День народной игрушки дата

Обновлено: 27.03.2024

Комитет Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма в рамках расширенного заседания Комитета 8 июня обсудит законопроект «О праздничных и памятных датах Московской области».

Законопроектом предлагается установить праздничные и памятные даты, связанные с важнейшими историческими событиями на территории Московской области, которые сыграли ключевую роль в формировании основ российской государственности, гражданского общества, а также с событиями, свидетельствующими о героических подвигах предыдущих поколений при защите Отечества.

В отличие от праздничных дней, установленных на федеральном уровне, региональные не будут являться выходными днями.

В законопроекте появятся в том числе следующие памятные даты:

22 января – День снятия осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1610).

Законопроектом предлагается установить 22 января как памятную дату о переломном событии в ходе Смуты и польско-литовско-шведской военной интервенции против России на территории Подмосковной земли. Осада Свято-Троицкой Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II, поддерживаемого интервентами Речи Посполитой (Польши), продолжалась почти 16 месяцев с 3 октября 1608 года по 22 января 1610 года и была снята

в ходе боев русскими патриотически настроенными войсками князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского при поддержке Якоба Делагарди. Это была первая крупная победа у стен основанного преподобным Сергием Радонежским знаменитого монастыря, непокорившегося иностранным интервентам.

29 июня – День первого русского корабля (1667).

День основания первой в России государственной кораблестроительной верфи в селе Дединово и начала строительства первого русского военного корабля «Орёл» (1667–1669). 19 (29) июня 1667 года царь Алексей Михайлович Романов издал Указ о строительстве в селе Дединове Коломенского уезда при впадении реки Москвы в реку Оку на специальной верфи первого российского военного корабля «Орёл», который был построен при участии голландских специалистов русскими мастеровыми людьми под руководством Якова Полуектова всего за 6 месяцев. 15 мая 1668 года Полуектовым было официально доложено царю о завершении постройки корабля.

3-я суббота апреля – Праздник труда.

Праздник труда, отмечаемый ежегодно в Московской области в третью субботу апреля, был установлен Законом Московской области «О Празднике труда в Московской области». В целях систематизации законодательных актов предлагается включить Праздник труда в перечень праздничных и памятных дат законопроекта, сохранив дату его проведения.

17-18 июля – Дни древнерусской культуры.

Указанные памятные дни предлагается установить в связи с именами Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Андрея Рублева, всемирно известного и почитаемого русского иконописца московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. 18 июля – день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского.

24 августа – День национальной народной игрушки.

Указанную памятную дату предлагается установить в честь Николая Дмитриевича Бартрама, родившегося 24 августа 1873 года, русского музейного деятеля, искусствоведа-исследователя, коллекционера, художника Московского губернского земства, создателя первого в России музея игрушки. Созданный Бартрамом в 1918 году Музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.

День игрушки имеет особое значение именно для Московской области, где до настоящего времени сохранилось производство народной игрушки, расположены учебные заведения, в которых готовят специалистов-технологов и художников-дизайнеров игрушки, и где было создано массовое производство самой знаменитой в мире русской игрушки – сергиево-посадской матрёшки.

2-я (3-я) суббота сентября – День леса.

Данную праздничную дату предлагается установить для закрепления установившейся в последние годы традиции массовой посадки деревьев в Подмосковье, которая проводится с целью восстановления лесов области.

21 сентября – День урожая Подмосковья.

В традициях многих народов отмечается праздник урожая, который имеет многовековую историю. Праздник урожая у восточных славян, приходящийся на день осеннего равноденствия (21 сентября), был также посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Следуя традициям, предлагается установить День урожая Подмосковья 21 сентября.

1-е воскресенье октября – День Московской области.

В целях систематизации законодательных актов предлагается включить День Московской области, установленный Законом «О Дне Московской области», в перечень праздничных и памятных дат законопроекта.

По итогам заседания Комитета будет составлен полный список праздников и памятных дат. Окончательный вариант законопроекта будет представлен на рассмотрение Мособлдумы 15 июня.


История русской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества людей, населявших Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, береста, еловые шишки и дерево. Ведь все это было таким знакомым и привычным, как будто сама природа давала человеку от своих щедрот, побуждая к творчеству и жизни своих творений.

Интересно, что русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Одной из любимых является Богородская русская традиционная игрушка из дерева, она происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы, которая должна сохнуть два года.

Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают, они отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Сюжеты Богородской игрушки очень разнообразны — это герои сказок и басен, это шутейные, юмористические и динамические забавы.

В Центральном государственном архиве Московской области найдены технические описания изделий Богородской фабрики художественной резьбы за разные годы. Традиционные сюжеты фигурок отражают сказочную тематику с животными, например: «Лиса и журавль», «Мишка – музыкант», а также бытовые и поучительные сюжеты, отражающие те или иные исторические периоды, такие как «Лампочка Ильича», «С чего начинается Родина». В техническом описании последней фигурки говорится: «На постаменте стоят две фигурки: старичка и мальчика. Старичок держит мальчика за руку. Мальчик начинает делать первые шаги».

Но необычными, на наш взгляд, являются скульптурки, изображающие актуальность своего времени, например, «Луноход № 1».

Деревянные резные скульптуры малых форм являются старинным, исконно русским художественным промыслом. Сегодня они предназначены для оформления жилого и общественного интерьера. А пришла Богородская игрушка из старины, чтобы развлечь и увлечь ребенка, обогатить его мир волшебной энергетикой и поучительной фантазией. Жаль, что дети так мало об этом знают.

Программное содержание недели игры и игрушки :

Цель: продолжать развивать и воспитывать интерес к играм у детей,расширять представления о некоторых играх и игрушках,воспитывать бережное отношение к ним. Способствовать игровой культуры детей,привлечение родителей к активному обсуждению вопросов для создания условий игры дома,оптимальное использование,имеющего в ДО игрового оборудования,пособий и других средств.

Задачи: обогащать содержание игр,развивать самостоятельность в выборе игр,активизировать словарь детей на основе углубленных знаний об игрушках. Создать условия для проведения игр и праздничное настроение. Развивать творческие способности детей,воображение и самодеятельность в играх.

Мы устроили детям нашей группы праздник «День народной игрушки».

Мы на ярмарку пойдем, там игрушки подберем.

Как красивы и нарядны русские игрушки, есть на ярмарке у нас дымковские барышни, городецкие свистульки и матрешки расписные,да коняшки удалые. Россия наша славится расписными ложками,

да еще гордится русскими матрешками.

Ребятам очень понравилось нырнуть в историю и узнать о старинных русских костюмах.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские костюмы

Вспомним нашу старину!

В течение недели мы показали детям огромное разнообразие игрушек и игр, а также познакомили ребят с русской народной хороводной игрой «Медведь».

Мы провели день подвижных и спортивных игр.

И, конечно, завершил нашу неделю конкурс на лучший рисунок «Моя любимая игрушка», в котором дети с огромным удовольствием приняли участие.

Прикреплённые файлы:

Праздник «День Матери» в старшей группе

Праздник «День Матери» в старшей группе Ольга Союстова. "День Матери".День матери у нас в стране отмечается 27 ноября. В этот день, в отличие от 8 марта, поздравляют только мамочек.

Фотоочет «Праздник «День матери» в старшей группе»

Фотоочет «Праздник «День матери» в старшей группе» Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце – одно на свете.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мини-музей народной игрушки»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мини-музей народной игрушки» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством познавательно-речевого развития. Задачи: • Активизировать внимание детей,.

Праздник «День матери» в старшей группе

Праздник «День матери» в старшей группе С 7 ноября по 24 ноября 2017г. в старшей группе проходили мероприятия, посвященные празднику «День матери». Ребята были участниками краткосрочного.

Праздник «День народного единства» в старшей группе Цель: воспитание патриотов России. Задачи: 1) прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордости; 2) формировать гражданскую позицию.

Презентация «Музей русской народной деревянной игрушки» Музей русской народной деревянной игрушки • Цель: дать детям представление о разнообразии промыслов по изготовлению русских народных деревянных.

Родительское собрание «Воспитательное значение народной игрушки» Воспитательное значение народной игрушки 06 марта 2017 Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что она не случайное.

Сценарий развлечения «Праздник народной игрушки» для детей ясельной группы

Сценарий развлечения «Праздник народной игрушки» для детей ясельной группы Цель: формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, словарный.

«День нашей армии сегодня». Спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе

«День нашей армии сегодня». Спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе Звучит марш. В зал входят дети и выполняют перестроение Девочка: День нашей армии сегодня, И ей уже немало лет. Привет защитникам.

«[Решение было принято] в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия,
Показать полностью. культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России"

Выдержка из Конвенции ЮНЕСКО от 1975 года.

«Нематериальное культурно енаследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ним иинструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

Открыть приложение

2022 - Год культурного наследия народов России

2022 - Год культурного наследия народов России запись закреплена

В предпоследнее воскресенье июня согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 384 "О Дне народных худождественных промыслов" в России будет отмечаться День народных художественных промыслов.
Дата для 2022 года -19 июня.
2022 - Год культурного наследия народов России

2022 - Год культурного наследия народов России

2022 - Год культурного наследия народов России запись закреплена
Лидер: детям, родителям, учителям, воспитателям

Серия книг «Сказки народов России». По мультфильмам студии «Пилот»

2022 - Год культурного наследия народов России

2022 - Год культурного наследия народов России запись закреплена
ФОЛКПРОСВЕТ

Происхождение картуза — прусское (по крайней мере, так считали на Руси, хотя это не факт, по-моему). По смыслу это — неформенная, гражданская фуражка. В отличие от форменной фуражки (которую в свою очередь в России носили очень многие служащие и военные). Состоит из донышка, тульи или очелья (самая верхняя расширяющаяся часть) цилиндрического околыша и козырька.
Донышко могло иметь овальную или круглую форму. Существовали так же «бескозырки» — фуражки без козырька, однако гражданские чаще всего делались с козырьком.

Часто фуражки снабжали внутренним или внешним подбородочным ремешком, внешний выполнял так же и декоративную функцию. Более того, в гражданских фуражках (картузах) декоративный подбородочный ремень утратил свои функции и стал выполнять чисто декоративное назначение, закрывая шов между козырьком и околышем, представляя из себя тонкий крученый шёлковый шнурок.
В России картузы стали применять с начала 19-го века, изначально в армии, где фуражку использовали взамен неудобного и тяжелого кивера в полевых занятиях, при хоз.работах и т.д. Практически сразу картуз, как удобный, красивый и солидный головной убор распространился и в народе.
Первоначально фуражка повторяла форму кивера — то есть это был расширяющийся вверх головной убор с козырьком, только более мягкий (в отличие от жесткого кивера). Примерно в середине 19-го века гражданская фуражка по неизвестной причине получила название «картуза», то есть матерчатого мешочка для пороха, использующегося в заряжании артиллерийских орудий. По какой причине это произошло — неизвестно.

Эволюция фасона.
Несмотря на то, что изначально фуражка имела прусское происхождение, практически сразу после попадания в Россию он стал развиваться своим путем. В зависимости от моды менялись размеры, форма и манера носки картуза. Так, например, в первой половине 19-го века это был довольно большой по размерам головной убор, с круглым донышком, одинаковыми по всем сторонам «четвертинками» тульи, поднимающимися туго на верх. Козырек — так же довольно большой по размерам, при этом почти вертикальный.
Со временем размеры тульи уменьшались, во второй половине 19-го века тулью стали опускать сзади вниз, при этом перед остался поднятым над околышем, донышко получило овальную форму. Околыш форменных фуражек оставался на всем протяжении почти одинаковым (4,5 см высоты), а вот на гражданских картузах он со временем увеличивался, достигнув 6 и кое-где даже 8 см.

Козырек постепенно уменьшался по своим размерам, как в ширину, так и в длину. Наклон козырька увеличивался, в начале века у него был угол 30 градусов, а в начале 30-х годов 20-го века он принял почти «кепочную» форму, и стал почти горизонтальным. Так называемый «козырек-лопата».
Тулья, достигнув своего минимума где-то в первом десятилетии 20-го века, снова стала постепенно увеличиваться в размерах.
В начале 20-го века, наряду с картузами с маленькой тульей стал модным картуз с «широким верхом», с почти горизонтальной «шляпкой». В край такой тульи вставлялась пружина, поддерживающая донышко в натянутом положении. Чуть позже в переднюю часть тульи стали вставлять вертикальную пружину (из камышинки или другого упругого материала), который приподнимал перед тульи вверх. В основном такие картузы носили зажиточные крестьяне и купцы. «Кулацкий картуз». Гражданскую моду переняли военные, и ввели на снабжение русской армии фуражку с широкой тульей.
Советские фуражки, начав свою эволюцию с картуза с маленькой тульей, постепенно увеличивались, в конце концов тулья форменных фуражек 60-х годов стала почти повторять форму фуражек начала века.
В некоторых других странах гражданские фуражки так же получили некоторое распространение. В частности, известны фуражки в Германии и Великобритании. Однако от русских картузов они значительно отличаются формой, размерами, фасонами. Например, известна и широко распространена так называемая фуражка принца Хенрика, распространившаяся и у нас в начале 90-х годов, получившая в народе название «жириновка». От русских картузов она отличается размерами, небольшим околышем, небольшим наклоном козырька, его формой, и, самое главное — отделкой по околышу и козырьку, слишком аляповатому для строгого русского головного убора. Известны так же так называемые «докерские» английские фуражи, которые так же отличаются от русских картузов формой, совсем маленьким околышем, небольшим донышком и формой козырька.

Изготавливались русские картузы из различных материалов. В основном на верх шло «покупное сукно» (шерстяная, хорошо уваленая ткань, похожая на фетр), дороговизна его не имела большого значения, так как на картуз требовалось очень немного ткани — буквально около квадратного полуметра. Так же применялись: фая (плотная шелковая ткань репсового плетения), шевиот (шерстяная ткань с небольшим начесом) и другие ткани. Для летних картузов применяли репс разных цветов, молескин (плотная ткань сатинового плетения). В качестве прикладных материалов для подкладки и прокладок) применяли хлопчатобумажный коленкор, сатин и шелк. Козырьки применяли стандартные форменные (те, что шли для форменных фуражек), простые кожаные, искусственные (полотняные, отделанные под кожу), «бумажные» — из плотного картона, предназначенные для обтягивания тканью. Так же в дело шли различные тесемочки, резинки, пуговки, пряжки и т.д.
В качестве подтулейника использовали тонкую мягкую кожу-шеврет, либо специально придуманную для этого «картузную клеенку» — то есть тонкий дерматин, гранитоль или подобные кожзаменители. Часто из такого же материала к изнанке донышка, там, где голова касается подкладки, пришивали «потничек», в форме ромба или другой фигуры (каждый мастер пытался выбрать себе какую-нибудь фигуру, отличную от других). Иногда, в картузах с широкой тульей, под донышко целиком прокладывалась кожа, придававшая дополнительную жесткость тулье.
В околыш прокладывался плотный тряпичный картон, вырабатываемый из хлопчатобумажного тряпья, а не целлюлозы. Такой картон вырабатывался специально для картузов и даже получил название «картузного» или «фуражечного» картона. До сих пор в околыши российских фуражек вставляют подобный картон, на который даже есть специальный ГОСТ. Его же использовали в качестве прокладки в обтяжной козырек (козырек из основной ткани).

Хотя картуз изготавливали из тканей разных цветов, предпочтение отдавали темным тканям, черному, темно-серому, коричневому, темно-зеленому и т.д. Однако подавляющее большинство картузов было сделано из модного тогда темно-синего («индиго») сукна, красивой очень темной, почти черной окраски, красиво переливающейся на солнце. Черный цвет считался цветов священников, поэтому в гражданской одежде почти не применялся. В начале 20-го века распространение получил модный цвет хаки (для хлопчатобумажных картузов), как ни странно, в это время в армии еще почти не применявшийся, однако уже нашедший применение в гражданской одежде. Видимо, мода на него пришла из-за рубежа, где цвет хаки использовали английские войска. Так же получили распространение ткани — шанжан и меланж. Ткань шанжан, благодаря определенному переплетению нитей двух-трех контрастных цветов переливалась в зависимости от угла наблюдения. Например, ткань коричневого цвета могла переливаться зелеными и бордовыми бликами. В тканях меланж использовался другой принцип — на некотором расстоянии ткань казалась одного, обычно серого цвета, хотя была соткана из нитей, свитых из двух контрастных цветов (обычно черный и белый — «серый меланж»).
Для подкладки обычно выбирался красный цвет — в то время считали, что подкладка такого цвета не пропускает инфракрасные лучи, а значит предохраняет голову от перегрева. Хотя на недорогих картузах подкладка могла быть и других темный цветов — обычно серой, или под цвет ткани верха.

article21053.jpg

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных кукол и сделать для своей семьи куклу-оберег.

«День народной куклы на МААМ». Все идеи для тематических поделок можно найти в разделе сайта

Расскажите детям

В старину на Руси кукол не покупали в магазинах, а делали сами из того, что было под рукой — для этого брали лоскуты тканей, остатки шерсти, солому. Обычно этим занимались перед праздниками, кукол изготавливали по строгим правилам, например, нельзя было использовать иголки и нитки. По обычаю куклами занимались девочки и женщины, ведь с древнейших времен женщина считается хранительницей домашнего очага и народных традиций.

Тряпичные куклы на Руси были не просто игрушками, а оберегами. Наши предки верили, что кукла сможет защитить ребенка или всю семью от несчастья. Не было ни одного дома, в котором не было бы нескольких куколок. Кукла сопровождала человека начиная с рождения. Новорожденному в колыбельку клалась кукла-оберег, она оберегала малыша от сглаза, порчи, болезней и была к тому же первой игрушкой ребенка.

Список дел на день

  1. Рассказать ребенку о народных куклах и показать презентацию.
  2. Узнать, как можно использовать традиционную народную куклу «пеленашка» в детской игровой деятельности.
  3. Сделать для ребенка дидактическую игру «Куклы в народных костюмах».
  4. Предложить ребенку раскрасить изображение народной куклы.
  5. Пройти с ребенком мастер-класс по созданию народной тряпичной куклы-закрутки.
  6. Познакомить ребенка с традиционной народной куклой-кувадкой и научить ее делать.
  7. Попросить ребенка намотать нитки на шаблон для изготовления народной куклы «Мартиничка».
  8. Во время прогулки научить детей играть в русскую народную игру «Горшки».

У обрядов на Руси множество заветов и один из них шитье кукол-оберегов.

Вот каким творчеством можно заняться в этот праздник!

detsad-296964-1491151629.jpg

Народная кукла «Хороводница» не только забавная игрушка для детей, но и своеобразный тренажер для пальчиков малышей.

detsad-420789-1548967859.jpg

Тряпичная народная кукла «Зайчик на пальчик» — полезное и приятное совместное творчество детей и взрослых.

detsad-123345-1616095344.jpg

Народная кукла-мотанка «Птичка». Славяне, верили, что птицы связаны с небесами и человеческой душой.

detsad-1002484-1484332008.jpg

Кукла-оберег «Ангел-хранитель». При изготовлении кукол-оберегов учитывали цвета, ведь каждый из них имел свое значение.

detsad-137071-1473523665.jpg

Народная кукла «Сорока-ворона» делается из лоскутов, ниток и веточек, для ее создания навык шитья не требуется.

detsad-1873367-1620394388.jpg

Лепка рельефная в спичечном коробке «Сонюшки-пеленашки» — тренировка фантазии и мелкой моторики рук ребенка.

Картинка дня

item_2205.jpg

Если вы являетесь подписчиком МААМ-Картинок — распечатайте картинку и предложите ребенку раскрасить ее.

Читайте также: