Деревянные игрушки народное творчество

Обновлено: 01.05.2024

Народная Богородская игрушка Курочки на кормушке клюющие - богородские игрушки очень интересуют малы..

Деревянная Трещотка круговая, из дерева - русский народный музыкальный инструмент, одним движением р..

Деревянный набор Грибочки на поляне 15 шт, 45/786 - отличная игра для самых маленьких. Каждый грибоч..

Трещотка пластинчатая, 11 пластин, дерево (массив осины) - русская деревянная игрушка Трещотка - уда..

Деревянная погремушка маракас с горохом Леснушки L0311 - идеальный вариант в качестве первой игрушки..

Деревянный Дергунчик Емеля - выполнен из натурального дерева. Ступни и ручки игрушки закреплены на р..

Деревянная погремушка Хлопушка "собачка" - игрушка на ручке, трещётка, кастаньеты или музыкальная иг..

Гриб с винтом Леснушки - отличный пример, когда деревянная развивающая игрушка для малыша одновремен..

Деревянная Матрешка "Курочка Ряба" 5 персонажей - это замечательная матрешка из дерева, которая соде..

Деревянная игра Блошки в плошке - старинная народная игра, рекомендована детям от 5 лет, родителям, ..

Игра на ловкость из дерева Поймай мяч тройной RNToys Д-128 - тренажер для развития координации движе..

Матрёшка «Ромашки», синее платье, 5 кукольная, 18 см - состоит из 5 расписных куколок, очень красив..

Деревянная Матрешка "Репка" - включает 6 персонажей — дедушку, бабушку, внучку, жучку, кошку и совсе..

Ткацкий станок + 6 цветов ниток - поможет девочке попасть в русскую народную сказку и почувствовать ..

Сувенирная Матрешка Красная шапочка 5 мест - способствует развитию связной речи, моторики пальцев, к..

Деревянная Матрешка Три поросенка 5 в 1, 5 персонажей - данный набор матрешек состоит из пяти деревя..

Ложка деревянная расписная - выточены из берёзы, поверхность грунтованная, расписана масляными краск..

Матрёшка Теремок, 7 персонажей - традиционная матрешка популярна благодаря своей оригинальной констр..

Маракас музыкальный, Деревянная погремушка - детский музыкальный инструмент из дерева - не только по..

Деревянный Грузовик Полуторка с дровами, массив сосны (неокрашенный) - грузовичок прорвётся сквозь л..

Народная игрушка – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас. Представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

В отличие от современных игрушек, русская народная игрушка лаконичная и вместе с тем многозначная, несет определенный смысл и настроение. Она развивает воображение детей, знакомит с обычаями, бытом и религиозными верованиями предков. Русские народные игрушки многообразны. Это и свистульки из глины, и всевозможные расписные статуэтки, матрешки, куколки из соломы, тряпичные куклы-обереги, резные фигурки из дерева. Особенно интересны древние игрушки предков для детей. Многие из них можно сделать своими руками буквально за один вечер. Работать с натуральными материалами приятно, полезно и увлекательно. Не откажите себе в удовольствии.

Что такое народная игрушка?

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Почему народная игрушка используют как средство развития детей?

Народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Игрушка отражает мир самого человека, его природное окружение, мир его культуры. В этом качестве она – способ передачи материального и духовного опыта общества, и самого важного, вневременного, и актуального своей исторической конкретностью.

Из какого материала делали русские народные игрушки?

Для изготовления игрушек на Руси издавна использовали 4 вида материалов:

  • Дерево. Фигурки вырезали из мягких пород: липы, ивы, тополя, ольхи, каштана.
  • Глина. Одна из наиболее традиционных областей русского народного искусства – глиняная игрушка.
  • Ветошь. Износившуюся одежду, мешки и постельное белье в старину не выкидывали, а делали из них куклы-обереги.
  • Солома. Почти на каждый праздник древние славяне изготавливали гигантские соломенные фигуры.

Использование Русской народной игрушки в учебных заведениях ДОУ:

  • младшая группа
  • средняя группа
  • старшая группа

Народная игрушка в детском саду – это и матрешки, и дымковские коники, хохломская деревянная посуда, богородские забавы и прочие. Она может быть обыграна и в ролевых сюжетах, и развивать логическое мышление (например, сбор матрешек). Использование народной игрушки закреплено в программе дошкольного воспитания "Детство". Русская народная игрушка рекомендована для осуществления задач эстетического воспитания – на практике это происходит в основном на уроках ИЗО.

В нашем магазине вы найдете разнообразные и интересные варианты русских народных забав, игрушек, элементов народного творчества, которые помогут рассказать детям о нашей широкой и богатой культуре.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

В древней Руси игрушки несли не только привычный нам смысл, они были обычной частью обихода и иногда имели тайное назначение, которое было хорошо понятно в те времена. Такие предметы создавались из доступных материалов: дерева, глины и лоскутов ткани. Использовались национальные орнаменты и другие узоры, подсказанные природой и сказочными мотивами.

Свистульки из глины

Такие игрушки основаны на древних ритуалах знахарей и целителей, которые держали связь с потусторонними силами. Ритуалы всегда сопровождались звуками различных музыкальных инструментов. Цели были разные: одни звуки привлекали добрых духов, другие отпугивали злых, помогали управлять стихиями для повышения урожая призывая дождь, для обработки зерна призывая ветер. Фигурки для детей были вовсе не для игры, а как амулет, оберегающий от злых сил.

Наиболее известным промыслом является заречная слобода Дымково близ Вятки (Кировская область). Редко можно встретить человека, который не слышал про дымковскую игрушку с исконно русской росписью. Свистульки выполнялись в виде диких и домашних животных с росписью символами расцветающей весной природы.

Такие игрушки выполнялись в трёх вариантах:

  • с внутренней полостью, от размера которой зависела высота издаваемых звуков;
  • с отдельным свистком, который исполнялся в стиле самой игрушки;
  • с возможностью добавления воды, что позволяло издавать практически соловьиные трели.

Часто в рамках гончарного промысла изготовлением изделия занималась вся семья. Мастер брал на себя изготовление свистка, а менее ответственную работу по созданию фигурки поручал жене или детям. Так как свистульки пользовались гораздо большим спросом, чем другие игрушки, то мастера стали оснащать соответствующими отверстиями все свои изделия, иногда в весьма нестандартных местах. Эти глиняные изделия были своеобразной рекламой для другой продукции основного гончарного промысла: горшков, мисок и прочей посуды.

Менее известен, но в свое время весьма популярен, был промысел в деревне Жбанниково Нижегородской области. Жбаниковские глиняные изделия имели особенную треугольную форму и три точки опоры. Использовались образы всадников, сказочных птиц и другие образы.

Мастера соревновались в уникальности звуков и даже иногда создавали целый оркестр из одной свистульки. Отверстия могли быть где угодно: в хвосте, рогах и других местах игрушки. Особенностью игрушки была роспись: на фон одного цвета наносилась роспись из узоров и точек, зачастую идеи для росписи заимствовали из других промыслов.

Дагестанские промыслы также содержат подобные изделия. Причем известны сложные ритуалы, которые начинались с замеса глины под народные песни и заканчивая национальной росписью. По результатам торгов в настоящее время цена на такие изделия легко достигает цены в 80 000 рублей.

Солома и лоскуты ткани

Старые детские игрушки могли быть проще, а могли быть на уровне самых дорогих современных авторских работ. Простые куклы изготавливались из обрывков ткани и наполнялись золой. Причем лоскуты брались с ношеной одежды, для передачи ребенку силы рода. Иногда ее ещё и заговаривали для защиты от болезней, тогда они носили название «лихоманки» или «лихорадки». А на подарок шили праздничную одежду из новой ткани и изготавливали украшения.

По древним поверьям, кукла имела свою душу, и она могла подсмотреть семейные секреты и рассказать их посторонним. Поэтому куклам не делали глаза и рот, вместо лица у них была гладкая ткань. Есть несколько вариантов кукол, различающихся по территориям изготовления:

  • основание-палочка, носит названия столбушка, лучина, полено, чурка и т.п. — это палочковые куклы;
  • крестообразное основание — крестушка;
  • полностью созданная из лоскутков, завязанных узлами — узелковая;
  • основа мешочек с наполнителем — набивная кукла.

Северные регионы изготавливали палочковые куклы, на юге — набивные, у которых была большая голова, особенностью центральных регионов было то, что части набивной куклы изготавливались отдельно и сшивались. Набивка несла свой смысл: голову наполняли женскими волосами или шерстью животных, а иногда использовали клубок для вязания, что настраивало девочку на рукоделие или связывало с богиней, прядущей судьбу Макошью или Параскевой Иконийской, покровительницей семейного очага. Для тела использовали тряпки или золу, которая связывалась с силой огня.

Такими же безликими были куклы из пеньки, льняных веревок и соломы. Сделать их было легко и просто: волокно или солома перегибались и перевязывались нитками, лоскутки служили одеждой, причем всегда в наряде использовали красный цвет.

Только к XIX веку такие изделия стали игрушками. Именно с этого момента у них появляются лица, которые в начале рисовали углем, а позже красками, а также делали вышивку или аппликацию. По их чертам и одежде можно определить их сословие: крестьянка, обеспеченная горожанка или барыня.

Игрушки из дерева и кости

Самой древней найденной куклой можно считать фигурку, вырезанную из кости мамонта, которую нашли на территории современной Чехии. Приблизительный возраст 30-35 тыс. лет.

Считается, что из дерева игрушки начали делать около IX века. Первоначально они, также как глиняные, выполняли роль оберегов. Наиболее красочные куклы изготавливали в Троице-Сергиевой лавре, где тонкая выделка и окраска достигла таких высот, что купцы заказывали большие партии для перепродажи в столице. Популярны были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными репродукциями домов. Стиль оформления определял цену: для простого люда кукол расписывали краской или приклеивали недорогой наряд, а эксклюзивных кукол наряжали специальные одевальщицы, которые использовали самые дорогие ткани (шёлк, бархат, атлас), кружева и другие материалы.

Знамениты были промыслы села Богородское. Оригинальность изделиям придавала резьба и подвижность отдельных деталей. В качестве знаменитого примера можно привести «богородских кузнецов»: мужик и медведь по очереди бьют молотами по наковальне. Максимальное развитие промысла отмечено с XVIII по XIX век.

Каждая область имела свои особенности. В Нижегородской области была популярна топорная балясинка, вырезали её при помощи самых доступных инструментов — топора и ножа. Грубая работа имеет свое очарование. Идеями служили народные легенды, сказки и природа.

В ХХ веке кустарное производство стало нерентабельным, а с открытием фабрик и вовсе исчезло. После революции именно в Загорске (в советские годы, ныне Сергиев-Посад) решили возродить традиции. Кроме фабрик народной игрушки здесь создали даже научно-исследовательский институт игрушки и специализированное учебное заведение.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал !

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р. М. ГЛИЭРА
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
236017 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; glier - school @ mail . ru

hello_html_11644586.jpg

hello_html_87cd1c4.jpg

Методический материал по народному творчеству

Разработала Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель отделения музыкального фольклора

МАОУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра

Введение

Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

Функциональные свойства народной игрушки

На территории расселения восточных славян археологами были обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Несомненно одно – в прежние времена игрушки выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее. Народные игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Фигурки коней и птиц, женщина-кукла – эти образы дошли до нас с тех древних времен, когда им приписывали магическое значение.Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. То, что игрушка являлась для ребенка одновременно и оберегом, объясняет еще и тот факт, что «в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений. Поэтому погремушка или мяч изображали Небесный мир, и в руках ребенка они должны были защитить его от темных сил, как бы соединяя его с силами добра» 1 .

В Пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В Тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. 2

Народная игрушка привлекает внимание и своей простотой. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» 3 .

hello_html_1ea18076.jpg

Как любое произведение искусства, народная игрушка – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. «Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве» 4 . Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность, вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Классификация народных игрушек

Деревянная игрушка

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы. Самые простые экземпляры деревянных игрушек представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

hello_html_26013d43.jpg

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями.

Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Панка . Так называется северная кукла. Она представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Единственное, что может украшать панку, это выжженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно и торжественно. Ученые видят в панке отголоски древнего культа предков: на Севере, например, существовал обычай ставить перед избой деревянные столбы с резными головами, одетые в настоящую одежду, - памятные изображения хозяина и хозяйки. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.

hello_html_m548e8019.jpg

Северные коники . У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая головка. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Существуют и коники-каталки, их делали вплоть до начала ХХ в. Разновидность каталок – каретки. Такая фигурка похожа на двухголовое фантастическое существо. Роспись условная: на красно-оранжевом фоне косые кресты, клетки, черные штрихи. На задней стенке каретки рисовали колесо, в которое вписывали кресты. Ученые объясняют, что это не что иное, как небесные огненные кони, влекущие солнечный диск. Образы эти пришли в народное искусство из мифологии. Устойчивые сочетания коня и солнца, коня и красного цвета еще долго сохранялись в ее оформлении.

3 — черновая обработка;

4 — чистовая обработка и выжигание узора штампиками.

hello_html_796344b5.jpg

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

hello_html_m4728be53.jpg
hello_html_m3c022856.jpg

hello_html_m740c23e3.jpg

Детям на радость, взрослым на удивление создают народные мастера свои произведения. Ковернинский район является центром хохломской росписи. Он известен, прежде всего, древним торговым селом Хохлома, давшим название уникальной расписной посуде. Мастера-надомники, жившие в близлежащих деревнях, также точили и расписывали деревянную посуду, а некоторые и игрушкой баловались, делая погремушки, свистульки и другие изделия. Ни в каком другом месте не найти такого изумительного травного орнамента.

Третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада (Подмосковье).

Мастера Подмосковья предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь.

hello_html_m729ff73d.jpg

Богородская игрушка . Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Самая знаменитая из богородских игрушек – «Кузнецы». Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне. Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы. Балансом для таких игрушек служит деревянный шарик, который подвешен под кругом. Такой баланс использован в известной богородской игрушке «Куры по кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать зёрна, причём двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди.

hello_html_87cd1c4.jpg

В игрушке «Дергун» тоже использована обычная веревка. Чаще такие игрушки изображали сову или медведя. Дернешь за веревочку – и сова взмахивает крыльями, а медведь забавно разводит лапами.

Матрёшка

hello_html_m15397cf8.jpg

Матрешки – это красочно расписанные куколки, выточенные из дерева на токарном станке, разъемные, полые, внутри которых находятся такие же матрешки, только меньше росточком. В одной такой деревянной форме может находиться от трех до семидесяти и более матрешек, мал мала меньше. Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? «Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России. Имя Матрона означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь». 5 Происхождение образа матрешки в форме разъемной расписной деревянной куколки имеет несколько версий, по по

воду которых до сих пор идут споры. Суть споров сводится к следующему: является ли матрешка оригинальным русским явлением или это вариант японского изделия?

Как свидетельствуют многие источники, первая в России матрёшка появилась в Москве в конце XIX века. В начале XX века она перекочевала в Подмосковье, в Сергиев Посад, а всемирную славу в середине столетия ей принесла Нижегородская земля. В двадцатом веке именно семеновская матрешка стала своеобразным символом России, ее визитной карточкой.

hello_html_m71bf74e5.jpg

У Сергиево-Посадской матрешки, расписываемой гуашью или масляными красками, вид был более скромным, будничным, а семеновская матрешка, расписанная анилиновыми красителями, благодаря цветовому строю и разнообразию формы стилизованных узоров производила праздничное декоративное впечатление. Постепенно, как и за росписью хохломской посуды, за росписью матрешек закрепилось название семеновская роспись, предполагавшее наличие общих черт и чистоту стилистики. Как замечает искусствовед Г. Л. Дайн, «в композиции семеновской, в отличие от загорской (сергиевопосадской), акцент делается не на самой форме и лице куколки, а на росписи, будто ради этой росписи и делают в Семенове матрешку…». 6

Классификация матрёшек

hello_html_mc48bf24.jpg

hello_html_3f1d046f.jpg
hello_html_m69fc27ea.jpg

hello_html_1a8bd6e3.jpg

Тайна успеха русской матрешки кроется в удивительной целостности и гармоничности образа, её совершенной, пропорциональной форме, в продуманном, декоративном орнаменте из цветов и трав. В матрешке нашло свое воплощение фольклорно-сказочное начало народного понимания красоты. Одним словом, секрет этого классического создания – в чистоте народного стиля, в яркой праздничности и своеобразии.

Заключение

«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути» (народный мастер Н. Фролова).

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как обще- признанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей (и взрослых тоже), глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Любите народную игрушку, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней и она подарит вам радость!» Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Список использованной литературы:

Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.

Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Читайте также: