Деревянные игрушки из рудных гор

Обновлено: 18.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Немецкие рождественские игрушки

Эти игрушки появляются в домах только перед Рождеством. Иногда их созданием занимаются целые немецкие деревни, но чаще всего их привозят из Китая. Что поделать, покупателям важнее цена, чем история создания. Хотя. о чем я говорю, в 21 веке на рождественские рынки приходят не столько за подарками и сувенирами, сколько поесть или выпить (поэтому цены на глинтвейн каждый год растут).

Schwibbogen, Швиббоген - деревянная арка со свечами. Изображает арку неба. Внутри арки первоначально вырезали фигурки солнца, луны, звезд, потом их заменили библейские сюжеты. Арку устанавливают на подоконниках. Возможно, освещенные зимой окна помогали путникам и горнякам скорее найти путь домой.

https://sun9-30.userapi.com/c855736/v855736584/188ac3/MDHCCNEY6Z8.jpg

До конца 20-го века Schwibbögen обычно делали из металла, после Второй мировой - из дерева. Сейчас внутри арки встречаются изображения любых сюжетов, мало относящихся к религии. Свечей на арке может быть разное количество, это зависит от размеров самой арки. В оригинале их 11.

Светящаяся арка была придумана шахтерами Рудных гор. В зимнее время они совсем не видели солнца, уходили на работу затемно и возвращались так же в темноте. Поэтому часто встречаются арки с темой шахтерской жизни. Возможно, изначально это был рождественский подсвечник, который освещал всем шахтерам общий рождественский обед. Либо это были сигнальные огни для рабочих одной смены, когда они завершали очередной год на шахте.


Рудные горы - это регион на границе между Германией и Чехией, ближе к Дрездену. С 12 в. в нем развивалась горнодобывающая промышленность, а в 19 в., когда доход от этой отрасли пошел на резкий спад, появились другие замещающие производства, например, создание игрушек из соломы, дерева, плетение кружев. Сейчас это ручное производство живет, в основном делают фигурки шахтеров, щелкунчиков, рождественских ангелов, арки-подсвечники, лесных зверей, деревянные фигурки курильщиков, музыкальные шкатулки и крутящиеся от горящих свечей пирамиды.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_31.jpg

Центр народного творчества в Рудных горах (в том числе рождественских игрушек ручной работы) расположен в Зайфене (Seiffen). Его еще называют "Игрушечный угол", „Spielzeugwinkel“. Там находится объединение мастеров по скульптуре, по дереву, по игрушкам. Там же в Зайфене находится Музей игрушек (Spielzeugmuseum in Seiffen), а в соседней деревне Нойхаузен (Neuhausen) - Музей Щелкунчика (Nussknackermuseum), где хранится более 5 000 экземпляров. Также в Дрездене находится Музей саксонского народного искусства, где представлены игрушки Рудных гор. За сохранение предметов горнодобывающей промышленности и народных промыслов, Рудные горы в 1998 г. вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После окончания Второй мировой стали распространяться арки с электрическим освещением. Огромные арки стали использовать в качестве городского освещения. Например, в Йохангеоргенштадте в 2012 г. была установлена уличная электрическая арка шириной 25 м.


В ГДР спрос на арки был такой большой, что их часто делали самостоятельно.

В 1990-х стали появляться разные формы арок, не в виде радуги, а в виде треугольника, Lichterspitze, Вершина из света, или в виде ромба. С 2010 г. стали делать ярки в виде высокого готического окна.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_33.jpg

В той же немецкой деревне в Рудных горах традиционно делают Курильщиков или Человечков с трубкой - Räuchermännchen, Раухменшен.

Известно, что такие фигурки начали делать в Саксонии в 1830-х. Когда добыча олова в горах прекратилась, бывшие шахтеры стали вырезать фигурки из дерева. Сейчас это важная часть традиционного народного творчества Рудных гор. Игрушечным промыслом занимаются семьи в 3 и 4 поколениях. Небольшие фабрики и мастерские можно найти на каждой улице Зайфена.

https://sun9-41.userapi.com/c857328/v857328903/6f92c/egkSJauqMKc.jpg

Деревянная фигурка состоит из двух частей, внутри она полая. В нижнюю часть кладут дымящуюся ароматическую свечу. Такие ароматические свечи делали и раньше, только они были открытые. Со временем им придумали такую красивую деревянную фигурку.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_34.jpg

Курильщиков вырезают из местных лиственных пород, таких как береза, бук, ель, липа, ольха и клен. Отдельные детали вырезают на токарных станках и потом приклеивают, придерживаясь шаблонного образа. Потом одежду и лицо разрисовывают вручную. На одну игрушку может уходить до 20 ч. работы.

Во времена ГДР курильщиков обычно продавали на Запад или обменивали на комплект зимних шин для Trabi.

Прогресс не стоит на месте и в Китае давно уже стали делать более дешевые копии. В ответ на это гильдия мастеров Рудных гор и туристическая организация деревни Зайфен в 2006 г. создали кампанию "Оригинал вместо плагиата".

Курильщики традиционно воплощают профессии жителей Рудных гор. Это могут быть лесники, горняки, деревенские жители, солдаты, женщины с клецками. Дым выходит не только изо рта "курильщика", но и из кофейника или словно поднимается пар над блюдом с клецками.


http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_36.jpg

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_35.jpg


Так как Курильщик - типичный персонаж Адвента, то в его создании преобладают рождественские мотивы.

Сейчас делают не только курящих человечков, но и игрушечные изразцовые печи, над которыми поднимается пар, паровозы, мотоциклы, грибы, сердечки, кофейники и деревья с человеческими лицами.

В последние годы количество продаж Курильщиков падает, постоянные покупатели исчезают. Мастерам-ремесленникам уже хорошо за 80 лет и они не могут найти учеников. Интернетом они не владеют, поэтому не могут в качестве клиентов охватить весь мир. Культурная традиция постепенно отмирает.

В саксонском городке Кранцаль (Cranzahl) действует Музей курящих человечков (Das 1. Räuchermann-Museum). Музей был основан в 2011 г. и в нем представлено более 2000 разных фигурок курильщиков.


В основном Курильщиков продают в Саксонии и Тюрингии. Но также их экспортируют в Азию - Японию, Китай, Сингапур и Таиланд. Основные продажи идут в США, куда за 150 лет переехали жить 5 млн. немцев, и в Китай. На оригинальных игрушках из региона Рудных гор помимо надписи „Made in Germany“ должна быть и „Echt Erzgebirge“.

80% курильщиков в этом регионе производится вручную. Через интернет продается около четверти всех работ. Фигурки Курильщиков для немцев - это что-то вроде друга на всю жизнь, память о Рождестве в детстве.

Фото 1947 г. из Зайфена, где действовало промышленное производство Курильщиков.


Между Саксонией, Тюрингией и Баварией находится регион Фогтланд (Vogtland). Там создают свои рождественские фигурки - Моховых человечков, Мусманн, Moosmann, Moosmaa.

Старичок-Моховичок - герой местных легенд. Он живет в дремучем лесу, между корней деревьев, в валежнике или в пещере, и помогает бедным. Ростом он около 3 футов. Питается лесными грибами, ягодами, растениями. Одет в наряд из еловых веток или мха. Осенние листочки, подаренные им людям, в основном беднякам, превращались в золото. Люди предпочитали дружить с ними.


Старичок-Моховичок был придуман в лесных краях Фогтланда во второй половине 19 в. Главный элемент фигуры - деревянный корпус с приклеенными руками и ногами. Руки, ноги и головы тщательно вырезались опытными резчиками. Позже головы стали делать из фарфора и из пластика.

Костюм для Лесных человечков делали женщины - из бумаги, обклеенной мхом. В одной руке человечек держал Рождественский фонарь, в другой - ветку в качестве палки.


Со временем появились разные образы Старичка-Моховичка - рыцари, солдаты, охотники, лесники. Они могли держать в руке арку со свечами или рождественскую ель, трубку, корзину и колокольчик. На всех фигурках обязательно была одежда из мха из местного леса.

Особенно широко искусство резьбы Лесных человечков началось в этих краях после окончания Второй мировой.



В книге Иоганна Августа Эрнста Келера 1867 г. «Народные традиции, суеверия, легенды и другие древние традиции в Фойгтланде» рассказывалось, что в то время такие поделки из мха, веточек и цветной бумаги мастерили в основном бедные дети в городах, чтобы немного заработать.

Обычно Моховые человечки, мужчины и женщины, жили в лесу, но в период Адвента они на 12 дней приходили в деревни, чтобы пожить в домах у людей. Поэтому это рождественский символ. Уже в первый вечер Адвента они садились на деревенские подоконники и заглядывали в окна. Они светили свечой в руке, чтобы проверить, что в доме не водятся злые духи.

https://sun6-16.userapi.com/c855136/v855136279/186dbc/kCNOk7dW1bU.jpg

Такого человечка можно было узнать по невысокому росту, зеленой одежде, связке дров или корзине грибов. Это лесной дух. который живет в окружении деревьев.

Моховой человечек воплощает жизнь простого, бедного, но трудолюбивого человека, который умеет довольствоваться малым. Мох выступает символом мира и защиты. Ведь зимой многие существа живут под мхом и питаются им. Моховой человечек - это словно надежда на более хорошую и успешную жизнь с приходом весны.

Сейчас зимой в деревнях этого региона иногда можно встретить установленную в полный рост деревянную фигурку Мохового человечка.

Немецкий старичок-моховичок мне напомнил русского, из сказки "Морозко". Тоже лесной маленький человечек, который помогает людям. Второе его воплощение - слепая старуха со связкой дров, которая потом расколдовала парня.

Похожее изображение

Рождественский огурец, Weihnachtsgurke.

Давным-давно в немецкоязычных землях существовал обычай вешать на рождественскую елку маленький зеленый огурец - маринованный огурчик из банки. Это была забава для детей - кто первый в Сочельник найдет зеленое на зеленом, тот получит подарок. Огурец менял свой размер: для самых маленьких детей вешали огурец поочевиднее, побольше, пониже, а для тех, кто постарше, огурец выбирали поменьше и вешали вглубь елки, повыше.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_37.jpg

Поиск огурца превращался не только в сугубо семейное событие, в игру вовлекали всех гостей. Кто первый найдет, тот получит право распаковывать подарки. Либо ему очень здорово повезет в предстоящем году.

https://sun9-29.userapi.com/c857324/v857324276/72c68/rXk1J-H43l8.jpg

Почему на елку стали вешать огурец? Потому что в бедных семьях часто не было денег, чтобы порадовать всех детей. Часто дети получали в подарок только то, что найдут на елке - огурец или простую выпечку, без сахара (он слишком дорого стоил).

Возможно, вся эта история - просто умелый маркетинговый ход. Говорят, что еще в 1840-х годах немецкие стеклодувы из Тюрингии изготавливали украшения в виде фруктов и орехов, в том числе огурцов. Фрэнк Уинфилд Вулворт, основатель сети универмагов США Woolworth, во время поездки по Германии познакомился с этими стеклянными игрушками и решил импортировать их с 1880 года в Америку, чтобы продавать в своих магазинах. Чтобы новые рождественские украшения в виде огурца лучше продавались, он придумал трогательную историю немецкой традиции. Идеальный маркетинговый ход был готов.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_29.jpg

Сейчас в Германии производят множество стеклянных огурцов - блестящих и матовых, с блестками и в красном колпачке. Есть немецкие семьи-традиционалисты, которые считают, что на рождественском дереве должны быть только религиозные символы - красные яблоки из рая, церковные колокольчики и трубы ангелов, сами ангелы, соломенные звезды и блестящая вифлеемская звезда. И всяким случайным огурцам нет места на елке.

http://i386.photobucket.com/albums/oo308/homaxel/edited-image_30.jpg

А есть те, кто считает, что рождественский огурец - интересная игра, которая позволяет без ссор решить вопрос, кто распечатывает все подарки под елкой.

Сейчас рождественский огурец можно купить на многих рождественских рынках.



Материалы по теме:

- Рождественская выпечка: Марципан, хлеб Святого Маркуса, покровителя Венеции. История афродизиака для взрослых, лекарства для больных и рождественской сладости для детей.

- Рождество и Новый год в Берлине в 1986 г. Описание 15-летнего подростка старых традиций, подарков из Западной и Восточной Германии

Шестнадцать лет назад в моей коллекции появился крошечный рождественский колокольчик, изготовленный в городке Курорт Зайфен (Kurort Seiffen), который славится древнейшим промыслом Германии – изготовлением игрушек из дерева.

Колокольчик из Эрцгебирге


Колокольчик из Эрцгебирге

Расположен в горном массиве Эрцгебирге (Рудные горы, Erzgebirge) на границе между Саксонией (Германия) и Богемией (Чехия).

А в декабре прошлого года в Переславле-Залесском открылась выставка «Когда ёлки ещё не было», на которой среди рождественских экспонатов со всего мира мы увидели игрушки из Зайфена. Основную часть экспозиции составляли предметы из коллекции Марианны Обоевой и Ильи Колкера.

Центральное место выставки занимали рождественские пирамиды (weihnachtspyramide) – традиционные немецкие украшения с многовековой историей.

Рождественские пирамиды


Рождественские пирамиды. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Рождественская пирамида


Рождественская пирамида. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Рождественская пирамида


Рождественская пирамида. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Рождественская пирамида


Рождественская пирамида. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Рождественская пирамида


Рождественская пирамида. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Подробнее о рождественских пирамидах читайте в статье Светланы Нарожной «Рождество в Дрездене».

Рождественские пирамиды

«Фантазия художников-резчиков неисчерпаема: в сюжетах пирамид представлены не только библейские сценки, там маршируют солдатики, работает кузница, а в лесах бродят звери. Не обойдены вниманием и любимые мною колокольчики: небольшая пирамида (высотой около 50 см) украшена четырьмя маленькими стеклянными колокольчиками», – Светлана Нарожная «Рождество в Дрездене».

Услышать звучание колокольчиков пирамиды, о которой говорится в статье Светланы, можно здесь. Ниже – пятиэтажная пирамида с 22 колокольчиками и музыкальными шкатулками в действии:

Среди экспонатов – подсвечники Ангел и Горняк (Engel und Bergmann), часто украшающие окна под Рождество. В Эрцгебирге по старинному обычаю мальчику на рождение или крещение дарят шахтёра, а девочке — ангела.

Ангел и горняк


Ангел и горняк. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Ангел и горняк


Ангел и горняк. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Щелкунчики (nussknacker) – непременные участники Рождества в Германии. Говорят, что современный образ игрушки сформировался именно в Эрцгебирге.

Щелкунчики


Щелкунчики. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Курильщики (Räuchermännchen). Внутри фигурки зажигается ароматизированная свеча, дым от которой выходит изо рта, имитируя курение.

Курильщики


Курильщики. Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Миниатюры в спичечных коробках, рождественская деревня, фигурки, дома, деревья.

Миниатюры


Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

Миниатюры в спичечных коробках


Коллекция М. Обоевой и И. Колкера
«Когда ёлки ещё не было», Переславль-Залесский, 2018 г.

И это не всё. Помимо игрушек, представленных в фотоотчете с выставки, мастера изготавливают свечные арки, вертепы, елочные игрушки. Разнообразие поражает! Приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по магазинам игрушки в Зайфене:

Ссылка










По легенде:
Когда шахтеры с рудных шахт города в Зайфен Германии остались без работы, они обратились к резке по дереву, дабы быть в состоянии обеспечивать свои семьи. Сейчас Зайфен стал известен во всем мире своими замечательными деревянными рождественскими украшениями, такими как щелкунчик, «курильщики», рождественские пирамидальные или арочные подсвечники, известные так же, как “Schwibbögen”.




Весь городок состоит из мастерских и магазинов, продающих деревянные игрушки.











Посмотреть на круглую церковь Зайфена (Rundkirche), ежегодно приезжают тысячи людей со всего мира. Очарование церкви заключается в ее скромном внутреннем убранстве и восьмигранной форме. Купол церкви покоится на восьми колоннах.






Щелкунчиков разных видов и размеров в витринах магазинов вы увидите несчетное множество. Сегодня в Зайфене есть музей игрушки, музей Щелкунчика, где находится самый большой Щелкунчик в мире, и этот факт занесен в книгу рекордов Гиннеса!








B Зайфене производят рождественские сувенирные изделия - в том числе пирамиды, где теплый воздух от свечек крутит лопасти, закрепленные на верхушке пирамиды и внутри двигаются разнообразные фигурки.



Невероятно тонкой и богатой резьбы многоуровневая карусель с музыкой, на этажах которой проплывают танцующие пары, живут своей жизнью птички и распускаются цветы, может стоить несколько тысяч европейских денег. И цена не кажется завышенной.




В Зайфене существует с десяток деревянных мастерских, которые делают эти игрушки. Люди, работающие в них, мастерят не просто игрушки, а создают своими руками праздник и вносят свой посильный вклад в Рождественскую историю.














8009867542_89016619d0_o (700x466, 200Kb)

Музей под открытым небом.

Музей под открытым небом очень интересный и оригинальный - там расположено примерно два десятка старых домиков, в которых можно посмотреть, как жили примерно в 18 веке рудокопы , их быт, интерьеры, инструменты людей, которые были основателями производства деревянных игрушек в Зайфене.






Сюда надо приезжать в любое время года, чтобы побродить по узким улочкам и почувствовать себя вернувшимся в детство.













Однако особенно красиво здесь перед Рождеством , конечно если выпало достаточно снега . А это случается не всегда..




















Вот она, зимняя сказка.











Городок Зайффен, находится на юге Саксонии в Германии. Этот район, на самой границе с Чехией, с давних пор назывался районом "Рудных гор". Этот городок, численностью всего чуть больше 2000 человек раньше был настоящим шахтерским городом. Здесь добывали серебро и олово. И город славился производством Рождественских игрушек. Скорее всего это и есть родина стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена.

Но позже добыча руды сократилась и бывшие шахтеры, чтобы прокормить семьи стали делать деревянные игрушки - Щелкунчики, Рождественские животные, карусели. Но в 1699 году житель Заффена Иоганн Фридрих Химанн впервые привез на рынок в Нюрнберг деревянные фигурки животных по очень низким ценам.

Так началась всемирно известная слава этого города, как родина рождественских игрушек, сделанных на токарном станке по дереву. Этот метод называется “Реифендрит”.

Этот способ, который дословно можно перевести как “обточка обруча” заключается в том, что на токарном станке сначала делается круглая заготовка в виде “бублика” из которой потом токарными резцами вытачивается контур будущей игрушки.

Затем этот круг распиливается на множество фигурок, которые потом "подрезаются" и разрисовываются красками.

Таким способом можно изготавливать миниатюрных животных, а также деревья и дома. Такая технология позволила делать игрушки намного быстрее и точнее, чем если бы пришлось вырезать вручную из куска дерева.

Но в основном нажиться на этом смогли только перекупщики, которые нагло сбивали цены, а работягам, чтобы выжить приходилось работать больше и больше. В основном трудились семьями, один вытачивал заготовки на токарном станке, другой отпиливал и вырезал ножом или резцами, третий раскрашивал. Были времена, когда дети работали по 12 часов в условиях плохого освещения.

В городе до сих пор есть мастера, занятых производством игрушек по старой технологии. Официально считается, что осталось всего 7 мастеров, владеющих этой не очень легкой техникой.

Интересно то, что первый токарный станок на приводе от водяного колеса был построен в 1760 году. И самое главное он работает до сих пор! Мастерская строилась на плотине, над рекой, где с помощью распределительного вала привод заходил в дом и приводил в движение токарный станок.

В городе есть музей игрушек, который называется "Рудная гора", в котором можно приобрести игрушку и даже увидеть как они делаются на деревянных токарных станках.

Я тоже пробовал сделать таким образом фигурки животных и даже проводил мастер-класс в Токарной Школе. Но об этом в одной из следующих статей.

С уважением, Андрей Громов.


Германия — бесспорный мировой лидер по производству и экспорту этих деревянных игрушек. И хотя делают их немецкие мастера с давних пор, в США, например, популярными щелкунчики стали лишь в 50-е годы минувшего столетия.

Герой всемирно известного балета

"Щелкунчик и Мышиный король" — повесть-сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, впервые опубликованная в 1816 году. В 1844 году Александр Дюма (отец) предложил читателям свою версию сказки. Она потом легла в основу либретто к балету П. И. Чайковского "Щелкунчик", премьера которого состоялась в 1892 году в Мариинском театре.



Сцена из Балета Щелкунчик в Большом театре

Книга сказок братьев Гримм

Якоб Гримм, старший из братьев, в своей книге "Немецкая Мифология" описывает традиционную роль выструганных из дерева фигурок в немецкой культуре. Щелкунчик не только колет орехи, он символизирует силу и власть, выступает в роли защитника, приносит счастье и удачу. Устрашающе лязгая зубами, он отгоняет злых духов, не давая им проникнуть в дом.


Щелкунчик — король

Автор детской книжки "Степка-растрепка" Генрих Гофман в 1851 году также написал свою версию истории — "Король Щелкунчик и бедный Рейнольд". Герой сказки — бедный малыш, он попадает в волшебную страну игрушек, где встречает короля Щелкунчика с поистине королевским подбородком.



Обложка книги Король Щелкунчик и бедный Рейнольд

"Папа Фридрих"

"Отцом" щелкунчика считается столяр Фридрих Вильгельм Фюхтнер. Вдохновленный сказкой Гофмана, он в 1870 году впервые выстругал щелкунчика, каким мы его привыкли видеть в наши дни. Именно эта фигурка стала началом серийного производства. Сегодня уже восьмое поколение мануфактуры Фюхтнер продолжает традиционное ремесло.



Фридрих Вильгельм Фюхтнер - отец Щелкунчика

Родина щелкунчика

В районе Рудных гор, на границе Германии и Чехии, с давних пор жили горняки. Чтобы хоть как-то скрасить долгие зимние вечера, а заодно пополнить доход, они вырезали из дерева рождественские пирамиды, ажурные подсвечники, щелкунчиков. Здесь же, в Нойхаузене, открылся первый в Европе Музей щелкунчиков.



Щелкунчик родом из региона Рудных гор

Рыцари да солдаты

Массовым производство деревянных фигурок стало в конце XIX века. На снимке — экспонаты Музея щелкунчиков: рыцарь слева выструган в 1650 году, по центру — совсем свежий экземпляр из Штатов, справа — типичный для Рудных гор щелкунчик, выструганный в 1870 году.



Экспонаты Музея щелкунчиков

Находчивые мастера

Если верить легенде, появились подобные орехоколы по прихоти одного зажиточного крестьянина, не желавшего тратить силы на раскалывание орехов. За скромное вознаграждение один из сельчан выстругал человечка, который щелкает орехи. Щелкунчик в образе Наполеона (в центре) появился 1822 году.



Щелкунчик в образе Наполеона (в центре)

Трудоемкий процесс

В процессе изготовления традиционного немецкого щелкунчика необходимо проделать не менее 130 рабочих операций. Каждая фигурка состоит из 60 частей и делается, как правило, из бука или пихты. И расписывают щелкунчиков, конечно, вручную. Такой оригинал стоит не менее 70 евро.



Щелкунчиков расписывают вручную

Каждому ли орех по зубам?

Традиционно фигурку изображают в виде короля, солдата, лесника. Но периодически "ореховая миссия" возлагается и на современных героев. Жертвами "политического переворота" стали, например, Билл Клинтон, Гельмут Коль и Герхард Шредер.



Билл Клинтон, Гельмут Коль и Герхард Шредер

Традиция и тренд

Фирма Steinbach в Ганновере — известнейший производитель щелкунчиков. Семейное предприятие разрослось в послевоенные годы. Способствовало этому общение с американскими солдатами, служившими на территории Западной Германии: возвращаясь домой, они брали с собой щелкунчиков в качестве сувенира. Ежегодно Steinbach пополняет ассортимент. Одна из недавних разработок — щелкунчик Дарт Вейдер.



Щелкунчик Дарт Вейдер

Читайте также: