Что значит игрушка для ребенка

Обновлено: 13.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ статья игрушки.doc

«Роль игрушек в развитии ребенка».

Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное общение , его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

"Какие игрушки нужны детям"

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Центральное место отводится кукле . Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу , разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра­ли — жили в образе.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы , лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Какие игрушки нужны ребенку - ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше". Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых.

· Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

· Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

· Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

· Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

· Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

· Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

· При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Значение игрушек в развитии ребенка.

Игрушка – это спутник малыша с самого его рождения. Конструктор, пирамидка, каталки и плюшевые мишки – любимая игрушка малыша приносит в его жизнь новые впечатления, делает ее радостней и интересней. Какое же влияние на ребенка оказывают игрушки, и как могут помочь родителям в воспитании и развитии детей.

Игрушки для развития детей : формирование психики.

Во время игровой деятельности происходит несколько важных механизмов в психики:

• Чувства и эмоции;

• Восприятие и ощущение.

История развития начинается с погремушки. Она издает звуки, мелькает перед глазами, чем именно и привлекает малыша. Рассматривая самую первую в своей жизни интересную вещь, малыш начинает учиться концентрировать свое внимание, у него возникает желание потрясти взять в руки, потрогать. Это начинает стимулировать малыша работать ручками, узнавать предмет, поворачиваться на звук и улыбаться при его приближении

Конструктор, пирамидка, с их помощью малыш учиться распознавать формы, цвета, размер. Это хорошие тренажеры для развития мелкой моторики, воображения и мышления. Так же они очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: мебель, кукольная посуда, врачебные принадлежности. Ребенок начинает запоминать название каждого предмета, и учиться с ними обращаться.

Для эмоционального развития детям нужно иметь в качестве друга мягкую игрушку или куклу. В глазах ребенка она становиться живой, ее нужно уложить спать, накормить, вылечить. И так в процессе игры у дошкольника проявляются первые признаки эмпатии: любовь, забота, в это время он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в нравственном, так и эмоциональном плане.

Большое влияние на развитие воображения и мышления оказывают функциональные игрушки. Обратите внимание, как годовалый малыш долгое время возится с баночкой, выключателем или замком. Таких вещиц может быть огромное количество, для удобства их закрепляют на одной доске – бизиборде. Он вызывает интерес к неизведанному, и побуждает к размышлению. Взрослые же должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой лучше определиться, какую пользу игрушка принесет малышу. Ведь на самом деле среди разнообразия очень приобрести вещь, которая за место помощи и развития может привести к моральной дезориентации и разрушению психики. К примеру, куклы с искаженными лицами, страшные киборги, уродливые монстры с ярко прорисованными бородавками и шрамами, плюшевые фекалии, куклы – трупы.

Помимо психического развития, обязательно позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случает так же, игрушки станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму.

Наверное цель всех мам, а в особенности пап - вырастить своих малышей ловкими, сильными и крепкими. Крошечные гантели, скакалки и хула – хуп - все это вам обязательно пригодится. На самом деле физическое развитие начинается намного раньше, когда малыш старается перевернуться на животик, поползти, сесть или старается сделать первый шаг. Его движения неточны и хаотичны, чувство равновесия еще дремлет, координация нарушена. Для того что бы ваш малыш развивался в физическом плане, вам помогут:

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от всего процесса ходьбы, что позволяет вам добиться автоматизма в этом деле, и развить координацию движения.

Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день, вы сможете помочь ему освоить простейшие движения и тогда вы не успеете оглянуться, как малыш станет прыгать, бегать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Для того что бы малыш развивался гармонично, желательно чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи советуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек.

Обучающие игрушки самую ключевую роль в раннем развитии ребенка. С их помощью ребенок сможет легко освоить буквы, счет научиться разбираться во временах года, начнет определять время на часах и возможно воспроизводить первые музыкальные ноты. Для этого вам нужно:

Детские музыкальные инструменты.

Используя пособия и придумывая интересные сюжеты, ребенка легко научить важным вещам и подготовить его к школе. При этом не стоит забывать о том что, игрушка – это отличный инструмент для воспитания малыша.

Какое значение имеют игрушки в воспитании ребенка.

Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.

С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда папа или мама просят свое дитя угомониться, другое – когда к всему процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравиться», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к более послушной девочке и заберет с собой любимого зайку, может стать очень весомым аргументом. Таким образом в воспитании нужно применять оценку поведения и конечно его регулирование через игрушки, чтобы сформировать:

Бережливость, организованность, аккуратность;

Умение побороть капризы и страхи;

Эмпатию, доброжелательность, сопереживание;

Первоначальное представление о зле и добре.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают вырастить ребенка и сформировать личность.

Выбор игрушек в зависимости от возраста.

В развитии способностей малыша большую роль играют конечно погремушки, черно – белые картинки, размещенные на бортиках кроватки, подвески. Но при покупке игрушек нужно учитывать, стремительный рост и взросление ребенка.

o В три месяца малыш не просто лежит в кроватке, он учиться переворачиваться, хватает различные предметы и конечно же пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек нужно учитывать обязательно возрастные особенности малыша. Для малышей в 3 месяца подойду: развивающий коврик, музыкальная карусель (мобиль, звуковые браслеты, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками.

o В 9 месяцев и до года когда малыш уже уверенно ползает, сидит и даже ходит, приходит время более сложных развивающих игрушек. Это могут быть различные конструкторы – каталки, сортеры, крупные пазлы. В этом возрасте рекомендуется стараться приобщать малыша к рисованию, пальчиковыми красками, а так же игре на музыкальных инструментах. Но конечно основное внимание желательно уделить развитию опорно – двигательной системе, стараясь предлагать ему каталки, прыгунки, лошадки – качалки.

o В 2-3 года ребенок начинает понимать предназначение окружающих предметов, так что скорее всего ему наверняка понравиться набор мебели, чемоданчик с врачебными инструментами, кукольная посуда.

o В 5 лет – это уже личность со своими предпочтениями и интересами. Теперь ему доступны многие виды игрушек, с которыми он сможет разыгрывать различные сюжеты. В этом возрасте девочки предпочитают играть - с куклами и их принадлежностями, ну а мальчики - с машинками и солдатами. Однако есть настольные игры которые будут интересны для обоих полов: домино, пазлы, лото.

Советы и рекомендации.

Часто перед родителями встает вопрос, как же выбрать игрушку для своего малыша, чтобы она понравилась и в тоже время увлекла, и оказалась полезной? Тут приходят на помощь советы детских психологов.

Старайтесь приобретать игрушки, соответствующие уровню развития и возрасту малыша.

Чем младше ребенок, тем крупнее должна быть игрушка или детали конструктора.

Временами убирайте разные предметы из зоны видимости. По прошествии какого – то времени они будут восприниматься как новые.

Предлагайте ребенку игровые пособия разной направленности. У каждого малыша должны быть скакалки, мячи, прыгалки, так же и игрушки, требующие внимания и сосредоточенности: конструктор, пазлы, мозаика.

Помогите малышу организовать игру. Подскажите, а лучше поучаствуйте в строительстве дома, или побудьте клиентом в детской парикмахерской, а может быть даже больным на приеме у доктора.

Игрушек не должно быть много. Из большого разнообразия ребенку сложно выбирать, в результате чего он перестает их замечать.

Обращайте свое внимание, какие пособия вызывают больший интерес у ребенка. Еще в раннем детстве возможно выявить таланты или даже наклонности будущих стилистов, скульпторов или художников.

Игра помогает детям получать навыки и развивать способности, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни малыша очень велико, но важнее для него любовь близких, внимание и забота. Только находясь рядом с ребенком, обучая и направляя, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека, личность с большой буквы.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Давно известно, что неотъемлемой частью жизни ребенка является игрушка.

Игрушка-предмет для игры, появился еще в глубокой древности. Приобретая игрушки родители зачастую не догадываются об истинных предназначениях игрушки.

Для ребенка игрушка является средством познания окружающего мира, сначала этим миром является семья, в которой растет ребенок, а затем детский сад.

Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих их предметов, сравнивает их между собой. Играя игрушкой дети не обязательно отражают события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое, строить, перестраивать.

Воспитательная ценность игрушки в том и состоит что ребенок сам придумывает замысел игры, выбирает друзей для совместной игры, при этом подбирает игрушки для придуманной им же игры.

Через игру ребенок также может отобразить стили и способы воспитания в семье, в детском саду. Семья и ее окружение - первая нравственная школа для ребенка (маленький мальчик ласково разговаривает со своей мишкой, спокойно кормит его, а другой кричит на него, шлепает).

Чем старше становится ребенок, тем расширяется содержание его игр. С поступлением в детский сад малыш начинает дома играть в детский сад, с куклами, делает зарядку под музыку. То есть начинает воспроизводить жизнь в детском саду. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных трудовых действий такого же типа, что проделывает с ней мама (кормит, одевает, раздевает, укладывает спать, а мальчик в играх отображает трудовые действия папы (играет с машинкой, назад вперед по полу, перевозит игрушки, гудит).

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Дети учатся играть игрушками с помощью взрослых, взрослый должен показать как играть в ту или иную игрушку.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые умеют организовать детскую игру : какие игрушки приобретают, как обогащают детский опыт, помогает реализовать его игре. Игрушка пробуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно приобретать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда несут в себе какую нибудь воспитательную или развивающую ценность. При покупке важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и педагогической ценностью и многофункциональностью. Иногда простая коробка из под обуви бывает намного полезной для развития ребенка, чем какой нибудь модный гаджет, так как в игре с коробкой ребенок сам может вообразить и доделать, ребенок может сделать из коробки домик для куклы, или машину.

Для полноценного развития ребенка нужны разные игрушки : фигурки людей и животных, предметы домашнего обихода (посуда, мебель, моторные, двигательные, строительные, дидактические-обучающие (матрешки, мозаика). Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. При наличии большого количества игрушек у ребенка пропадает интерес к игровой деятятельности, игрушки быстро надоедают.

У детей дошкольного возраста появляется потребность в совместной игре. Первый опыт общения они приобретают через совместную игру со взрослыми, родители и являются примером для подражания. Детям не надоедают игрушки, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам, способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми дети обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок, последовательному нанизыванию колечки. В играх этого вида развивается сенсорное восприятие, речь, память, внимание. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

Таким образом, игрушки нужно подбирать по возрасту и они должны нести педагогическую ценность, необязательно покупать дорогие игрушки, игрушку можно изготовить из подручных материалов. Взрослый должен создать условия для свободной и совместной игровой деятельности, ведь правильная организованная деятельность детей является важным фактором успешного воспитания маленького ребенка в семье и детском саду.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

Значение художественного слова в воспитании дошкольного возраста Значение художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста я широко использую художественное.

Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Педагогический проект в 1(2) младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника» Руководители проекта: Воспитатель: Герасимова.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

«Живая память о былом» — значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников Значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную.

Значение игры в жизни ребенка «Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом.

Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники.

Значение семейных отношений в воспитании ребенка Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивать,.

«Значение театрализованных игр в воспитании ребенка». В помощь педагогам-психологам Значение театрализованных игр в воспитании ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ре-бенка в дошкольном.

Читайте также: