Детские игрушки в живописи

Обновлено: 24.04.2024

Мир детства. Как только мы переступаем порог взрослости, этот мир становится для нас недосягаемым. Недосягаемым и до боли желанным. Снова и снова мы вспоминаем о своем детстве, переживаем самые яркие моменты, видим свое детство во сне. Наверное, каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни говорил: "Как бы я хотел снова вернуться в детство. "

Кто-то теряет детство безвозвратно, кому-то удается сохранить его в своей душе, в своем сердце. Вы помните свои любимые игрушки? Книжки? Мультики? Своих друзей из далекого детства? Как хорошо, если вы все это помните!

Добрые, милые, незабываемые игрушки — верные друзья детских лет. Взрослея, мы забываем о них, они становятся не нужны нам. Но проходит время — и вдруг мы вспоминаем! И так хочется увидеть любимого мишку еще раз, прижать крепко-крепко мягкого зайку или куклу, покатать по полу мяч или машинку.
И мы играем — играем вместе со своими детьми! А когда и они взрослеют, то появляются внуки. И мы снова играем! Игрушки уже другие, но игра продолжается!

Я очень люблю на Ярмарке заходить в магазины мастеров, которые создают игрушки. Сколько радости, света, ярких красок! Сколько нежности, воплощенной в каждой из них! Такие разные, но все — прелестные, милые, очаровательные! Прогулялась я по магазинам игрушек и вдруг в памяти всплыли картина известного художника Бориса Михайловича Кустодиева. На ней — маленькая девочка с японской куклой в руках. И я подумала о том, что на картинах многих художников изображены дети с любимыми игрушками, которые составляют неотъемлемую часть мира детства. Я начала искать (конечно же, на просторах интернета!). Оказалось, что игрушки не так уж редко появлялись и появляются на картинах!

Для большинства художников игрушки служили всего лишь дополнением образа ребенка. Но посмотрите, какое это милое дополнение! И как много в нем очарования, как много может рассказать игрушка в руках ребенка!

Фриц Цубер-Бюлер (1822 - 1896), швейцарский художник:

Игрушки глазами художника, фото № 1

Игрушки глазами художника, фото № 2

Эмиль Мунье (1840 - 1895), французский художник:

Игрушки глазами художника, фото № 3

Альфред Карлтон Смит (1853-1946), английский художник:

Игрушки глазами художника, фото № 4

Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927).

Игрушки глазами художника, фото № 5

"Мальчик с мишкой":

Игрушки глазами художника, фото № 6

Зинаида Серебрякова (1884 - 1967).

Игрушки глазами художника, фото № 7

"Девочка с куклой":

Игрушки глазами художника, фото № 8

Игорь Иванович Ершов (1916 - 1985).

"Ксения читает сказки куклам":

Игрушки глазами художника, фото № 9

Игрушки глазами художника, фото № 10

Игрушки глазами художника, фото № 11

Александр Максович Шилов (род. в 1943 г.):

Игрушки глазами художника, фото № 12

Современные художники все чаще и чаще обращаются к теме детства. Они создают сказочный мир, в котором игрушки не просто дополняют образ ребенка, но живут своей игрушечной жизнью, создают атмосферу счастья.

Юрий Кротов "Запахи детства":

Игрушки глазами художника, фото № 13

Василий Нестеренко "Новая игрушка":

Игрушки глазами художника, фото № 14

Роб Хефферан, английский художник:

Игрушки глазами художника, фото № 15

Грустные игрушки Нино Чакветадзе:

Игрушки глазами художника, фото № 16

Игрушки глазами художника, фото № 17

Игрушки глазами художника, фото № 18

Игрушки глазами художника, фото № 19

Игрушки глазами художника, фото № 20

"Игрушки" Руслана Смородинова:

Игрушки глазами художника, фото № 21

Вызывающий столько трогательных воспоминаний "Дедушкин чердак" Елены Степура:

Игрушки глазами художника, фото № 22

Солнечные игрушки Екатерины Дудник:

Игрушки глазами художника, фото № 23

Игрушки глазами художника, фото № 24

Игрушки глазами художника, фото № 25

Игрушки глазами художника, фото № 26

Сандра Кук — американская художница , которая создает очень яркие образы детей и игрушек:

В этой подборке мы соединили высказывания живописцев о детстве — как своем , так и абстрактном — и некоторые факты из их собственного юного периода.

Восемь знаменитых художников о детстве и детях

Пабло Пикассо

Согласно семейному преданию , первое слово , которое произнес Пикассо-младенец , было слово « карандаш». Произнес , естественно , не по-русски. «Рiz», сокращенное от испанского слова « lapiz» — «карандаш».

Первым учителем Пикассо был его отец , дон Хосе Руис Бласко , который был и художником , и преподавателем художественного ремесла. Существует устойчивая легенда , что дон Хосе , впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка , передал ему свою палитру , сказав , что впредь отказывается писать сам.

Без ложной скромности Пикассо говорил о себе: «Я никогда не рисовал как ребенок. Когда мне было 12 , я рисовал как Рафаэль».
Первая сохранившаяся работа Пабло Пикассо — «Пикадор» — была написана им в восьмилетнем возрасте.

Пабло Пикассо. Желтый пикадор

« Каждый ребенок — художник. Трудность в том , чтобы остаться художником , выйдя из детского возраста».

Борис Кустодиев

Детство будущего художника омрачилось в первые же годы его жизни. Борису еще не исполнилось двух лет , как умер его отец. Мать старалась , как могла , самостоятельно вести хозяйство и воспитывать сына. Борис Кустодиев пронес любовь и благодарность к ней через всю жизнь.

Детские годы принесли Кустодиеву и отчетливое желание стать художником. В восьмилетнем возрасте он побывал на выставке передвижников , и картины настолько поразили детское воображение , что с будущей профессией маленький Боря определился совершенно четко.

Уже став известным живописцем , Борис Кустодиев с особой любовью писал портреты своих детей — сына Кирилла и дочери Ирины.

Борис Михайлович Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Пауль Клее

Пауль Клее — первый художник , который в своих теоретических работах назвал рисунки детей настоящим творчеством.

Особое отношение было у художника и к детской игрушке. Созданный в творчестве Пауля Клее мир населен марионетками , масками , гротескными причудливыми фигурами , что позволяло художнику объединить детство и взрослые представления о жизни. Ведь дети используют мир марионеток , чтобы почувствовать себя взрослыми , а взрослые — чтобы ощутить себя детьми.

«Женщина с зонтиком». Ее автору, Паулю Клее, было примерно 6 лет.

« Женщина с зонтиком». Ее автору , Паулю Клее , было примерно 6 лет.

Сальвадор Дали

Эксцентричный живописец таким был с детства. Даже факт его рождения родители преподнесли ему как некую миссию. Дело в том , что у Сальвадора Дали был старший брат , который умер от менингита за несколько лет до рождения будущего художника. Родители сообщили Дали , что тот — реинкарнация старшего брата , которого они так любили , поэтому-то и назвали младшего ребенка Сальвадор ( это значит « Спаситель»). Кстати , полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек , маркиз де Дали де Пуболь.

Позже художник признавался , что в детстве был несносным ребенком , изводящим всех капризами и всегда добивающимся своего. Но и на несносного ребенка бывает управа. В случае с Дали это были кузнечики. Да-да , Сальвадор настолько боялся этих насекомых , что однажды они довели его до нервного срыва. Не без человеческой помощи , конечно. Одноклассники узнали о страхах Дали и решили проучить капризного ребенка. «Если б я был на краю пропасти , а кузнечик прыгнул мне в лицо , я предпочел бы броситься в бездну , чем вынести его прикосновение. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни», — уверял художник.

« Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким , как все , и вести себя иначе , чем прочие смертные. Как оказалось , это золотая жила!».

Мэри Кассат

Американская художница Мэри Стивенсон Кассат прославилась своими картинами , на которых трогательно и правдиво изображается связь матери и ребенка. Хотя своих детей у Мэри не было.

Заниматься живописью она начала вопреки воле отца , успешного биржевого брокера. Тот категорически отказывался оплачивать обучение дочери художественному мастерству.

Кассат очень любила свою семью. Ухаживала за матерью и сестрой , когда те болели. И даже не брала кисть в руки в то время , потому что все душевные силы отдавала родным. А смерть брата настолько подкосила ее , что Мэри оставила живопись на шесть лет.

Мэри Кассат. Первая ласка малыша

« Настоящую непосредственность можно встретить только в детях , чем взрослее человек , тем больше он склонен к позерству».

Марк Шагал

Живописец поэтично описал , как в нем возникло желание стать художником: «В один прекрасный день ( а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате , я подошел , тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: «Мама… я хочу быть художником».

При этом его обучение мастерству не всегда проходило гладко. О чем он тоже не преминул написать: «Сколько я ни занимался в школе Общества поощрения художеств , все впустую… Услышав в очередной раз: «Что за ягодицу вы нарисовали? А еще стипендиат!» — я ушел из школы навсегда».

Марк Захарович Шагал. Корова с зонтиком

« Я не делаю ничего иного , как только выражаю свои мысли таким языком , как все те люди , что окружали меня в детстве».

Норман Роквелл

Американский художник в своем самоопределении не оригинален: у него , как и у большинства , страсть к рисованию пробудилась в детстве. Когда мальчику было семь лет , отец каждый вечер читал ему романы Чарльза Диккенса , а Норманн рисовал в своем воображении его мрачных героев.

Роквелл и сам стал потрясающим рассказчиком. Только в отличие от Диккенса рассказывал свои истории в иллюстрациях. Самые знаменитые поклонники творчества Роквелла — Джордж Лукас и Стивен Спилберг.

Норман Роквелл. Девочка с синяком под глазом

« Может быть , когда я вырос и обнаружил , что мир не такое уж приятное место , как я думал , я бессознательно решил , что , даже если это не идеальный мир , он должен быть раскрашен мною идеально в моих картинах , в которых не будет пьяных бродяг или злых матерей , наоборот — только добрые родители и счастливые дети».

Дональд Золан

Его работы искушенным знатокам живописи могут показаться излишне слащавыми. Но факт остается фактом. 81-летний Дональд Золан остается одним из самых популярных художников США , разрабатывающих детскую тематику.

Он — художник в пятом поколении , а рисовать начал в возрасте четырех лет. В тринадцатилетнем возрасте уже выиграл престижный Чикагский конкурс , где премией была стипендия одного из художественных вузов города.

Образы счастливого детства Золан называет своим вдохновением и любимой темой.

Кукла Таня , мячик и не только: рассказываем детям истории об игрушках , показываем им картины известных художников , и интересуемся их мнением на этот счет.

Поиграем? История игрушек и живопись

Существует несколько способов увлечь ребенка историей искусств. Один из них — занимательные рассказы о том , что близко и ему , и живописцам. Речь пойдет об игрушках , известных с глубокой древности. Собранный материал поможет вашему юному искусствоведу начать разбираться в живописи , а заодно расширит кругозор сведениями о том , чем играет он сам , а также герои полотен столетней давности.

Погремушка? Царское это дело!

Пока что считается , что самой древней погремушке более 4 000 лет. Почему « пока что»? Да мало ли , что завтра еще обнаружат неуемные археологи. Несколько лет назад эти охотники за древностями в центральной части Турции раскопали ее — терракотовую погремушку. Она неплохо сохранилась и до сих пор могла бы утешить новорожденного мелодичными постукиваниями гальки внутри себя.

При этом задача успокоить младенца долгое время не была основным предназначением погремушки. Ее стук использовался для устрашения злых духов. Казалось бы , что может звучать страшнее ( как для духов , так и для людей), чем детский плач? Но нет! Древние злые силы предпочитали бояться погремушек.

Гремящие игрушки , изготовленные из различных материалов , использовались в культурах разных народов на всех континентах , кроме Антарктиды. Люди здесь не живут , а императорские пингвины развлекают своих новорожденных птенцов другими способами. Зато те императоры , которые не птицы , непременно в детстве имели свои погремушки: инкрустированные алмазами , изумрудами и рубинами , или же простенькие — всего лишь из золота или серебра.

Неизвестный художник. Портрет великого князя Александра Павловича, 1778 год

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

На портрете неизвестного художника годовалый малыш — будущий император Александр І - сжимает в ручке погремушку , которую изготовили почти за сорок лет до его рождения. Мастера-ювелиры Самсон Ларионов и Михаил Бельский создали этот погремушечный шедевр по заказу Анны Иоанновны в 1740 году для младенца-императора Иоанна Антоновича. Тому довелось поиграть с погремушкой всего несколько месяцев. Его , еще младенца , свергла с престола будущая императрица Елизавета Петровна. Драгоценная игрушка потом передавалась по наследству императорским детям. Сейчас она хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Федор Степанович Рокотов. Портрет Алексея Бобринского в детстве

На портрете кисти Федора Рокотова малыш держит погремушку попроще — она из серебра. Хотя сам ребенок — граф Алексей Бобринский — тоже царских кровей. Он был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины ІІ, которая , увы , не любила сына.

Что ж , даже если детство императорских отпрысков не всегда было радужным , зато их погремушки всегда были дорогими.

«Я люблю свою лошадку!»

По одной из версий , дети принялись скакать на палках-кониках почти сразу после того , как их родители одомашнили лошадь. То есть в IV тысячелетии до н.э. Много позже палки « обросли» головами. Для бедных детей это был пучок соломы. Для богатых — вырезанная из дерева голова , а для очень-очень богатых — искусно изготовленная морда коня , обтянутая натуральной кожей , да еще и с уздечкой , украшенной драгоценными камнями. При этом суть игры оставалась неизменной. Разве что дети не очень богатых родителей могли беспрепятственно ускакать дальше.

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет дона Диего, сына Филиппа II

В Европе с ХVI века сложилась традиция дарить такую лошадку на палочке мальчику , когда ему исполнится год. И приблизительно в этом же веке у коников « выросли» еще и конечности , и укрепились либо на изогнутых палках ( лошадка-качалка), либо на доске с колесиками.

Представляем первый выпуск нашего « арт-путеводителя» для детей: если вы желаете , чтобы ваш ребенок был подкован в культурной сфере — предлагаем начать с малого. Дети часто видят эти изображения , и мы предлагаем узнать побольше о популярных источниках « мемов». Шедевры расположены в хронологическом порядке , о каждой картине мы сообщаем по одному любопытному факту. Продолжение следует: новые выпуски рубрики мы составим вместе с вами.

20 шедевров живописи, которые cтоит знать каждому ребенку

Обратите внимание: «клик» на изображении открывает картину в полном размере , а под картинкой вы найдете полное описание каждой работы этой арт-подборки.

1. Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Это одна из самых загадочных картин в мировой живописи. Полагают , что на картине изображен итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга в их доме в Брюгге. А вот дальше начинаются загадки. Почему супруги разуты ( их снятая обувь присутствует на полотне)? Почему над мужчиной горит свеча в люстре , а над женщиной — нет? Неужто так художник дает понять , что к моменту завершения картины жены Арнольфини уже не было на свете , и эта картина была заказана в память о ней? И обратите внимание на зеркало. Там видим не только отражение супругов. Что за фигуры? Свидетели? «Похоже , один из них — сам живописец , судя по изящной надписью между зеркалом и люстрой: «Johannes van eyck fuit hic» или « Ян ван Эйк был здесь». И это еще не все тайны культового полотна — искусствоведы вряд ли в ближайшее время придут к единому мнению по поводу этой работы.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (фрагмент)

2. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Рожденная из морской пены античная богиня любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал картину на основе мифа , а со временем и его работа обросла мифами. Так , в некоторых исторических документах значится , как 7 февраля 1497 года доминиканский монах Джироламо Савонарола сподвиг христиан во Флоренции разжечь огромный костер , чтобы уничтожить « безделушки», не способствующие укреплению христианской веры. Якобы и Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии ( последователей идей монаха его же современники называли « плаксами»), и вроде бы он лично бросил в огонь несколько своих полотен на мифологические темы. Но пламя костра пощадило « Рождение Венеры».

3. Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Художнику заказали создать фреску в соборе , но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем. Он не стал писать по мокрой штукатурке , как того требовала техника создания фресок , а изобрел свой метод , покрыв каменную стену слоем из смолы , гипса и мастики. Увы , эксперимент оказался неудачным. В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.

4. Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)

Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама

Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии сказано , что Бог « вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7). Но у Микеланджело , как утверждают исследователи , было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека , а homo sapiens ( «человека разумного»). Ведь Адам уже явно способен и дышать , и двигаться , но еще является незавершенным творением. Чего же ему не хватает? Профессор Темпльского университета США Марша Холл отвечает на этот вопрос: «С точки зрения итальянского Ренессанса , наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают , что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально: в виде мозга. Посмотрите на него « в компании» окружающих объектов — все вместе действительно похоже на анатомическое изображение содержимого нашей черепной коробки!

5. Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)

Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна

На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Живописец вписал в полотно много деталей , важных для собственного мировоззрения. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали , что они обладают особыми знания о Боге и об устройстве мира. И они , в частности , очень ценили число « шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур , а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев ( правда , если внимательно всмотреться , то «шестой палец» — это , скорее , внутренняя сторона ладони).

6. Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. Цикл

С этой , безусловно , великолепной картиной связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен Йонгелинк , почитавший искусство Брейгеля , заказал художнику цикл из шести картин , изображавших времена года ( «Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу , а у Йонгелинка начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны , предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера — точнее , документ , подтверждающий права на них. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.

7. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга

« Ночной дозор , или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых , слой сажи изменил изначальный колорит « Ночного дозора»: сцена происходит белым днем , так что свое « темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых , полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих , страдало от неумелых реставраций , а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой. При этом « Ночной дозор» остается шедевром и даже объектом паломничества.

8. Диего Веласкес, «Менины» (1656)

Диего Веласкес. Менины

« Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне , изображающем момент написания портрета королевской четы ( монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин , Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».

9. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой

Голландский живописец Ян Вермеер не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину нарекли значительно позднее , и тут же начались споры , можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому , что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла , а сам портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

10. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)

Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи

Брюллов написал « Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев , но на подготовку к работе ( эскизы , наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно , рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий , хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины , под ящиком с кистями и красками , Брюллов изобразил себя.

11. Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (1832)

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

на дереве японского художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии « Тридцать шесть видов Фудзи». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё-э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.

Детская тема находит большое отражение в живописи. А где дети, там и игрушки. Нам, кукольникам, интересны куклы и я постаралась сделать соответствующую подборку.

Тема благодатна примерами и я из патриотических чувств остановилась на русской живописи, тем более что в ряду представленных художников известнейшие имена - Тропинин, Маковский, Суриков, Кустодиев.

Соблюдая исторический подход, работы художников я расположила в хронологическом порядке, возможно это даст нам проследить историю всеми нами любимой куклы. Правда временной диапазон не слишком велик, но я надеюсь в следующих публикациях продолжить начатую тему.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 1

Варнек Александр Григорьевич (1782-1843) - "русский Ван-Дейк". Девочка с куклой.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 2

Тропинин Василий Андреевич. Девочка с куклой. 1841г.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 3

Корзухин Алексей Иванович (1835 - 1894 гг.) Бабушка с внучкой. 1879

Дети и куклы в русской живописи, фото № 4

Суриков Василий Иванович. Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника в детстве. 1888.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 5

Алексей Алексеевич Харламов (1840-1922). Сестры, 1888

Дети и куклы в русской живописи, фото № 6

Алексей Алексеевич Харламов (1840-1922). Мать и дочь.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 7

Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич 1841-1910. Варька. 1893.

Дети и куклы в русской живописи, фото № 8

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), девочка с куклой (вторая половина 1890-х)

Дети и куклы в русской живописи, фото № 9

Константин Егорович Маковский. Портрет великой княжны Марии Николаевны, 1905.

Читайте также: