Что за игрушки делали в мариинском театре

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня я опять ходил в Мариинку. Старую. Или, как говорят в кассе, купил "билет на историческую сцену".

Кассир от всей души пыталась нам помочь. Бороться с ней, как с ветряными мельницами, нам не пришлось. К ней была единственная просьба: денег нет, но нужны лучшие билеты. Напоминаю, что это происходит в день спектакля. Билетов было о-очень много. Партер нам не по карману - это было ожидаемо. Вы спросите, сколько стоит партер в старом Мариинском театре? Цена доходила до 6 тысяч. И это еще не царская ложа. Как выяснилось, не только партер. Вероятно, мы были такие не одни, потому что кассир начала предлагать множество вариантов. Предложенные варианты начинались от 2600 на верхнем ярусе на человека. А нас двое. Предыдущий опыт посещения старой Мариинки напомнил мне посиделки в "спортивном зале" родной школы на низких и очень длинных скамьях. Именно скамьях, покрашенных масляной краской с номерками, обозначенными краской. Выше - только нимфы на расписном голубом потолке. В прошлый раз они нам шептали весь спектакль: "Не нужно экономить на местах". Поэтому в этот раз наш выбор пал на бельэтаж, ложа № 15, второй ряд, места 2 и 4.

Сегодня на сцене давал жару "Дон Кихот". Если что, это балет. Не новый. На входе, как обычно, очередь. Испуганные этой очередью работницы театра (как никак пандемия) скользя по запястьям градусником, гнали волну в направлении фойе.

Далее потоки "реки" из платьев в пол, рукавов-"фонариками", смокингов и коротких шорт разбивалась на ручейки, где их ожидал металлоискатель.

В холле расположен макет зрительного зала. Демонстрирую:

Холл не очень большой, сдержанно красив.

Далее - лабиринты лестниц и коридоров.

Очень красивый пол в стиле итальянской мозаики:

Люди в смокингах и шортах, цепляясь головами за низкие потолки бельэтажа и ярусов, задевая сталактитообразные плафоны, оказывались в зрительном зале.

В нашей ложе было три ряда. Первые два - несвежие стулья, третий ряд - такие же стулья на подиумах. Людям, сидящим на последнем ряду в нашей ложе, в затылки смотрели симпатичные мордочки барельефов на стене.

Восхищенные красотой и обескураженные микроскопическими размерами места будущего трехчасового пребывания мы рассаживались по местам. Прямо над нашими лбами, закрывая половину зала (благо, хоть не сцены), висели красивые хрустальные бра.

Второй ряд бельэтажа был самый неудачный наш выбор. Но об этом мы узнали позднее. Было душно. Плечом к плечу, шаркая стульями, мы пытались рассесться. Естественно, легкая рекогносцировка посадочных мест показала, что второму ряду не будет видно ничего. Радовало только то, что слышно всем будет одинаково. В преимуществе оказались лица третьего ряда бельэтажа, потому что из-за подиума они оказались на голову выше. Была неплохая видимость на бельэтаж противоположной стороны, откуда нам также передавали приветы. Уже было душно снова. В соседней ложе бельэтажа не прекращались попытки выпасть со стороны длинноногих "короткоюбщиц" - инстаграмщиц. Мы держали в голове номер скорой помощи и наготове включенными камеры телефонов. Но они пока не пригодились. Особенность питерских театров - и хороших, и плохих - неуважение к зрителю. В среднем, задержка начала спектаклей - пятнадцать минут. Кто-нибудь объяснит, почему так происходит?

Оркестр готов. Мы, наконец, расселись на свободные места, расположив наши головы в мозаичном порядке, как листики деревьев, подставленные солнечным лучам. Очень красивый занавес, изображающий симметрично развешенные драпировки в фирменных золотисто-серебристо-голубовато-коричневых цветах. Занавес поднимается. Начался спектакль.

Содержание "Дон Кихота" все знают. А те, кто не знают, из балета все равно ничего не поймут. Испания. Веселье и танцы. Балерины. Кастаньеты и тореадоры. Снова балерины. Много балерин. Снова много балерин со сменой костюмов. Костюмы великолепны. Лошадь и осел великолепны. Да, действительно, в этом балете участвовали живые животные. Нет, конечно, они не танцевали, но свою порцию аплодисментов они получили. Декорации: в первом действии задний фон - вид моря с парусниками, общий вид которых напоминал детскую раскраску. Передний и боковые планы - вид старого города. Декорации были несложными. Особых эффектов не было. По очереди меняли себя - виды мельниц при луне, сказочные фантазии Дон Кихота, осенний лес, снова виды города и таверны, красивая нарисованная лестница, уходящая вдаль с нарисованными и "живыми" фонариками. Было 3 действия с двумя антрактами.

Музыка, оркестр - были просто великолепны. Все балетные партии были также просто восхитительны , сопровождались овациями.

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия"

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия"

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия" запись закреплена

Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают «игрушки» для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук.

Что за «игрушки» делали в мастерской Мариинского театра? Пишите ответы в комментарии.

Андрей Попков


Андрей Попков

Аня Федотова


Аня Федотова

Рустам Пираков


Рустам Пираков ответил Ане

Аня Федотова


Аня Федотова ответила Рустаму

Рустам,
Ты даже не знаешь как я его жду))) я же снималась в массовке этого фильма

Татьяна Смирнова

Настя Белка

Добрый день! Очень нужен совет опытных театралов.
Собираемся на «Шаруле». Никак не могу определиться с билетами. И флрумы почитала, и видео посмотрела, но так и не могу решиться. Почитала и вашу группу, но сомнения при мне. Извиняюсь, если уже вопрос задавали и ответ был, но позвольте всё-таки спросить: какую ложе бенуар лучше выбрать?
Ряд планирую покупать первый. Хочется поближе к сцене (люблю детали костюмов видеть, ну и мне так комфортнее).

Спасибо большое за ответы

Екатерина Никитина

Настя, если вы планируете брать все билеты в первом ряду и хотите поближе к сцене, то совершенно непринципиально, какую именно ложу бенуара брать. Если не ошибаюсь, нигде сцена значительно не срезается.

Настя Белка

Екатерина, спасибо большое за ответ. Именно это меня немного и волновало, будет ли урезан обзор, если я выберу первую ложе бенуар.

Екатерина Никитина

Настя, насчёт самой первой у меня как раз сомнение. Не уверена, что там сидела - не помню. Может быть, стоит выбрать вторую или третью.

Юлия Ромашова

Настя, угол обзора в первой ложе бенуара не срезается, но имейте в виду, что перед первой ложей есть ещё одна - преподавательская, на плане её нет)).

Настя Белка

🙂

Yulia, спасибо! Видела эту ложе на виртуальном плане. Тогда имеет смысл посмотреть вторую ложе

Emily Becker

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, на "Анна Каренина" какие лучше взять места из имеющихся для 2 человек.

Екатерина Никитина

Emily, если финансы не ограничивают, то вариантов полно. Если хотите видеть мимику и эмоции, можно взять партер - на Новой сцене в партере есть приличный подъем и кресла стоят как бы в шахматном порядке, так что головы впереди сидящих особо не мешают. Правда, вроде бы кто-то говорил, что в ближних рядах подъем меньше - если кто в курсе, подскажите.
Также прекрасный вариант - 2 ряд бенуара. Именно 2-й, т. к. в 1-м может мешать металлическое заграждение. Подъем там большой, так что головы сидящих в первом ряду не мешают. Я бы взяла места подальше от центра и поближе к краю, чтобы лучше видеть игру артистов. Насколько я помню, сцена даже на крайних местах не срезается (на всякий случай возьмите не самые крайние, а отступите немножко от края).

Екатерина Нигрова

Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, 1 ярус 9 ложа 2 ряд - стулья друг за другом или как бы на возвышенности?

Екатерина, Здравуствуйте, извините тоже за прямое обращение) прочитав множество коментариев из группы, так и не смогла определиться с местами. Идем первый раз в Мариинский теат, опера "Соловей" подскажите пожалуйста какие места лучше взять?

Екатерина Никитина

Алина, у вас вариантов полно, т. к. доступны первые ряды большинства лож. Если возьмете оба билета в первом ряду какой-нибудь ложи бенуара или бельэтажа - не ошибетесь. Например, 6, 7 или 15 ложа бельэтажа.

Марина Павлова

Екатерина, добрый день! Будьте добры, проконсультируйте, пожалуйста. Какие лучше купить билеты из имеющихся на балет? Возможно, Бенуар справа ближайшие к сцене? Там как раз вот два билета остались. Либо Бенуар выше или партер, но я не могу понять, почему там целый ряд свободен, чем он плох)))

Полина Шипунова

Добрый день! Помогите выбрать лучший вариант:
1. 15 ложа 2го яруса (там всего один ряд)
2. 1 ряд балкона
3. 3 ряд 1го яруса (центр)

Екатерина Никитина

🙈

Марина, здравствуйте! Почему-то я тут прослыла главным экспертом и советчиком, хотя я совсем не такой уж специалист, не везде сидела, могу ошибаться и иногда, вероятно, давать глупые советы Попробую все же вам дать совет. Первый ряд бенуара - места не лучшие, т. к. в первых рядах всех ярусов немного мешает металлический бортик (перекладина). Поэтому я бы в такой ситуации взяла второй ряд бельэтажа. Подъем во всех рядах всех ярусов прекрасный, головы не мешают совершенно, поэтому можно брать хоть второй, хоть третий, хоть четвертый, просто каждый следующий будет выше и дальше от сцены. В этом втором ряду я бы выбрала билеты поближе к сцене и подальше от центра, чтобы видеть игру артистов, но многие предпочитают сидеть ближе к центру, чтобы хорошо видеть построения кордебалета. Что касается партера, то я не знаю, что с 17 рядом не так - мне кажется, все нормально с ним, но все же в партере с большей вероятностью будут мешать головы, хотя и там есть подъем. Возможно, тогда уж в партере разумно брать 15 ряд, т. к. по плану он вроде бы перед проходом, но как в реальности обстоит дело, честно говоря, не помню. То, что места в партере боковые, меня бы не испугало.

Екатерина Никитина

Полина, 15 ложа 2 яруса - это почти то же самое, что балкон, т. к. это самая центральная из однорядных лож 2 яруса, ближайшая к балкону. Так что если хочется немножко сэкономить по деньгам и/или сидеть чуть ближе к сцене и поэтому лучше видеть игру артистов, это прекрасный вариант. А так 1 ряд балкона - традиционно хороший вариант. 3 ряд 1 яруса - пожалуй, вариант похуже. Да, сидеть вы будете уровнем ниже и 3-й ряд там на возвышении, но головы все равно могут мешать, к тому же там может быть немножко тесно и дискомфортно высоким людям.

14 октября 1860 года в Петербурге открылся один из лучших мировых театров оперы и балета — Мариинский. Именно в этот день артисты впервые дали здесь спектакль для публики. Рассказываем, в честь кого был назван театр, для чего императоры использовали тайную дверь в гримёрку, как в здании Мариинки развернулся грандиозный скандал, закончившийся дуэлью между Волошиным и Гумилёвым, и зачем при строительстве в оркестровую яму положили осколки битого хрусталя.

Мариинский театр расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. В данный момент театр является одной из визитных карточек города, в разные годы здесь выступали такие звёзды, как Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

Почему театр называется Мариинским

После возведения нового здания для театра в 1859 году (старое, напротив Большого театра, сгорело во время ужасного пожара) было принято решение назвать его Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Бывшая принцесса Гессенского дома приняла участие в учреждении российского Красного креста — она патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Именно Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России — благодаря ей в нашей стране впервые открылись всесословные гимназии.

Самый первый спектакль

14 октября 1860 года в Мариинке сыграли оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Позднее его играли и в советское время, и в современной России, правда, по идеологическим причинам в СССР название заменили на «Иван Сусанин». Любопытно, что это совпало с изначальным замыслом автора — сам Глинка хотел назвать оперу именно так, но цензор Императорских театров Степан Гедеонов решил, что такое произведение должно иметь более патриотическое имя.

Потайная дверь

Разумеется, для августейшей семьи в театре была построена отдельная роскошная ложа, однако ещё любопытнее тот факт, что в ней была сделана потайная дверь — она вела прямо в гримёрки артистов, чтобы император мог поблагодарить их после выступления. Ходят слухи, что этой возможностью часто пользовался император Николай II, чтобы побыть наедине со своей возлюбленной, балериной Матильдой Кшесинской.

Пощёчина, которая привела к дуэли

В 1909 году петербургский бомонд потряс скандал: поэт Макисимилиан Волошин дал пощёчину другому литератору, Николаю Гумилёву, прямо в мастерской художника Головина в Мариинском театре, на глазах у толпы людей. Как и всегда, причиной была женщина. Гумилёв долгое время добивался поэтессы Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак, однако раз за разом получал отказ: у девушки уже был жених. После неудач Гумилёв стал распространять скверные слухи о романе с Дмитриевой, и поскольку её возлюбленный служил в армии и не мог за неё вступиться, восстановить справедливость решил возмущённый Волошин.

Поэты стрелялись на Чёрной речке, в лучших традициях классика. К счастью, Гумилёв промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

Колокол, пострадавший от большевиков

В постановках Мариинки «Борис Годунов» и «Хованщина» уже несколько десятилетий «играет» колокол, который во время Октябрьской революции сорвали с одной из петербургских церквей и выбросили в Крюков канал.

Несколько лет он пролежал на дне, а затем его достали и передали в пользование Мариинскому театру — таким образом в труппе стало на одного опытного актёра больше.

Служебный роман между ослом и лошадью

В конце 70-х годов в спектакле «Дон Кихот» играли настоящие животные — конь и осёл. Это были выдрессированные артисты, которые послушно перевозили по сцене главных героев постановки. Однажды конь Дон Кихота заболел, и администрации пришлось искать ему замену.

Всё бы ничего, но дублёром четвероногого артиста оказалась лошадь, а ослик в какой-то момент понял, что испытывает к своей партнёрше по сцене страсть. Сбросив с себя Санчо Пансу, он взгромоздился на лошадь под хохот музыкантов из оркестровой ямы. Спектакль пришлось отменить, объявив об этом шокированной публике.

Таинственные осколки

В 1970-х годах Мариинский театр пережил капитальный ремонт. Именно тогда рабочие вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней осколки битого хрусталя. Поскольку находка была похожа на мусор, её сразу же выбросили.

Лишь спустя некоторое время эксперты поняли, что хрусталь положили туда не просто так — благодаря осколкам в зале значительно улучшалась акустика. Постоянные посетители тогда утверждали, что звук в здании существенно испортился.

Оригинал статьи доступен по ссылке

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы мы могли делать еще больше интересного материала для вас.

Официальный день рождения Мариинки — 2 октября 1860 года. Но задолго до этой даты, в 1783 году, Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». Фактически это стало реформой театрального дела в России. Если раньше театры были исключительно частью быта царского двора, то теперь они должны были играть платные спектакли для широкой публики.

Кроме того, указ императрицы гласил: «Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер».

Уже в октябре того же года на Карусельной площади Санкт-Петербурга был торжественно открыт Большой Каменный театр. Площадь мы сейчас знаем как Театральную, а сам храм искусства многократно перестраивали, и сейчас в нем расположена Санкт-Петербургская консерватория.

Именем Марии Александровны

Здание, в котором сегодня находится историческая сцена Мариинки, было возведено в 1859 году на противоположной стороне площади — на месте сгоревшего так называемого Театра-цирка. Спустя год сюда перенесли большинство спектаклей и дали театру имя в честь Марии Александровны — супруги Александра II, покровительницы искусств. Знаменитый театральный занавес повторяет узор шлейфа платья императрицы, хотя и был создан на 60 с лишним лет позже, в 1914 году.

Два Сусанина на одной сцене

Общеизвестный факт: первый сезон в здании Мариинского театра открывала «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Но опера о подвиге народного героя уже была знакома публике, хотя в несколько иной редакции.

В 1815 году, когда 11-летний Глинка только учился игре на скрипке и фортепиано, итальянский композитор Катерино Кавос, работавший в России, написал оперу «Иван Сусанин». Она была довольно популярна и заканчивалась хеппи-эндом: героя, обхитрившего поляков, спасал русский отряд. Удивительно, но Кавос, уже в роли капельмейстера императорских театров, не только принял к постановке оперу Глинки на ту же тему, но и стал ее первым дирижером. Оба произведения долгие годы шли на одной сцене, причем партии в них нередко исполняли одни и те же артисты.

Артефакты «с историей»

Мариинский театр заложил традиции отечественной музыкальной сцены и бережно хранит их до сих пор. А еще здесь множество удивительных старинных артефактов. Например, трехъярусная бронзовая люстра, висящая в центре зрительного зала. Она весит 2,5 тонны и состоит из 23 000 хрустальных подвесок и 210 ламп. На плафоне изображены танцующие нимфы и амуры, а окружают его портреты великих русских драматургов — как напоминание о том, что изначально Мариинка должна была стать сценой и для оперных, и для драматических постановок.

Здесь хранится и 200-летний старинный колокол, он используется в постановках опер «Хованщина» и «Борис Годунов». В театре колокол появился в 1930-х годах: рассказывают, что он был сброшен с одной из церквей и до начала своей «сценической карьеры» долго пролежал на дне Крюкова канала.

Одной из самых удивительных находок, обнаруженных здесь в ходе капитального ремонта в 1970-х, оказались… хрустальные осколки. Они были найдены под полом оркестровой ямы. Их посчитали мусором, выгребли лопатами и выбросили. И лишь некоторое время спустя специалисты пришли к выводу, что слой битого хрусталя был помещен сюда неслучайно, а для того, чтобы улучшить акустику зала.

В 2002 году банк ВТБ стал партнером театра, а с 2006 года был утвержден в статусе генерального партнера. Банк всегда живо реагировал на актуальные запросы театра. Так, более 15 лет назад пожар уничтожил декорации в мастерских Мариинского театра, и ВТБ принял участие в благотворительной акции по их восстановлению. Перечисленные банком средства были направлены театром на воссоздание декораций для постановки оперы «Евгений Онегин». Кроме того, за годы сотрудничества ВТБ поддержал более 50 различных проектов театра, среди которых фестиваль «Звезды белых ночей» и «Московский Пасхальный фестиваль».

Читайте также: