Деревянные игрушки головоломки своими руками

Обновлено: 23.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Деревянные головоломки

Выполнил учащийся гр. Ст 1-2

Мастер производственного обучения Евсеев С. Н.

Последовательность выполнения проекта:

2. Определение цели, постановка задач.

3. Выявление основных параметров и ограничений.

4. Исследовательская работа.

5. Разработка идей. (подборка вариантов)

6. Анализ идей и выбор наилучшего варианта.

7. Исследование традиций.

8. Планирование и изготовление изделия.

9. Экономическое обоснование.

12. Источники информации.

В своем творческом проекте я решил изготовить деревянную головоломку которую увидел у своего мастера Евсеева С. Н.

2. Определение цели.

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Поговорив с мастером я узнал что деревянных головоломок очень много.

Задачи: Сделать интересную, простую и красивую головоломку

3. Определение требований к изделию.

1. Оригинальность формы.

2. Простота в изготовлении.

3. Удобство в пользовании.

4. Привлекательный внешний вид.

5. Наличие материала.

6. Наличие необходимых инструментов и приспособлений.

7. Экономичность (низкая стоимость).

4. Исследовательская работа.

(поиск информации, обобщение результатов)

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Вот некоторые головоломки возможно вам знакомые:

1. Головоломки со спичками .

2. Головоломки с монетами .

5. Разработка идей. (эскиз с описанием, описание нескольких вариантов)

Картинки по запросу деревянные головоломки википедия

1

3

Похожее изображение

55

6. Анализ идей и выбор наилучшего варианта.

7. Исследование традиций.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась и первая книга головоломок в Европе — сборник ирландского просветителя Алкуина «Задачи для развития молодого ума».

Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения. Лойд долгое время считался автором популярнейшей во всем мире головоломки « Пятнашки » (в действительности изобретённой Ноем Палмером Чепмэном из Канастоты). Головоломка была настолько популярной, что некоторые работодатели вынуждены были издать приказ о запрете приносить её на работу.

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.

С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.

8.0.1. Планирование и изготовление изделия.

Я выбрал эти варианты.


Картинки по запросу деревянные головоломки

8.1. Оборудование и материалы.

Оборудование: пила дисковая, фуговальный станок, сверлильный станок, лобзик, шлиф-шкурка, сверло.

Головоломки, как известно, хорошо развивают сообразительность, мышление и внимательность, поэтому их рекомендуется разгадывать детям. Правда, с некоторыми из них нелегко справится даже взрослым, которые тоже не прочь «покрутить в руках» забавные детальки. В данной статье мы рассмотрим, как сделать некоторые деревянные головоломки своими руками, с которыми будет интересно играть как детям, так и взрослым.

Деревянная головоломка

Общие сведения

Единственное, для этого понадобится простой набор инструментов, который имеется у каждого домашнего мастера:

  • Лобзик (желательно электролобзик);
  • Стамески ;
  • Электродрель ;
  • Напильники и надфили ;
  • Наждачная бумага .

Совет!
Чтобы упростить задачу и не допустить ошибок в процессе изготовления изделий, предварительно нужно выполнить чертежи деревянных головоломок своими руками .

Что касается материалов, то чаще всего требуются:

  • Небольшие досочки;
  • Бруски;
  • Листы фанеры;
  • Лак по дереву.

Даже если под рукой этих материалов не оказалось, их можно приобрести в строительном магазине. Цена на них обычно невысокая.

Крест ОСС

Изготовление

Существует очень много вариантов деревянных головоломок для детей и взрослых. Далее мы рассмотрим наиболее популярные и распространенные из них, которые несложно сделать самостоятельно.

Крест ОСС

Для изготовления данной головоломки понадобится рейка, ширина которой в три раза больше толщины, к примеру, если ее толщина составляет 8 мм, то ширина должна равняться 24 мм.

Выполняется изделие следующим образом:

  • Рейку подходящих параметров нужно разрезать на три одинаковые по длине части.
  • Далее в каждой планке нужно лобзиком выпилить вырез, соответствующий ее поперечному сечению. В итоге планки должны входить в это отверстие с небольшим усилием. Поэтому лучше, чтобы окошко было немножко меньших размеров, в таком случае довести его до нужных параметров можно при помощи надфилей.
  • В двух планках сбоку надо сделать пропил, ширина которого должна точно равняться их толщине. В результате в двух деталях должен получиться Т-образный пропил.
  • В завершение работы детали нужно отшлифовать и вскрыть лаком.

Сборка головоломки ОСС

Сборка головоломки ОСС

На этом процесс изготовления головоломки завершен.

Теперь ее нужно собрать, выполнив следующие действия:

  • Одну из деталей с Т-образным вырезом надо вставить в окошко, причем ее нужно настолько продвинуть, чтобы торец бокового выреза оказался «заподлицо» с поверхностью планки.
  • Далее следует взять третью деталь и сверху надеть ее на планку с окошком до упора.
  • После этого нужно до упора осадить первую планку с Т-образным пропилом.

В итоге головоломка принимает вид цельного изделия.

Головоломка перекресток

Перекресток

Для выполнения данной поделки понадобится брусок квадратного сечения 1 см.

Инструкция по его изготовлению выглядит следующим образом:

Схема сборки головоломки

Схема сборки головоломки

На этом головоломка из дерева готова.

Теперь ее нужно собрать следующим образом:

  • Удерживая брусок с двумя пазами вертикально, в него надо завести деталь с круглой перемычкой.
  • Затем во второй паз вставляется головоломка с квадратным сечением.
  • После этого брусок с круглой перемычкой нужно повернуть на 90 градусов против часовой стрелки, после чего изделие примет вид нерассыпающейся цельной фигуры, которую не просто разобрать.

Обратите внимание!
Чтобы все заготовки получились качественными, делать их необходимо из сухой древесины.

Головоломка Макарова

Данная поделка более сложная, поэтому прежде чем приступить к ее изготовлению, желательно выполнить чертеж. Надо сказать, что чертежи головоломок из дерева своими руками необязательно выполнять в масштабе с высокой точностью. Главное обозначить на них все размеры в миллиметрах и основные конструкционные особенности изделия.

Схема головоломки Макарова

Схема головоломки Макарова

Для выполнения головоломки Макарова понадобится такая же рейка, как и для вышеописанного изделия.

Выполняется она следующим образом:

  • Вначале нужно разрезать деревянную рейку на шесть одинаковых частей. Один брусок нужно сразу отложить, не выполняя на нем никаких вырезов.
  • На другом бруске надо сделать паз шириной в 1 см и глубиной 0,5 см.
  • На третьем бруске нужно выполнить два паза. Первый такой же, как на предыдущей детали, а второй на расстоянии 0,5 см. Он должен быть такой же глубины, но в два раза шире.
  • Оставшиеся три детали выполняются одинаково – на каждой из них выполняются по два паза. Первый паз выпиливается шириной в 2 см и глубиной 0,5 см. После этого брусок надо повернуть на 90 градусов и, как показано на схеме, выполнить паз шириной 1 см и глубиной 0,5 см.
  • Готовые детали нужно обработать и вскрыть лаком.

Собирается изделие следующим образом:

  • Два последних бруска нужно сложить, как показано на схеме.
  • В образовавшееся окошко вставляется третий брусок.
  • Далее придерживая три бруска нужно вставить последний шестой брусок, как показано на схеме.
  • Затем второй брусок следует повернуть пазом вверх и ввести в незамкнутое образовавшееся окошко «а».
  • После этого заводится брусок без выреза в окошко, образовавшееся между первыми двумя сложенными деталями. После этого конструкция плотно свяжется.

Следует отметить, что без схемы собрать эту головоломку сложно даже взрослым.

На фото - кубик в кубе

На фото — кубик в кубе

Кубик в кубе

Куб в кубе называют столярной головоломкой, так как она отличается от всех вышеописанных изделий. Данная конструкция представляет собой пустотелый куб с круглыми отверстиями, внутри которого находится маленький кубик. Причем, вытащить последний невозможно.

При виде такой головоломки приходит мысль, что большой куб был незаметно склеен, ведь иначе поместить в него кубик невозможно. Однако, в действительности все гораздо проще.

Изготавливается головоломка деревянный кубик в кубе следующим образом:

  • В первую очередь нужно отпилить от деревянного бруса с квадратным сечением куб. Он должен иметь правильную геометрическую форму, так как от этого зависит успех всей операции.
  • Затем с каждой стороны куба надо обозначить центр. Для этого следует начертить диагонали.
  • Далее по центру выполняется углубление сверлом Форснера на несколько миллиметров.
  • После этого в получившейся окружности надо начертить квадрат. С его помощью можно определить глубину сверления, на которой все окружности будут пересекаться.
  • Затем заготовка закрепляется и с каждой стороны высверливается отверстие на определенную ранее глубину. Чтобы не испортить деталь, углубляться с каждой стороны следует равномерно, многократно переворачивая куб.
  • В итоге внутри куба получится маленький кубик, соединенный тонкими перегородками с большим в восьми точках.
  • После этого перегородки надо перерезать ножом. Таким образом, получатся две независимые друг от друга фигуры.
  • В завершение изделия нужно вскрыть лаком. Для этого обычно используют метод окунания.

Такой головоломкой можно разыграть друзей, к примеру, предложив им на спор вытащить маленький кубик, ведь он же туда как-то попал?

Схема – кубик-тайник

Кубик-тайник

Еще одна интересная головоломка — кубик из дерева представляет собой тайник. По сути это коробочка, которая на первый взгляд кажется совершенно неразборной. Однако, в действительности она состоит из шести деталей, незакрепленных между собой ни клеем, ни чем либо еще.

Детали головоломки

Для изготовления данной конструкции понадобится 6 дощечек длиной 63 мм, шириной 40 мм и толщиной 6 мм. Из этих дощечек нужно вырезать лобзиком три детали:

Номер детали Количество
1 Образует две стенки и дно, поэтому выполняется в трех экземплярах.
2 Образует две стенки, соответственно, выполняется в двух экземплярах.
3 Служит крышкой и изготавливается в одном экземпляре.

Самое главное в изготовлении данного изделия – это добиться максимально точных размеров всех деталей. После их изготовления, необходимо выполнить шлифовку наждачной бумагой для получения гладкой поверхности.

Следует отметить, что изготовлением третьей детали надо заниматься после сборки всех остальных элементов конструкции. Ее необходимо подогнать так, чтобы она плотно входила в паз между элементами 1 и 2.

Схема сборки изделия

Весь секрет головоломки заключается в элементе 3, который работает как защелка. Чтобы разобрать тайник, нужно на него нажать и сдвинуть внутрь кубика. Если все детали выполнены правильно, то в собранном состоянии конструкция не будет иметь люфтов и представляет собой прочную конструкцию.

Вывод

Мы рассмотрели процесс изготовления одних из наиболее интересных деревянных головоломок. Все они достаточно просто изготавливаются, и при этом являются не только забавными играми, но и отличными сувенирами.

Из видео в этой статье вы можете ознакомиться с некоторой дополнительной информацией по озвученной выше теме.

Сделать деревянные детские игрушки своими руками может практически каждый родитель: большинство из них отличается достаточно простой конструкцией, потому для работы нам не понадобятся ни дорогостоящие материалы, ни сложные инструменты.

И все же процесс изготовления имеет множество нюансов, так что прежде чем браться за молоток или лобзик, стоит внимательно изучить приведенные в статье советы.

Такие изделия по плечу любому мастеру

Такие изделия по плечу любому мастеру

Плюсы и минусы игрушек из дерева

В последнее время деревянные игрушки для детей от 1 года становятся все более популярными. Объясняется это просто – мода на все «натуральное», «естественное» и «экологичное» диктует свои законы, потому многие родители отказываются от привычных погремушек, машинок и конструкторов из металла и пластика.

При наличии фантазии из простых деревянных заготовок можно сделать увлекательную игру

При наличии фантазии из простых деревянных заготовок можно сделать увлекательную игру

Впрочем, идеализировать игрушки, изготовленные из природных материалов, все же не следует. У них есть как достоинства, так и недостатки, которые мы постараемся охарактеризовать в таблице ниже:

  • Дерево, в отличие от некоторых полимеров, нетоксично и практически гарантировано не вызовет у ребенка аллергическую реакцию. Это не касается лаков и красок, используемых для обработки игрушек, но о подборе этих материалов мы поговорим отдельно.
  • Для изделий из дерева характерна достаточно высокая прочность, а потому они относятся к категории малотравматичных. При падении такая игрушка не разбивается с образованием осколков, потому ее можно считать относительно безопасной.
  • Как правило, детали игрушек из дерева отличаются достаточно крупным размером. Это также достаточно существенный плюс: чем больше элемент конструкции, тем меньше вероятность, что ребенок его проглотит или вдохнет.
  • Тактильные ощущения при контакте рук ребенка с деревянной поверхностью очень важны при формировании моторных рефлексов. С этой точки зрения древесина однозначно предпочтительнее металла или пластика.
  • Изделия данного типа достаточно практичны и просты в уходе: правильно обработанное дерево не накапливает пыль и грязь, а при необходимости легко очищается.
  • Наконец, положительных отзывов заслуживает постоянно расширяющийся ассортимент игрушек из натурального дерева. А если учесть, что почти любое изделие мы можем изготовить самостоятельно по собственным чертежам (инструкция приводится ниже), то количество возможных вариантов будет стремиться к бесконечности.
  • Если использовать древесину без соответствующей обработки, то изделия получатся далекими от идеала: поверхность деталей не только впитывает влагу, но и накапливает грязь, которая служит отличной средой для развития микроорганизмов, в том числе болезнетворных.
  • Любые игрушки оказываются у детей во рту, и эти – не исключение. Вот почему нужно внимательно следить за состоянием деревянной поверхности, поскольку образующиеся щепки могут стать причиной достаточно серьезной травмы.
  • При длительном контакте с водой древесина (пусть и обработанная влагозащитными пропитками и лаками) набухает, что приводит к деформации игрушки. Так что для ванной комнаты лучше приобретать изделия из резины, пластика и т.д.
  • Масса деталей деревянных конструкторов и других игрушек вполне существенна, потому при броске такой предмет может стать причиной серьезных травм.
  • Наконец, внешний вид игрушек из дерева может показаться ребенку излишне простым и потому скучным. Именно поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш начинал знакомство именно с деревянными изделиями, яркие пластиковые предметы лучше убрать подальше.

Можно сделать все, что угодно – от простых кубиков до сложных головоломок

Можно сделать все, что угодно – от простых кубиков до сложных головоломок

Впрочем, несмотря на все недостатки, игрушки для детей из дерева можно считать вполне достойным выбором. Естественно, это справедливо только для качественных изделия, и здесь нам придется делать выбор – покупать дорогостоящую продукцию от компаний с мировым именем или же заняться производством игрушек самостоятельно.

Что необходимо для работы

Выбираем материалы

Цена действительно качественной, красивой и безопасной игрушки из природного материала может быть довольно высокой. Вот почему многие родители предпочитают экономить средства, делая игрушки своими силами. Это вполне возможно, и в этом разделе мы опишем, что нужно для такого занятия.

Во-первых, нам следует позаботиться о наличие материала, а именно – о древесине:

  • Для изготовления игрушек и других предметов, предназначенных для детей, желательно брать дерево, не дающее острых и длинных щепок . Это значит, что от доступной по цене и распространенной сосны лучше отказаться в пользу лиственных пород – липы, тополя, березы и т.д.

Заготовки из ольхи

Заготовки из ольхи

Обратите внимание!
Из клена и дуба также можно вырезать игрушки, однако эти материалы поддаются обработке не так хорошо.
С другой стороны, твердая древесина после обработки приобретает дополнительную прочность, потому изделие получается практически «вечным».

  • Чтобы наша игрушка со временем не растрескалась и не сломалась, дерево нужно брать сухое и ровное, лишенное сучков, сколов и других дефектов .
  • Также нежелательно использовать древесину, имеющую следы гниения или повреждения древоточцами : это не только негигиенично, но и может привести к ранней поломке изделия.

Столярный клей, не выделяющий токсичных веществ после высыхания

Столярный клей, не выделяющий токсичных веществ после высыхания

Кроме самих деревянных заготовок нам будут нужны:

  • Крепежные элементы – гвозди, шурупы, саморезы, металлические прутья для осей подвижных деталей и т.д.

Совет! Металлический крепеж не стоит использовать, если вы делаете деревянные игрушки для детей от 2 лет и младше. Для самых маленьких желательно применять исключительно клеевые соединения, а оси и подвижные детали делать из дерева.

  • Столярный клей для дерева.
  • Морилка или аналогичный состав для пропитки древесины.
  • Лак для наружной обработки.
  • Краска по дереву (желательно акриловая).

Нетоксичная акриловая эмаль

Нетоксичная акриловая эмаль

Необходимо также отметить, что морилки, лаки и краски для дерева нужно выбирать как можно менее токсичные, желательно – специально предназначенные для использования в обработке детских игрушек или хотя бы детской мебели.

Связано это с тем, что как бы внимательно мы ни следили за ребенком, рано или поздно яркая и блестящая игрушка окажется у него во рту, и частички лака или краски попадут в пищеварительную систему. Так что повторим еще раз – только нетоксичные материалы!

Набор инструментов

Несмотря на то, что игрушки из дерева обычно имеют достаточно простую форму, для эффективной обработки заготовок нам потребуются подходящие инструменты. В принципе, можно обойтись стандартным столярным набором, но он обязательно должен включать в себя:

Сабельная пила подходит для самых разных задач

Сабельная пила подходит для самых разных задач

  • Пилу по дереву.
  • Электролобзик для работы с тонкими досками или фанерой.
  • Дрель (к ней нам понадобятся сверла разного диаметра).
  • Шлифовальную машинку с набором насадок.
  • Резцы для древесины (ножи, плоские и фигурные стамески и т.д.)
  • Ручной инструмент – молотки, плоскогубцы и т.п.
  • Рулетку, циркуль и уровень для измерительных работ.
  • Струбцины для склейки элементов конструкции.
  • Кисти для нанесения клея, красок и лаков.

Для резьбы будет нужен набор стамесок

Если же мы планируем изготавливать более сложные изделия, то стоит приобрести дополнительные приспособления. Так, нам будут полезны:

  • Небольшой токарный станок для изготовления цилиндрических деталей.
  • Ручной фрезер для формирования профильных деталей.
  • Краскопульт или аэрограф для более качественной лакировки и покраски.

Для сложных моделей нам понадобится соответствующее оборудование

Для сложных моделей нам понадобится соответствующее оборудование

Обратите внимание! Как мы отмечали выше, мода на детские игрушки из натурального дерева достаточно широко распространена, так что их изготовление по оригинальным чертежам может стать началом небольшого семейного бизнеса.

Советы по изготовлению

Для самых маленьких

Деревянные развивающие игрушки для детей особенно полезны в период раннего развития. Они отличаются простотой форм и конструкций, но в то же время эффективно развивают базовые навыки манипуляций с предметами, закладывают основы понимания формы, цвета и т.д.

Общая схема и детали основания

Общая схема и детали основания

В этом разделе мы опишем процесс изготовления таких игрушек на примере сортера – специальной подставки, на которую ребенок будет надевать мелкие детали, разделяя их по группам в зависимости от формы и цвета.

Сортер делаем таким образом:

  • Для заготовок нам понадобятся доски толщиной около 20 мм и круглые деревянные стержни сечением 10-15 мм.
  • Из длинного отрезка доски вырезаем основание сортера шириной около 15 см и длиной до 60 см.
  • Основание разделяем на пять частей. В каждой части сверлим отверстия под установку вертикальных опор – в первой одно, во второй два и т.д.
  • Деревянные стержни нарезаем на фрагменты высотой около 20 см. Верхнюю часть каждого фрагмента закругляем, а нижнюю вклеиваем в проделанное в основании отверстие.

Чертеж наборных элементов

Чертеж наборных элементов

  • Затем делаем наборные элементы – кружки, прямоугольники, треугольники, квадраты и пятиугольники. Каждый элемент вырезаем из доски, тщательно шлифуем, закругляем края чтобы избавиться от острых и травматичных углов, после чего проделываем в них отверстия (см. схему в статье). Количество элементов каждого типа определяется их толщиной и высотой стержней сортера.

Совет!
Отверстие в наборной детали нужно делать примерно на 2 мм больше диаметра стержня, чтобы ребенок без усилий смог соединить элементы.

  • После завершения выпиливания и сверления повторно шлифуем все детали, после чего пропитываем их морилкой.
  • Когда морилка высохнет, окрашиваем каждую серию наборных элементов в отдельный цвет. В соответствующий оттенок окрашиваем и участок сортера, на который будут устанавливаться детали.

Вариант деревянного сортера

Вариант деревянного сортера

  • После высыхания краски вскрываем древесину лаком, чтобы защитить пигментный слой от повреждений и истирания.

Для детей постарше

Если у вас дома уже не грудничок, а ребенок постарше – от 4х лет – то кубиками, пирамидками и сортерами играть ему будет не так интересно. А вот машинка, да еще и такая, которую можно собирать и разбирать, вполне может привлечь его внимание.

Набор деталей для простого трактора из дерева

Набор деталей для простого трактора из дерева

Делается такая конструкция не намного сложнее набора для развития младенца:

  • Для начала создаем чертеж игрушки или скачиваем понравившийся нам вариант из сети. В принципе, при наличии сноровки можно изготовить автомобиль практически любой сложности, но для малыша достаточно будет простейшей модели с вращающимися колесами, кабиной, кузовом и открытым прицепом, куда можно будет что-то положить.

Схема сборки пожарной машины

Схема сборки пожарной машины

  • После того, как чертежи будут готовы, подбираем материал. Как и в предыдущем случае, для работы подойдут доски толщиной 15-20 мм, а также круглые стержни, выполняющие роль осей, на которые будут установлены колеса.
  • В качестве основания машинки берем доску шириной около 10 и длиной до 30 см. На передней части устанавливаем кабину, вырезанную из деревянного бруска, а сзади из планок толщиной 10 мм формируем борта кузова.
  • Снизу к основанию крепим рейки с просверленными отверстиями – в них мы будем вставлять оси колес. Отверстия должны быть большие диаметра осей, чтобы те в них свободно вращались.

Обратите внимание!
Внутренняя поверхность отверстий тщательно шлифуется – это позволит нашей машинке ездить без особых усилий со стороны ребенка.

  • Колеса вырезаем из более толстой доски, после чего просверливаем в них отверстия с таким расчётом, чтобы они надевались на ось с небольшим усилием.
  • Все детали тщательно шлифуем, красим и лакируем. После лакировки собираем машинку, а в переднюю часть основания заделываем металлическое кольцо, к которому привязываем крепкий капроновый шнур.

Фото готового изделия

Фото готового изделия

Заключение

Деревянные детские развивающие игрушки стоят довольно дорого, но при этом не отличаются сложностью в изготовлении. Этой ситуацией грех не воспользоваться, взявшись за работу самостоятельно, тем более что и рекомендации, приведенные выше, и видео в этой статье описывают технологию достаточно доступно и наглядно.

В этой статье я поделюсь своими наработками в области изготовления популярной разновидности деревянных головоломок - "Узел из шести брусков".

Родиной деревянных головоломок "Узел из шести брусков" по праву считается Страна Восходящего Солнца, ведь именно в Японии возникли и многие столетия существуют славные традиции создания прочных деревянных конструкций, в основе которых лежат соединения брусков со сложными вырезами, выступами и пазами.

Наиболее известным (и, по моему мнению, самым сложным в своём семействе) считается узел из шести брусков, известный в России как "Крест адмирала Макарова".

Считается, что эту головоломку знаменитый русский флотоводец привёз с Востока во время Цусимской кампании.

Ниже привожу схему сборки "Креста адмирала Макарова".

Из собственного опыта решения подобных головоломок скажу, что впервые "Крест адмирала Макарова" попал мне в руки, когда мне было примерно 10-12 лет. Были мы тогда всей семьёй в гостях, и, помню, весь вечер я промучился с этой головоломкой. Но в конце-концов решил.

Гораздо более позже я придумал и сделал головоломку, которую назвал "Колодец". В основе каждого из восьми узлов "Колодца" - РАЗЛИЧНЫЙ вариант узла из шести брусков!

Кроме этого, я тогда сделал ещё пару разновидностей других узлов - из 12-ти и даже 16-ти брусков, описание которых взял из книги А.С. Пугачёва "Задачи-головоломки по черчению" (Судостроение, 1971).

Интересно то, что из представленных в книге Пугачёва пятнадцати вариантов узлов из шести брусков не все детали можно выпилить на циркулярной пиле или лобзиком. Для изготовления некоторых понадобятся стамеска и долото.

До недавнего времени я не сильно "заморачивался" этим обстоятельством, поскольку основная технология, применяемая мной для изготовления деревянных головоломок - это склейка деталей из кубиков и брусочков различной, кратной модульному кубику, длины.

Именно к такому роду головоломок относятся некоторые мои многоходовые узлы. Например, "Узел 5-6", который на данный момент считается одним из самых многоходовых узлов в мире, имеющим единственное решение.

Или вот тоже мой авторский многоходовый узел из девяти брусков, который периодически изготавливает мастерская Эрика Фулера (США).

Но в этой статье я хочу рассказать о другой, специфической разновидности деревянных головоломок, точнее, их деталей, форма которых описывается английским термином "notchable".

Смысл английского термина «notchable» сводится к тому, что такие детали целиком и полностью могут быть изготовлены на обычной циркулярной пиле, без применения стамесок, долот и прочих «вынимающих внутренности» инструментов.

Вот типичные примеры notchable-деталей:

То есть, имея, например, циркулярную пилу с регулируемой глубиной пропила и т.н. каретку, любой мастер может за довольно короткий срок напилить целую кучу подобных головоломок с высоким качеством!

Пару лет назад, когда у меня был доступ к неплохой настольной циркулярной пиле, я сделал несколько экземпляров своих узлов из ламинированной 20-мм. фанеры.

Следует отметить, что требование "notchable" значительно уменьшает вариативность формы деталей головоломки, и поэтому в принципе невозможно существование очень сложных notchable-узлов. Тем не менее, мне удалось разработать вполне достойную серию головоломок этого типа - начиная от простых "одноходовок" и заканчивая вариантами, для полной сборки-разборки которых требуется десять и более перемещений деталей!

Согласно принятой в среде разработчиков поликубических головоломок терминологии одноходовым считается узел, у которого, чтобы освободить из собранного состояния первую деталь, нужно сделать один ход. И наоборот. Для узлов из шести брусков это означает наличие шестой детали в виде простого, без вырезов, бруска, который вставляется в последнюю очередь и выступает своего рода замком, не давая всей конструкции рассыпаться.

Вот как выглядят детали одного из моих авторских одноходовых notchable-узлов "Notchable Solid Burr VII":

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №10 «Росинка»

городского округа Стрежевой»

hello_html_7bd039a.jpg
hello_html_m29948585.jpg
hello_html_ma6768c0.jpg

Мастер – класс для родителей

«Изготовление игр – головоломок своими руками»

Подготовили:

Воспитатели: Худякова Елена Павловна

Галимова Гульсина Раифовна

Педагог – психолог: Макалова Инна Ивановна

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что наличие интеллектуальных и творческих способностей играет очень важную роль в развитии дошкольников. Интеллектуальные способности — это прежде всего, не талант, а умение, которое необходимо развивать. Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

Эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности. Одним из эффективных средств интеллектуального и творческого развития дошкольников - являются развивающие игры, и гры – головоломки. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, у детей развивается способность к комбинированию, развитию творческих способностей.

Поэтому нашей задачей мы считаем создание условий, направленных на развитие потенциала личности ребенка (развитие интеллекта и творческих способностей) с помощью развивающих игр и игр – головоломок.

А ктуальность вышеупомянутой проблемы побудила нас к подготовке и проведению мастер - класса для родителей.

Научить родителей изготавливать игры - головоломки вместе с детьми своими руками для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

1. Способствовать повышению психолого - педагогической компетентности родителей в области развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

2. Стимулировать желание родителей использовать палочки от мороженного при изготовлении развивающих игр и игр – головоломок в домашних условиях.

3. Способствовать созданию предпосылок для творческого самовыражения дошкольников.

Ход мастер -класса

- Педагог – психолог:

- Я хочу вам рассказать о развитии интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

- Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, является одной из основных задач модернизации дошкольного образования Интеллектуальное развитие, творческие способности детей включают в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей, мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Поэтому психологи считают, что начинать развивать умственные способности нужно уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы потом не возникало проблем в начальной школе.

- Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начинает учиться испытывает затруднения при выполнении заданий на развитие мышления. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, находить закономерности. К тому же дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Психологами доказано, что активная работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников ведет к высокой успеваемости в первых классах.

- Чтобы развить в ребёнке творческую личность, вовсе не обязательно родителям отдавать его одновременно во всевозможные кружки и секции или нагружать его различными заданиями не оставляя времени для отдыха. Расширить кругозор и познания малыша можно в обычной обстановке – дома или на прогулке, на даче. Находясь за пределами дома, на прогулке или где-нибудь в пути, разговаривайте с ребёнком. Старайтесь обратить его внимание на красоту природы: цвет и форму листьев на деревьях, яркость цветов, необычные композиции облаков в небе. Покажите ему бабочку или жука, гусеницу на листике, паутинку с паучком на кусте. Покажите ему мир за пределами вашего жилья: новая информация и новые знания придутся ему по душе, и малыш в течение нескольких дней будет находиться под впечатлением от увиденного раньше.

- Очень часто старые игрушки детям быстро надоедают, да и к новым игрушкам у них очень быстро пропадает интерес. В стремлении удивить ребенка и занять его игрой родители обычно покупают ему новые игрушки. Этого делать не следует, поскольку ребёнка необходимо научить любить уже имеющиеся игрушки и уметь играть с ними, выдумывая новые сюжеты игр. Если у ребёнка не хватает фантазии, помогите ему в этом, подскажите сюжет игры, несколько раз поиграйте с ним, чтобы показать на примере, как можно н разнообразить игру с одной игрушкой. Не спешите удовлетворять потребность, ребенка купив новую игрушку. Предложите малышу новую игру, в которой он своими руками и с вашей помощью изготовит новую развивающую игру, в которую потом с удовольствием будет играть, каждый раз придумывая новые варианты игры.

Очень важно добиться того, чтобы ребёнок приложил сам свою фантазию, подумал и придумал новый способ развлечь себя. Это может быть не обязательно игра с игрушками, а изготовление поделки, игрушки, рисование.

- Конечно, развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста происходит лучше всего через игру. Дети познают мир через игру. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов», - так считает Б. П. Никитин. Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

- Поэтому мы считаем, что изготовление развивающих игр, игр - головоломки родителями и детьми станет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи: родителей, детей и педагогов. Участие семьи будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей у детей.

Воспитатель 1:

- Для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста можно самим изготовить из палочек от мороженного развивающие игры и игры – головоломки. Это будет незатратно в денежном отношении, и принесет большую пользу для развития дошкольников.

- Сейчас мы покажем те игры, которые мы изготовили с вашими детьми. и расскажем о них.

Для детей 2-4 лет можно изготовить вот такие игры:

«Веселый дождик», «Разноцветные стаканчики».

Для этих игр понадобятся: карточка с изображением облака с каплями дождя разного цвета; емкости для «сбора» дождевых капелек, разноцветные пластмассовые стаканчики, палочки от мороженного с обозначением на них определенного цвета.

Ход игры: Ребенок должен собрать дождевые капельки в соответствии цветом стакана; правильно подобрать палочку от мороженого по цвету стакана.

В результате этих игр у детей развивается цветовое восприятие, внимание, паять, мелкая моторика пальцев рук.

hello_html_55664aa6.jpg
hello_html_62e53a7b.jpg

Для игры – пазлы «Семья» понадобятся: палочки от мороженного, гуашь для рисования рисунка членов семьи. Чтобы рисунок был долговечнее, можно его покрыть бесцветным акриловым лаком. В нее можно играть как одному, так и всей семьей.

Ход игры : Ребенку предлагаются палочки от мороженого, где нарисованы все члены семьи. Он должен правильно составить пазл и назвать своих членов семьи. В процессе игры у детей формируется понятие «семья», они учится запоминать и называть членов своей семьи; воспитывается любовь и уважение к членам семьи.

hello_html_m36400cab.jpg
hello_html_6a989dec.jpg

hello_html_443168ee.jpg

Для детей 5-7 лет можно вместе изготовить следующие игры:

«Лабиринты». Для ее изготовления понадобятся: пластмассовая емкость, палочки от мороженного, нарезанные на кусочки разной длинны, которые приклеиваются в определенной последовательности, создавая лабиринт, по которому двигается шарик, за счет движения рук ребенка, пластмассовая трубочка, шарик.

Ход игры: У ребенка шарик должен передвигаться по лабиринту за счет движения его рук.

В результате этих игр у детей развивается координация движений, мелкая моторика пальцев рук, пространственное мышление, артикуляционный аппарат речевого дыхания и длительности выдоха.

Другой вариант игры: Ребенок, дуя через трубочку, струей воздуха передвигает шарик по лабиринту.

hello_html_9beee86.jpg

Для развития наглядно – образного мышления, внимания, мелкой моторики пальцев рук, цветового восприятия можно изготовить и гры «Палочки - игралочки», «Волшебные гусеницы»

Для них понадобятся: карточки с изображением палочек, на которых в начале, середине и в конце приклеены круги разных или одинаковых цветов, пластмассовые крышки от бутылок, белый картон, карточки с готовыми образцами.

- Варианты игры могут быть разными:

- подбери палочки в соответствии со схемой-карточкой;

- посчитай, сколько кружков на схеме-карточке;

-посчитать, сколько зеленых, синих, красных, фиолетовых или оранжевых кружков;

- посчитать, сколько палочек на одной схеме.

-начни и продолжи цветовой ряд в определенном цвете; выполни по образцу; придумай свой цветовой ряд.

Ход игры: детям раздаются карточки с образцами, на которых в начале, середине и в конце приклеены кружочки разных цветов. Дети выполняют задание по образцу. В эти игры можно играть как одному ребенку, парами, всей семьей, устраивая соревнования.

hello_html_25537e14.jpg
hello_html_ae83cf5.jpg

hello_html_6cec958c.jpg

Игра «Математическая мозаика»

Ход игры : Ребенку необходимо подобрать крышку с правильным ответом

В результате этой игры у детей формируются математические представления; знакомство с арифметическими действиями сложением и с вычитанием, развивается умение решать примеры.

hello_html_m3bc73884.jpg
hello_html_85627ba.jpg

Понадобятся: палочки от мороженного с закрашенными разноцветными кончиками для составления логической цепочки.

Ход игры: выстраивается цепь палочек от мороженого, соприкасающихся половинками с одинаковым цветом.

В результате этой игры у детей развивается цветовое восприятие, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, мелкая моторика пальцев рук, закрепление представлений о цвете

hello_html_1fcfe987.jpg

Для игры «Веселые человечки» понадобятся: палочки от мороженного с лицами детей, другая часть палочек без лиц, к каждой палочке прикреплен магнит, магнитная доска.

Ход игры: Дети должны собрать человечков из палочек в разных движениях.

В результате этой игры у детей закрепляются представления детей о частях тела и лица; развивается внимание, координация движений, ловкость, быстрота реакции.

hello_html_7e02dc63.jpg

- Пазлы - это один из видов игр – головоломок, где из нескольких частей следует собрать картинку, рисунок, фотографию. Играть в пазлы можно уже с детьми двух лет. Только нужно учитывать, что чем младше ребенок, тем крупнее детали и немного по количеству. Картинка для малышей должна быть простой, предметной, то есть на ней изображен один большой предмет. Как только ребенок освоит эту игру, можно начинать усложнять ее, предлагая более мелкие детали и более сложный рисунок.

- Сейчас мы предложили вам готовые картинки. А дома вместе с ребенком вы можете нарисовать ее красками, карандашами или мелками. Когда рисунок полностью высохнет, можно покрыть его поверхность бесцветным лаком. Также можно поступить и с готовой картинкой или фотографией. Это продлит срок службы игры. для этого лучше всего подойдет акриловый лак на водной основе.

- Конечно, Вы можете купить традиционные пазлы в магазине, но изготовление их своими руками не только сэкономит финансы, но и создаст дополнительные повод для общения.

Для изготовления пазла нам понадобятся:

- деревянные палочки от мороженого. , их можно заменить деревянными медицинскими шпателями, которые можно купить в аптеке, стоят они совсем недорого.

- яркая картинка, рисунок, открытка, фотография (по длине – не больше палочки);

клей – карандаш или клей ПВА

скотч или малярная лента.

На столах Вы найдете весь необходимый материл.

- Возьмите деревянные палочки и в ыложите палочки на стол прижав плотно друг к другу. Зафиксируйте палочки по краям скотчем или малярной лентой.

hello_html_657b92d2.jpg

- Переверните основу пазла на другую сторону. Смажьте поверхность палочек клеем, приложите картинку и хорошо прогладьте салфеткой. Если игру – пазлы изготавливаете первый раз с ребенком, и приклеили картинку с сюжетным изображением, можно палочки подписать по очередности. Чтобы когда разрежете, ребенок быстрее мог собрать пазл.

hello_html_657b92d2.jpg

- После полного высыхания аккуратно снимите скотч и разрежьте картинку по краям палочек канцелярским ножом. В следующий раз палочки подписывать не надо, пусть ребенок учится сам собирать, изготовленные пазлы по готовому образцу. Кто уже закончил, соберите готовый пазл.

hello_html_657b92d2.jpg

Как видите, палочки из-под мороженого - просто идеальный материал для обучения навыкам счета, различения цвета и оттенков, а также для развития у мышления, логики, творчества.

Немного фантазии, терпения - и незатейливые палочки из-под мороженого превращаются в оригинальные вещи, обретая вторую жизнь. Основным преимуществом является доступность палочек, не обязательно покупать дорогие развивающие игрушки, когда такой материал есть под рукой и из него можно сделать множество интересных вещей.

- Родители заинтересовались изготовлением игр из палочек от мороженого, и приняли активное участие. Это мы поняли, когда два дня спустя, после объявления конкурса уже две семьи изготовили своими руками игры из палочек от мороженного. Прислали фотографии играющих детей с изготовленными играми. Также эти семьи с детьми сделали веселые самолетики и рамочки для фотографий. Самыми активными оказались две семьи.

Считаем, мастер – класс был полезным, информативным, увлекательным, заинтересовал родителей, они откликнулись на него. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать эффективному развитию интеллектуальных и творческих способностей у детей и созданию предпосылок для творческого самовыражения дошкольников.

Читайте также: