Деревянная народная игрушка в детском саду

Обновлено: 13.05.2024

Пр.сод.: расширять знания детей о народной культуре. Развивать наблюдательность, речь. Воспитывать эстетический вкус.

бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие.

Ребята, а я сегодня к вам пришла и подарки принесла. Хотите узнать, что у меня лежит в корзинке? Какая корзина? Плетёная.

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки).

Ой, и здесь есть матрешка, да какая она красивая! Этих матрешек сделали, для того чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

(Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

  1. бабушка Арина: В Подмосковье есть город. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал её из дерева.

5.Что же еще здесь лежит? Что это? Деревянная ложка! Ребята, издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями. Давайте возьмем по две ложки и поиграем. Дети играют.

Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно: их берегли и передавали по наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка является частью нашей культуры.

  1. Посмотрите, а это что? Это лопаточка. Ей мешают пищу.

Все игрушки из дерева твёрдые и прочные.

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Все эти игрушки сделаны из дерева. Вам понравилось занятие? Кто в гости приходил? Что бабушка вам приносила? Какие игрушки?

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.

Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Народная игрушка в детском саду



Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.


Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.




В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.





Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Русская народная игрушка — матрешка» проект «Русская народная игрушка — матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки»


Конспект подготовила

Воспитатель МКДОУ д/с №30

Майданюк О.Н.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки»

НОД в областях «Социализация», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое».

Тема: «Русская народные деревянные игрушки».

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

Образовательные:

- Продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева;

- Закрепить, уточнить, знания детей об игрушке матрешке - как символе России; О разновидностях матрешек и их мастерах (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов - Майданская, авторская), с этапами изготовления матрешки;

- Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке;

- Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Обогащать словарный запас детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

- Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, умение доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

- Воспитывать уважение к мастерам и создателям, народными умельцами их предметами творчества;

- Стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе;

- Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству;

- Совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Оборудование: Картинки с разнообразными матрёшками, мнемотаблица по изготовлению матрёшки, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования, игрушка матрешка, деревянная лошадка, петушок, мишка, свистулька, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа – Матреначурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы - словесный (худ, слово, беседа), наглядный, информативно - рецептивный (осмысление), практический.

Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформировано наглядно-образное мышление, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята вы любите играть с игрушками? (ответы детей). Ребята, у вас дома есть игрушки? А откуда они у вас? ( Ответы детей - родители купили в «Детском мире»)

В: Ребята, сегодня я расскажу вам об игрушках, которыми играли в давние-давние времена бабушки ваших бабушек и дедушки ваших дедушек, когда были такими же маленькими, как и вы сейчас. Магазинов с детскими игрушками тогда не было и родители своим детям сами мастерили игрушки. Хотите узнать, чем интересны эти игрушки? (Ответы детей)

В: Тогда, я приглашаю вас подойти к столу и посмотреть на мою выставку. Да не простую. (Воспитатель обводит рукой выставку русских народных деревянных игрушек.) Все игрушки не простые – да деревянные. Что это значит? …сделаны из дерева .

Итак, в давние времена все делали из дерева – и мебель, и посуду, и даже игрушки. Как вы думаете почему? Конечно потому что, дерево легко поддаётся обработке. Ну, а теперь я хочу вас поближе познакомить с особенной игрушкой – матрёшкой, которая является символом России.

Психологический настрой:

«Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Вводно-организационный:

В : Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

В: Тогда присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте и смотрите.

Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин, а семеновскую игрушку изготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка.

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В : Я предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу. Посмотрите на первый картинку.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы. Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась. Когда чурбачок, готов к работе мастер брал чурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушку шлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка - это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

В: Задаёт вопросы о рассказанном: Из какого дерева изготавливают матрешку? Когда дерево просохнет, кто вытачивает фигурку матрешки? Зачем шлифуют фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки? Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку? Ответы.

Молодцы ! Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за стол тихонько сесть.

Мотивационно – побудительный:

Ребята, а вы бы хотели, на минутку превратится в народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что нужно сделать? Ответы детей. Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать семеновскую матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России. Посмотрите, а вот и она игрушка – матрешка. Посмотрите, что находится внутри? Правильно - это матрешка, но фартук матрёшки не расписан. Я предлагаю вам расписать фартук матрешки. Возьмите каждый из вас и проходите за столы.

Практическая работа: На столе стоит матрёшка. Давайте рассмотрим и уточним. На голове платок, какого цвета? Сарафан, какого цвета? Что в середине сарафана? Цветы ярко красного, синего и зеленого цвета. Обратите внимание на образец, нарисуйте только фартук матрешке. Не забудьте, что для росписи фартука используется три цвета: красного, синего и зеленого цвета. Прежде чем начать расписывать матрешку, мы с вами разомнем пальчики.

Сопровождение практической деятельности под музыку. Помощь воспитателя детям.

В : Выходите из - за столов и покажите по очереди друг другу своих матрешек.

Посмотрите, какие замечательные получились у вас матрешки. Давайте помести наших матрёшек на стенде для работ.

Заключительный этап. Что вы узнали нового о матрешке? Что вы сможете рассказать по мнемотаблице? Какое задание было самым трудным для вас? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

Вы все хорошо поработали, и за хорошую работу на занятии я хочу вам подарить книжку « Матрешка раскраска». Занятие окончено.

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки : Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.

2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.

Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.

4.Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание «бельё» ,шлифовка, грунтовка, роспись.

5. В качестве красок для росписи используется гуашь.

6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, богатыри, домики, новогодние и т. д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Детский сад №81 « Островок»

Конспект занятия

"Народная игрушка"

Конспект разработала:

Старший воспитатель:

Конспект занятия в старшей группе : Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»

Цель : Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

Образовательные :

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Воспитательные :

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)

Предварительная работа : беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,

-кто знает, что такое музей? (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.

-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Дети останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.

hello_html_1e75a0fc.jpg

Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

птицы - петух, наседка, павлин, утка.

многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .

hello_html_7ef9b1a6.jpg

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

hello_html_44d555e0.jpg

ь:

Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком

здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… .(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.

hello_html_m393587d7.jpg

Физминутка:

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки ее мастерами ,закрепляют знания о промыслах и символе России -матрешке.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.docx 398.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

по развитию речи

для детей группы общеразвивающей

Тема: «Народная игрушка – деревянная игрушка»

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

-о богащать словарный запас детей;побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --в ладеть речью как средством общения и культуры.

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.

- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Способы организации детей – подгрупповая 12 человек.

Оборудование_ мультимедийное оборудование, диапроектор, аудио гуашь,кисточки, баночки для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования,игрушка матрешка ,ёлочка искусственная, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа – Матрена чурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы - словесны й (худ, слово, беседа), наглядный, информативн о - рецептивны й (осмысление) практический.

Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформированность наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности

Раздается стук в дверь.

Значит, я попала по адресу. Вы узнали меня? Загадаю вам загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Это? Русская ---матрешка.

Молодцы, ребята. Я неспроста пришла в гости к вам.Я предлагаю, вам поближе познакомится, и поиграть в игру.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

В :И сегодня мы с вами поговорим о народных игрушкахи узнаем, какая из игрушек является символом России.

Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

Тогда присаживайтесь на скамеечки, и мы посмотрим на экран.

Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин. А семеновскую игрушкуизготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В : Япредлагаю вам рассмотретьмнемотаблицу. Посмотрите на первый слайд.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы.Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась.Когда чурбачок, готов к работе мастер бралчурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушкушлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан , затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

Читайте также: