Что такое старые игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Уверена, согласитесь со мной, что магазины детских игрушек излюбленное место нашей детворы. Чего тут только нет: конструкторы, машинки, куклы, настольные игры и многое другое. От огромного разнообразия у нас самих разбегаются глаза, что тут говорить про детей. Много игрушек, действительно, очень полезных и привлекательных, а некоторые вызывают удивление и даже настороженность. Например, куклы с не пропорциональным телосложением и неестественным лицом.

Думаю, что роль игрушки для ребенка не только развлечь его, но и чему-то конкретному научить. С игрушкой наши дети познают мир, формируют свои идеалы, которые они потом пронесут через всю свою жизнь.

Поэтому, решила подготовить рассказ своим внукам о том, какие игрушки были в древности, какой смысл они несли в себе. Может эта информация будет полезна и вам. И так вот что я узнала.

Как давно появились первые игрушки

Детские игрушки существуют столько же, сколько существует человечество. Ребёнок тянется постигать мир глазами, на слух и, конечно, руками. Любой родитель постарается не допустить, чтобы ребёнок взял в руки опасный предмет, найдёт ему замену. Скорее всего, так и появились первые игрушки.

Из чего изготавливали игрушки в древности

В древности игрушки изготавливали из самых простых природных материалов: дерева, глины, ткани, травы и т.п. В этом плане весьма интересно утверждение древнего мыслителя Аристотеля. Он был уверен, что детям обязательно нужно делать природные игрушки, иначе они будут ломать вещи в доме.

Археологи нашли подтверждения изготовления игрушек в славянских поселениях ещё в IX веке. Их называли потешками. Такие игрушки пользовались большой популярностью на ярмарках и базарах того времени, конкурировали с иностранными, расписными сундуками и ложками.

Деревянные игрушки

Самые простые игрушки вырезали из дерева.

«Панки». Что это?

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» - самый древний вид деревянной славянской игрушки. Материалом для них служил кусок ствола дерева, который называли «панг». Оказывается, что северные умельцы изготавливали их до начала XX века. Такие игрушки были похожи на древних идолов языческих славян и представляли собой фигурки зверей, птиц, человека.

«Разводы»

Были и более сложные деревянные игрушки, например, «разводы». На раздвижных планках закрепляли фигурки людей или животных.

«Тарахтушки»

«Тарахтушки» - погремушки. Делали шарики или коробочки из дерева или берёзовой коры, рога коровы или козы, пузырей домашних животных. В такие коробочки клали горошины или камушки.

«Ревуны»

«Ревуны» - производили звук пищания. Их делали из плодов акации или соломинок. Удивительно, читаю о ревунах и вспоминаю, что у нас в детстве были такие забавы. Мы с подругами использовали стручки желтой акации. Надо же, как долго жила старинная традиция, а мы даже не подозревали о ней.

«Кубарь»

«Кубарь» - деревянный шар или цилиндр на короткой ножке, прообраз современного волчка, юлы. Кстати, юла это наше славянское изобретение.

«Дзык» — похож на волчёк. В дырочки пуговицы вставляют тонкую палочку и заставляют крутиться. При этом образуется жужжание. Где-то я тоже это видела.

Другие деревянные игрушки

Еще были фурчалки, трещётки, пильщик, солдат с саблей, плясуны, кузнецы, козюлька, меленки, цыкалка и другие.

Разъёмная деревянная кукла

Отдельно хочу сказать об одной знаменитой кукле, ставшей символом всего русского. Это деревянная кукла Матрёшка. Форма такой разъемной куклы существовала очень давно, а вот Матрёшкой её окрестили значительно позже, возродив тем самым старинные традиции. У исследователей есть несколько мнений об этой удивительной кукле. Одни считали, что кукла, которая много раз открывается и имеет в своем составе семь тел, соответствует земле, имеющей семь сфер. Наши предки умели видеть эти тонкие тела и передали информацию в кукле. По-другому утверждение, семь тел куклы говорит о том, что семь поколений рода зависят друг от друга, сохраняют генетическую память и передают свой уникальный код. Поэтому очень важно хранить традиции предков и память своего рода. Ещё есть мнение, что эта кукла женского рода с большим потомством - символ Богини Жизни, продолжения славянского рода.

Почему деревянные игрушки полезны для ребёнка

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Деревянные игрушки считаются самыми безопасными и экологически чистыми. Они гладкие и тёплые, что положительно влияет на восприятие ребёнка. Дерево имеет свойство успокаивать. Не зря советуют обнять дерево, чтобы получить успокоение и наполнить себя силой природы. (Один нюанс, надо знать, какое дерево выбрать!) Ребёнок, играя такими игрушками, «подзаряжается» энергией дерева. Простота игрушки способствует развитию воображения, даёт простор для творчества. Такие игрушки сложно сломать, поэтому они долговечнее современных пластиковых.

Глиняные игрушки

Среди глиняных игрушек известны: соловей, игрушки в виде хлебцов и др.

Соловей

Соловей — формой и размером игрушка соответствует яблоку. У неё носик, через который игрушку наполняют водой. Через дырочки при вдувании выходит воздух и начинает звучать мелодия.

Есть предположение, что глиняные свистульки сопровождали древние обряды. Их свистом отпугивали злых духов.

Игрушки в виде глиняных хлебцов

Такие игрушки были найдены в Рязани. Они наглядно и очень реалистично демонстрируют нам, как выглядел хлебный каравай в то время.

Чем полезны глиняные игрушки

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Работа с глиной очень полезна для массажа активных точек на ладошках детей, развитии мелкой моторики. Сейчас много современных материалов для лепки: различные виды пластилина и глин.

Куклы

Куклы в древности делали из разных материалов: дерева, воска, глины, фарфора. Образ куклы стремились приблизить к реальному женскому облику.

Но кукла у славян была не только игрушкой ребёнка, она имела глубокий сакральный смысл. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье: « Куклы это не игрушки? Сакральный смысл народных кукол. Кукла как формула мироустройства ».

Это, скорее всего, был идол и оберег. Такова, например, кукла Берегиня. Её располагали над крыльцом и окнами дома.

Позже появились куклы-лихорадки. Таких кукол шили набором 12 штук. На каждый из 12 месяцев от 12 болезней.

Самой популярной была кукла закрутка или мотанка. Её делали, свернув тряпицу в рулон и перетянув ниткой в местах головы и талии. Сверху из лоскутка делали для куклы платье.

Каждую девочку учили делать такую куклу из ткани, травы или соломы. Если семья была бедна, куклу делали из чурочки, обмотав её подручным материалом.

Играя с куклами, девочки познавали важные нравственные понятия, семейные и общественные правила поведения. Большую роль тут играл наряд куклы, как прообраз девочки, девушки, женщины. Ведь в нём была заложена информация о том, как вести себя и как одеваться соответственно возрасту, социальному статусу и семейному положению. В символике наряда была заложена информация даже о том, в какой местности проживает человек. Об этом у меня есть публикация: « Кокошник — визитная карточка женщины ».

На Руси существовала примета: если дети много времени проводят с куклами и игрушками, то в семье будет прибыль. Небрежное отношение к игрушке приводило в дом беду.

Предки верили в обережные свойства куклы и всячески поощряли детей играть ими. Куклы надёжно охраняли сон ребенка, поэтому любимая игрушка была с ним и днём и ночью.

Особенно прививали любовь к играм с куклами девочкам, потому что она символ продолжения жизни рода.

Чаще всего делали тряпичные куклы. В славянском доме таких кукол насчитывалось около сотни на все праздники и случаи жизни. Я уже несколько лет занимаюсь народными куклами, на моем счету пока только 34 вида кукол. Чем больше изучаю их, тем больше нахожу новые виды кукол и интересную полезную информацию.

Оказывается, уже с пяти лет дети учились делать самые простые куклы-мотанки и вместе с ними познавать мир. Потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе маленькой мастерицы.

Еще один интересный факт. По специальной обрядовой кукле Девка-Баба судили о готовности девушки к замужеству. О том, какая сторона куклы выглядела более привлекательно, делали вывод, о чем больше думает девушка — о семье или нарядах и развлечениях. Об этом обряде и кукле Девка-Баба у меня есть публикация: « Два состояния женщины или как наладить отношения с супругом и детьми. Кукла Девка-Баба ».

Хочу обратить ваше внимание на то, что лицо этим куклам не прорисовывали. Существовало такое поверье, что кукла с лицом приобретает свою душу. Это могло повредить ребенку. Безликая кукла могла быть одновременно игрушкой для развлечения и безопасным оберегом.

Куклы сопровождали всю жизнь девочки-девушки-женщины. По древнему обычаю, если женщины почувствовала в себе зарождение новой жизни, то приступала к изготовлению специальной куколки-оберега для будущего малыша. Для каждого этапа жизни была своя особенная кукла со своим сакральным смыслом. Например, для детей по старше была кукла Каша. По ней девочек учили кашеварить.

Что несут современные игрушки нашим детям?

Теперь подведем итог. Как видите, для наших предков было очень важно не только развлекать ребёнка игрушкой, но и обучать с её помощью законам жизни, мироустройства, поддерживать связь с родом. Могут ли это обеспечить современные игрушки, чему они учат наших детей? Да, среди огромного разнообразия есть интересные экземпляры развивающих гаджетов. И они с большим успехом развивают ум ребёнка. Но, мы, же прекрасно понимаем, что для полноценной жизни этого не достаточно, необходимо развивать и разум. Могут ли это сделать сегодняшние магазинные игрушки?

Украшение новогодней ёлки - замечательный процесс. Это настоящий ритуал, который существует в каждой семье. Он объединяет домочадцев, настраивает на предстоящий праздник и торжества. Так было и много лет назад.

Фотоочерк «История вещей. Старые ёлочные игрушки»

В каждом доме наверняка есть "та самая" коробка с настоящими сокровищами - любимыми новогодними игрушками, котрыми украшали ёлки наши прадедушки и прабабушки.


В 1848 году в Германии был огромный урожай яблок. И местные стеклодувы смастерили к Рождеству стеклянные яблочки. Игрушки покрыли блестящей разноцветной пылью и повесили на ёлку. Так на ёлочках появились стеклянные шары.



Традиция украшать новогодние деревца пошла из Европы. Царь Пётр I, побывав в канун Рождества у немецких друзей, вдохновился подобной идеей. И приказал ставить такие ели в своей империи.


В России заработали артели по производству стеклянных шаров, дождика, мишуры и других игрушек. Много было привозных украшений, но стоили они гораздо дороже, чем отечественные. Да и качество сильно отличалось.


С 1870 года стали массово появляться электрические гирлянды. Они заменили свечи, которые были опасны.


Часто ёлочки украшались по тематике года, по событиям дат календаря. В военные годы на лапах елей висели танки, самолётики, солдатики. В послевоенное время на елочках появились зверьки и сказочные персонажи - Айболит, Красная Шапочка, Принцессы и другие.


При правлении Л. Хрущёва на ёлки вешали игрушки-овощи и фрукты. Главной считалась игрушка - кукурузный початок. Выпускали игрушки по фильмам, которые были популярны в те времена. Клоуны и акробаты после выхода фильма "Цирк", часы - после фильма "Карнавальная ночь"


В 1937 году в Московском Доме Союзов первый раз массово отпраздновали встречу Нового года. В фойе украсили огромную живую ёлку, на которой было много разнообразных украшений и игрушек.


Думаю, у многих до сих пор есть игрушки на прищепках - птички, домики, фигурки людей, клоуны. Они легко крепятся к веткам ели.


А ещё изделия из стекляруса и проволоки.


А игрушки из прессованной ваты и картона. Птички, рыбки, ягоды, грибы, фигурки Снегурочки и Деда Мороза. Много выпускали пластмассовых новогодних игрушек.


Смотришь на них - и любуешься. Простые, а сколько истории и воспоминаний хранит каждая такая вещь.





Со временем на прилавках магазинов игрушки стали сменять друг друга и по внешнему виду, и по материалу, из которого они изготовлены. 90-е годы прошлого столетия запомнились массовым выпуском игрушек - животных-покровителей. Игрушки изготавливали по годам. Фигурки украшались блёстками, надписями.


Игрушки 2000 годов стали более прочными, выполнеными в одном цвете или стиле. Они значительно отличаются от тех старых игрушек, которые хранятся в "той коробке". Но эти старые игрушки такие добрые и душевные, незаменимые и неповторимые. Что в канун Старого Нового года захотелось полюбоваться и вспомнить о таких игрушках.



С ПРАЗДНИКОМ, ДРУЗЬЯ!

Фотоотчёт «Сувениры, ёлочные игрушки из гипса»

Фотоотчёт «Сувениры, ёлочные игрушки из гипса» До праздников Нового года и Рождества осталось совсем немного времени. Если вдруг кто-то ещё не украсил ёлку или не подготовил подарки для.

Фотоотчёт «Ёлочные игрушки для малышей»

Фотоотчёт «Ёлочные игрушки для малышей» На занятиях по ручному труду конструктивно – модельной деятельности мы с ребятами нашей группы смастерили для малышей игрушки – украшения.

Фотозарисовка «Старые игрушки»

Фотозарисовка «Старые игрушки» Староновогодняя история, проиллюстрированная снимками игрушек из бабушкиного сундучка Где-то на краю провинциального городка жил-был Дом.

Мастер-класс «Ёлочные игрушки»

Мастер-класс «Ёлочные игрушки» Приближается самый волшебный и любимый нами всеми праздник - новый год. Хочу показать Вам ёлочные игрушки, которые мы изготовили с моими.

Мое увлечение — декупаж. История создания трех вещей.

Мое увлечение — декупаж. История создания трех вещей. Мои друзья и сотрудники спрашивают: " И когда ты все успеваешь?" А мне кажется, я ничего не успеваю, вернее, успеваю мало. Хочется же попробовать.

Самодельные ёлочные игрушки

Самодельные ёлочные игрушки Вот и пришла пора наряжать ёлку к Новому году. У кого сохранились стеклянные игрушки, тот может украсить ёлочку ими. Это игрушки моего.

Фотоотчет «Ёлочные игрушки из фетра»

Фотоотчет «Ёлочные игрушки из фетра» Приближается всеми любимый праздник Новый год. Скоро в каждом доме появится главная гостья праздника - ёлочка. Кто-то предпочтёт вариант.

Ёлочные игрушки из природного материала

Ёлочные игрушки из природного материала Ночью, когда все вокруг замирает, Елка тихонько в игрушки играет. Возится с ними совсем как девчонка: Прячет от серого волка зайчонка, Шар.

Игрушки старины. История игрушки.

Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.

Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)

Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева. Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.

Дымковская игрушка

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи

Филимоновская игрушка

В Древней Руси игрушки делали в основном из двух материалов: глины и дерева. Самая знаменитая на то время игрушка – это была Филимоновская игрушка. ,названная так в честь деревни Одоевского района Тульской области, где были обнаружены залежи глины высочайшего качества. Это были различные фигурки и свистульки в форме медведей, коней, петушков, коров и др. животных, которые расписывали в малиновые, желтые, голубые и зеленые цвета. От этого они были достаточно яркими и забавными для игр маленьких детей.

Наносят узоры на игрушку

Богородска игрушка

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородске игрушки чаще бывают не крашенные и редко расписные.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

Ёлочные игрушки из стекла.

Лошадки из дерева

«Не укладывайте спать

Неваляшку на кровать!»

«Мой веселый, звонкий мяч…»

«Чуть-чуть тряхнешь - совсем иные краски,

Иной узор, иное настроенье.»

«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»

Советские игрушки. Юла.

Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.

«Попалась в руки мне «змея»,

Не аспид злой, головоломка»

Советские игрушки. «Змея».

Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.

Пятнашки - отличная игра, чтобы «убить время»

Советские игрушки. Пятнашки.

Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.

Серьезные баталии в настольный хоккей

Советские игрушки. Настольный хоккей.

Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть, игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.

У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.

Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки».

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка - краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки Дети группы №7 "Красная Шапочка" МБ ДОУ Д/С №2 "Крепыш" г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.

Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 "Мальчиши" «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.

Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».

Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».

Занятие «Игрушки» Упражнение на развитие восприятия. Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки. Задача детей - собрать.

Занятие «Игрушки»

Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Игрушки в СССР были заветной детской мечтой. Несмотря на то, что выбор был очень небольшим, советские куклы, мячики и машинки отличались высоким качеством. С ними обращались очень осторожно, берегли, и многие игрушки дошли до наших дней в отличном состоянии, вот только детей 21 века они совсем не привлекают. Сегодня советские игры и игрушки представляют большую ценность для коллекционеров и для историков. Как и любой атрибут повседневной жизни, игрушки, будучи важным инструментом воспитания молодого поколения, отражали советскую эпоху и происходившие в ней перемены.

Модель автомобиля ГАЗ-13

1920-е. Первые советские игрушки

В первые послереволюционные десятилетия производству игрушек отводилась далеко не первая роль. Импортные игрушки были под запретом, и их себе могли позволить очень немногие, дореволюционные фабрики были закрыты, а игрушечное производство в стране еще не было налажено. В 1919 году в Москве был открыт Музей Игрушки, благодаря которому удалось сохранить дореволюционные технологии и подготовить новых мастеров. Время французских фарфоровых красавиц ушло, и им на смену пришли идеологически правильные «оборонные» игрушки, которые создавались небольшими артелями, такими как «Все для ребенка», «Забава ребенка», «Дитяшка»: матросы, пионеры, сабли, колхозницы в платочках, лошадки-качалки. Материалы были самыми простыми – дерево, ткань, картон, папье-маше, завод «Треугольник» в Ленинграде выпускал игрушки из резины. Самые важные события страны находили отражение и в настольных играх. К примеру, игра «Электрификация», которая была создана после принятия Государственного плана электрификации России.

1930-e. Игрушка как инструмент воспитания

В 1930-е государство начало осознавать всю силу воспитательной роли игрушек. В 1932 году был открыт Всесоюзный научно- экспериментальный институт игрушек в Загорске и учрежден специальный Комитет по игрушке, который тщательно отбирал позиции для дальнейшего производства. Было согласовано около 906 наименований, среди которых автомобили, кубики, машинки, животные и многое другое. А вот, к примеру, копилки были запрещены как не соответствующие укреплению идей коллективизма. Изначально производство игрушек было сосредоточено вокруг Москвы и Ленинграда, но уже к концу 30-х годов в Советском Союзе функционировало более 400 игрушечных фабрик. Важную роль в этот период играли модели военной техники, солдатики, револьверы, появились первые механические железные дороги. Таким образом советских детей знакомили с темой войны, так как играя в «войнушки» они приобретали навыки маскировки и разведки. Параллельно с военной тематикой дети знакомились с такими понятиями как индустриализация, промышленность. Например, популярной была игра «Дадим сырье заводам», в которой игрокам надо было собирать сырье для переработки на заводах. Елочные игрушки изготавливали из прессованной ваты. В 1930-е годы в Советском Союзе активно осваивался Север, Заполярье, что нашло отражение в новогодних украшениях: белые медведи, полярники, самолетики и дирижабли. Сегодня такие игрушки очень интересуют коллекционеров и могут стоить больших денег.

1940-е. Игрушки времен Великой Отечественной войны

В первые Великой Отечественной войны многие предприятия по производству игрушек были вынуждены перейти на военные рельсы, а оставшиеся цеха делали солдатиков, модели военной техники и оружия, было налажено производство деревянных игрушек. В это время многие игрушки были самодельными и очень простыми. Послевоенное время стало этапом возрождения советской игрушечной индустрии в СССР, проводились конкурсы на новые модели игрушек, открывались новые заводы. Уже в 1944 году был открыт Киевской экспериментально-механический завод игрушки им. Н.Ф. Ватутина, который долгое время выпускал жестяные игрушки и велосипеды на трех колесах. В это же время на поток ставится производство елочных игрушек и елочных украшений. Картонные танки и ружья уступили место ярким стеклянным фигуркам – персонажам сказок и фильмов.

1950-е. Нашествие медведей

Игрушки первого послевоенного десятилетия стали отражением нового мира, восстановления. Детям предлагали выбрать кукол разных профессий (врач, пожарный, милиционер), а куклы в национальных костюмах были символами международной дружбы. Большую популярность завоевывают игрушечные медведи – плюшевые заводные или набитые опилками. Почти у каждого советского ребенка дома обязательно был плюшевый медведь. В 1957 году состоялось торжественное открытие универмага «Детский мир» в Москве. Большой ассортимент отражал успехи советских производителей в использовании достижений науки: искусственный мех, полистирол, полиэтилен. Материалы были дешевыми, прочными, удешевляли и ускоряли процесс. Стали появляться мягкие игрушки, а также много заводных игрушек – поезда и железные дороги, машинки, двигающиеся животные.

Набор из двух елочных игрушек на прищепках из серии «Дружба народов», стекло, роспись, металл, СССР, 1950-1970 гг.

1960-е. Покорение космоса и модели автомобилей

В 1961 году Юрий Гагарин совершил полет космос. Космическая тема мгновенно была отражена в производстве детской игрушки: луноходы, ракеты, шлемы, фигурки космонавтов с надписью «СССР». Мальчики и девочки мечтали повторить подвиги смелых космонавтов. Те же, кто не грезил о космосе, могли попробовать себя в других профессиях благодаря обучающим наборам – «Юный техник», «Химические опыты», «Юный радист», «Архитектор». Для советских девочек были созданы наборы врача, парикмахера, игрушечные ткацкие станки, утюги и швейные машинки. Эти игры давали детям практические навыки, открывали им разные профессии, постепенно знакомили с миром взрослых. В 60-е годы массовое производство игр и игрушек в СССР было поставлено на поток, но это касалось в первую очередь количества выпускаемых игрушек, а не их разнообразия. К примеру, на заводе «Красный треугольник» в Ленинграде использовались новейшие методы штамповки для массового производства резиновых игрушек. Полки магазинов были заставлены одинаковыми голубоглазыми пупсами, целлулоидными уточками, мячами. Многие фабрики начали массово выпускать модели автомобилей - на саратовском заводе «Тантал» выпускали уменьшенные копии почти всех советских машин. В отличие от деревянных и пластиковых предшественников, новые игрушечные автомобили были металлическими с проработанными деталями, открывающимися дверцами, багажником.

Детский набор столярных инструментов «Юный столяр», дерево, металл, Трикотажная фабрика № 7, СССР (Ленинград), 1961 г.

Игрушка детская

1970-е. Герои любимых мультфильмов и первые приставки

Благодаря студии «Союзмультфильм», которая в конце 60-х – начале 70-х выпустила много детских мультиков, массовая культура проникла и в игрушечную сферу. Дети приходили в восторг, когда видели на полках магазинов своих кумиров – звезд кино Винни Пуха, Чебурашку, Буратино и Мальвину. В 70-х на радиозаводах разрабатываются первые советские игровые приставки со спортивными играми: теннис, сквош, мини-футбол. Спорт был важен для воспитания советских школьников, и спортивные игры и игрушки тоже имели большой успех. Большой популярностью пользовались настольные игры – к этому моменту они стали разнообразнее и интереснее. Помимо спортивного инвентаря – клюшек, мячей, ракеток, - в магазинах можно было найти настольный хоккей, футбол. Были как развивающие викторины, так и развлекающие игры – многие рассказывали о профессиях, правилах поведения или дорожного движения.

Игрушка большая

1980-е. Олимпиада и «Ну Погоди»

80-е были отмечены важным событием – Олимпиадой 1982 года. Олимпийский мишка стал символом соревнований и любимой игрушкой. Почти у каждого советского ребенка был мишка с пояском из олимпийских колец. Помимо знаменитого медведя, в 1980-е годы появилось много популярных игр и игрушек для детей разных возрастов: неваляшки, педальные автомобили, проекторы с диафильмами, мозаики. Абсолютным хитом стала электронная игра «Ну Погоди», которая выпускалась на радиозаводах и приборостроительных заводах, а вскоре появилось несколько альтернативных игр – «Веселый повар», «Тайны океана», «Луноход». С оветские мальчики грезили педальным автомобилем , то советские девочки мечтали о кукольной коляске. Такие игрушки были дефицитом в СССР и стоили больших денег. Но производители предлагали игры и игрушки на любой кошелек. Мальчики играли с модельками машин, а девочки вырезали платья для бумажных кукол. Еще одной популярной советской игрушкой был металлический конструктор с множеством деталей, колес и винтиков, который развивал детскую фантазию и позволял собирать немыслимые конструкции. В 1981 году в СССР появился Кубик Рубика и сразу произвел настоящий фурор – собирали его и дети, и взрослые.

Игрушка большая

1990-е. Тамагочи и тетрис

Ностальгия по игрушкам девяностых свойственна многим и сегодня. В этот период в СССР появилось множество импортных кукол, игр, приставок. Очень популярными были японские брелки-тамагочи – карманные питомцы, за которыми нужно было ухаживать. Советским конкурентом тамагочи был тетрис. Среди популярных игрушек советских детей были йо-йо, шагающие радужные пружинки (слинки), фигурки иностранных мультфильмов и маленькие пластиковые игрушки из киндер-сюрпризов.

 Тамагочи

Сколько стоят игрушки СССР?

В России есть много частных и государственных музеев, в которых бывшие советские мальчики и девочки могут увидеть игры и игрушки, которые были у них самих. Многие занимаются коллекционированием и покупают редкие советские игрушки за большие деньги:

Модели автомобилей

Миниатюрные копии машин всегда были мечтой мальчиков. Вырастая и становясь мужчинами, они часто продолжают собирать машинки и готовы платить больше деньги за редкие модели. Машинки выпускали в СССР в больших количествах, но в зависимости от сохранности, редкости модели, года выпуска игрушки могут стоить до 20 тысяч рублей. Цена машинки может быть в разы выше, если она была выпущена лимитированной серией или снята с производства.

Модель автомобиля ГАЗ-13

Педальные машинки

«Голубой» мечтой малышей в СССР был педальный автомобиль «Москвич», который производился на Московском автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола. Новые и блестящие, они стоили очень больших денег. Редко такая игрушка сохраняет идеальный вид, но сегодня возможна ее реставрация, и такой автомобиль может стоить до 60 тысяч рублей. Машинки в неидеальном состоянии продаются по 5-10 тысяч рублей.

Елочные игрушки

Елочные украшения в СССР производились в больших масштабах, но есть очень редкие старые елочные игрушки, цена которых может достигать несколько сотен тысяч рублей. Больше всего ценятся игрушки из тематических наборов («Чиполлино», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три поросенка») или игрушки, выпущенные какому-то важному историческому событию (набор «Скотный двор», созданный артелью «Промполиграф» к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 г.). Такие елочные украшения очень редки и достойны быть экспонатами любого музея игрушки.

Большой популярностью среди коллекционеров пользуются ватные елочные украшения. Такая новогодняя игрушка всегда очень хрупка, и достаточно сложно найти экземпляры в хорошем состоянии. Можно купить ватные украшения 1920-30-х гг., посвященные теме цирка (клоуны, балерины), покорения Севера и воздушного пространства (полярники, летчики, парашютисты), а также ватных младенцев в конвертиках, фрукты и овощи. Средняя цена ватных игрушек 3500-5000 рублей.

 Игрушка ёлочная «Мальчик», вата, мастика, клейстер, роспись, СССР, 1930-1940 гг.

Куклы

Больше всего ценятся куклы, которые были выпущены ограниченным тиражом. К примеру, в советское время была очень популярна механическая шагающая кукла Нина. Московский завод игрушек «Кругозор» выпускал куклу разными лимитированными сериями – Нина-невеста, Нина-Мальвина. Кукла в хорошем состоянии может стоить до 5 тысяч рублей. Самой редкой считается серия кукол Нина-космонавт, выпущенная к полету Валентины Терешковой в космос – цена около 100 тыс. рублей.

Еще одна редкая кукла завода «Кругозор» – Светлана. Первая кукла появилась в СССР в 1960-е., и была сделана из пресс-опилок. У куклы были подвижные конечности, а еще она могла говорить «мама». Сейчас кукла Светлана в хорошем состоянии может стоить до 50 тысяч рублей.

Кукла Светлана

Если на чердаке или в гараже вы обнаружили коробку старых игрушек времен СССР и не знаете, что с ними делать, то вы можете обратиться в сервис по скупке Антикварного клуба «Раритетус». Мы готовы провести оценку по фото и будем рады предложить хорошую цену за каждую советскую игрушку. Так вы сможете избавиться от старых вещей и получить денежную компенсацию.

Читайте также: