Дебюсси ящик с игрушками содержание

Обновлено: 11.05.2024

«Ящик с игрушками» — детский балет, созданный французским композитором Клодом Дебюсси .

«Это пантомима с музыкой, которую я написал в рождественский альбом для детей, чтобы их позабавить. И не более того».
К. Дебюсси о своем балете «Ящик с игрушками»

Один из критиков остроумно отметил, что музыку своего балета композитор «извлек … из ящика с игрушками Шушу». Тот, кто хорошо знаком с историей французской музыки, помнит, что Шушу — это ласковое прозвище Клод-Эммы, любимой дочки Клода Дебюсси. Для своей маленькой Шушу Дебюсси пишет фортепианную сюиту «Детский уголок» , в которой «оживил» любимые игрушки дочери, через несколько лет после создания своего детского цикла Дебюсси сочиняет балет «Ящик с игрушками» (1913 г.), который также посвящает дочке. ⠀

Главные герои балета: Кукла, Солдатик и Полишинель — персонажи истории, придуманной художником Андре Элле. Свой сценарий балета и картинки к нему Элле показал Дебюсси, композитору идея художника понравилась и он начал работу над музыкой.


В игрушечном городке по замыслу Элле разгорались нешуточные страсти. Кукла влюбляется в повесу Полишинеля, Солдатик в свою очередь влюблен в красавицу Куклу. В середине балета происходит сражение за главную героиню между солдатиками и полишинелями. Солдат ранен на поле боя, Кукла, обманутая Полишинелем, ухаживает за Солдатом и постепенно влюбляется в своего верного и доброго защитника. В конце балета (с начала событий прошло 20 лет) Кукла и Солдат наблюдают за тем, как их дети танцуют веселый танец.


Малыши-детки характеризуются в балете веселой полькой, красавица Кукла — изящным вальсом, Солдатика сопровождает смелый фанфарный мотив, за Полишинелем Дебюсси «закрепляет» скерцозную тему из детской песенки.

В балете можно встретить много музыкальных цитат, как из собственных произведений Дебюсси, так и из сочинений других композиторов.

Так, в балете находят цитаты из детских французских песенок, из «Детского уголка» и прелюдий самого Дебюсси. Композитор отсылает слушателей к музыке Гуно (интонации марша из оперы «Фауст» слышны в сцене битвы солдатиков и полишинелей) и Мендельсона (мотив знаменитого «Свадебного марша» появляется ближе к концу балета, намекая на счастливый финал). ⠀
Знакомясь с балетом «Ящик с игрушками», обязательно вспомните «Петрушку» Стравинского и «Кармен» Бизе (как и у героини Бизе у Куклы есть красная роза).

Находить и разгадывать эти музыкальные аллюзии, искать скрытый смысл цитат Дебюсси очень интересно взрослым слушателям, дети же получают удовольствие, соприкасаясь с яркой красочной музыкой, обрамляющей закрученный сюжет из жизни их любимых игрушек.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Ящик с игрушками Музыка – А.К. Дебюсси Либретто – А. Элле Одноактный бале.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Организация художественной деятельности руководителя музыкального коллектива


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Музыкальная терапия при нарушении сенсорной интеграции»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ящик с игрушками Музыка – А.К. Дебюсси Либретто – А. Элле Одноактный бале.

Ящик с игрушками
Музыка – А.К. Дебюсси
Либретто – А. Элле
Одноактный балет в 4 картинах с прелюдией и эпилогом.
1919 г, Париж
Третий и последний балет композитора.
Первый детский балет Дебюсси.
Главные действующие лица – игрушки. Есть версии постановок с участием марионеток.

Ашиль-Клод Дебюсси́ 1862, Сен-Жермен-ан-Ле 1918 года, Париж Французски.

Ашиль-Клод Дебюсси́
1862, Сен-Жермен-ан-Ле
1918 года, Париж
Французский композитор, дирижер, пианист и критик. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.
Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его музыкального мышления, что вызвало столкновения с преподавателями. В 1881 г. Дебюсси по приглашению русской меценатки Н. фон Мекк дважды посетил Россию.
Получив в 1884 году Большую Римскую премию, Дебюсси отправился в Рим. Но на отчетные симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» он получил разгромную рецензию, в которой впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм».
«Послеполуденный отдых фавна», симфония «Ноктюрны», опера «Пеллеас и Мелизанда» - эти сочинения стали ярчайшими образцами симфонического и оперного импрессионизма. Другая, не менее важная грань творчества – многочисленные фортепианные произведения, поэтичные и красочные.
В начале ХХ в Дебюсси становится известным музыкальным критиком. Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах и творчестве.

История создания Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от худ.

История создания
Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от художника-иллюстратора Андре Элле, который принёс готовый сценарий с рисунками. По поводу создания балета сохранилась переписка между композитором и художником, которая проливает свет на историю его создания. Из неё становится ясно, что Дебюсси влиял на художественное оформление этого сочинения, а художник многие его предложения принял.
Балет посвящён дочери композитора — Клод-Эмме Дебюсси (домашнее прозвище «Шушу») Дебюсси писал: «Я выпытываю все секреты у старых кукол Шушу». Позже музыкальный критик Марсель Дитши по этому поводу заметил: «Он извлёк свой балет из ящика с игрушками Шушу»

1-2 картина Пролог – сон игрушек в ящике. 1 картина. Магази.

1-2 картина
Пролог – сон игрушек в ящике.
1 картина.
Магазин игрушек и парад кукол. Куклы танцуют. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но красавица Кукла уже отдала свое сердце другому — ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю.
У каждого главного героя есть своя музыкальная тема. У красавицы Куклы — изящный вальс, Солдатика сопровождает смелый фанфарный мотив, за Полишинелем Дебюсси «закрепляет» скерцозную тему из детской песенки.
2 картина.
Драка за главную героиню между Полишинелем и Солдатиком перерастает в к большое сражение между полишинелями и солдатиками. В этом сражении влюбленный Солдатик был серьёзно ранен.

3-4 картина 3 картина. Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала.

3-4 картина
3 картина.
Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала Солдатика к себе домой и вылечила его. Постепенно она влюбляется в своего верного и доброго защитника. Кукла и Солдат поженились. Они купили заброшенной ферму.
4 картина.
Процветающая ферма с вывеской «Прошло 20 лет». Перед фермой — Солдатик с седой бородой, сильно располневшая Кукла, а рядом расположились их дети. Кукла уже не может танцевать, но пробует петь, а их дети танцуют зажигательную польку «на знаменитый мотив», которую они восторженно танцуют. Кукла и Солдат наблюдают за тем, как их дети танцуют веселый танец. Дерзкий Полишинель стал сторожем в магазине игрушек.
В Эпилоге возвращается музыка и декорации первой картины, а все игрушки прячутся в ящик.

Музыкальные особенности В музыкальном отношении балет уникален тем, что н.

Музыкальные особенности
В музыкальном отношении балет уникален тем, что насыщен различными цитатами и аллюзиями. Цитаты можно разделить на три основных группы: 1)французские детские и народные песни («Пастушеская песенка», «Баю-баюшки, дитя», «Пан, что это там?», «Фанфан Тюльпан»); 2)темы известных классических произведений («Свадебный марш» Феликса Мендельсона, марш и хор солдат из оперы «Фауст» Шарля Гуно); 3)самоцитирование («Детский уголок», «Остров радости» и др.).
Также авторы балета проводят намеренную параллель между Куклой, Солдатиком, Полишинелем и главными героями оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Также возможны отсылки к миру образов балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» (Балерина, Петрушка и Арап). Балет Дебюсси по своему игрушечному жанру можно отнести к традиции, заложенной ещё балетом Делиба «Коппелия» и продолженной балетом Чайковского «Щелкунчик».
Оркестровку после смерти композитора по начатым эскизам в 1919 году закончил его друг Андре Капле. Состав оркестра оригинальный и красочный: фортепиано, челеста, 2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота, 2 гобоя, английский рожок, 2 валторны,2 трубы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфа, треугольник, литавры, тарелки, бубен, большой барабан, трещотка.

Премьера Премьера балета прошла 10 декабря 1919 года в пари.

Премьера
Премьера балета прошла 10 декабря 1919 года в парижском Лирическом театре Водевиль.
А в 1962 году в Нидерландах по случаю столетия со дня рождения Дебюсси состоялось первое представление балета с участием марионеток.
Сейчас балет ставится преимущественно в детских труппах.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок

любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок

любители музыки психо-прог-арт-этно-блюз-рок запись закреплена

Композитор: Клод Дебюсси (1862 - 1918)
`Ящик с игрушками` (La boite a joujoux)
Год создания: 1913
Жанр: Фортепианная музыка
Страна: Франция
Исполнитель: Альдо Чикколини (фортепиано)
Запись - 17 апреля 1991 г.

«Ящик с игрушками» ( La Boîte à joujoux) — одноактный балет французского композитора Клода Дебюсси, предназначенный для детской аудитории и основанный на иллюстрациях к детской книге художника Андре Элле . Является третьим и последним балетом Дебюсси. Балет первоначально написан для фортепиано, композитор работал над его оркестровкой, вероятно, до 1917 года, но так её и не закончил. Её завершил уже после смерти Дебюсси его друг Андре Капле. Премьера балета состоялась в 1919 году. Клавир балета, сочинённый в период между июлем и октябрем 1913 года, был опубликован с иллюстрациями Андре Элле.

Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от художника-иллюстратора Андре Элле, который принёс готовый сценарий с рисунками. По поводу создания балета сохранилась переписка между композитором и художником, которая проливает свет на историю его создания. Из неё становится ясно, что Дебюсси влиял на художественное оформление этого сочинения, а художник многие его предложения принял. Первое письмо датировано 20 июня 1913 года; из него следует, что Дебюсси хотел написать на сюжет Элле балет и заранее предложил его своему постоянному нотному издателю Жаку Дюрану, после чего началась работа над созданием произведения.

Балет посвящён дочери композитора — Клод-Эмме Дебюсси (1905—1919; домашнее прозвище «Шушу»), которой ранее также был посвящён фортепианный цикл «Детский уголок». Единственную дочь композитора родила в 1905 году его вторая жена Эмма Бардак. Девочка была музыкально одарённой, исполняла некоторые сочинения отца и музицировала. 25 июля 1913 года Дебюсси писал Жаку Дюрану: «Я выпытываю все секреты у старых кукол Шушу». Позже музыкальный критик Марсель Дитши по этому поводу заметил: «Он извлёк свой балет из ящика с игрушками Шушу».

В начале сентября того же года композитор писал Дюрану про работу над балетом: «Я счастлив, что музыка „Коробки с игрушками“ вам понравилась… я попытался быть ясным и даже „забавным“, не позируя и без ненужной акробатики». Балет был закончен в октябре 1913 года, а весной 1914 года Дебюсси начал заниматься переложением его для оркестра. В сентябре того же года композитор, постоянно испытывающий материальные проблемы, получил две тысячи франков в качестве аванса за оркестровку этого произведения, которая в авторском переложении так и осталась незаконченной.

Дебюсси рассматривал различные концепции постановки балета, то предполагая исполнять его силами театра марионеток, то отдав роли детям. По его мнению, привлекать балетмейстера к постановке балета не было необходимости, а можно было обойтись театральным режиссёром, который наметил бы рисунок мизансцен. О замысле балета и его специфике композитор рассказывал в интервью в начале февраля 1914 года следующее:
« „Ящик с игрушками“ предполагается пантомимой на музыку, написанную мной в рождественских и новогодних альбомах для детей! Произведение предназначается для развлечения детей — и не более. Пьесы из альбомов надо соединить, сделать из них три картины. »
Премьера балета в оркестровке Андре Капле прошла 10 декабря 1919 года в парижском Лирическом театре Водевиль. Первое представление балета с участием марионеток состоялось в 1962 году в Нидерландах по случаю столетия со дня рождения Дебюсси.

Клод Дебюсси - Сонаты. Сиринкс. Песни Билитис. Пьесы для флейты и арфы. + Морис Равель. Исп. Nash Ensemble



Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. О своём детстве он вспоминать не любил, скорее всего потому что оно было безрадостным. Рос замкнутым, молчаливым ребёнком, уже в детском возрасте обладал лёгкой возбудимостью, душевной воспламеняемостью, быстро сменяющимся безразличием и унынием. Семья не отличалась высокими духовными интересами. Отец Клода - Мануэль-Ашиль в прошлом был морским пехотинцем, несмотря честолюбие и авнтюрные наклонности ему не удалось сделать карьеру. Он вышел в отставку в звании лейтенанта, став совладельцем лавки фаянсовых изделий. Обладал весьма заурядным вкусом. Мать Клода, грубая и вспыльчивая женщина по имени Викторин-Манури, была под стать отцу - грубой и вспыльчивой особой. Когда Клоду было два года, родители разорились, были вынуждены продать лавку и в июле 1864-го переехали в Париж где отец устроился работать бухгалтером в частной коммерческой фирме. Ещё при жизни Дебюсси получил прозвище "Клод де Франс", которое с одной стороны вполне серьёзно отражало его характер, как защитника некоторого музыкального течения, которое претендует, на то чтобы быть национальным, а с другой - анекдотическим образом намекало на факт того, что Дебюсси разделяет с французскими королём Луи XIV-м (известным как Луи де Франс), одно и то же место рождения. Лучшие дни детства Клода прошли в Сен-Клу и Каннах, в доме крестного отца мальчика, банкира Ароза - образованного человека, знатока и покровителя искусств, который заметил незаурядные музыкальные способности будущего великого композитора. Первые уроки семилетнему Клоду дал итальянский музыкант Черутти. Музыкальная одаренность Клода привлекла внимание знакомой пианистки, в молодости учившейся у Шопена, мачехи знаменитого впоследствии поэта Поля Верлена. По ее настоянию, родители Клода отказываются от намерения сделать сына моряком и в 1873 году отдают мальчика в Парижскую консерваторию. Там он чился у Э. Гиро (композиция) и А. Мармонтеля (фортепиано). Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательсво своих наставников поисками необычных звучаний, стремлением уйти от наскучивших штампов, вследствии чего удостаивался лишь вторых премий. В 1881 г. по рекомендации Мармонтеля в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Надежду фон Мекк, а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Там он познакомился с музыкой Могучей кучки
(" Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они открыли окно, выходящее на простор полей."). Особенно понравилась Дебюсси музыка Мусоргского. "Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил.".)
В 1884 г. по окончии консерватории, благодаря мудрости Гиро, призывавшего его соблюдать благоразумие, получил Римскую премию за кантату "Блудный сын". После вручения премии к Клоду подошёл Гуно и сказал: "Ты, малыш отмечен гением". С 1885 по 1887 гг. жил в Италии. Его римские сочинения вызвали недовольство недалёких академистов и Клоду пришлось вернуться. Со своей девушкой Габриэль Дюпон он поселяется на Мормартре - пристанище артистической богемы, сближается с кружком поэтов-символистов Стефана Малларме, художниками-импрессионистами. В 1889 в Париже на всемирной выставке Клод познакомился с музыкой и культурой Китая, Явы, Вьетнама, Алжира, слушал произведения Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, показавших композитору пример смелого, нетрадиционного использования музыкальнх ресурсов. В 1894 г. создает свое первое зрелое оркестровое произведение - прелюдию "Послеполуденный отдых фавна", по поводу которой пресса писала, что "автор - опасный художник одарённый дьявольским обаянием, подающий самый плохой пример". После исполнения "Ноктюрнов" 9 декабря 1900 г. он стал знаменит. В 1902 г. появляется единственная опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", отмеченная тонким психологизмом, чутким м правдивым воплощением интонаций французской речи . Опера была осмеяна, пресса вновь обрушилась на автора. Личная жизнь Дебюсси была довольно бурной - его глубоко любили две жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него. В 1904-м Клод женился на Эмме Барда - образованной и умной женщине, их брак был счастлив. Дебюсси посвятил ей своё знаменитое "Море" (1905). Одно за другим появляются его прославленные произведения - "Эстампы", "Образы" - фортепианные и оркестровые, "Детский уголок", 2 тетради прелюдий (1910, 1913). В последние 5 лет жизни усиливается интерес к сценическим жанрам. Дебюсси сочиняет балеты "Игры", "Камма", "Ящик с игрушками" и Мистерию "Мученичество святого Себастьяна", оставшиеся совершенно непонятыми современниками. В последние годы много концертировал, в 1913-м побывал в Петербурге и Москве. В начале войны уже появились первые признаки смертельной болезни (рак прямой кишки), которая привела к смерти композитора 25 марта 1918 года


Интересны высказывания Дебюсси о музыке:
"… Сохраним любой ценой волшебство, присущее музыке. По своей сущности она способна содержать его в большей степени, чем всякое другое искусство. Когда бог Пан соединил семь трубок сиринкса, он подражал сначала только меланхолически тянущейся ноте жабы, жалующейся под лучами луны. Впоследствии он соревновался с пением птиц. Вероятно, с того времени птицы обогатили свой репертуар. Эти первоисточники достаточно священны, чтобы музыка могла ими в какой-то степени гордиться и сохранять долю тайны. Во имя всех богов не будем же пытаться ни освобождать ее от этой тайны, ни стараться разъяснить ее. Украсим ее тонким соблюдением "вкуса". И пусть он будет хранителем Тайны…"

Теперь - концерт. В программе знаменитые камерные сочинения французского импрессиониста

Пьеса "Сиринкс" (1913) написана Дебюсси в духе его известного оркестрового соло флейты из "Послеполуденного отдыха Фавна", и близка песне "Флейта Пана" из цикла "Песни Билитис". Необыкновенно изысканная и таинственная мелодия пьесы - типичный пример импрессионизма. История её создания такова: Дебюсси и его друг Габриэль Мурей, известный в то время поэт, драматург и критик, часто обсуждали возможность сотрудничества в театральных постановках, но никогда до 1912 не работали вместе. В тот год Дебюсси по предложению Мурея начал писать музыку для его пьесы "Психея", основанной на древнем мифе о любви бога Купидона и земной девушки Психеи. Предназначена была музыка для балетной сцены смерти Пана. Соло было написано Дебюсси в расчете на исполнение известным флейтистом Луи Флёри. Тот первым и исполнил пьесу, сопровождая балетную сцену, исполняемую женщиной в белом платье, танцевавшей босиком при свечах. Считается что Луи Флёри, бережно хранил рукопись "Сиринкса", часто исполнял пьесу, но никому не давал этих нот, пока они не были изданы через год после его смерти. Впрочем, есть сведения, что ещё при жизни Дебюсси "Сиринкс" играл другой известный флейтист Марсель Муаз.
Обстоятельства, при которых пьеса получила своё название, точно неизвестны. Видимо поначалу она называлась Пьеса для "Психеи". Затем Дебюсси изменил название пьесы на "Флейта Пана". Но, у Дебюсси уже была песня с таким названием из цикла "Песни Билитис" и к моменту первого издания в 1927 издатель Жан Жобер впомнив греческую легенду о боге Пане и нимфе Сиринге заменил его на "Сиринкс – флейта Пана". К тому времени пьеса давно была очень популярна, а после издания быстро и навсегда вошла в репертуар флейтистов. Позже пьесу стали называть просто "Сиринкс". Этой пьесой Клод Дебюсси начал развитие новой эры музыки для флейты. Интересно, что в рукописи Дебюсси не были обозначены тактовые чёрточки, их там просто не было. Всё тот же Жан Жобер, считая, что подобный вид нот испугает основных покупателей – флейтистов-любителей их расставил и всё упорядочил. Подтверждения никакого нет. Марсель Муаз - второй исполнитель пьесы позднее утверждал, что они там были. Но рукопись не сохранилась. Вспоминается история о том, как однажды какие-то музыканты играли что-то из Дебюсси и попросили автора послушать, как ему понравится их интерпритация. Дебюсси ответил:
- Господа, не надо ничего выдумывать. Сыграйте, пожалуйста, то, что я написал.
А что он там написал мы уже не узнаем. Осталась только легенда о том, как козлоногий, лохматый и рогатый древнегреческий бог полей, лесов и трав Пан был влюблен в прекрасную речную нимфу (наяду) Сиринкс. Любовь не была взаимной. Однажды, целомудренная Сиринкс убегая от Пана, попросила своего отца бога реки Ладон превратить её в тростинку. В тот момент, когда Пан схватил Сиринкс, в его руках оказалась лишь тростинка. Из неё он и сделал флейту, на которой играл печальные, заунывные, но красивые мелодии в память о своей любви. ;(


Сонаты для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1916) и для скрипки и фортепиано (1917) - поздние шедевры мастера имеет ясную ретроспективную идею. Импульсом для Дебюсси стала музыка конца XVII-го начала XVIII вв. - Франсуа-Великого Куперена и Ж.-Ф.Рамо. Произведения задумывались как часть большого цикла из шести сонат для различных инструментов. Из них окончены лишь три.


Соната для виолончели и фортепиано (1915) принадлежит к числу немногих произведений композитора, написанных в традиционной форме. Первоначальный подзаголовок сонаты - "Пьеро поссорился с Луной" - отражение программного замысла сочинения. "Не мне судить о её совершенстве, - писал автор, - но я люблю её пропорции и форму - почти классическую в хорошем смысле". Виолончельная соната посвящена жене композитора, Эмме Дебюсси. На первой странице под своим именем композитор написал: "французский музыкант". Эта надпись, по мнению исследователей, свидетельствует об обостренном чувстве национального самосознания в пору начала Первой мировой войны. Соната отличается изяществом фактуры, ритмической прихотливостью, но её эмоциональный строй довольно сдержан, и лишь в заключительном разделе проявляется необычная для Дебюсси эмоциональная напряженность. Экономность выразительных средств и афористичность, своего рода конспективность изложения - главные особенности сонаты (продолжительность ее звучания всего 10 минут). Заголовки частей сонаты - Пролог, Серенада и Финал. Воссоздание музыкальной старины - одна из важнейших сторон сонаты. Другая - современность, воплощенная у композитора в жанровом ключе, через излюбленный образ Пьеро (вторая часть), который проходит сквозь все творчество Дебюсси. На сей раз Пьеро - усталый грустный клоун, чьи радость и скорбь одинаково фальшивы. Еще один жанровый аспект - отчетливый испанский колорит (в темах второй части и, особенно, финала).


Соната для флейты, альта, и арфы (1915) полна реминисценций и воспоминаний, в чём то эмоционально неоднозначных, слишком абстрактных, хотя тон музыки гармонически намного менее дерзкий, чем в двух других сонатах цикла. "Не знаю, - писал Дебюсси, - должна ли эта музыка вызывать смех или слезы. Возможно и то и другое сразу". Сам композитор назвал эту музыку "импрессионистской" и "ненормальной" одновременно. Соната открывается мечтательной темой пасторального характера: Ленто, dolce rubato. Дебюсси подвергает эту тему различным видоизменениям в шести вариациях. В музыке - мягкой и атмосферной, тем не менее слышны отголоски подавляемой страсти и психологической напряженности. Вторая часть Темпо di minuetto - танцевального характера, напоминает Менуэт из Бергамасской сюиты, только с более резкой ритмической структурой. В финале Аллегро модерато risoluto, эмоционально близкого к образам "Моря", в остинатном мотиве арфы, возгласах флейты, страстных соло и пицциккатто альта слышны завывания ветра, удары волн, рассыпающиеся брызги воды, скопления туч, сменяющиеся ослепительным сиянием солнца. Музыка заканчивается неожиданно, как бы оборвавшись на полуслове


Соната для скрипки и фортепиано (1917) - последнее законченное сочинение Дебюсси. В разные годы своей жизни он задумывал немало скрипичных произведений, но завершил лишь немногие, в том числе эту сонату, над которой работал полтора года. В сентябре 1917 года Дебюсси исполнил сонату в ансамбле со скрипачом Гастоном Пуле. Эта премьера стала последним появлением композитора перед публикой. Воздушная, невесомая фактура, множество флажолетов в партии скрипки, фантазийные перемены темпа сообщают музыке сонаты эфемерность, какую редко встретишь даже в произведениях импрессионистов. Скрипка и фортепиано не сопровождают друг друга, а скорее соперничают посредством встречных мелодий и мотивов, что создаёт неповторимые звучности, характерные для Дебюсси. Три части (Аллегро виво, Интермедия и Финал) не имеют программных названий, хотя их музыка вызывает целый калейдоскоп ассоциаций с более ранними, программными произведениями Дебюсси, а в финале незримо витает призрак четвертой части "Шехеразады" Римского-Корсакова (там, где после праздника корабль разбивается о скалу). Однако на этот раз композитор предпочел не раскрывать замысла, оставить загадку без отгадки. Тем не менее слушателю ясно, что это сочинение наполнено глубокой меланхолией, в которой смешались сладость воспоминаний, огонь, юмор и ностальгия.


Песни Билитис - 12 интерлюдий для чтеца, 2х флейт, 2х арф и челесты , написаны Дебюсси в феврале 1901 года как музыкальные иллюстрации к поэме в прозе французского поэта и прозаика эротической направленности Пьера Луиса (1870-1925). Книга эта, в основе которой история жизни девушки Билитис с греческого острова Лесбос, подруги знаменитой древнегреческой поэтессы Сафо - изящная литературная мистификация, стилизованная под древнегреческую поэзию 6-го века до нашей эры. Луис утверждал, что нашел древнегреческие манускрипты и перевел их на французский, в действительности же эти лирические, изящные белые стихи, воспевающие любовь, нежную привязанность, красоту сочинены им самим. Дебюсси написал музыку к 12-ти из них - "Пастораль (Пастушья песня)", "Сравнения", "Сказки", "Песня", "Игра в кости", "Билитиc", "Могила без имени", "Египетские Куртизанки", "Чистая вода бассейна", "Танцовщице с кастаньетами", "Воспоминания о Мназидике", "Дождь утром". Используя греческие архаические лады народной музыки, пентатонику и прихотливые восточные гармонии, Дебюсси изображает экзотический мир древней Греции. В 1914 году на основе музыки к "Песням Билитис" композитор cочинил известные "Шесть античных эпиграфов" для двух фортепиано

Музыку Дебюсси, а также сочинения Равеля (Трио, Сонату для скрипки и виолончели, посвящённую Дебюсси, "3 поэмы Малларме" и "Мадагаскарские песни") исполняет известный английский камерный коллектив Nash Ensemble.
Также в программе пьесы Дебюсси в переложении для флейты, арфы и ансамбля - "Прекрасный вечер", "Детский уголок", "Остров радости", "Девушка с волосами цвета льна", "Штирийская тарантелла"


Клод Дебюсси (1862-1918)


Соната для скрипки и фортепиано, L. 140 (1915)
I. Allegro vivo (5:07)
II. Intermede. Fantasque Et Leger (4:15)
III. Finale. Tres Anime (4:29)
Соната для флейты, альта и арфы, L. 137 (1915)
I. Pastorale. Lento, Dolce Rubato (6:48)
II. Interlude. Tempo Di Minuetto (5:36)
III. Finale. Allegro Moderato Ma Risoluto (4:55)
Сиринкс (La Flute De Pan - Syrinx) для флейты соло, L. 129 (1913) (2:43)
Соната для виолончели и фортепиано, L. 135 (1915)
I. Prologue. Lent (4:32)
II. Serenade. Moderement Anime (3:20)
III. Finale. Anime (3:53)
Песни Билитис (Les Chansons de Bilitis), для чтеца, 2х флейт, 2х арф и челесты (1901)
I. Пастораль (Chant Pastoral) (2:38)
II. Сравнения (Les Comparaisons) (1:36)
III. Сказки (Les Contes) (1:07)
IV. Песня (Chanson) (2:23)
V. Игра в кости (La Partie D'Osselets) (1:12)
VI. Билитиc (Bilitis) (1:43)
VII. Могила без имени (Le Tombeau Sans Nom) (2:07)
VIII. Египетские Куртизанки (Les Courtisanes Egyptiene) (1:30)
IX. Чистая вода бассейна (L'Eau Pure Du Bassin) (2:01)
X. Танцовщице с кастаньетами (La Danseuse Aux Crotales) (2:02)
XI. Воспоминания о Мназидике (Le Souvenir De Mnasidika) (1:36)
XII. Дождь утром (Ia Pluie Au Matin) (2:39)


Соната для скрипки и виолончели (Le tombeu de Debussy) (1922)
I. Allegro (4:38)
II. Tres Vif (3:26)
III. Lent (5:53)
IV. Vif, avec entrain (5:39)
Три поэмы Стефана Малларме (Trois poemes de Stephane Mallarme), для голоса, двух флейт, кларнетов, бас-кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1913)
I. На крупе скакуна лихого (Soupir) (4:00)
II. тщетная мольба (Placet futile) (4:37)
III. На крупе скакуна лихого (Surgi de la croupe et du bond) (3:35)
Мадагаскарские песни (Chansons madеcasses), для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
I. Нахандова (Nahandove) (5:52)
II. Ауа! (Aoua!) (4:23)
III. Хорошо улечься в зной (Il est doux de se coucher) (4:26)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1914)
I. Modere (9:24)
II. Pantoum (4:26)
III. Passacaille (7:59)
IV. Final (Anime) (5:14)


Sonata for Flute, Viola & Harp (1915)
1. I. Pastorale. Lento, Dolce Rubato (6:43)
2. II. Interlude. Tempo Di Minuetto (5:24)
3. III. Final. Allegro Moderato Ma Risoluto (5:01)
4. Les Chansons De Bilitis for Flute, Harp & Celeste (1901) (19:12)
5. Beau Soir (1876) arr. for Flute & Harp (2:24)
Children's Corner (1908) arr. for Flute, Harp & Cello
6. I. Doctor Gradus ad Parnassum (2:25)
7. II. Jimbo's Lullaby (3:39)
8. III. Serenade for the Doll (2:34)
9. IV. The Snow is Dancing (2:44)
10. V. The Little Shepherd (3:12)
11. VI. Golliwogg's Cakewalk (5:57)
Three pieces transcr. for Flute, Harp & String Quartet
12. L'Isle joyeuse (1904) (5:57)
13. La Fille aux Cheveux de Lin (1910) (2:31)
14. Tarantelle Styrenne (1890) (5:51)


Linda Chesis, flute
Sara Cutler, harp
Elizabeth Difelice, celeste
Kate Jarka, cello
The New World String Quartet



Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .


La Boîte à joujoux - это «балет для детей» Клода Дебюсси , основанный на иллюстрированной детской книге Андре Элле , который также подписывает иллюстрации к оригинальной партитуре ( издания Durand ). Написанная в 1913 году для фортепиано соло, она посвящена дочери композитора Клода-Эммы, известной как «Шушоу» (1905–1919).

Дебюсси начал оркестровать его, но умер в 1918 году, и его завершил Андре Капле . Создание этой второй версии происходит на 10 декабря 1919 г. в лирическом театре Водевиль под руководством Дезире-Эмиля Ингельбрехта . Первоначально Дебюсси хотел, чтобы эту работу исполняли марионетки, затем он передумал и попросил детей сыграть все роли. Первый спектакль кукол состоялся в 1962 году в Нидерландах по случаю столетия со дня рождения Дебюсси.

Резюме

Состав произведения

  1. Прелюдия. Сон из коробки
  2. Магазин игрушек
  3. Поле битвы
  4. Продажа La Bergerie
  5. После того, как удача заработала
  6. Эпилог

Работа отражает как глубокую любовь Дебюсси к дочери, так и его чувство шуток. Многие музыкальные цитаты точка раздела, которые включают в себя популярные французские песни, заимствуя «Хор солдат» из Фауста из Гуно , в «марте свадьба» из Мендельсона и его собственной Литтл Negro (1909). Есть также цитата из английского детского стишка: «Один, два, три, четыре, пять, / Однажды я поймал рыбу живой», вероятно, это дань уважения Шушу, который, без сомнения, выучил этот детский стишок со своей английской экономкой.

Читайте также: