Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин

Обновлено: 24.04.2024

вость Артёма, братья крепко любили друг друга. (Н. О.); 2) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев,Дарья Александровна собралась ехать. (Л. Т.); 3) День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмот­ря на перепадавшие дождики.(Т.)

2. Обособление других обстоятельств, выраженных су­ществительными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также распространённости или нераспространённости обстоя­тельств и места их в предложении. Более распространённые обстоятельства обособляются чаще, чем менее распростра­нённые; обстоятельства, стоящие в начале или середине предложения (до сказуемого), обособляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимением комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) Но: Он не пошёл в кино за неимением времени.Обособленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоя­тельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благода­ря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными соче­таниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.: Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи,не мог за мной следовать. (Л.); 2) обстоя­тельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии идр.: Гонки на яхтах, при наличии благоприятной погоды,состоятся в ближай­шее воскресенье; 3) обстоятельств уступки с предлогом во­преки: Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожида­ниям многих, затянулась.(Нов.-Пр.)

428. Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выра­женные именами существительными. Спишите, расставляя зна­ки препинания.

1)Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Иллюминатор со­гласно боевой обстановке был тщательно занавеш.. н. (Нов.-Пр.) 3) Но несмотря на разрушение корабль продол­жал упрямо держат(?)ся на воде. (Нов.-Пр.) 4) Погода не­смотря на последнюю треть октября стояла отличная. (Прж.) 5) Благодаря отливу снегов мы легко могли

10 — В. Ф. Греков 289

различать дорогу. (Л.) 6) Несмотря на усталость девушка с удовольствием прошлась по льду. (В. Аж.) 7) Луговые цве­ты в этом году благодаря постоянным дождям необыкно­венно ярки и пышны. (Пришв.) 8) По ночам несмотря на звёздное небо сырая тьма л..жилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы. (Нов.-Пр.) 9) Все три колонны шли днём и ночью невзирая на разыгравшуюся метель. (Н. Пик.)

429. Спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препи­нания.

1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в Москву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благода­ря (своевременно принятые меры) были быстро уничтоже­ны. 4) Более слабая футбольная команда вопреки (ожида­ния) зрителей одержала победу. 5) Наш отряд согласно (распоряжение) командования выступил в поход на рассве­те. 6) Благодаря (правильное лечение и строгий постель­ный режим) больной поправился через две недели. 7) Со­гласно (решение) общего собрания все учащиеся приняли участие в озеленении школьного двора.

§ 79. УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляет­ся, на письме выделяясь запятыми: 1) Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском, берегу.(М. Г.);2) Каждое утро, в шесть часов,я от­правлялся на работы. (М. Г.); 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать,я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.)

Нередко обособление или необособление таких обстоя­тельств зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточ­няющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?) у окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке (какой?) у окна сидел отец.

Реже уточняющими бывают обстоятельства образа дей­ствия, например: Во время сильных дождей она [речка]

разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.)

430. Прочитайте, найдите уточняющие обстоятельства. Объясни­
те пунктуацию.

1) Вдоль камышей, под ветлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресе­нья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сель­ди. (М. Г.)

431. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите уточняю­
щие обстоятельства.

1) В одно из воскресений в конце июля я пришёл к Вол-чаниновым утром часов в девять. (Ч.) 2) Жил он очень дале­ко не в городе а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. (Бун.) 3) Открывая окно увидал я сирень. Это было весной в улетающий день. (А. Б.) 4) Вокзал остался в стороне вправо. (Н. О.) 5) Далеко на том берегу горело врас­сыпную несколько ярко-красных огней. (Ч,) 6) Она сидела в первом ряду кресел рядом со своим папашей не отрывая глаз от сцены. (Ч.) 7) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. (Н. О.) 8) Собор стоял выше города на пло­щадке окаймлённой лесом. (Зайц.) 9) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н. О.) 10) На этом-то пруду в заводях и затишьях между тростниками выводилось бесчисленное множество уток. (Т.) 11) Было холодно и сыро особенно в невысохшем платье. (Л. Т.) 12) Обедали на свежем воздухе в тени дубов за вры­тым в землю деревянным столиком. (Зайц.)

432. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки пре­
пинания. Обособленные обстоятельства подчеркните и объясните,
почему они обособлены.

речке. (Л.) 4) Казак мой вопреки приказанию спал креп­ким сном держа ружьё обеими руками. (Л.) 5) К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измуче­ны. (Л.) 6) Бульба по случаю приезда сыновей велел со­звать всех сотников и весь полковой чин. (Г.) 7) Он [дедуш­ка] проснулся в пятом часу пополудни и несмотря на паля­щий зной скоро захотел накушаться чаю. (Акс.) 8) Несносная лошадь поравнявшись с упряжными несмот­ря на все мои усилия остановилась так неожиданно что я перескочил с седла на шею и чуть не полетел. (Л. Т.) 9) Он [Сергей] схватил хлеб быстро поцеловал матери руку и не­смотря на усталость возбуждённо глядя в темноту своими острыми глазами стал жевать эту чудесную пшеничную горбушку. (Ф.) 10) С тех пор. никто из домашних несмот­ря на все поиски не видел больше Пьера. (Л. Т.) 11) Теперь то есть с наступлением летней жары вьючные хождения сделались далеко не так заманчивы, как весной. (Прж.)

433. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостаю­щие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предло­жений.

Родина. Особе..о звучит для меня это слово полное глу­бокого смысла. Я вижу необ(?)ятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цве­точную пыль. Обш..рна и многообразна родившая нас стра­на. (Н..)исс..каемы и полноводны реки перес.кающие про­странства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистаю­щие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки знойные степи (непрохо­дима глухая сибир(?)ская тайга раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисле..ы города разброса..ые в нашей стране. На многих языках говорят люди нас.лившие вели-чественн..ю эту страну. Просторны синие дали звонки и чу­десны песни ж..вущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов)

§ 80. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборота­ми, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, неужели и др., выделяются запяты-

ми, например: 1) С утра поползли серые, как дым,обла­ка. (А. Н. Т.); 2) Морозило сильнее, чем с утра.(Т.); 3) Ночью лететь было безопаснее, нежели днём.(Перв.)

Примечание.Сравнительные обороты, ставшие устойчивыми (фразеологическими) сочетаниями, запятыми не выделяются, напри­мер: дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, боится как огня, летит как стрела, белый как полотно и т. д.

434.Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них срав­нения. Укажите, какие сравнения включают в себя: эпитет; мета­фору; эпитет и метафору.

1) Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

2) Вижу, как зеркало стальное,
Сияют озера струи.

3) Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

4) Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял.

5) Льёт дождь, холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам.

6) Зарницы лик, как сновиденье,
Блеснул — ив темноте исчез.

7) Как снежинка белая,
В просини я таю

Да к судьбе-разлучнице След свой заметаю.

8) Бескрайний, жаркий, как желанье,
Прямой просёлочный простор.
Лиловый лес на заднем плане,
Седого облака вихор.

9) Кусты и тощие берёзы
Стоят, как грустный ряд теней,
И капли, крупные, как слёзы,
Роняют медленно с ветвей.

435. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите,
расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обо­
роты подчеркните.

1) Как стройный тополь носился он [всадник] на була­ном коне своём. (Г.) 2) В луга, вперёд и в стороны словно щупальца побрели дозорные. (А. Н. Т.) 3) Дорога гладка как водяная поверхность. (Фед.) 4) Двор как плац мощённый булыжником. (Пан.) 5) На повороте в лицо сту­дента вдруг пахнуло точно из глубокого погреба сырым хо­лодком. Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру. (Купр.) 6) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. (Л. Т.) 7) И скоро звонкой мостовой покроется спасённый город как будто кованой бронёй. (П.) 8) Очи светятся будто две свечки. (П.) 9) . Пропало всё что звук пустой и меркнет милой Тани младость. (П.) 10) Такие по­эты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели са­мые строгие и взыскательные их критики. (Бел.) 11) Как добрый человек он [Левин] больше любил чем не любил лю­дей. (Л. Т.) 12) Пишу это как читатель имеющий опре­делённый вкус. (Ч.) 13) Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения. (Пауст.) 14) Глинистый скат напротив уже розово-красный как све­жая медь. (Шм.) 15) В темноте в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада пылает около шалаша багровое пламя окружённое мраком. (Бун.)

436. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропу­
щенные буквы, раскрывая скобки. Найдите в тексте средства вы­
разительности языка, определите их роль. Определите тип и
стиль речи текста.

По степи спот..каясь и прыгая пробежали (перекати) поле а одно из них попало в вихрь завертелось как пти­ца полетело к небу и обр.. тившись там в чёрную точ­ку и..чезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье и Егорушка вид..л как два (перекати) поля столкнулись в голубой вышине и вц..пились (друг) в (друга) как в по­единке.

У самой дороги всп..рхнул стрепет. Др..жа в возду­хе как насекомое играя своей п..стротой стрепет поднял­ся высоко (в)верх потом вероятно испуга..ый облаком пы­ли понёсся (в)прав.. и долго ещё было видно его мель­кание.

Встревоже..ый вихрем (не)пон..мая в чём дело из травы вылетел коростель. Он летел за ветром а не против как все птицы. От этого его перья вз(?)ерош..лись весь он раздулся до величины куриц., и имел очень сердитый вид.

Одни только грачи состарившиеся в степи и пр..выкшие к степным переполохам спокойно носились над травой или же как (не, ни) в чём (не, ни) бывало (не, ни) на что (не)об-ращая внимания равнодушно долбили своими толстыми клювами землю. За холмами совершено как выстрел про­грохотал гром.

(Не)вид..мая гнетущая сила (мало) по(малу) сковала воздух ул..жила пыль и опять словно (не, ни)чего (не)было наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба заг..релые холмы нахмурились воздух покорно застыл и одни только встревоже..ые чибисы где(то) плака­ли и жаловались на судьбу. (По А. Чехову)

Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .

Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.



Перепишите, расставляя знаки препинания. Уточняющие обстоятельства обозначьте.

1) Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам двигались люди повозки. 2) Уносятся вдаль к лесу звонкие молодые голоса поющие песню. 3) Тоня направилась было к прудам на старую каменоломню но остановилась заметив внизу у пруда взметнувшуюся удочку. 4) Батарейцы спали тут же у орудий. 5) В соседней деревушке на бугорке у школы в широкий круг собрались конники. 6) Внизу под мостом глубоко вздохнул паровоз выбросив из могучей груди рой золотых светляков. 7) Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. 8) В километре от станции кончалась вполне готовая узкоколейка. Дальше километра на полтора на выровненном полотне лежали врытые в землю длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Ещё дальше до самого косогора шла лишь ровная дорога. 9) Он радовался, что завтра уедет туда в большой город, где остались его друзья и дорогие его сердцу люди. 10) Вокзал остался далеко в стороне вправо. 11) Поезд мчал его на юг к морю увозя от сырой дождливой осени к тёплым берегам Южного Крыма. 12) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. 13) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые доми-ки городских окраин. 14) Далеко почти на горизонте тёмной тучкой стлался дымчатый след парохода.

1) Из лесу, ИЗ-ЗА ДОМА ЛЕСНИЧЕГО, чуть видного ребятам. двигались люди, повозки. 2) Уносятся вдаль К ЛЕСУ звонкие молодые голоса, поющие песню. 3) Тоня направилась было к прудам на старую каменоломню, но остановилась, ЗАМЕТИВ ВНИЗУ У ПРУДА ВЗМЕТНУВШУЮСЯ УДОЧКУ. 4) Батарейцы спали тут же У ОРУДИЙ. 5) В соседней деревушке НА БУГОРКЕ У ШКОЛЫ в широкий круг собрались конники. 6) Внизу ПОД МОСТОМ глубоко вздохнул паровоз, выбросив из могучей груди рой золотых светляков. 7) Одиноко СРЕДИ ЛЕСА ютилась маленькая станция. 8) В километре от станции кончалась вполне готовая узкоколейка. Дальше КИЛОМЕТРА НА ПОЛТОРА на выровненном полотне лежали врытые в землю длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Ещё дальше ДО САМОГО КОСОГОРА шла лишь ровная дорога. 9) Он радовался, что завтра уедет туда, В БОЛЬШОЙ ГОРОД, где остались его друзья и дорогие его сердцу люди. 10) Вокзал остался далеко В СТОРОНЕ ВПРАВО. 11) Поезд мчал его на юг, К МОРЮ, увозя от сырой дождливой осени к тёплым берегам Южного Крыма. 12) Внизу У НАГРОМОЖДЕННЫХ КУЧЕЙ камней плещется море. 13) Далеко вверх, В ГОРЫ, забирались игрушечные белые домики городских окраин. 14) Далеко, ПОЧТИ НА ГОРИЗОНТЕ, тёмной тучкой стлался дымчатый след парохода.

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляется, на письме выделяясь запятыми: 1) Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. (М. Г.); 2) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы. (М. Г.); 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.)

Нередко обособление или необособление таких обстоятельств зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточняющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?) у окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке (какой?) у окна сидел отец.

Реже уточняющими бывают обстоятельства образа действия, например: Во время сильных дождей она [речка] разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.)

430. Прочитайте, найдите уточняющие обстоятельства. Объясните пунктуацию. 1) Вдоль камышей, под вётлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (М. Г.)

431. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите уточняющие обстоятельства.

1) В одно из воскресений в конце июля я пришёл к Волчаниновым утром часов в девять. (Ч.) 2) Жил он очень далеко не в городе а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. (Бун.) 3) Открывая окно увидал я сирень. Это было весной в улетающий день. (А. Б.) 4) Вокзал остался в стороне вправо. (Н. О.) 5) Далеко на том берегу горело врассыпную несколько ярко-красных огней. (Ч.) 6) Она сидела в первом ряду кресел рядом со своим папашей не отрывая глаз от сцены. (Ч.) 7) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. (Н. О.) 8) Собор стоял выше города на площадке окаймлённой лесом. (Зайц.) 9) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н. О.) 10) На этом-то пруду в заводях и затишьях между тростниками выводилось бесчисленное множество уток. (Т.) 11) Было холодно и сыро особенно в невысохшем платье. (Л. Т.) 12) Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столиком. (Зайц.)

432. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обособленные обстоятельства подчеркните и объясните, почему они обособлены.

433. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений.

Родина. Особе..о звучит для меня это слово полное глубокого смысла. Я вижу необ(?)ятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними подн..мая цветочную пыль. Обш..рна и многообразна родившая нас страна. (Н..)исс..каемы и полноводны реки перес..кающие пространства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки знойные степи (непроходима глухая сибир(?)ская тайга р..скинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисле..ы города разброса..ые в нашей стране. На многих языках говорят люди нас..лившие величественною эту страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни ж..вущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов)

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляется, на письме выделяясь запятыми: 1) Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, па морском берегу.

(М. Г.); 2) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы. (М. Г.); 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.)

Нередко обособление или необособление таких обстоятельств зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточняющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?) у окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке (какой?) у окна сидел отец.

Реже уточняющими бывают обстоятельства образа действия, например: Во время сильных дождей она [речка] разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.)

Прочитайте, найдите уточняющие обстоятельства. Объясните пунктуацию.

1) Вдоль камышей, под вётлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресе-нья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (М. Г.)

Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите уточняющие обстоятельства.

1) В одно из воскресений в конце июля я пришёл к Вол- чаниновым утром часов в девять. (Ч.) 2) Жил он очень далеко не в городе а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. (Бун.) 3) Открывая окно увидал я сирень. Это было весной в улетающий день. (А. Б.) 4) Вокзал остался в стороне вправо. (Н. О.) 5) Далеко на том берегу горело врас-сыпную несколько ярко-красных огней. (Ч.) 6) Она сидела в первом ряду кресел рядом со своим папашей не отрывая глаз от сцены. (Ч.) 7) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море.

(Н. О.) 8) Собор стоял выше города на площадке окаймлённой лесом. (Зайц.) 9) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н. О.) 10) На этом-то пруду в заводях и затишьях между тростниками выводилось бесчисленное множество уток. (Т.) 11) Было холодно и сыро особенно в невысохшем платье. (JI. Т.) 12) Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столиком. (Зайц.)

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обособленные обстоятельства подчеркните и объясните, почему они обособлены.

433. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений.

Родина. Особе..о звучит для меня это слово полное глубокого смысла. Я вижу необ(?)ятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цветочную пыль. Обш..рна и многообразна родившая нас страна. (Н..)исс..каемы и полноводны реки пересекающие пространства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки знойные степи (непроходима глухая сибир(?)ская тайга раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисле..ы города разброса..ые в нашей стране. На многих языках говорят люди нас..лившие вели- чественн..ю эту страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни ж..вущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов, по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Удивленный неожиданным визитом гостей, Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению.
Например.

2. Приложение

Ему, потомственному военному, предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

- распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

Лучший ученик класса, Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

- приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

- одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение.
Например.

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

На горизонте, там, где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге, как все её тут называют.

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)

5. Практические задания

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

Читайте также: