День дымковской игрушки когда отмечают

Обновлено: 18.05.2024

В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.

Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.

«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска

История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.

По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».

Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.

Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла

В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.

Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.

Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.

На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?

Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.

Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.

От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?

Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.

Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.

С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.

И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.

Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.

Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.

article22302.jpg

Старинному народному промыслу с берегов Вятки посвящен сегодняшний тематический день. Белые глиняные игрушки с характерным ярким узором — пример самобытного народного творчества. Дымковские игрушки делаются вручную, все фигурки оригинальны, среди них невозможно найти двух одинаковых.

Все о дымковской игрушке для детей на МААМ

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой. Тематический раздел содержит материалы, посвященные теме дымковской игрушки.

Дымковские игрушки. Конспекты занятий. Дошкольные педагоги делятся опыты знакомства дошкольников с дымковским промыслом.

Дымковская игрушка. Проекты, планы. Реализуем для детей интересные проекты для знакомства с дымковской игрушкой.

Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование. Учим детей приемам создания и росписи дымковской игрушки.

Дымковские игрушки. Сценарии развлечений. Организуем детям тематические развлечения, посвященные дымковской игрушке.

Автор заглавного фото: Нина Минченко

detsad-771417-1622386976.jpg

А игрушки непростые — глиняные, расписные!

Дымковскую игрушку делают из местной ярко-красной глины, смешанной с мелким коричневым речным песком. Игрушки лепят по частям, отдельные детали фигуры собирают и склеивают жидкой красной глиной. После полной просушки и обжига дымковские игрушки покрывают в два-три слоя темперными белилами, а потом расписывают.

detsad-167393-1615994323.jpg

В старину дымковские игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, а вместо кистей использовали палочки и перья. Расписанную игрушку мастера вновь покрывали взбитым яйцом, это придавало краскам блеск и яркость.

detsad-400955-1453451174.jpg

В центре Кирова стоит скульптурный ансамбль «Семья», выполненный в стиле дымковской игрушки, в этой группе есть барыня с младенцем, мужичок с гармошкой, ребенок со свистулькой, кошка и собака.

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Развивать наглядного – образное мышление, речь. Формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам. Вызвать радость от рассматривания яркой, народной расписной игрушки, познакомить с дымковской росписью.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации с элементами росписи дымковской игрушки, игра «Подбери цвета к дымковской игрушке», «Укрась дымковскую игрушку», презентация.


Словарная работа: село Дымково, индюк, уточка, барыня, козлик, орнамент


Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом- тычком и ватными палочками, обмакивая в гуашь и ритмично носить точки;


Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание помочь;

Иллюстрации дымковской игрушки (лошадка- картонные заготовки для каждого ребенка, мольберт, гуашь красного, желтого и синего цвета, тычинки из картона, ватные палочки, салфетки для рук.

-Ребята, к нам под нашу Ёлочку посылка пришла. Давайте посмотрим от куда и что в ней? Пришла она з села Дымково. А чтобы узнать, что в ней, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. Открывается посылка. А вот и наша гостья дымковская игрушка- лошадка.

Нас лошадка приглашает в свое село Дымково на экскурсию.

(звучит русская народная музыка, дети оказываются на ярмарке). Ребятки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. Кто знает, что такое ярмарка? (ответы детей)

Да, ребятки, сейчас это называется магазин. И там продавалось всё что делалось своими руками. Когда-то очень давно у деток не было игрушек машинок, кукол, роботов, конструкторов, и даже телефонов не было. Мастера, дети вместе со своими родителями делали из глины вот такие замечательные игрушки. Особенно перед новым годом родители покупали своим деткам новые игрушки. Ими не только играли, но и украшали Ёлки.

Ребятки, посмотрите какие красивые игрушки. Попробуйте отгадать как они называются….

(Дети называют игрушки: лошадки, козлики, индюки, петушки, Барышня). Ребятки, эти игрушки называются Дымковские. Посмотрите, вот глина. Когда ее намочишь, она становится как пластилин. Из нее лепят игрушки и ставят их сушиться в печь. Когда игрушка высыхала, ее окрашивали в белый цвет и украшали узорами.

На ярмарке не только продавали, но и веселились. А ярмарках всегда очень весело. Приглашаю вас прокатиться на веселой карусели.

Подвижная игра “Карусель”.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Кого увидели? (Дети называют (индюк, петух и т. д… –и показывают)

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Вот и от нашей лошадки вам задание:

1 Задание: «Найди в группе картинку дымковскую игрушку и подбери к дымковской игрушке.»

(Дети находят картинку и подбирают к выставленным на столе игрушкам.)

Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку- лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

- Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка- лошадка?

Ответы детей (кружками).

- А кружочки какими цветами разукрашены?

Ответы детей (синими, красными)

- Посмотрите, внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

2 задание: «Подбери цвета к дымковской игрушке»

3 задание: «Укрась дымковскую игрушку».

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

- Ребята проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

- Чтобы нарисовать кружочки, нашим лошадкам, для этого надо взять Тычинки –если это большой круг или ватные ватную палочку-если это маленький круг, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

- Рисуйте, аккуратно, палочки прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Мы поскачем, скачем, скачем.

(дети поочередно топают ножками- то одной, то другой)

Я лошадка- серый бок!

(повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте)

Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у нас лошадки. Как вы думаете наша гостья обрадуется (Да)

- Как называется село от куда наша игрушка -лошадка?

(Ответы детей: Дымково)

- Какие игрушки вы видели на ярмарке?

(Ответы детей: индюк, барышня и т. д.)

- Вам понравилось разрисовать лошадку?

(Ответы детей: да)

- Какие узоры вы рисовали?

(Ответы детей: кружочками, точками)

(Ответы детей: синими, красными)




Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

article21059.jpg

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и пополнить творческую копилку красивыми работами.

«День дымковской игрушки на МААМ». Все идеи для тематических поделок можно найти в разделе сайта

Расскажите детям

Давным-давно в деревне Дымково Вятской губернии появились первые глиняные игрушки. Сначала взрослые их стали делать, чтобы позабавить своих детишек, ведь это были не просто игрушки, а свистульки. Дымковские игрушки так всем понравились, что за ними стали приезжать не только из ближайших деревень, но и со всей России.

Для изготовления игрушек мастера использовали глину, которую брали неподалеку от села, лепили из нее игрушки, обжигали в печи, покрывали белым мелом, а потом раскрашивали. Дымковские мастера лепили барышень, водоносок, кавалеров, повозки с лошадками, гусаров, оленей, козликов, рыб, петушков, курочек с цыплятами и много других фигурок. Все игрушки расписывались определенными цветами и узорами, которые потом стали называть дымовой росписью. Яркую, словно веселую, дымку не спутаешь ни с каким другим народным промыслом. Дымковские мастера прославились своими игрушками на всю страну.

Список дел на день

  1. Познакомить ребенка с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи.
  2. Пройти с ребенком мастер-класс по изготовлению и росписи дымковских игрушек.
  3. Предложить ребенку собирать разрезные изображения с дымковскими игрушками и находить парные картинки с дымковскими игрушками.
  4. Поиграть с ребенком в Дымковское домино.
  5. Попросить ребенка раскрасить дымковскую барышню, используя нетрадиционные способы рисования.
  6. Изготовить для ребенка игру «Укрась дымковским узором игрушку».

«В любой порядочной избушке есть место дымковской игрушке!»

Вот каким творчеством можно заняться в этот праздник!

Детсадовцы из детских ладошек сделали вот таких дымковских петушков.

detsad-215501-1619580752.jpg

Дошколята сами слепили птичек и раскрасили их в стиле дымковской росписи.

detsad-2489127-1613464158.jpg

Нарядный дымковский индюк получился у ребят из бумаги и пластилина.

detsad-1753113-1590407110.jpg

С дымковским узором могут быть не только традиционные народные игрушки, но и бабочки, которых дошколята сконструировали из цветной бумаги.

detsad-500367-1598901611.jpg

Этих милых дымковских барышень, сделанных руками дошколят, можно использовать в играх и драматизациях.

detsad-3576-1582610966.jpg

Вот такой радужной дымкой можно разрисовать подарочную открытку.

Картинка дня

item_2236.jpg

Если вы являетесь подписчиком МААМ-Картинок — распечатайте картинку и предложите ребенку раскрасить ее.

Дымковские игрушки

В этом году исполняется 210 лет самому раннему описанию дымковской игрушки. Генерал Николай Хитрово рассказал о народном вятском празднике «Свистопляске» и причудливых расписных игрушках из глины, в которые свистели взрослые и детвора.

В точности неясно, когда появилась дымковская игрушка (считается, что промысел возник в слободе Дымково в XV – XVI веках), зато доподлинно известно, когда он едва не умер, и имена людей, которым вятский промысел обязан своей всемирной славе.

«Русский мир» узнал, изменились ли с веками технология изготовления игрушек и образы, делают ли игрушки в Дымкове сегодня, как мастера передают секреты молодёжи. Разобраться в прошлом и настоящем промысла нам помогла руководитель старейшего профессионального объединения вятских мастеров «Дымковская игрушка» при Союзе художников России Надежда Менчикова.

Последний мастер и любопытный гимназист

Десятки династий мастериц сложились в Дымкове за сотни лет существования промысла, игрушки продавались на окрестных ярмарках и пользовались славой у местных жителей и гостей региона. Удар по промыслу в конце XIX века нанесло развитие гипсовой игрушки, которая была проще в изготовлении. Кроме того, активно развивались игрушки из дерева и папье-маше, которые были удобнее для игры, чем ломкие глиняные.

Многие мастера из Дымково перешли на гипс или вовсе покинули промысел. На рубеже веков в слободе работала всего одна мастерица, унаследовавшая традиционный промысел от живых учителей – Анна Мезрина. И хотя она обучила двух своих дочерей, дымковская игрушка, казалось, доживает последние годы или десятилетия.

Анна Мезрина

Был и ещё один человек в Вятке – Алексей Деньшин. В начале XX века, будучи учащимся вятского училища, 16-летний Алёша получил задание выбрать для изучения любой народный промысел. Он выбрал дымковскую игрушку и отправился на лодке знакомиться с Анной Мезриной. По крупицам собирал материал, делал зарисовки работ, а когда подрос и обучился в Москве, поставил изучение вятской игрушки на профессиональную основу. В 1918 году он издал первый рукотворный альбом.

Игрушка работы А. Мезриной

А вскоре трудами Алексея Деньшина Анне Мезриной назначили пенсию. Женщине! Кустарю! За глиняные игрушки! – для Вятки тех лет дело было неслыханное. После этого многие мастерицы её поколения вернулись в промысел.

Алексей Деньшин и мастер Е. А. Кошкина

Подъём промысла начался в послевоенные годы, когда в Дымкове и Кирове работали около шестидесяти мастеров. Игрушка обрела международную славу, поставлялась за рубеж, появились коллекционеры. В городе построили здание для мастериц, которые стали получать за свой труд государственные награды и высокие звания.

Дымковская игрушка – этапы создания

За века существования промысла технологически он практически не изменялся. Как и встарь, мастер выполнял все работы сам – находил и готовил глину, лепил фигуру, обжигал, расписывал. Разделения труда не предусматривалось, даже когда домашний промысел стал заводским.

Этап первый. Лепка

Для лепки фигур используется красная глина, которую требуется подготовить к работе. Ещё полвека назад мастерицы сами ездили копать глину. Сейчас кировские мастера используют готовую глину, которая поставляется с местного предприятия, занимающегося производством керамической посуды.


Красная глина очень удобна для работы – она мягкая, хорошо открывается и легко примазывается. Все детали игрушки лепятся отдельно, после чего примазываются (прикрепляются) друг к другу. Внутри игрушка полая, это делается для удобства сушки и обжига.

Этап второй. Сушка и обжиг

После лепки игрушка какое-то время сохнет в естественных условиях, затем поступает на обжиг. В прежние годы для этого использовалась русская печь (обжигали на углях, и игрушка выходила чумазая), а сейчас – электрическая. Обжиг происходит при температуре 900 градусов. Мастера стараются сделать побольше игрушек, чтобы обжечь их разом.



Этап третий. Роспись

После обжига игрушка белится меловым грунтом, после этого она расписывается современными темперными фабричными красками. Художник наводит свои цвета, поскольку, к примеру, у одного автора жёлтый цвет будет глубоким и ярким, а у другого бледным. Многие мастера старшего поколения, как и встарь, добавляют в краску яйцо. По палитре и росписи знатоки с лёгкостью узнают руку мастера. Кроме того, некоторые участки игрушек, самые яркие и значительные, декорируются сусальным золотом или поталью.


Как правило, мастера не создают эскизов, но по опыту знают, какой будет игрушка ещё на стадии лепки. У каждой мастерицы есть любимые орнаменты, которые, оставаясь традиционными, несут аромат авторства.


Ухаживать за глиняными игрушками несложно – требуется время от времени убирать пыль сухой кисточкой. Мастера используют краски, которые практически не выгорают и не блекнут. При должном уходе и аккуратности игрушку вы передадите своим внукам.

Барыни и колхозницы

Классические образы дымковской игрушки – барыня, прогулка в запряжённой повозке, индюк с разноцветным хвостом, гармонист, зайцы, медведи и многие другие. Традиция соблюдается на протяжении столетий, впрочем, современные игрушки нельзя назвать копией старинных. Реальная жизнь проникала в традиционные сюжеты. Например, в начале XX века изменения претерпела барыня – вместо юбки-колокол появился более укороченный вариант этого женского аксессуара, из-под которой видны ножки и туфельки. Такие игрушки, отразившие новую моду, делала ещё Анна Мезрина.


С возникновением колхозов дымковские герои засели за книги в избах-читальнях и занялись уборкой урожая. Также появились игрушки, воспевающие достижения отечественного технического прогресса (самолёты, например) и воинские победы красноармейцев. При этом джинсами, кроссовками и сотовыми телефонами дымковские герои так и не обзавелись. Подобные игрушки можно встретить в магазинах, но мастера их не признают и традиционными не считают.


Дымковская слобода существует и по сей день, но сохранился лишь один дом (Кошкиных), связанный с династиями мастериц. Игрушек там больше не делают. Зато их производят во многих других местах Кирова и области. В региональной столице открыто множество магазинов по продаже дымковской игрушки разного качества – ширпотреб не обошёл стороной и этот трудоёмкий промысел. За изготовление игрушки взялись самоучки, которые копируют роспись по картинкам из интернета.

По словам Надежды Менчиковой, профессионалов промысла, то есть прошедших обучение и придерживающихся традиций мастеров, сегодня в Кирове около 35 – 40 человек – это и заслуженные мастера, и молодёжь. Чтобы попасть в ученицы к профессионалам, нужно пройти собеседование и сдать экзамены по лепке и нанесению орнамента.


Учиться идут потомки мастеров? «Вовсе нет, – говорит наша собеседница. – Идут новые люди, которые в детстве познакомились с дымковской игрушкой. Приходят люди разного возраста, из разных профессий, с художественным образованием и без него».

Начиная с 1990-х постигать мастерство создания дымковской игрушки было негде, но с 2008 года обучение возобновилось, и в Кирове начали готовить смену. Традиция живёт.

Читайте также: