Деревянные игрушки интересные факты

Обновлено: 04.05.2024

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Было время, когда детские игрушки делали массово только из дерева или металла. Промышленность была подготовлена только под такие материалы.

Потом наступила эра пластика. Это был дешёвый прочный материал, удобный и для производителей, и для потребителя: его можно было легко делать любого цвета и формы.

Сейчас мы даже не задумываемся, из какого материала сделана игрушка. Мы смотрим на цену и на суть игрушки - для какого она возраста и как с ней, собственно, играть.

И вот тут с некоторых сайтов долетают до родителей и сеют в них сомнения такие советы, как "ваш ребёнок должен развивать тактильные навыки; ручками и пальчиками чувствовать текстуру материала; только дерево - ведь это натуральный, экологически безвредный материал; дерево - это тёплый материал" и всё в таком же духе.

Разберёмся, что из этого правда, а что нет, и стоит ли гоняться за деревянными игрушками.

Игрушки из дерева всегда красивее. Так думают, в основном, бабушки и дедушки и некоторые не очень молодые родители. Почему? Потому что в детстве они видели именно такие игрушки. И теперь вид деревянного поезда или куклы вызывает у них приятные воспоминания.

А попробуйте-как сделать из дерева функциональную игрушку: экскаватор с ковшом, пожарную машину (да, у меня мальчики )) или не дай Бог - сачок. В этом плане современные материалы и технологии бесспорно выигрывают.

Дерево экологически безопасный материал. Тут не всё однозначно. Вот, например, одежда из хлопка всегда будет лучше для тела, чем синтетика. Дерево тоже натуральный материал. Но одного этого недостаточно, чтобы стать безопасным. Если, например, пирамидку из пластика сразу можно сделать разноцветной, то её аналог из дерева надо будет, безусловно, покрасить. Какую краску будет использовать производитель?
За дерево ещё можно быть уверенным, что это просто дерево. Каким бы ни был хорошим или плохим производитель, дерево останется деревом. А вот краску он может взять любую, а её ребёнок оближет и сгрызёт в первую очередь.
А у нас в семье как раз был случай. Никите где-то в возрасте двух лет купили набор, из которого надо было собирать на манер пазла кораблик и ещё цветные машинки разной формы, которые тоже надо было укладывать в подходящие по форме ячейки. В этом возрасте он их естественно всячески грыз. А потом получил отравление.

Даже если каким-то образом представить себе совершенно неокрашенную и не покрытую никаким лаком игрушку из дерева, то всё равно - дерево материал мягкий, разгрызается легко. Зачем нам куски дерева в организме? Плохой пластик тоже грызётся, конечно. Но так надо выбирать хороший.

Ребёнку надо чувствовать пальчиками дерево. Это правда. Малыш познаёт мир не только через глаза и уши, но и трогая всё подряд руками. Дайте ему металлическую ложку, и он узнает, что такое холодный металл. Дайте резиновый мячик, и он узнает, какая на ощупь мягкая резина. Свою деревянную кроватку он и так потрогает.
Как видите, для тактильного освоения мира совершенно не обязательно гладить поверхность деревянного Чиполлино.

Кроме того, игрушки из дерева всегда дороже аналогичных из пластика. На то есть две причины: 1) их действительно дороже производить; 2) покупатель готов платить больше и не удивляться этому. "А как иначе? Ведь это же не какой-то там пластик, а та самая - редкая, ценная, безопасная, уникальная игрушка из дерева! Дайте две!"

Мой вывод. Если деревянная игрушка выпущена именитым брендом из сертифицированных материалов, и вам очень хочется её купить, покупайте. Но это делать не обязательно. Для развития ребёнка отлично подойдёт и пластиковая игрушка, при условии, конечно, что она тоже хорошего качества.

Если я что-то забыл, напишите в комментариях, какие ещё есть причины, по которым надо выбирать деревянные игрушки. Обсудим.

Понравилось? Поставьте лайк. И не забудьте подписаться на канал, впереди ещё много интересного.

русская деревянная игрушка

Полено, чурка, щепка, дощечка — вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в Поволжье, и под Москвой. С этого же начинается и работа народных резчиков и токарей. Но как отличаются игрушки разных областей! Казалось бы, где развернуться фантазии? И тут коник и там коник. Но, если выстроить всех этих коников, запряженных и незапряженных, какую бы диковинную процессию они образовали. Здесь каждая игрушке будет отличаться своим особым силуэтом, неповторимым пластическим решением формы. «В дереве все есть, только в нем это увидеть надо. »,— сказал однажды прекрасный художник, мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов одному автору, писавшему книгу о загорских резчиках. Народные мастера умели находить разнообразные, технические и художественные приемы, которые утверждались со временем как художественные особенности, становились манерой, определявшей стиль тех или иных центров изготовления игрушек.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы.

Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.

Самое притягательное в ней — ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь. То конь окажется слишком уж горд, то кукла-баба чрезмерно «расфрантилась» и застыла в величественной позе, смешная своей важностью.

Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке были барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставлялись положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Непременный персонаж — могучий конь — первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый увалень-медведь, наделяемый подчас некоторыми человеческими чертами.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть, и раньше у восточнославянских племен были известны деревянные игрушки. Археологи находят деревянные игрушки и на территории древнего Новгорода, и в Старой Ладоге.

Но между древним периодом в истории русской деревянной игрушки и новым временем — белые страницы. Лишь с XVII века есть упоминания в письменных источниках, что деревянную (игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре и в Москве.

Игрушки XVIII века сохранились в музеях в небольшом количестве, наиболее полно собраны произведения деревянной народной игрушки XIX—XX веков.

Где же изготовлялись деревянные игрушки? Делали их в местах, богатых лесами, где дерево с давних пор прочно вошло в хозяйственный обиход населения.

Очаги игрушечного производства существовали в XIX веке на Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской и Вологодской губерниях, в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в некоторых местах Владимирской губернии.

Целый куст игрушечных промыслов возник в Нижегородской губернии. Знамениты деревообрабатывающие и художественные промыслы этой губернии — корабельная и домовая резьба, роспись хохломской точеной утвари, семеновское ложкарство, точение веретен, городецкая резьба и роспись. Они определяли в целом высокий уровень народного искусства края. Из среды волжских потомственных мастеров выходили и талантливые игрушечники. Самобытные центры народной игрушки появились в Пурехе, Лыскове, Городце, Семенове, в Федосееве, в Полховском Майдане и в других местах.

Но главнейший центр игрушечного производства связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад (город Загорск), и деревня Богородское, что в двадцати семи километрах от Загорска.

Искусство этих мест так тесно переплетается, что иной раз трудно определить, чье изделие держишь в руках. В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко изделия богородцев также окрашивали. В XIX веке Сергиевский посад стал ведущим в России по производству кустарной игрушки.

В 1964 году отмечалось трехсотлетие этого старейшего очага народного искусства.

Похожие публикации:

День взятия Бастилии
Ежегодно 14 июля французы отмечают один из самых значимых национальных праздников – День взятия Бастилии. Эта традиция существует с 1880 года, однако для жителей государства праздник давно уже утратил свое революционное значение. Во всех городах и деревнях Франции в этот день проходят веселые вечеринки, рестораны и ночные клубы едва вмещают всех желающих, а сами граждане проявляют готовность веселиться до утра. Ден.

География русской бани
Как ни странно, но бани в России, за исключением ее северо-западных районов, стали появляться относительно недавно. А до этого и в рязанских, и во Владимиро-Суздальских краях, и даже в Подмосковье широко практиковалось мытье в печи, которое, кстати говоря, и в самой Москве было распространено еще в прошлом веке. А вообще локализация разных банных традиций в России в значительной мере совпадала с зонами расселения .

Английский астроном Уильям Гершель
Знаменитый английский астроном Уильям Гершель (Фридрих Вильгельм Гершель) вошел в историю как первооткрыватель планеты Уран. Но по профессии он был музыкантом. Гершель родился в 1738 году в Ганновере (Германия). Музыке его обучил, вероятно, старший брат, который был органистом в церкви. Семья перебралась в Лондон, и Гершель стал музыкантом в королевской гвардии. В возрасте семнадцати лет юноше впервые представилась в.

Золотые монеты Цезаря
Государство древних римлян приступило к чеканке золотых монет довольно поздно. Во времена Республики выпуск золотых монет носил случайный характер и выпускалось их немного. Массовые их эмиссии начались со времени правления Цезаря. Кроме надписи CAESAR, на этих монетах отчеканены цифры LII. Предполагается, что так мог указываться возраст Цезаря. Так как год рождения Цезаря спорен, то и датировать точно выпуск этих мон.

История герба Российской империи
Официальное описание российского государственного герба, просуществовавшего до 1917 года и канувшего в Лету с падением самодержавия, законодательно было оформлено в 1667 году царем Алексеем Михайловичем. Однако в общих чертах создание этого атрибута власти происходило и практически завершилось уже в XV веке, в период образования централизованного Русского государства. Сохранилась грамота 1497 года великого князя .

Прикольно было спичку поджечь и играть - чья долетит дальше

Трудное детство, деревянные игрушки: бандитское прошлое, опасные игры

Игра в ножички

Игра в ножички

Отвоевание своей "земли" с помощью перочинного ножика

Несомненно рогатки всех форм и размеров

Несомненно рогатки всех форм и размеров

А еще после фильма про мушкетеров были шпаги, после фильма про индейцев - лук и стрелы, после рыцарского фильма - мечи

Трудное детство, деревянные игрушки: бандитское прошлое, опасные игры

Трудное детство, деревянные игрушки: бандитское прошлое, опасные игры

Резинки и проволока

Резинки и проволока

Опасная штуковина, но она была практически у всех. Резинка вообще была вожделенной мечтой - сколько из нее всего можно было сделать

Дротики

Дротики

Тетрадный лист, нитки и иголка из бабушкиной шкатулки, несколько спичек и радость готова

Пугачи

Пугачи

Их делали разными - тут тебе и трубки алюминиевые и болты, и резинки (кусок от колеса со старого велика)

Пистоны

Пистоны

Они конечно предназначались для использования со специальным игрушечным пистолетом, но мы их и просто так стучали камнями - громкий звук и особая вонь - никогда не забыть

Свинец

Свинец

Чтобы отравиться парами свинца, вытащенного из старых аккумуляторов, никто и не думал. зато какие фигурки и вещички получались, если его расплавить!

Бигуди и напальчник

Бигуди и напальчник

Напальчник внутри бигуди. прикрепить нитками и можно пуляться чем угодно, например ягодам рябины

Полизать батарейку или сделать шокер из конденсатора

Полизать батарейку или сделать шокер из конденсатора

И о более простых забавах

И о более простых забавах

Дырочки в крышке - воды и вот тебе брызгалка

Любая трубочка мгновенно превращалась в плевалку

Любая трубочка мгновенно превращалась в плевалку

А две палки/линейки - в бумеранг

А две палки/линейки - в бумеранг

Конечно были и более опасные игрушки, но мы о них не будем упоминать - нельзя, да и ни к чему нам этот криминал

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

У детей которые жили поблизости к военным частям, были свои опасные игрушки. порох для артиллерии в простонародье "семидырка"

У детей которые жили поблизости к военным частям, были свои опасные игрушки. порох для артиллерии в простонародье

В нашем районе действовал крупный ХБК, так у нас ещё в моде было играть "в ножички" пиками (на которых, как я понимаю, крепились шпули в ткацких станках). Очень тяжелые и опасные.

Почти все это в детстве перепробовал. Помню друг детства откуда-то деталь от вертолета домой приволок + у каждого нормального бати в доме был инструмент. и понеслась! И хватало мозгов думать о технологичности и безопасности. Я к таким болтам еще пакет привязывал, чтобы ровно падал вниз, + болты веревкой связывал, чтобы отскочивший болт кому в голову не прилетел! А нынешнее поколение только кнопки давить умеет, голова с зад..ой местами поменяны, с руками та же беда, культуры и уважения 0.

Почти все это в детстве перепробовал. Помню друг детства откуда-то деталь от вертолета домой приволок + у каждого нормального бати в доме был инструмент. и понеслась! И хватало мозгов думать о технологичности и безопасности. Я к таким болтам еще пакет привязывал, чтобы ровно падал вниз, + болты веревкой связывал, чтобы отскочивший болт кому в голову не прилетел! А нынешнее поколение только кнопки давить умеет, голова с зад..ой местами поменяны, с руками та же беда, культуры и уважения 0.

а мы покупали соски детские, наполняли водой (шарик получался сантиметров 20) затыкаешь обратно кольцом и потом с крыши кидали, бахало знатно! дошли до презервативов, в которые литров по 10 заливалось.. но там была проблема до крыши донести целым

В детвте как то прыгали по многоэтажкам,
потом старшие пацаны меня спросили (ну это были старшекласники, а я только в 4 классе)
-Хочешь в нашу банду?
-Да Еонечно (сразу повышение статуса)
нужно прыгнуть с крыши недостроенной многоэтажки, чтоб мы поняли что ты не ссышь

подвели меня к крыше, зима была, снег лежит
но блин высоко! с третьего на второй я прыгал, и с гаражей, но тут высоко
-не не хочу я в вашу банду, сказал я

Они заржали, в банду не приняли, но и не обижали больше меня потом никогда, наверное за рассудительность

Как мы выжили? Да х. ее знает.

Меня с лодки сбросили в середине реки, чтобы я плавать научился.

Дед с 5 до 10 лет каждое утро ох..яривал ведром холодной воды, типа закалял. По стройкам прыгали. С третьего этажа в сугроб сигали, палками друг друга п..здили, камнями кидались, рябиной стреляли, КАРБИТ ВЗРЫВАЛИ.

Кидали балончики от всякой херни в открытый огонь, шифер в костер кидали, ДА ВСЕ БЛ..ДЬ В КОСТЕР КИДАЛИ ЧТО МОЖЕТ АХ..ЕННО ТАК П..ЗДАНУТЬ. Дрались постоянно, стекла вышибали, калено разъ..бал - подорожник лучшее лекарство в мире. Жопу на улице вытирали лапухом, метал п..здили, я в ахуе просто.

А эти новоиспеченные мамаши бл..дь это финиш "моя милая деточка обкакалась, и хочет айфон 7 в 7 лет, ахуеть. я в 7 лет мечтал сп..здить у деда большой нож и съ..батся в овраг ловить ящериц. вот кто у них вырастет. он бл..дь обосрется лет в 17 где-нибудь на улице, и даже не додумается найти лопух и вытереть жопу. а будет бегать как еб..нутый и кричать "МАМА. Я ПОКАКАЛ. - пока дерьмо течет по ляжкам.

Читайте также: