Детям о романовской игрушке

Обновлено: 08.05.2024

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка".

ВложениеРазмер
zanyatie_na_rayonnyy_seminar.docx 22.29 КБ
zanyatie_na_rayonnyy_seminar.docx 22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей «Б» по приобщению к истокам русской народной культуры.

Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Цель : познакомить детей с романовской игрушкой.

- дать представление об истории создания, характере и особенностях романовской игрушки, закреплять умения сравнивать, находить характерные отличия,

- развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус, совершенствовать умения работать с гуашью,

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.

• мультимедийные – видеозапись «Подмастерье»;

• музыкальные – весёлые русские народные песни.

• оборудование – лепбук «Романовская игрушка»; нарукавники для работы; заготовки романовских игрушек; стаканчики с водой, салфетки; кисточки №2, гуашь.

рассказ воспитателя о романовской игрушке, рассматривание картинок романовских игрушек; разучивание пословиц о труде; лепка романовских игрушек (заготовок); беседы о романовской игрушке.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы пригласить вас в гости в настоящую русскую избу. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы? А где вы их видели? (в музее, на ярмарке, у бабушки) . Это предметы промысла разных мастеров. Здесь есть и работы мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину, но и в наше время они используются в быту.

Я хотела вам сегодня рассказать одну притчу. Присаживайтесь на лавки, да слушайте повнимательней. (посадить детей за стол, на лавки)

1 карман лепбука «История романовской игрушки».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. Эта местность была богата залежами разнообразной глины - красной, жёлтой, чёрной и белой. Глина использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки. А называться они стали по местности «романовскими» или «романушками». Сначала чаще лепили домашних животных, затем появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. Все игрушки имели обрядовый смысл: собака – охранитель, индюк – оберег для ребенка (его привязывали к люльке), козёл ржаной – хлебное изобилие. Романовская игрушка всегда была музыкальной, они издают великолепные звуки благодаря местной глине, из которой они сделаны. Среди «романушек» есть птица счастья – Сирин (полуптица-полуженщина), она является только счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

2 карман лепбука «Дидактическая игра «Собери романовскую игрушку»

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери романовскую игрушку» (из частей собрать целое)

- Молодцы! Сколько много «романушек» вы собрали, целую коллекцию!

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)

- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде? (да) Что она означает? (ответы) («Глаза боятся, а руки делают»)

Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

- А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

3 карман лепбука «Отгадай пословицу»

- Посмотрите, может быть вам картинки подскажут!

Мала пчёлка, да и та работает.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кончил дело – гуляй смело.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Куй железо, пока горячо.

Делал наспех, сделал насмех.

Под лежачий камень и вода не течет.

Каков мастер, такова и работа.

- Молодцы, ребята! Много вы пословиц о труде знаете!

4 карман лепбука «Работа подмастерья»

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья) .

( Словарная работа : хоровое и индивидуальное проговаривание слова) .

- Дети мы с вами посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику : посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

- Ребята, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Здесь какое-то приглашение. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогие ребята! Жду вас в гости! Мастер романовской игрушки.»

-Дети, какое неожиданное и увлекательное приглашение. Ну что отправляемся в гости?!

-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами оказались в мастерской романовской игрушки. А вот, наверное, и мастер. Давайте поздороваемся с мастером и спросим : как его зовут, что он делает.

- Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.

Мастер : Здравствуйте! Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь делать глиняные игрушки. Мой мастер ушел за глиной, а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!

- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу, и ты в срок все отдашь мастеру. Мы поможем тебе раскрасить игрушки.

5 карман лепбука «Коллекция романовских игрушек»

- Но прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого) .

- Какие эмоции вызывают у вас эти цвета? (веселье, праздник, красота)

- Давайте рассмотрим элементы росписи романовской игрушки. (Бороздки, точки, полоски, колоски) .

(Показать игрушку Жаворонок)

-Ребята, у меня есть одна такая игрушка. Полюбуйтесь, какая она красивая и нарядная. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды и люди наблюдали за природой. С прилётом жаворонка начинались полевые работы. Начинали сеять поля.

Романовские мастера просто волшебники!

Физкультминутка. (выходят, становятся в круг)

Завелась неведомая птица –

На Руси народ дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту.

Эта птица не простая,

(посадить за столы)

- Ребята, в нашей мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку.

Перед началом работы надеваем нарукавники, как настоящие подмастерья.

Каждый из вас возьмет заготовку для работы. У вас есть кисточки, вода, краски, салфеточки.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.

(Самостоятельная работа детей за столами) .

(Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.)

- Дети, я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)

-А я, ребята, купила бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Все игрушки мы отправим подмастерью, я думаю, что он успеет доделать все игрушки в срок.

- Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

-С кем познакомились?

- Кто такой подмастерье? (помощник мастера)

- Чем знаменит наш Липецкий край? (Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой)

Как говорится в русской пословице: «Делу – время, а потехе – час». Мы с вами потрудились, теперь можем и поиграть. Я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей «Б» по приобщению к истокам русской народной культуры.

Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Цель : познакомить детей с романовской игрушкой.

- дать представление об истории создания, характере и особенностях романовской игрушки, закреплять умения сравнивать, находить характерные отличия,

- развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус, совершенствовать умения работать с гуашью,

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.

• мультимедийные – видеозапись «Подмастерье»;

• музыкальные – весёлые русские народные песни.

• оборудование – лепбук «Романовская игрушка»; нарукавники для работы; заготовки романовских игрушек; стаканчики с водой, салфетки; кисточки №2, гуашь.

рассказ воспитателя о романовской игрушке, рассматривание картинок романовских игрушек; разучивание пословиц о труде; лепка романовских игрушек (заготовок); беседы о романовской игрушке.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы пригласить вас в гости в настоящую русскую избу. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы? А где вы их видели? (в музее, на ярмарке, у бабушки) . Это предметы промысла разных мастеров. Здесь есть и работы мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину, но и в наше время они используются в быту.

Я хотела вам сегодня рассказать одну притчу. Присаживайтесь на лавки, да слушайте повнимательней. (посадить детей за стол, на лавки)

1 карман лепбука «История романовской игрушки».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. Эта местность была богата залежами разнообразной глины - красной, жёлтой, чёрной и белой. Глина использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки. А называться они стали по местности «романовскими» или «романушками». Сначала чаще лепили домашних животных, затем появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. Все игрушки имели обрядовый смысл: собака – охранитель, индюк – оберег для ребенка (его привязывали к люльке), козёл ржаной – хлебное изобилие. Романовская игрушка всегда была музыкальной, они издают великолепные звуки благодаря местной глине, из которой они сделаны. Среди «романушек» есть птица счастья – Сирин (полуптица-полуженщина), она является только счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

2 карман лепбука «Дидактическая игра «Собери романовскую игрушку»

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери романовскую игрушку» (из частей собрать целое)

- Молодцы! Сколько много «романушек» вы собрали, целую коллекцию!

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)

- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде? (да) Что она означает? (ответы) («Глаза боятся, а руки делают»)

Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

- А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

3 карман лепбука «Отгадай пословицу»

- Посмотрите, может быть вам картинки подскажут!

Мала пчёлка, да и та работает.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кончил дело – гуляй смело.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Куй железо, пока горячо.

Делал наспех, сделал насмех.

Под лежачий камень и вода не течет.

Каков мастер, такова и работа.

- Молодцы, ребята! Много вы пословиц о труде знаете!

4 карман лепбука «Работа подмастерья»

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья) .

( Словарная работа : хоровое и индивидуальное проговаривание слова) .

- Дети мы с вами посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику : посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

- Ребята, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Здесь какое-то приглашение. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогие ребята! Жду вас в гости! Мастер романовской игрушки.»

-Дети, какое неожиданное и увлекательное приглашение. Ну что отправляемся в гости?!

-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами оказались в мастерской романовской игрушки. А вот, наверное, и мастер. Давайте поздороваемся с мастером и спросим : как его зовут, что он делает.

- Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.

Мастер : Здравствуйте! Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь делать глиняные игрушки. Мой мастер ушел за глиной, а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!

- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу, и ты в срок все отдашь мастеру. Мы поможем тебе раскрасить игрушки.

5 карман лепбука «Коллекция романовских игрушек»

- Но прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого) .

- Какие эмоции вызывают у вас эти цвета? (веселье, праздник, красота)

- Давайте рассмотрим элементы росписи романовской игрушки. (Бороздки, точки, полоски, колоски) .

(Показать игрушку Жаворонок)

-Ребята, у меня есть одна такая игрушка. Полюбуйтесь, какая она красивая и нарядная. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды и люди наблюдали за природой. С прилётом жаворонка начинались полевые работы. Начинали сеять поля.

Романовские мастера просто волшебники!

Физкультминутка. (выходят, становятся в круг)

Завелась неведомая птица –

На Руси народ дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту.

Эта птица не простая,

(посадить за столы)

- Ребята, в нашей мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку.

Перед началом работы надеваем нарукавники, как настоящие подмастерья.

Каждый из вас возьмет заготовку для работы. У вас есть кисточки, вода, краски, салфеточки.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.

(Самостоятельная работа детей за столами) .

(Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.)

- Дети, я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)

-А я, ребята, купила бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Все игрушки мы отправим подмастерью, я думаю, что он успеет доделать все игрушки в срок.

- Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

-С кем познакомились?

- Кто такой подмастерье? (помощник мастера)

- Чем знаменит наш Липецкий край? (Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой)

Как говорится в русской пословице: «Делу – время, а потехе – час». Мы с вами потрудились, теперь можем и поиграть. Я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

1 В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась : ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

2 Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими» или «романушками», если присмотреться, они чем-то напоминают скопинские скульптуры. Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

3 У каждой эпохи — своя свистулька. До Петра чаще лепили домашних животных, а когда открылся липецкий курорт, появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. На железную дорогу ответили глиняным паровозом, а когда на курорт царь Николай пожаловал, то и его "обожгли" местные игрушечники. Очень редкая скульптура – похороны Льва Толстого. Местные жители очень трепетно к нему относились, любили его изображать.

4 Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы.

5 К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни.

6 Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

7 Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

8 Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм : красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

9 Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

10 Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки.

11 Раскрашивается игрушка двумя способами : поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

12 Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.

В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию.

13 Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.

Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, тоже не осталось без внимания.

16 Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.

В настоящее время на месте старинного боярского города Романов, в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики.

Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы.

формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь);

воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству;

формировать интерес к народному искусству;

развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

Словарная работа: романовская игрушка, мастер, глина, печь.

Оборудование и материалы: конверт с письмом, коробка с наглядным пособием (игрушка-свистулька, картинки с изображением романовских игрушек, раскраски для каждого ребенка, кисти, стаканчики с водой, краски гуашевые, салфетки.

Ход занятия:

1 этап: Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня возле нашей двери нашла конверт! Давайте откроем и прочитаем, что там написано. «Здравствуйте, дети. Я проходил мимо вашего детского сада, и мне захотелось подарить вам подарок. О моем подарке, вам расскажет ваш воспитатель. Мой подарок вы найдете в своей группе, он лежит в красной коробочке. С уважением РОМАНОВСКИЙ МАСТЕР».

Ну что, давайте найдем красную коробочку!

Воспитатель: Молодцы! Нашли подарок, который оставил для вас романовский мастер. Сейчас мы его откроем.

Ой, свистулечка какая,

Ребята, да это же романовская игрушка – птичка!

2 этап: Основной этап.

Воспитатель: Ребята давайте я вам расскажу о романовских игрушках!

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Жители этого села лепили из глины изделия, а затем обжигали глину в печи, и отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. (Рассматривание картинок). Одни делали из глины посуду, другие игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, но может присутствовать и серебряный цвет.

Элементы росписи просты – полоски и точки.

Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

Мы с вами посмотрели очень много картинок, а теперь давайте сделаем гимнастику для глаз:

посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

У романовской игрушки есть один секрет! Хотите узнать какой? (ответы детей)

Эти игрушки умеют свистеть, поэтому их очень часто называют игрушки – свистульки. Давайте послушаем как они звучат.

Ребята давайте встанем в хоровод и возьмемся за руки. А теперь скажем волшебные слова и мы с вами окажемся в мастерской где мастера делают романовские игрушки! (Дети закрывают глаза)

Вот это чудеса, мы с вами уже в мастерской! Теперь мы с вами помощники мастера. Посмотрите нам нужно раскрасить картинки с изображением романовской игрушки. Мы с вами будем использовать такие же цвета, как и мастер. Кто помнит, какие это цвета? (ответы)

Давайте сядем за столы и приступим.

3 этап Подведение итогов.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались! Вам нравятся ваши работы? (ответы). А что же мы с вами раскрашивали? (ответы). Кто мне скажет, кто подарил нам эту замечательную романовскую игрушку? (ответы). Что могут делать эти игрушки? (ответы, правильно свистеть.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Знакомство детей с глиняной игрушкой «Дымковские расписные» Цель: Знакомство детей с глиняной дымковской игрушкой, как предметом народного искусства, развитие продуктивной деятельности детей. Образовательные.

Конспект занятия «Знакомство с народной деревянной игрушкой — матрешкой» Знакомство с народной деревянной игрушкой – матрешкой. Цель: Познакомить детей с Полхов-майданской матрешкой, как с предметом народного.

Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой. Образовательные задачи: Познакомить с народной дымковской игрушкой (лошадка, обратить внимание.

Конспект занятия для младшей группы «Знакомство с нашей группой» Цель: • Познакомить детей с помещениями группы и их назначением. • Учить детей ориентироваться в спальне, умывальной, раздевальной комнатах.

Конспект занятия по ФЭМП для детей младшей группы «Знакомство с треугольником, сравнение его с квадратом» Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать.

Консультация для родителей «Знакомство с Русской матрешкой как с развивающей игрушкой для детей» Консультация для родителей «Знакомство с Русской матрешкой как с развивающей игрушкой для детей» Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом.

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость»

План-конспект занятия для детей второй младшей группы «Песочная страна. Знакомство с эмоцией «радость» План — конспект занятия для детей второй младшей группы 3–4 лет «Песочная страна» Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание.

Конспект занятия для детей второй младшей группы «Знакомство с перелетными птицами весной» «Знакомство с перелетными птицами весной» Цели: - формировать познавательный интерес у детей к первым характерным признакам наступления.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей через декоративно -прикладное искусство.

-дать представление о истории создания, характере и особенностях романовской игрушки.

-закреплять умения рассматривания и выделения элементов узора (полосы, борозды, точки) и росписи на объемной форме;

- совершенствовать движения кисти руки при рисовании ;

-развивать самостоятельность мышления детей,художественный вкус;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.

• музыкальные – весёлые русские народные песни.

• оборудование – ИКТ; роспись романовской игрушки; заготовки романовских игрушек покрытые коричневой краской; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки №2, гуашь.

рассказ воспитателя о происхождении романовской игрушки, рассматривание альбомов, картин о романовских игрушках; лепка из соленого теста романовских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о романовской игрушке. Группа оформлена под мастерскую романовских мастеров.

Ход ООД:

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Дети,что нового вы видите в нашей группе. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы и у кого вы их видели. (ответы детей-в музее,на ярмарке, у бабушки). Это предметы промысла мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная и берестяная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину,но и в наше время они используются в быту.

А я хотела вам рассказать одну притчу. В одном селе гончары придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни-романовская.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село- Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Одни делали из глины посуду, игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, могут присутствовать серебряные прожилки.

Элементы росписи просты и незамысловаты : бороздки, полоски, точки.

Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

( Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

- А подготовленная для росписи глиняная игрушка называлась заготовкой. Она была не раскрашена и мастера делали ее яркой и красивой.

Дети мы посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику: посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

-.Дети, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим что в ней лежит. (В шкатулке лежат 3D очки и записка).Здесь письмо от кого-то и очки. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогой, далекий друг! Жду тебя в гости! Мастер романовской игрушки.»

-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами в мастерскую романовской игрушки. Давайте поздороваемся с мастером и спросим : как его зовут,что он делает. Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.

Мастер: Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь лепить из глины. Мой мастер ушел домой,а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!

- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу и ты в срок все отдашь мастеру. Мы можем раскрасить барашков.

(Воспитатель подходит к мольберту с картинками элементов росписи)

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого).

- Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

- Какие элементы используются при росписи игрушек? (Бороздки, точки, полоски и т. д.).

-У меня есть один такой барашек. Полюбуйтесь, какой он веселый и нарядный. Как интересно изогнуты его рога и как украшена спина. Романовские мастера просто волшебники!

- Давайте представим, что у нас в руках кисточки и в воздухе прорисуем эти элементы: точки, бороздки- полоски рисуем сверху - вниз.

- В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку. Каждый из вас возьмет заготовку для работы.

Итак, проходите на свои рабочие места, но перед началом работы надеваем фартуки, как настоящие подмастерья. Садитесь удобнее и перед началом работы приготовим пальцы, сделаем пальчиковую гимнастику.

Гимнастика «Пальчики здороваются».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.

- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему? (выслушиваются ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете из чего можно слепить игрушки в наше время? (Пластилин, соленое тесто.)

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)

-А я, ребята, купил бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Большое спасибо за помощь. Приходите, т. е. прилетайте к нам еще. Прощайте (УХОД ЗА ШИРМУ)

- Прощай подмастерье! Спасибо за приглашение. Мы обязательно навестим еще. А теперь ребята и нам пора домой. Что нам нужно чтобы вернуться обратно? Надевайте очки и в путь! Вот мы вернулись обратно. Как интересно в гостях, но дома все же лучше. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей.) Дети, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей) С кем познакомились? Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой, помощник мастера называется- подмастерье, кем мы с вами и были.

На ярмарке в старину любили играть в игры. Я знаю много таких игр.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательному разделу «Художественно-эстетическое развитие» Автор разработки воспитатель Бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарской начальной общеобразовательной.

Конспект НООД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Город мастеров» Тема:"Город мастеров" Программное содержание: Цель: На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные.

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — рисование в старшей группе. Тема «Снежинка».

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — рисование в старшей группе. Тема «Снежинка». Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) во второй младшей группе Программное содержание: Образовательные задачи: учить лепить птичку: делить пластилин на две неравные части, соединять части, плотно прижимая.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Листопад» Цель: продолжать учить детей различать цвета (желтый, красный, рисовать в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование) листья деревьев,.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Листопад» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Изготовление народной куклы-оберега «Девкина забава» Программное содержание: -Продолжать знакомить детей с русскойнародной культурой:дать.

«Знакомство с натюрмортом». Конспект НОД по ОО «Художественно эстетическое развитие» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Открытка для мамы» (ОО Художественно-эстетическое развитие) Образовательные задачи: 1. Учить детей вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам без использования.

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Читайте также: