Чувашские игрушки из растительных материалов

Обновлено: 05.05.2024

История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Чувашию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры чувашского народа. Игрушки возвращают нас в далекое прошлое, историю крестьянской культуры, детство наших родителей, бабушек и дедушек, собственное детство. В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и дарование. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству. От матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось мастерство их изготовления. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных и национальных традиций. Сегодня народная игрушка — необходимый традиционный элемент воспитательного процесса. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Старинные игрушки издавна интересовали людей. И в нынешнее время есть исследующие их. Изготовление игрушек- это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок играя создает свой маленький мир, как бы проводит репетицию своей жизни. У каждой народности есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в большом мире. Ещё в глубокой древности предки чувашей специально изготавливали игрушки для своих детей. Для детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты

Прикреплённые файлы:

«Коняшка» — народная тряпичная кукла. Мастер-класс

«Коняшка» — народная тряпичная кукла. Мастер-класс "Коняшка" - народная тряпичная кукла. Мастер - класс. Доброго времени суток, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс.

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня»

Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня» Сегодня хочу представить вашему вниманию детский мастер - класс «Тряпичная кукла» по изготовлению кукла - оберег «Северная Берегиня»..

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Травница»

Мастер-класс «Тряпичная кукла Травница» В нашем детском саду не так давно проходил конкурс "Тряпичная кукла". Мы тоже решили в нем по чувствовать. И сделать куклу Травницу Для.

НОД «народная тряпичная кукла» Желанница «» Тема: Использование традиционной тряпичной куклы Цель: Знакомить и приобщать детей к культурному наследию своего народа Задачи: 1. Научить.

Традиционная народная тряпичная игровая кукла «Радуга»

Традиционная народная тряпичная игровая кукла «Радуга» Это детская игровая кукла северных славян. Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс.

Тряпичная кукла Капустка. Мастер-класс. Кукла «Капустка» получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях.

Тряпичная кукла «Веснянка»

Тряпичная кукла «Веснянка» Доброго времени суток! Хочу рассказать Вам о своей кукле"Веснянке" В нашем детском саду проходит конкурс русских народных кукол. На конкурс.

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Аннотация Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. В данном пособии представлен опыт работы педагога дополнительного образования детей детского объединения «Мир фантазий» Дворца детского (юношеского) творчества города Чебоксары Волковой О.В.

ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (использование в обучении и воспитании детей элементов регионального компонента на занятиях в детском объединении «Мир фантазий» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики) О.В. Волкова, Педагог дополнительного образования Чебоксары 2019 В данной статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования детей детского объединения «Мир фантазий» Дворца детского (юношеского) творчества города Чебоксары Волковой Ольги Владимировны. Волкова О.В. уделяет большое внимание использованию в обучении и воспитании детей элементов регионального компонента. Введение этнокультурной составляющей в содержание образовательного процесса детского объединения «Мир фантазий» позволяет познакомить воспитанников с национальными особенностями культурного развития своего народа, дает представление о духовных ценностях традиционной культуры, рассказывает о культурно­историческом наследии различных этносов, решает задачи духовно­нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития творческого потенциала детей через приобщение к миру национальной культуры и искусства. Образовательная программа детского объединения «Мир фантазий» направлена на освоение ручных швов, знакомство с техникой вышивания, композицией, умение сочетать различные техники вышивки (вышивка лентами, бисером, гладью и др.) в одном изделии и др. В отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В настоящее время вышивка хотя и потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжают жить в народе, служит эталоном красоты, также украшением народного костюма. Содержание программы с этнокультурным компонентом строится на интеграции учебного и воспитательного процессов на основе богатств национально­культурного наследия, развития гражданско­патриотического сознания, формирования культуры межнациональных и межэтнических отношений. Пользуясь такими возможностями, раскрыты пути решения поставленных задач. Их реализация помогает приобщать детей к миру народного декоративно­прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов, так как народные промыслы в России – предмет национального престижа. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Объективные социально­экономические факторы развития сообщества привели к преобладанию общения на русском языке, минимальному использованию родного языка практически во всех сферах общественной жизни и даже в семье. Эти обстоятельства неизбежно приводят к постепенной потере родного языка, культуры, национальной самобытности, к возникновению субъективных ощущений неполноценности и социальной недостаточности, отсутствию у младшего поколения этнической идентичности. Приобщить молодежь к культуре своего народа через чувашскую традиционную вышивку ­ такая задача стоит передо мной. Ведь занятия в объединении дополнительного образования предоставляют большие возможности для воспитания любви к малой родине, пробуждения познавательного интереса к истории родного края. Педагог дополнительного образования «Мир фантазий» дает каждому воспитаннику первоначальные умения и навыки определенного вида декоративно­прикладного искусства. В будущем они сами решат: заниматься этим ремеслом дальше или нет. Но приобретенный навык останется с ними на всю жизнь и обязательно пригодится. Дети любой национальности на занятиях с удовольствием занимаются вышивкой. От них требуется только желание и терпение, а от меня – профессионализм и мудрость. Согласно Закону «Об образовании», в программу включены модули национально­ регионального компонента – «Национальная вышивка», «Национальный сувенир» и «Национальная кукла». Основная задача ­ обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и специфики образовательного учреждения, его национально­культурных, экологических, социальных и других особенностей. Все предметы тесно связаны своим содержанием друг с другом, дополняют друг друга в целостной системе. Этнокультурное образование реализуется через включение его элементов во все учебные программы. В модуле «Национальная вышивка» воспитанники изучают основы чувашской вышивки – орнаменты, композиции, цветовые гаммы, основные швы. Изучив все основы и получив основные компетенции, воспитанники приступают к изготовлению изделий. Художественная обработка текстильных материалов – национальная чувашская вышивка Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, косых крестов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели бесконечно разнообразные формы и выполнялись на рубашках, свадебных платках, покрывалах невесты, жениховых платках и других изделиях (Приложение ). Чувашской вышивке характерно то, что в узорах угадывается своего рода письмена. В старину следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению. Со временем смысловое значение орнамента утратилось, а для вышивальщиц главной стала декоративная сторона. Но кое­какие отзвуки старины дошли до наших дней. Вышивка народов центральной части Среднего Поволжья (чувашей, русских, мари, мордва, удмуртов, татар) отличается ярким национальным своеобразием, богатством технических приемов и цветовых решений. В зависимости от местных условий, особенностей быта, природы и обычаев рождались приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. Чувашская народная вышивка богата разнообразными приемами. По утверждению этнографа И.Н. Смирнова, для чувашской вышивки «. характерно такое разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России». Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что швы выполняются счетными приемами шитья. Учитывается структура ткани, т.е. выполнение стежков производится строго по счету ниток утка и основы. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно (по диагонали), что приводит к геометрическому построению орнамента. Для вышивания необходимы ткани с равномерным полотняным переплетением нитей, постоянной и одинаковой толщины основы и утка. В старину использовался холст домашней выработки, на котором легко можно было сосчитать нити для образования стежка в нужном направлении. Работу над узорами начинали с выполнения контурного рисунка черными нитками. Это была самая трудная часть, требующая большой точности, отличного зрения и дневного света: если ошибешься на одну нитку или расколешь ее иглой, нарушается точность рисунка. Сочетанием крупных узоров и мелких орнаментов, «плотных» и «редких» швов достигается особая декоративность и своеобразный ритм, а также естественный переход от сочных цветовых узоров к белому полю холста. Своеобразное соотношение холодных и теплых цветов тоже является характерной особенностью чувашской вышивки. Для яркости и красочности контур рисунка вышивали черными, темно­синими или темно­коричневыми нитками на белом холсте. Сам рисунок заполнялся мареновым, красным, небольшие детали — контрастирующими желтым, синим, зеленым цветами. Двухсторонность композиции на изделиях, просматриваемых с обеих сторон, также является характерной особенностью национальной вышивки. Даже аппликация делалась на обеих сторонах изделия. Так выполнялись поясные подвески, платки жениха, покрывала невесты, сурпаны (Приложение ). Швы, протекая непрерывным ручьем, не оставляли ни единого узелка, ни концов ниток. Порой трудно различить лицевую или изнаночную сторону изделия. Изумительная чистота, ювелирность, филигранность швов принесла славу чувашской вышивке. Все вышитые орнаменты можно разделить на три основные формы композиций: замкнутые, линейные и сетчатые. Элементы замкнутого орнамента создают своеобразный медальон, круг, ромб (нагрудное украшение женской рубашки, кĕскĕ промежуточных и низовых чувашек, узоры платков жениха, салфеток, скатертей и др.) (Приложение ). Линейный орнамент — это узор в виде ритмично организованного ряда с односторонним или двухсторонним движением, в виде полосы. Он применяется при украшении края рукавов, подолов, хулcи, масмаков, сурпанов и других изделий (Приложение ). Сетчатый орнамент — узор, элементы которого создают движение во всех направлениях. Он применяется при украшении свадебной подушки жениха, покрывала невесты, платка жениха, нагрудной части старинных свадебных рубах и т.д. Основным элементом любой вышивки является шов. Это ряд однородных стежков, повторяющихся один за другим. Мельчайшей частью стежка является полустежок, который используется при исполнении швов шулам, двухслойный крест, двухслойный шулам, прямая стежка, паклава, стебельчатый и др. Каждый шов в чувашской вышивке имел свое установившееся место и декоративное назначение; для каждого вида изделий применялись определенные швы. Они различаются по назначению, технике, сложности, манере исполнения, методу, направлению и цвету. Например, изделия, просматриваемые только с одной стороны, — рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки — выполнялись односторонними швами хура кар тĕрри, хĕреслĕ тĕрĕ (крест), хантăс (косая мелкая стежка), пĕр питлĕ тĕрĕ (верхошов). Для орнаментирования изделий, просматриваемых с обеих сторон, ­ сурпана, платка жениха, свадебного платка, покрывала невесты ­ использовались йĕпкĕн (контурный шов), шулам (косой гладьевой шов), эрехле (редкий крест), исма (двухсторонний шов), чăрмалла (прямая гладь), каснă шăтакла (цветная перевить) и многие другие; вышивка получалась одинаковой с обеих сторон. Сложнейшими швами — двухслойным крестом, двухслойным шуламом — украшались поясные украшения сарă, яркăч (Приложение ). Обучать вышивке начинали с самых легких швов — веревочки, пунктира, шулама и других. Мастерица старалась аккуратно, чисто выполнять как лицевую, так и изнаночную сторону. Стежки она накладывала ровно, свободно, не натягивая нитку, чтобы не деформировать холст. Швы и их разновидности имеют общую черту — выполняются по счету ниток утка и основы ткани. Исключение составляют узоры на сурпанах анатри, выполненные на красном материале по контуру рисунка. Разумеется, резкие грани между швами ставить нельзя, т.к. один и тот же шов может быть использован в одном изделии как украшающий, а в другом — как контурный. В 2010 году по инициативе Дома народного творчества в республике впервые был проведен конкурс «В краю ста тысяч вышивок», где участвовала воспитанница детского объединения «Мир фантазии» Дворца детского (юношеского) творчества Скудеева Ирина (8б класс). Она стала победителем этого конкурса (приложение ). Участвуя в городском конкурсе «Асамат кепере» муниципальной программы внеурочной деятельности школьников «Мы ­ чебоксарцы», воспитанники Скудеева Ирина, Тимонина Ксения, Агафонкин Глеб заняли также призовые места (приложение ). Работы воспитанников ежегодно выставляются на отчетной выставке Дворца детского (юношеского) творчества (приложение ). Чтобы идти в ногу со временем и в то же время сохранить те этические нормы, которым следовали наши предки, нам нужно изменить свое мышление, постоянно обновлять багаж знаний. С этой целью я участвовала:   2009 год – конкурс молодых мастеров народных художественных промыслов Чувашской республики в номинации «Национальная вышивка»; 2011 и 2012 год ­ во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», где заняла 2 место в номинации «Национальная вышивка». Наш Дворец – многонациональный, здесь учатся дети чувашской, татарской, русской, азербайджанской, украинской, таджикской национальности. Не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Я считаю, что вся моя работа направлена на решение этой проблемы. , Во Дворце накоплен большой опыт в формировании идеи уважения к другим культурам. Очень высок потенциал педагогов и наших родителей. На данном этапе завершаются этнокомпонентов в образовательный и воспитательный процессы в объединениях. Уже сейчас элементы данной подготовительные мероприятия для внедрения программы апробируются: проводятся народные праздники, встречи с родителями и другие мероприятия. Главное для нас ­ это реализация идеи уважения к другим национальностям, гармоничное сосуществование и диалог культур, а также развитие школы как открытой государственно­общественной системы. Б. М. Неменский в своей работе «Мудрость красоты» подчеркивал, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа». Искусство родного края ­ тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро почувствовано. Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Нам, педагогам, следует осторожно и грамотно прививать детям любовь к национальной культуре, пробуждать в них любопытство: «А кто мои предки, как они жили раньше, каковы их обычаи, как они одевались?». Декоративно­прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В ней наиболее широко и масштабно реализованы его таланты. Причина моего особого внимания к этой области народного творчества связана с тем, что она является одним из древних и распространенных способов орнаментации тканей. В настоящее время вышивка хотя и потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжает жить в народе, служит эталоном красоты, а также украшением народного костюма. Надо стараться передавать интерес к вышивке из поколения в поколение и гордиться ею как большой ценностью, созданной нашими предками.

Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой маленький мир, как бы проводит репетицию своей будущей жизни.

В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и дарование. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству. От матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось мастерство их изготовления. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных и национальных традиций.

Сегодня народная игрушка – необходимый традиционный элемент воспитательного процесса.

С 3-4 лет дети сами себе придумывали игры. Большинство этих игр было подражанием труду взрослых.

Начиная с 6-7 лет таких игр у детей становится меньше, потому что они начинали заниматься настоящим трудом, помогать взрослым. А в свободное время они играли в разные игры.

У всех народов во все времена лучшими друзьями-игрушками детей были домашние животные, их детеныши. В холодные зимние вечера в дом заносили теленка, птиц, маленьких ягнят, козлят. Детям и детенышам животных не приходилось скучать. Дети сами ухаживали за своими живыми «игрушками» – их приходилось кормить, поить и убирать за ними.

Например, весной, детям поручали скребком чистить линяющую лошадь или корову. Дети мыли, чистили, аккуратно собирали шерсть и изготавливали из нее войлочные шары для игр в мяч.

Иногда дети совмещали игру и выполнение какого-то задания родителей. Самым ответственным поручением для детей был присмотр за младшими братьями и сестрами. С маленьким ребенком никуда далеко не уйдешь, его нельзя оставить и все время нужно было держать в поле зрения, но и поиграть со своими сверстниками тоже хотелось. Вот как справлялись с этим они во время игры «Купсталла (Пуканелле)». Ма-леньких детей где-нибудь на травке рассаживали в круг, каждый из них был капустой (куклой, бочонком или еще чем-нибудь подобным). Его брат или сестра стояли рядом со своей «капусткой». К нему подходил продавец и спрашивал: «Почем капустка?» Хозяин называл какую-нибудь цифру и, ударив по рукам, они бежали в разные стороны, по кругу. Кто первым добегал до «капустки», тот и становился хозяином. Конечно, в это время «капустка» во все глазки смотрела на своего брата или сестру и никак не думала плакать и капризничать.

«При играх поощрялся коллективизм и соблюдение возрастной субординации – слушаться старших, заботиться о младших. Пресекалось присвоение чужих игрушек, будь хоть черепок.» [7, стр. 28]

Известно более 300 детских чувашских игр. В большинстве игр девочки и мальчики играли вместе. Во время игр чувашские дети обычно пели, могли аккомпанировать себе на музыкальных инструментах. Часто дети сами придумывали песни, музыку и считалки.

В древности все детские игры были полезны для здоровья ребенка, большинство из них проходило на свежем воздухе, во дворе или на улице, только в очень холодное время или во время сильных дождей дети играли дома.

Зимой дети катались на лыжах, санках. Расчищали пруд от снега и устраивали «фигурное катание» на самодельных деревянных коньках.

Дети наделялись особыми правами, все, что ими изображалось, считалось значительным для жизни общества. Трудовая тематика (ут турттармалла – возить сено, кантр тылламалла – мять коноплю, купста касмалла – убирать капусту и т. д.) преобладала уже в играх 3-4 – летних детей. Подражание действиям и поведениям взрослых, использование инвентаря, сходного с обычным, характерно для многих игр. В играх детей используются игрушки – тетте, которые взрослые подбирали детям соответственно их возрасту. Игры с куклами, костями (в бабки) и другие отражали различные стороны семейного и общественного быта.

Подвижные игры детей (без предметов и с предметами) являлись средством воспитания, средством развития силы, ловкости, смелости. Игры детей чувашей весьма разнообразны, их насчитывается более 300.

По детским играм можно узнать о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухран пемелле», «В лошадку («Лашалла», «На пахоте» («Акара», «В курицу» («Чхлла», «Слепой баран» («Суккр такалла», «Резвые белки» («ивч пакшасем», «Рыбаки» («Пулсем», «Защити флаг» («Ялава сыхла», «Иголка с ниткой» («Йппипе иппи», «Штандар-стоп!» («Штантрла») и многие другие. Наличие во многих играх таких элементов подражания пробуждало трудовые интересы и готовило детей к практической деятельности.

Анализ и сравнения детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, это дружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Осуществление сотрудничества с родителями в ходе воспитания личности ребенка Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Взаимосвязь детского сада с семьёй в успешном решении задач физического воспитания Детский сад уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития, повышения двигательной.

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания» Консультация для воспитателей по теме: «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания». Подготовила.

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.

Необходимость раннего музыкального воспитания для полноценного формирования личности ребенка Все мы музыкальны в той или иной степени. И даже не имея выдающегося таланта к музыке, каждый способен наслаждаться прекрасными звуками.

Реализация задач нравственного воспитания дошкольников Понятие нравственного воспитания определяется в исследованиях учёных как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Ембаевский детский сад комбинированного.

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 1

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 17

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 18

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 19

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 20

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 21

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 22

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 23

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 24

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 25

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 26

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 27

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 28

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 29

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 30

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 31

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 32

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 33

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 34

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 35

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 36

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 37

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 38

Чувашки — мои куклы, особенности чувашского народного костюма, фото № 39

видео с чувашскими узорами

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народные промыслы Чувашии. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканном холсте шерстянными и щёлкывыми нитками создавали они неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранста. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без неё не обходились посиделки.

Чувашские украшения Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких явлений развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы: тухья и хушпу, нагрудные украшения: ама, шулкеме, тевет, шейные украшения: алка, наспинные украшения: сурпан.

Резьба по дереву В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой- это чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда.

Хорошо развито с древних времён у чуваш гончарное ремесло. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. Хорошо развито с древних времён у чуваш гончарное ремесло. Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. В наши дни производство гончарных изделий налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов.

Читайте также: