Детские музыкальные игрушки и инструменты таблица

Обновлено: 11.05.2024

Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и др.

Озвученные музыкальные игрушки-инструменты

1.Игрушки-инструменты с нефикисированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, трещотки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольник,колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).

2.Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.

3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию музыкального сенсорного восприятия, развитию слухового сосредоточения.

4.Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, музыкальная лесенка, детское пианино, гармоники, губные гармоники, цитры, домры, гусли, цимбалы и др.).

Кроме того, музыкальные игрушки и инструменты классифицируются по известным группам:

Ударные инструменты: деревянные ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, коробочка, музыкальные молоточки, колокольчики, барабан, тамбурин, клависы, бубен, тарелки.

Ударно-мелодические инструменты: металлофон, ксилофон, музыкальная лесенка.

Ударно-клавищные: детские пианино, рояль.

Духовые инструменты: триола, саксофон, кларнет, флейта, гармоника духовая.

Клавишно-язычковые инструменты: детский аккордеон, баян, саратовская гармонь с колокольчиками.

Струнные инструменты: гусли, цимбалы, цитры, арфа.

Электронные музыкальные инструменты.

Озвученные музыкальные игрушки-инструменты

Первоначально этот вид муз деятельности носил прикладной характер. Игра на муз инструментах сопровождала различные игры детей, в которых изображались изобразительные моменты (топот копыт – кастаньеты, марширующие солдаты – барабан и др.).

Позднее применение детских музыкальных инструментов выделилось в особый вид музыкальной деятельности, помогающий решению музыкально-творческого развития ребенка в детском саду. Научно-исследовательским институтом легкой промышленности - Институт игрушки - были разработаны технологии производства достаточно широкого ассортимента детских музыкальных инструментов.

За рубежом известный австр композитор К. Орф, разрабатывая синтетические формы музицирования – сочетания пения и движения, ритмизованного чтения стихов и игры на муз инструментах и др. применял специально созданные для детского оркестра музыкальные инструменты. Детские сады в Германии применяют опыт Ильзы Пуш. В разработанной ею методике все инструменты делятся на ритмические и мелодические, они сопровождают свободные игры детей. Ребенок сам выбирает тот или иной инструмент, пытается сыграть знакомую мелодию, находит свои приемы исполнения.

В советской дошкольной педагогике детское музицирование нашло широкое применение. Лаборатория эстетического воспитания АПН СССР разработала педагогические требования к детским муз инструментам, методику обучения игры на отдельных инструментах (Ветлугина Н.А. Детский оркестр. – М., 1976).

Программные требования: к концу пребывания в детском саду дети должны знать:

- характер звучания инструментов (тарелки – громкие, звонкие, барабан – гремящий…), различать звучание инструментов;

- правила пользования муз инструментами;

- приемы игры на различных инструментах и владеть приемами игры на них (мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне и др.);

- расположение высоких и низких звуков на инструментах;

- название нот (до-си) и их место на пластинках металлофона и клавишах других инструментов.

Кроме этого они должны:

- правильно расходовать дыхание при игре на триолах, свирели, приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы;

- играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру;

- пользоваться элементарными динамическими оттенкам;

- играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

- подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, попевки;

- импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Вопрос 30.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Ренних Виктория Пнк-23 13.05.2020г.

1. Классификация детских музыкальных инструментов

Название группы, к которой

относится музыкальный инструмент

Название музыкального инструмента

Группа струнных инструментов

Цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа струн народных.

Группа духовых инструментов

Флейта, губная гармошка , триола и. т. д.

К свистковым инструментам относятся: вермона, панфлейта, свирель, свистулька, блокфлейта. К язычковым инструментам относятся: триола, симона, мелодия-3

Группа ударно-клавишных инструментов

Игрушечные рояли, пианино, клавесин.

Группа клавишно-язычковых инструментов

Баян, аккордеон, гармоника и.т. д.

Группа ударных инструментов

1. Ударно-шумовые (ритмические) - треугольник, барабан, бубен, маракасы, детские погремушки, ложки, клавес, коробочка, пандейра, бубенцы, трещотка, кастаньеты, тарелки (подвесные и напалечные).

2. Мелодические ударные инструменты: металлофон ксилофон, колокольчики.

Рассказ для детей младшего школьного возраста о музыкальном инструменте «Гобой».

Цель: знакомство детей младшего школьного возраста с музыкальным инструментом «Гобой»

1. Вводно-мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Начинается урок. Проверьте, готовы ль вы начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка. Проверили? Садитесь! Тихо все за парту сели. На меня все посмотрели. Мы должны успеть все в срок. На предыдущих уроках мы уже познакомились с многими музыкальными инструментами такими как: фортепиано, скрипка и флейта. А сегодня нам нужно познакомиться с музыкальным инструментом, группа духовых инструментов, который называется «Гобой».

2 Основной этап.

Гобой в переводу с французского означает «высокое дерево» . На дерево он не похож ни ростом, ни цветом, ни запахом. «Высокое» скорее всего потому, что голос у него довольно высокий в сравнении с другими инструментами . «А «дерево» - потому, что принадлежит к роду деревянных духовых инструментов .

Звук гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные.

Очень хорошо гобой передает мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.

Но лучше всего гобою удается подражание звучанию свирели или пастушьего рожка. Еще бы! Ведь гобой произошел от этих старинных народных инструментов . Он и внешне больше напоминает народную дудку : трубка с дырочками по всей длине, чтобы получались звуки разной высоты. А самое замечательное – это пищик, приспособление, куда вдувается воздух. Музыкант играет на гобое , сжимая губами две камышовые пластинки, а между ними – щель не больше зернышка.


Гобой - один из древнейших деревянных духовых инструментов. По легенде он появился в Древней Греции. Его изобретателем был фригийский музыкант Ягнис. Прародительницей гобоя стала обычная дудочка, в которой были проделаны отверстия, при зажимании которых изменялась высота звука.
Однако гобой, который вошел в состав оркестра, был изобретен во Франции лишь в конце XVIII века.
Инструмент обладает певучим гнусавым звуком. Внешне инструмент напоминает коническую трубку с 25 отверстиями и системой клапанов, которые закрывают эти отверстия. Музыкант берет в рот верхнюю часть инструмента и дует в нее. Звук образуется за счет ударов двух язычков друг о друга под давлением воздуха. Высота звука зависит от длины трубки, которая регулируется клапанами, чем длиннее трубка, тем звук ниже.
Для гобоя написали свои музыкальные произведения И.С. Бах, В.А. Моцарт, Р. Шуман и другие композиторы .

3.Обобщающий (рефлексивный) этап Молодцы ребята! А для завершения отгадайте загадку.

Французы музыкальный инструмент
Высоким деревом давным–давно прозвали.
Задумчивей его в оркестре нет,
За нежный голос инструменту имя дали,
А был простым пастушеским, рожком
Пел песни он когда–то над лужком.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Виды и типы игрушек-инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды – неозвученные и озвученные [4].

Неозвученные инструменты предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Озвученные инструменты подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники;

- игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, - свирели, дудки, рожки;

- игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер;

- игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Музыкальные игрушки также можно разделить на:

- струнные: цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных; звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы);

- духовые: флейты, саксафоны, кларнеты, триолы, «мелодии»; звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки;

- клавишно-язычковые: баяны, аккордеоны, гармоники; звук возникает, когда нажимают клавишу;

- ударно-клавишные: игрушечные рояли, пианино; звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

- ударные: бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны; звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента [1].

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения.

Информация о том, какие детские музыкальные инструменты предпочтительнее использовать в ДОУ для разных возрастов.

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_muzykalnyh_instrumentov_v_dou.docx 16.82 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Классификация музыкальных инструментов в ДОУ

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Виды музыкальных инструментов:

I . В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки:

· Созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон);

· Созданные на основе инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет).

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы:

  • ударные,
  • духовые,
  • струнные,
  • клавишные,
  • клавишно-язычковые.

II. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты. Например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Выбор музыкального инструмента или игрушки зависит от возраста ребенка

  • Для детей от 2 – до 4 лет (младший дошкольный возраст):

- игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки);

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан);

- набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)

  • Для детей от 4 – до 5 лет (средний дошкольный возраст):

- Целесообразно использовать все вышеперечисленные ДМИ;

- Шумовые инструменты для детского оркестра (бубны, маракасы, колокольчики, бубенчики)

  • Для детей от 5 – до 6 лет (старший дошкольный возраст)

- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

-Музыкальные игрушки – инструменты и диатоническим и хроматическим звуком;

  • Для детей от 6 – до 7 лет (подготовительная группа)

- музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.)

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:

1. Неозвучные музыкальные игрушки – инструменты помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

2. Озвучные музыкальные игрушки – которые, в свою очередь деляться на:

  • Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки);
  • Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций.
  • Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
  • Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).
  • Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.
  • Трехступенчатая (nятистуnенчатая, восьмистуnенчатая) лесенка - дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы, или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании,
  • Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии, данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся:

  • деревянные ложки используются в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.
  • Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.
  • Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.
  • Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 – 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка.
  • Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.
  • Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов.
  • Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки.
  • Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально – дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках.
  • В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
  • Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек.
  • Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты.

Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие инструменты как:

  • Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности.

Духовые инструменты классифицируются на:

  • Флейты, кларнеты, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических заданий.
  • Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.

К клавишно – язычковые инструментам относятся такие музыкальные инструменты как:

  • Аккордеон- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на клавиши, растяжении и сжатии меха.
  • Баян- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.
  • Саратовская гармонь с колокольчиками- звуки расположены в порядке диатонической мажерной гаммы. Звук в ней извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.

Струнные инструменты классифицируются на:

  • Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически.
  • Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора.
  • Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
  • Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.).

Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты, озвучные музыкальные игрушки – инструменты. В свою очередь озвучные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно – клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

Читайте также: