Деревянные игрушки в древней руси

Обновлено: 06.05.2024

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

«Вымершие» предметы славянского быта


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода./Фото: www.myhome.ru

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Русская красавица с садником в руках./Фото: med-explorer.ru

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Стандартный печной набор: ухват, чапельник, кочерга./Фото: www.cheboksary.ru

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

Серп./Фото: assets.suredone.com

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Так выглядели жернова./Фото: nashridkup.com.ua

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Помело, метла и веник./Фото: prioritetinvest.ru

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Различные виды коромысел./Фото: static.panoramio.com

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

То самое старухино корыто.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Угольный чугунный утюг./Фото: budvtemi.com

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Недавно задумалась: как появились развивающие игрушки и кто первый начал их шить. А потом мне пришла мысль " Как вообще появились игрушки и что известно о их происхождении"?

Приглашаю почитать мою статью, надеюсь, будет интересно :)

Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.

Издавна содержание игрушек в основном определялось тремя группами образов:

1. Зверей и птиц.

2. Сказок, былин и других произведений народной фантазии.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 1

Кустарь-крестьянин, первый народный художник-игрушечник, в своей работе использовал природные материалы, которые он мог найти в лесу, на реке, — дерево и глину.

Но игрушки делали ещё и из других материалов: травы (соломы).

История возникновения игрушек на Руси, фото № 2

Золы (зольная кукла). Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 3

Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Многие известные компании, занимающиеся игрушкой, начала свою деятельность в 1890-х и 1900-х годах. Британцы начали делать игрушечных солдатиков, а затем игрушечные фермы, зоопарки, ковбоев и индейцев и железные дороги. Во время Второй мировой войны производство игрушек было в упадке. Возрождалась домашняя игрушка.

История возникновения игрушек на Руси, фото № 4

История возникновения игрушек на Руси, фото № 5

История возникновения игрушек на Руси, фото № 6

История возникновения игрушек на Руси, фото № 7

На картинках русско-народные игрушки. Но когда они были изготовлены я точно не знаю, к сожалению, очень тяжело в интернете найти игрушки старинных времен без подписей на фото. И если честно я была немного разочорованна тем, что не много информации о игрушках.

Напишите свое мнение было ли вам интересно читать эту статью и узнали ли вы что-то новое из нее.

Читайте также: