Деревянные игрушки из таежной деревушки

Обновлено: 19.05.2024

Основатель Артели «Таежный дом» Константин Богомолов с 2008 года строит дома и бани из сибирского кедра и лиственницы.
Узнаем о технологии бревенчатого домостроения, о том, сколько стоит 200-метровый дом из кедра и кому, по мнению мастера, принадлежит авторство самого надежного замкового соединения бревен.

Артель Константина Богомолова — это объединение мастеров и плотников из Сибири, уроженцев Красноярского края. У каждого умельца собственные уникальные навыки и знания.
Деревянное зодчество «Таежного дома» разделено на 7 основных технологических этапов:

Лесозаготовка

Удаление коры

Кора снимается аккуратно, без повреждения естественного защитного слоя дерева, с сохранением структуры.

Ручная рубка в седловидный замок

Существует много способов рубки: «в полукруглую чашу», «в лапу».
«Седловидный замок», он же «Канадская рубка», выгодно отличается наличием специального заклинивающего элемента, который срабатывает сам в процессе усушки древесины.

Этот замок хитро устроен: в бревнах высечены клиновидные пазы так, что узкая часть находится вверху. Древесина, усыхая, «сползает» вверх поскольку внутренние части клиновидного замка пытаются сойтись. Однако, бревна не двигаются с места под действием нагрузки сверху и замок заклинивает. Как следствие, пропадают зазоры между бревнами.
Компенсационный шов, который снимает внутреннее напряжение дерева — еще одна немаловажная особенность. Кедровый сруб просушивается, происходит усадка, но в бревне не образуются большие трещины.

Защита

Обработка наружных поверхностей и скрытых полостей немецким антисептическим составом. Мера необходимая, чтобы защитить постройку на срок до 6 месяцев пока идет изготовление и в дальнейшем.

Сборка

Бревна усыхают аккуратно, не образуются зазоры и щели. Получаются идеальные швы, которые не нужно заделывать герметиком. Угловые соединения выходят прочными и хорошо сохраняют тепло.

Разборка, погрузка и перевозка

Строение полностью разбирается и доставляется на участок заказчика.

Финальная сборка

Работа производится мастерами, которые изначально рубили древесину и производили первоначальную сборку. Такой подход полностью исключает огрехи при повторном возведении, поскольку плотники досконально знают свое сооружение.

В качестве утеплителя Константин рекомендует использовать межвенцовый утеплитель из натуральной овечьей шерсти, опять же, немецкий. По словам мастера, к большому сожалению, среди отечественных производителей пока невозможно подобрать аналог.

Стены из кедра шлифуются и пропитываются особым составом. Константин с коллегами восстановили и взяли на вооружение давным-давно забытую технологию обработки дерева. Пропитка изготавливается на основе скипидара и пчелиного воска.
Обработанное таким образом бревно несколько лет дает легкий аромат мёда в доме.

Так повелось, что плотники считают стоимость строений, учитывая цену за квадратный метр сруба. При стоимости 35-40 тысяч рублей за квадрат, стоимость 100-метрового дома составит порядка 4 млн. рублей, 200-метрового, соответственно — 8 млн. Деньги немалые, но и не заоблачные, по мнению Богомолова.

Преимущество в том, что заказчик экономит на внутренней отделке: хорошо обработанная древесина не нуждается в декоративных покрытиях и дополнительной обработке.

За год Артель «Таежный дом» возводит около 20 домов и примерно 40 бань.

Константин говорит, что в современных российских реалиях конкуренции в бревенчатом домостроении практически нет, однако, большую долю рынка составляют дома, созданные по технологии клееного или оцилиндрованного бруса.
Хотя, это совершенно иной способ возведения, он сопоставим по стоимости.

«Качественно и хорошо работать с древесиной — это искусство, …недооценена сегодня работа плотников в России» — рассуждает Константин.

Мастер размышляет о возможности создания артелей и плотницких бригад даже в отдаленных районах России. Такое производство обеспечит работой местное население, людям не придется уезжать из родных мест, чтобы зарабатывать, как это произошло в Курагинском районе, деревне Петропавловка, где был основан «Таежный дом».

Помимо решения основных задач по бизнесу и производственному процессу, Богомолов успевает продвигать интересы российских плотников за рубежом. Международная ассоциация ”International Log Builders”, занимающаяся вопросами строительства из крупноформатной древесины, выбрала его одним из членов совета директоров.
А это, по словам Константина, означает признание «наших» мастеров за границей.

Почему игрушки должны быть развивающими? Где черпать вдохновение для создания бизнеса и как пройти сертификацию? Поговорили с педагогом Ириной Якимцовой, которая уже восемь лет вместе с супругом создает «деревянные игрушки из таёжной деревушки».

Почему игрушки должны быть развивающими? Где черпать вдохновение для создания бизнеса и как пройти сертификацию? Поговорили с педагогом Ириной Якимцовой, которая уже восемь лет вместе с супругом создает «деревянные игрушки из таёжной деревушки».


Европейские игрушки на сибирский манер

Ирина — преподаватель, и её всегда интересовало вальдорфское направление в педагогике, когда к каждому ребёнку нужно находить свой подход и не спешить с завершением детства.

«В основе этого подхода лежат особые игрушки: это деревянная игрушка или вяленая игрушка. Когда появились свои дети, очень захотелось эти игрушки сделать, потому что купить их просто было негде, разве что за большие деньги в Европе», — рассказывает Ирина.

Тогда Ирина с супругом начали мастерить деревянные игрушки сами. Сначала это были конструкторы, потом супружеская пара смотрела на интересные модели европейских и японских игрушек и пыталась их повторить.

«Мы делали аналоги, но для своих детей, чтобы они играли лучшими игрушками, которые существуют в мире!», — вспоминает Ирина.




Со временем изделия стали хорошо получаться. А дальше подключилось «сарафанное радио». Ирина начала дарить игрушки друзьям, в детские сады, многие начали спрашивать «а где взять такие игрушки», и закрутилось.

«Нашли свой путь, разработали технологии, купили станки и начали делать игрушки не только для себя. И вот уже 8 лет этим занимаемся, из них 5 лет делаем авторские игрушки по авторской технологии», — добавляет Ирина.

Авторский подход

Сергей Якимцов (муж Ирины) — художник. Вдохновившись опытом зарубежных коллег, он все же решил, что нужно сделать что-то уникальное, что-то свое. Так и появился проект «Гном-модерн».

«Это сказочные домики. Они состоят из разных частей по принципу пазлов. Ребёнок во время игры может создать огромное сказочное пространство: можно сделать целую деревню гномов! Настроить домики и ходить друг другу в гости. В то же время можно самому вставлять крыши и окошки, таким образом развивается мелкая моторика и воображение. Поэтому эти игрушки и развивающие», — поясняет Ирина.


Через окошки и дверцы волшебных домиков можно только заглянуть в сказочный и в то же время природосообразный мир, а дальше самому его творить и наполнять


В процессе увлекательной игры у ребенка развивается воображение, фантазия, моторика, чувство цвета, линии и формы



В стиле «Гном-модерн» семья делает цветные игрушки из твердых пород дерева, чтобы детальки не ломалась. Всего два направления: цветные и янтарные домики. В последних в окна вставлен янтарь, и при определенном освещении эти окошки «переливаются необычной красотой, там происходит целая магия».

«Мы хотим, чтобы дети играли натуральными материалами, чтобы они чувствовали тепло янтаря. При этом в игрушках с янтарём мы используем сдержанные цвета — натуральную морилка, чтобы янтарь хорошо смотрелся. Есть и цветное направление — это уже яркие и полноценные красочные игрушки. Цвета используем чистые и четкие, чтобы дети могли точно назвать цвет».

Натуральные материалы

Игрушки создаются из дерева. Как поясняет Ирина, для сложные витиеватых игрушек лучше использовать берёзу, потому что это твердая порода дерева, которая более прочная и гарантирует, что необычные детали не сломаются. Второй вид древесины — кедр. Он также достаточно прочен, но более лёгкий. Из него, например, получаются хорошие конструкторы. Что касается покрытия, то все игрушки красятся акрилом и натуральной морилкой на водной основе.


От маленькой мастерской до больших продаж

Агентство развития бизнеса помогло семье сделать сертификацию игрушек.

«Это очень дорогостоящая процедура. Вместе с агентством мы оформили все документы для нашего производства, прошли лабораторные испытания на качество игрушек и количество вредных веществ. К слову в наших игрушках вредные вещества просто отсутствуют или в разы ниже допустимых норм», — поясняет Ирина.

Сертификация позволила бизнесу выйти на новый уровень — продавать игрушки широкому кругу людей и предоставлять игрушки в учебные заведения.

Кроме того, Агентство развития бизнеса помогло с участием в Рождественской ярмарке, которая проходит в эти дни в МВЦ «Сибирь» (работает до 14 декабря включительно), оплатив аренду и дополнительное оборудование выставочного стенда, регистрационный взнос.

Вероника Головчиц специально для Newslab
фото Алины Ковригиной


Junior Frontend React разработчик Torgbox

Smm - менеджер в Luisa Spagnoli Группа компаний ЕВРОСТИЛЬ

Самое читаемое


Junior Frontend React разработчик Torgbox

Бармен-официант Новотель и Ибис Красноярск центр

Менеджер маркетплейсов Афалов Алексей Владимирович

Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм.


Она пришла, это самая квитанция, говорящая о том, что надо топать и общаться с Почтой России на её территории. Конечно же, это была некоторая неприятняа история, но необходимая для получения того, что в дальнейшем оказалось праздником, случившимся вот так вот, просто вдруг!

Вопреки ожиданию посылка оказалась вполне внушительных размеров, упакованная в полиэтилен серо-синих цветов почты РФ, весом в 2 кг, и она едва влезла в мой городской рюкзачок.

Дома, вооружившись режущим инструментом, я стал вскрывать почтовую упаковку. И вот только коснулся её целостности, как сразу же в воздухе завитал запах дерева, не просто дерева, а кедра, именно его: ни с чем не сравнимый, тонкий, смоляной с оттенком мёда.

Из полиэтилана на свет я извлёк деревянную коробочку-пенал, с малюсенькой пимпочкой на крышке, для удобства открывания. Вот - мелочь, а приятно, что обо мне позаботились, что не надо искать подручный инструмент, чтоб сдвинуть плотно подогнанную крышу пенала.

12.jpg

Небольшенькое усилие, крышка сползла в сторону и взору открылась картинка: кусок цельного дерева, испещрённое линиями, каждой из которых - отдельная фигурка чётко угадываемого зверя, птицы, змеи, крокоила. Это были не просто линии - это были разрезы вдоль контура этих фигурок.
Улыбка сама собой поползла вширь. настолько удивительными, непохожими и одновременно чётко прослеживаемыми контурами линий этих забавных сущств, оказалась эта начинка. Руки просто сразу же потянулись извлечь из коробки "добчу". Первым оказадся слон - самая большая фигурка. За слоном, под хохот домочадцев был извелён не то хомяк, не то мышь. Крокодил вызвал неподдельный интерес младенца. сидящего у мамы на руках, ребёнок как-то сразу потянулся к этому кусочку дерева. который для пятимесячного малыша явно не вызывал никаких ассоциаций, но что-то же в нём было, раз маленьким ручонкам захотелось прикоснуться этой игрушке.
И вправду, такое чувство, что каждая из фигурок светилась каким-то незримым светом, вполне осязаемым теплом, какой-то, я бы даже сказал, ласковостью. При этом они и впрямь были хорошо обработаны, ни одного заусенца, ни одной грубой неуместной шероховатости. Каждая сторона блестела прикосновением острого инструмента и наждачной бумаги. Под пальцами ощущалась приятная фактура дерева, чуть масляная на ощупь, от добротной пропитки.
Удивительно. По своему - вкусно. Конечно же - очень радостно!
Странное чувство. Даже неловко признаться, но придётся: захотелось просто поставить на полку и чтоб всё это стояло в хорошем освещении, дорогим сувениром. И не давать детям, чтоб не испачкали, не обмусолили. Вот бывает же.. Кака нелепица: игрушка детская, а хочется оставить себе.

Народ, оказывается мы настолько избалованы пластиковыми вещами, синтетикой, искусственностями, что прикосновение к живому рождает вот такие чувства, как описал выше: какую-то детскую жадность и желание себе, себе любимому. Смешно. правда.
Безусловно я отдам это выразительное чудо своим детишкам, чтоб играли! Чтоб их руки соприкасались с настоящим: с настоящим материалом, с настоящим искусством, мастерством сделать из хорошего, добротного что-то очень выразительное, радующее глаз, радующее прикосновение, и, конечно же, утешающее обоняние: не что-то там, а берёза, кедр, масло.

Нужно! Очень нужно, чтобы в жизни было это самое - настоящее! Не подделка под природу, а именно сама природа. Природа леса, природа творчества, природа человека, природа красоты! Чтоб было напоминание, что все мы родом из детства! И кому-то когда-то ведь недостало таких игрушек, а у кого-то было что-то очень похожее - везунчики! - и в памяти сохранились приятные переживания от прикосновения к настоящему, живому!

Спасибо вам, ребята и девчата из Таят, за ваш труд, за радость, которую вы дарите!
Удачи, творческих поисков, открытий и реализации. Ваши игрушки несут в мир красивое, доброе. Настоящее!


PS. Добавлю, как это выглядит вживую. Это выглядит дорого! Выглядит так, что даже если вы Директор. даже если Президент крупной компании, да хоть и страны, то вам - уверен - будет в радость разместить это чудо у себя в кабинете,если не на столе, то точно в интерьере, чтобы привнести в пространство человеческого тепла, радости, света!

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Деревянные Игрушки Русского Севера

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Читайте также: