Детская игрушка телевизор ссср

Обновлено: 19.04.2024

Наверное, любому поколению, в какое бы время оно ни жило, всегда казалось и будет казаться, что его потомки живут как-то неправильно, легкомысленно и ничего хорошего от такого отношения к жизни не выйдет. Подтверждением этому служат высказывания, пришедшие из глубины веков:

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Примерно в том же духе высказывался Сократ и другие мудрецы, поднимая вечную тему "Отцов и детей". Ну и конечно же, сегодня нередко встречаются утверждения о безалаберности, равнодушии современной молодежи, которая ничем не интересуется, а только "сидит, уткнувшись в свои телефоны". То ли дело, советские дети, которые всегда были чем-то заняты, у которых были настолько умные игрушки, что еще в школьном возрасте ребенок осваивал серьезные навыки будущей профессии.

На самом деле, равновесие поколений соблюдается практически всегда, и современные дети такие же любознательные, технически развитые, как когда-то были их родители, просто возможности для этого развития сильно различаются, в том числе, и финансовые возможности, столь необходимые для подобного развития.

Давайте рассмотрим детские радиоконструкторы советских времен: это были по-настоящему чудесные "всамделишные" наборы, позволяющие ребенку осваивать полезные технические навыки и проявлять смекалку.

Детский телевизор-конструктор

В начале 80-х Ленинградский завод "Магнетон" начинает серийное производство детского телеконструктора. Вы только вдумайтесь в саму идею: собрать собственный маленький телевизор, своими руками - что может быть лучше? Однако цена подобной "игрушки" была довольно внушительной - в пределах 100 рублей. Сколько же времени родителям требовалось копить на такой конструктор, имея среднюю по СССР зарплату в 120-200 рублей?

Кстати, разработчики конструктора не особо заботились о том, чтобы ребенок развивался в техническом плане: например, одна из версий этой "игрушки", самая дорогая - в 102 руб. 50 коп. представляла собой уже полностью собранный и даже настроенный телеприемник - по сути, покупатель приобретал готовый к работе маленький телевизор.

Промежуточный вариант за 100 руб. все же представал перед сборщиком в виде узлов и деталей, но печатные платы у него уже были собраны и тоже настроены. Ну а самым настойчивым, терпеливым и технически продвинутым юным радиолюбителям предлагалась версия из отдельных компонентов и деталей.

Сегодня я опишу достаточно старенькую и оригинальную вещь - "Детский телеконструктор", или телевизор-конструктор. Выпускался он в Советском союзе с начала 80-х годов. Был такой переносной телевизор Ленинградского завода "Магнетон", по имени "Электроника Ф1-01" - он выпускался как в собранном виде, так и в виде конструктора, но это несколько иная модель. Просто завод "Магнетон" выпускал много разновидностей этого конструктора.

Данный экземпляр 1988 года, стоил 102 рубля 50 копеек. Мне он достался в не самом лучшем состоянии, но внутри все было цело и, по всей видимости, ничьи "ловкие руки" его не ремонтировали. Но из-за отсутствия родного блока питания - у них он был внешний, с собственным разъемом - я так и не смог проверить его работоспособность.

+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

обзоры советской аппаратуры, телевизоры

Внешний вид - знакомство

детский Телеконструктор, СССР, полное описание

Корпус частично изготовлен из стали, частично из пластмассы, размеры: 130 х 75 х 200 мм, вес примерно 1,5 кг. На передней панели: экран телевизора с диагональю 80 мм, переключатель каналов с плавным ходом и переключатель 1-5 и 6-12.

Телеконструктор, компактный телевизор, СССР

Металлическая ручка, а на передней стороне на скосе, через решетку можно видеть динамик.

Цены на советские телевизоры, только факты

На нижней стороне указана цена, о которой я говорил, и серийный номер изделия.

Телеконструктор, обзор советского телевизора

Разъем питания Телеконструктора, СССР

Задняя сторона телевизора: нанесен логотип завода Магнетон, предупреждения о высоком напряжении и о запрещение включать в сеть при открытом корпусе (весьма ценное предупреждение, между прочим). По верхнему краю идут: выход под телескопическую антенну, три металлические ручки для настройки телевизора, и по бокам отверстия, для более "профессиональной" настройки. Так же на задней стороне два разъема - под МВ антенну, и второй - подключение наушников. Третий трехконтактный разъем, под которым надпись 12В - сюда подключается внешний блок питания.

Детский Телеконструктор, разборка ТВ

Приступаем к разборке телеконструктора. Снимаем металлический и пластмассовые элементы корпуса - вот что видим внутри: компактный такой блок. все монтируется на стальном каркасе. Разбираем все на части, рассматриваем.

8ЛК3Б полное описание 80 мм кинескопа, СССР

8ЛК3Б советский кинескоп, Львов

8ЛК3Б описание кинескопа, Львов, 1988 год

8ЛК3Б советский кинескоп для мини телевизоров

8ЛК3Б разъем миниатюрного ч/б кинескопа

Кинескоп 8ЛК3Б, изготовлен в июне 1988 года на Львовском заводе "Кинескоп" или "Львовский завод кинескопов" - (завод заложенный в 1940 году был уничтожен в конце 90-х годов ХХ века). Этот кинескоп применялся в составе целого ряда различных аппаратов - ч/б компактных телевизорах, телеконструкторах, и телемагнитолах (если кто не в курсе, были и такие аппараты в СССР).

ОС-55/13ПЧ5 советский кинескоп, обзор

На кинескопе есть еще наклейка ОС-55/13ПЧ5.

высоковольтный разъем на анод кинескопа

Высоковольтный разъем, идущий на анод кинескопа.

разъем на цоколь кинескопа, миниатюрный

Разъем идущий на цоколь кинескопа.

Телеконструктор, переключатель каналов

Переменный резистор с маркировкой СП3-4dM М10МА, с его помощью и происходит переключение каналов, а также переключатель, который группирует каналы с 1 по 5 и с 6 по 12.

0,25ГДШ-2-50 или 0,1 ГД-17-450 динамик СССР

Динамическая головка - обычный динамик, диаметром 50 мм, правда, акустическое оформление у него в виде этакой хреновины из алюминия. Динамик 0,25ГДШ-2-50 или по-старому обозначению - 0,1 ГД-17-450.

Телеконструктор, плата разверток, разборка

Платы электроники. Плата - Блок разверток, на "лицевой" стороне на плате маркировка БР-3 0888 5494 и логотип Магнетона. Внизу статьи есть ссылка на скачивание схемы этого телевизора, потому перечислять элементы на плате не буду. К плате притянута стальная пластина на ней три переменных резистора - регулятор уровня громкости, яркость и контрастность.

БР-3 плата блока разверток, набор Телеконструктор

На обратной стороне платы блока разверток, маркировка БР-3 и 7.103.126. Здесь только дорожки, никаких элементов нет.

Блок радиоканала, Телеконструктор, СССР

Следующая плата - Блок радиоканала. Маркировка на плате: БРК-1 0888 9963. Также по части описания платы - отсылаю к схемам на этот телевизор. Микросхема К174УР1 - это усилитель промежуточной частоты звукового канала.

7.102.936 плата радиоканала, советский телеконструктор

На обратной стороне платы элементов нет, припаяна металлическая пластина - экран (на фото экран мною снят). Маркировка на плате: 7.102.936 9

Разборка советского детского Телеконструктора

На этой стороне платы есть два отверстия, через которые видны подстроечные резисторы, они подписаны: Фокусировка, Грубо и Точно.

блок высокого напряжения, телевизионный конструктор
компактный телевизор, блок высокого напряжения

Это Блок высокого напряжения. Этот блок заключен в металлическую коробочку, с одной стороны которой надпись - Осторожно высокое напряжение, с другой стороны снова - Точно, Грубо, Фокусировка.

БВН-2 компактные телевизоры СССР, описание

А сверху БВН-2 5807 0888.

Блок высокого напряжения, телевизоры СССР

КЦ106А выпрямительные диоды, ТВ СССР

Телеконструктор, разборка блока высокого напряжения

Блок высокого напряжения, Телеконструктор

Разбираем этот блок высокого напряжения, на фото вы можете видеть все, что у него внутри со всех сторон. Мощные выпрямительные диоды КЦ106А, высоковольтные конденсаторы 470 пФ 1,6 кВ Н70. трансформатор высоковольтный строчный ТВС-55П5.

Телеконструктор, селектор каналов СК-М-30С

Селектор каналов метрового диапазона СК-М-30С. Отдельный блок, заключенный в металлический экран. С одной стороны бумажная наклейка, где указана модель блока.

БВК-4 селектор каналов, телевизоры СССР

На другом торце экрана краской нанесен код БВК-4 и дата изготовления 4 августа 1988.

СК-М-30С разборка селектора каналов, СССР

Снимаем одну боковую сторону экрана, внутри видим элементы.

СК-М-30С описание советского селектора каналов

Снимаем экран с другой стороны - дорожки, радиодеталей нет.

описание и разборка Телеконструктора, СССР, 1988 г

В заключение - сделано все достаточно качественно, надежно и долговечно. Насколько я знаю, эти аппараты работают до сих пор. Ремонтопригодность достаточно высокая, и она под силу даже простым начинающим радиолюбителям.

Детский телеконструктор выпускался в разных модификациях - постоянно совершенствуясь, достаточно массово. Насчет того - был ли это "дефицит страшный", сказать трудно. Все зависело от регионов, например в европейской части СССР такие вещи скупали мгновенно, а вот у нас - Южных и Юго-восточных регионах, такие вещи могли долго лежать на прилавках, не имея никакого повышенного спроса.

В общем и целом, этот Телеконструктор был занимательной и весьма полезной вещью, наряду с массой прочих радиоконструкторов. на них выросло и приобрело технические навыки не одно поколение. К сожалению сегодня подобных радиоконструкторов почти нет, а те, что еще производятся и продаются, не встречают особого интереса среди детей.

P.S. Если появятся какие-то новые данные по этому или схожему аппарату, статья будет дополнена.

В СССР любили достижения. В СССР были лучшие в мире космические корабли, лучшие в мире ракеты и танки, лучшие в мире атомные ледоколы. А вот бытовая электроника в СССР именовалась презрительно «ширпотреб» и была чаще всего далеко не лучшей. Основное внимание уделяли военной технике, а бытовая была на вторых ролях. В СССР нередко просто пытались копировать импортные телевизоры, магнитофоны, компьютеры, или пытались создать что то свою и на выходе получали настоящих монстров, потому что разработчик ракет не всегда может понять, какие требования предъявляются к телевизору.

Малая часть бытовой электронной аппаратуры из СССР имела достойные характеристики, обладала приемлемой надежностью и становилась легендой и дефицитом. Здесь будут описаны 10 легендарных электронных девайсов из СССР. Разумеется, таких легенд было больше, но достаточно будет напомнить о самых-самых, чтобы вспомнить остальные.



Телевизор "КВН-49".
Разработка КВН-49 велась в Ленинграде, во Всесоюзном НИИ телевидения. Рабочая группа состояла из трех инженеров – Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Отсюда и аббревиатура (КВН) ставшая маркой первого советского телевизора. Примечательно, что многие ассоциировали название с популярной игрой – Клубом Веселых и Находчивых, но это, скорее, игра позаимствовала название у телевизора, потому что появилась гораздо позже.
Даже начальный стандарт сигнала, который собирались начать транслировать в Москве, подгоняли под параметры разрабатываемого телевизора. Т.е. сначала сделали приемник и только потом под него разработали передатчик. В конце 1948 году началось регулярное телевещание с московского телецентра, которое велось в стандарте разложения изображения в 625 строк, т.е. так, чтобы его можно было воспроизвести на КВН-49.
Как только процесс телевещания был отработан, КВН-49 стал поступать в продажу. Это было примитивное устройство, способное принимать всего три канала. Правда, больше и не нужно было. Размер круглого экрана у КВН-49 был диаметром всего 180 мм. Так что смотреть такое мелкое изображение было очень неудобно, поэтому перед экраном устанавливалась увеличительная линза, которая заполнялась водой или глицерином.
Не отличался КВН-49 и надежностью. В шутку даже название телевизора стали расшифровывать как «Купил – Включил – Не работает».
И тем не менее КВН-49 стал легендой, так это был первый массовый отечественный телевизор, иметь дома КВН-49 не только было удобно, но и очень престижно. Многие по привычке относились к нему, как к обычному радио, не смотря на экран, а лишь слушая передачи. Главное, что у них дома был Телевизор.
За всю историю было выпущено около 2,5 млн. КВН-49.



Это реальная чушь. До КВНа были приёмники Ленинград Т2, так вот они гораздо раньше разработки КВНа выпускали. КВН разрабатывался как доступный телек и в этом его огромное преимущество.
По поводу не работает. таки правда. Но забугром было не лучше. Всегда новинки работают нестабильно. А это был огромный скачёк. И не зря мы эти КВНы экспортировали.
И да. про телеки УСЦТ. да там можно было достаточно просто поставить транскодер PAL. Но в УЛПЦТи так же без особых проблем он ставился.

Портативный транзисторный радиоприёмник "ВЭФ-201".
Выпускался с 1969 года на Рижском электротехническом заводе «ВЭФ».
Вообще сам завод ВЭФ был основан как мастерская по ремонту телефонных аппаратов и потом вырос до самостоятельного производства самой различной техники, от шпионских фотоаппаратов до самолетов. После 1945 года завод выпускал телефонные аппараты, но наибольшую популярность получили транзисторные радиоприемники – сначала, в 60-х годах «Спидола», а затем, в 70-х «ВЭФ». Первые приемники, несмотря на высокую по тем временам цену – около 75 рублей (средняя зарплата в СССР была тогда 85 рублей), быстро приобрели просто фантастическую популярность. Главным преимуществом этих приемников была возможность длительной работы от батареек, что делало их незаменимыми в походах, на рыбалке и просто в местах, где отсутствовало электричество. Еще одной особенностью этих приемников или «транзисторов», как их тогда называли, было наличие КВ диапазона, на котором можно было принимать радиостанции со всего мира (правда, с ужасным качеством). Но помимо технических характеристик, радиоприемники «Спидола» и «ВЭФ» отличались очень высокой надежностью и ремонтопригодностью. Слабым звеном был барабанный переключатель диапазонов, точнее его механическая часть, которая быстро разбалтывалась и переключатель начинал «проскакивать» нужный диапазон. Зато некоторым счастливчикам удавалось приобрести экспортные варианты «ВЭФ» с расширенными КВ диапазонами. Дело в том, что в СССР вовсю работали «глушилки» - специальные радиостанции. Которые заглушали всяческие «Голоса Америки», БиБиСи и прочие «Немецкие Волны», но глушились эти станции только в диапазонах 52, 49, 31 и 25 метров, а экспортный «ВЭФ» принимал еще и 75, 61, 19, 16 и 13-ти метровый диапазоны. Так что в какой то степени «ВЭФ» сыграл на руку Западу. Но в первую очередь это был надежный, качественный и популярный приемник для туристов и охотников.


У меня такой был,только Весна назывался

Легенды бытовой электроники СССР

Магнитофон "Ростов-101-стерео". Производство МГ с 1975 года на Ростовском заводе «Прибор».
Магнитофоны были на ростовском заводе тем самым «ширпотребом», который был обузой для производства. И тем не менее "Ростов-101-стерео" стал настоящей легендой в СССР. Именно благодаря обладателям этого магнитофона по стране стали распространяться записи Deep Purple, ABBA и других западных и отечественных исполнителей в приемлемом качестве. От других магнитофонов того времени «Ростов» отличался прежде всего каналом сквозной записи. Если у обычных для того времени «Маяков» и «Комет» запись и воспроизведение выполнялось с помощью универсальной головки, то у «Ростова» были отдельные головки записи и воспроизведения, что повышало качество и удобство использования. Дополнительными преимуществами было наличие встроенного усилителя мощностью 2х6Вт и стильное вертикальное исполнение. И хотя магнитофон был собран по архаичной одномоторной схеме и имел ужасное механическое управление режимами и переключение режимов чудовищными копками П2К, «Ростов» стал настоящим символом магнитной записи и мечтой для большинства мальчишек СССР.
В 1978 году начали выпускать ''Ростов-102-стерео'', который отличался наличием динамического шумоподавителя, а через год его сменил ''Ростов-104-стерео'', который наконец то получил трехмоторный лентопротяжный механизм, пульт ДУ и износоустойчивые стеклоферритовые головки. Но стоил это магнитофон в комплекте с колонками просто фантастические на тот момент 2000 рублей.



Магнитофон "Весна-306", производился с 1972 года на Запорожском электромашиностроительном заводе «Искра».
"Весна-306" стал лучшим советским кассетным магнитофоном 70-х. Он появился как результат конверсии киевского завода «Коммунист», который занимался производством авиационного радиооборудования. Авиастроители к созданию бытовой техники подошли серьезно: они разработали уникальный для того времени лентопротяжный механизм с двумя маховиками и фрикционным диском, надежный фиксатор кассеты и привод ведущего вала от бесконтактного двигателя, что позволило реализовать двухскоростной лентопротяжный механизм. По тогдашним меркам их разработка ничем не уступала, а в чем то даже превосходила разработки тогдашних лидеров Sony TC-95 (отечественным клоном которой стала «Электроника-301») и Grundig C 100 (ставший прообразом «Парус-201»). Задумка с "Весна-306" была отличной, но возникли традиционные для промышленности СССР проблемы – оказался не готов специальный двухскоростной безколлекторный электродвигатель, который разрабатывался на другом предприятии. Не ожидая окончания работ, модель была переделана под установку японского коллекторного двигателя, были убраны цепи коррекции, лишний крепёж и магнитофон был передан на Запорожский ЭМЗ ''Искра'', где и был запущен в серийное производство под названием ''Весна-305''. В начале 1972 года производство магнитофона ''Весна-305'' было передано в один из филиалов завода ''Искра''. Логотип филиала птичка в правом верхнем углу на панели громкоговорителя вместо завитушек. Любопытно, что совершенно одинаковые магнитофоны отличались различной розничной ценой 190 и 165 (птичка) рублей. К этому времени был уже готов безколлекторный, электронный, двухскоростной двигатель и на конвейер поставили лучший кассетный магнитофон семидесятых годов - ''Весна-306''. Как ни удивительно, но модель ''Весна-305'' котировалась выше – из за японского двигателя.




Легенды бытовой электроники СССР

Электроника ВМ-12. Первый и самый массовый кассетный VHS видеомагнитофон в СССР. Выпускался в Ворнеже, Ленинграде, Саратове и Новгороде с 1984 по 1995 годы. ВМ-12 в общем то не был первым советским видеомагнитофоном, еще в 1974 году малыми партиями производились видеомагнитофоны Спектр-203-видео формата VCR, а также катушечные видеомагнитофоны экзотического стандарта Quad. В какую светлую голову пришла идея начать производство видеомагнитофонов формата VHS – точно не известно. Но такое решение принималось на самом высоком уровне. Чтобы долго не заморачиваться с разработкой, за основу взяли японский Panasonic NV-2000 и тут же совершили первую ошибку. Для NV-2000 режим записи цветного изображения в советском стандарте SECAM был невозможен, запись могла вестись только в стандарте М.Е.SECAM, предназначенном для слаборазвитых стран. Поэтому владельцы ВМ-12 получить качественную запись не могли по определению. Дополнительно разработчики отрезали пульт дистанционного управления, закрыв его окошко на корпусе шильдиком завода-изготовителя. Но самым проблемным местом стала механика. Ее выпускал саратовский завод «Тантал», и добиться приемлемого качества и допусковых параметров на заводе так и не смогли, так как производство требовало высокой точности и полного отсутствия вибраций, а сборочный цех был расположен прямо между железной дорогой и трамвайной линии. Помимо проблемы с механикой, кошмара добавляла сложная схема сервоприводов, требующая постоянной настройки и очень капризный видеотракт, правильно отрегулировать который было по силам далеко не каждому наладчику. И все же ВМ-12 сметали по 1200 рублей (при себестоимости более 2500 его производство дотировалось государством) с прилавков фирменных магазинов во мгновение ока. Ведь на нем можно было посмотреть фильмы с легендарными Сталоне, Шварценеггером и Брюсом Ли. Ну и вожделенную «Греческую смоковницу» и немецкое «я-я, тифе, тифе». ВМ-12 стал символом и одним из средств разрушения СССР.

Легенды бытовой электроники СССР





Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.



Люди настолько привыкли к телевизорам, что, кажется, они были всегда. А ведь это относительно недавнее изобретение. Когда в прошлом веке появилось такое чудо, дающее возможность смотреть кинофильмы, не выходя из дома, это стало настоящим событием. Люди старались достать телевизор любыми путями. Читайте в материале, какими были первые советские модели телевизоров, чем они знамениты и как люди в СССР собирались на просмотр телепередач.

Первые ласточки

Первые телевизоры в СССР были громоздкими и имели маленькие экраны.

Первый советский телевизор — ТК-1. Он появился в 1938 году и был сделан на заводе имени Козицкого в Ленинграде по импортной лицензии. Это была очень большая тумба, кинескоп при этом был вертикальный, а экран горизонтальный. Чтобы посмотреть фильм, следовало пользоваться зеркалом, которое крепилось внутри крышки тумбы. Регулировка проводилась с помощью 14 ручек. ТК-1 можно было увидеть в общественных местах (красный уголок, рабочий клуб, дворец культуры).

Ещё один мамонт — телевизор Б-2. Экран у него был всего-навсего 3x4 сантиметра. Выпускался в Ленинграде, на заводе «Коминтерн» и стоил невероятно дорого, около 10000 рублей. Это если учесть, что зарплаты составляли не более нескольких сотен.

Еще одна модель — «Москвич-Т1», который выпустили в 1946 году. Отличался великолепной четкостью в 625 срок и имел УКВ-ЧМ приёмник встроенного типа. Цена была очень высокая, около 3500 рублей. Это был предмет роскоши.

В 1949 году был создан КВН-49 с микроэкраном (105x140 мм). Чтобы смотреть такой телевизор, требовалась специальная линза, ее ставили перед телевизионным экраном. Принимал три канала. Такой телевизор смотрел сам Сталин. A c начала 50-х годов в Воронеже стали выпускать телевизор «Рекорд». Он показывал уже пять каналов, а в 1956 году даже стал призёром Брюссельской выставки.

Надежный «Рассвет» и доступный «Рубин»

Самыми популярными в Советском Союзе были «Рубин» и «Рассвет. /Фото: rw6ase.narod.ru

Очень популярным телевизором был «Рассвет». Эта модель появилась в середине семидесятых годов, и, несмотря на то, что уже выпускались цветные телевизоры (а «Рассвет» был чёрно-белым), стал самым выпускаемым в Советском Союзе за всю историю существования государства. Представьте, его купили не менее восьми миллионов раз! Почему же «Рассвет» так любили: дело в том, что он был надёжным. Агрегат практически не ломался, чего нельзя сказать об остальных моделях, а его стоимость было гораздо меньше, чем у цветных телевизоров. Мечтали не только о машине, но и о хорошем «телике».

«Рубин» можно назвать действительно самым распространённым и народным телевизором. Его начали выпускать в конце пятидесятых годов. Цена на аппарат была доступной (конечно, относительно, но всё же), и за время существования модели было продано не менее 1000000 экземпляров. Речь в данном случае идет о чёрно-белой модели. Когда «Рубин» только появился в продаже, счастливые обладатели аппарата становились невероятно популярными в доме и даже во дворе. Когда вечером начинался фильм, в квартире такого счастливца могло собраться немало людей. Сегодня подобную ситуацию представить сложно, скорее всего даже невозможно. А в советские времена это считалось абсолютно нормальным. Люди с удовольствием смотрели вместе телепередачи, весело и приятно проводили время, вспоминали об этом и делились впечатлениями. Ну а как ещё, если в подъезде многоквартирного дома было, например, всего три телевизора. Владелец смирялся с обстоятельствами и предоставлял свою жилище соседям сверху, снизу, просто по лестнице. Очень часто люди «расплачивались» за просмотр разными вкусностями, которые и съедали все вместе во время обсуждения интересного фильма. В семидесятые годы появился цветной «Рубин», который тоже был очень популярен в народе и активно покупался.

«Электрон» и «Весна», которые делали на Украине

Модели Днепропетровского завода отличались хорошим качеством.

Моделью, которая производилась на Украине, была «Весна». Конечно, дотянуться до «Рубина» и «Рассвета» ей не удалось, но в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов такой «телик» был очень популярен, особенно на Украине. «Весна» появилась в Днепропетровске в 1960 году. Последней востребованной моделью днепропетровского завода стала «Весна-346», которая производилась с 1983 года. Последующие телевизоры не смогли подняться так высоко.

И ещё один украинский аппарат — «Электрон», пик популярности которого пришёлся на 80 годы, поскольку эта модель стала самой лучшей из цветных в СССР. Потребителей привлекало неплохое качество изображения, отменная надежность, интересный дизайн и небольшое потребление электроэнергии. Надо сказать, что «Электрон» выпускается и сегодня, конечно же, потеряв свои позиции на фоне огромного количества качественных и не слишком дорогих российских и зарубежных моделей.

«Юность», который обожали рыбаки

Переносные модели нравились многим, так во времена СССР не было мобильных телефонов и ноутбуков, которые можно взять куда угодно. /Фото: i.ytimg.com

Особого внимания заслуживают переносные модели. Они были просто супер популярны в Советском Союзе, поскольку это очень удобно — прихватить с собой за город, на пикник, на рыбалку переносной телик. К сожалению, модели переносного типа были очень ненадежны и часто ломались. Тут лидером, несомненно, была «Юность». Этот телевизор был более надежен, реже ломался, и к тому же выдавал достаточно качественную картинку.

Читайте также: