Декоративная лепка по мотивам народной глиняной игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект №20

Тема: Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки.

Лошадки (веселая карусель)

Программные задачи: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из че­го, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весё­лая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой де­кора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творче­ства детей по мотивам дымковской игруш­ки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок живот­ных на основе цилиндра).

Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно прой­ти 2-3 дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.

Предварительная работа: Рассматрива­ние дымковских игрушек. Беседа о народ­ных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дым­ковские игрушки».

Материалы, инструменты, оборудование: Глина, поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и ма­терчатые. У воспитателя - дымковская игрушка (лошадка), схема с показом спо­соба лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной тех­ники.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям рассказ К.Д. Ушинского «Лошадка»:

Конь храпит, ушами прядёт, глазами по­водит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подкорки стальные.

- Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

- Сейчас мы с вами будем лепить лоша­док, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной, меж ушей - чёлка. »

Воспитатель предлагает детям ещё раз рассмотреть дымковскую игрушку - ло­шадку (или её изображение) - и опреде­лить, каким способом её лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попро­бовать слепить лошадку так, как это дела­ют народные умельцы.

- Сначала нужно создать исходную форму - цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) примерно на треть длины над­резаем стекой, оттягиваем образовавшие­ся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею подни­маем вверх, немного изгибаем, чтобы по­лучилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилин­дра) слегка вытягиваем, чтобы задние но­ги получились такой же длины, как перед­ние (см. рисунок). На основе такой формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка: «Дети, давайте оформим вылеп­ленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягива­ем и прищипываем». Можно усложнить де­тали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.

Воспитатель показывает основные спо­собы лепки и побуждает детей к самосто­ятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуаль­ным показом, наводящими вопросами.

Все вылепленные поделки объединяют­ся в композицию. Педагог сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу - будут украшать вылепленные фи­гурки красивыми узорами.

Очень важно показать детям возможность создания разнообразных образов на основе одной модели (формы и способа лепки). Мно­жество народных игрушек создаётся на основе одной модели. Эта модель в каждом конкрет­ном образе варьируется, изменяется, дополня­ется новыми деталями и обретает новый об­лик. Так, например:

• если на шее слегка прищипить гриву, а сзади оттянуть хвост, выйдет лошадка (можно усложнить детали, вылепив их от­дельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву);

• если мордочку затупить, рога сделать в виде полумесяца, а к брюшку прилепить вымя-лепёшку, получится корова;

• если рога завернуть в виде кренделей или улиток, появится круторогий баран.

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

ВложениеРазмер
lepka_iz_gliny.docx 19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

по художественно-эстетическому развитию

«Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская коняшка».

в группе компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

  • Закрепить знания детей о дымковской игрушке: из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
  • Закрепить представления о процессе создания игрушек.
  • Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.
  • Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей.
  • Учить соединять части фигурки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки», игра – лото « Русский сувенир».

Материал: глина, доски, стеки, вода, тряпочки.

У воспитателя – дымковская игрушка (коняшка), схема с показом способа лепки.

Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

- Ребята, как вы думаете, кто это? Давайте посмотрим!

Воспитатель вносит дымковскую коняшку.

У меня есть дружок -

Эх, свистну, гикну, прокачусь.

И обратно ворочусь.

- Вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей)

- Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)

- Где делают дымковские игрушки? (село Дымково)

- Вы знаете, почему оно так называется?

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись).

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)

- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)

- А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)

- Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют? (золотую краску, «сажают золото»)

- Молодцы, вы много знаете о дымковских игрушках. Поэтому я принес для вас подарки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и назвать лишний предмет. Игра «4 лишний»: карточки с изображением разных игрушек (дымковские барыня, козлик, индюк и матрешка; и др.)

- Молодцы! Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают её в движении (барыня - дети двигаться как, дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка - скачут, как лошадка; индюк - идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д.).

- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую, где мы будем лепить дымковскую игрушку (коняшку).

- Что нам понадобится для работы? (глина)

- Какая глина на ощупь? (ответы детей)

Как тянутся руки к глине,

Хочется мять и мять,

Потом получится грива,

Ты появился на свет,

Какой ты желанный,

- Сейчас мы с вами будем лепить коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…»

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коняшку): какие части, детали, их форму – и определить каким способом лучше лепить.

- С чего начнете работу? (с деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше для хвоста и гривы)

- Как будем лепить коняшку?

Воспитатель показывает способы лепки каждой части и их соединение.

- Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.

Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.

- Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

- Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских коняшек. Приступайте к работе.

Дети лепят коняшку.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки, отмечают наиболее выразительные и удачные.

Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу – будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка".


Конспект открытого занятия по лепке из глины на тему "Нарядные лошадки по мотивам Дымковской игрушки".

Прибщение детей к исконно русскому промыслу- изготовлелию игрушек, развитие эстетического вкуса, развитие мелкой моторики.


Лепка из пластилина по мотивам народных игрушек

Задачи: · Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из че­го, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праз.


Открытое занятие по лепке «Птичка» (по мотивам народных игрушек) в средней группе.

Учить детей лепить из пластилина народную игрушку- птичку, передавая овальную форму тела, круглую головку, оттягивать и прищипывать хвост и мелкие части тела: клюв, короткие лапки. Закреплять умение п.


Лепка "Красивые птички" (По мотивам народных дымковских игрушек)

Закреплять приёмы лепки: раскатывание пластелина, оттягивание, сплющивания, прищипывание. Развивать эстетическое восприятие детей, творчество. Вызывать положительное эмоциональное отношение к народным.


Конспект занятия по лепке из глины по мотивам дымковской игрушки «Уточка»

ЗадачиУчить лепить из глины уточку. Закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание, сглаживание. Развивать желание лепить глиняные игрушки. Познакомить детей со свойствами гли.


Лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки «Филимоновские игрушки-свистульки»

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.

ВложениеРазмер
urok_tekhnologii.docx 22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (2 часа)

Тема: Лепка по мотивам филимоновских глиняных игрушек

Задачи: расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины; обогащать и закреплять приемы восприятия; воспитывать любовь к народной игрушке.

Оборудование: образцы глиняных игрушек (филимоновских, дымковских, каргопольских и др.), таблица методической последовательности лепки глиняных игрушек-животных в традициях филимоновских мастеров)

I Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Объявление темы и задач урока.

II. Работа по теме

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомились пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, - Дымково, Абашево, Филимоново.

а) с дымковскими:

Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; ее ласково и нежно называют «дымка», потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки.

Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода, и игрушки также именуются дымковскими. Жители этой слободы все от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

Лепка из пластилина «Дымковская барыня»

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» Цель: Приобщение детей к народному декоративно прикладному искусству через знакомство с «Дымковской игрушкой». Задачи: Познакомить детей с народным промыслом – «Дымковская игрушка». Познакомить детей с цветовым колоритом и с элементами узора дымковских игрушек – круги, горошины.

Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином - Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала «Дымковские барышни» подготовительная группа

Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала «Дымковские барышни» подготовительная группа

Публикация «Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала. » Лепка "Дымковские барышни" Чтобы слепить такую "красавицу" нам с ребятами понадобился следующий материал. Пластилин - разного цвета; картон - для подставочки, кокошника (можно разного цвета); верхняя част от 0.5 л. бутылки с крышкой - для основы (чем меньше бутылочка, тем.

Конспект занятия по лепке «Дымковская игрушка лошадка»

Конспект занятия по лепке «Дымковская игрушка лошадка» Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова. Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. Дымковская игрушка — изделие ручной.

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина «Дымковская барышня»

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина «Дымковская барышня» Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково и до наших времён сохранились традиции изготовления .Конечно в современном мире.

Конспект занятия по пластилинографии «Удивительная дымка» Цель: создание условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду.

Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином - Конспект НОД по лепке «Дымковская лошадка»

Статья «Конспект НОД по лепке «Дымковская. » Тема "Дымковская лошадка" Цель:создание социальной ситуации развития художественно-эстетического вкуса через продуктивную деятельность. Задачи:- формировать художественно-эстетический вкус и интерес к народному декоративно-прикладному творчеству; - формировать умение передавать.

НОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группе

НОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа : Подготовительная группа НОД: Лепка Тема: Дымковская игрушка Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина Мастер – класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина. Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.

Лепка в подготовительной группе по мотивам Дымковской игрушки «Нарядный индюк»

Лепка в подготовительной группе по мотивам Дымковской игрушки «Нарядный индюк» Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства. Задачи: Учить лепить индюка из конусов и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре. Материал.

Фотоотчёт. Лепка. Дымковская игрушка. «Нарядный индюк»

Фотоотчёт. Лепка. Дымковская игрушка. «Нарядный индюк» Воспитатель Давлетчурина Гульнара Адигамовна. Дети моей подготовительной группы любят творчество. Мы часто обращаемся к народным промыслам. Вот хотели поделиться впечатлениями от работы над Дымковской игрушкой. Лепили Нарядного индюка. Познакомились немного с историей Дымковской.

Мастер-класс по лепке из глины «Дымковский индюк»

Мастер-класс по лепке из глины «Дымковский индюк» Дымковский индюк из белой глины. Сначала берем кусок готовой глины, разминаем его обеими руками до однородной массы, не липнущей к рукам и не трескающейся при растягивании. Сначала лепим туловище и хвост из целого куска глины, затем две ноги и третья нога -подставка, далее лепим.

Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином - Конспект занятия по лепке с использованием цифровых технологий «Дымковская барыня» в старшей группе

Конспект занятия по лепке в технике пластилинографии «Дымковская барышня» Конспект занятия по лепке (пластилинография) «Дымковская барышня» Цель: Закреплять знания детей о Дымковской игрушке, истории возникновения, особенности узоров и цвета узоров. Задачи: Обучающие: -Формировать умение самостоятельно подбирать цвета пластилина для украшения куклы.

Мастер-класс по лепке «Дымковская барышня»

Данное обучающее видео знакомит с народной игрушкой и обучает лепке глиняной барышни. Дети узнают, что красочные глиняные игрушки создаются народными умельцами в единственном экземпляре. В ходе ознакомления с предметами народно-прикладного искусства дети начинают отличать.

Конспект занятия по лепке «Дымковская уточка» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект занятия по лепке «Дымковская уточка» для детей среднего дошкольного возраста Цель: формировать представление детей о дымковской глиняной игрушке. Образовательные: - Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик); -Закреплять приемы лепки: скатывание теста между.

Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином - Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Дымковские птички»

Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Дымковские птички»

Статья «Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Дымковские. » Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Цель: приобщение детей к истинно русскому промыслу - изготовление глиняных игрушек. Задачи: - учить выделять.

Занятие по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка»

Занятие по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» Дымковская игрушка символизирует радость и жизненную силу. Поэтому при ее создании используются только яркие цвета. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен.

Конспект занятия по лепке «Дымковская лошадь» Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи. Задачи: • образовательная – познакомить детей с росписью дымковской игрушки. • развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, интерес к лепке; развивать словотворчество.

Фотоотчет. Лепка «Петушки» по мотивам дымковской игрушки

Фотоотчет. Лепка «Петушки» по мотивам дымковской игрушки Дымковская игрушка. яркий представитель одного из народных промыслов! Дети очень любят эти фигурки, они привлекают внимание, простотой и в то же время замысловатой расцветкой. Цвета дымковских игрушек хорошо знакомы детям. и герои тоже. Мы решили с детьми, что наших петушков.

Читайте также: