Деревянная игрушка птички клюют зерно

Обновлено: 18.05.2024

«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Были и другие, о которых тоже стоит вспомнить.

Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и дешевизна изготовления. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время. А техники изготовления передавались от родителей к детям и были отточены веками. Практически любой отец мог вырезать из дерева сыну – лошадку, а дочери – куклу, которую она потом наряжала в лоскутки материи.

Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших.

Куклы: закрутки, стригушки, няжашки

Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Как пишет исследователь вопроса Галина Дайн, «безликость народной тряпичной куклы – это явный след анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил». Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки. Зато изобретательности в создании разных видов кукол русским было не занимать.

Согласно древним обычаям, как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-закрутку. Это делалось без иголки, только руками, так как металл считался «опасным» элементом. Она могла быть чисто тряпичной, или наполняться крупой, сеном или шерстью. Еще до родов закрутка укладывалась в подготовленную люльку, а когда младенец рождался, становилась его первой игрушкой-оберегом.

Такую куклу можно было пеленать, наряжать, баюкать. Конечно, со временем кукла обтрепывалась и пачкалась – несложно было ее развязать, постирать и собрать обратно, чему дети постепенно учились сами. Разновидность куклы-закрутки – кукла-няжашка (от слова нежить), собранная из чистых тряпиц, чтобы ребенок мог ее поцеловать без вреда для здоровья.

Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Ведь маленьких детей, за которыми было некому присмотреть, пока вся семья в поле, приходилось таскать с собой. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».

Правильно сделанный обрез соломы снизу – полукруглой формы – позволял кукле, не падая, мелкими «шагами» перемещаться по столу, причем танец никогда не повторялся! А собрав вместе нескольких стригушек, можно было устроить целый русский танец.

Стригушек покрупнее ставили между оконными рамами на зиму – солома хорошо впитывала влагу, и рамы не разбухали в оттепель, когда оттаивал иней со стекол. Такие большие стригушки доставались детям только после сезона «службы» между рамами.

Кубарь

Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.

Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.

Кубарь – это, по сути, русская разновидность бильбоке – развивающей игрушки, тоже состоящей из палки, веревки и шара. Как и кендама (японское бильбоке, игрушка, которую дарили маленьким японцам из знатных семей, будущим воинам), кубарь развивал в русских детях ловкость, подвижность, дух борьбы и состязательности в групповых играх.

Игрушки «с движением»

Русские кинетические игрушки, или игрушки «с движением», как говорили в старину, требовали уже специальных навыков резьбы по дереву и применения пропорций, и делали их артели мастеров-игрушечников. Таких артелей было много, каждая со своим стилем и традициями, но бесспорно самым известным местом, где профессионально делали деревянные игрушки, в том числе кинетические, стали окрестности Сергиева Посада. Промысел стал широко развиваться здесь с начала XIX века, но существовал с незапамятных времен. По преданию, сам святой Сергий Радонежский любил мастерить деревянные игрушки и одаривать ими детишек.

Богородские резчики были столь искусны, что могли сымитировать в дереве фарфоровую статуэтку. Резались игрушки из мягких пород дерева – липы и осины, тех же, из которых делали церковную деревянную мебель, иконостасы и декор. А в этом у местных мастеров был многовековой опыт.

Центром производства игрушек «с движением» было село Богородское, в 30 километрах от Сергиева Посада, где игрушку резали буквально в каждом доме. В отличие от игрушек большинства других артелей, богородские игрушки оставались некрашеными – их смысл был в движении. Посмотрим на самые известные «модели». Прежде всего это «Мужик и медведь», по очереди ударяющие по наковальне, если двигать прямоугольную подставку.

А еще было множество игрушек с подвешенной на нитке деревянной гирькой, вращая которую, можно было заставить стоящих в кругу птиц клевать зерно, косцов – косить траву, и так далее. А самая простая игрушка с такой гирькой – заяц (или солдат) с барабаном.

Игрушки со звуком

Самая известная звуковая игрушка – глиняный соловей, внутрь которого наливали воду. Птичка устроена так, что, подув ей в хвост, можно услышать «соловьиные» трели. Искусствовед Елена Ковычева пишет: «Свист на все лады, напоминавший пение птиц, отпугивал, по мнению наших предков, злые силы». В Вятской губернии даже был весенний праздник – Свистунья, или Свистопляска, в ходе которого дети дудели в глиняных соловьев несколько дней кряду – призывая весну и прогоняя бесов. Эту же функцию исполняли множество разновидностей трещоток, шумелок, фырчалок и погремушек.

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Были, конечно, и разнообразные глиняные свистульки в виде зверей и людей, устроенные по принципу окарины. Существуют и до сих пор дымковская (Вятская губерния), хлудневская (Калужская губерния), абашевская (Пензенская губерния) традиции глиняных игрушек, причем, к примеру, абашевская игрушка явно пронесла через века древние образы сказочных зверей, напоминающие первобытное искусство.

Встречаем Огненного Петуха

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка).

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка). (фото 1)

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока.

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока. (фото 2)


Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый)

Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый) (фото 4)

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек.

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек. (фото 5)


Крылья - расплющенная форма "капля", для хвоста заготовили тоненькие разноцветные жгутики

Крылья - расплющенная форма

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек.

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек. (фото 8)





Работой авторы довольны.

Работой авторы довольны. (фото 13)


Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки.

Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки. (фото 15)

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на "полянке", привязали ниточки с бусиной внизу.

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на

Осталось "раскрасить "поляну" зелёным пластилином и положить зёрнышки. И опять покрыть всё лаком. (Лак использовали для камня в ведёрке, купленный в Леруа)

Осталось






Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне, также очень популярна игрушка "Курочки, клюющие зерно". Мы решили изобразить деревянную народную игрушку при помощи картона и пластилина, покрытого лаком.

Забавная игрушка! У нас в детстве была такая. Молодцы ребятки.



Какие умнички и детки и учитель! Великолепная идея, очень доступно для урока и удовольствие думаю получили не малое от сотворённого своими руками

Большое спасибо! Удовольствие и правда получили и дети и я))).

Восторг сижу думаю про динамическую курочку, а Вы уже сделали , да как мастерски . Браво.

Бумажная радуга ремёсел

Помните игрушку «Медведь и кузнец», в которой двигаешь дощечки - и медведь с кузнецом по очереди бьют по наковальне? Так вот родина этой игрушки, - небольшое село Богородское, неподалеку от Сергиева Посада, признанного исторического центра игрушечного дела в стране. Такие деревянные игрушки делают в Богородском с XVI—XVIII вв.
Вот такие динамические игрушки делали наши прабабушки и прадедушки, когда они были маленькими, но вырезали их из дерева. А мы с детками делаем их из картона. Очень уж нравится им, что они двигаются.

Помните игрушку «Медведь и кузнец», в которой двигаешь дощечки - и медведь с кузнецом по очереди бьют по наковальне? Так вот родина этой игрушки, - небольшое село Богородское, неподалеку от Сергиева Посада, признанного исторического центра игрушечного дела в стране. Такие деревянные игрушки делают в Богородском с XVI—XVIII вв. Вот такие динамические игрушки делали наши прабабушки и прадедушки, когда они были маленькими, но вырезали их из дерева. А мы с детками делаем их из картона. Очень уж нравится им, что они двигаются. (фото 1)

Вот София обводит шаблон цыпленка.

Вот София обводит шаблон цыпленка. (фото 2)

Трудно вырезать левой рукой, но София очень старается.

Трудно вырезать левой рукой, но София очень старается. (фото 3)

. и даже неплохо у нее получается.

. и даже неплохо у нее получается. (фото 4)

А это при помощи проволоки соединяет она детали.

А это при помощи проволоки соединяет она детали. (фото 5)

Еще немного и будет готово. Можно и поиграть.

Еще немного и будет готово. Можно и поиграть. (фото 6)

Село Богородское в середине 15 века принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву. В 1595 году село перешло во владение в Троице-Сергиев монастырь. В селе была построена деревянная Успенская церковь. Говорят, что первую фигурку «Ауку» сделала мама, что бы позабавить своих детей. Куклу потом продали купцу, а он выставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена у купца, и он заказал еще целую партию таких игрушек. В XV – XVI веках богородские крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы Богородской игрушки, художественного промысла обработки дерева. С этих времен село стало одним из центров русского народного творчества в истории прикладного искусства. В настоящее время Богородская фабрика выпускает резные скульптуры и подчасники, резные панно и мебель, и конечно же игрушки с подвижными частями. Игрушки на движение интересны не только резьбой, но и оригинальной росписью и конструкцией. С помощью пружин или подвесного баланса фигурки двигают лапами, поворачиваются и стучат, вызывая радостные улыбки детей. Резная скульптура в Богородском промысле – это, прежде всего богородские фигурки. Классическая форма построения таких фигурок – треугольник. Созданные в 19 веке фигурки «скрипач», и «пляшущий крестьянин» - это яркие представители классического богородского построения фигур. Также классическим считается сюжет изображающий мужика и медведя, вместе играющих, танцующих или что-то делающих («Ход конем», «Вырой колодец», «Мы играем и поем»). Опытные художники - резчики, выполняют резные работы в богородском стиле из различных пород дерева. Прекрасные резные панно на охотничью тему, сцены из сказок, натюрморты украсят любой интерьер.

Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло — игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься «игрушечным бизнесом».

Изготавливают деревянную игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая — готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Встречаются разные подвижные сюжеты — кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, «помогают» которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера.


































Эко игрушка

Курочки клюющие зерно – деревянная народная игрушка, позволяющая развивать моторику ребенка и координацию движений.

Ребенок воспринимает движение клюющих курочек, как нечто реальное и осязаемое. Игрушка завораживает и удивляет, настоящий подарок для малыша.

Сразу оговоримся: это конечно не настоящая богородская игрушка.

Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка

Но не имея оригинала все равно интересно показать ее детям, познакомить с принципом работы народной игрушки.

Для работы нам понадобится: фанера,копировальная бумага, клей момент, шлифшкурка, лобзик,саморезы, отвертка, электровыжигатель, деревянные планочки.

Распечатываем шаблон. Мы будем делать цыплят, которые клюют зернышки с тарелки:


Прежде, чем делать игрушку, внимательно изучим чертеж, и лишь потом приступим к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. У наших цыплят - клювики. В процессе работы так и случилось(


Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность). Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки. В нашем случае это лапки.

Переносим рисунок с помощью копировальной бумаги на фанеру



Выпиливаем. Крупные детали можно выпилить электролобзиком.


Теперь зачищаем все неровности напильником и наждачной бумагой.


Выжигаем контур, крылышки и глазки, тарелочку, с которой они клюют зерна. (кстати,на нее можно приклеить бисер)

Переходим к самой ответственной части. Крепим фигурки. Тарелочку приклеиваем придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея на одной из планок.

Теперь кладем планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.


В фигурках прокалываем отверстия для саморезов.

Крепим фигурку цыпленка так, чтобы клювик коснулся тарелочки. Саморезы пока не закручиваем полностью, возможно их придется убрать при настройке и закрутить в другое место.

Кладем фигурку другого цыпленка так, чтобы его голова была приподнята над тарелочкой. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры саморезов, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.

Пробуем игрушку в действии. При смещении планок цыплята по очереди клюют зернышки с тарелки! Теперь закрепляем саморезы поглубже.

Игрушка готова!


Мастер-класс «Цыплята на лужайке»

Мастер-класс «Цыплята на лужайке» Работу "Цыплята на лужайке" можно сделать с детьми на пасхальные праздники или просто для поднятия настроения,потому что получив результат,дети.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно - эстетическое восприятие,.

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Волчок»

Мастер-класс по изготовлению игрушки «Волчок» Предназначен как для педагогов, так и для родителей. У каждого из нас в детстве одной из любимых игрушек была юла или ее разновидность-волчок.

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Светофор» с оформлением в технике «канзаши»

Мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки «Светофор» с оформлением в технике «канзаши» Разрешите представить Вашему вниманию мой мастер-класс по изготовлению интересной игрушки, которая может очень пригодиться на занятиях.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Обезьянка из бросового материала и цветной бумаги»

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Обезьянка из бросового материала и цветной бумаги» Предлагаю вашему вниманию свою поделку. Вам понадобятся: 2 упаковки из-под плавленого сыра, цв. бумага коричневая: 11,5*11,5 см - 4 шт. ,18*2,3.

Мастер-класс по изготовлению «Жителя природного уголка Лешика»

Мастер-класс по изготовлению «Жителя природного уголка Лешика» Идея изготовления такого сказочного персонажа пришла в голову, когда гуляя по лесу нашла бревнышко, которое напомнило мне лешия из мультфильма.

Мастер-класс (тестопластика) «Подсолнух и цыплята»

Мастер-класс (тестопластика) «Подсолнух и цыплята» Цель: Упражнять детей выполнять приёмы тестопластики, вызвать интерес к лепке из соленого теста. Задачи: Развивать глазомер, ориентировку.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина» Я хочу задать вам вопрос- что вы делаете со старым пластилином? Чаще всего мы просто выбрасываем старый, использованный, грязно-серый материал.

Читайте также: