Демидовская игрушка рязанская область

Обновлено: 03.05.2024

Мир народной игрушки
разнообразен, удивителен и во
многом неповторим. История
русской игрушки насчитывает
многие тысячелетия. С древних
времен игрушка является
проявлением любви взрослых к
детям, средством для общения.
В народной игрушке отразились
представления наших древних
предков о мире.
Из поколения в поколение, от
матери к дочери, от деда к внуку,
от отца к сыну передавали
мастера секреты изготовления
игрушек. Бережно хранят и
преумножают эти традиции
мастера крупнейших центров
народного творчества России –
Дымково, Филимоново, Каргополя
и многих других.

Сапожковская игрушка
Село
Александро-Прасковьинка
расположено в Рязанском крае, в
Сапожковском районе. В народе его
называют просто – Глинки, потому,
что там находились залежи глины. В
селе, не одно столетие, почти всё
население занималось гончарством.
Только вот сейчас мастеров почти
не осталось. Гончарное дело в
Глинках сошло «на нет» и остались
лишь смешные игрушки, которые
умеют лепить по традиции лишь
несколько стариков, да любители,
успевшие
перенять
у
них
мастерство.

Сапожковская глиняная игрушка
может быть покрыта зелёной
поливой, а может быть без глазури,
с раскраской. Цветовая гамма не
велика. Преобладают коричневооранжевый, синий, зеленоватый
цвета. Всё выглядит очень просто и
незамысловато.

Много свистулек, которые здесь называют «улютки».
Они в виде привычных домашних животных — собачек,
лошадок, кисок, птичек. Есть ощущение, что мастер
мало заботится об аккуратности, но всё получается
очень выразительно, самобытно, у каждой фигурки есть
свой характер.

Демидовская игрушка
Игрушки выполненные
мастерами села Демидово
Шацкого района.
Демидовские фигурки
вылеплены из глины. Их
легко отличить от
остальных по кокетливым
барыням. Птичку-свистульку
они держат не под мышкой,
как в филимоновских
игрушках, а на груди, перед
собой. В их шляпки
вставлены перышки. Юбка,
как правило, разделана
полосатой или клетчатой
росписью как домотканая.

Также интересны демидовские
всадники. Поражает простота
приема, который передает
движение: всадник составляет
единое целое с конем. Другие
сюжеты демидовских игрушек
немногочисленны и типичны
для глиняных русских
свистулек. Это баранчики,
уточки, петушки и прочие
домашние животные.

Скопинская игрушка
Заслуженную славу и известность
городу Скопину, расположенному
на юге Рязанской области, на
левом берегу реки Верды,
принесли оригинальные
декоративные керамические
сосуды, и глиняная игрушка.
Скопинская игрушка
представлена, в основном,
выразительными фигурками
животных, среди которых больше
всего медведей и всадников –
«солдат». Реже встречаются
композиции на подставочках,
очевидно, предназначенные
скорее для украшения комодов,
чем для игры детей.

Для игрушек
характерна простота
форм; к обычным
персонажам
русской игрушки здесь
прибавили драконов и
легендарную птицу
«Скопу». Игрушки не
расписывали,
использовали цветные
(зеленую, желтую)
глазури или обварку из
разных составов, чтобы
варьировать цвет от
светло-бежевого до
красно-коричневого.

Вырковская игрушка
В деревне Вырково Касимовского
района изготовлением глиняной
игрушки стали заниматься чуть
больше 100 лет назад.
Большинство Вырковских игрушек
представляли собой свистульки,
зачастую правдиво передававшие
издаваемые животными звуки
(свинья хрюкала, петух кукарекал и
т.д.)

Для Вырковской игрушки
характерны миниатюрные
изображения людей и
животных в движении,
отличающиеся правдивостью
передачи поз и движений.
Мастерами создавались и
жанровые композиции,
изображавшие сценки пляски,
борьбы и т.д. Вырковская
игрушка украшена скромной
поливой из белой и желтой
глины и свинцового сурика.
«Без нее светлоты нет и
ласки», — говорят мастера.
Блестящая глазурь
обволакивает головки фигурок,
украшает главные детали и
одновременно выделяет
естественную красоту глины.

Излюбленная игрушка вырковских мастеров —
конек-дудка. Вырковский конек полон
движения. Длинная шея с изящной головкой
круто выгнута, ноги-подставки энергично
выставлены вперед, от короткого узкого
туловища устремлен назад свисток-дудка.

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Проект

Мы с ребятами решили заглянуть в глубокое прошлое нашего района. В ту пору не было интернета, телевидения, телефонов. Жизнь текла тихо и спокойно. Жилось крестьянам бедно. Вот и приходилось лепить из глины домашнюю утварь и игрушки для деток. Занимались этим делом женщины. Глину добывали рядом с селом , краску изготовляли сами. Мы посетили село Демидово, даже побеседовали с внуком последней умелицы ( она ушла из жизни в 80-ых годах 20 века). Работа над проектом нам очень понравилась. А началось все с занятия в Историко-культурном центре нашего города. Знать и изучать историю и культуру своего края важно и необходимо.

Значимость и актуальность данного проекта. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с устного народного творчества : колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц и конечно сказок. Это шедевры народного творчества, которые передают мудрость, накопленную веками, пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, родному краю, Родине. Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, они не дадут возможность стать участником событий и проявить свое творчество. Именно поэтому мы с ребятами решили узнать о забытом промысле нашего района – гончарном деле и глиняной игрушки села Демидова. Задачи: Образовательные  формирование учебно­познавательных и культуроведческих компетенций  познакомить учащихся с демидовской глиняной игрушкой  продолжить знакомство со спецификой проектной деятельности  овладение навыками лепки игрушек из глины Развивающие  формирование информационных, коммуникативных и ценностно­ смысловых компетенций  развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса Воспитательные  воспитание доброжелательности, взаимопомощи, ответственности за совместную работу  воспитание любви и интереса к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий, прикладной. Ресурсное обеспечение проекта: ­ Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек. ­ Натуральные, объёмные пособия: образцы глиняных игрушек ­ Звуковые средства: использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества и в качестве фона при демонстрации глиняных изделий; мультимедийная установка. Этапы реализации проекта. 1­й этап: подготовительный. 1. Изучение интересов воспитанников для определения целей проекта. 2. Выявление уровня знаний, умений и навыков лепки из глины. 3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы: 2­ой этап: основной. Реализация проекта: ­ познавательно­исследовательская деятельность­ поездка в село Демидово, ­ продуктивная деятельность, ­ компьютерная презентация 3­й этап: заключительный. ­ изготовление глиняных игрушек ­ организация выставки «Глиняное чудо своими руками» ­ проведение экскурсии для детей других классов, ­ презентация. Результативность проекта: ­ Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности. ­ Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению художественного произведения. ­ В процессе собственной деятельности ­ стремятся создавать выразительные и интересные образы. Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.­ Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:— Слепи мне счастье. Но Бог, хотя все видел и все знал, не знал, что такое счастье. Дал он глину человеку и сказал:— Слепи сам себе свое счастье. Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было когда­то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый распространенный промысел на территории России, часть быта русского народа, сегодня — наша история, наши корни. Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте. Именно народные промыслы, и гончарные в особенности, были первыми и основными очагами культуры: в каждой области — свои изделия, свои мастера, свои глины. В наше время многие секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками технологии изготовления глиняных изделий декоративно­прикладного творчества, хранящихся во многих музеях мира. Прикоснуться к истории предков, научиться делать своими руками глиняную игрушку, испытав при этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей работы и поделиться этим счастьем с другими — цель данного проекта. Работу над проектом мы начали с посещения краеведческого музея, где нам экскурсовод поведала очень интересную историю, а затем побывали на экскурсии в селе Демидово. Село Демидово Шацкого района когда­то, очень давно было крупным гончарным центром. « Махотниками», « шаболятниками» называли гончаров села Демидова. Гончарное ремесло возникло в селе в середине 19 века, бережно хранилось и передавалось от отца к сыну. Знаменитыми гончарами того времени были Агафон Адров, Григорий Пронин (Прошин), Александр Калинов. До сих пор в селе имеется белая глина, необходимая для гочарного промысла. Белая глина отличается от обычной (красной) не только цветом, но и своей эластичностью, при высыхании на солнце на изделиях не было трещин. Залегает такая глина на глубине 20 метров, и удобнее ее добывать в оврагах, так как не надо удалять весь верхний слой почвы. Процесс добычи и подготовки глины к работе был тяжелым и продолжительным. В ходе исследования нам удалось познакомиться с местным жителем села Демидова, который в прошлом был гончаром. Это Бусарёв Сидор Ефимович. Из его рассказа мы узнали, что для изготовления глиняной посуды требуется гончарный круг, горн и обязательно особое приготовление глины к лепке. Весь процесс можно разделить на три фазы: подготовка глины, лепка, обжигание посуды. Глину извлекали зимой, в крепкие морозы, чтобы не обвалился верхний пласт почвы. Глина эта прихотлива и не терпит прикосновений металлических предметов, поэтому крошили и очищали от посторонних тел ее деревянным ножом. Затем, залив водой на два дня, давали ей размокнуть. После чего выкладывали на пол и топтали ногами до тех пор, пока она не переставала к ним прилипать. Гончарный круг представлял собой доску, к которой с помощью стержня прикрепляется деревянный диск толщиной до 10 сантиметров. Горн – это широкое углубление в овраге, состоящее из двух отделений, разделенных железной решеткой (в селе осталось всего 2 горна). В нижней части горна закладывались дрова. В верхней обжигались горшки и другие изделия. Ответственность была одинакова на всех этапах работы. После подготовки глины начиналась лепка посуды. Ком глины клали на гончарный круг, который вращался одной рукой гончара. Другой рукой гончар придавал форму будущей посуде. Резким движением гончар « отрезал» посуду от круга при помощи конопляной нитки. Перед обжиганием изделие сушили на солнце и украшали рисунками, потом посуду внутри мазали дегтем и поливали специальным раствором. Температура в горне была очень высокой, и когда посуда приобретала темно­бурый цвет, ее извлекали из горна и давали остыть. Следующим этапом в нашей поисковой работе стал рынок сбыта. Оказалось, что продажа глиняной посуды было прибыльным делом. Изделия возили на базар в Шацк, Сасово, Чучково. Большой спрос был на горшки для молока, кувшины для масла, кружки. Нам удалось побывать в заброшенной церкви Николая Чудотворца. Выстроено это сооружение в 1783 году по приказу генерала Жеребцова (по другим источникам ­ на средства госпожа Шувалова). Так вот, эта церковь в народе зовется « глиняной», так как в ней и сейчас сохранились полы из глиняной плитки, которую делали местные жители. Кроме гончарного промысла был и другой ­ женский, бабий промысел – изготовление глиняных игрушек. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7­8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время ­ большей частью зимой и весной до покосов. В селе до недавних пор проживала потомственная мастерица – Аграфена Ивановна Устинкина, которая слепила несколько десятков фигурок. Учеников у нее не было, так как гончарное ремесло давно утратило свой престиж в селе. Нам удалось встретиться с ее внуком – Сергеем Викторовичем Устинкиным. Он рассказал, что в детстве помогал бабушке ­ ходил за глиной, выделывал ее, носил в горны обжигать. А вот лепить игрушки бабушка никому не доверяла. В советские времена тяжело было достать хорошие краски ­ темперу или анилин. Так ей привозили их из Москвы на обмен ее игрушек. Маленькие игрушки назывались коньками, большие – дудками. Все они отличались не только внешне, но и по звучанию. Демидовские игрушки поражают свежестью образа и естественной простотой: барышни, всадники, птички. В барынях есть много черт, которые нельзя встретить ни в одном другом центре. Птичку­свистульку они держат не под мышкой, а на груди, перед собой. В их шляпки вставлены перышки, а юбка расписана как домотканая панева ­ клеткой. Интересны и демидовские всадники. Поражает простота приема, который передает движение: всадник чуть намечен, составляет единое целое с конем, его силуэт обобщен почти до знака. Но энергичный наклон вперед дает ощущение движения. Другие сюжеты демидовских игрушек немногочисленны и типичны для глиняных русских свистулек: баранчики, уточки, петушки. Демидовские игрушки мало знакомы исследователям и коллекционерам, хотя несколько игрушек все же есть в музеях Москвы и Санкт – Петербурга. Сейчас возрождают демидовские игрушки педагоги Детского дома творчества и художественной школы. ОГБОУ « Шацкая кадетская школа – интернат» среднего ( полного) общего образования Проект выполнен обучающимися 2 класса Руководитель Шаркова В.Н.

В разгар лета в Дарвиновском музее соберётся более сотни глиняных игрушек из Рязанского края. Какие они, демидовские, вырковские и сапожковские сокровища, хранящие частичку русской земли и мудрость целого народа?


Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. В каждой из них секрет народного промысла трепетно оберегают и передают от отца к сыну на протяжении веков. В этом году проект Дарвиновского музея, посвященный народной глиняной игрушке, продолжится выставкой "У нас в Рязани - глина с глазами!" о рязанской игрушке и народных традициях этой области. Вы увидите около сотни игрушек из собрания Музея традиционного искусства народов мира, народные костюмы Сапожковского и Скопинского районов из коллекции известного этнографа Сергея Глебушкина и отреставрированные снимки Рязани 1912 года пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского.

Рязанская игрушка в народном искусстве стоит особняком. Неподатливый материал лишил её пластичности, изящества и яркой расцветки, но позволил обойти стороной современные веяния и в неизменном виде пронести сквозь века те архаичные образы, народную простоту и правду, заложенную первыми мастерами. На выставке представлены более 100 уникальных глиняных произведений из Сапожковского, Вырковского и Демидовского районов.

Сапожковская игрушка родом из деревни Александра-Прасковьинка, которую в народе до сих пор называют Глинки, в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями. Сапожковские мастера формам изделий придавали больше значения, чем цвету, потому их игрушки монументальны и статичны, с нерасчлененной формой, приземистых пропорций: свистульки-"улютки" в виде птичек и всадников, женские фигуры с детьми. Игрушки традиционно заливались зелёной глазурью, чтобы еще больше подчеркнуть выразительность форм.


В деревне Вырково Касимовского района игрушкой стали заниматься в начале XX века, и сейчас это место является одним из современных центров народного промысла. Вырковские фигурки динамичны, с характерным вытянутым силуэтом, особое внимание мастера уделено жестам и позам людей.

Демидовские фигурки легко отличить от остальных по кокетливым барыням. Птичку-свистульку они держат не под мышкой, как в филимоновских игрушках, а на груди, перед собой. В их шляпки вставлены перышки. Юбка, как правило, разделана полосатой или клетчатой росписью как домотканая понёва.

Оказавшись на выставке в окружении рязанских сокровищ, невольно переносишься на столетия назад, на долгожданную крестьянскую весеннюю ярмарку. Мимо тебя проходят нарядные барыни в кокошниках, птицы-свистульки поют первые трели, баба с петушками торгуется на базаре, гармонист на завалинке веселит народ частушками, мимо проносятся румяные всадники на удалых жеребцах. Глядя на эти глиняные фигурки, понимаешь, что это не просто игрушка, а целый образ времени, народа, его глубинная мудрость. Несмотря на то, что народная игрушка исчезла из детского обихода, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, обладая волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в дом.

Государственный Дарвиновский музей

город Москва, ул. Вавилова, 57

Ст. м. "Академическая", далее пешком по ул. Дмитрия Ульянова до ул. Вавилова; ст. м. "Ленинский проспект" или "Университет", далее - трамв. №№ 14, 39 до ост. "Ул. Дмитрия Ульянова"

Мастер-класс

Дивеевская керамика - удивительное явление современной Российской культуры, единственный в своем роде ЗАРОЖДАЮЩИЙСЯ народный промысел, появившийся двадцать пять лет назад с нуля, не имея никакой местной традиции лепки из глины.
Показать полностью.
Начавшись с копирования известных образцов народной глиняной игрушки (Дымковской, филимоновской, скопинской и т.д.), пройдя период поиска собственного стиля, к началу 2000-х Дивеевская игрушка обрела узнаваемый и самобытный вид.
Теплота Дивеевской глины, сюжетная наполненность, исходящая от нее доброта никого не оставляет равнодушным.
В 2014 г. в с. Дивеево был открыт музей Дивеевской игрушки и керамики.

Дружественная группа

Перейти в корзину

ДИВЕЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Дивеевская керамика

ДИВЕЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Дивеевская керамика запись закреплена
Дом творчества (село Дивеево)

СКАЗОЧНЫЙ МИР ДИВЕЕВСКОЙ ИГРУШКИ

Оздоровительный лагерь "Позитив" посетил музей Дивеевской глиняной игрушки.

Ребята узнали об истории ее возникновения, творческом пути ее главного вдохновителя Крушинской Натальи Григорьевны.

Удивительные работы, представленные в музее не оставили никого равнодушными. Дети с большим вниманием слушали рассказ экскурсовода и с удовольствием рассматривали экспозиции.

Администрация МБОУ ДО "Дом творчества" благодарит коллектив музея за проведение экскурсии и желает дальнейших творческих успехов.

ДИВЕЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Дивеевская керамика

ДИВЕЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА. Дивеевская керамика запись закреплена
Центр НХП, ремесел и туризма г.Первомайск

Дивеевская керамика-удивительное явление современной Российской культуры, один из многих народных промыслов Нижегородского края.
В витринах Центра культуры городского округа город Первомайск развернута выставка "Дивеевское чудо", с которой мы знакомим ребятишек из летнего городского лагеря. Работы из творческой мастерской "Параскева", которой уже более 20 лет руководит Наталья Григорьевна Крушинская, просто подкупает своей душевностью, оригинальностью, самобытностью и очарованием.
Дети с удовольствием разглядывали изделия, угадывая сказочные сюжеты, композиции на семейные и православные темы. А от фигурок лесных и домашних животных, удивительных деревьев и цветов, были в полном восторге. Кроме скульптурных композиций в экспозиции есть свистульки и колокольчики.
Ребята фотографировались с полюбившимися экспонатами и, конечно же, сделали групповые фото на память об удивительной выставке.

Читайте также: