Детям о деревянных игрушках

Обновлено: 03.05.2024

Наверное, только игрушки из него. Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой, долговечны. В чем преимущество и польза развивающих игрушек из дерева и как их правильно выбирать – памятка для родителей

Положительное воздействие на формирование тактильных навыков

Приятная, а главное такая разная фактура дерева — именно то, что нужно для развития мелкой моторики пальцев.Осязая и исследуя разные по форме и текстуре игрушки, ребенок получает массу информации.

Безопасность
Игрушки из природных материалов не могут навредить. Дети могут без ущерба для здоровья их исследовать: чесать десны, когда режутся зубки, грызть и сосать, грызть и облизывать — вреда не будет, а будет только польза от получения новых впечатлений и бесценного опыта. Гладкая текстура и натуральные красители очень важны для безопасности малыша.

Энергетика
Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой. Они настраивают на положительный лад, дают ребенку правильный настрой, что все живое — ценно.

Эстетика
Что может быть красивее дерева? Наверное, только игрушки из него. Темные и светлые прожилки, годовые кольца, проступающие на поверхности кукол и домиков, дают ребенку правильное представление о гармонии и красоте, развивают фантазию и воображение. Ролан Барт описывал пластик и металл как «неизящные» и «химические», и говорил, что дерево — «знакомая и поэтическая субстанция, не отсекающая ребенку близкий контакт с лесом, со столом, с полом. Дерево не ранит и не разбивается. Оно не ломается, а изнашивается, и может прослужить долго».

Долговечность
Не так просто сломать игрушку, изготовленную из дерева. Более взрослые дети, которые интересуется тем, как все устроено и из чего сделано, могут смело ронять, бить, пытаться сломать деревянную игрушку, ведь она будет очень прочной и выдержит любые нагрузки. Даже самому гиперактивному ребёнку будет крайне сложно сломать игрушку из дерева.

Гигиена
Деревянные игрушки довольно легко мыть, достаточно окунуть в мыльный раствор, ополоснуть и вытереть насухо. Пластмассовые также можно мыть, но если в них встроен какой-то механизм или батарейки, процесс будет сложным.

Как правильно выбрать деревянную игрушку:

  • Текстура. У игрушки не должно быть шероховатых поверхностей, трещин, заноз.
  • Красители. Краска и лак должны быть качественными (пищевые и акриловые красители). Для детей менее года – без красителя.
  • Конкретное назначение – для тренировки счета, для обучения различиям в цветах и пр. Избыток функций – это лишнее для детской игрушки.
  • Простота. Чем проще игрушка – тем быстрее происходит развитие творческого начала ребенка.
  • Возраст и личный график развития своего малыша. Например, ребенку менее трех лет не следует брать конструктор из мелких деталей.
  • Для малышей менее 3 лет вес игрушки должен быть до 100 г; острые углы/выступы недопустимы; шнурки у каталок и прочих должны иметь ограничители и толщину от 2 мм.
  • Выбирая цвет, сразу исключайте черные рисунки на темных фонах – чтобы малыш не напрягал зрение.

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; закрепить правила изготовления плоскостной игрушки – матрёшки; расширять знания детей о народной культуре.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству.

Обучающие задачи: Обучать детей видам народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов – майдановская). Формировать навыки и умения наблюдать за происходящим вокруг. Закрепить представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «ФМП»; Художественно-эстетическое развитие «Рисование», «Музыка»; Социально-коммуникативное развитие «Безопасность», «Социализация»; Речевое развитие.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с пяти и семиместными матрешками. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».

Словарная работа: Остановить внимание детей на слова; токарь, мастер, художник, заготовка.

Методические приё мы: Художественное слово, сюрпризные моменты, взаимодействие со сказочными персонажами, игры.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, кисточки. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки

Ход мероприятия (слайд № 1)

Дети входят в зал и рассаживаются.

бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (слайд № 2)

( В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

бабушка Арина: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку.

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки). (слайд № 3)

(Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.)

бабушка Арина: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! (слайд № 4)Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

Физкультминутка. Веселые матрешки (слайд № 5)

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

бабушка Арина: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. (слад № 6) Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. (слайд № 7)В этом же городе есть старинный музей игрушки.

Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).

бабушка Арина: Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. (слайд № 9) А брали для этого березу, липу и осину. (слайд № 10) Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. (слайд № 11) Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы. (слайд № 12, 13)

Игра «Матрёшечка - матрёшка» (слайд № 14)

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :

Эх, матрёшечка, матрёшка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

бабушка Арина: Ребята, что вы видите на моём столе? (Матрёшек.)

-Скажите, какие они по росту? (Разные.)

-Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга?

(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).

-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).

Игра «Расставь матрешек по порядку» (слайд № 15)

-Из чего сделал её мастер?

-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?

-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).

-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.

-А кто знает стихи про матрёшек?

Игра «Найди двух одинаковых матрешек» (слайд № 16)

(Чтение стихов).

1. Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Наша русская матрёшка.

2. Вот красавицы матрёшки

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Их не трудно сосчитать.

3. Деревянная матрёшка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрёшка,

То матрёшек целых пять!

(Можно включить танец матрёшек)

бабушка Арина: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» (слайд № 17). Дети собирают пять матрешек из двух частей. (Макет матрешки делится пополам, хорошо, если они будет примерно в одной цветовой гамме)

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

бабушка Арина: Мы с вами очутились в художественной мастерской. (слайд) Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты) .

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети расписывают фартуки матрёшки) .

По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра. Бабушкой Арина делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй. И бабушка Арина прощается с детьми.

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки).

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Эх, матрёшечка, матрёшка

Сарафан в цветочик.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ” Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка»


«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек»

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие. Цель: знакомство.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Лэпбук «Народная игрушка»

Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Деревянная игрушка»

Мини-музей «Деревянная игрушка» Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Занятие «Знакомимся с деревянными игрушками».

Программное содержание. Продолжить знакомить с деревянными предметами, в том числе игрушками; дать представление о том, что мягкие породы легко режутся острым ножом (заточка карандаша). Формировать бережное отношение к игрушкам, интерес к их изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.

Материал. Книга «Буратино»; карандаши, требующие заточки; богородская резная игрушка – «клюющие куры» и др; матрёшки, пирамидки; Буратино с сумкой или корзиной с деревянными фигурками - матрёшками; безопасные точилки для карандашей.

Воспитатель. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение.

Воспитатель. Ой, а кто это к нам стучится? Сейчас я посмотрю (воспитатель заглядывает за дверь, за дверью стоит воспитатель в костюме «Буратино»). Прежде, чем я скажу, кто к нам пришёл – вы отгадаете загадку.

Воспитатель. К нам сегодня в гости пришёл Буратино. Эта игрушка, но необычная. Как вы думаете почему?

Воспитатель. Воспитатель знакомит детей с ним; это герой сказки А. Толстого «Приключение Буратино», деревянный мальчик, которого вырезал из бревна папа Карло. Показывает 2-3 иллюстрации из книги. Буратино всё знает о деревянных предметах : как их вырезают, затачивают, раскрашивают.

Буратино. В этой сумке у меня много разных деревянных предметов. Я хочу их показать.

Воспитатель. Сначала я покажу, как можно резать дерево ножом.

Затачивает карандаш на виду у всех, поясняя, что карандаши делают из мягких пород деревьев, чтобы их легко было точить, если они сломаются. Раздаёт по точилке и карандашу каждому ребёнку, и предлагает детям заточить их.

Воспитатель. Игра «Найди деревянный предмет». Дети вместе с воспитателем и Буратино обходят группу и показывают предметы, изготовленные из дерева (мебель, подставка для цветов, пирамидки и т. д.).

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в музей игрушек и Буратино возьмём с собой. Вы знаете, что такое музей?

Дети. Это место, где хранятся старинные вещи. К этим вещам относятся бережно и аккуратно.

Воспитатель. Давайте вспомним, кто сопровождает экскурсию и как вести себя в музее. (Ответы детей)

Буратино. Как вы думаете, из чего все эти предметы сделаны?

Дети. Они сделаны из дерева, они деревянные.

Буратино. Вот здорово, все эти предметы сделаны из дерева, как и я!

Воспитатель. Давным давно, когда не было ни пластмассы, ни резины, ни красок дети играли деревянными игрушками. Делали их сами родители. Вокруг было много леса и игрушки, посуду, мебель и т. д. делали из дерева.

(Воспитатель показывает деревянные игрушки, которые делают мастера-резчики по дереву в разных местах России, например в селе Богородском Московской области, славящемся очень забавными игрушками

( показывает: «Весёлые кузнецы», «Пляшущий мужичок», «Куры», «Рыболов», «Футболист», «Гусар и барыня» и т. д.).

Воспитатель. Здесь стоит игрушка Матрёшка. Это кукла непростая, у неё есть секрет. Как вы думаете, какой? (Ответы детей).

Буратино. Как много у вас в музее разных деревянных игрушек, а знаете ли вы песенку про буратино.

Дети. Конечно знаем.

Воспитатель. Давайте мы повеселимся вместе с Буратино.

Физкультминутка: звучит ритмичная музыка, и дети выполняют движения по слова песни «Бу-ра-ти-но»

Буратино. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Я был у мастера и он вам передал вот такие заготовки матрёшек, и предложил вам их раскрасить для вашего музея. (Затем воспитатель и Буратино раздают детям матрёшек, и предлагает их рассмотреть.)

Воспитатель. Все они надели новые сарафанчики, а художники не успели их раскрасить. Давайте мы с вами сейчас станем мастерами и раскрасим сарафанчики гуашью. (Дети проходят за столы)

Воспитатель. Мастера скорей за дело

Украшай матрёшек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор!

Под русскую народную музыку самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.

Воспитатель. У вас получились чудесные матрёшки. Как только они высохнут, отнесём в наш музей.

Буратино. Все матрёшки у нас на славу.

Потрудились вы не зря!

Вот монетки получите

И спасибо вам друзья!

Буратино раздаёт шоколадные монетки.

Фотоотчет с детьми старшей группы «Как мы знакомимся со свойствами воды»

Фотоотчет с детьми старшей группы «Как мы знакомимся со свойствами воды» Первое вещество, с которым с удовольствием знакомятся дети, это вода. Она дает им приятные ощущения, развивает различные рецепторы и практически.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по рабочей тетради «Знакомимся с профессиями» под редакцией Антоновой М. В. Конспект занятия: «Весёлые поворята» в старшей группе. Цели и задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях; познакомить.

Конспект занятия «Знакомимся с буквой «Ф» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия «Знакомимся с буквой «Ф» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ф» Цель: познакомить детей с буквой Ф, совершенствовать произношение звука [ф], развивать слуховое.

Конспект занятия «Знакомимся с буквой Х» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия «Знакомимся с буквой Х» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Х» Цель: познакомить с буквой Х, совершенствовать произношение звука [х]. Материал и оборудование:.

Фотоотчет занятия-прогулки «Знакомимся с насекомыми»

Фотоотчет занятия-прогулки «Знакомимся с насекомыми» Летом практически весь день дошкольников проходит на улице. Когда мы с ребятами читали на прогулке «Муху - Цокотуху» Корнея Чуковского,.


Формирование у детей знаний о русской деревянной игрушке, используя приёмы музейной педагогики.

1.Познакомить детей с русскими, народными деревянными игрушками, их многообразием.

2.Углубить представление детей о дереве.

3. Создать условия для познавательной деятельности детей.

4. Формировать у детей представления о музее.

5.Способствовать развитию игровой деятельности детей.

6.Воспитывать аккуратное и бережное отношение к игрушкам.

Срок реализации проекта : 1 месяц, март 2019г.

Интеграция образовательных областей ФГОС :

Вид проекта : творческий

Тип проекта : игровой

Участники проекта : воспитатели, педагог - психолог, дети средней группы Одуванчики», родители воспитанников группы «Одуванчики».

Место расположения мини - музея : групповая комната

педагоги – специалисты – дети – родители.

- проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;

- овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении деревянных игрушек;

- проявляют доброту, заботу и бережное отношение к игрушкам;

- Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

- обогащение родительского опыта, при совместном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;

- повышении компетентности родителей при выборе игрушек;

1.Создание и открытие - презентация мини – музея «Деревянная игрушка» в группе;

2.Приглашение гостей: детей других групп, родителей, сотрудников детского сада в мини-музей;

3.Пополнение экспонатов мини - музея;

4.Проведение образовательной деятельности в мини - музее;

5. Консультации для педагогов и родителей по использованию приемов музейной педагогики;

6. Рекомендации родителям посетить с детьми музей «народных сказок», который находится в Первомайском районе (переходной мост).

Выбранная нами тема проекта «Деревянная игрушка в жизни ребенка", очень актуальна. Ребенок познаёт мир и учится взаимодействовать с ним через игрушки. Но нередко перед взрослыми стоит проблема, какую же игрушку выбрать своему ребенку. Большинство родителей останавливают свой выбор на ярких красочных игрушках, отдавая дань рекламе, но мало кто задумывается о старой, русской, традиционной игрушке.

Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что при контакте человека с деревом, происходит биоэнергетический обмен, дерево помогает обрести равновесие и гармонию.

Любые деревянные предметы в доме, в том числе и деревянные игрушки, обладают своей силой.

Дерево материал твердый, но приятный и теплый на ощупь.

Чем хорошо дерево – выполненная из него любая игрушка, утрачивает режущие углы, она становится пластичной, и не может поранить ребенка. А еще деревянные игрушки не содержат ненужных деталей и раскрывают огромный потенциал для развития детской фантазии и воображения.

Ребенок, беря в руки деревянную игрушку, может почувствовать лесную атмосферу и живительную силу дерева.

В нашем городе есть музеи, но опросив родителей и детей нашей группы, мы выяснили, что большая часть воспитанников ни разу не были в музее. Причины этого могут быть различными, родители много работают, и у них не остается времени на общение с ребенком. Родители не знают, с какого возраста можно посещать с ребенком музеи, и нежелание некоторых, современных родителей развивать своих детей.

Многие родители считают, что ребенок дошкольного возраста, все необходимые знания получит в детском саду. Поэтому мы решили помочь детям, увидеть в деревянной игрушке, глубочайший смысл, почувствовать заключённую в ней энергию, впитать её доброту, прикоснуться к русской народной культуре и для решения данной проблемы мы решили создать в группе мини – музей «Деревянная игрушка».

Проектная деятельность на первом этапе работы:

- информирование родителей, детей и педагогического коллектива о запуске проекта;

«Деревянная игрушка в жизни ребенка»

-Определение педагогических целей и задач, содержание проекта, прогнозируемых результатов;

- Подобрать необходимую методическую и художественную литературу, деревянные игрушки по теме проекта;

- разработка этапов проектной деятельности;

- разработка конспектов занятий, тематических бесед, подборка дидактических игр и игрушек по теме проекта;

- создание предметно-развивающей среды в группе, выбрать место для мини - музея «Деревянная игрушка», в групповой комнате;

- подобрать атрибуты для игровой деятельности детей;

- продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта, привлечь родителей для реализации проекта;

- подобрать полезную информацию по теме проекта;

- составление картотеки деревянных игрушек, собранных в мини музее;

-Подбор народных подвижных игр;

Вместе с детьми определили возможные источники информации:

- серия занятий по теме проекта;

- беседа по прочитанным сказкам;

- рассматривание иллюстраций, журналов, на соответствующую тематику;

- Воспитателями и родителями были подобраны книги, журналы, иллюстрации по теме проекта;

- Организация познавательной, речевой и игровой деятельности с деревянными игрушками (дидактические настольные игры, игры - забавы;

- подбор игрового материала для создания мини – музея;

- Просмотр мультфильма «Деревяшки»;

В ходе сбора информации возникали дополнительные вопросы, ответы на которые нам помогали искать родители и психолог Валиева И.С.

Разработка детских проектов по теме: « Деревянная игрушка в жизни ребенка»

- создание альбома с иллюстрациями деревянных игрушек;

- подбор картинок, иллюстраций, сказок, книг по теме проекта;

- выставка игрушек из дерева, создание в группе мини-музея;

- оформление фото - альбома «Игрушки из дерева в нашей группе».

При разработке проекта мы заметили, что детей увлекла идея создания в группе музея деревянных игрушек, да и сам поиск предметов и игрушек из дерева, дома и в группе, заинтересовал всех детей и родителей.

Поэтому, своей группе, мы постарались создать условия для осуществления и реализации детских замыслов.

Реализация проектов проходила через разные виды детской деятельности:

Реализация детских проектов способствовала формированию у детей устойчивых знаний, в различных областях изучаемой темы.

Формы и методы работы с детьми

- Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек»;

- Занятие беседа «Дерево-часть живой природы»

- Составление творческих рассказов на тему:

«Моя любимая, деревянная игрушка»

- экскурсия по территории детского сада, (Деревья на наших площадках);

- Беседа: «Какие бывают музеи?»;

- Рисование: орнаменты, платочки для матрешки, «Погости у нас немножко - русская матрешка»;

- Аппликация: укрась матрешке фартук;

- Конструктивная деятельность из маленького и большого деревянного конструктора «Терем для матрешки»;

- Лепка: «Матрешки – милашки»;

- Игры на деревянных ложках, трещётках, маракасах, свистульках сделанных из дерева;

- Хоровод вокруг дерева на участке;

- Подвижные игры с деревянной атрибутикой в группе, в музыкальном зале и на улице;

- Совместная работа с педагогами и родителями по пополнению экспонатами мини – музея группы.

«Деревянная игрушка – безопасный друг ребенка»,

«В какие игры можно играть с матрешкой».

Презентация проектов «Деревянная игрушка в жизни ребенка» проходила в таких формах как:

- презентация альбома с фотографиями «Деревянные игрушки»;

- фото - выставка «Деревянные игрушки в нашей группе»;

- презентация альбома деревянных изделий;

- презентация мини музея «Деревянная игрушка» созданного в группе;

Дети, взрослые и гости, посетившие наш музей, получили удовольствие.

Тема «Деревянная игрушка» стала актуальной не только для детей и родителей нашей группы, но и заинтересовала педагогов детского сада.

Вся работа с детьми проводилась в согласовании с родителями и непосредственном их участии.

Дети узнали много нового о деревянных игрушках, рассказывать о них, научились играть с ними.

Дети получили глубокие, для своего возраста, знания о дереве, его использовании и применении.

У детей обогатился активный словарный запас, практически все семьи группы приняли активное участие в создании мини – музея «Деревянная игрушка», проявили свои таланты, раскрыли свои творческие способности.

Проект помог родителям и детям лучше узнать друг друга, взрослым проникнуться идеями и мыслями своего ребенка, сплотить семейные узы.

А нам воспитателям – открыть таланты и способности наших родителей, стать ближе.

  1. «Игрушка в жизни ребёнка» под редакцией Косаковской Е.А. просвещение 2009г.
  2. «Природа и творчество. Русская матрёшка» Первушина О.М.,Столбова В.Г. М. Мозаика 2002г
  3. «Необычные сувениры и игрушки» (самоделки из природных материалов) Артамонова Е.В.

М. издательство Эксмо 2005г.

Лыкова И.А. ООО издательский дом «Цветной мир» 2014г.

5. »Игрушка в семье» Батурина Е. Дошкольное воспитание №9 2010г.

6. «Подсобные художественные промыслы России» БарадулинВ.А., Сидоренко В.Т. М. Россельхозиздат.1983г.

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Читайте также: