Что такое романовская игрушка

Обновлено: 15.05.2024

Простые по форме изделия навевают ассоциации с непринуждённой импровизацией. Иной раз можно почувствовать некую недосказанность – как будто зрителю нарочно оставлен простор для фантазии. Нарядные краски и мягкие очертания очень оживляют и облагораживают глиняную поверхность.

Край искусных гончаров

Село Романово было основано в XVI веке боярами Романовыми неподалёку от Липецка. Позднее оно перестраивалось, меняло название, но промысел по сей день сохранил своё имя. Местность славилась залежами ценных сортов глины, что дало импульс развитию гончарного ремесла. Мастера, кроме посуды, изготавливали игрушки – они и получили название романовских.

Создание причудливых изделий нашло своё продолжение в XX веке, мастера передавали свои тайны ученикам. В 1986 году был создан Центр романовской игрушки. Он находится в Троицком – селе, которое возникло после того, как Романово было поделено на несколько частей. В числе самых известных художников – Иван Гункин и его ученик Виктор Маркин.

Глиняные богини

Сюжеты воплощаются самые разные, нередко образы черпаются из старинных преданий. Сказочные животные получаются колоритными и очень выразительными. Один из примечательных сюжетов – весёлая тройка. Лихие всадники выглядят одновременно мужественными и трогательными.

Визитная карточка романовского промысла – фигурка женщины в свадебном наряде, которая олицетворяет богиню плодородия и хранительницу очага. Скульптура получила ласковое наименование «романушка». Её головной убор символизирует звёздное небо, ожерелье – дождевые капли, а узоры на одежде – землю и растения. У каждого художника получается своя «романушка», но общие черты образа остаются неизменными.

Мягкая суровость

Фигурки романовского промысла производят впечатление сдержанности и даже некоторой суровости, но это смягчается выразительными плавными линиями. Краски нередко берутся яркие, однако они не перебивают природный цвет глины, а подчёркивают его. Поверхность нередко украшена бесчисленными засечками.

Глиняные игрушки таинственным образом сочетают в себе детскую наивность и глубокую народную мудрость. Каждая фигурка – символ, застывшая мысль и непосредственный взгляд на мир. Приобщение к чудесному искусству романовской игрушки поможет увидеть красоту в каждом мгновении жизни и запечатлеть её в своей душе.

Традиции Романовского промысла имеют глубокие корни, а Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой Липецкой области!
Название игрушки происходит от царской семьи Романовых, когда те в 16 веке образовали на берегу реки Воронеж большое село Романово-Городище. Одним из главных ремёсел у жителей стало гончарное дело. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки, а наиболее увлечённые делом гончары стали лепить для души игрушки-свистульки. Эти игрушки вскоре стали называться «Романовскими». Древнейшие образцы игрушек датируется 17 веком и они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. В начале 19 века в Липецке открылся первый в России курорт. Это событие дало новый толчок к развитию Романовского народного промысла. Именно с этого времени на мастеров оказывает сильное влияние бурная городская жизнь. Гончары-игрушечники стали вносить в традиционную глиняную игрушку светские и городские мотивы. Так появились фигурки барышень в шляпах и богатых нарядах, генералов-всадников, офицеров в строгих мундирах под ручку с дамами.

История романовской игрушки, фото № 1

В 1929-30 гг. советская власть в селах стала закрывать церкви, запрещать лепить игрушки на продажу. Почти все мастера-гончары закопали в своих огородах горны для обжига. А с тех, кто продолжал заниматься промыслом, взимали большие налоги.
Во время Великой Отечественной войны мастерам романовского промысла приходилось заниматься только гончарством, поскольку посуда была востребована больше. Несмотря на сложные времена Романовского промысла в Советское время, наши мастера сумели сохранить традиции и игрушки того времени. Многие из работ наших ведущих мастеров представлены в музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. А сегодня каждый желающий может приехать в студию Романовской игрушки и попробовать себя в роли мастера-игрушечника и приобрести эту великолепную традиционную народную игрушку!

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Давайте знакомиться. Меня зовут Анна Кива. Я страстный коллекционер народного искусства, практикующий стилист- декоратор и немного искусствовед. И все эти мои увлечения вылились в проект Лавка Образов.

Скажите, давно ли вы отправлялись в путешествие на машине времени и переносились от наших дней до 16 века и обратно?

Не было с вами такого? !

Что мы будем делать? ТВОРИТЬ МИФ!

Миф запечатленный в романовской игрушке и дошедшей до нас сквозь века. Я расскажу Вам немного о образе, символизме, истории и особенностях промысла, но лишь немного, чтобы не отвлечь от главного - лепки, творчества и отдыха за глиной.

Мы своими руками слепим по традиционной технологии романовскую игрушку - бабоньку в праздничном романовском костюме невесты Романушку.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 1

Под руки ей посадим младенчиков и жавороночка. И все это не просто так! Это все символы и обереги, о чем я немного Вам расскажу.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 2

Потом наши работы останутся сохнуть и через несколько недель их обожгут.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 3

И уже после этого вы сможете забрать свои творения домой и расписать их. Но можно расписать из и даже полить глазурями на втором занятии.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 4

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 5

А, кто захочет, и шикарные тарелки успеет слепить и еще что- то для души и для дома.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 6

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 7

Чувство прекрасного на кончиках пальцев, - вот, что дарит бездонный ларец народного искусства.
Надо только суметь открыть его для себя.
Когда ты, например, лепишь игрушку твои руки, глаз и душа работают в унисон. Одно транслирует чувство, другое запечатлевает. И рождается образ, наполненный до краев духом и чувством. Образ сложный, нереальный, мифический.

Такова романовская игрушка.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 8


Во время лепки формируется чувство пропорций, чувство формы и линии, чувство ритма . развивается мелкая и крупная моторика.
Так рождается умение создавать образы на кончиках пальцев, чуткость души и зоркость глаза.

Так же бытует мнение, и я это на себе много раз ощущала, глина, как сорбент, впитывает и забирает весь негатив, плохое настроение, усталость. Терапия для души и для тела через творчество. Полный релакс.

В нашем распоряжении весь день, много глины, поливы, гончарные круг и . чай с плюшками.

Волшебная глина - лепим романовскую игрушку и не только, фото № 9

Обязательно покажу, как из трех видов заготовок рождается романовская игрушка, как прокалывается свисток и на наших глазах у формы появляется голос.

Первые упоминания о «Романовской игрушке» датированы еще XVII веком. Этот народный промысел родился в окрестностях села Романово, что недалеко от Липецка. Талантливые местные жители производили здесь глиняные фигурки-свистульки в виде животных и людей в народных костюмах. К сожалению, многие народные производства не дошли до наших дней. Но «Романовская игрушка» может похвастаться исключительно счастливой историей!

Удивительно, но вторую волну своего расцвета промысел обрел благодаря развитию курорта минеральных вод в Липецке. В XIX веке на территории современного Нижнего парка раскинулась всероссийская здравница для представителей высшей знати. После войны с Наполеоном отдых на зарубежных курортах многие дворяне стали считать непатриотичным. Поэтому внушительный поток именитых людей хлынул на лечение в Липецк. Предприимчивые местные жители, пользуясь случаем, стали создавать для состоятельных гостей полноценную туристическую инфраструктуру. Не растерялись и хранители традиций «Романовской игрушки» - семья Митиных из Романово. Выражаясь современным языком, они провели ребрендинг традиционной глиняной игрушки, дополнив ее ассортимент фигурками барышень, военных и других посетителей Липецкого курорта. И это было стопроцентным попаданием в целевую аудиторию.

Представители российского дворянства обратили внимание на милые игрушки, и, более того – стали привозить их в качестве сувенира родственникам и друзьям. Так, появились новые поколения мастеров, которые привнесли в промысел совершенно новые веяния, при этом – сохраняя основные традиции. Изделия романовских мастеров стали появляться на многочисленных ярмарках. Ассортимент фигурок по-настоящему впечатлял! Среди них можно было встретить даже изделия с изображением российских императоров.

После революции дальнейшее существование «Романовской игрушки» ввиду ее прошлой направленности было под вопросом. Мастера предпринимали попытки вновь вернуться к созданию идеологически-нейтральных работ. И вскоре у «Романовской игрушки» появился благородный защитник. За народный промысел вступился выдающийся краевед, основатель «Липецкого областного краеведческого общества» Михаил Павлович Трунов. Он всерьёз занялся популяризацией Романовского промысла, подчеркивая важность сохранения традиций современного производства в наши дни. И вот, «Романовская игрушка» перешла на новую ступень своей истории.

Сейчас «Романовская игрушка» - это несколько ипостасей. В первую очередь, конечно же – искусство. Созданием игрушек и сохранением занимаются именитые и талантливые художники. У «Романовской игрушки» появился свой выставочный центр в селе Троицкое. Это место пользуется большим вниманием среди туристов. Здесь проводят интересные мероприятия, лекции, а также – мастер-классы для детей и взрослых. Давайте же совершим фотоэкскурсию в это примечательное место!

А вы когда-нибудь бывали в Троицком? Знакомы с «Романовской игрушкой»?




2.


3. Город-крепость Романов-в-Степи был основан великим боярином Иваном Никитичем Романовым в 1614 году на высоких живописных холмах по правому берегу реки Воронеж.


4. История Романова неразрывно связана с боярским родом Романовых. В 1613 году на Земском соборе на царство был посажен племянник Ивана Никитича. Обретя надлежащую уверенность, он не замедлил основать укрепления на древнем городище. В городище было две крепости. На северном холме был возведен острог, где жили приказчики великого боярина, а также располагался Красногорский мужской монастырь. На южном холме построили крепость с тремя проездными башнями (Архангельской, Никольской и Спасской) и семью оборонительными башнями.


5. Сейчас на месте двух городищ - кладбище.


6. В писцовой книге, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов (далее РГАДА), отмечено: дворов служилых людей в Романове – 93, стрелецких – 44, казачьих – 49. Крепость служила прибежищем для простого люда, проживавшего в слободах, при угрозе нападения степняков. Бояре Романовы стояли у истоков местной черной металлургии. Местное железо поступало на рынки Тулы, Воронежа, Ефремова, Курска, Белгорода, Орла. Так, в 1657 году по просьбе жителей г. Змиева, что на Харьковщине, елецкий воевода закупил партию железа в Романове.


7. В слободах проживали искусные гончары и мастера глиняной игрушки. Гончары изготавливали до семидесяти видов посуды. В музее представлены археологические находки.


8. Осколки игрушек найденных на территории бывшего города Романова,


10. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, создающее впечатление лёгкости.


11. Мастера романовской игрушки.


12. Волокитина Ольга Леонидовна, народный мастер РФ. Занимается традиционной романовской игрушкой более 15 лет.


13. В романовской игрушке сегодня насчитывается более ста сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка – до представительной композиции-тройки. А вот такой паровоз можно сделать и длинее, главное, чтобы он в печь поместился.


14. "Тройка". Один из классических сюжетов романовской игрушки. У мастера большая свобода в выборе композиции: он может выполнить «Тройку», «Выезд в два коня», «Упряжку в одного коня» (сюжет представлен только в романовской игрушке), «Парадный выезд» или «Военную композицию». Для молодой супружеской пары изготавливали «Свадебную упряжку». В этом сюжете рядом с ней бежит глиняная собачка, она охраняет новобрачных и правит лошадьми «дружка». Символы промысла – Романушка и Романец – тоже любят выезжать на праздники и участвовать в народных гуляниях.


15. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло.


16.


17.


18. Дети за 4 часа могу слепить до 20 игрушек "Оленей".


19. Яна Харина, народный мастер России, мастер романовской игрушки. Почему игрушку всегда делали свистулькой? В старину верили, что свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок развивает свои легкие, играя на свистульке.


20.


21. Затем игрушки обжигают.


22.


23.


24. И красят.


25. Получаются вот такие "Генеральши".


26. "Парочка". Подобных композиций в романовской игрушке очень много, каждый зритель или коллекционер найдет «свой» образ. Яркий наряд барышни украшен поясом, подвеской, шляпкой или брошью; рядом с дамой красуется офицер, дворянин или романец с гармонью. Эти игрушки одни из самых молодых в промысле, их стали лепить после открытия курорта «Липецкие минеральные воды» в начале XIX века.


27.


28.


29. "Птица Сирин". Этот образ подарил романовской игрушке В.В. Маркин. Его Сирин соединил в себе черты птицы и Романушки. Теперь другие мастера ориентируются на работы Виктора Васильевича, интерпретируя образ в традициях своих промыслов. В росписи используются яркие краски (закрепляются яичным желтком или клеем) и «серебряные оживки».


30.


31.


32.


33. Карта археологических находок Романовского гончарного промысла.


34. Место города Романова, на заднем плане - река Воронеж.


35. Здесь находился терем воеводы.


36. Фото с места Николаевской башни Красногорского мужского монастыря.


37. В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – матери, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Архаичные женские образы лаконичны в формах, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме города Романова – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица.

Читайте также: