Детская игрушка курочки клюют советская

Обновлено: 23.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


***
Какие замечательные заводные игрушки продавались в "Детском мире".
Если в отделе не было покупателей, можно было попросить продавца взять ключ и завести курочку или цыплёнка, чтобы они немного поклевали полированный прилавок.
Обычно добрые продавщицы соглашались и у них даже улучшалось настроение, когда они смотрели на весёло прыгающих зайчиков и белочек.
Ключики постоянно терялись.
Иногда в семье оставался только один, последний - мамы и бабушки клали его в надёжное место, а после игры туда же и убирали.
Ключи подходили ко всем заводным игрушкам - это была удачная идея авторов.
Более прагматичные производители стали выпускать изделия со встроенным ключиком - он был неотделим от игрушки и уже не мог потеряться.
Вот мои игрушки, которые сохранились в доме.
Хотя их заводили много-много раз, но краска не облупилась, пружины не испортились.
Качество !
Про маленькие мало что можно сказать - курочки с цыплятами "клюют", черепаха "ползает", зайчик "прыгает"
"Дятел" - долбит дерево (очень забавно !)
"Снегурочка" - кружится в непредсказуемых направлениях на крошечных колёсиках.
А вот самая интересная - "Избушка".
Она медленно поворачивается, важно переступая по полу двумя куриными лапами.
И ещё - на её крыше трёхголовый Змей-Горыныч высовывает по очереди все свои головы.
**************

.

.

***

Эти игрушки - из 80-х годов.
А чуть раньше правда - помню раскрашенные по-другому.
Помню - были жёлтые цыплята.
В детстве у меня была очень красивая игрушка - клоун ехал на тележке, а впряжён был ослик или лошадка.
Очень ярко раскрашены были, чудесно!

Мои из конца 70-х, самого начала 80-х.
Цыплята жёлтые и без яичка. А курочка с петушком - белые. Алёнушка жестяная и очень яркая была.

Встречаем Огненного Петуха

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка).

В 1 классе 3 мальчика и 3 девочки, вот и на нашей поляне зёрнышки клюют 3 курочки и 3 петушка). (фото 1)

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока.

Для работы нам понадобился плотный картон, пластилин и проволока. (фото 2)


Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый)

Заготовки пришлось вырезать учителю (картон очень толстый) (фото 4)

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек.

А вот в таком порядке превращали фигурки в петушков и курочек. (фото 5)


Крылья - расплющенная форма "капля", для хвоста заготовили тоненькие разноцветные жгутики

Крылья - расплющенная форма

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек.

Можно пальцами добавить цветных мазков - пёрышек. (фото 8)





Работой авторы довольны.

Работой авторы довольны. (фото 13)


Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки.

Петушков и курочек покрыли лаком, чтобы они были больше похожи на деревянные лакированные фигурки. (фото 15)

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на "полянке", привязали ниточки с бусиной внизу.

При помощи проволоки, пропущенной в дырочки ножек петушков закрепили фигурки на

Осталось "раскрасить "поляну" зелёным пластилином и положить зёрнышки. И опять покрыть всё лаком. (Лак использовали для камня в ведёрке, купленный в Леруа)

Осталось






Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины, ольхи). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне, также очень популярна игрушка "Курочки, клюющие зерно". Мы решили изобразить деревянную народную игрушку при помощи картона и пластилина, покрытого лаком.

Забавная игрушка! У нас в детстве была такая. Молодцы ребятки.



Какие умнички и детки и учитель! Великолепная идея, очень доступно для урока и удовольствие думаю получили не малое от сотворённого своими руками

Большое спасибо! Удовольствие и правда получили и дети и я))).

Восторг сижу думаю про динамическую курочку, а Вы уже сделали , да как мастерски . Браво.


































Эко игрушка

Курочки клюющие зерно – деревянная народная игрушка, позволяющая развивать моторику ребенка и координацию движений.

Ребенок воспринимает движение клюющих курочек, как нечто реальное и осязаемое. Игрушка завораживает и удивляет, настоящий подарок для малыша.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Все эти игрушки имеют одинаковый принцип действия: при сдвигании планок Бельчата шишечками, а Гусята и Цыплята клювиками ударяют по дощечкам, закрепленным на верхних планках. Как видите, и здесь применяется простой механизм богородской игрушки "Кузнецы" .

Динамические игрушки

Кто автор этих игрушек неизвестно. Поэтому, должны предупредить, что здесь описывается только наша технология их изготовления. Об этом хотелось бы сказать несколько слов подробнее.

Прежде, чем делать игрушку, внимательно изучите чертеж, и только тогда приступайте к разметке фигурок персонажей на фанере. Обычно в каждой фигурке имеются слабые места, которые могут сломаться еще в процессе выпиливания или при испытании. Например, у Белочек - лапки, ушки; у Гусят и Цыплят - клювики. Старайтесь при разметке, по возможности, располагать эти элементы вдоль волокон, а при выпиливании следите, чтобы пилочка лобзика двигалась с внешней стороны разметки (чтобы не уменьшались размеры, а, следовательно, и прочность). Особенно внимательно относитесь к разметке и выпиливанию элементов, которые будут при эксплуатации испытывать ударные нагрузки, например, передние лапки Белочек, клювики Гусят и Цыплят. Результат неправильной разметки и выпиливания можно увидеть на примере этой фотографии (Рис. 2.).

Динамические игрушки. Ошибки при изготовлении

Неопытный ученик при разметке не учел направление волокон, да еще и уменьшил размеры клюва при выпиливании. В результате у гусенка (правого) клюв отломался при первом испытании.

К сожалению, качественную фанеру приобрести удается не всегда. Приходится выпиливать из того, что есть. Иногда шпон отслаивается, мелкие элементы выпадают. Особенно часто это наблюдается с изнаночной стороны. Для предупреждения этих случаев, рекомендуется на эту сторону наклеить бумагу, или нанести слой клея ПВА. Эти меры значительно повысят прочность фанеры.

Для изготовления любой из этих игрушек понадобится трехслойная фанера, клей ПВА, шлифшкурка, выпиловочный столик, лобзик, маленькие гвоздики, шило, молоток, электровыжигатель, деревянные планочки.

Последовательность изготовления игрушки "Бельчата" (Рис. 3.)

Динамические игрушки. Бельчата

1. Используя чертеж (Рис. 4), разметить фигурки Бельчат и дощечку, по которой они своими шишками будут наносить удары.
2. Выпилить лобзиком размеченные детали.
3. Отделать фигурки выжиганием или росписью красками.
4. В лапках фигурок проколоть шилом отверстия, в которые должны свободно проходить гвоздики.
5. Закрепить фигурки на планочках, так как это показано на Рис. 3., не забивая гвозди до конца.
6. Испытать игрушку, при необходимости настроить. Убедившись в правильной работе, добить гвозди, не прижимая плотно фигурки к планкам.

Динамические игрушки. Бельчата. Чертеж

Остальные игрушки (гусята и цыплята) изготовляют в аналогичной последовательности, используя соответствующие чертежи (Рис. 5 , Рис. 6.).

Динамические игрушки. Гусята

Динамические игрушки. Гусята. Чертеж

Динамические игрушки. Цыплята

Динамические игрушки. Цыплята. Чертеж

При изготовлении любой игрушки желательно вносить свои изменения, улучшающие прочность, отделку, технологию и т.д. На Рис.7. приведены варианты изготовления игрушки цыплята.

Динамические игрушки. Цыплята. Автор С.Г. Рыхлицкий

Динамические игрушки. Цыплята. Автор С.Г. Рыхлицкий

Динамические игрушки. Цыплята. Автор С.Г. Рыхлицкий

Здесь у фигурок цыплят накладные крылья, глазки - из бусинок, вместо дощечки - тарелочка с пшеном. При отделке использована морилка и лак.

Литература:
1. А.П. Журавлева, Л.А. Болотина. Начальное техническое моделирование, Москва, Просвещение, 1982
2. Жукэрий мобиле. "Бобочеий весель"
3. Сайт lobzik.pri.ee

Подвижная игрушка

Прежде всего, несколько слов об истории создания этой игрушки.

Еще в ХVII веке в подмосковном селе Богородское, женщина, мать двоих детей, вырезала ножом из деревянной чурочки фигурку человека. Когда ребятишки наигрались, отец отнес ее на базар и продал. Ему заказали новую. Так жена стала вырезать игрушки для продажи, а муж торговать ими. С этого и пошла богородская резьба, которая по сей день славится мастерицами и мастерами, удивляя прекрасным творчеством.

Для богородской резьбы характерно большое разнообразие жанров. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется главным образом мягкая, легкая в работе липа. Мастерство, творческая фантазия многих поколений резчиков передаются в искусстве богородской резьбы из рода в род. Здесь сформировались свои, богородские навыки работы стамеской и ножом, художественная система пластического строения фигур и особенности их декоративной порезки. Создавая игрушки, где персонажи движутся, мастера проявили себя еще и своеобразными конструкторами. Простые приемы - использование смещающихся планок, подвижных деталей, крепящихся на пружинах или веревках, несложные механизмы на кнопках применяются в самых различных композициях, усиливая яркость художественной образности игрушки, делая ее по истине живой.

Подвижная игрушка

Подвижная игрушка

Большой популярностью во многих странах пользуется богородская игрушка "Кузнецы". При смещении планок в одну и другую сторону фигурки мужика и медведя поочередно наносят удары молоточками по наковальне. Существует много вариантов такой игрушки. Каждый мастер по-своему отражает этот сюжет. Сделать такую игрушку под силу опытному мастеру, овладевшему приемами богородской резьбы, а я предлагаю Вам упрощенный вариант, в котором сохранен принцип действия механизма, но фигурки мужика и медведя выпиливаются лобзиком из фанеры. Такую игрушку в моем кружке делают пятиклассники, мальчики и девочки. Эскизы рисунков для мужика и медведя выполнил мой бывший ученик Лев Волошин, когда учился в 7 классе гимназии и одновременно в художественной школе. Образец такой игрушки показан ниже на фото.

Подвижная игрушка

Для изготовления этой игрушки нам понадобятся следующие материалы: трехслойная фанера (примерно размером половину формата А4), две планочки прямоугольного сечения 20x15 мм длиною по 240 мм из любой породы древесины, шесть гвоздиков длиною 10-15 мм и клей ПВА.

Необходимые инструменты и приспособления: выпиловочный столик, лобзик, молоток, шило, электровыжигатель, шлифшкурка средней зернистости, мягкий карандаш, копировальная бумага.

Подвижная игрушка

Последовательность работ:

1. Распечатайте на принтере чертеж. Если такой возможности нет, нарисуйте фигурки мужика и медведя по клеточкам 10x10 мм.

2. Подготовьте фанеру: проверьте нет ли сучков, отслоений, механических повреждений и др. дефектов; отшлифуйте лицевую поверхность шлифшкуркой (шлифовать нужно только вдоль волокон!).

3. Закрепите на фанерной заготовке копировальную бумагу (той стороной, где нанесен краситель - к поверхности фанеры!) и чертеж двумя кнопками или маленькими гвоздиками, забив их глубину 2-3 мм. Кнопки или гвоздики расположите так, чтобы можно было приподнять копирку вместе с чертежом и проверить качество разметки. Проследите за тем, чтобы тонкие элементы рисунка (в данном случае ручки молотков) были расположены вдоль волокон, это значительно увеличит прочность изделия.

4. Скопируйте рисунок с помощью мягкого карандаша или непишущей шариковой ручки.

5. Приподняв копирку вместе с чертежом, убедитесь в правильности разметки и только тогда удаляйте кнопки или гвоздики.

6. С помощью лобзика выпилите фигурки мужика и медведя. При выпиливании следите за тем, чтобы пилочка лобзика перемещалась не по линии разметки, а рядом с ней с внешней стороны.

7. Отшлифуйте боковые поверхности выпиленных фигурок, нанесите рисунок с помощью электровыжигателя.

8. Разметьте и выпилите наковальню. Ее можно только отшлифовать, рисунок - по желанию.

9. Закрепите наковальню, придерживаясь размеров чертежа, с помощью клея ПВА и двух гвоздиков на одной из планок.

10. Теперь положите планки так, как показано на чертеже, со смещением 30 мм.

11. В фигурках проколите отверстия для гвоздиков так, чтобы они входили свободно (с небольшим зазором).

12. Закрепите фигурку мужика так, чтобы молоток коснулся наковальни. Гвозди пока не забивайте полностью, возможно их придется вытащить при настройке и забить в другое место.

13. Теперь установите фигурку медведя так, чтобы его молоток был приподнят над наковальней. Обратите внимание! Линии, мысленно проведенные через центры шляпок гвоздиков, должны быть параллельны. Для контроля можно приложить две линейки.

14. Если Вы сделали все правильно, при смещении планок медведь и мужик будут наносить удары по наковальне своими молотками. И, только убедившись в правильной работе игрушки, забейте гвозди, но не очень плотно, чтобы не прижать фигурки к планкам.

Литература:

1. Елкин. Дерево рассказывает сказки. Москва, Просвещение,1978.
2. Художественные промыслы Подмосковья. Московский рабочий, 1982.
3. М.Г. Черейская. Альбом "Русский сувенир". Ленинград, "Аврора", 1978.
4. С.Г. Рыхлицкий. Изготовление игрушек на уроке. Журнал "Школа и производство, №5, 2005.

Читайте также: