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.). Именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большой значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи – подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической, – задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны – имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

игры для детей раннего возраста в период адаптации».

Подготовила педагог воспитатель - Новожилова В. В.

«Организация игрового пространства для сюжетно-отобразительной игры для детей раннего возраста в период адаптации».

Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития сюжетной игры. В групповом помещении должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр : приготовления еды, кормления, сна, купания кукол. В определенных местах размешают машинки и строительный материал, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и пр. Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по - одиночке, так и в небольшой группе.

Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы.

Вместе с тем игровое пространство не должно жестко ограничиваться игровыми уголками.

Игра — это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, лечить куклу, играть со зверюшками, он может на свободном столике или на коврике. Воспитатель может и сам предложить малышу место для игры : «Собачка говорит, что хочет кушать. Давай покормим ее вот здесь, на коврике, здесь ее будка»

В качестве игровой зоны можно использовать и спальную комнату, например, устроить в ней уголок ряжения, место для укладывания кукол спать. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее.

Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии. Если ребенок вместе со взрослым или сам организовал игровое место где-нибудь в уголке, на коврике или на стульчике, а затем прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета.

Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки другими, которые временно могут храниться в закрытом шкафу.

Для обучающих игр, показов подбираются игрушки среднего размера (15-20 см, привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся ручки, ножки, что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.

Игрушки для сюжетных игр традиционно подразделяются на два вида: реалистические и прототипические.

Реалистические игрушки — это игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К ним относятся, например, куклы с подвижными частями тела, посуда, машины, мебель, имеющая функциональные элементы (открывающиеся крышки, дверцы, выдвижные ящички и пр.).

Прототипические игрушки лишь условно воспроизводят детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом, плита, на которой на рисованы конфорки и духовка.

В группе должны быть представлены игрушки разных видов. Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Желательно, чтобы в группе были куклы разного «возраста», сделанные из разного материала, с разнообразной мимикой. Хорошо, если среди кукол будут представители разных рас, национальностей, профессий.

Размер кукол имеет немаловажное значение. В группе раннего возраста используются куклы крупного размера (35-50). Но, следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаше сидят в статичных позах и используются лишь в некоторых игровых ситуациях. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Малышам легче играть с небольшими куклами-голышами; их можно носить, укачивать, купать, пеленать и т. п.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, курочки, петушки, рыбки и др.). Эти игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Таким образом, в группе должны быть следующие материалы и игрушки:

• кукольная мебель, которая легко переносится ребенком (столики, стульчики, стол, плита, скамеечки, шкаф и т. п.);

• куклы в одежде, которую можно легко снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, платочках, шляпках);

• игрушки для разыгрывания различных сюжетов : кормления кукол (посуда, столовые приборы, укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца, купания (ванночки, флаконы из-под шампуней, губки, салфетки, лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр., прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки, уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расческа, ленточки, пустые флаконы, игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др., игры в цирк ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном, перчаточные куклы, маски разных животных, игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др. ;

• строительные наборы для строительства домов, дорожек, забор чиков, мебели (кубики, цилиндры, арки);

• машины разных размеров, цветов, назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые, гоночные машины, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и др.);

• предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, катушки, тряпочки, нарисованные на картонных тарелочках овощи и фрукты, а так же пустые кружочки, для того чтобы дети могли сами нарисовать нужный им предмет и пр.). Хочется немного поговорить о важности использования предметов-заместителей, про которые педагоги часто забывают. Важнейшим достижением раннего возраста является бурный рост воображения, для которого игра служит наиболее благоприятной почвой. На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Первые замещения появляются в игре малышей под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба, может также дополнить игровую ситуацию условным действием без предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре дети этого возраста, как правило, играют с реалистическими игрушками и замещения используют редко, так как не вполне понимают принцип замещения.

На третьем году жизни, и особенно во второй его половине, ребенок начинает активно и самостоятельно пользоваться предметами-заместителями. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. Если же взрослые не уделяют должного внимания игровой деятельности малышей, они задерживаются в своем развитии, а замещений не бывает даже к концу раннего возраста.

• большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и т. п.

• большое количество ширм, например, фасад автобус, а боковые стенки автомобиля, сделанная из картона или пластиковых труб обшитых тканью; могут быть тематические ширмы по сказкам; ширма-домик, ширмы по сенсорике со съемными компонентами; ширмы на развитие мелкой моторики и навыков одевания «Одень Машу»

Возрастные особенности детей второго года жизни таковы, что подбор игрушек и игрового материала, оформление игровой среды имеют особое значение. Внимание ребенка рассеивается, если в поле его зрения попадает одновременно много игрушек, поэтому их необходимо рассредоточить по всей комнате, желательно комплектовать по смысловым связям. Например, на плиту поставить кухонную посуду, на стол - чайную, обеденную, на лошадку посадить всадника, на тележку погрузить кирпичики, рядом с тазиком положить губку, полотенце, кувшин. Это подскажет ребенку, как выполнить не одно действие, а цепочку.

Игрушки, действия с которыми малыши еще не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного пользования. Сначала детей надо обучить игровым действиям в совместной игре со взрослыми. Так, если дети не умеют строить из кубиков, кирпичиков, воспитатель проводит обучающие игры в индивидуальной форме. Нецелесообразно, чтобы дети свободно играли с игрушками-забавами: воспитатель использует их в определенные моменты, чтобы порадовать малышей, отвлечь от грустных мыслей о доме, маме. Эти игрушки должны сохранять для ребенка новизну и неожиданность, чтобы оказывать воздействие на его чувства и переживания.

Для насыщения центра сюжетных игр рекомендуем пользоваться следующей литературой:

1. «Материалы и оборудование для детского сада» под редакцией Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой

2. «Организация развиавющей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова

«Предметно-пространственная развиавющая среда в детском саду» Н. В. Нищева

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Конспект сюжетно-игрового досуга в группе раннего возраста «К куклам в гости» Программное содержание: внести разнообразие в привычную обстановку детей, доставить малышам радость, обогатить эмоциями, создать бодрое.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками, а с игрушками, изображающими различные персонажи.

Организация игровой среды для режиссерских игр

Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих "актёров". Поэтому такая игра и получила название режиссёрской. Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды.

Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.

Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Игрушки для сюжетных игр

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Детям можно давать игрушки всех видов. Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.

Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные, иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.

Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Разворачиванию сюжетов с куклами и животными помогут :

• Кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и пр.)

• Набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.)

• Игрушки для: кормления (чашки, тарелки, ложки, пластмассовые ножики с тупыми концами, кастрюли, сковородки и пр.) и мытья посуды (губка, мыло или жидкость для мытья, мисочка или раковина).

• Игрушки для укладывания кукол спать (кроватка, колыбелька, подушечка, одеяльце)

• Куклы в одежде, которую можно снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, в платочках, в шляпках, одежда должна сниматься легко).

• Игрушки для прогулки с куклами (коляска с подушечкой и одеяльцем, машинки)

• Игрушки для купания (ванночки разных размеров, флаконы из-под шампуней, губка для мытья, салфетки для вытирания).

• Игрушки для лечения (игрушечный набор, в который входит градусник, шприц, трубочка для прослушивания и пр.). Кроме того, в открытом доступе должна иметься коробка с подручными материалами (нарезанные листочки бумаги – горчичники, кусочки ваты, бинтик, крышки от маленьких флаконов – банки и пр.).

• Набор предметов для «уборки» комнаты (совок, веничек, выбивалка, салфетки).

• Игрушки для игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, деньги – нарезанные листочки бумаги, визитки и пр., наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов).

• Набор предметов для парикмахерской (зеркало, расческа, щетка для волос, ленточки, флаконы из-под лака).

• Строительные наборы, включающие кубики, цилиндры, арки для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели.

• Машины разных размеров, цветов назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики,

• легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

• Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).

Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.

Описание игровых макетов.

Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы – фигурки персонажей;

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья киоски, касса);

• предметы, обозначающие события, - машины, мотоциклы (дополняются детьми по желанию).

Макет «Улица города» - выполнен на листе фанеры (100х50 см, дома из деревянных кубиков, сделана разметка дорог, пешеходных переходов.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (гаражи, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, бензозаправка, ГАИ).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Микрорайон» - Другой макет сделан на ткани с аппликацией, обозначающие дома, деревья, проезжую часть, пешеходных переходов, детский сад.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);

• маркеры пространства (дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, здание детского сада).

Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.

Макет «Дом – семья» - Основание из картона, стены оклеены обоями (сейчас у нас домик заводского изготовления)


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочь, кукла-сын);

• маркеры пространства (столы, кресла, диван, ковер, стулья и другая мебель);

• предметы, обозначающие события (басен, фотографии рамках, телевизор, лоскутки ткани);

• бытовые предметы (полотенце, посуда, постельные принадлежности и т. п.).

Макет «Деревня» - деревянный, основание линолеум.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (бабушка, дедушка, внучка, разные домашние животные);

• маркеры пространства (дом, сарай, заборчик, деревья);

• предметы, обозначающие действия (корыто, лейки, ведра, чашки).

Макет «Сказочный лес» - поле на ткани с аппликацией деревьев.


В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

• предметы-фигурки (различные животные, фигурки принцесс, фигурки принцев и т. п.);

• маркеры пространства (дом, замок, деревья, тропинка);

• предметы, обозначающие действия (бросовый природный материал для создания сюжета).

Ширма «Морские жители» - листы картона оклеены, синей или голубой бумагой.


• предметы-фигурки (рыбки, улитки, осьминоги, морские звезды, черепашки и т. д.);

• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

• предметы, обозначающие действия (удочки, лодочки).

Я не стала перечислять все темы игр, их подскажут сами дети.

Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»

Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» Рекомендации: В ходе проведения мастер-класса необходимо использование слайд-шоу с фотоматериалами. При выполнении практической части работы.

Организация предметной игровой среды в ДОУ

Организация предметной игровой среды в ДОУ Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные.

Типизируя материал для сюжетной игры, мы прежде всего будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.

Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации: 1) персонажи (роли), 2) действия персонажей, 3) пространство (место) действия. Воображаемая ситуация в детской игре в той или иной степени поддерживается предметными опорами. При этом игрушки (игровой материал) могут выполнять функцию актуализации и обслуживания, поддержки каждого из компонентов воображаемой ситуации (сюжета). Так, персонажам (ролям) соответствуют предметы, изображающие этих персонажей или специфические ролевые атрибуты этих персонажей; игровым действиям - предметы, непосредственно поддерживающие это действие; месту или пространству действия персонажа — предметы, обозначающие это пространство. Такое различение игрушек по их функциям в игре было предложено Н.Я.Михайленко, [3] и мы воспользуемся им для типизации игрового материала.

Итак, в сооответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек). Будем в дальнейшем называть их игрушки-"персонажи", игрушки-"предметы оперирования", игрушки-"маркеры (знаки) пространства". Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации. Поясним подробнее, что представляют собой эти типы игрового материала.

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

В возрастном аспекте отмечается общая тенденция: от полноты предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации к частичных опорам (предметной поддержке той или иной составляющей воображаемой ситуации). Преддошкольники (2-3 года) и младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей "полную" воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки - предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы "намекает" на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра. Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы "выпячивающие" самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.

Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может достигать крайней степени, и тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом "автомобильном" ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства — машины, автобуса, трактора, кареты и пр.). Со стороны этого параметра можно выстроить непрерывный ряд, начиная с минимально условных — реалистических игрушек (копий), к прототипическим игрушкам и далее к условным, на противоположном полюсе.

Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пласстмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Так, принято выделять готовые игрушки и сборные. [4] Готовую сюжетную игрушку мы можем отнести к полюсу минимальной условности, сборную (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) — к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.). В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Меру условности игрушки по всем трем параметрам можно представить в виде следующей матрицы:

Мера условности: параметры Минимум условности Промежуточные формы Максимум условности
Внешний облик Реалистическая игрушка (копия) Прототипическая игрушка Условная игрушка
Размер Крупная Средняя Мелкая
Готовность Готовая к использованию Трансформер Сборная

Известно, что с возрастом игровое действие обобщается и свертывается, переходя в речевой или внутренний план (Д.Б.Эльконин, 1978 и др.). Казалось бы, мера условности игрушки должна соответствовать этой общей возрастной тенденции: чем старше ребенок, тем условнее должна быть сюжетная игрушка. Однако исследования показывают, что это не совсем так.

Для того чтобы поддерживать и развивать игру детей 2-3 лет, необходимы прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Реалистические игрушки-копии, так же, как мелкие и сборные игрушки приводят к простым манипуляциям маленького ребенка с ними как с физическими объектами, не способствуя возникновению смыслового игрового контекста (воображаемой ситуации). Как видно, мера условности игрушек, подходящих для детей 2-3 лет, неоднозначна относительно выделенных нами параметров. Если по параметру облика прототипическая игрушка располагается между минимальным и максимальным полюсами условности (т.е. надо, чтобы игрушка выявляла для ребенка неразмытый деталями общий смысл отображаемого предмета), то по параметрам размера и готовности игрушка для этого возраста ближе к полюсу минимальной условности.

В рамках возрастного диапазона 3-7 лет трудно выделить резкие, отчетливые границы целесообразных изменений меры условности игрушки по отношению к используемым нами параметрам. Можно говорить лишь об общих тенденциях.

К таким общим тенденциям при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему можно отнести, во-первых, постепенный переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, во-вторых, увеличение доли сборных игрушек к старшему дошкольному возрасту.

Что касается облика игрушек, то здесь к старшему дошкольному возрасту тенденция двояка: это одновременное движение к минимальному и максимальному полюсам условности. Наибольшую ценность для игры приобретают реалистические и крайне условные игрушки. Первые отражают детскую тягу к "настоящей" вещи, вторые стимулируют творческую игру (способствуют разнообразию игровых тем и активизации фантазии детей). Прототипические игрушки в целом теряют привлекательность для детей .

Однако, по отношению к каждому сюжетообразующему типу игрушек в этих общих тенденциях есть нюансы, которые мы отметим в следующих параграфах.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.

Тема: «Подбор материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры в современных условиях».

Игра как культурная форма деятельности ребенка передается ему двумя путями – через живые образцы деятельности (взрослых, старших детей) и через специфические предметы, т.е. через игровой материал.

Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:

3.пространство (место) действия.

В соответствии с сюжетообразующими функциями Михайленко Н.Я. выделяет три типа игрового материала (игрушек):

- игрушки – «предметы оперирования»,

- игрушки – «маркеры (знаки) пространства»

Что же представляют собой эти типы игрового материала.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы (например, игрушечная чашка, утюг, руль, молоток…).

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, например, белая шапочка врача, каска строителя и т.п.

«Маркеры (знаки) пространства» - это игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, ширмы – имитаторы жилища).

Дети 2-3 лет и 3-4 лет для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки – предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка – персонаж и маркер пространства), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки. В понятии меры условности игрушки скрыты три параметра – это внешний облик, размер, готовность к использованию.

Меру условности игрушки по всем трем параметрам можно представить в виде следующей таблицы:

Реалистическая игрушка (копия)

Готовая к использованию

По внешнему облику –

Реалистическая игрушка – это копия реального предмета, сохраняющая все его черты, в их реальных соотношениях (например, игрушечный автомобиль - модель)

Прототипическая игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета (например, игрушечный грузовик с кузовом, кабиной, колесами). Такого рода предметы, как бы «выпячивают» самые существенные черты реального предмета.

Примером условной игрушки в этом автомобильном ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем и может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства).

Игрушки могут быть крупными , соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, утюг, молоток и т.п.).

Игрушки могут быть мелкими , располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги).

Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Принято выделять готовые игрушки и сборные (которые в своих частях не представляют собой отображения реального предмета). В последнее время появился большой промежуточный класс игрушек по данному параметру – так называемые трансформеры , которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Известно, что с возрастом игровое действие обобщается и свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Казалось бы, мера условности игрушки должна соответствовать этой общей возрастной тенденции: чем старше ребенок, тем условнее должна быть сюжетная игрушка. Однако исследования показывают, что это не совсем так.

Для того чтобы поддерживать и развивать игру детей 2-3 лет, необходимы прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Реалистические игрушки-копии, так же, как мелкие и сборные игрушки приводят к простым манипуляциям маленького ребенка, не способствуя возникновению смыслового игрового контекста. Как видно, мера условности игрушек, подходящих для детей 2-3 лет, неоднозначна относительно выделенных параметров. Если по параметру облика прототипическая игрушка располагается между минимальным и максимальным полюсами условности, то по параметрам размера и готовности игрушка для этого возраста ближе к полюсу минимальной условности.

В рамках возрастного диапазона 3-7 лет трудно выделить отчетливые границы изменений меры условности игрушки по отношению к используемым нами параметрам. При переходе от младшего дошкольного возраста к старшему можно отнести, во-первых, постепенный переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, во-вторых, увеличение доли сборных игрушек к старшему дошкольному возрасту.

Что касается облика игрушек, то здесь к старшему дошкольному возрасту двоякая тенденция: это одновременное движение к минимальному и максимальному полюсам условности. Наибольшую ценность для игры приобретают реалистические и крайне условные игрушки. Первые отражают детскую тягу к «настоящей вещи», вторые стимулируют творческую игру. Прототипические игрушки в целом теряют привлекательность для детей.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который не может быть назван игровым, но который обслуживает игру. Традиционно он обозначается как полифункциональный материал (заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале.

Чтобы подбирать игровой материал для детской игры, воспитателю необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

Эти ориентиры подбора игрового материала могут быть определены, исходя из закономерностей построения и изменения детской игры в онтогенезе, и представлены в виде тех или иных типов игрового материала.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры – фантазирования.

Читайте также: