Детские деревянные игрушки 19 века

Обновлено: 27.04.2024

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Сегодня мы хотим познакомить вас со статьей "Русская народная игрушка в 19 веке" из сборника "Игрушка, ее история и значения" , который был опубликован в Москве в начале 20 века. В этой книге знаменитый коллекционер и основатель музея игрушки в Москве Николай Дмитриевич Бартрам собрал несколько статей об игрушках разных авторов - специалистов в разных областях, охватив много разных важных тем: это и русские народные игрушки, и игрушечное производство, и игрушки у малокультурных народов, есть также статья о важной роли игрушек в развитии детей.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Первая статья, о которой мы рассказывали в предыдущих публикациях, называлась "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России" , её автор - психолог и психиатр, специалист по игрушкам, детским играм и детским рисункам Лев Оршанский . Ссылки на эту статью можно найти ниже под публикацией.

Сегодня мы будем исследовать вопрос о русских народных игрушках и что о них знали в начале 20 века. Автор статьи Сергей Глаголь .

Фото к опубликованной статье подписаны составителями, дополнительные фото для иллюстрации нашей публикации не имеют прямого отношения к содержанию статьи.

Русская народная игрушка в 19 веке

"Если вы хотите узнать людей, — приглядитесь, как и чем играют их дети.

Так говорит житейская мудрость, и она права, потому что дети — маленькие обезьянки. Игры их — жизнь, и в этих играх они, как в зеркале, отражают то, что происходит вокруг них в жизни взрослых.

Но если так, то не отражают ли дети в своих играх и того, что происходит в окружающей жизни целого общества и даже народа в данное время, и не запечатлевается ли эта жизнь на тех игрушках, которыми играют дети? Вот вопрос, достойный внимательного изучения. Но, к сожалению, материалов для него так мало, что если и возможны какие-либо выводы, то лишь очень смутные и неопределенные.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Игрушка — вещь дня. Ее не берегут и не хранят. Изломанную, ее выбрасывают в мусорную яму. Такова ее обычная судьба. Если же иногда, попадая в руки взрослых, она уцелевает, то это или случайность (просто ее забыли на чердаке или в пыли на полке, в заваленной ненужным скарбом кладовой), или вызывается исключительными обстоятельствами (ее берегли, как память любимого ребенка и т. п.).

Только в самое последнее время игрушка возбудила к себе общий интерес. Игрушки стали собирать, описывать, помещать в музеи и т. д.

Русская игрушка до самого последнего времени, по крайней мере — в средней и северной полосе, была по преимуществу деревянной резной. К этим игрушкам следует относиться с особым вниманием — и не только как к предметам, доставляющим радость детям, но и как к проявлению народной скульптуры . Резчик переносит свои жизненные наблюдения на игрушку, невольно придавая реальным формам условность навыка. Приемы работы передаются из поколения в поколение, и поэтому русская народная деревянная игрушка до сего времени облекается в весьма своеобразные формы и образы.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Если игрушка не предназначалась в продажу, а прямо передавалась ребенку, то часто в дело шел обломок сучка с изгибами, напоминающими фигуру человека или зверя, лишь немного оправленный ножом; в подобных игрушках очень любопытно проследить, как мысль исполнителя зависит от форм материала.

Работая для продажи, резчик стремится, поскольку это позволяет копеечная стоимость вещи, передать больше правды, но недостаток техники затрудняет — ему приходится, пользуясь навыком, придавать фигурам орнаментальные формы, сохраняя лишь самую идею предмета. Так, например, игрушечные кони полны энергии и движения, в птицах характерно передан их полет, но сами они далеки от правды.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Любопытно отметить, как игрушечник, желающий доставить удовольствие детям, выполняет, главным образом, то, что привлекает его самого, — он изображает женщину (нарядно разукрашенную), лихих коней и птиц, радующих его, как охотника.

О русской народной игрушке допетровского времени мы знаем мало определенного. От того времени почти не сохранилось ничего, и даже об игрушках последних десятилетий XVIII века можно говорить очень гадательно.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Несомненно только, что наивный резчик-художник был под сильным впечатлением тех иноземных новшеств, которые поражали его в помещичьих парках, в одеяниях дворовой челяди или самих господ.

Таковы, например, крошечные деревянные амуры (попадающиеся в так называемой „китайской мелочи“), или намеки на букли парика и шпагу у Щелкуна, который, кто знает, быть может, и сам пришел к нам с Запада) в виде завезенной в глухое поместье заморской, диковинной игрушки.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Полнее уцелело наследие царствований Александра I и Николая I. Отечественная война обратила внимание всей России на ее армию. Значение армии сделалось для каждого ярким. В рядах войска побывало чуть ли не все молодое поколение тогдашнего дворянства, а проходившие через города и села войска познакомили с разными его видами горожан и поселян.

Общим кумиром сделались герои Отечественной войны: Кутузов, Барклай и, главным образом, лихой казачий генерал Платов, а за ними и вообще храбрый генерал, ведущий в бой колонны войска; гусар, лихо закрутивший ус перед провинциальной красавицей; гарцующий на коне улан и бравый кирасир в ботфортах или казак с пикою, несущийся на врага.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Военный же дух николаевского времени еще более закрепил это общее внимание к войску. Батальные сюжеты и, главным образом, портреты популярных генералов в раскрашенных гравюрах украшают кабинеты помещичьих усадьб, и они же в миллионных лубочных картинах рассеиваются по всей России. Несомненно, игрушка должна была отразить на себе это общее увлечение.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Дети хотели играть теми солдатиками, генералами, офицерами и и в те сражения, про которые говорили взрослые. И, действительно, на игрушечном рынке появляется бесконечное количество деревянных солдатиков — и конных, и пеших, и с пушками, и поодиночке, и целыми взводами, то в крошечном виде, чуть не в кедровый орешек величиною, то в вершок и два и более, до двухаршинных часовых, стоящих у огромных полосатых будок.

Снабженные надлежащим механизмом из согнутой проволочки, бравые барабанщики с треском бьют в свои барабаны, часовые стоят у своих будок или шлагбаумов, взяв „на караул“, солдаты стройно маршируют, пушки стреляют деревянной пулькой на ниточке, скачут на конях казаки, в киверах набекрень, лихо гарцует на безумном коне генерал и т. п. Скобелев.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Игрушки эти, воспроизводя знакомые всем образы, казались забавными и взрослым. Забавно было отставному улану или вдове гусара увидеть знакомую форму обмундирования, курьезно стилизованную руками наивного кустаря. Но для детей эта забава взрослых была настоящей радостью жизни, радовала глаз своими нарядными красками и формами, радовала она и сознание ребенка, воспроизводя невиданную диковину, или давая воплощение тому, о чем он слышал от взрослых рассказы, о чем грезил в своих снах.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Нарядная обмундировка войска, вызывающая иногда усмешку на устах человека большого умственного развития, в сущности обоснована на бессознательно угаданном психологическом законе. Любуясь внешностью предмета, его окраской, бодрым видом, мы невольно переносим наше чувство на самое содержание предмета, приписываем ему заранее внутреннюю привлекательность, действительную отвагу и другие качества.

Рёскин однажды высказал ту же мысль, говоря, что если бы войска были одеты в траурные, невзрачные цвета, то большой вопрос, пользовалась ли бы армия той общей любовью, как теперь.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

В детях восторг перед ярко раскрашенными человечками, грозно идущими в бой или скачущими на конях, особенно ярко подчеркивает это влечение человека к внешней нарядности жизни. Многие из этих игрушек почти целиком скопированы с лубков. Только в резьбе формы еще грубее, еще более упрощены.

Скопированность этих генералов с лубочной картинки иногда даже ярко подчеркивается тем, что и на игрушке, как на лубке, под ногами огромного генеральского коня идут в бой крошечные русские солдатики, а „турки падают как чурки“ среди уступов земли, напоминающих собою те стилизованные утесы, которые игрушечник видал написанными еще на старинных иконах.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Это наивное выражение почтения к герою, пренебрежения к простому „пушечному мясу“ и презрения к врагу, как в лубке, так и в игрушке, является тоже характерным отражением того квасного патриотизма, который до сих пор еще при каждой новой войне грозит врага „шапками закидать“ и стелется по земле при грозном оклике каждого чиновного лица. С лубочной же картинки брал игрушечник и бытовые сцены, например, девицу, которая гонит гусей („Гуси-лебеди домой“), пастуха с стадом или безобразную картину „Урок мужьям-дуракам и женам-щеголихам“.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Здесь и на игрушке отразились грубость патриархальных семейных нравов и бесправное положение женщины в деревне. Грубая сцена не только не вызывала ни в ком протеста, но даже казалась забавною, и для забавы ее воспроизводили перед детскими глазами в игрушке.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Другая, того же характера, сцена воспроизводит уже прямо из жизни нравы крепостного времени в подвижной игрушке, изображающей порку розгами. На скамье, или кобыле, в надлежащей позе мужик, а по бокам два других с розгами в руках. При вращении проволочной рукоятки воздающие возмездие приходят в движение и всыпают наказуемому столько горячих, сколько пожелает играющий.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

На другой игрушке, иногда тоже подвижной, с вращающимися фигурами, — медведь с „козой“, то есть одетым козою мальчишкой, с вожаком или с кузнецом, при чем у обоих — у кузнеца в руках, а у медведя в лапах — молотки, и они поочередно бьют ими по наковальне. Трудно сказать, попал ли медведь в игрушку с лубка или из жизни, но несомненно, что и лубок нередко брал своим сюжетом ученого медведя, и в жизни еще на памяти многих цепные медведи, обученные разным фокусам, были любимым развлечением толпы и на ярмарках и просто на улицах захолустных городков. Во всяком случае и в этом перенесении в игрушку медведя-плясуна мы видим снова то же претворение забавы взрослых в наивную радость детей.

Если хотите узнать людей, посмотрите, во что играют их дети. Русская народная ИГРУШКА в 19 веке, часть первая

Первую статью из сборника "Игрушка. Её история и значение" психолога и психиатра Льва Оршанского "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России":

Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Филиал галереи находится в Московском театре кукол (МТК) на Спартаковской улице

200 лет назад не было многих, привычных современному человеку вещей, и уж тем более того обилия игрушек, которыми сейчас может похвастаться любой детский магазин. О простых деревянных и глиняных игрушках речь сегодня не пойдет. Поговорим о красивых и необычных игрушках - они были предметом роскоши и их могли себе позволить только состоятельные семьи, а некоторыми владели исключительно особы королевских кровей и их наследники. Такие игрушки были сделаны очень тонко, с большим количеством деталей и чаще всего вручную.

1. Фарфоровые куклы . Неспроста эти куклы так ценятся коллекционерами со всего мира - в то время каждая кукла изготавливалась и раскрашивалась вручную и была целым произведением искусства. Платья шили на заказ у лучших портных, а для энтузиастов выходили специальные журналы с выкройками для кукольных нарядов, обуви и сумочек. Фарфор был очень хрупким материалом и именно поэтому с такими куклами обращались очень бережно и многим детям давали играть с ними под присмотром гувернанток.

Из фарфора делали голову и конечности, тело обычно было тряпичным. Иногда вместо ног делали тяжелую платформу для большей устойчивости. Парики делали из мохера или настоящих волос, конечности крепились к тельцу резиночками, шарнирами, проволокой. Примерно с 1850 года затылки у кукол стали делать мягкими (отрезая заднюю часть головы) из папье-маше, чтобы было удобнее фиксировать парик и устанавливать подвижные глаза.

2. Автоматоны. Такие механизмы были эксклюзивными, штучными, их называют первыми роботами. Это механические устройства, андроиды, способные выполнять довольно сложные операции - рисовать, писать стихи, и даже играть на музыкальных инструментах. Иметь дома такую игрушку не могли себе позволить даже очень состоятельные семьи, их дарили царям, королям и принцессам. Свой бум автоматоны пережили в XVIII-XIX веках, когда их создавали в рекламных целях (например, Пьер Жаке-Дро, для продвижения своей марки часов) или собирали целые представления для публики.

Многие автоматоны были достаточно просты и выполняли набор несложных типовых действий, но были и настоящие чудеса инженерной и изобретательской мысли - они состояли из нескольких тысяч деталей, идеально подогнанных друг к другу, как швейцарские часы, например, автоматон-музыкант "Мария-Антуанетта":

Еще один автоматон, Draughtsman-Writer швейцарского механика Генри Майлардета предположительно 1800-1805 года выпуска, имеет настолько сложную конструкцию, что раскрыть его полный функционал смогли только после его восстановления - он умеет рисовать несколько довольно сложных картинок и писать стихи.

3. Музыкальные шкатулки. Это изобретение начало свою жизнь в 1796 году - часовщик Антуан Фавр из Женевы создал металлическую гребенку, на которой с помощью зубцов можно было воспроизводить мелодию. И в 1815 году в Швейцарии открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок.

Музыкальные шкатулки - это изделие очень тонкой, ювелирной, исключительно ручной работы и наверняка были одним из самых желанных подарков для ребенка - не только утонченная красота этого механизма, но еще и возможность иметь свою, "карманную музыку" тревожили не один детский ум 200 лет назад. Фантазия мастеров не знала границ - были музыкальные шкатулки в виде часов, роялей, дворцов, с птичками, балеринами и танцующими парами.

Были и шкатулки со сменными "пластинками" с разной музыкой на каждой. В такой шкатулке Crosley Music Box при проигрывании музыки в нижней части танцевали пары и двигались по кругу.


Истоки любви к жанровым сценам уходят далеко в прошлое, когда Сергиев Посад, начиная с XVII века, стал признанным центром русской игрушки. Именно там издавна выделывали игрушки и скульптуру именно из дерева и эти изделия были столь популярны, что их покупали там для царских детей.

Согласно некоторым письменным источникам, игрушки были уже в XVII веке, но то, что они уже точно выделывались в XVIII-м, можно утверждать, поскольку немногие образцы сохранились. Так же, сохранились графические зарисовки.

Источники сюжетов

Существует множество доказательств, что игрушечники Сергиева Посада черпали идеи для своих сюжетов именно из окружающей жизни.

Зачастую, идеи могли быть навеяны картиной художника, рисунком на гравюре, фарфоровой статуэткой или образом из жизни. В искусстве XVIII- XIX веков интерес к бытовым мотивам и сценам из жизни различных слоёв населения обогатил тематику народной скульптуры.

Для ряда художников тема народа становится основной темой творчества. Венецианов, Тропинин, Зеленцов, Плахов, Кипренский — все они изучали и изображали жизнь народа.

Известен журнал «Волшебный фонарь», где печатались графические изображения народа в жанровых сценах. С гравюр Гарднера были сделаны фарфоровые скульптуры дворника, крестьянина и других.

Это не могло не повлиять и на развитие жанровых сюжетов в деревянной сергиевской игрушке.

Развитие графики, появление большого количества фарфоровой скульптуры, близость центров фарфорового производства к Сергиеву Посаду способствовали развитию деревянной игрушки и скульптуры.

Жанровая выразительность

На протяжении многих десятков лет, а вернее пары столетий, сергиевская игрушка была очень популярна. Она всегда шла «в ногу со временем». Резчики были очень талантливы и не смотря на то, что не имели специального и художественного образования, обучаясь «из-под руки», достигали высоких художественных результатов в передаче образов.

Изображая сюжеты из жизни, они проявляли юмористическое, критическое, насмешливое или наоборот, восхищённое отношение к тем, кого изображают.

Лёгкое преувеличение, меткий штрих, подчёркивающий какую-то особенность, придаёт особую выразительность скульптурам. Сатирическая трактовка образов сочетается с поэтическим видением красоты. И зрителю хорошо понятны эти образы и характеры.

Особенности игрушек

Очень интересно, что жанровая скульптура предстаёт перед нами именно как игрушка, потешный промысел. Все фигурки достаточно забавны и даже ироничны. В них показано то, что было характерно для русского общества XIX века.

Все фигурки, как правило, вырезаются из трёхгранника. Они обращены к зрителю и если это «Крестьянин с кошкой», то он показывает зрителю свою кошку, если «торговец пирожками», то протягивает пирожок.

Иногда мастера пытаются передать движение, но чаще скульптуры статичны. Иногда резчики пользуются различными приёмами. Например, до нас дошли фигуры «разносчик булок» и другие, у которых голова закреплена на пружинке. При малейшем колебании она забавно покачивается.

Каждая фигурка одета соответственно своей профессии, возрасту, положению в обществе. Мастера очень искусно передают то, что задумали и зрителю сразу понятно, чья фигура перед ним.

Объём фигурок решается в характере плоского рельефа, который удачно встраивается в трёхгранник. Самая широкая полоса становится спиной, две другие, являющие угол, в фас.

При резьбе используется острый богородский нож и иногда стамески. Фигурка может остаться белой, но чаще их раскрашивали. При имитации фарфора фигурки левкасили и раскрашивали так, что было очень похоже на фарфор.

Для государевых чад

И. Забелин в книге «Дворцовый быт русских царей» пишет:

«Для государевых чад всякие потехи: «бабы-пряхи», «строй стрелецкий и барабаны и знамёна», «немка что толчёт в ступе»».

Имеется ввиду, что перечисленные забавы покупались именно в Сергиевом Посаде. Сами игрушки не сохранились.

Дамы и гусары

Образы дам, кормилиц и гусар была пожалуй излюбленной среди резчиков. Скорее всего, это было обусловлено спросом на эти сюжеты. Они очень напоминали фарфоровые статуэтки, столь модные в то время и видимо с успехом их заменяли.

Одним из лучших образцов считается «Дама с розой», перед которой идёт маленькая девочка. Эта скульптура очень напоминает литографии XIX века. Эта фигурка принадлежит ГИМ и сейчас находится в его запасниках.

Дамы очень выразительны и явно имеют характер, свойственный их сословию. Более знатные выглядят неприступно и словно не замечают зрителя. Дамы среднего достатка явно хвастливы, те, что победнее — с зонтиками и сумками в руках.

Очень хороши и выразительны гусары. Часто они в паре с дамой и сразу видно, что они неразлучны. Молодцеватые, разного возраста и каждый сосвоим характером, они многое могут рассказать о своём времени и об отношении народа к этому образу.

Использованные материалы

В статье использована информация из книги о русских художественных ремёслах, название и автор которых, к сожалению, утрачены (нет обложки и титульного листа). Год издания примерно 1960-е.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Читайте также: