Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка

Обновлено: 14.05.2024

Воспитание личности, способной самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Ученье есть труд и должно быть

трудом, полным мысли.
К.Д. Ушинский

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

И трудиться мы будем в творческой мастерской и мастерской построения знаний, надеюсь, у нас будут все условия для восхождения каждого из нас к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия"

2. Вызов. Формирование мотивов к обучению

- часто слышите слово « изложение». Это один из видов работы, который дает каждому из вас проявить и вашу орфографическую зоркость и индивидуальное творчество.

Думаю, в свете будущей итоговой аттестации это очень актуально

- какое изложение пишут 9-тиклассники на экзамене

(пишут сжатое изложение)

помните, какие способы сжатия текста вы знаете:

(выделение и передача основного содержания текста)

( использование более компактных, простых языковых конструкций ).

- Вспомните п риёмы смыслового сжатия исходного текста

Обычно при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и др. Для этого нужно сначала разделить полученную информации: на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную
(несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

- приемы языковое сжатие упрощение

-сложного предложения простым;

-двух и более простых предложений одним сложным;

-однородных членов предложения обобщающим наименованием:

-объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

-прямой речи — косвенной;

-одного или нескольких синонимов; -некоторых второстепенных членов предложения;

-конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

-фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

-диалога (передача его содержания в одном предложении);

- какие шаги вы делаете, чтобы написать изложение? (слушаем текст, выделяем микротемы, находим ключевые слова, составляем план, пишем черновик);

- что бы вы хотели узнать нового на уроке?

Я вам предлагаю проанализировать

3. Осмысление содержания. РОЛЬ ПЛАНА ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ

- для чего нужен план, что должен отражать?

- какие виды плана вы знаете?

( в виде назывных предложений) Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части

(в виде вопросительных предложений) Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана

(в виде тезисов) Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном — двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис — это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане

  1. Цитатный
  2. (в виде цитат из текста) Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и ёмко характеризующей основное содержание микротемы

4. чтение текста и работа по данному тексту

- есть ли слова, которые для вас непонятны? (смотри памятку - словарик)

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков. Закон, живущий в нас, называется совестью . Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закон

Интеллект — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию

- о чем говорится в данном тексте?

- как вы думаете, какую проблему поднимает русский литератор Юрий Михайлович Лотман? (проблему нравственного выбора)

- что нам хочет сказать, может быть, от чего-то предостеречь? (Если ты человек, то ты должен во всех ситуациях оставаться человеком)

- как вы понимаете слова из текста: « Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе »? (Слова «предмет» и «школа» употреблены в переносном смысле).

5. Работа в группах с текстом – 4 группы (Приложение № 1)

- определите: сколько в тексте микротем, составьте план

1 группа - Назывной

2 группа - Вопросный

3 группа - Тезисный

4 группа – Цитатный

6. Проверка выполненной работы

- какой вид плана лучше всего помогает подготовиться к написанию сжатого изложения

- какой вид сжатия текста иллюстрирует данный план? Обоснуйте свое мнение (смысловое сжатие – исключение, обобщение).

- запишите тезисный план и дома напишите сжатое изложение

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Помните слова К.Д. Ушинский: «Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли»?

- попробуйте о результате нашей работы сказать жанром японского стихотворения Синквейн

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

- тема вашего синквейна – урок

- Я тоже составила синквейн.

Изучают, думают, творят

восхождение к новому знанию и новому опыту

- выдающийся канадский ученый Ганс Селье сказал:

- Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности.

Пусть слова великого ученого останутся с вами

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран — глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, — показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На то и совесть дана человеку, чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог. » Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе.

А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Конечно, выбор — вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали. »

Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.

Юрия Михайловича Лотмана

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков. Закон, живущий в нас, называется совестью . Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закон

Интеллект — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способы сжатия текста:

(выделение и передача основного содержания текста)

п риёмы смыслового сжатия исходного текста

Обычно при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и др. Для этого нужно сначала разделить полученную информации: на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную
(несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем отбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

( использование более компактных, простых языковых конструкций ).

- приемы языковое сжатие упрощение

-сложного предложения простым;

-двух и более простых предложений одним сложным;

-однородных членов предложения обобщающим наименованием:

-объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

-прямой речи — косвенной;

-одного или нескольких синонимов; -некоторых второстепенных членов предложения;

-конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

-фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

-диалога (передача его содержания в одном предложении);

  1. Назывной ( в виде назывных предложений) Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части
  1. Вопросный (в виде вопросительных предложений) Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана
  1. Тезисный (в виде тезисов) Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном — двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис — это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане
  1. Цитатный (в виде цитат из текста) Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и ёмко характеризующей основное содержание микротемы

Выбор
Обдуманный и верный.
Отвергай, предпочитай.
Сложен и важен для меня.
Путь.

Выбор
Сложный, нужный.
Делать, думать, взвешивать.
Нужен всем.
Тягость.

Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.

Выбор
Ответственный и честный.
Обдумать, решить.
Выбор есть всегда.
Свобода.

Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок

Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.

Конфликт
Грозный, непримиримый.
Разрушает, оскорбляют, убивают.
Часто неизбежен для меня.
Столкновение.

Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.

Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.

Конфликт
Частный, общественный.
Провоцировать, раздражать, ссориться.
Конфликтов в жизни не избежать.
Компромисс.


Ответственность
Неизбежна и обязательна.
Преследует, требует, заставляет.
Лежит за мои поступки.
Последствие.

Ответственность
Гражданская, уголовная.
Настигает, ограничивает, заставляет.
За все поступки нужно отвечать.
Совесть.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови - ты и я.

- прочитайте текст, озаглавьте его

- сколько микротем в данном тексте

- составьте тезисный план по данному тексту (по группам)

  1. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, средство обучения, развлечения и лечения.
  2. В современном мире представление о добре и зле, цвете и звуке искажается, что отрицательно оказывает влияние на психику ребенка.
  3. В современной игрушке заложена идея обладания; они не учат милосердию, а способствуют накоплению агрессивных фантазий.
  4. Игрушка должна помогать формировать личность, развивать её, совершенствовать, оставляя возможность проявлять творчество.

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. И это неслучайно. Ведь игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и учит отличать его от зла. Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.

Но так ли повезло современному ребёнку, на которого с первых дней жизни буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?

Вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребёнка не справляется: восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Да и современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют стремление к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. Став взрослым, он уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

И всё-таки игрушка это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла даёт яркие образы и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных представлений личности и её развитие в целом. Игрушка должна создавать условия для совершенствования, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Она должна учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об "игре в бирюльки", о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок. А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем ко Христу". Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал "в утешение" глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ : купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки. Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т. д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили : глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские - из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т. д.

Гениальная игрушка Богородска - "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут, шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки. Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло. Сравнивает множества по числу элементов; объединяя множества, пересчитывает элементы объединения - так формируется понятие "сложение чисел". Вся арифметика детского сада осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером : поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь? Сколько всего игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и т. д.

Современное обучение младших школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток. Между тем бабушка, собираясь варить варенье, приспособляла детишек к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Когда стакан очищенных ягод отправлялся в таз для варенья, на специально выделенное место стола укладывалась одна ягода. Так бабушка предлагала углубленное понимание единицы. Одна ягода при счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той же идее систем счисления служила игра "в солдатики". Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться с единицами воинских формирований разных времен и народов.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы "низали-метали" жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм - прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня, появлялась и система обучения.

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь.

Влияние животных на развитие личности ребенка Консультация для родителей «Влияние животных на развитие личности ребенка» Домашние животные, как и растения, приносят большую радость.

Памятка для родителей «Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка» Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что рёбенок,.

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Консультация «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Описание материала: материал будет полезен педагогам, родителям, старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов. «Ваше собственное.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка Жукова О. В. воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок» поселок Арамиль Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Влияние семьи на формирование личности Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности – с семьи. Семья – это первый.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка с учетом ФГОС Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Именно в игре и театрализованной деятельности.

Cловари, тетрадь, слайдовая презентация, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивирование

3. Работа по теме урока

Вопросы теории

Слайд 2 Что такое проблема? (работа с «Толковым словарём»)
Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 3 Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте.
Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;
2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Слайд 4 Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Слайд 5 С какими словами сочетается слово «проблема»? (ИД). Проект «Речевые клише для формулировки проблемы» Определим грамматический и лексический ряд слова «проблема». Работа со «Словарём сочетаемости слов русского языка». Составить проект памятки.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность. какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л. проблемы. Уделить внимание какой-л. проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Приложение 1

3.2. Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. /Приложение 2/. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Автор Тема Проблема
1. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
2. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
3. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
4. Детская игрушка Проблема нравственного воспитания
5. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

3.3. Слово учителя. Слайд 6

Тема Проблемы
Роль книги Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма
Война Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества
Природа Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема
Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;
Музей Археологические раскопки
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия
Язык Проблема бережного отношения к языку
Проблема экологии языка
Спор, дискуссия Проблема общения
Проблема этики, хороших манер

4. Подведение итогов урока.

Что такое проблема?

Назовите способы формулировки проблемы:

Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

В чём отличие темы от проблемы?

5. Домашнее задание

Подобрать небольшой фрагмент художественного текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.

Приложение 1

Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается … проблемы.
  • Уделяет внимание . проблеме.
  • Над какой-л. проблемой думать, работать.
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  • Автор затрагивает проблему.
  • Много места уделено проблеме.
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею.
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме.

Приложение 2

Текст №1

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит.

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит. » -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят.

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит. » (35)Оказывается, я был не одинок. (36) Любили и других.

Текст №2

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом.

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

Текст №3

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консервативной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?

Текст №4

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Текст №5

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него, — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе.

«Умом Россию не понять…», — писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными. Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

На первый взгляд, эта важная философская проблема довольно избитая, традиционная. Многие русские писатели пытались разгадать тайну «беспричинной русской тоски». Об этом мы читаем в произведениях Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Ю.Лермонтова и многих других. Но звучание проблемы в тексте Ф.И.Шаляпина удивляет нас сокровенностью высказанных мыслей. Автор раскрывает проблему на примере странников, представителях бродяжной России.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Странники на Руси – это праведники, мудрецы, подвижники, люди, стремящиеся обрести счастье. Гонимый «русской хандрой», желанием найти смысл жизни, Онегин, герой романа А.С.Пушкина, отправляется в путешествие. В постоянных поисках настоящей любви, счастья и лермонтовский Печорин.

Странник Лука из пьесы М.Горького «На дне» стремится понять «дела человеческие», открывает светлые стороны в каждом из ночлежников и вселяет веру в лучшее, способен просто пожалеть человека.

Иван Флягин, герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник», не имеет конкретной цели путешествия. Его бесконечное странствие – целая жизнь. Это человек широкой души, преданный, верный, мудрый, честный, одарённый, ему «за народ очень помереть хочется».

«Каждый в этом мире странник», — писал Лермонтов. Текст Ф.И.Шаляпина заставляет нас, читателей, в очередной раз задуматься о смысле жизни, об истинном предназначении искренних, честных, талантливых, хотя и странных людей из народа.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Исходный текст №15. Л.Павловой

Сочинение ученика:

Жизнь каждого человека порой напоминает закон джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба за свои права и за свою точку зрения по тому или иному вопросу.

В рассуждениях Л.Павловой также затрагивается тема спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою точку зрения любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора.

К Обсуждаемый автором вопрос о культуре ведения дискуссий, диспутов, безусловно, актуален. Культура взаимоотношений – это проблема не только нравственная, она социально значимая вечная проблема и будет такой оставаться, пока существует жизнь на земле. Л.Павлова предлагает читателям самостоятельно разобраться, что является главным в споре, и определить для себя стратегию поведения во время полемики. Она показывает, что спор может обнаружить отрицательные черты характера человека: невежественность, грубость, агрессивность, безразличное отношение к собеседнику. Автор пишет: «…поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения…»

М Не могу не согласиться с мнением Л.Павловой о том, что споры, выходящие за рамки этических норм, никогда ни к чему хорошему не приводят. Лучше избегать словесных поединков тем людям, которые не могут общаться и корректно отстаивать свою точку зрения. Общение самых непримиримых соперников может, наоборот, быть доброжелательным, толерантным. Вспомним, например, героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Встретившись на дуэли, они серьёзно и уважительно ведут деловой разговор о том, как убить друг друга.

Человек не только должен уметь высказывать свою точку зрения, он ещё должен прислушиваться к чужому мнению. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкому нельзя отказать ни в уме, ни в красноречии, но, обличая фамусовское общество, он не пытается услышать никого, кто его окружает, в результате быстро распространился слух о сумасшествии героя.

Заключени Если каждый будет при общении внимательным к собеседнику, будет уважать мнение своего оппонента, то, может быть, тогда мы быстрее придём к согласию, пониманию и примирению? (Брылёв Д.)

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, Исходный текст:

(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бзтман, Человек-паук — эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка — это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

Примеры похожих учебных работ

Роль воспоминаний в жизни человека

. прошедших дней. Проблема Даниил Александрович Гранин в предложенном отрывке рассуждает о роли детства в становлении зрелой личности, поднимает проблему влияния детских воспоминаний на жизнь человека. Автор отмечает, насколько ценны детские .

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

. аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства . Ильич Обломов вынес из детства яркие нежные .

Роль искусства в жизни человека

. Чехова “Палата №6”. Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии Роль искусства в жизни человека 9, 11 класс ЕГЭ ОГЭ сочинение Искусство в жизни человека существует с древних времен. Наши предки .

Проблема роли матери в жизни человека. По Ю. Я. Яковлеву

. жизни мама. Она окружает нас заботой с раннего детства и сопровождает нас по жизни постоянно, где бы мы не находились, словно ангел-хранитель. Материнскую любовь мы .

Проблема определения роли Родины в жизни человека. По А. Н. Толстому

. всё мучительнее любим тебя, Родина. В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь . движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками .

Конкурсное — Культура в жизни человека

Читайте также: