Детские игрушки прошлого века

Обновлено: 13.05.2024

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.


Производители игрушек терпят крах: теперь автомобили или куклы покупают только дошколятам, а на легендарных, некогда, солдатиков смотрят с усмешкой, — в компьютерных стратегиях все намного реалистичнее и круче. Хорошо продаются только те игрушки, про которые снимаются мультфильмы или, опять-таки, делаются компьютерные игры, остальное же прозябает на полках в магазине.

А ведь еще совсем недавно советская промышленность делала такие экземпляры, которые служили десятилетиями не одному поколению детей, вызывала искренний восторг и восхищение. Давайте вспомним самые известные и легендарные, и предадимся ностальгии.

Автомобиль на педалях

Самая желанная игрушка советского ребенка, особенно мальчика. Подумать только, в столь нежном возрасте иметь собственный автомобиль с сиденьем, рулевым управлением, открывающимся багажником и капотом. Не беда, что тяга была педальная — обладатель такого автомобильчика свысока смотрел на одногодков, которые раскатывали на велосипедах.

Аппарат зеленого, красного или синего цветов можно было при наличии прямых рук или неленивого папы неслабо прокачать, устанавливая на него: святящиеся фары, габариты, делая всякие спойлеры и навороты из крутых наклеек и именных надписей. Особым писком было нанесение гоночной «шахматной» расцветки и изображения номера в кружочке на капоте.


Железный конструктор

Брутальный советский авто- или мотоконструктор был почти в каждом доме, ведь делал его по одним лекалам любой местный завод, который имел дело с металлом. Колесики с пластиковыми или резиновыми шинами, оси, веревки, крючочки и куча уголков, планочек и болтов с шурупчиками, которыми делали все, вплоть до ремонта дома и настоящей машины, покоряли с первого взгляда.

При должной фантазии и сноровке, можно было собирать абсолютно любую вещь от велосипедов до инопланетных кораблей. Стоит ли говорить, что владение таким конструктором подготавливало будущего мужчину и главу семьи к любому мелкому ремонту? Сейчас все печальнее, и целое поколение не знает, как закрепить гайку или для чего нужна шайба, а тогда «цветы жизни» покоряли родителей сложными металлическими конструкциями.


Пистолет с присоской

Легендарные пистолеты «для войнушки», модификаций которых было очень много, по сути, имели одно устройство: пружина с крючком на которую зацепляли присоску. Можно было стреляться присоской просто в стену или на любые лакированные поверхности, однако это быстро надоедало, и пистолеты заряжались сначала фломастером или карандашом с пропилом, как шомполом, а на него клали мелкие камушки, рябину, другие ягоды или палочки, и наносили «урон» неприятелю.

Был крайне популярен формат побоища, когда отряд пистолетов с рябиной противостоял отряду с водяными пистолетами. Эх, было время и сражения.


Шагающие звери

Сделанные из самой прочной советской пластмассы в мире, эти забавные зверушки, кстати весьма детально проработанные, обожали наклонные ровные плоскости. Достаточно было наклонить поверхность стула, и условный ослик или носорог на своих выгнутых ступнях перебегал от одного края к другому. Были и продвинутые версии в виде отечественного Винни-Пуха или шагающие пингвинчики, которых можно было встретить даже в начале бурных 90-х годов в киосках Москвы.

Лабиринты

Забавные модификации лабиринтов развивали одновременно логическое мышление и ловкость рук. Для детей были одноуровневые — попроще, где надо было перекатить машинку или шарик в заданную лунку в конце пути. Отмечу, что наиболее сложным был круглый, так как там надо было иметь отменную координацию рук.

Для самых терпеливых и продвинутых был стеклянный куб, запаянный наглухо. Внутри были наложены в стопочку этажи уровней, как правило, переходы из одного в другой — на диагонально противоположных концах. Многие и многие, припав к стеклянному кубу глазом, пытались разгадать его хитросплетения лабиринтов, и даже автор этой статьи не раз бился, чтобы лишним неточным движением не откатить металлический шарик к началу уровня и продолжить «сизифов труд».


Настольный хоккей

Все мы знаем про настольный футбол, который был во всех странах Европы. Однако в СССР был очень популярен хоккей и его настольная версия. Футбол, справедливости ради, тоже был — там были лунки, на манер игры в гольф, у каждого игрока, в которые скатывался мячик — пружинка оттягивалась и футболист пинал мяч своей подставочкой.

Однако хоккей был гораздо вариативнее: пружинки можно было делать более сильными, фабричные ручки ломались и заменялись на выточенные на местном заводе, а металлические клюшки у фигурок хоккеистов лихо подгибались дабы улучшить контроль шайбы. Оную, кстати, меняли на деревянную, и тогда матч превращался в динамичное действо — игроки только и успевали вращать и двигать кистями рук, дабы привести свою хоккейную команду к победе.


Выжигатель

Многие скажут, что это совсем не игрушка, однако в СССР, выжигатель был практически у каждого ребёнка. Многим знаком этот поиск «подходящего» листка фанерки, ну, а выжечь на разделочной доске замысловатые узоры и подарить её маме на праздник было «делом чести» любого мальчишки.

Стоило это удовольствие порядка трех рублей, зато этим чудным девайсом пользовалась практически вся семья: мама запечатывала банки с вареньем, папа запаивал шины велосипеда, — способов применения была масса.


Деревянные кубики [азбука]

Кубики с буквами или картинками из сказки, конечно, позиционировались как обучающее пособие, но когда ребенок вырастал и знал весь алфавит, кубики служили строительным материалом для фортов и крепостей. Надо сказать, что были не только деревяшки кубической формы, но и всякие продолговатые кубики, дабы можно было не ограничивать полет своей архитектурной мысли, и строить-строить укрепления просто для эстетики или последующих сражений. «Лего» еще не проникло в Страну Советов и считалось диковинкой.

Солдатики

Разнообразные наборы солдатиков советского времени, так же были у каждого советского ребенка мужского пола. Как правило, это были либо «индейцы», либо «ковбои», либо «рыцари», либо «войска Красной Армии».


Плоские фигурки на подставке [объемные считались большой редкостью], пластиковые или железные — из пары-тройки таких наборов можно было собрать настоящую армию, и повести ее в бой на армию соседа или друга по детским баталиям.


Набор таких фигурок стоил 50 копеек, поэтому у каждого уважающего себя полководца всегда была добрая сотня воинов, плюс иногда в комплекте продавались пушки, танки или прочая бронетехника.

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Читайте также: