Дети с игрушками в годы войны

Обновлено: 18.05.2024

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в программе «Power Point» «Куклы военных лет», ножницы, ткань, носовой платок, нитки.

1. Организационный момент

Эпиграф «В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной»

- Дорогие ребята! В этом году наша страна отмечает юбилейную дату победы в самой страшной и затяжной войне. 9 мая мы уже встретим в 75 раз! Много мероприятий в этом году будет посвящено этой дате. Вот и сегодня у нас совсем невесёлый, очень серьёзный и очень взрослый классный час. Я очень хочу, чтобы вы внимательно и терпеливо выслушали всё, о чём мы будем говорить. Уже 75 лет мы живем в мире, где нет горя, разрухи и войны.

Вы будете взрослеть, и узнавать всё больше подробностей об ужасах военного времени, а сегодня мы попробуем посмотреть на войну глазами самых маленьких её участников-детей.

3. Основная часть

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ?

-Что для каждого из вас игрушка? В какие игрушки играете вы? (ответы детей)

Да правильно, у вас сейчас Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А задумывались ли вы, какими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки? И вообще была ли у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
(слайд)

Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек , сидя в бомбоубежищах, находя время между бомбежками. (Слайд)

Неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве . В годы войны игрушка для детей приобрела особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях, о близких людях. И я вам хочу сейчас рассказать о покупных игрушках предвоенного времени, которые помогли детям пережить ужасы и страх во время блокады Ленинграда. В 1941 году в окруженном фашистами городе оказалось 400 тысяч детей. Выживать в нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.

Куклы Ира и Юра, два пупса с серьезными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьезном для маленькой девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.(слайд)

А этот мишка помог двухлетней девочке вылечиться от страшной болезни — туберкулеза. Одна девочка в блокаду сильно заболела, лекарств тогда не было, родители работали. Однажды мама принесла игрушечного медвежонка и положила в кровать к ослабевшей дочке. Малышка поверила, что он живой, стала играть с ним, говорить, подружилась и неожиданно пошла на поправку. Произошло чудо — девочка выздоровела. Сегодня мишка выглядит потрепанным, но довольным, ведь он знает, насколько велика сила настоящей дружбы. (слайд)

Этот набор перчаточных кукол был собран десятилетними девчонками и мальчишками из своих домашних игрушек. Можно заметить, что игрушки разные: часть изготовлена на фабрике, а некоторые сделаны вручную. Ребята ходили по госпиталям и с помощью кукол разыгрывали небольшие спектакли для других детей, которые болели и лежали в больницах совсем одни. Эти игрушки до сих пор сохранились, они находятся в «Музее кукол» в городе Санкт-Петербурге. В этой экспозиции хранится более ста игрушек.

( слайды о куклах)

Дети проживали не только в городах, но и в сельской местности. Они, конечно же, тоже играли. Но покупные игрушки им были часто не доступны, но играть хотелось, они сами и с помощью мам, изготавливали их из того что было.

Брали полотенце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой.

Знакомство с самодельными куклами я начну с воспоминаний людей, чье детство выпало на эти тяжелые годы…

«В одной татарской многодетной семье умирал от голода ребенок, потому что нечем было кормить. И старая бабушка оторвав тряпицу от простыни, разжевала хлебный мякиш, завернув в тряпочку так, как делается узелковая кукла (слайд) и дала этому маленькому ребенку сосать ее в рот, для того чтобы он не смог мгновенно съесть эту кроху хлеба, жевал ее долго. Вот так появилась кукла «Жулька». Таких кукол делали не только в этой семье, но и в блокадном Ленинграде. Оказывается, та маленькая порция хлеба, которая давалась для того, чтобы ребенок, играя, потихоньку, понемножку высасывал и тем, самым получал хоть какое - то питание. И рассказывали о том, что до ниток протиралась ткань и ребенок таким образом играл с игрушкой, хотя бы на время забывал о горестях и страданиях которые его окружали, а с другой стороны он постепенно получал эту кроху хлеба и хоть какое то питание».

Давайте перенесемся в то время и попробуем сделать такую куклу.

Перед вами кусочек материала, нитка и небольшой кусочек ржаного хлеба

Возьмем хлебный мякиш, скатаем его в шарик

Положим его на середину материи и свяжем его ниткой (слайд)

Историю еще одной куклы я услышала от одной своей знакомой, которая поразила меня своей искренностью и простотой. Она произошла в Московском бомбоубежище.

«Перед самым началом войны, из далекой сибирской деревни в Москву приехала полуграмотная женщина, приехала для того чтобы понянчиться с внучкой, родители которой были врачами и должны были уехать на стажировку. Но тут началась война. Мобилизовали и маму, и папу, врачи ушли на фронт, а эта женщина осталась в непривычных для нее условиях огромного города, но еще и во время войны. И эта женщина помогает и соседям, и друзьям, и не знакомым людям, но деревенская закалка и народная мудрость помогали ей решать проблемы как то иначе. И вот оказавшись в бомбоубежище и увидев, как надрывается от плача один из детей, которого никак не может успокоить мать, снимает с себя кофту и головной платок, сворачивает ее и обвязывает платком (слайд, демонстрация изготовления куклы). И попав в руки малыша, эта кукла дала ему возможность переключиться и успокоиться». Девочка, бабушка которой сделала такую куклу, выросла, сама стала бабушкой, показала эту куклу, т.о. она вошла в историю и дошла до нас.

Р. Рождественский говорил «У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война» и мамы, чтобы скрасить жизнь своих детишек брали самые обычные предметы, которые были под рукой и не требовали небольших затрат и небольшого времени. Я вам покажу еще несколько кукол, того времени.

Бралась ложка, тряпочка. И ложка заворачивалась как грудной ребенок или как игрушка - пеленашка, с которыми можно было играть, а когда надоест разобрать и сделать другую. (слайд)

В деревнях, которых не коснулись бои, кукол, шили сами из белого холста, голову набивали опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли еще «омялками»), лицо раскрашивали химическими карандашами или углем. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались желтого цвета». Платье шилось из цветных лоскутков. (Слайд)

Также девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка. (слайд)

Когда цвёл укроп, отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. (слайд)

И, конечно, носовые платочки, которые раньше делали из обычной светлой ткани, края которых были обвязаны мулине. Девочки сами мастерили кукол. с которой можно было легко играть, рассказывать о своих переживаниях, доверять свои секреты (слайд) Когда в руках девочки оказывался пусть игрушечный, но ребенок, она чувствовала себя взрослой, Давайте и мы попробуем из обычного носового платка сделать такую куклу -малышку .

1.Берем носовой платочек;

2. Загибаем края платка к центру.

3.Скручиваем сложенный платочек трубочкой, так чтобы загнутые края оказались сверху.

4.Держа платочек вертикально, отгибаем один уголочек вверх.(слайд)

4. Заключительная часть

Мы сегодня с вами познакомились и с покупными игрушками военного времени, и игрушками – самоделками, и, даже попробовали сделать несколько кукол.

75 лет как закончилась война, а дети остаются детьми и по-прежнему играют в игрушки. Вы, сейчас имеете огромное количество игрушек, всевозможных гаджетов, и ценность игрушки для вас не так важна, как для детей военного времени, они жили совсем по-другому. Каждая игрушка была очень дорога, и каждую сделанную своими руками игрушку очень любили и берегли как самую дорогую. Их детство опалила война, но они выжили и выстояли.

А помогали им помнить, что они дети, — игрушки!

И в заключении я хочу спросить есть ли в ваших семьях такие игрушки из прошлого, которыми играли ваши прабабушки и прадедушки и они хранятся в ваших семьях как реликвия, как память (ответы детей)

Конечно, сейчас вы не будете играть в такие самодельные игрушки, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки. Но мне очень хочется, чтобы у каждого из вас была игрушка, которая останется с вами на долгие годы и перейдет вашим детям как память.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М. 2007.- 120 с.

2. Аркин, Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А. Аркин, -М.: 1995, -815 с.

3. Черкашин, Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин, – М.: Речь, 2016, - 6 с.

4. Шелехов, М.М. Солдатская кукла [Текст] : Читаем, учимся, играем / М. М. Шелехов // , -М.: - 2002. - С. 24-37



Шарль Бертран Д'Энтрейг (1851–1906) «По моему приказу»

Культура и история. Сегодня мы продолжаем рассказ об игрушках, собранных в «Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)».

У каждого из нас, верно, были свои любимые игрушки, но из-за того, что время у каждого из нас было своё, они, скажем так, несколько различались. Ну и плюс, конечно, темперамент, воспитание и окружение – всё это, безусловно, на «мир игрушки» влияет. Автор данного материала родился в 1954 году, в семье учителей, и… самыми моими памятными игрушками самого раннего детства были… большой рычащий плюшевый медведь, такой же, но поменьше, набитый опилками ушастый заяц и… одноглазая ярко-рыжая лиса в сарафане. С медведем я боролся на полу, такой он был огромный, а заяц и лиса… кем только они у меня не были! Настольной любимой игрушкой было заводное метро из раскрашенной жести производства Ленинградского завода металлоизделий.

В то время было много заводных изделий из раскрашенной жести, например, прыгающий и клюющий носом цыплёнок, катер-глиссер, который у меня всё время тонул из-за протечек в корпусе, жестяные пистолеты и автоматы. Для уличных игр у меня был огромный и страшно тяжёлый самосвал. Который я потом увидел и в музее игрушки.

Были деревянные конструкторы – строительные наборы и «деревенская изба» из брёвен – очень красивая, с открывающейся дверью и приятно пахнущая! Ну и, разумеется, конструкторы по типу «Меккано» – из «дырчатых» деталей, свинчивающихся на болтах.

Но тема игрушек, и прежде всего военных, меня особенно заинтересовала после того, как в одном из журналов «Техника-молодежи» военных лет, кажется за 43 год, я обнаружил интереснейшую статью, посвящённую советским военным игрушкам периода Великой Отечественной. Там говорилось, что игрушки продолжают выпускать разные артели, даже несмотря на войну! И, конечно, в основном это игрушки военные. Там были и фото, хотя очень плохого качества. А потом я узнал, что в Загорске существует НИИ игрушки и музей игрушки, и мне очень захотелось там побывать и всё как следует посмотреть.

Вообще, познакомившись с игрушками предвоенной поры, я пришёл к очень интересному выводу: мы победили в ВОВ ко всему прочему ещё и потому, что у советских детей того времени, пусть и не у всех, были просто замечательные игрушки, пропагандирующие именно то, что надо!

Возможность представилась в 1981 году, после возвращения из села, когда на местном ТВ я начал вести детскую передачу по техническому творчеству. Главред хотел сделать её максимально популярной и придумал ей название: «Давайте делать игрушки». И в каждой такой 30-минутной передаче я прямо на экране делал какую-то самоделку-игрушку. Девиз передачи был такой: «Не всякая игрушка модель, но любая модель может быть игрушкой!» Ну и во Всесоюзном конкурсе игрушек участвовал. И в конкурсе 1979 года, и 1980-го – посвящённого 110-й годовщине со дня рождения Ленина, и 1982-го…

Деревянные игрушки 50-ых стали уже похуже, чем были в 30-ые, но всё равно были очень хороши. Вы посмотрите, какие «кораблики» – любо-дорого смотреть!

По итогам первого в производство взяли вездеход-планетоход на шарах-колесах, на втором отметили премией танк «Борец за свободу», а третий был самый удачный – 2-ое место конкурса за модели танков Т-35, Т-26, Т-27, БТ-7 и ИС-2. Пригласили на завод «Огонек», в ассортиментный кабинет Минлегпрома СССР, куда я попал со своими мальчишками-кружковцами с ОблСЮТ и где им чего только не надарили, но самое главное – отвезли в Загорск в НИИ игрушки и в музей. Это было как в сказке – побывать там в 1984 году, когда он только-только разместился в новом здании. Думал тогда, что и дальше буду разрабатывать новые игрушки, но… не вышло. Хотя ТВ-передачи шли вплоть до 1991 года и по их итогам были написаны четыре книги, три из которых увидели свет.

Но умение делать игрушки даром не пропало! Дело в том, что у меня росла дочь, которая, как и все дети очень любила играть. Но вот денег у нас в семье на игрушки для нее не очень-то хватало. А кроме того у советских игрушек выявилась странная особенность, из-за которой основная их часть никому из нас не нравилась. Дело в том, что хорошая каждая сама по себе, они не образовывали игровых комплексов. То есть была кукла-девочка, но не было куклы-мальчика, была кроватка для куклы, но не было куклы, чтобы можно было положить в эту кровать, и так далее и тому подобное. Посуда для кукол или слишком большая, или слишком маленькая, мебель – ужасная, грубая и примитивная. И опять же – совсем не в масштабе. Не было игрушек, пропагандирующих сельское и домашнее хозяйство… То есть стиральная машина выпускалась, но купив к ней куклу, больше уже ни во что другое с этой куклой и машиной играть было нельзя.

А тут мы подарили дочери книгу, изданную в ГДР, где рассказывалось о детских кукольных домах. Текст мы прочитать не могли. Но там было много картинок, которые нас пленили самым совершенным образом. «А почему ничего этого у нас нельзя купить?» – спросила меня дочка, и что я мог ей на ответить? Потому что… так уж у нас получилось! О достоинствах и недостатках социалистической системы хозяйствования я, естественно, перед ней распространяться не стал.

Зато исповедовал одно очень хорошее, на мой взгляд, правило, взятое из фильма «Снежная королева» с артисткой Прокловой в роли Герды: «Детей надо баловать! Вот тогда они вырастают настоящими разбойниками!» И раз уж я не мог ей купить игрушки, то я начал их делать. Бывало иногда тяжело. Придёшь из института после трех пар утром и двух после обеда. Сидишь за столом и совеешь… А она подходит и спрашивает: «Папа! Ты не настолько сегодня устал, чтобы сделать мне пианино, а то мадам Дункан – так звали её главную наиболее масштабную по отношению ко всем другим игрушкам куклу – решила, что её дети должны учиться игре на фортепиано, и хочет его им купить!»



Вот оно, то старое, старое фортепиано… Очень памятное и очень… дорогое. Открывающиеся канделябры уже отвалились, увы. А ведь в них настоящие свечки вставлялись



Швейная машинка «Зингер». «Точь в точь как у бабушки»



Какой старый дом без сундука? И вот вам сундук!



А в нём хранится кукольное бельё

А ещё «семье Дункан» понадобилась мебель и посуда, чайные и столовые сервизы, едва – овощи, фрукты, колбасы, пирожные… Одежда и скатерти. Ну, одежду на всю их семью шила моя жена и как бы между прочим, в игре, научила дочку шить и вязать. Ну а всё остальное было делом моих рук. Включая и ружьё, которое «папа Дункан» купил в оружейном магазине Попова, а было оно системы Франкотта – это я в журнале «Нива» тогда прочитал. Не думал, что когда-нибудь буду писать об этой фирме и её оружии, да ещё и не в журнал, а на электронный портал!



«Семья Дункан» была очень передовой по своему времени. Был у них граммофон с пластинками. Очень было трудно склеить трубу, но… склеил!

Постепенно «семья Дунканов» получила желаемую обстановку, посуду, приоделась, а в выемке под окном ей была оборудована двухэтажная квартира!



Чайный сервиз из пластики. Жена лепила и обжигала, а я расписывал нитрокрасками



Ещё один сервиз



Супница, соусник, пирожки и… «еда на тарелках»



Сервиз «Белая утка»



А это кукольные сладости



И опять тарелки с едой



Для сравнения кукольный сервиз из Мейсена

Дочка выросла и всё это убралось на хранение. Человеком она получилась разносторонне развитым, ко всему готовым, мастером на все руки. Защитила кандидатскую диссертацию в Москве, 18 лет преподавала у нас в университете ПР и рекламу, ну и сейчас не бедствует, а занята интересной и хорошо оплачиваемой работой.



А вот эту карету я сделал для дочери в 1987 году во время учёбы в аспирантуре в Куйбышеве. Ошалел, знаете ли, от всех этих историко-партийных документов и партийного руководства отечественной вузовской наукой и… сделал!



. вместе с кучером и пассажирами. А вот коней не смог сделать. И купить не смог, не было их тогда

Но тут у нас появилась внучка. И когда она подросла, ей тоже понадобились игрушки. Правда, сейчас игрушки стали выпускать как раз так, как мне и хотелось в 80-ые годы и о чём я, кстати, опубликовал большую статью в журнале «Рационализатор-изобретатель», то есть – игровыми комплексами. Если куклы-женщины и куклы-мужчины самого разного масштаба, то и под каждый масштаб имеются аксессуары. Продаются кукольные домики и всё, что в них можно поставить. Но… при всём при этом наши старые самодельные игрушки оказались даже более чем кстати. Опять-таки всё же не купишь!



С внучкой стало проще: всё можно купить, но – главное, полно красок, клея и материалов. Вот этот автомобиль сделан из картонажных упаковок из магазина «Магнит»



Простенькая мебель из палочек-мешалочек для кофе. Любой может сегодня сделать и порадовать детей и внуков



Многие взрослые по наивности считают, что дети сами могут играть. Могут, но плохо. Чтобы от игры была польза, её нужно организовать и обеспечить всем необходимым. И более того, показать, как играть, придумать сценарий… Вот, например, «игра в школу»



А это уже второе поколение семьи Дункан накрывает стол к чаю



Это тоже какая-то их родня, но в подробности семейных связей Дунканов я уже не входил. Там сам чёрт голову сломит, как и положено в благородных семействах

Понятно, что куклу вроде модной Барби самому не сделать. Но… покупать для неё автомобиль за 3000 р., на мой взгляд, слишком накладно. Но… можно сделать! Взяли и сделали, сначала один, потом второй, а затем и школьный автобус – возить малышей (а их постепенно набралось с целый класс!) в школу. Благодаря наличию всевозможной посуды, можно устраивать куклам чаепития, обеды, ужины. При этом ребёнок незаметно для самого себя учится сервировать стол и… хорошим манерам поведения за столом. Вспоминаю своё детство… Учить держать вилку в левой руке, а нож в правой меня пришлось перед поездкой в Болгарию весной 1968 года. Мою дочь этому учить уже не пришлось, она выучилась этому в игре. А внучка… её и учить оказалось не надо. Как-то это умение передалось ей по наследству, хотя все учебники говорят, что «культура по наследству не передаётся». Передаётся и ещё как!



В прошлом материале были показаны фотографии кукол великих княжон. Сегодня мы можем покупать куклы не хуже. Та же французская фирма, тот же фарфор… И правда, чем наши дети хуже царских детей?!



Кукла-индианка. Платье на ней пообтёрлось и жена с дочерью сшили ей новое…



У меня тоже есть «своя кукла» – японский самурай. Хочу сделать ему настоящие мечи, но как-то всё руки не доходят

Ну и кроме того, когда отец и мать делают ему или вместе с ним игрушки, они ещё его и воспитывают. Воспитывают личным примером, воспитывают трудолюбие, учат заботе о близких. «Я делаю тебе письменный стол, а ты моешь посуду! А бабушку мы освободим от работы, пусть отдохнёт!» И так вот в семье постепенно и возникает разделение труда. Без криков, попрёков, обид…



Кстати, к новогодней ёлке тоже можно делать игрушки своими руками. Вот эта пряничная избушка сделана из картона и расписных пряников всё из той же пластики!

К тому же это ещё и удовольствие, сделать своими руками что-то приятное для своих близких… Очень большое удовольствие!

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Нам захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому мы выбрали тему проекта «Игры детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставили перед собой цель : исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы : мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.

Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.

Онлайн - экскурсия по музею Санкт-Петербурга, изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи :

познакомиться с занятиями детей военного времени;

составить вопросы и провести беседы;

узнать игры военного времени;

рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

Воспоминания людей, являющимися «детьми» войны.

Работа с литературой, Интернет- ресурсами.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего мы пообщались с бабушками и дедушками, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё нами были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны научные статьи и произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.

Основная часть

1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее игры будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.

2 . Война и дети

Близится 75ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд. В стихотворении И. Савельевой отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны. У войны не детское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть… Поэты, рисуя портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза. Вот строки А. Барто из стихотворения «В дни войны».

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вывод. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3. Игры и игрушки детей войны

3.1. Из воспоминаний детей

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. К столбу крепили канат с петлей - этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат. Это было очень весело.

Блинова Нина Ивановна : «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович : «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна : «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна : «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна : «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2. Из архивных документов

Работая над изучением темы, мы нашли материалы, которые хранят документы о том, как в годы Великой Отечественной войны наш край принимал эвакуированных из Ленинграда детей. Например, из блокадного Ленинграда было вывезено в Пермскую область около 10 тыс. детей. Спасение нашими земляками ленинградских детей - это была целая героическая эпопея. Большинство артистов Ленинградского театра оперы и балета вывозили с собой семьи. Дети из блокадного Ленинграда с собой брали игрушки, ведь они напоминали о семье, в которой ребятишек любили. Сейчас в Санкт-Петербурге есть музей игрушки, Санкт-Петербургский музей игрушки, первый частный музей города, создан в 1997 г.

Музей собирает игрушки не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства. В этом музее кукол есть экспонаты, которые можно рассматривать только с особым, щемящим чувством. В экспозиции представлены игрушки не только пережившие Великую Отечественную войну, но которые помогли эту войну пережить своим хозяевам. Есть, например, игрушки, которые отцы дарили детям, ненадолго возвращаясь с фронта домой. И часто они были последним подарком.

Игрушки во время войны были роскошью. Их нельзя было купить, но можно выменять. За кукол приходилось расплачиваться хлебом. К новым хозяйкам они попадали уже в потрепанном виде, но вряд ли от этого становились менее ценными.

3.3. Из материалов Интернета

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомилась с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации тоже оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок.

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту.

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

3.4. Из художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Всё меньше среди ветеранов остаётся тех, кто может, как очевидец и участник рассказать о том, чем же была война для нашей Родины. Поэтому особенно ценно для нас, подрастающего поколения, творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина « Кукла ».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.

На основании результатов данного исследования мы узнали о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Нами было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Она подтвердилась: - игрушки напоминали о мирном прошлом, о семье, в которой детей любили; - игрушка нередко спасала детей, семью; - игрушка была верным другом. Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей. Дети войны выжили и выстояли, благодаря играм научились дружить, заботиться о слабых, взаимодействовать в коллективе!

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»


"Над проселочной дорогой Пролетали самолеты. Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи. "

Д. Кедрин

Дети Великой Отечественной войны Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в

Дети Великой Отечественной войны

Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.


Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.


Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.


Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.


Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи: 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Игры и игрушки военных лет"»

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи : 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Коллекция кукол библиотекаря школы №5-Хамитовой Маргариты Раисовны





« Дорогие» игрушки военных лет

« Дорогие» игрушки военных лет


«Елка победы» Дед Мороз с автоматом на руках

«Елка победы»

Дед Мороз с автоматом на руках

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Моя бабушка-Ширяева Галина Алексеевна

игры 40-х годов- отражение военной поры

игры 40-х годов-

отражение военной поры

любимой игрой у ребят была лапта зимой мальчишки катались на таких штуках

любимой игрой у ребят

зимой мальчишки катались на таких штуках

занятие пускать кораблики

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Читайте также: