Детям не игрушка ценились в войну на вес золота

Обновлено: 27.04.2024

Сегодня, в день Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем всех, кого она опалила: павших и выживших. Воинов и тех, кто работал в тылу. Взрослых и детей.

Часто встречается выражение "военное детство". Но какое на самом деле может быть детство в войну? Даже в глубоком тылу, здесь, на Алтае, дети той войны взрослели слишком рано. Подростки 12-13 лет после уроков работали наравне со взрослыми. Но как учились! Учителя того времени говорят, что именно послевоенные выпуски были самыми сильными, самыми жадными до знаний. Эти дети понимали, что восстанавливать страну придется им и работали не жалея себя.

"Если бы была моя воля, то всем детям военных лет я вручила бы ордена и медали за их труд, великое терпение, за то, что вместе со взрослыми они помогали ковать победу над врагом", - сказала заслуженный учитель Зоя Яковлевна Гилева, работавшая во время войны завучем школы в селе Поповичево Ельцовского (ныне Целинного) района Алтайского края.

Своими воспоминаниями о том периоде Зоя Яковлевна поделилась с современными учениками этой школы. Думаем, что читателям ИА "Амител", тоже будет интересно узнать, как жили, учились и работали школьники Алтайского края в Великую Отечественную.

Перед войной

1940 год. Шла война с белофинами. Многие учителя школ были призваны в ряды Красной Армии. В школах ощущалась нехватка кадров. Мы, выпускники Бийского педучилища, были распределены и досрочно направлены на работу в школы края… Все девушки: юношей направили в военные училища.

Первые ученики Поповиченской школы вместе с первыи директором


Меня и мою подругу Варвару Михайловну направили на работу в Поповичевскую семилетнюю школу. Из Ельцовки мы добирались до места работы на лошадке 25 февраля1940 года. Было солнечно, тепло. Сама природа встречала нас приветливо. Возница, управляя лошадью, сказал нам: "Хорошая примета, жить в этом селе будете долго". Так оно и случилось. Я прожила в этом селе 30 лет и 18 дней…

Школа нам сразу понравилась. Была она совсем новая, огорожена добротной изгородью, покрыта железом, покрашенным в красный цвет…

Директором школы был Филиппов Николай Павлович - тактичный, умный и образованный человек. Я счастлива, что первые шаги в своей самостоятельной жизни я делала под его руководством.

Село Поповичи было большим, чистым, вдоль села проходила дорога с высокой насыпью, по левую и правую сторону дороги шли пешеходные тропинки. Реки Анамас, Ангуреп, Кандалеп в то время были полноводными, питались подземными родниками, ключами. Вода была чистая, прозрачная, вкусная. Через реки переброшены мосты с красивыми арками и перилами, сделанные простыми крестьянскими умельцами…

В школе нас приняли радушно. Я начала работать в 4-м классе. Здесь училось 32 человека. Было мне тогда 17 лет, а моим ученикам – уже 13-14 лет. В то время многие дети учились переростками: по разным причинам они не имели возможности пойти в школу с 8 лет. Но работать с ними было легко. Они старались наверстать упущенное, жадно учились всему…

Школа занималась в 2 смены, всего учащихся было более 400 человек. 20 мая 1941 года закончился учебный год. Дети пошли отдыхать, набираться сил для следующего учебного года. Никто не знал, какое страшное испытание ждало нас всех.

Как страшный гром обрушилось на наши головы известие о войне. Около клуба у Медежихи собирались люди села. Лица у всех были серьёзные, многие женщины плакали. Ещё вчера вечером на этом месте веселилась молодёжь, играла гармонь, девушки пели песни. За одну ночь всё перевернулось. На трибуну поднялся председатель сельсовета Михаил Иванович Овчинников и открыл митинг. Он сообщил собравшимся, что на рассвете, 22 июня без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину.

Директор школы Филлипов Николай Павлович ушел на фронт в числе первых… Остро не хватает учителей, учебников, тетрадей. Но школа не прекращает свою работу.

Школа имела печное отопление, топилась дровами и кизяком. Раньше дрова вывозили из тайги на лошадях. Теперь же лошади были заняты на другой работе. Своими силами мы заготавливали кизяк. Его хватало до половины зимы, остальные месяцы школа не отапливалась. Занимались в верхней одежде, в шапках и варежках. Сырой тряпкой стирать с доски было нельзя - на ней сразу образовывался лёд. Писали на доске жёлтой глиной.

Особенно трудно было во второй и третий годы войны. Старые запасы учебных материалов иссякли полностью, не было чистой бумаги, тетрадей. Писали на газетах и старых книгах между строк.

1946 год

Исписанные листы бумаги обесцвечивали хлорной известью, сушили и писали карандашом.

Карандаши и ученическая ручка с пером ценились на вес золота. Например, простой карандаш на рынке можно было купить за 18 -20 рублей.

Наши ученики были бережливыми, умными изобретательными. Из гусиных перьев мастерили перья, чернила приготавливали из сажи, сока красной свеклы, из сока зелёных листьев, из корней различных трав.

Учебников было мало, их очень берегли. Помню, в 4 классе на 39 учащихся было всего 4 учебника истории. Но историю ребята знали превосходно! Мой ученик Гоша Стариков мог заменить заболевшего учителя.

Нашим маленьким первоклассникам нелегко доставалось постижение грамоты: не было букварей, разрезной азбуки. Приходили на помощь старшеклассники: вырезали буквы из старых книг, наклеивали на бумагу, получалось подобие азбуки. Так дети учились читать.

Мы, учителя, отдаём должное своим бывшим ученикам: эти дети видели войну, слёзы матерей, голод и холод. И в таких трудных условиях они не теряли интереса к учению, с жадностью слушали учителя, чтобы знать как можно больше. Наши ученики не хныкали, не раскисали от трудностей, не жаловались. У этих детей стоит поучиться мужеству, упорству, стойкости, человечности и доброте.

В те годы везде было трудно. Но все понимали, что после войны очень нужны будут грамотные люди, чтобы восстанавливать страну.

Ленинградцы

Во второй учебный военный год к нам в школу приехал работать завучем опытный, уже пожилой учитель из блокадного Ленинграда - Леонов Василий Михайлович 1890 г.р. Имея за плечами большой опыт работы и щедрое сердце, он учил нас, молодых учителей, мастерству педагога. От него мы узнали о ужасах, выпавших на долю ленинградцев.

В это же лето мы встречали детей, эвакуированных из Ленинграда. Это были дети, разучившиеся улыбаться, перенёсшие столько горя и страданий, что трудно было в это поверить.

В одной из классных комнат мы расставили столы, разложили свежий варёный картофель, морковь, огурцы, дыни… Принесли что могли из дому и со школьного огорода. Маленькие ленинградцы рассказали всё, что им пришлось пережить во время блокады. Они с любовью говорили о своём городе, его красоте и величии. Ненависть и гнев был виден в ребячьих глазах, когда они говорили о том, как фашисты бомбили город, разрушая, уничтожая его.

Наши дети быстро сдружились с ленинградцами. Специальных квартир для эвакуированных семей не было, и сельчане принимали их к себе. Случалось, что в одной комнате жило 7-8 человек. Жили дружно, горе и радость делили пополам, делились куском хлеба и кружкой молока. Так семья ученика нашей школы Германа Гревцова приняла семью ленинградцев из двух человек. У них всё было вместе: и радость и печаль, кусок хлеба и тепло натопленной хаты. В

селе жили старики Кошелевы. Двери их дома были всегда открыты для всех обездоленных. Перебиваясь сами кое -как они отдавали тепло своей души тому, кто оказавшись далеко от родных мест, нуждался в помощи.

За то время, что ленинградцы прожили в нашем селе, они полюбили наших людей, школу и сибирскую природу. После окончания войны, в 1946 году, все они вернулись в родной Ленинград. Мы были рады за них. (Долгое время сроднившиеся семьи переписывались, ездили в гости. Потом между собой общались уже их дети, - прим.редакции ИА "Амител")

1947 год

Тогда же во время войны к нам в село был эвакуирован детский дом. Его разместили в двухквартирном учительском доме. Дети были разные по возрасту: от 3 до 14 лет. Многие были подобраны на дорогах войны. Всего было около 50 человек. Детдомовцы значительно пополнили нашу школу. Нам, учителям, нелегко приходилось, чтобы сплотить и организовать детский коллектив. Война отложила свой отпечаток на детскую психику. Нужно было отогреть маленькие души, вселить уверенность, что все страшное уже позади. Нам приходилось быть для наших учеников и учителем, и матерью, и сестрой. А нам самим-то по 20 лет!

Помню мальчика Марата. На его глазах фашисты убили мать, деда, бабушку и сестёр. Он спасся чудом, помогли соседи. Этот мальчик не произносил ни слова, ни в школе, ни в детдоме. Казалось, что он навсегда разучился говорить. Понадобилось много тепла и ласки, чтобы отогреть это маленькое сердце.

Чтобы не забыть имена своих родных, дети на листочке бумаги записывали фамилию, имена матери, отца, братьев и сестёр. Листочек этот хранили, как талисман.

Наши ученики оказывали детдому посильную помощь. Помогали с отоплением, приносили одежду, обувь, постельное белье.. Ведь дети приехали в одних рубашках..

Детские подвиги

А с фронта шли тревожные вести. В школе имелась карта, по которой отмечалось движение наших войск. Мы не сомневались, что враг будет разгромлен, но хорошо понимали, что эта победа достанется нелегко.

В осиротевших семьях старшие дети были опорой матери. Девочки на свои плечи брали всю заботу по дому, доили коров, присматривали за малышами, варили нехитрый обед. Мальчишки в 12 -13 лет становились незаменимыми работниками в колхозе. Они рано научились владеть топором, пилой, косой, лопатой.. Были случаи, когда ребята оставляли школу, так как были вынуждены помогать матерям, становиться кормильцами для младших братьев и сестёр.

Но чаще всего ребята тянулись изо всех сил и продолжали учебу. Были примерными учениками братья Шикуновы: Михаил, Анатолий и Сергей. Их мама работала дояркой на ферме. Отец воевал. Миша и Толя дождутся маму с фермы, накинут её одежонку, обувь, и бегут в школу. Голодные, холодные, а как прекрасно они учились! У Медведкина Саши умерла мать, погиб отец. Жили они с сестрой у деда с бабушкой. В 7 классе Саша решал задачи за 8 класс…

Весной 1944 года в селе вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Болезнь длилась долго, ученик на 1,5 месяца выбывал из школы. В изоляторе лежали целыми семьями. И тогда школьники приходили на помощь: вскапывали и сажали огород, ухаживали за ним, пока семья не оправлялась.

В военные годы в школе чётко действовали Тимуровские команды. Пионерский актив всегда знал, кому требуется срочная помощь и оказывали её незамедлительно.

Мы готовили подарки воинам Советской Армии, ходили по квартирам читать сводки от советского информбюро, готовили вечера художественной самодеятельности, проводили пионерские сборы.

Несмотря на лишения мы с детьми старались жить полной жизнью: сколько было выдумки, старания, изобретательности у наших пионеров! …Очень любили проводить пионерские костры в поле весной. Устраивали спортивные состязания между отрядами, звеньями, пионерами.

Особенно старательно готовились к встрече Нового года. Красавица ёлка, привезённая из лесу, стояла посреди коридора. Украшения на ёлку мастерили ученики из соломы, стеблей подсолнечника, из лучины, прутьев - получались затейливые игрушки. Ёлка выглядела нарядно. А чтобы придать ей торжественность - зажигали несколько восковых свечей…

За годы войны непосильный физический труд лег на хрупкие плечи наших учеников. Они помогали заготавливать для школы дрова, сено для школьной лошади, а летом и осенью работали в поле. Если бы была моя воля, то всем детям военных лет я вручила бы ордена и медали за их труд, великое терпение, за то, что вместе со взрослыми они помогали ковать победу над врагом".

Из воспоминаний Зои Яковлевны Гилевой

на фото: ученики Поповичевской школы в 1940, 1946 и 1947 годах.

Строчка из стихотворения Николая Ударова была выбрана мной в качестве вступления к очередному рассказу не случайно. Сегодня мне хочется уделить особое внимание игрушкам, но не современным, ярким и порой до безобразия реалистичным, от которых в буквальном смысле ломятся прилавки детских магазинов. Наибольший интерес лично для меня представляют куклы, медвежата, машинки и самолетики военных лет, а, точнее, времен блокады Ленинграда, когда дети могли оставаться детьми совсем недолго. И эти краткие, но такие яркие и теплые моменты, они, уже став взрослыми, хранили в своей памяти как самое ценное из сокровищ.

Блокада Ленинграда - один из самых страшных и тяжелейших этапов в жизни русского народа. Осада, длившаяся почти 900 дней, подвергла серьезному испытанию не только физические, но и в большей мере моральные качества людей, не знавших ранее, что такое голод, холод и, конечно же, страх. Люди боролись за свои жизни и жизни своих родных как могли и сколько могли, и во многом именно сильная вера в собственные силы, а также в лучшее, светлое и мирное будущее, толкала ленинградцев продолжать работать, учиться, читать книги и ходить в театры – одним словом, жить.

Особенно тяжко переносили все лишения блокадного времени маленькие ленинградцы, ведь многим из них пришлось повзрослеть намного раньше положенного срока и уже наравне с взрослыми вести борьбу за выживание. Однако, несмотря на это прискорбное обстоятельство, они, хоть и очень глубоко в душе, по-прежнему оставались детьми с типичные для любого ребенка желаниями, увлечениями и, конечно же, игрушками!

Смешные, нелепые, неказистые на вид, но такие любимые и дорогие сердцу игрушки чаще всего мастерили из подручных средств или обменивали на хлеб, бумагу, ткань и нитки. А когда в наличие ничего подобного не было, то в ход шла смекалка. Например, чтобы сделать самую простую куклу для своего ребенка, мамы и бабушки брали небольшое полено, рисовали ему личико и заворачивали в цветные лоскуты.

Кукол мастерили также из соломы, но самой большой радостью считалось получить игрушку, сшитую из холста. Голову такой куклы, как правило, набивали опилками, паклей или ватой, а лицо рисовали химическим карандашом, который нужно было смачивать слюной, чтобы рисунок получился более ярким, или простым углем. Для кукольной шевелюры использовали паклю, а наряжали готовую игрушку в платье из цветных лоскутов.

Не подумайте только, что игрушки, пусть и во время блокады, были исключительно девчачьей забавой. Мальчишки тоже были «в деле», и для игры частенько выпиливали, самостоятельно или с помощью старших, пистолеты и автоматы из досок. Как ни парадоксально, но «игра в войнушку» в период, когда вокруг свистели реальные пули и грохотали взрывы, было самым любимым мальчишеским развлечением. Бегая с игрушечным оружием по двору или комнате, юные ленинградцы представляли себе, как разделываются со злодеями и дарят своему городу долгожданные мир и спокойствие.

Помимо деревянных пистолетов и автоматов, мальчишки блокадного Ленинграда очень любили погонять мяч, который, к слову, для начала нужно было сделать… Мастерили мячи из старых тряпок, скручивая их в тугой комок и перевязывая веревками. Также мячи делали из коровьей шерсти. Сперва эту самую шерсть собирали, для чего гладили корову мокрой рукой, затем добытый ворс, как следует, смачивали в воде и скатывали в упругий комок. Мяч из коровьей шерсти был, кстати, весьма прыгуч, но не долговечен. Из дерева мальчишки делали свистульки, коляски, а из глины лепили различные фигурки, с которыми можно было играть большой компанией.

Однако игрушки являлись для детей блокады нечто гораздо большим, чем средством от скуки: они помогали, поддерживали и оберегали своих владельцев. По крайней мере, в это искреннее верили маленькие мальчики и девочки, которые, прячась от очередной бомбежки, что есть силы прижимали к себе своих плюшевых медведей, кукол и деревянных солдатиков. Вот такую трогательную историю о роли мягкой игрушки в жизни маленькой жительницы блокадного Ленинграда я нашел на одном Интернет-ресурсе. Разместила ее ученица 8 класса Елизавета Дуброва.

«Катеньке было три с половиной года. У неё была весёлая, дружная семья: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольный судья. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго перед войной он был в Германии и получил в подарок игрушку - обезьянку, привез её своей маленькой Катюше. Немецкая обезьянка стала любимицей. Ей восхищалась вся коммунальная квартира. Ещё бы! Такой игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, она носила её за лапу, за хвост, за голову, обезьянка всегда была с ней: за столом, на прогулке, в постели. Но вот пришла война. Блокада. Уже закончились все съестные припасы, вода, дрова. На родителей смотрели голодные глаза их детей. И они отдавали свои крохи хлеба детям.

Сначала умерли родители, затем один за другим стали умирать дети. Когда соседи из-под груды тряпья вынули тело Кати, рядом была обледеневшая от постоянной сырости и мороза обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это страшно, но так обезьянка поддерживала Катю в последние часы её короткой жизни. От постоянных перепадов температуры, большой влажности и холода опилки обезьянки намокли, и это была та влага, которой питалась малышка. Эта обезьянка уже была не просто игрушкой, а реликвией квартиры».

Еще одна замечательная история, в которой фигурирует игрушка времен блокады, тоже связана со спасением жизни, но уже целой семьи! У Лидии Иосифовны Ямпольской была любимая игрушка – кукла Снегурочка, которая до этого принадлежала ее бабушке, а затем перешла к маме. Куколка была очень хрупкой, поэтому, когда Лидия Иосифовны была маленькой, ей категорически запрещалось играть с этой игрушкой. Так и стояла Снегурочка в большом серванте за стеклом и была предметом исключительно визуального восхищения.

Однажды, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило окна, и по логике вещей град осколков должен был угодить в кого-то из домочадцев. Однако произошло настоящее чудо: стеклянная дверца серванта неожиданно распахнулась и приняла на себя основной удар. Семья Лидии Иосифовны не пострадала, а Снегурочка с того времени стала считаться настоящим талисманом.

А как вам такой поворот событий?! Маленькая девочка по имени Майя Рудницкая большую часть времени проводила в бомбоубежище – слишком уж частыми и опасными стали бомбежки. При себе у нее всегда был набор обязательных вещей, в число которых входили и две ее любимые игрушки – куклы Ира и Юра. Сидеть в бомбоубежище по несколько часов в день для маленькой девочки было невозможно, и чтобы как-то себя занять, Мая шила наряды для своих кукол.

Черпая вдохновение из взрослой жизни, девочка создала для своих кукольных подружек рюкзачками, в которых хранились носовые платочки, праздничное платье, набор сменного белья, тапочки и… комплекты для эвакуации. Подражая окружающей действительности, Майя понимала, что без соответствующей амуниции в блокаду не выжить. даже куклам. А Майя Рудницкая выжила, и после войны продолжила заниматься любимым делом – она стала модельером.

Несмотря на то, что поводов для веселья в блокадном Ленинграде было совсем немного, жители города умели по-настоящему, абсолютно искренне и с открытым сердцем радоваться даже незначительным мелочам. Так, например, на каждый Новый год ленинградцы наряжали елку. Причем, совершенно неважно, была ли дома еда или теплая одежда – ощущение праздника и ожидание чего-то волшебного и, конечно же, положительного, было в тот момент важнее. Люди надеялись и верили в чудо, которое, к слову, произошло 27 января 1944 года…

Конечно же, о настоящих елочных игрушках в то время приходилось только мечтать, поэтому украшали новогодние елки подручными средствами и самодельными бумажными фигурками, украшенными ватой или фантиками от конфет, если такие, конечно же, были. В качестве елочных шаров использовали лампочки, предварительно удалив из них цоколь, а из остатков фольги и проволоки мастерили снежинки и некое подобие яблок.

На фронте, кстати, тоже наряжали елки, только происходило это, конечно же, не повсеместно. Солдатам как никому другому нужен был заряд положительной энергии, и праздник как нельзя лучше для этого подходил. В качестве елочных игрушек фронтовики использовали погоны, бинты, стреляные гильзы и прочее.

Несмотря на то, что ситуация в осажденном Ленинграде была очень сложной, в 1942 году было принято решение о проведении зимних школьных елок, на которых играла веселая музыка, выступали артисты театра, а маленьких гостей угощали вкусным обедом. Мальчики и девочки, пришедшие на праздник, получали небольшую порцию супа и каши, но редко когда съедали все до конца. Маленькие добытчики прятали часть полученной еды под одежду и относили домой, чтобы угостить родных.

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram , где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii

Этих людей можно назвать поистине выдающимися в своей области. Новаторы, великие мыслители, ученые, изобретатели и знаменитые литераторы оставили нам в наследство не только свои осязаемые труды, но и меткие изречения, к которым полезно прислушиваться хотя бы изредка. Так вот, сейчас как раз один из таких моментов.

Поразительно точная цитата Форда, которую необходимо вспоминать в моменты принятия важных решений. Какими бы ни были обстоятельства, все зависит только от тебя и твоей уверенности в себе. Ждать чуда, когда ты заранее настроил себя на провал, не нужно. А вот веря в свои силы, ты можешь свернуть горы.

Вы будете продолжать оставаться несчастными до тех пор, пока вы считаете, что счастливыми вас делают другие.

Твое счастье зависит только от тебя самого. Никто не обязан делать тебя счастливым — ни семья, ни друзья, ни вторая половинка. Если ты сам не в силах сделать свою жизнь лучше, то к чему ожидать этого от кого-то другого?

Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.

То, что окружающие люди одобряют твои действия и хвалят тебя за достигнутые результаты, не значит ничего по сравнению с чувством самоудовлетворения. Ты сам определяешь, достойно ли ты себя проявляешь, действительно ли ты выложился на все 100 %, не идешь ли ты вразрез со своими принципами и т. д. Ценнее всего, когда ты сам, не обращая внимания на мнение других людей, можешь быть собою доволен.

Даже об одних и тех же вещах люди привыкли говорить разными словами. Дело также в восприятии, двойных смыслах и контексте. Говоря даже самыми простыми словами, ты не можешь быть уверенным, что твой собеседник правильно поймет то, что ты пытаешься ему донести. А теперь задумайся, сколько ссор возникало из-за банального недопонимания.

Хорошо рассуждать о добродетели — ещё не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — ещё не значит быть справедливым на деле.

Слова — это всего лишь слова. Ты можешь бесконечно рассуждать на тему того, как важно помогать окружающим, делать другим людям замечания и выступать в роли всеобщего мотиватора, но если ты сам не предпринимаешь ни единой попытки действовать согласно своим пламенным речам — грош тебе цена.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Антуан де Сент-Экзюпери

Судить себя — не значит осуждать или заниматься жесткой самокритикой (и уж тем более — самокопанием). Каждому человеку важно научиться давать наиболее объективную оценку себе и своим действиям. А критиковать окружающих — это дело простое, но в то же время совершенно бесполезное.

Хорошие результаты получает тот, кто умеет ждать. Конечно, не только ждать, но и работать на желаемый результат. Но согласись: глупо грезить о высокой должности тогда, когда ты только в начале своего карьерного пути.

Раиса Мальцева

Александр Анофриков

Виктор Кузнецов

Илья Алексеев

забавно инакомыслие нужно лечить? А может именно вас надо лечить? Не создавайте себе кумира вам ни чего не говорит? А гордыня?

Виктор Кузнецов

Юрий Меджидов

Александр Анофриков

Юрий, это просто статья а доказательством будет являться документы с печатью о проводимых финансовых операциях с использованием свидетельства о рождении.

Юрий Меджидов

Илья Алексеев

Дмитрий Ювелир

Дмитрий Ювелир

Елена Крылова

Alex Shu


Alex Shu

То что это женщина говорит - сложно проверить ( никаких доказательств и документов , подлинников она не показывает, пытаясь с помощью логических «ловушек» увлечь людей), но в чем её интерес? К чему она ведёт? Или кто « ведёт» через неё и куда- вот в чем вопрос?

Юрий Меджидов

Alex Shu


Alex Shu ответил Юрию

Юрий, в вашей ссылке рассказано о Творце, Мужчине и Женщине и демонах. Далее рассматривается только одна сторона сделки («демоны») которые различными мошенническими путями « завладевают» людьми. При этом люди не имеют возможности догадаться об обмане - младенцы в силу своей своей беспомощности, взрослые в силу того, что информация скрыта. Ну тогда стоит предположить следующее - Творец знает о мошенниках и освобождает людей от них, так как это очень логично вытекает из его возможностей и целей его замысла. Вывод, который следует из всего вышесказанного следующий : для людей живущих на земле в течении жизни необходимо бороться всеми доступными способами с небольшой группой людей которые присваивают результат труда большинства для услаждения своих благ. И после этого создать общество справедливого распределения материальных благ.

Многие игрушки Анастасия оформляет оригинально

Старые советские игрушки многие из нас берегут в память о своем далеком детстве или детстве своих родителей, которые рассказывали, как наряжали ими новогодние елки много лет назад. Однако нередко эти украшения попадают на свалку по одной простой причине - уже не в моде. Практически никто и не задумывается о том, что выброшенные игрушки представляют историческую ценность и могут стоить тысячи, а то и десятки тысяч рублей. Даже если их состояние оставляет желать лучшего.

Воспоминания из детства

Мы были приятно удивлены, узнав, что есть люди, которые занимаются реставрацией советских игрушек. Слезла краска - не проблема: распишут по-новой. Сбито стекло - нарастят. Такие мастера словно пытаются докричаться до нас: «Люди! Подарите советским игрушкам вторую жизнь! Ведь других игрушек, сделанных с такой любовью, вы можете и не найти».

Дончанка Настя - одна из тех, кто дарит елочным украшением вторую жизнь. Реставрация любимой игрушки стоит в среднем от двухсот до пятисот рублей, в том случае, если необходимо наращивать недостающие части. Однако доход этот «бизнес» не приносит из-за немалых затрат на материалы. Занятие больше для души.

- У большинства коллекционеров елочных украшений практически одна история: в детстве была любимая игрушка, потом она разбилась и захотелось найти ее снова. У меня похожая история. В детстве была одна подвеска, которая мне запомнилась. Сейчас она стоит 50 рублей. У нас было очень мало игрушек. Это совершенно обычная блестящая подвеска. Но когда я ее нашла, это уже не было моей целью. В поисках я скупила большое количество других игрушек. Когда открывается целая история - становится тяжело остановиться.

По профессии Настя биолог. До декретного отпуска работала в лаборатории. Но в свободное время всегда чем-то занималась: вышиванием, вязанием, рисованием.

- Работа в лаборатории - это монотонный труд, который не имеет отношения к творчеству. Хотя на моей прошлой работе, в иммунологическом отделе, был период, когда я должна была особым образом окрашивать стекла, чтобы они по-разному светились при ультрафиолетовом свете. Это было интересно и красиво.

Мастерская

Купила раритет за 10 рублей

Сначала Настя искала объявления в интернете. Постепенно начала влюбляться в игрушки и скупать их. Потом нашла сообщество коллекционеров, с которыми с легкостью подружилась.

- Я начала изучать историю, способы реставрации. Сначала попробовала отреставрировать сосульку со сколотой частью. Потом все закрутилось, со временем набила руку. Реставрация - это не только перекрашивание, но и восстановление разбитых деталей, - говорит девушка. - Помимо реставрации я собираю игрушки. У меня уже большая коллекция, в том числе и раритетных экземпляров. Мне хочется, чтобы большее количество игрушек не выбрасывали, а восстанавливали. Не обязательно их мне самой иметь, я могу помочь людям их восстановить, чтобы ими любовались дети.

- Недавно наткнулись на объявление в интернете. Несколько десятков советских игрушек продавали за 70 тысяч рублей! Не дороговато?

- Я видела это объявление. Это выгодная покупка. Общая стоимость в пересчете выходит намного больше. Есть игрушки, которые стоят недорого, а есть и те, цена которых пять тысяч рублей и выше. Человек не хочет тратить время, чтобы реализовывать все игрушки по отдельности, поэтому продает все сразу, но дешевле. Можно сказать, это продажа бизнеса.

В первом ряду коллекция - Дружба народов

- Многие продавцы, наверное, и не представляют, что игрушки, которые они продают, могут стоить в разы дороже? Ведь не все разбираются в этом.

- Один раз на барахолке я купила игрушку, которая стоит полторы тысячи, за десять рублей. Это гимназист. Игрушка была немножко побита, со слезшей краской, но ее цена такова. А бывает наоборот. Копеечные сосульки продают за баснословные деньги. Есть сайт «Мешок» - там проходят аукционы. Больше года там висит игрушка - пресс-папье «Шершень». Ее продают за сто тысяч, хотя в реальности ее цена максимум тысяча рублей.

Не все экземпляры проходили комиссию

- Какая самая дорогая новогодняя игрушка советских времен встречалась Вам в объявлениях?

- Коллекционными елочными игрушками считаются те, что были выпущены до 1970 года. Самая дорогая игрушка, которую купили коллекционеры за последнее время, стоила полмиллиона рублей. Эта особые игрушки. В Ленинграде была такая артель - «Культигрушка». Там производили самые красивые и брендовые украшения. В те времена не все они доходили до производства. Были такие наборы, которые художники производили в небольшом тираже, буквально несколько экземпляров, но они не проходили комиссию. Это большая редкость. Набор «Буратино» - один из таких. Женщина-коллекционер купила жабу из этого набора за полмиллиона. Не все игрушки из этого набора найдены.

- У кого находится самая большая коллекция советских елочных украшений?

- Самая большая коллекция находится у автора каталога «Советские елочные украшения» Аллы Аркадиевны. В его перечень входит очень много игрушек, большинство из которых редкие или просто красивые. Собрать все существующие игрушки, которые выпускались в республиках Союза, в одну книгу просто невозможно. К тому же, не все существующие формы найдены. В личной коллекции Аллы Аркадиевны множество игрушек, большинство из которых редкие.

Одна из игрушек Дружбы народов

- Сколько игрушек в Вашей личной коллекции? Какими игрушками гордитесь больше всего?

- У меня около двухсот игрушек, которые считаются коллекционными. Это не значит, что все они дорогие, но они выпущены до 1970-го года. Самый ценный для меня набор - это набор Московского завода елочных игрушек под названием «Дружба народов». Самая редкая игрушка в моей коллекции - это «Красная Шапочка». Она была выпущена белорусским заводом в 1960-х годах.

«Многие из игрушек действительно бывают страшными»

- Вы украшаете елку только советскими игрушками?

- А как я могу повесить их на елку? У меня дети, поэтому пока украшаем пластиковыми. В будущем хотелось бы наряжать елку советскими игрушками. При этом я не являюсь противником современных изделий, но стеклянных. Есть очень много красивых экземпляров. Многие даже стали производить игрушки под ретро-стиль, повторяя форму советских украшений.

- Как считаете, почему большинство советских игрушек оказываются на свалках либо на барахолках?

- Многие из этих игрушек действительно бывают страшными, в плохом окрасе и с некрасивыми лицами. На елку я бы повесила далеко не все из них. Но я все равно их люблю и собираю, как объект коллекционирования. А есть люди, для которых это история, они ее хранят и рассказывают об игрушках своим детям и внукам.

Как-то я написала пост о том, что ищу игрушки в любом состоянии. Мне ответила девушка. Она сказала, что хочет выбросить коробку старых игрушек. Мол, если вам надо - приезжайте и забирайте. Коробка была вся в плесени, внутри была почерневшая вата, а в ней старые игрушки, которые не трогали много лет. Вечером мы с мужем разбирали эту коробку и нашли там половину коллекции «Дружбы народов» и другие редкие экземпляры. Я никогда не стараюсь забрать игрушки за бесценок или кого-то обмануть. Но иногда люди бесплатно отдают то, что им не нужно, а я с удовольствием беру это.

Анастасия занимается оформлением игрушек уже несколько лет

- Люди сами приносят Вам игрушки для реставрации или Вы покупаете их на барахолке, реставрируете, а уже потом продаете?

- Я два года веду группу в социальной сети, пытаюсь расшевелить эту тему, но все дается очень сложно. Люди вспоминают об игрушках в декабре, когда у меня практически нет времени. Елочных украшений, которые я бы хотела реставрировать, мне не приносили. Сама я их нахожу на барахолке, ремонтирую, но приносят в основном самые простые игрушки. А сейчас я в таком положении, что вынуждена браться за любую работу, чтобы дать понять людям, что елочным украшениям можно подарить вторую жизнь.

- Вы перекрашиваете игрушки на свое усмотрение или ищите их историю, смотрите, как они выглядели в реальности?

- Часто изначально игрушка выглядит некрасиво. Я спрашиваю у людей: делать игрушку такой, какая она была первоначально, или делать роспись на свое усмотрение? Многие просят сделать новую роспись. Если нужно восстановить игрушку, у которой нет части стекла, нужна вторая такая в оригинале, чтобы сделать слепок. Но найти детальную информацию о конкретном украшении очень сложно. Ведь все время игрушки не были причислены к произведению искусства. Их выпускали только для украшения елки. Поэтому историю игрушек тяжело проследить. Касательно многих из них указано только место производства.

- Коллекционируете современные игрушки или считаете это не таким интересным занятием?

- Сейчас также производят коллекционные игрушки, которые специально выпускают маленькими партиями. Их цена зачастую зашкаливает. Однако коллекционирование советских игрушек - это особый вид собирательства. Советская игрушка была доступной. Их выпускали для того, чтобы любой человек мог нарядить свою елку. Елка в Советском Союзе была как педагогический объект. Ее украшали не однотипными шарами, а персонажами или предметами, которые были связаны с жизнью. Моей любимой темой является дружба народов. Мне близка эта идея. Очень интересна тема космоса - выпускались всевозможные ракеты и спутники. Особую нишу занимают персонажи сказок. Это очень красивые наборы, которые вызывают интерес у детей.

Было

Стало

История игрушек

В 1935-1940 годах в Союзе появились стеклянные шары с изображением Ленина и Сталина и картонажные украшения с портретами лиц из партбюро.

В военные и послевоенные годы игрушки делали собственноручно, разукрашивая перегоревшие лампочки. Также они выпускались промышленными предприятиями из отходов производства.

В 1949 году страна отмечала 150-летие Александра Пушкина. В истории советской елки открылась новая страница, посвященная сказочным персонажам. В 50-е годы на елках можно было увидеть фигурки Чиполлино, Кота в сапогах, Буратино, Бабы-Яги и других сказочных героев.

В 50-60 годы выпускались игрушки в виде яблок, снопов пшеницы, виноградных гроздей и кукурузы. Игрушки делали из ваты, пластмассы, стекла и папье-маше.

В 60-е многие серии были связаны с Космосом

В 60-е годы множество игрушек были посвящены космосу. Игрушки 70-х - 80-х годов были разнообразны в тематическом плане, но художественной ценности уже не представляли. Исчезла тонкость прорисовки и изящество форм.

Одни из самых дорогих игрушек, которые были проданы на аукционах:

1. Гуси-лебеди

Игрушка с мальчиком на спине гуся-лебедя производства 50-х годов.

Стоимость - от 15 000 рублей

2. Дюймовочка на ласточке

За этой фигуркой коллекционеры гоняются. Если сохранился окрас игрушки, за нее просят больше 25 тысяч рублей.

Стоимость - от 20 000 рублей

3. Конек-Горбунок

Конек-Горбунок отличается качественной яркой росписью.

Стоимость - от 40 000 рублей

4. Индус с ананасом

Создавался индус в артели «Изокульт». Игрушка выпущена в единственном экземпляре.

Стоимость - от 100 000 рублей

5. Пограничник с собакой

Фигурка изображает героя Советского Союза - пограничника Никиту Карацупа со своим псом Ингусом.

Стоимость - от 130 000 рублей

Игрушки, созданные когда-то с любовью, имеют право на вторую жизнь

Игрушки, созданные когда-то с любовью, имеют право на вторую жизнь Фото: Никита МАКАРЕНКОВ, Павел ХАНАРИН

К читателю

«Комсомолка» будет продолжать тему советских игрушек в преддверии Нового года. Присылайте нам на почту фотографии своих любимых игрушек и истории, которые с ними связаны. Самые интересные рассказы мы опубликуем в одном из предновогодних выпусков.

Дончанка Диана Алексашкина получила «Гран-При Мировая Русская Красавица - 2021» в Москве

С 24 по 26 ноября в столице России проходила неделя моды (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: