Чувашские игрушки из глины

Обновлено: 11.05.2024

История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Чувашию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры чувашского народа. Игрушки возвращают нас в далекое прошлое, историю крестьянской культуры, детство наших родителей, бабушек и дедушек, собственное детство. В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и дарование. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству. От матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось мастерство их изготовления. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных и национальных традиций. Сегодня народная игрушка — необходимый традиционный элемент воспитательного процесса. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Старинные игрушки издавна интересовали людей. И в нынешнее время есть исследующие их. Изготовление игрушек- это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок играя создает свой маленький мир, как бы проводит репетицию своей жизни. У каждой народности есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в большом мире. Ещё в глубокой древности предки чувашей специально изготавливали игрушки для своих детей. Для детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты

Прикреплённые файлы:

«Коняшка» — народная тряпичная кукла. Мастер-класс

«Коняшка» — народная тряпичная кукла. Мастер-класс "Коняшка" - народная тряпичная кукла. Мастер - класс. Доброго времени суток, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс.

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня»

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня» Сегодня хочу представить вашему вниманию детский мастер - класс «Тряпичная кукла» по изготовлению кукла - оберег «Северная Берегиня»..

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Травница»

Мастер-класс «Тряпичная кукла Травница» В нашем детском саду не так давно проходил конкурс "Тряпичная кукла". Мы тоже решили в нем по чувствовать. И сделать куклу Травницу Для.

НОД «народная тряпичная кукла» Желанница «» Тема: Использование традиционной тряпичной куклы Цель: Знакомить и приобщать детей к культурному наследию своего народа Задачи: 1. Научить.

Традиционная народная тряпичная игровая кукла «Радуга»

Традиционная народная тряпичная игровая кукла «Радуга» Это детская игровая кукла северных славян. Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс. Кукла «Капустка» получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях.

Тряпичная кукла «Веснянка»

Тряпичная кукла «Веснянка» Доброго времени суток! Хочу рассказать Вам о своей кукле"Веснянке" В нашем детском саду проходит конкурс русских народных кукол. На конкурс.

Учить создавать глиняные расписные игрушки в стиле чувашских народных мастеров. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам.

Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание.

ВложениеРазмер
lep_chuv_ptichka.docx 543.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

лепка «Чувашская птичка-сувенир»

Развивать эстетическое восприятие детей.

Учить создавать глиняные расписные игрушки в стиле чувашских народных мастеров. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам.

Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание.

Материалы и оборудование:

Глиняные и деревянные игрушки;

Иллюстрации чувашских игрушек птичек;

Кукла в чувашском наряде;

Доска для лепки по количеству детей;

Глина или пластилин, стеки.

Звучит спокойная чувашская народная музыка. Воспитатель вносит куклу в чувашском наряде.

В.: Дети, сегодня к нам в гости пришла наша знакомая – кукла Нарспи. Но пришла она не с пустыми руками, а принесла игрушки народных умельцев. Посмотрите, из каких материалов они сделаны? (Ответы детей)

В давние времена люди научились изготавливать игрушки из дерева и глины. Часто делали такие игрушки в виде животных или птиц.

Наши чувашские народные умельцы тоже делали такие игрушки и расписывали их чувашскими узорами. (показ иллюстраций)

Посмотрите, это птичка

С виду птичка – невеличка.

Только птичка не порхает,

В небеса не улетает.

Чувашская птичка эта

Выкрашена ярким цветом:

Красный, желтый цвет на ней,

Птичек всех она милей.

В.: Ребята, наша Нарспи загрустила. Ведь эти красивые птички все лишь на картинке. А Нарспи очень хочется поиграть с такими игрушками. Ребята, а что мы можем сделать, чтобы наша подруга не грустила? (ответы детей)

- Я предлагаю порадовать нашу гостью и слепить для нее замечательные чувашские птички-сувениры. Слово «сувенир» означает подарок на память, который дарят родным и друзьям.

(дети присаживаются за столы)

- Ребята, а кто обратил внимание, на какую домашнюю птицу похожа чувашская птичка-сувенир? (Ответы детей) Правильно, на уточку.

- А какой формы у нее тело? голова? Тело овальной продолговатой формы, голова округлая с длинным приплюснутым клювом.

- Сейчас я расскажу и покажу, как слепить такую птичку.

Вот у меня кусочек пластилина, я его делю пополам, получилось два кусочка разных размеров. Чтобы сделать туловище, скатаем из большого кусочка шар. У утки есть хвостик, который мы сделаем путем оттягивания. Хвостик немного приподнят к верху.

От маленького кусочка отщипнем небольшой кусочек для клюва. Из кусочка побольше скатаем шар – это голова. Клюв у утки широкий, приплюснутый. Для клюва скатаем маленький шарик. Прикрепим шарик к голове утки. Пальчиками сплюснем шарик, чтобы получился клювик. Наша птичка готова.

- Прежде чем мы начнем лепить, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Уточки»

Встали как-то утром в ряд

Десять маленьких утят. Сжимать и разжимать кулачки

Удивились Соединять поочередно пальцы обеих рук

На две группы разделились Растопырить пальцы

Перышки почистили Погладить ладошками пальцы другой руки

Головкой повертели Кулачки сжать, повертеть

На речку побежали Имитировать движения

Дети приступают к работе, воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает и помогает советом по мере необходимости, ведет индивидуальную работу.

Детям, которые быстро справились с заданием, предлагается украсить свои сувениры чувашским узором с помощью стеки.

Воспитатель с детьми рассматривают птички-сувениры.

В.: Все ли игрушки получились?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Что вам было трудно выполнять?

- Кукла Нарспи говорит вам большое спасибо за такие дивные сувениры и прощается до следующей встречи.

D:\ДОКИ АЛИНЫ\2. СТАРШАЯ\КОНСПЕКТЫ\Лепка. Аппликация\d90bf4fd913a38bdebd8353792fq--muzykalnye-instrumenty-svistulka-utka-malenkaya.jpg

D:\ДОКИ АЛИНЫ\2. СТАРШАЯ\КОНСПЕКТЫ\Лепка. Аппликация\eb5eed0d5729cc6cb531a745e4665c71_w720_h540.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"

Цели и задачи:· Закреплять название и строение птиц.·.


Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга".

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе Лепка рельефная (витражная) «Осенние листья »

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в старшей группе Техника: пластилиновая живописьПередача в лепке изображения осенних листьев, основываясь на знания и опыт, получ.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе - лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»: «Пластилиновая сказка»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение лепить персонажей сказок (людей и животных), передавая их характерные особенности с использованием разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщ.


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Лепка на тему: «Корзина с грибами»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группеЛепка на тему: «Корзина с грибами» Тема: Грибы в корзинке.Цель: Расширить знания о гр.


Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Лепка "Улитка, улитка, отвори калитку"

Формировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде, месте обитания. Развивать мышление, память, мелкую моторику, связную речь, художественное творчество. Воспитывать интерес к лепке, любо.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач.

Чувашское культурное наследие: чувашская старинная посуда и утварь

Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. По­чти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инстру­ментов по деревообработке было много: бурав (пăра), ко­ловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инст­рументы для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бре­вен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и дру­гих долбленых изделий.

6 февраля 2020 года в Вутабосинской сельской библиотеке состоялся краеведческий час на тему «Чувашская старинная посуда и утварь»

По способу изготовления и характеру использования деревянную утварь можно разделить на несколько групп: 1) утварь долбленая с цельным дном; 2) долбленые сосуды со вставным дном; 3) клепаные изделия; 4) посуда из бере­сты, луба, коры; 5) плетеная утварь из лозы, лыка, дранки, корней.

Долбленые сосуды были удобны для обработки и хра­нения зерна, круп, муки и многих других продуктов. В ос­новном, цельнодолбленой была столовая посуда – чаши, со­лонки, ковши, ложки. Долбленые орудия использовались при толчении зерна (пшена, полбы, ячменя, проса), семян конопли, соли, а также обработки сырья (кудели, сукна). Для этих целей использовали ступы (килĕ) и песты (кисĕп). Нужную форму долбленым сосудам придавали техникой выжигания, доводку и расчистку в таких случаях произво­дили с помощью долот. Уменьшенную форму ступы имели солонки (тăвар килли). Этот предмет часто украшали резь­бой – геометрическими узорами. Солонка-ступка была в каждом доме, так как раньше каменную соль продавали не­молотой.

Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выби­раемый для нее, диктовались ее назначением. Большая де­ревянная чаша (тирĕк, пысăк чашăк, чара) служила для по­дачи первого (яшка, шÿрпе) или второго блюда – каши (пăтă), мяса (аш) на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подавае­мых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например: çăкăр тирки – чаша для хлеба, яшка тирки – миска для супа, çу савăчĕ – чашка для масла, чара – чаша для замешивания пресного теста и т.д. Древние формы чаш сохранились до XX в. Одна из них – тарелка необычной формы (как бы чашка в чаше) для подачи вареных яиц (çăмарта), сыра (чăкăт). В древно­сти она являлась ритуальной чашей для гаданий и магичес­ких действий.

Столовую посуду изготовляли из мягких (липа, ветла, осина) и твердых (дуб, береза) пород деревьев, из цельного куска дерева или корневища. Из крепкого корня делались лучшие образцы больших ковшей – братин (алтăр), малых ковшей для пива (курка). Они имеют форму ладьи. Носо­вая сторона большого ковша поднята кверху и, переходя в узкую шейку, расчленяется, образуя завершение в виде двух конских голов (ут-курка). Интересны своеобразные двух­- и трехвыемочные ковши «тĕкелтĕк» и «янкăлтăк». В них одновременно наливали мед и пиво, а в трехсекционный ковш еще и «пылсем» (бальзам) из разнотравья. Эти «пар­ные ковши» (йĕкĕрлĕ курка) предназначались только мо­лодоженам. Красивой причудливой резьбой украшались малые ковши, которые являлись гордостью семьи. Они также часто имеют ладьевидную форму. Рукоять высо­кая с прорезной петлей, заканчивающейся крючком для подвешивания. Узоры на рукояти бывают разные: это со­лярные мотивы, жгут, выемка, желобки, скульптурные формы.

Долбленой была корытообразная утварь – начевки для муки (такана), корыта (валашка, кункăра, шан).

Долбленая посуда со вставным дном использовалась для хранения и переноски продуктов. Замечательное изде­лие этого вида – çÿпçе – выдолбленная из толстой липы кадушка – укладка для хранения одежды. Çÿпçе входило в качестве обязательного элемента в приданое невесты, оно украшалось резьбой. К этому же типу относится пахтаница (уйран çÿпçи), которая используется и в наши дни для сби­вания масла.

Изделия, выполненные долблением со вставным дном, известны под общим названием чĕрес. Основные их виды: чĕрес – кадушка для хранения продуктов, кăвас чĕресĕ – квашня, пăт чĕресĕ – пудовка (мера сыпучих тел в один пуд), патман, касмак – емкости для меда или зерна в 4 пуда, сĕт чĕресĕ – ведро для молока, чилек, ленкес, хăлаш – долбленые ведерки и др. Некоторые сосуды предназнача­лись для пива и имели длинные и узкие горлышки: чăрхат, чарак, талпар, янтав, камшаяк, çавраяк. Чирясы изготовляли из стволов липы или осины высотой от 20 см до 1 м и более.

Деревянные клепаные ведерки с крышкой и ручкой, как и долбленые ведра, назывались чĕрес. Специально для воды и доения коров предназначались клепаные ведра с носи­ком (витре, шайка). Для ношения воды они делались с уш­ками и с привязанными к ним веревками или сыромятны­ми ремнями. Кадушечки для ношения турăх уйранĕ (молочного напитка) имели плотно закрывающуюся крыш­ку – это чилек, лакăм.

В быту чуваши широко пользовались посудой из бере­сты – сшивными туесами и кузовками (пурак) цилиндри­ческой формы.

Для хранения и переноски продуктов и разных вещей применялась плетеная тара; широкий набор плетенок из лыка известен под общим названием кошель (кушел). В кушел – аккуратно сделанную плетеную сумку с крышкой – укладывали продукты и мелкий скарб на дорогу. Пестерь (пушăт, такмак, пештĕр) являлся кое-где сумкой распоря­дителя свадебного поезда (туй пуçĕ). В эту сумку клали об­рядовые блюда – хлеб (çăкăр) и сыр (чăкăт). Наряду с сум­ками в употреблении было плетеное лыковое ведро шăпаня для воды и пива. В плетеных чашках расстаивались хлеба перед выпечкой, плетеные коробки использовали в качестве солонки. Сосуд для воды (шыв савăчĕ) и туесок для пороха брали с собой на охоту.

Многие предметы утвари плели из лозы. Из черемухо­вых или ивовых прутьев изготовляли корзину для ложек (çăпала пĕрни). Бытовали сосуды, плетенные из дранки, лозы и полосок бересты, лыка, пучков травы. Так делали, например, чаши для хлеба. Из ивовой лозы плели сенной кошель (лăпă), различные корзины (çатан, карçинкка), ку­зовки, курманы, сундучки, мебель, рыболовные снасти.

Глиняная посуда. Изготовлением глиняной посуды люди занимались издревле. Ее производство в Волжской Булгарии стояло на высоком уровне. Однако с XVI в. мест­ные традиции в изготовлении высокохудожественной ке­рамики постепенно забываются. После присоединения к Русскому государству потребность в гончарных изделиях удовлетворялась в основном продукцией городских ремес­ленников.

Глиняную посуду изготовляли из заранее заготовлен­ной глины. Глину клали в деревянный ящик и основатель­но мяли ногами, руками, чтобы она была мягкой, эластич­ной и при скручивании из нее жгута не разрывалась. После этого из глины делали заготовки различных размеров в за­висимости от величины посуды. Заготовки – это неболь­шие куски глины, скатанные в толстый и короткий жгут.

Формовка сосуда производилась на ручном или нож­ном гончарном круге. Изготовленная посуда после про­сушивания покрывалась глазурью, что придавало ей прочность и блеск. После этого она обжигалась в специ­альной печи.

Чувашские гончары изготовляли разнообразную посу­ду: горшки, корчаги (чÿлмек, куршак), кувшины для моло­ка (мăйлă чÿлмек), для пива (кăкшăм), плошки (çу плаш­ки), миски (тăм чашăк), жаровни, рукомойники (кăмкан).

Они были самых разных форм и стилей. Абашевские, именьковские, булгарские и другие стили различались ви­дами и формой, орнаментом.

В домашнем хозяйстве чувашей использовалась и ме­таллическая посуда (чугунная, медная, жестяная).

Одним из древних сосудов, без которого не могла обходить­ся ни одна семья, являлся чугунный котел (хуран). В хозяй­стве имелось несколько видов котлов различных размеров.

Котел, в котором готовили обед, висел над очагом в избе. Котел большого размера для варки пива, пищи во время больших праздников, подогрева воды подвешивался над очагом лачуги (летней кухни). Чугун в чувашском хозяй­стве появился сравнительно поздно. К числу старинной посуды относится сковорода (çатма, тупа).

Наряду с чугунной посудой использовали медную: мед­ный жбан (чăм), рукомойник (кăмкан), ендова (янтал), со­суд для питья медовки и пива, по форме напоминавший в некоторых случаях коня-инохода (çурхат). В составе ку­хонного инвентаря были и другие металлические предме­ты – кочерга (турчка), ухват, косарь (кусар), ножи (çĕçĕ), треножник (такан).

В зажиточных семьях приобретали самовар. С конца XIX в. под городским влиянием в деревне появляются же­лезные ведра, стеклянные бутылки. Металлические лож­ки, половники, чашки, кастрюли, тазы, корыта получили распространение уже в советское время.

Желающие с интересом ознакомились с литературой и электронными материалами по теме.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Уже много лет Галя Георгиевна проводит в Музее народного творчества выставки мастер-классы по лепке из глины и росписи глиняных игрушек для учащихся школ, студентов средне-специальных, высших учебных заведений из г.Ульяновска и области.

МАСТЕР-КЛАСС ПО РОСПИСИ ГЛИНЯНЫХ ФИГУРОК, ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ И ОРНАМЕНТ. 04.04.2013 год.

Цель и задачи: привить интерес к чувашской культуре, литературе, декоративно- прикладному искусству. Являясь носителем и хранителем чувашских традиций, Галя Георгиевна передает их подрастающему поколению, всем тем, кто в той или иной мере, интересуется традициями и бытом чувашского народа. Так, в 2013 году в Музее народного творчества в рамках празднования 165-летия И.Я.Яковлева для студентов Ульяновского государственного педагогического университета им .И.Н. Ульянова прошел мастер-класс Гали Георгиевны по лепке и росписи глиняных композиций –персонажей поэмы чувашского поэта К.Иванова «НАРСПИ». Мастерица сумела заинтересовать будущих педагогов и вызвать интерес к чувашской литературе и культуре. Мастерица познакомила их с особенностями чувашского национального орнамента и показала, как можно применить свои знания на практике- расписать игрушку.

hello_html_m6b8e701f.jpg
hello_html_m60388040.jpg
hello_html_50b7ceed.jpg

hello_html_m56a6838f.jpg

hello_html_m26db2dc1.jpg

Присутствовали: Алёна Селиванова журналист чувашской газеты КАНАШ, и.о.зав.Музеем народного творчества М.К.Смирнова, преподаватель УНИВЕРСИТЕТА Ольга Геннадьевна Узикова.

hello_html_m5dcccb81.jpg

Выставка посвященная И.Я.Яковлева 165-летия, в ДК Губернаторском г.Ульяновск 2013г.

hello_html_m4dfb4125.jpg

Делегаты : журналист Алёна Алексеева , педагог Елисеева Г.Г. на родине выдающегося

просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева в селе Кошки Новотимбаево

Татарстан, Тетюшского р-на 2013. Фото на память, в центтре - ЛЮБОВЬ ОРДДЫНСКАЯ - пра-пра

Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой.

Задачи.

Образовательные задачи:

- уточнить название республики, столицы, города;

- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;

- учить узнавать флаг России, Мордовии, Татарстана, Чувашии;

- формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье, о том, что государственная символика меняется с течением времени;

- знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей и с различными видами самодельных игрушек из природного материала.

Развивающие задачи:

- развивать эстетическое отношение к цветам флага;

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;

- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.

Интегрирование образовательных областей.

Речевое развитие: совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний.

Познавательное развитие: расширять представление о символике Чувашии, с народными традициями, бытом, одеждой чувашей, о чувашском народе, населяющих Поволжье, об игрушках из природного материала.

Методы и приемы.

Словесный метод: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворения, вопросы.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций с одеждой, плакатов с изображением символики Чувашии, выставка самодельных игрушек из природного материала.

Практический метод: дидактические игры: «Собери флаг Чувашии», «Найди и покажи флаг», «Собери герб Чувашии», народная игра «Тухьян тахан» (Надеть тухью).

Словарная работа: шура-кепе, сапун, масмак, тухья, бисер, стел, саран ата, сыва пулар, доспехи.

Предварительная работа:

- беседы о Республике Чувашии, о городе Чебоксары;

- рассматривание иллюстраций с видом Республики Чувашия;

- дидактическая игра «Путешествие по Республике Чувашия».

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: карта России, плакаты и иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Сарпи, блюдо, йава.

Раздаточный материал: полоски, бумага для дидактической игры «Собери флаг».

Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись с гимном Чувашии.

Организационный моме нт.

- Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. (Дети-гости рассаживаются). Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб, соль и оставлял дом открытым: зайди, путник отдохни, будь гостем.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.

Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?

Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши.

Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?

Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.

Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?

Дети: Чебоксары.

Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью. А вы любите стихи? (Ответы детей. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Хвала тебе, Чувашия!»).

«Хвала тебе, Чувашия!»

И имя, и язык твой – сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, -

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе».

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У чувашской республики они тоже есть. Давайте вспомним символы Республики Чувашия. Назовите государственные символы Республики Чувашия.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Поиграем в игру «Найди и покажи флаг». (Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский).

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный основные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (херле) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, мой вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую!»

Игра «Собери флаг Чувашии».

(У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, восьмиконечная звезда, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии).

Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит «Древо жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии. Дидактическая игра «Собери герб Чувашии».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам передохнуть.

Физкульминутка «По Чебоксару мы идем».

«По Чебоксару мы идем, (маршируем)

Звонко песенку поем.

Город очень большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)

Город улыбается, (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится». (знак кистями рук)

Воспитатель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником чуваш, является Саварни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время саварни в деревнях молодежь устраивали катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерче) и колобками (йава). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.

Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью). (Игроки встают в круг, не берясь за руки). В центре круга, как на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит: «Надень тухью!» - и каждый стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему).

Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм? (Демонстрация иллюстраций). Посмотрите, здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются желтый, белый, зеленый, синий. Платье у женщин было белое (шура-келе, поверх платья одевали фартук (саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка (масмак) или шапочка-тухья украшенные бисером и серебряными монетами. Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (кепе, штаны (стел). На голове носили суконные шляпы (тухья) или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги кожаные (саран ата).

Посмотрите, как красиво они вышиты чувашскими узорами, обшиты монетами, как воинские доспехи.

Ребята, а к нам в гости пришла кукла Сарпи. У нее красивое чувашское имя. И по национальности она чувашка. Давайте поздороваемся с ней на чувашском. Кто знает, как здравствуйте, на чувашском языке?

Дети: Салам!

Воспитатель: Во, что она одета?

Дети: В чувашский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Сарпи на голове?

Дети: Тухья.

Воспитатель: Что у нее одето поверх платья?

Дети: Саппун.

Воспитатель: Как называются сапоги у Сарпи?

Дети: Саран ата.

Воспитатель: Ребята, кукла Сарпи хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?

Дети: Гимн надо слушать стоя.

Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия. (Прослушивание отрывка из гимна. Дети слушают стоя).

III заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии? Какие новые слова вы узнали? Как называется любимый чувашами праздник?

Дети: Саварни.

Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские головные уборы?

Дети: Тухья и масмак.

Воспитатель: Ребята, кукле Сарпи понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания, на чувашском.

Дети: Сыва пулар.

Воспитатель: Ребята, вы все хорошо поработали на занятии, и Сарпи приготовила вам сюрприз. Она хочет угостить вас чувашским национальным блюдом йова.

Список использованной литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М. : Мозаика. – Синтез, 2017г.

2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.

3. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской вышивки». – Л. : Аврора, 1977.

4. Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. – Ч. : Чувашское кн. изд-во, 1995г.

5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа В рамках проекта «В Финно-Угрию – на книжных парусах!» была организована общегородская акция «Финно-угорский народ – круглый год!». Каждый.

Конспект занятия по знакомству с культурой чувашского народа «Сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок» Цели: Знакомство с культурой, историей, традициями чувашского народа. Задачи: Показать богатство, художественные достоинства народного костюма,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект ООД по ознакомлению детей младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Загире» Конспект ООД по ознакомлению детей младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Загире» Конспект ООД по.

Конспект организованной образовательной деятельности «Гостья из чувашского края» для детей среднего дошкольного возраста Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента. Основной.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Ознакомление детей с историей и культурой русского народа в рамках программы «Забавушка» государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик» Номинация.

Презентация «Программа по ознакомлению детей с историей и культурой русского народа «Забавушка» Краткое описание проекта Художественно - эстетическое направление «Чудесное лукошко» является одним из направлений деятельности в государственном.

Читайте также: