Детские игрушки народов ямала

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Учитель географии. Байгускарова. Е. А. УРОК: Культура народов Ямала МБОУ Гимн.


Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС


Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии


Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель географии. Байгускарова. Е. А. УРОК: Культура народов Ямала МБОУ Гимн.

Учитель географии. Байгускарова. Е. А.
УРОК: Культура народов Ямала
МБОУ Гимназия
Игрушки коренных народов севера

Древние истоки игрушки.Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. В.

Древние истоки игрушки.
Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений археологи находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения.Через игры.

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения.
Через игры и игрушки открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники, поэтому дети часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, чирканы, самострелы – все эти игрушки обучают труду.

Игрушки мальчиков.Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытов.

Игрушки мальчиков.
Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребенок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек раньше часто делали детские луки со стрелами.
У маленького мальчика среди игрушек всегда есть настоящие маленькие капканы, части ловушек и прочие мелочи.
Лук и стрела. Игрушки
Изготовлены из черемухи, сосны.

Игрушки девочек.Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4.

Игрушки девочек.
Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами.
Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изобра.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.

 Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами.

Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей, во избежание принятия его души. (Такая кукла может навредить ребёнку).
Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Традиционные куклы коренных народов севера не имеют лица.

 По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки т.

По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.
Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. Нухуко" –.

Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки.
Нухуко" – в переводе с ненецкого значит «игрушка». Она выполнена из костяной пластины - клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.
Женщина нгухуко
Клювы водоплавающих птиц

Мужчина нгухукоДети нгухукоБабушка нгухуко

Мужчина нгухуко
Дети нгухуко
Бабушка нгухуко

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев птиц.

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов:
из перьев птиц, костей мелких животных, мелких камешков.

Встреча соперников. Утиные носы с ключевой утиной косточкой, продернутой скв.

Встреча соперников.
Утиные носы с ключевой утиной косточкой, продернутой сквозь дыхательные отверстия. Имитируют оленей.
Надувные шарики.
Изготовлена из зоба боровой дичи (глухаря, тетерева…)
Постель для куклы.
Шкурки шеек гуся, гагары, лебедя, утки используются при игре в куклы.

Погремушки Изготовлена из дыхательного горла боровой и водоплавающей дичи. Вн.

Погремушки
Изготовлена из дыхательного горла боровой и водоплавающей дичи. Внутри мелкие камешки, дробь
Косточки выдры.
использовались для маленьких детей, у которых резались зубы

Мягкая игрушка. Украшенные шкурки пушных зверьков Три белки, два колонка. Н.

Мягкая игрушка.
Украшенные шкурки пушных зверьков
Три белки, два колонка.
Ненецкая кукла. Шкурки утиных головок с носами
Традиционный материал для изготовления кукол. Могут использоваться и в качестве самостоятельной игрушки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игры и игрушки коренных народов Севера


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 3053 человека из 85 регионов


Курс повышения квалификации

Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушения речи у детей дошкольного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста


«Развитие памяти и внимания при скорочтении»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игры и игрушки коренных народов Севера

Игры и игрушки коренных народов Севера

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев и клю.

Изготавливались традиционные игрушки из различных материалов: из перьев и клюва птиц, костей мелких животных, дерева.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей, во избежание принятия его души. Такая кукла может навредить ребёнку.
Кукла должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Традиционные куклы коренных народов Севера не имеют лица.

Клювы
водоплавающих
птиц


Деревянная игрушка - юлаЛук и стрела Деревянная игрушка - нартыДеревянная игр.

Деревянная игрушка - юла
Лук и стрела
Деревянная игрушка - нарты
Деревянная игрушка – крутящиеся лыжи

Деревянная игрушка - головоломкаИгрушка из ткани - люлькаИгрушка из ткани - н.

Деревянная игрушка - головоломка
Игрушка из ткани - люлька
Игрушка из ткани - нухуко
Игрушка из рога оленя - головоломка

Погремушка из берестыИгрушка из кости - оленьПогремушка из подкоп.

Погремушка из бересты
Игрушка из кости - олень
Погремушка из подкопытной кости
Погремушка из куропачьего зоба

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток

Нухуко – в переводе с ненецкого значит «игрушка».

Нухуко – в переводе с ненецкого значит «игрушка».

Условно строение куклы делится на две части: голову и туловище.

Условно строение куклы делится на две части:
голову и туловище.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. Среди кукол-малюток есть изобр.

Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.
Среди кукол-малюток есть изображения младенца в люльке.

Название кукол - нухуко

Название кукол - нухуко

Не нашки - девочка Каса нашки - мальчикДети - нашки

Не нашки - девочка
Каса нашки - мальчик
Дети - нашки

Маленькие дети – нюча нашки

Маленькие дети – нюча нашки

Игра в чумики - мядукова

Игра в чумики - мядукова

«Ярколава» -ловля оленей арканом

«Ярколава»
-ловля оленей арканом

Лакамбой – До свидания Спасибо за внимание

Лакамбой – До свидания

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игрушки доступным языком передают детям знания и готовят их с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. Они имеют важное значение в воспитании детей. на игрушках лежит задача передать детям традиции бытового искусства коренных народов Севера.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 767 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 03.11.2021 249
  • PPTX 9 мбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пяк Ирма Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

51 минута

«Тайм-менеджмент для школьников»

59 минут

«Нормативно-правовые и организационные аспекты лицензирования и аккредитации применительно к разным уровням образования»

60 минут

«Роль эффективного общения и коммуникативной культуры педагогов во взаимодействии с учащимися и их родителями»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У Северных детей все игрушки самодельные, из натуральных материалов, безопасные для здоровья; т.е. сделаны своими руками: игрушки мастерят и изготовливают их дедушки, бабушки, папы и мамы.

Просмотр содержимого документа
«Игры и игрушки народов Ямала»

Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение «Средняя школа-интернат» г. Тарко-Сале Пуровского района Игры и игрушки народов Ямала Агичева Майя Александровна Воспитатель дошкольной группы «Почемучки» 2018

Муниципальное казенное оздоровительное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа-интернат» г. Тарко-Сале Пуровского района

Игры и игрушки народов Ямала

Агичева Майя Александровна

Воспитатель дошкольной группы «Почемучки»


В тундре почти все мальчики имеют свои тынзяны, луки, детские сани. Их городские сверстники тоже умело стреляют по мишеням, метают тынзян. Играют дети в оленеводов, но роли животных, как полагается, исполняют сами ребята. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками. Луки Нарточки Мордочка Тынзян

В тундре почти все мальчики имеют свои тынзяны, луки, детские сани. Их городские сверстники тоже умело стреляют по мишеням, метают тынзян. Играют дети в оленеводов, но роли животных, как полагается, исполняют сами ребята. Северные дети любят играть с игрушечными оленями, детскими нартами, луками.

Игрушки девочек Первая кукла игрушка у девочек появляется примерно в 3-4 года. У каждой девочки есть свой собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой.

Игрушки девочек

Первая кукла игрушка у девочек появляется примерно в 3-4 года. У каждой девочки есть свой собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором куклы с их нарядами.

Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой.

«Нухуко или нгуху » –название традиционной ненецкой куклы-игрушки. «Нухуко»- в переводе с ненецкого значит «игрушка». Её внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно её строение делится на две части: голову и туловище. «Нухуко» с накосниками «Нухуко» и утиные клювики

«Нухуко или нгуху » –название традиционной ненецкой куклы-игрушки.

«Нухуко»- в переводе с ненецкого значит «игрушка». Её внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно её строение делится на две части: голову и туловище.

«Нухуко» с накосниками

«Нухуко» и утиные клювики

«Нухуку» -куклы из утиных клювиков

«Нухуку» -куклы из утиных клювиков

«Люлька» для младенца С шестилетнего возраста у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду хозяйки. Это маленькие люльки, одежда для кукол, чумики, предметы быта, мешочки со швейными принадлежностями и куклы «Нухуко». Как правило, у ребенка целый комплект кукол, а у каждой из них свой набор одежды. Ненецкое «Нухуко» шьется из необычного материала.

«Люлька» для младенца

С шестилетнего возраста у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду хозяйки. Это маленькие люльки, одежда для кукол, чумики, предметы быта, мешочки со швейными принадлежностями и куклы «Нухуко». Как правило, у ребенка целый комплект кукол, а у каждой из них свой набор одежды. Ненецкое «Нухуко» шьется из необычного материала.

Чумики В стойбищах дети тундровиков практически весь световой день проводят на свежем воздухе. В это время, возле жилищ всегда можно увидеть маленькие чумы, построенные детьми. Эти жилища чуть выше роста хозяев, чтобы можно было войти в чум, поиграть, заниматься рукоделием. Сегодня к играм северян привлекают и детей, проживающих в городе. «У нас родители раньше играли в такие игры: строили чум, клали на эти палки нюки, собирали ягоды, разводили костер, играли с куклой.»

В стойбищах дети тундровиков практически весь световой день проводят на свежем воздухе. В это время, возле жилищ всегда можно увидеть маленькие чумы, построенные детьми. Эти жилища чуть выше роста хозяев, чтобы можно было войти в чум, поиграть, заниматься рукоделием.

Сегодня к играм северян привлекают и детей, проживающих в городе.

«У нас родители раньше играли в такие игры: строили чум, клали на эти палки нюки, собирали ягоды, разводили костер, играли с куклой.»

Игра «Лыныку» Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети. Для игры в «Лыныку» из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

Игра «Лыныку»

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые.

Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.

Для игры в «Лыныку» из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

«Лебедь» — «дятпы» Игра в «Лыныку» на осторожность Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции). Палочный домик –пяй мят

«Лебедь» — «дятпы»

Игра в «Лыныку» на осторожность

Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы. Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции).

Палочный домик –пяй мят

 «Конат»- ненецкая игрушка Юла

«Конат»- ненецкая игрушка Юла

"Крутящиеся лыжи" –ненецкая деревянная игрушка

Игрушка ненецкая Дерево, вырезание «Вылсу»- жужжалка «Вылсу»-»жужжалка» Головоломка

Игрушка ненецкая Дерево, вырезание

«Вылсу»- жужжалка

«Вылсу»-»жужжалка»

Головоломка

По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки- её временный характер. Постоянными являются только её одежда. Время общения с куклами возможно только светлое время суток. Национальные игрушки и игры, испокон веков раньше играли в тундре, этими игрушками сопровождали жизнь в тундре, что взрослые делали, то и подрожали дети.

По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки- её временный характер. Постоянными являются только её одежда. Время общения с куклами возможно только светлое время суток.

Национальные игрушки и игры, испокон веков раньше играли в тундре, этими игрушками сопровождали жизнь в тундре, что взрослые делали, то и подрожали дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Игры и игрушки коренных народов Севера»

Игры и игрушки коренных народов Севера

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.


С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.


Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

Детская гуделка (вывко) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.

Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.

Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).


Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Список литературы

1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.

2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Игры и игрушки коренных народов Севера»

Игры и игрушки коренных народов Севера

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.


С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.


Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

Детская гуделка (вывко) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.

Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.

Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).


Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Список литературы

1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.

2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Читайте также: