Дети счастливые с игрушками

Обновлено: 20.05.2024

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Как новая мама, я попала в ловушку постоянного приобретения новых игрушек, которые, как я надеялась, будут стимулировать разум моего сына или, по крайней мере, держать его занятым, пока я готовлю обед. Но казалось, что чем больше игрушек я покупаю, тем меньше он интересуется ими.

Оказывается, он не одинок: согласно новому исследованию, малыши играют дольше и счастливее, когда на выбор остается меньше игрушек. Более того, исследователи говорят, что меньшее количество игрушек означает больше возможностей для творчества, воображения и развития навыков.

Исследователи из Университета Толедо поместили детей младше 3 лет в комнаты с четырьмя или 16 игрушками. Исследователи наблюдали за игровыми привычками и отмечали, что малыши с четырьмя игрушками «больше времени играют с одной игрушкой, что позволяет лучше сосредоточиться на исследовании и играть более творчески».

Даже если вы уже совершили слишком много поездок по проходу с игрушками в магазине, исследователи говорят, что это может помочь просто включить варианты вращения. Это, по их словам, предоставляет «возможности для новизны без отвлечения внимания от наличия слишком большого количества игрушек».

Когда у нас появился еще один ребенок, я сократила количество игрушек, и результаты оказались почти такими же, как у исследователей. Теперь вместо загроможденной гостиной с корзинами давно заброшенных игрушек мой 2-летний ребенок выбрал несколько книг и игрушек. Когда я вижу, что какие-то игрушки остаются нетронутыми, я обмениваю это на что-то новое.

Мой сын счастливее. Мой кошелек счастливее. Мой желудок стал еще счастливее, когда я успеваю готовить ужин, пока он играет.

Возможно, мне понадобилось немного времени, чтобы выучить этот урок, но, похоже, это был тот, который многие другие приняли быстрее. В этом году многие родители предпочитают проводить Рождество без игрушек и поощряют других в своей жизни дарить подарки, основанные на опыте, а не те, которые загромождают гостиную.

Когда вы начинаете осознавать магию в сокращении игрушек, следующим логическим шагом является применение его к другим сферам вашей жизни. Если малыши счастливы с четырьмя вариантами во время игры, не думаете ли вы, что вы чувствуете то же самое, когда одеваетесь? Или когда решаете что приготовить на ужин?

Как сказала в своем эссе удивительная Элли Касазза: «Как избавиться от вещей, которые спасли их детство», и родители, и дети преуспевают, когда их не отягощают вещи:

«Когда я забрала большинство игрушек своих детей, я подарила им дар воображения. Когда я отпустила все дополнительные наборы посуды, я подарила своим детям дополнительный час с ними в конце дня, который в противном случае был бы потрачен на мытье тарелок. Когда я упростила их шкафы, я вернула им внимание матери, которая больше не тонет в циклах стирки. Когда я вычистила нашу семейную комнату и выключила телевизор, я дала им время связаться со мной и друг с другом. Все решения, которые я сделала, все, что я убрала из нашего пространства, все это давало моим детям больше минуты с их мамой».

Теперь наука доказывает это: дети счастливее с меньшим количеством игрушек. И вы, вероятно, тоже будете!

Не стоит загромождать детскую комнату бессмысленными игрушками!

Нет ничего более удовлетворяющего родителя, как «чистка игрушек», этот великолепный опыт, когда вы собираете и жертвуете ВСЕ игрушки, с которыми ваши дети больше не играют, и вывозите их из дома. Я права?? Ооооо, что чувствуете себя хорошо! Что ж, теперь, как говорит наука, хорошая «чистка игрушек» не только помогает вам чувствовать себя хорошо, но и полезна для ваших детей.

Да! Ваши дети на самом деле счастливее с меньшим количеством игрушек! Это лучшая новость!

Недавнее исследование «Поведение и развитие детей грудного возраста» говорит о том, что вы всегда знали как мама: вашим детям не нужно столько игрушек. Исследование показывает, что дети, которые окружены меньшим количеством игрушек, веселее и здоровее. В частности, исследование проверило 36 малышей в возрасте от 18 до 30 месяцев. Они поместили половину группы в комнату с четырьмя игрушками на 30 минут, а другую половину – в игровую комнату с шестнадцатью игрушками на 30 минут.

Малыши, у которых было четыре игрушки? Счастливее! Да! Исследователи обнаружили, что дети с меньшим количеством игрушек также более активно занимались игрой. Наличие меньшего количества игрушек также позволило им быть более креативными в своей игре, используя одну игрушку несколькими способами, вместо того, чтобы просто перейти к следующей доступной игрушке.

Исследователи говорят: «Это говорит о том, что другие присутствующие игрушки, возможно, создали источник внешнего отвлечения, провоцируя участников отказаться от игры с игрушкой под рукой, чтобы исследовать другую».

Нижняя линия? Пришло время выбросить около половины игрушек ваших детей, если вы хотите помочь их концентрации внимания и творческому подходу. И доступное пространство в вашем доме! Скажите бабушке, чтобы в этом году тоже не переборщила с днем рождения ребенка! Как насчет оплаты за день в зоопарке или детском музее вместо множества новых игрушек?

Я согласна на 100% с этим исследованием, и я думаю, что мы должны распространить информацию. Кто еще готовится очистить игровую комнату? Давайте сделаем это!

Всем привет)) Благодаря NienelParshina и ее топикам про пса Джека, я познакомилась с Натальей Vesnavosne. И обзавелась маленьким хранителем — милым пёсиком. Назвала его Малыш. Он метис. Мама помски, а папа бордер-терьер. В результате получилось бородатое чудо.

Пёся прибыл в аккуратно упакованной коробочке. И еще привез подарок — чудесные ткани. Как и полагается, у Малыша есть паспорт. И когда я взяла его в руки, не смогла оторваться. Эти глазки -бусинки покорили мое сердце. Сидит сейчас в коробочке и улыбается. Сегодня Малыш поедет со мной в зал. А 18 июня мы с ним поедем на конкурс. Пёсик станет моим талисманом. А сейчас фото.

Ямогу: Занимаюсь авторской куклой (шарнирные и интерьерные).

Ямогу: Тут размещена вся информация о полиуретановых тиражах моих кукол.

Такой очаровательный. Это невероятный пёсик, такой конечно же приносит много-много счастья и радости))) поздравляю с такой чудесной встречей, она явно стала началом большой дружбы!

спасибо большое)) он милый и уютный. Такое счастье на ладошке. Эти глазки-бусинки просто крадут сердце. Да, теперь у меня появился друг и талисман, не считая конечно, двух хвостиков в квартире))

у нас шипперке и метис бордер-терьера. Тоже милые, ласковые, уютные. Шипперке совсем ручной, несмотря на породу. Пушистый и крайне ласковый.


Ооооой, обожаю таких собачек!))) Мечта просто.
У меня дома кыс по имени Тиграша)) он сложный ребёнок, с непростой судьбой и непростым характером, но любим его — он наш ребёночек)))


какой дивный малый. У нас тоже старшая собака Рексик, с непростой судьбой. Шипперенок рос в питомнике, у официального заводчика, а вот Рексю после смерти хозяйки оставили на улице, зимой, в мороз. Зато теперь Рексюша живет барином, спит на диване, обласкан и обцелован. Маффуша, шипозаврик, баловень)) И что ни говорил Наджарян, я позволяю хвостатым залезать на диван

Оооой, милота какая. ))) они такие тут удивлённые на этом фото: «Что?! Где?! Кто сказал сосиски?!»))))))
Такие милые собакены, просто чудо!)))
С детства мечтаю о собаке, вот думаю дочери завести через пару лет))) ждём, пока маленькая))

Спасибо)) я рада, что мои хвостики Вам понравились)) Я сама мечтала всегда о собаке. У нас первым появился чишечка. Милый ласковый клубочек Жан. Потом вот прибился Рексик. Но когда чишка умер, Рекс был просто вне себя от горя. Он не смог жить один. Психика поломана. Тогда моя коллега предложила первенца от своей пары шипперке. У нас появился Маффин, сын Мелани и Захара. Рексик принял несмышленыша, стал воспитывать. Так и живут вместе.

Обалдеть! Надо же, вот действительно после такого и как могут люди говорить о том, что у животных нет души… Те же люди, не иначе!
У нас котика с его братиками и сестричками подбросили в ветеринарную клинику новорожденными котятами. Конечно же, добрые работники клиники котят выходили и постепенно всех раздали в семьи. А наш Тиграша вот всё никак не мог свою семью найти, пол года жил в клинике.
И как-то я туда пришла со своим Барсичком, мой котик тогда страдал от инсульта и ходили на уколы два раза в день.
И Тиграша просто запрыгнул и улёгся на моё пальто. Сотрудники сказали, что точно мой клиент. Я позвонила своему молодому человеку (будущему мужу) и сказала, что есть вот такой котик, ищет дом… И он взял Тиграшку))) а потом, спустя пару месяцев, и я туда переехала))) так мы стали семьёй.

Клиника закрывалась в десять вечера и примерно в это время Тиграшка оставался там один. И позже, уже дома у нас, каждый день в это же время он начинал панически метаться по дому, а потом плюхался на пол и начинал грызть лапки — так он переживал, что опять один останется((( я его каждый раз брала на руки и успокаивала, и спустя много месяцев только перестал так делать…

Рексик первое время лаял в одиночестве и грыз все. И грыз свои лапки. Сейчас психика стабилизировалась, но все равно вспоминает прошлое… Тиграшечка у Вас просто чудесный. Очаровательный котик.

Хорошо, что Рексик преодолел всё то, что на него свалилось! Сильный пёсик.
Спасибо!)))) Сейчас Тигра спит в шкафу, ибо у нас прохладно))

а у нас Маффин ложится на кафель в ванной. Шипозавру просто жарко. Плотная шубка, густой подшерсток. Маленькой овчарке жарко

Как же приятно читать ваши слова, чувствовать любовь и видеть счастливые глазки Малыша! Он безусловно рад, что нашел любящую семью! Спасибо большое! Радуюсь вместе с вами!

спасибо большое за добрые слова. Я обожаю плюшевых собачек, а в этого, когда увидела просто влюбилась. И не смогла отказаться)

Юлечка, какой чудесный малыш Малыш! Очень милейший, красивый!
Фотография Рекса и Маффина великолепная, оба лапочки! Не знаешь, кого хватать тискать первым…
Поздравляю с хорошим талисманом, — собакой-другом, пусть приносит счастье и удачу!

Жанночка, спасибо)) а Малыш уже съездил сегодня в зал на репетицию со мной)) и поедет на конкурс 18 июня)

Забавный какой Малыш))
Пусть он Вам принесёт много Счастья и Удачу.
Маффику и Рексику здоровья, почесушек и сахарную косточку)) Каждому

Спасибо, Данила) мои усатики — моя радость)) а Малыш будет мне помогать завтра в зале))) чтобы не было так страшно))

Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» - выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.

У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.

У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.

Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» - британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.

- Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, - объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА . – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.

Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?

Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.

Игрушка научит заботиться.

Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»

Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.

Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином Фото: Splash news

Он улетел, но обещал вернуться!

Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).

Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.

Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.

Читайте также: